Актуальность анемии у детей
Железодефицитная
анемия является очень важной проблемой
педиатрии и имеет не только медицинский,
но и социальный характер. Это обусловлено
широкой распространённостью анемии
среди детей, а также значительностью
отрицательных последствий для их
здоровья.
Последствия
железодефицита крайне неприятны, так
как любой недостаток железа в организме
нарушает снабжение клеток кислородом,
развивается железодефицитная анемия,
снижается иммунитет и, как следствие
этого, увеличивается риск инфекционных
заболеваний. У детей происходит задержка
роста и умственного развития, повышается
утомляемость и снижается успеваемость,
дети постарше жалуются на постоянную
усталость, происходят нежелательные
изменения в тканях и органах. Особой
ранимостью при железодефиците подвержены
эпителиальные ткани: кожа, слизистая
полости рта, желудочно-кишечного тракта
и дыхательных путей. Одной из причин
различных экзем, дерматитов и других
заболеваний кожи может служить именно
железодефицит. Нарушение слизистой ЖКТ
сопровождается нарушением процесса
всасывания питательных веществ, в том
числе витаминов и микроэлементов, таким
образом замыкается порочный круг.
Вовлечение в патологический процесс
центральной нервной системы при
железодефиците подтверждается отставанием
психомоторного развития детей, обеднением
их эмоциональной сферы с преобладанием
плохого настроения, вялости,
раздражительности, плаксивости. У
школьников значительно снижается
способность к концентрации внимания,
они быстро утомляются, у них снижается
индекс интеллектуальности. Как видно
из выше сказанного, железо невероятно
важно для растущего организма. По данным
педиатров, в нашей стране от ЖДА страдает
более 60% дошкольников и треть школьников.
К сожалению, эта проблема имеет тенденцию
роста.
Основной причиной
дефицита железа у детей всех возрастных
групп остаётся несбалансированное
питание.
«Влияние
питания является определяющим в
обеспечении оптимального роста и
развития человеческого организма, его
трудоспособности, адаптации к воздействию
различных агентов окружающей среды, и
в конечном итоге можно считать, что
фактор питания оказывает определяющее
влияние на длительность жизни и активную
деятельность человека» (А. А. Покровский).
Здоровье человека более, чем на 90%
определяется его пищевым статусом.
Любое отклонение от так называемой
формулы сбалансированного питания
приводит к определённому нарушению
функций организма, особенно если эти
нарушения достаточно выражены и
продолжительны по времени. У 60-75% в
рационе в избытке присутствуют мучные
блюда и молоко, содержание железа в
которых невелико. Нерегулярное
употребление мясных продуктов и
вегетарианство (иногда вынужденное, к
сожалению — из-за материального положения
семьи) неизбежно приводит к недостатку
железа в организме ребёнка.
Что касается
младенцев, то в организме плода в период
внутриутробного развития содержание
железа невелико: потребность в нём
удовлетворяется за счёт материнской
крови. Незадолго до рождения содержание
железа резко увеличивается, и ребёнок
появляется на свет с определённым
запасом этого необходимого микроэлемента,
которого хватает в среднем на полгода.
Потом он истощается, и это обстоятельство
является как бы сигналом растущему
организму: пора переходить на дополнительное
питание. Так дело обстоит у здоровых
детей, родившихся в срок при нормально
протекающей беременности и находящихся
на грудном вскармливании. Среди
недоношенных детей, дети от многоплодной
беременности или беременности протекающей
с осложнениями, ЖДА диагностируется на
первом году жизни у 59-100% детей.
У детей,
находящихся на искусственном или
смешанном вскармливании, ЖДА диагностируется
в два раза чаще, чем у детей находящихся
на грудном вскармливании. Высок процент
анемии у быстрорастущих детей, темпы
роста которых опережают общепринятые
стандарты (72%).
