Аутотренинг при бронхиальной астме

Кровообращение, нехватка кислорода

Обогащение крови кислородом происходит в лёгких, а насыщение питательными веществами — органах пищеварения. В печени и почках происходит нейтрализация и вывод продуктов метаболизма. Кровообращение регулируется гормонами и вегетативной нервной системой…

Читать далее →

Советы психолога

Приезжала 21 февраля подруга свекрови — няня с психологическим и педагогическим образованием. Мы были втроем: я, Паша (2г 11м) и Тихон. Лена разделась, подошла к Тише: «Привет, меня зовут Лена, а тебя?» Сынок промолчал, отвернулся и ушел. Лена подошла к Паше с теми же словами. Павлик не растерялся и, улыбнувшись, ответил: «Пася Петовись» (Паша Петрович). Тихон недавно проснулся и ходил в пижаме. Собственно уговорить его снять пижаму после сна тяжело. «Тиша, ну ты же большой мальчик, покажи как ты сам…

Читать далее →

Тем кто страдает Паническими атаками

Мне очень помогла эта статья. Там написано все что я хотела знать и понимая что такое ПА на душе стало легче и справляться тоже))

Панические атаки — неожиданно возникающий приступ паники, который характеризуется неприятными телесными ощущениями (симптомами): одышка, головокружение, покалывание в руках и ногах, потливость, дрожь, изменение сердечного ритма, боль в груди.

Панические атаки — это…

Панические атаки — это выражение на сегодняшний день известно почти каждому человеку.
Современный человек, особенно в условиях крупного мегаполиса находится в обстановке постоянного стресса…

Читать далее →

VI. ПИТАНИЕ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

 
Самым сложным было поддерживать определенный ритм и предписания из-за гастролей, перелетов. Приходилось и приходится брать еду с собой в баночках-контейнерах, но теперь без этого уже никуда.
Надежда БабкинаЛюбой достигнутый большими усилиями результат хочется удержать. Согласитесь, жаль потратить кучу времени и сил на достижение цели, а потом потерять все в один момент. И неважно, о чем идет речь – о знаниях или богатстве. Для человека естественно стремление к сохранению и приумножению ранее нажитого.А вот когда дело касается здоровья, мы зачастую…

Читать далее →

Контрацепция

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей
Бэбиблога

Перейти в сообщество

Источник

Бронхиальная астма – от этой болезни страдает множество людей, в том числе и дети, это хроническое заболевание с рецидивами органов дыхания. Бронхиальная астма считается самым распространенным заболеванием в мире.

Такая астма протекает атипично – имея мало выраженный дыхательный дискомфорт, больного может сильно беспокоить навязчивый кашель, сухой и приступообразный. Очень часто такой кашель сопровождается в грудной клетке свистом. Выделяют приблизительно десять вариантов клинической бронхиальной астмы, где больные люди, болеют каждый по разному.

Если родственники кровные страдали этой болезнью, или были проявления аллергии, такие как экзема, пыльцевые конъюнктивит и ринит, крапивница, нейродермит, то шансов заболеть есть намного больше, чем люди, у которых наследственность «чистая». Но бывает и такое, что у родственников никакой астмы не было никогда, а вот астма налицо.

В наше время в лечении бронхиальной астмы достигнуты весьма колоссальные успехи, выпущено довольно большое число лекарственных препаратов, их называют еще базисной терапией. Эти препараты не действуют при приступе удушья, который уже имеет развитие, такие лекарства имеют стратегический характер – они предотвращают появление приступов. К таким препаратам относятся: тайлед, кетотифен, интал, аколат. Применяя эти препараты можно подавить высвободившиеся вещества, которые сильно повреждают слизистую оболочку на бронхах.

Существуют также и гормональные препараты, которые основаны на базисной терапии. Эти препараты довольно сильные, у них достаточно высокая противовоспалительность, которая защищает бронхи от сужения. Также есть карманные ингаляторы – это ингакорт, бекотид, бенакорт, фликсотид, эти препарата также предупреждают возникающие приступы удушья.
А теперь давайте конкретно поговорим о первой помощи астматику. Я думаю, это очень важная тема.

