Аутогенная тренировка при бронхиальной астме

АСТМА – „КРИК В ПОИСКАХ МАТЕРИ”

За множеством факторов, которые могут вызвать приступ астмы (холод, вредные вещества в воздухе, физические нагрузки, инфекции, эмоции и т.п.), кроется, как правило, воспоминание о сочетании психодинамических событий из детства. Аллергические факторы также могут служить первопричиной астмы, но при определенных обстоятельствах под влиянием метода расслабления они теряют свою действенность. Цель аутотренинга заключается в такой стабилизации психического состояния, чтобы эмоциональные и другие факторы не были в состоянии вызвать приступ. Многие участники курсов таким путем преодолели самих себя, а следовательно и свою астму. Правда, есть много астматиков, которые не могут себя изменить, что в конечном итоге означает, что их мотивация недостаточно глубока или они не в силах ликвидировать свою блокировку. Лежащие в основе астмы психические факторы были проанализированы чикагским ученым Ф. Александером.

Основная проблема, по его словам, заключается „в конфликте вокруг не разорванной эксцессивной связи с матерью”. По данным его исследований, не существует характерного портрета личности для страдающих астмой. Однако в качестве постоянной движущей силы прослеживается зачастую вытесненная из сознания слишком тесная связь с матерью, желание обрести защиту со стороны матери или образа матери. Разумеется, пациент не осознает, что все, „что угрожает разлучить его с матерью или с заменяющим ее образом», может вызвать приступ астмы. Другие авторы характеризуют астматический приступ как подавленный крик в поисках матери и обращают внимание на наблюдаемое у детей явление, когда сдавленный плач ведет порой к затруднениям дыхания. Однако попытки психосоматического объяснения чаще всего мало чем могут нам помочь.

Как и при всех психосоматических заболеваниях, при астме вначале имеется целый комплекс взаимодействующих условий, которые в конечном итоге приводят к возникновению болезни. К приступам астмы надо относить ся серьезно, так как они, хотя и редко, могут стать непосредственной причиной смерти.

Считают, что в Германии проживает около 500000 астматиков. Таким образом, астма принадлежит к самым распространенным психосоматическим заболеваниям. Под этим понимается органическое заболевание, в возникновении которого решающую роль играют душевные факторы. Психотерапевт Х.Ланген говорит о необходимости двойного психотерапевтического воздействия. Во-первых, это аналитический процесс, вскрывающий причины, а во-вторых, меры, направленные на поддержку и лечение организма типа аутотренинга. По методике Лангена, после того, как достигается ощущение тяжести и тепла, проводятся дыхательные упражнения. Затем путем форсированной конвергенции глаз пациент пытается быстро войти в гипноидное состояние. Добиться конвергенции можно, если смотреть на воображаемый палец, находящийся в 5- 10 см от глаз. Этот прием с успехом применяется и в аутотренинге, особенно на высшей ступени. В методике Лангена и Э.Кретчмера другие упражнения аутотренинга не выполняются. Свой метод они назвали „поэтапным активным гипнозом”.

С помощью аутотренинга у детей усиливается сознание собственного „Я”, поддерживается процесс взросления, а также постепенного естественного отхода от матери. Психотерапевт и педиатр Герд Бирман требует, чтобы мать и ребенок занимались аутотренингом порознь, чтобы сохранять дистанцию между ними и подкреплять в ребенке чувство самостоятельности и ответственности.

Для астматика важно научиться сохранять безразличие по отношению к собственному дыханию. Это достигается с помощью формул „мне свободно дышится” или „дыхание происходит само по себе”, которые либо вставляются в упражнение на дыхание, либо используются самостоятельно как формулы цели.

В легких случаях астмы мы добивались хороших результатов. Так, например, одна 25-летняя домохозяйка рассказывала, что после тренировок чувствует себя совершенно свободно и жалобы на астму стали значительно реже. 17-летний ученик писал: „Я ко всему теперь отношусь свободнее, чем раньше. Приступы астмы, как ни странно, прекратились. Исчезла нервозность”.

Успех на курсах достигается, как правило, уже на стадии основных упражнений. В больницах чаще применяется другая методика, где наряду с аутотренингом используются специальные дыхательные упражнения, массаж, лечебная физкультура и т. п. Пожилые люди, страдающие заболеваниями сердца, должны при этом знать, что глубокое равномерное дыхание облегчает деятельность сердца. Говорят, что дыхание делает подготовительную работу для сердца.