Несмотря на то,
что ЖДА является одним из наиболее
изученных заболеваний, но до сих пор
остаётся неуправляемой патологией. При
сложившейся ситуации по заболеваемости
анемией, необходима разработка и
реализация программ по профилактике и
лечению ЖДА, что, в свою очередь, снизит
в дальнейшем процент попадания детей
в группу лиц с определёнными образовательными
потребностями. Одним из условий её
подготовки является сбор информации о
распространённости анемии и тяжести
болезни.
В свете
вышеизложенного, целью нашего исследования
явилось изучение распространённости
ЖДА среди детей, проживающих в городе
Петропавловск и её влияние на их
дальнейшее психофизическое развитие.
Исследование было основано на
статистической выборке.
Актуальность
Железодефицитные
анемии (ЖДА) — широко распространенные
заболевания, при которых снижается
содержание железа в сыворотке крови,
костном мозге и других депо. В результате
этого нарушается образование гемоглобина,
а в дальнейшем и эритроцитов, возникают
гипохромная анемия и трофические
расстройства в тканях.
По
данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), железодефицитные
анемии встречаются у 1,7 млрд. населения
земного шара, а людей со скрытым дефицитом
железа, когда уровень гемоглобина
остается еще нормальным, а запасы железа
снижены — в 2 раза больше.
Группами
риска развития анемии являются женщины
детородного возраста, беременные и
кормящие грудью, дети в период быстрого
роста, доноры. Даже в развитых странах
Европы от 7 до 14 % женщин репродуктивного
возраста страдают железодефицитным
малокровием, В странах с более низким
уровнем жизни частота анемии достигает
50-60 %. В России до 30 % населения имеет
признаки железодефицитной анемии.
Таким
образом, дефицит железа — это одно из
наиболее распространенных патологических
состояний, которое встречается у 25-30 %
населения планеты, в связи с чем проблема
профилактики и лечения этого состояния
имеет большое социальное значение и
выходит за рамки одной только медицинской
компетенции.
Цель работы:
Изучить
деятельность фельдшера по организации
профилактической работы, направленной
на снижение анемии у детей младшего
возраста.
Задачи работы:
На теоретическом
материале изучить причины, клинические
проявления, лечение, дифференциальную
диагностику железодефицитной анемии,
как наиболее часто встречающуюся у
детей.Выделить ведущие
направления деятельности фельдшера
по профилактике анемии.На практическом
материале проанализировать истории
развития детей до 3-х лет (анализ Ф.112,
анализ работы отделения гематологии
«ОДКБ им. Н.В. Дмитриевой» и детской
поликлинике №6 г. Рязани) выявить
факторы, направляющие на развитие
железодефицитной анемии у детей.Сделать выводы и
наметить пути работы фельдшера по
профилактике железодефицитной анемии
у детей.Разработать
практические рекомендации по улучшению
профилактической работы фельдшера.
Гипотеза:
Нерациональное
питание ребенка, перенесенные заболевания,
недоношенные и маловесные, все это ведет
к развитию железодефицитной анемии у
детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Àíåìèÿ êàê ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì ìàññû ýðèòðîöèòîâ, ðàññìîòðåíèå îñíîâíûõ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå êàê îñíîâíàÿ ïðè÷èíà äåôèöèòà æåëåçà ó äåòåé âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
«Îñîáåííîñòèòå÷åíèÿæåëåçîäåôèöèòíîéàíåìèèóäåòåéðàííåãîâîçðàñòà»
Âåäåíèå
Àêòóàëüíîñòü òåìû îïðåäåëÿåòñÿ òåì, ÷òî àíåìèÿ — ýòî äîâîëüíî òàêè ðàñïðîñòðàíåííîå çàáîëåâàíèå, ñâÿçàííîå ñ ìàññîé ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí è ê òîìó æå òåìà ñàìà ïî ñåáå, î÷åíü óâëåêàòåëüíàÿ è ïîçíàâàòåëüíàÿ òåìà.
Ïîýòîìó ìíîé áûëà âûáðàíà èìåííî ýòà òåìà.
Öåëü ðàáîòû: Èçó÷èòü îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó äåòåé â ðàííåì âîçðàñòå.
Çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:
1.Èçó÷èòü çàáîëåâàåìîñòü ÆÄÀ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
2.Âûÿâèòü ôàêòîðû ðèñêà âîçíèêíîâåíèÿ ÆÄÀ3.Ïðîàíàëèçèðîâàòü ÷àñòîòó è òÿæåñòü îñëîæíåíèé ÆÄÀ
4.Ïðîâåñòè àíàëèç çàáîëåâàåìîñòè ÆÄÀ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ÿâëÿåòñÿ î÷åíü âàæíîé ïðîáëåìîé ïåäèàòðèè è èìååò íå òîëüêî ìåäèöèíñêèé, íî è ñîöèàëüíûé õàðàêòåð. Ýòî îáóñëîâëåíî øèðîêîé ðàñïðîñòðàí¸ííîñòüþ àíåìèè ñðåäè äåòåé, à òàêæå çíà÷èòåëüíîñòüþ îòðèöàòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé äëÿ èõ çäîðîâüÿ.
Ïîñëåäñòâèÿ æåëåçîäåôèöèòà êðàéíå ñëîæíû, òàê êàê ëþáîé íåäîñòàòîê æåëåçà â îðãàíèçìå íàðóøàåò ñíàáæåíèå êëåòîê êèñëîðîäîì, ðàçâèâàåòñÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ, ñíèæàåòñÿ èììóíèòåò è, êàê ñëåäñòâèå ýòîãî, óâåëè÷èâàåòñÿ ðèñê èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ó äåòåé ïðîèñõîäèò çàäåðæêà ðîñòà è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, ïîâûøàåòñÿ óòîìëÿåìîñòü è ñíèæàåòñÿ óñïåâàåìîñòü, äåòè ïîñòàðøå æàëóþòñÿ íà ïîñòîÿííóþ óñòàëîñòü, ïðîèñõîäÿò íåæåëàòåëüíûå èçìåíåíèÿ â òêàíÿõ è îðãàíàõ. Îñîáîé ðàíèìîñòüþ ïðè æåëåçîäåôèöèòå ïîäâåðæåíû ýïèòåëèàëüíûå òêàíè: êîæà, ñëèçèñòàÿ ïîëîñòè ðòà, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Îäíîé èç ïðè÷èí ðàçëè÷íûõ ýêçåì, äåðìàòèòîâ è äðóãèõ çàáîëåâàíèé êîæè ìîæåò ñëóæèòü èìåííî æåëåçîäåôèöèò. Íàðóøåíèå ñëèçèñòîé ÆÊÒ ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðóøåíèåì ïðîöåññà âñàñûâàíèÿ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, â òîì ÷èñëå âèòàìèíîâ è ìèêðîýëåìåíòîâ, òàêèì îáðàçîì, çàìûêàåòñÿ ïîðî÷íûé êðóã. Âîâëå÷åíèå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû ïðè æåëåçîäåôèöèòå ïîäòâåðæäàåòñÿ îòñòàâàíèåì ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, îáåäíåíèåì èõ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ñ ïðåîáëàäàíèåì ïëîõîãî íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòè, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ïëàêñèâîñòè. Ó øêîëüíèêîâ çíà÷èòåëüíî ñíèæàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, îíè áûñòðî óòîìëÿþòñÿ, ó íèõ ñíèæàåòñÿ èíäåêñ èíòåëëåêòóàëüíîñòè. Êàê âèäíî èç âûøå ñêàçàííîãî, æåëåçî íåâåðîÿòíî âàæíî äëÿ ðàñòóùåãî îðãàíèçìà. Ïî äàííûì ïåäèàòðîâ, â íàøåé ñòðàíå îò ÆÄÀ ñòðàäàåò áîëåå 60% äîøêîëüíèêîâ è òðåòü øêîëüíèêîâ. Ê ñîæàëåíèþ, ýòà ïðîáëåìà èìååò òåíäåíöèþ ðîñòà.