Страшные приступы астмы способны спровоцировать не только заболевания дыхательных путей и аллергены, но и перенапряжения в нервной системе.

Тот, кто хоть раз видел воочию приступ астмы, может себе представить, насколько страшна ситуация, при которой человек перестает дышать. Естественно, об астматиках здесь и говорить не приходится. Некоторые из них, при одной мысли об остановке дыхания приходят в ужас.

Первые надвигающиеся симптомы астмы может узнать каждый. Это сильно затрудненное дыхание со свистящими громкими хрипами, стеснение в груди, жгучие, сверлящие боли в груди.

Читайте также:  Легкая интермиттирующая бронхиальная астма армия

Как остановить приступ?

Честно говоря, во время приступа впадают в панику не только сами астматики, но и близкие люди, родственники, находящиеся в это время рядом с больным.
Усугубить ситуацию с приступом может неграмотное поведение близких и родных. Ниже пошагово даны рекомендации, которые помогут справиться с приступом астмы.

Шаг первый.
Для снятия спазмов при первых приступах необходимо дать больному папаверин, эуфиллин или эфедрин. Для того, чтобы мокрота отделялась эффективнее, рекомендуется дополнительно назначить 5%-ный раствор йодита калия. Этот раствор необходимо пить три раза в день по одной ст. ложке.

Шаг второй.
После того, как больной принял лекарство, его нужно освободить от всего, что затрудняет дыхание. Для этого требуется снять галстук, расстегнуть тугой пояс и воротник. Это поможет обеспечить дополнительно приток свежего воздуха. Естественно, окна в помещении в это время тоже должны быть открыты, а вокруг больного должно находиться как можно меньше посторонних людей.

Шаг третий.
Конечности астматика (руки и ноги) рекомендуется опустить в горячую воду. В то же время необходимо приготовить смесь из уксуса, соли и холодной воды. Этой жидкость нужно будет растирать область груди. Лоб и виски больного тоже нужно охладить. Для этого подойдет обыкновенный одеколон или спирт. Эти манипуляции помогут обеспечить хороший приток кислорода к легким.

Аутотренинг.

Свести к минимуму приступы поможет аутотренинг, которым больной должен заниматься ежедневно.

Прежде чем приступить к аутотренингу, нужно сесть удобно в кресло и успокоиться, а затем сделать небольшую дыхательную гимнастику. Дышать нужно ровно и спокойно, расслабив все мышцы.

После того как мышцы расслабились, а мысли успокоились, можно произнести шепотом или про себя формулы успокоения:

— исчезают все мои тревоги, страхи, опасения и волнения;
— я постепенно успокаиваюсь;
— аутотренинг укрепляет всю мою нервную систему;
— я чувствую, как тепло постепенно заполняет мою грудь;
— мое дыхание становится легким;
— воздух выдыхается и вдыхается свободно и очень легко;
— мое дыхание стало совсем бесшумным, свободным и спокойным.

Все эти упражнения можно выполнять в течение всего дня, но обязательно с самым позитивным настроем.

Источник

Введение к работе

Вопрос подбора адекватных методов комплексного лечения бронхиальной астмы (БА) по сей день является животрепещущей темой. Психосоматические расстройства у детей и подростков в настоящее время становятся все более распространенными и обуславливают высокий риск хронизации соматических заболеваний и снижение уровня социальной адаптирован пости болеющих детей и подростков. В детско-подростковой популяции наиболее часто встречающимися являются психосоматические нарушений со стороны органов дыхания. Так, по данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость БА в большинстве стран значительно возросла. Среди детей и подростков БА распространена больше чем среди взрослых. В связи с бронхиальной астмой госпитализируется 72% болеющих детей до 3 лет, 78% в возрасте от 3 до 8 лет, 90% 8-14 лет и 94% старше 14 лет (Battistini et al.,1993). Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания.