Читайте также:  Чесночные ингаляции при бронхиальной астме

Хорошие успехи, а иногда и полное излечение достигаются при хроническом кашле, а также при других формах нарушений дыхания, вызванных психическими причинами.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Источник

Введение к работе

Вопрос подбора адекватных методов комплексного лечения бронхиальной астмы (БА) по сей день является животрепещущей темой. Психосоматические расстройства у детей и подростков в настоящее время становятся все более распространенными и обуславливают высокий риск хронизации соматических заболеваний и снижение уровня социальной адаптирован пости болеющих детей и подростков. В детско-подростковой популяции наиболее часто встречающимися являются психосоматические нарушений со стороны органов дыхания. Так, по данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость БА в большинстве стран значительно возросла. Среди детей и подростков БА распространена больше чем среди взрослых. В связи с бронхиальной астмой госпитализируется 72% болеющих детей до 3 лет, 78% в возрасте от 3 до 8 лет, 90% 8-14 лет и 94% старше 14 лет (Battistini et al.,1993). Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания.

Одной из центральных проблем в комплексном лечении болезней органов дыхания является использование методов коррекционного и психотерапевтического воздействия на психоэмоциональный статус болеющих детей (Чучалин А.Г., 1997). Но до настоящего времени не выделены значимые для психотерапевтической помощи снмптомокомплексы психосоматических расстройств у детей и подростков, не разработаны оптимальные методы психотерапевтического воздействия с учетом возрастного и личностного факторов, что значительно снижает эффективность терапевтического лечения и вторичной профилактики расстройств при бронхиальной астме у детей и подростков. В настоящее время спектр возможных проявлений психосоматических взаимоотношений при бронхиальной астме в клинической практике сформулирован как «астматический дистресс» (Чучалин А.Г.,1997), но это понятие не наполнено клиническим содержанием с точки зрения 2 значимых для оказания психотерапевтической помощи психосоматических расстройств пограничного уровня, а именно, астенических, тревожно-депрессивных состояний, личностных реакций «тревожного ожидания», а также других фиксирующихся в процессе болезни аномально-личностных нарушений. Как у взрослых, так и у детей с бронхиальной астмой, по данным современной литературы, растет частота тревожных расстройств (Bussing et al., 1996). Так, например, паническое расстройство во взрослой популяции по разным данным встречается у 6,5-24% больных бронхиальной астмой. Однако большинство исследований ограничены малым количеством примеров, статистически незначимым. У пациентов с астмой выявлена высокая коморбидность тревожных расстройств основному заболеванию. На сегодняшний день для определения характера и встречаемости тревожных расстройств есть необходимость в статистически более значимых исследованиях, что позволит научно обосновать необходимость коррекции этих расстройств CKaton et а!.. 200(У).

Ведущей задачей в трактовке и лечении бронхиальной астмы является оценка психоэмоционального фактора и его роли в возникновении болезни. Часто можно наблюдать как положительные и отрицательные эмоции оказывают провоцирующую роль в обострении болезни. У каждого больного бронхиальной астмой можно наблюдать своеобразные, присущее только ему, особенности психоэмоционального статуса (Чучалин А.Г.,1997).

Отношения между эмоциями и астмой весьма сложно. Известно, например, что обострения астмы часто связываются с периодами повышенной эмоциональности. Причинно-следственные отношения, связывающие астму с эмоциональностью, до конца не ясны. Неясно, например, предшествует ли высокая тревожность астме либо она складывается как результат постоянного страха приступа удушья (Horton et al.,1978).

В настоящее время выделен ряд объяснительных моделей, а также опосредующих физиологических звеньев, связывающих астму с эмоциональностью (Lehrer et al.,1993). Среди возможных механизмов связи БА з

и эмоций выделяют, например, эффект «индивидуальной стереотипии ответа» (Lacey & Lacey.,1958), предиспозиции, обнаруженной у астматиков, — отвечать стереотипно (бронхоспазмом) на самые разные по своей природе стрессы.

Читайте также:  Какие упражнения можно делать при бронхиальной астме

Возможно, определенный свет на данную проблему проливают современные представления о функциональной организации центрального дыхательного механизма с его афферентными системами (Бреслав, 1994).

Лабильность дыхательного паттерна, характерные реакции дыхания на эмоциональные воздействия — все это привлекало внимание исследователей и с точки зрения терапии. Известно, например, что медитация ведет к снижению частоты дыхания и повышению его регуляции, облегчает его произвольную задержку.