Îñíîâíîé ïðè÷èíîé äåôèöèòà æåëåçà ó äåòåé âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï îñòà¸òñÿ íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå.
«Âëèÿíèå ïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëÿþùèì â îáåñïå÷åíèè îïòèìàëüíîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà, åãî òðóäîñïîñîáíîñòè, àäàïòàöèè ê âîçäåéñòâèþ ðàçëè÷íûõ àãåíòîâ îêðóæàþùåé ñðåäû, è â êîíå÷íîì èòîãå ìîæíî ñ÷èòàòü, ÷òî ôàêòîð ïèòàíèÿ îêàçûâàåò îïðåäåëÿþùåå âëèÿíèå íà äëèòåëüíîñòü æèçíè è àêòèâíóþ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà» (À. À. Ïîêðîâñêèé). Çäîðîâüå ÷åëîâåêà áîëåå, ÷åì íà 90% îïðåäåëÿåòñÿ åãî ïèùåâûì ñòàòóñîì. Ëþáîå îòêëîíåíèå îò òàê íàçûâàåìîé ôîðìóëû ñáàëàíñèðîâàííîãî ïèòàíèÿ ïðèâîäèò ê îïðåäåë¸ííîìó íàðóøåíèþ ôóíêöèé îðãàíèçìà, îñîáåííî åñëè ýòè íàðóøåíèÿ äîñòàòî÷íî âûðàæåíû è ïðîäîëæèòåëüíû ïî âðåìåíè. Ó 60-75% â ðàöèîíå â èçáûòêå ïðèñóòñòâóþò ìó÷íûå áëþäà è ìîëîêî, ñîäåðæàíèå æåëåçà â êîòîðûõ íåâåëèêî. Íåðåãóëÿðíîå óïîòðåáëåíèå ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ è âåãåòàðèàíñòâî (èíîãäà âûíóæäåííîå, ê ñîæàëåíèþ — èç-çà ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ ñåìüè) íåèçáåæíî ïðèâîäèò ê íåäîñòàòêó æåëåçà â îðãàíèçìå ðåá¸íêà.
×òî êàñàåòñÿ ìëàäåíöåâ, òî â îðãàíèçìå ïëîäà â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ñîäåðæàíèå æåëåçà íåâåëèêî: ïîòðåáíîñòü â í¸ì óäîâëåòâîðÿåòñÿ çà ñ÷¸ò ìàòåðèíñêîé êðîâè. Íåçàäîëãî äî ðîæäåíèÿ ñîäåðæàíèå æåëåçà ðåçêî óâåëè÷èâàåòñÿ, è ðåá¸íîê ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò ñ îïðåäåë¸ííûì çàïàñîì ýòîãî íåîáõîäèìîãî ìèêðîýëåìåíòà, êîòîðîãî õâàòàåò â ñðåäíåì íà ïîëãîäà. Ïîòîì îí èñòîùàåòñÿ, è ýòî îáñòîÿòåëüñòâî ÿâëÿåòñÿ êàê áû ñèãíàëîì ðàñòóùåìó îðãàíèçìó: ïîðà ïåðåõîäèòü íà äîïîëíèòåëüíîå ïèòàíèå. Òàê äåëî îáñòîèò ó çäîðîâûõ äåòåé, ðîäèâøèõñÿ â ñðîê ïðè íîðìàëüíî ïðîòåêàþùåé áåðåìåííîñòè è íàõîäÿùèõñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè. Ñðåäè íåäîíîøåííûõ äåòåé, äåòè îò ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè èëè áåðåìåííîñòè ïðîòåêàþùåé ñ îñëîæíåíèÿìè, ÆÄÀ äèàãíîñòèðóåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ó 59-100% äåòåé.
Ó äåòåé, íàõîäÿùèõñÿ íà èñêóññòâåííîì èëè ñìåøàííîì âñêàðìëèâàíèè, ÆÄÀ äèàãíîñòèðóåòñÿ â äâà ðàçà ÷àùå, ÷åì ó äåòåé íàõîäÿùèõñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè. Âûñîê ïðîöåíò àíåìèè ó áûñòðîðàñòóùèõ äåòåé, òåìïû ðîñòà êîòîðûõ îïåðåæàþò îáùåïðèíÿòûå ñòàíäàðòû (72%).
Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ÆÄÀ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå èçó÷åííûõ çàáîëåâàíèé, íî äî ñèõ ïîð îñòà¸òñÿ íåóïðàâëÿåìîé ïàòîëîãèåé. Ïðè ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè ïî çàáîëåâàåìîñòè àíåìèåé, íåîáõîäèìà ðàçðàáîòêà è ðåàëèçàöèÿ ïðîãðàìì ïî ïðîôèëàêòèêå è ëå÷åíèþ ÆÄÀ, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñíèçèò â äàëüíåéøåì ïðîöåíò ïîïàäàíèÿ äåòåé â ãðóïïó ëèö ñ îïðåäåë¸ííûìè îáðàçîâàòåëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè. Îäíèì èç óñëîâèé å¸ ïîäãîòîâêè ÿâëÿåòñÿ ñáîð èíôîðìàöèè î ðàñïðîñòðàí¸ííîñòè àíåìèè è òÿæåñòè áîëåçíè.
1.Òåîðåòè÷åñêàÿ÷àñòü
ïàòîëîãè÷åñêèé íåñáàëàíñèðîâàííûé ïèòàíèå àíåìèÿ
Àíåìèÿ — ýòî ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì ìàññû ýðèòðîöèòîâ, ÷àñòî â ñî÷åòàíèè ñ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â åäèíèöå îáúåìà êðîâè. Ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ àíåìèé î÷åíü ìíîãî; äëÿ äåòñêîãî æå âîçðàñòà íàèáîëåå òèïè÷íà æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ (ÆÄÀ). ÆÄÀ õàðàêòåðèçóåòñÿ íàëè÷èåì íåáîëüøèõ ãèïîõðîìíûõ ýðèòðîöèòîâ è èñòîùåíèåì çàïàñîâ æåëåçà â îðãàíèçìå.Ðàñïðîñòðàíåííîñòü äåôèöèòà æåëåçà ó äåòåé â ðàííåì âîçðàñòå, ïî äàííûì ÂÎÇ, ñîñòàâëÿåò îò 17,5 äî 30%. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ äåôèöèòà æåëåçà è ÆÄÀ î÷åíü ðàçíîîáðàçíû è óñëîâíî ìîãóò áûòü ñãðóïïèðîâàíû ñëåäóþùèì îáðàçîì:
Àíòåíàòàëüíûå ïðè÷èíû
· íàðóøåíèå ìàòî÷íî-ïëàöåíòàðíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, ïëàöåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü (òîêñèêîçû, óãðîçà ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè è ïåðåíàøèâàíèå, ãèïîêñè÷åñêèé ñèíäðîì, îñòðûå ñîìàòè÷åñêèå è èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ),
ôåòîìàòåðèíñêèå è ôåòîïëàöåíòàðíûå êðîâîòå÷åíèÿ,
ñèíäðîì ôåòàëüíîé òðàíñôóçèè ïðè ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè,
âíóòðèóòðîáíàÿ ìåëåíà,
íåäîíîøåííîñòü, ìíîãîïëîäèå,
ãëóáîêèé è äëèòåëüíûé äåôèöèò æåëåçà â îðãàíèçìå áåðåìåííîé æåíùèíû.
Èíòðàíàòàëüíûå ïðè÷èíû
ôåòîïëàöåíòàðíàÿ òðàíñôóçèÿ,
ïðåæäåâðåìåííàÿ ïåðåâÿçêà ïóïîâèíû,
èíòðàíàòàëüíûå êðîâîòå÷åíèÿ èç-çà òðàâìàòè÷åñêèõ àêóøåðñêèõ ïîñîáèé èëè àíîìàëèé ðàçâèòèÿ ïëàöåíòû è ñîñóäîâ ïóïîâèíû.