Одной из центральных проблем в комплексном лечении болезней органов дыхания является использование методов коррекционного и психотерапевтического воздействия на психоэмоциональный статус болеющих детей (Чучалин А.Г., 1997). Но до настоящего времени не выделены значимые для психотерапевтической помощи снмптомокомплексы психосоматических расстройств у детей и подростков, не разработаны оптимальные методы психотерапевтического воздействия с учетом возрастного и личностного факторов, что значительно снижает эффективность терапевтического лечения и вторичной профилактики расстройств при бронхиальной астме у детей и подростков. В настоящее время спектр возможных проявлений психосоматических взаимоотношений при бронхиальной астме в клинической практике сформулирован как «астматический дистресс» (Чучалин А.Г.,1997), но это понятие не наполнено клиническим содержанием с точки зрения 2 значимых для оказания психотерапевтической помощи психосоматических расстройств пограничного уровня, а именно, астенических, тревожно-депрессивных состояний, личностных реакций «тревожного ожидания», а также других фиксирующихся в процессе болезни аномально-личностных нарушений. Как у взрослых, так и у детей с бронхиальной астмой, по данным современной литературы, растет частота тревожных расстройств (Bussing et al., 1996). Так, например, паническое расстройство во взрослой популяции по разным данным встречается у 6,5-24% больных бронхиальной астмой. Однако большинство исследований ограничены малым количеством примеров, статистически незначимым. У пациентов с астмой выявлена высокая коморбидность тревожных расстройств основному заболеванию. На сегодняшний день для определения характера и встречаемости тревожных расстройств есть необходимость в статистически более значимых исследованиях, что позволит научно обосновать необходимость коррекции этих расстройств CKaton et а!.. 200(У).

Читайте также:  Можно ли пить козье молоко при бронхиальной астме

Ведущей задачей в трактовке и лечении бронхиальной астмы является оценка психоэмоционального фактора и его роли в возникновении болезни. Часто можно наблюдать как положительные и отрицательные эмоции оказывают провоцирующую роль в обострении болезни. У каждого больного бронхиальной астмой можно наблюдать своеобразные, присущее только ему, особенности психоэмоционального статуса (Чучалин А.Г.,1997).

Отношения между эмоциями и астмой весьма сложно. Известно, например, что обострения астмы часто связываются с периодами повышенной эмоциональности. Причинно-следственные отношения, связывающие астму с эмоциональностью, до конца не ясны. Неясно, например, предшествует ли высокая тревожность астме либо она складывается как результат постоянного страха приступа удушья (Horton et al.,1978).

В настоящее время выделен ряд объяснительных моделей, а также опосредующих физиологических звеньев, связывающих астму с эмоциональностью (Lehrer et al.,1993). Среди возможных механизмов связи БА з

и эмоций выделяют, например, эффект «индивидуальной стереотипии ответа» (Lacey & Lacey.,1958), предиспозиции, обнаруженной у астматиков, — отвечать стереотипно (бронхоспазмом) на самые разные по своей природе стрессы.

Возможно, определенный свет на данную проблему проливают современные представления о функциональной организации центрального дыхательного механизма с его афферентными системами (Бреслав, 1994).

Лабильность дыхательного паттерна, характерные реакции дыхания на эмоциональные воздействия — все это привлекало внимание исследователей и с точки зрения терапии. Известно, например, что медитация ведет к снижению частоты дыхания и повышению его регуляции, облегчает его произвольную задержку.

Спектр возможных форм проявления всего комплекса психосоматических взаимоотношений БА и эмоций встречающегося в клинической практике, так называемый «астматический дистресс» (Чучалин А.Г.,1997), весьма широк. Это и различные астенические и психопатические состояния, развившиеся на фоне болезни, связанные с ответной реакцией ЦНС на патологические процессы в органах дыхания, а также с влиянием определенных видов психотерапии. Наконец, это влияние актуальных жизненных событий на возникновение и течение заболевания. Явления астматического дистресса, в реальной клинической практике существующие в известном единстве, можно представить в виде следующих трех компонентов:

1. БА как обобщенный ответ организма на эмоционально неблагоприятную жизненную ситуацию;

2. Влияние эмоций на течение БА

3. БА как причина эмоционального неблагополучия.