Спектр возможных форм проявления всего комплекса психосоматических взаимоотношений БА и эмоций встречающегося в клинической практике, так называемый «астматический дистресс» (Чучалин А.Г.,1997), весьма широк. Это и различные астенические и психопатические состояния, развившиеся на фоне болезни, связанные с ответной реакцией ЦНС на патологические процессы в органах дыхания, а также с влиянием определенных видов психотерапии. Наконец, это влияние актуальных жизненных событий на возникновение и течение заболевания. Явления астматического дистресса, в реальной клинической практике существующие в известном единстве, можно представить в виде следующих трех компонентов:

1. БА как обобщенный ответ организма на эмоционально неблагоприятную жизненную ситуацию;

2. Влияние эмоций на течение БА

3. БА как причина эмоционального неблагополучия.

В каждом конкретном клиническом случае эти компоненты представлены в различных соотношениях в зависимости от множества факторов: ведущего патогенетического механизма БА, степени тяжести и длительности заболевания, особенностей личности больного и т.д. Субъективные симптомы БА составляют 5 кластеров: паника-страх, раздражительность (возбудимость), 4 гипервентиляция-гипсркапния, бронхиальная обструкция, утомляемость (астения) (Гиндикнн В.Я., 2000).

Вместе с тем, в области психосоматических исследований Б А ощущается определенный недостаток патопсихологических исследований, представляющих собой некую теоретическую оппозицию тенденциям сведения психических феноменов при астме к психологическим и нейрофизиологическим аспектам. Перевод психосоматических взаимоотношений при астме на язык нейрофизиологических связей, несомненно, дает исследователю такие важные преимущества, как объективность анализа и возможность подтвердить объяснение феноменов лабораторными данными. Однако при этом в проблематике факторов астмы не учитывается «психологическая реальность» (Чучалин А.Г.,1997).

Исследования психологических факторов БА проводились главным образом в рамках двух направлений психологической науки — психоанализа (Alexander, French (1948), Dunbar (1948)) и психологии поведения (бихевиоризм) (Garrick et al.,1989; Creer, 1990). Эти подходы отличала общая тенденция к изучению личности больного, семейного анамнеза, а также весьма позитивная в то время тенденция к психологизации терапии. За счет этого произошло движение вперед — от медицины органов к медицине целостности и личностно-ориентированного подхода. В настоящее время больной не рассматривается в отрыве от контекста (психологического, семейного, социального), а данный контекст, в свою очередь, используется в целях оптимизации лечебного и реабилитационого процессов. В качестве психологического контекста выступает совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик больного; в качестве социальной системы — его семья, профессиональное окружение, общество в целом (Wood, 1993; Ruiz Ruiz, 1993).

Касаясь собственно психотерапевтических методов лечения БА, необходимо отметить психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биообратная 5 связь), гипноз, групповую психотерапию, семейную терапию, долгосрочную индивидуальную психотерапию, а также аутотренинг. Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение. В противном случае их эффективность не превышает тех, которые даны как простые советы и поддержка (Гельдер М., 1999). Результаты множества клинических исследований этих методов, в том числе методов аутогенной тренировки и прогрессивной релаксации, весьма противоречивы (Creer et al., 1991; Vazquez & Bucceta, 1993); кроме того почти все статистически значимые исследования проводилось среди взрослого населения (Куприянов С.Ю., 1985; Семенова Н.Д., 1992). В настоящее время в психотерапии доминирует тенденция к интегративному подходу, в том числе в связи с индивидуальными социальными и национально-психологическими особенностями, так что сегодня мы говорим о мультимодалыюй системной российской модели психотерапии (Макаров В.В., 2000). В связи с этим появляется возможность более дифференцированного психотерапевтического подхода в каждом отдельном случае и, вероятно, повышения курабелыюсти многих заболеваний, в том числе и психосоматических.

Читайте также:  Чем лечить бронхиальную астму у детей 5 лет

Целью выполненного исследования была разработка оптимальных приемов и средств психотерапевтической помощи, а именно, аутогенного тренинга (AT) в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой. Выполнение запланированной цели достигнуто через решение конкретно сформулированных задач, которые включали в себя выделение значимых для психотерапевтической помощи психосоматических расстройств у подростков, болеющих бронхиальной астмой, разработку критериев оценки эффективности приемов и средств аутогенной тренировки в лечении бронхиальной астмы у подростков, как в условиях стационарной, так и, что особенно важно, в условиях амбулаторной поликлинической помощи. 6 Цель исследования: Разработка оптимальных приемов и средств аутогенной тренировки в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой . Задачи:

1. Выделить значимые для психотерапевтической помощи средствами AT клинические и клинико-психологические признаки психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой.

