Бронхиальная астма и наркотики
Вопрос психологу:
Здравствуйте. 6 лет я употребляла наркотики. Из них 3 года это были тяжёлые наркотики внутривенно. Год не употребляю. Проблемы с мыслями в голове были всегда, но как завязала, стало ещё хуже. Жизнь не имеет смысла. Останавливает страх «а что там».
Может там ещё хуже. Вчера мы с молодым человеком поругались. У меня была очередная истерика. Очень сильная. На нервной почве у меня открывается астма. Я поставила себе укол. Состояние улучшилось. Сегодня весь день на работе смотрю на руку и не могу не думать о наркотиках и о том как выйти погулять в окно восьмого этажа. На работе весь день плачу. Жить нет ни желания… Себя ненавижу за все…, самооценка на нуле. Я жуткий параноик. Мне кажется, что все мне врут… Что меня никто не любит. Я везде ищу подвох и не вижу смысла в жизни. Не страшна сама смерть, страшно именно то, что будет потом. Мне кажется, я не вы терплю…, если будит ещё хуже. Хочу исправить все… Но мне кажется, я не справлюсь. С наркотиков мне было очень сложно слазить. Какая то невероятная сила воли помогла… Купить то бросить не могу, а тут такое.. Я продала вещи с квартиры, шкафы, кровать. Потом очень сильно испугалась, когда чуть не умерла от передозировки. Отказали. Решила завязать. Было очень сложно. Но я справилась. Боюсь сорваться и опять в эту же бездну. Я хочу нормальной спокойной жизни, но её нет. И как найти выход, я не знаю. Знакомая женщина работает в наркологии. Рассказала о моих мыслях психиатру, та дала мне антидепрессанты и транквилизаторы. Я пропила их. Пока пила было более менее. Сейчас перестала… Мне так плохо сильно… Мне кажется, я схожу с ума. Мама меня не понимает. Ей плевать на меня.
Автор вопроса: Елена Возраст: 25
На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Елена!
Так уж получилось, что я отвечаю на Ваш пост совершенно простуженная, с обложенным горлом и заложенным носом. И в который раз ощущаю невозможность сказать все, что мне хочется именно из-за самого такого состояния? Поэтому лично мне сразу на ум пришло: «Сколько же недосказанности есть у этой девушки! Сколько всего она не смогла высказать тем, кто рядом с ней! Но сколько у нее было таких слов, зажатых обстоятельствами!»
Можно много рассуждать о психосоматике как о явлении в медицине, совершенно безосновательно притянутом к психической жизни человека! Но мой личный опыт говорит об обратном! И это касается не только астмы и девиантного поведения, к которому относится наркозависимость. Это касается всей психической жизни человека.
Мне очень хочется поддержать Вас и как-то добавить Вам ресурсов для того, чтобы справиться с обострением Вашей ситуации. И это в первую очередь можно сделать Вам самой, оценив свои невероятные жизненные стремления, которые Вы так обесценивающе отвергаете сама! Завязать самостоятельно не просто трудно, а очень трудно! И пусть пока Ваших усилий еще не хватает на то, чтобы справляться со своими состояниями длительный период, Они есть и показатель этому Вы сегодняшняя!
Понимаю, что всякие мысли, в том числе и поиске смыслов жизни, особенно когда они настойчиво роятся в голове, не давая о возможности найти устраивающие Вас ответы, доставляют много хлопот ищущим натурам! И немудрено, что некоторые не могут справляться с ними, не прибегая к дополнительным «останавливающим» средствам. Особенно трудно быть с ними, когда собственные силы истощены, а окружение не может или не хочет оказать поддержку. Но в таких случаях очень в помощь будут «соратники» по несчастью – те, кто так же борется с безразличным окружением пытаясь вырваться из цепких лап самого безразличия. Узнайте, возможно в Вашем городе где-то есть группа поддержки людей, борющихся с наркозависимостью. Для Вас сейчас общение с ними было бы той отдушиной, которая помогла бы пережить попытки регрессии Вашей болезни. Анонимные наркозависимые или любые терапевтические группы, работающие с людьми в сложных ситуациях стали бы для Вас поддержкой и ориентиром в Вашей продолжающейся борьбе за жизнь. Без поддержки в таком состоянии находиться просто противопоказано. К тому же там Вы могли бы обрести родственную душу не только в противодействии невзгодам и зависимости, но и в интересах и обретении новых смыслов. Если не получится найти группу, обратитесь проста сама к специалисту. Иногда просто возможность высказаться, избавиться от удерживаемых слов может значительно снизить накал страданий, в том числе и в ситуации с приступами астмы.
Найдите способ получить разрядку всему, что наболело, накопилось. Если не сможете найти специалиста в своем городе ищите на просторах интернета. Такая возможность тоже будет работать на Вас и улучшение Вашего текущего состояния. Это могут быть и скайп встречи со специалистом, и общение онлайн на психологических сайтах, где такой формат предусмотрен,
Не «забивайте» на себя и свою жизнь! Научитесь дышать полной грудью, а не украдкой и по возможности. Каждый человек этого достоин и имеет на это право! Воспользуйтесь свои.
Я в Вас верю!
С уважением и пожеланиями найти своих соратников в Вашей борьбе за себя, Елена Гладкова
Оцените ответ психолога:
Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся спазмом бронхов и приступами удушья. Астма является самой распространенной хронической болезнью среди детей и требует обязательного медикаментозного лечения.