В каждом конкретном клиническом случае эти компоненты представлены в различных соотношениях в зависимости от множества факторов: ведущего патогенетического механизма БА, степени тяжести и длительности заболевания, особенностей личности больного и т.д. Субъективные симптомы БА составляют 5 кластеров: паника-страх, раздражительность (возбудимость), 4 гипервентиляция-гипсркапния, бронхиальная обструкция, утомляемость (астения) (Гиндикнн В.Я., 2000).

Вместе с тем, в области психосоматических исследований Б А ощущается определенный недостаток патопсихологических исследований, представляющих собой некую теоретическую оппозицию тенденциям сведения психических феноменов при астме к психологическим и нейрофизиологическим аспектам. Перевод психосоматических взаимоотношений при астме на язык нейрофизиологических связей, несомненно, дает исследователю такие важные преимущества, как объективность анализа и возможность подтвердить объяснение феноменов лабораторными данными. Однако при этом в проблематике факторов астмы не учитывается «психологическая реальность» (Чучалин А.Г.,1997).

Исследования психологических факторов БА проводились главным образом в рамках двух направлений психологической науки — психоанализа (Alexander, French (1948), Dunbar (1948)) и психологии поведения (бихевиоризм) (Garrick et al.,1989; Creer, 1990). Эти подходы отличала общая тенденция к изучению личности больного, семейного анамнеза, а также весьма позитивная в то время тенденция к психологизации терапии. За счет этого произошло движение вперед — от медицины органов к медицине целостности и личностно-ориентированного подхода. В настоящее время больной не рассматривается в отрыве от контекста (психологического, семейного, социального), а данный контекст, в свою очередь, используется в целях оптимизации лечебного и реабилитационого процессов. В качестве психологического контекста выступает совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик больного; в качестве социальной системы — его семья, профессиональное окружение, общество в целом (Wood, 1993; Ruiz Ruiz, 1993).

Касаясь собственно психотерапевтических методов лечения БА, необходимо отметить психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биообратная 5 связь), гипноз, групповую психотерапию, семейную терапию, долгосрочную индивидуальную психотерапию, а также аутотренинг. Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение. В противном случае их эффективность не превышает тех, которые даны как простые советы и поддержка (Гельдер М., 1999). Результаты множества клинических исследований этих методов, в том числе методов аутогенной тренировки и прогрессивной релаксации, весьма противоречивы (Creer et al., 1991; Vazquez & Bucceta, 1993); кроме того почти все статистически значимые исследования проводилось среди взрослого населения (Куприянов С.Ю., 1985; Семенова Н.Д., 1992). В настоящее время в психотерапии доминирует тенденция к интегративному подходу, в том числе в связи с индивидуальными социальными и национально-психологическими особенностями, так что сегодня мы говорим о мультимодалыюй системной российской модели психотерапии (Макаров В.В., 2000). В связи с этим появляется возможность более дифференцированного психотерапевтического подхода в каждом отдельном случае и, вероятно, повышения курабелыюсти многих заболеваний, в том числе и психосоматических.

Читайте также:  Жалобы больных при бронхиальной астме

Целью выполненного исследования была разработка оптимальных приемов и средств психотерапевтической помощи, а именно, аутогенного тренинга (AT) в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой. Выполнение запланированной цели достигнуто через решение конкретно сформулированных задач, которые включали в себя выделение значимых для психотерапевтической помощи психосоматических расстройств у подростков, болеющих бронхиальной астмой, разработку критериев оценки эффективности приемов и средств аутогенной тренировки в лечении бронхиальной астмы у подростков, как в условиях стационарной, так и, что особенно важно, в условиях амбулаторной поликлинической помощи. 6 Цель исследования: Разработка оптимальных приемов и средств аутогенной тренировки в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой . Задачи:

1. Выделить значимые для психотерапевтической помощи средствами AT клинические и клинико-психологические признаки психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой.