2. Разработать клинико-психологические критерии оценки прогностической эффективности AT в лечении бронхиальной астмы у подростков. 

3. Провести сравнительную оценку комплексного лечения бронхиальной астмы с использованием AT для коррекции психосоматических расстройств у подростков.

4. Разработать методические рекомендации по внедрению методов AT в практику амбулаторной помощи для предупреждения рецидивов психосоматических расстройств у подростков с БА.

Научная новизна исследования.

Впервые выделены и изучены в возрастном аспекте (подростковый возраст) клинические и психологические особенности психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой. Показано, что наряду с пограничными психическими расстройствами астенического и тревожно-депрессивного регистров значимыми для психотерапевтического воздействия являются определенные психологические особенности реагирования, а именно, эмоциональная нестабильность, неустойчивость к стрессу и трудности социальной адаптации.

Показано, что метод аутогенной тренировки в эмоционально-стрессовой модификации (Ю.Л.Покровский, 1985) является эффективным психотерапевтическим методом для коррекции этих расстройств у подростков. Впервые в комплексном лечении подростков, больных бронхиальной астмой 7 апробированы и внедрены приемы и средства аутогенной тренировки эффективные при лечении психосоматических расстройств в условиях терапевтического стационара и амбулаторной службы.

Впервые апробировано использование метода AT для вторичной профилактики психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой в условиях домашней ситуации при самостоятельном использовании метода.

Практическая значимость исследования.

Комплексный клинико-психологический и клинико-социальный анализ психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой способствует совершенствованию многоосевой оценки психических расстройств пограничного уровня, включая характеристику нарушений эмоциональной стабильности-нестабильности и психосоциальной адаптивности. Эти данные имеют значение для характеристики уровня социального функционирования несовершеннолетних с бронхиальной астмой.

Практическая значимость исследования выделенных социально-клинических характеристик при психотерапевтическом воздействии имеет практическое значение для разработки и обоснования форм и средств организации службы психического здоровья подростков, включая в систему комплексной помощи саногенные приемы аутотренинга, ориетированные на формирование устойчивых форм личностной активности пациента во внеболышчных условиях.

Разработанный на основе личностно-ориентированного, модифицированного варианта аутотренинга подход дает возможность использовать его в терапевтических отделениях детских больниц, амбулаторий, а также самостоятельно в условиях дома после краткосрочного обучения.

В целом это приводит к повышению эффективности терапии подростков с бронхиальной астмой, снижение в связи с этим количества осложнений, а также частоты и длительности госпитализации по данному заболеванию. Апробация работы. 8 Основные положения диссертационного исследования работы представлены на XI Всероссийском конгрессе педиатров (Москва, 2003). Результаты исследования и метод психокоррекци представлены в Методическом пособии для врачей (Союз педиатров России, Научный Центр здоровья детей РАМН, Ассоциация детских аллергологов и иммунологов России, Москва, 2004) и в сборнике по социальной психиатрии ГНЦ ССП им. В.П.Сербского, 2004. 

Похожие диссертации на Аутогенная тренировка в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой

Период отдаленных последствий ожоговой болезни у детей и подростков: клиника и динамика психических расстройств, лечение, реабилитация

Клинико-социальные характеристики подростков-правонарушителей, страдающих расстройствами шизофренического спектра, находящихся на стационарном принудительном лечении (диагностический, судебно-психиатрический и лечебно-профилактический аспекты)

Сравнительная эффективность методов лечения панического расстройства

Интегративная психотерапия в комплексном лечении панических расстройств

Оценка эффективности сочетанной фармакологической и интегративной групповой психотерапии в лечении ипохондрического расстройства

Клинические особенности, динамика и лечение депрессивных расстройств в периоде перименопаузы

Динамика тревожно-депрессивных расстройств в процессе лечения методом гипнотерапии больных, страдающих различными формами очаговой алопеции

Применение иммуномодуляторов и нейрометаболических стимуляторов (ноотропов) при лечении больных с астеническими расстройствами

Источник