ЧТО ТАКОЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Бронхиальная астма – серьезное неинфекционное заболевание дыхательных путей. Согласно официальной статистике, от астмы страдают 339 миллионов человек во всем мире(1), при этом именно астма является самой распространенной хронической болезнью у детей(2). В России бронхиальной астмой страдают 6,9% взрослых (более 1,2 млн человек(3) и 10% детей и подростков(4).
Бронхиальная астма возникает из-за гипереактивности (повышенной чувствительности к раздражителям) бронхов, в результате чего возникает их спазм. В бронхах образуется большое количество слизи, стенка бронхов утолщается вследствие отека, из-за чего просвет бронхов сужается. У больного возникают приступы удушья, появляются свистящие хрипы, одышка и сильный кашель, особенно усиливающийся ночью и по утрам. Приступы иногда проходят самостоятельно, но обычно, особенно при тяжелой бронхиальной астме, требуется купирование медикаментозными препаратами.
СИМПТОМЫ АСТМЫ
• Приступообразный сухой кашель, усиливающийся ночью и по утрам;
• одышка;
• хрипы и свист в грудной клетке;
• ощущение нехватки воздуха;
• приступы удушья.
Факторами риска развития симптомов астмы, как правило, становится вдыхание аллергенов (некоторые продукты питания, пыль, шерсть домашних животных и пыльца растений), холодного воздуха или из-за контакта с бытовой химией(4). Кстати, физические нагрузки, например, бег, и ОРВИ также способны спровоцировать обострение бронхиальной астмы(5).
Тяжесть бронхиальной астмы может изменяться в течение жизни больного. Но даже при легком течении этого заболевания возможны тяжелые приступы, требующие усиления терапии. Часто так проявляется обострение астмы, и оно может закончиться даже летальным исходом.
КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ЗАБОЛЕВАНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ?
Согласно официальным данным, 36 миллионов человек в мире, страдающих бронхиальной астмой, имеют тяжелое течение заболевания(6). Таким пациентам требуются высокие дозы ингаляционных глюкокортикостероидов для того, чтобы держать заболевание под контролем. При этом часть пациентов может испытывать неприятные симптомы даже при максимальном объеме терапии. Обострения заболевания у них происходят в 5 раз чаще по сравнению с астмой легкого течения или средней тяжести(7). Впрочем, современная терапия способна держать под контролем бронхиальную астму, а также снижать или даже предотвращать обострения этого заболевания.
«Контроль – основная цель в лечении астмы», – утверждают врачи. Около 80% больных бронхиальной астмой уверены, что контролируют свое заболевание(8), но на самом деле у 45% пациентов астма не контролируется вовсе, еще у 35% – контролируется лишь частично(9). Плохой контроль симптомов связан с риском обострений(10).
Чтобы быстро и точно определить уровень контроля над заболеванием у конкретного пациента, врачи используют международный АСТ-тест. Тест оценивает следующие параметры:
• ограничение активности;
• одышка;
• как часто больной просыпается от сильного кашля или одышки;
• применение препаратов, облегающих дыхание;
• общий контроль над астмой.
ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
Первые успехи в контроле над заболеванием были достигнуты 50 лет назад. Например, в тот период с появлением сальбутамола научились купировать приступы астмы(11).
На сегодняшний день, согласно клиническим рекомендациям, ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС) являются основными препаратами для лечения и успешного контроля бронхиальной астмы. У пациентов поддерживающая терапия глюкокортикостероидами позволяет контролировать симптомы бронхиальной астмы. Пациенты отмечают, что приступы случаются гораздо реже, протекают легче, поэтому пациенты с астмой могут жить полноценной жизнью, не испытывая серьезного дискомфорта от заболевания(4).
Однако при тяжелой форме бронхиальной астмы, когда даже высокие дозы ИГКС не позволяют взять заболевание под контроль, на помощь приходит современная таргетная терапия, которая позволяет контролировать заболевание, снизить частоту приступов обострений астмы, госпитализаций и существенно улучшить качество жизни пациента(12).
Материал подготовлен при поддержке компании GSK
___________________________________________________________
Список литературы:
1. The Global Asthma Report 2018. Available online at: https://globalasthmareport.org/Global%20Asthma%20Report%202018.pdf Last accessed: February 2019
2. Данные ВОЗ. [Электронный ресурс] 09.04.2019 https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/asthma
3. https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2017-god
4. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению бронхиальной астмы [Электронный ресурс] 09.04.2019 https://spulmo.ru/download/Asthmarec3.pdf
5. Global Initiative for Asthma. Global Strategy for Asthma Management and Prevention. 2018. Available from: www.ginasthma.org (accessed August 2018)
6. 1. Jarjour N. N. et al. Severe asthma: lessons learned from the National Heart, Lung, and Blood Institute Severe Asthma Research Program. Am. J. Respir. Crit. Care Med., 2012; 185 (4), :356–362. 2. Chung KF, Wenzel SE, Brozek JL, et al. International ERS/ATS guidelines on definition, evaluation and treatment of severe asthma. Eur Respir J. 2014;43(2):343-373)
7. Kupczyk M et al. Clin Exp Allergy. 2014;44(2):212–221
8. Price D et al. NPJ Prim Care Respir Med. 2014; 24:14009
9. V.V. Arkhipov et al,Pulmonologia, №6 (2011), 87-93
10. McCoy K, et al. J Allergy Clin Immunol. 2006;118:1226–1233; 3. Meltzer EO, et al. J Allergy Clin Immunol. 2011;127:167–72
11. https://www.gsk.com/en-gb/about-us/our-history/
12. Wang F.P., Liu T., Lan Z. et al. Efficacy and safety of anti-interleukin-5 in patients with asthma: a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2016; 11(11):e0166833; RU/OTH/0022/19
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.