2. Разработать клинико-психологические критерии оценки прогностической эффективности AT в лечении бронхиальной астмы у подростков. 

3. Провести сравнительную оценку комплексного лечения бронхиальной астмы с использованием AT для коррекции психосоматических расстройств у подростков.

4. Разработать методические рекомендации по внедрению методов AT в практику амбулаторной помощи для предупреждения рецидивов психосоматических расстройств у подростков с БА.

Научная новизна исследования.

Впервые выделены и изучены в возрастном аспекте (подростковый возраст) клинические и психологические особенности психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой. Показано, что наряду с пограничными психическими расстройствами астенического и тревожно-депрессивного регистров значимыми для психотерапевтического воздействия являются определенные психологические особенности реагирования, а именно, эмоциональная нестабильность, неустойчивость к стрессу и трудности социальной адаптации.

Показано, что метод аутогенной тренировки в эмоционально-стрессовой модификации (Ю.Л.Покровский, 1985) является эффективным психотерапевтическим методом для коррекции этих расстройств у подростков. Впервые в комплексном лечении подростков, больных бронхиальной астмой 7 апробированы и внедрены приемы и средства аутогенной тренировки эффективные при лечении психосоматических расстройств в условиях терапевтического стационара и амбулаторной службы.

Впервые апробировано использование метода AT для вторичной профилактики психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой в условиях домашней ситуации при самостоятельном использовании метода.

Практическая значимость исследования.

Комплексный клинико-психологический и клинико-социальный анализ психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой способствует совершенствованию многоосевой оценки психических расстройств пограничного уровня, включая характеристику нарушений эмоциональной стабильности-нестабильности и психосоциальной адаптивности. Эти данные имеют значение для характеристики уровня социального функционирования несовершеннолетних с бронхиальной астмой.

Практическая значимость исследования выделенных социально-клинических характеристик при психотерапевтическом воздействии имеет практическое значение для разработки и обоснования форм и средств организации службы психического здоровья подростков, включая в систему комплексной помощи саногенные приемы аутотренинга, ориетированные на формирование устойчивых форм личностной активности пациента во внеболышчных условиях.

Разработанный на основе личностно-ориентированного, модифицированного варианта аутотренинга подход дает возможность использовать его в терапевтических отделениях детских больниц, амбулаторий, а также самостоятельно в условиях дома после краткосрочного обучения.

В целом это приводит к повышению эффективности терапии подростков с бронхиальной астмой, снижение в связи с этим количества осложнений, а также частоты и длительности госпитализации по данному заболеванию. Апробация работы. 8 Основные положения диссертационного исследования работы представлены на XI Всероссийском конгрессе педиатров (Москва, 2003). Результаты исследования и метод психокоррекци представлены в Методическом пособии для врачей (Союз педиатров России, Научный Центр здоровья детей РАМН, Ассоциация детских аллергологов и иммунологов России, Москва, 2004) и в сборнике по социальной психиатрии ГНЦ ССП им. В.П.Сербского, 2004. 

Похожие диссертации на Аутогенная тренировка в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой

Период отдаленных последствий ожоговой болезни у детей и подростков: клиника и динамика психических расстройств, лечение, реабилитация

Клинико-социальные характеристики подростков-правонарушителей, страдающих расстройствами шизофренического спектра, находящихся на стационарном принудительном лечении (диагностический, судебно-психиатрический и лечебно-профилактический аспекты)

Сравнительная эффективность методов лечения панического расстройства

Интегративная психотерапия в комплексном лечении панических расстройств

Оценка эффективности сочетанной фармакологической и интегративной групповой психотерапии в лечении ипохондрического расстройства

Клинические особенности, динамика и лечение депрессивных расстройств в периоде перименопаузы

Динамика тревожно-депрессивных расстройств в процессе лечения методом гипнотерапии больных, страдающих различными формами очаговой алопеции

Применение иммуномодуляторов и нейрометаболических стимуляторов (ноотропов) при лечении больных с астеническими расстройствами

Источник