Ïîñòàíàòàëüíûå ïðè÷èíû
íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà ñ ïèùåé (ðàííåå èñêóññòâåííîå âñêàðìëèâàíèå, èñïîëüçîâàíèå íåàäàïòèðîâàííûõ ìîëî÷íûõ ñìåñåé, âñêàðìëèâàíèå êîðîâüèì èëè êîçüèì ìîëîêîì, ìó÷íîé, ìîëî÷íûé èëè ìîëî÷íî-âåãåòàðèàíñêèé ðàöèîí, à òàêæå íåñáàëàíñèðîâàííàÿ äèåòà, ëèøåííàÿ äîñòàòî÷íîãî ñîäåðæàíèÿ ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ);
ïîâûøåíèå ïîòðåáíîñòè â æåëåçå ó äåòåé ñ óñêîðåííûìè òåìïàìè ðîñòà (íåäîíîøåííûå, äåòè ñ áîëüøîé ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè, äåòè ñ äèàòåçîì, äåòè âòîðîãî ïîëóãîäèÿ æèçíè è âòîðîãî ãîäà æèçíè, äåòè ïðåïóáåðòàòíîãî è ïóáåðòàòíîãî âîçðàñòà);
ïîâûøåííûå ïîòåðè æåëåçà èç-çà êðîâîòå÷åíèé ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè, íàðóøåíèÿ êèøå÷íîãî âñàñûâàíèÿ (íàñëåäñòâåííûå è ïðèîáðåòåííûå ñèíäðîìû ìàëüàáñîðáöèè, õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êèøå÷íèêà), à òàêæå îáèëüíûå è äëèòåëüíûå ãåìîððàãè÷åñêèå ìàòî÷íûå âûäåëåíèÿ ó ÷àñòè äåâî÷åê â ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà â ïóáåðòàòå;
íàðóøåíèå îáìåíà æåëåçà â îðãàíèçìå èç-çà ãîðìîíàëüíûõ èçìåíåíèé (ïðåïóáåðòàòíûé è ïóáåðòàòíûé ãîðìîíàëüíûé äèñáàëàíñ), íàðóøåíèÿ òðàíñïîðòà æåëåçà èç-çà íåäîñòàòî÷íîé àêòèâíîñòè è (èëè) ñíèæåíèÿ ñîäåðæàíèÿ òðàíñôåððèíà â îðãàíèçìå.
Êëèíè÷åñêèå ôîðìû àíåìèé:
Ðàííÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ
Ðàííÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ èìååò ñëîæíûé ïàòîãåíåç è ðàçâèâàåòñÿ íà 1-2-ì ìåñÿöå æèçíè áîëåå ÷åì ó ïîëîâèíû íåäîíîøåííûõ è èçðåäêà ó äîíîøåííûõ äåòåé («ôèçèîëîãè÷åñêàÿ» äîáðîêà÷åñòâåííàÿ àíåìèÿ), îñîáåííî ïðè íåáëàãîïðèÿòíîì ïðåìîðáèäíîì ôîíå. Ïðè îáúåêòèâíîì îáñëåäîâàíèè îòìå÷àþò òîëüêî áëåäíîñòü (ïðè ñíèæåíèè êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà äî 80 ã/ë). Ïðè èññëåäîâàíèè ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè îáíàðóæèâàþò íîðìî- èëè ãèïåðõðîìóþ àíåìèþ, ÷àñòî äîñòèãàþùóþ òÿæ¸ëîé ñòåïåíè.
Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè ðàçâèòèÿ ðàííåé àíåìèè ñ÷èòàþò óñèëåííûé «ôèçèîëîãè÷åñêèé» ãåìîëèç ýðèòðîöèòîâ, ñîäåðæàùèõ HbF, íåäîñòàòî÷íóþ ôóíêöèîíàëüíóþ è ìîðôîëîãè÷åñêóþ çðåëîñòü êðàñíîãî êîñòíîãî ìîçãà, ñíèæåíèå ïðîäóêöèè òêàíåâûõ ýðèòðîïîçòèíîâ âñëåäñòâèå ãèïåðîêñèè, èìåâøåé ìåñòî ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò òàêæå äåôèöèò ìíîãèõ íåîáõîäèìûõ äëÿ êðîâåòâîðåíèÿ âåùåñòâ, îòêëàäûâàþùèõñÿ â äåïî òîëüêî â ïîñëåäíèå 2 ìåñ áåðåìåííîñòè (áåëîê, âèòàìèíû Ñ, Å, ãðóïïû Â, ìåäü, êîáàëüò) è îáåñïå÷èâàþùèõ âñàñûâàíèå, òðàíñïîðò, îáìåí è ôèêñàöèþ æåëåçà â ìîëåêóëå ãåìà, à òàêæå ñòàáèëüíîñòü îáîëî÷åê è ìåìáðàí ýðèòðîöèòîâ. Ïðèñóòñòâóåò è äåôèöèò æåëåçà â äåïî, âðåìåííî êîìïåíñèðîâàííûé òåêóùèì ãåìîëèçîì, íî ÷¸òêî âûÿâëÿåìûé ïóò¸ì îáíàðóæåíèÿ ìèêðîöèòîçà è ãèïîõðîìèè ÷àñòè ýðèòðîöèòîâ, ñíèæåíèÿ êîíöåíòðàöèè ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà è êîëè÷åñòâà ñèäåðîöèòîâ â ïóíêòàòå êðàñíîãî êîñòíîãî ìîçãà. Êàê òîëüêî íåîíàòàëüíûå çàïàñû æåëåçà èñòîùàþòñÿ, ðàííÿÿ àíåìèÿ ïåðåõîäèò â ïîçäíþþ àíåìèþ íåäîíîøåííûõ.
Ïîçäíÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ
Ïîçäíÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ (êîíñòèòóöèîíàëüíàÿ) ðàçâèâàåòñÿ íà 3-4-ì ìåñÿöå æèçíè â ðåçóëüòàòå èñòîùåíèÿ íåîíàòàëüíûõ çàïàñîâ æåëåçà â äåïî. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ îáû÷íî íåçíà÷èòåëüíû, ëàáîðàòîðíûå äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò î ïðåèìóùåñòâåííîì äåôèöèòå æåëåçà.
Àëèìåíòàðíàÿ è èíôåêöèîííàÿ àíåìèè
Àëèìåíòàðíàÿ è èíôåêöèîííàÿ àíåìèè ðàçâèâàþòñÿ âî âòîðîì ïîëóãîäèè æèçíè ó äîíîøåííûõ äåòåé.  ïðîèñõîæäåíèè àëèìåíòàðíîé àíåìèè èãðàþò ðîëü íàðóøåíèÿ âñêàðìëèâàíèÿ, îäíîâðåìåííî âûçûâàþùèå è äèñòðîôèþ. Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, ÷àùå âñåãî ÎÐÂÈ è îòèòû, îáû÷íî ñïîñîáñòâóþò áîëåå òÿæ¸ëîìó òå÷åíèþ àëèìåíòàðíîé àíåìèè. Êëèíè÷åñêèå è ëàáîðàòîðíûå ïðîÿâëåíèÿ õàðàêòåðíû äëÿ ïðåîáëàäàíèÿ äåôèöèòà æåëåçà.
Õëîðîç
Õëîðîç — ðåäêîå çàáîëåâàíèå äåâî÷åê â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ. Ðàçâèâàåòñÿ íà ôîíå íàðóøåíèÿ ðåæèìà è ýíäîêðèííîé äèñôóíêöèè. Ïðîÿâëÿåòñÿ ñëàáîñòüþ, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòüþ, àíîðåêñèåé, èçâðàùåíèåì âêóñà, ãîëîâîêðóæåíèÿìè, èíîãäà îáìîðîêàìè, ñåðäöåáèåíèåì, áîëÿìè â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè, òîøíîòîé, ðâîòîé, çàïîðàìè. Õàðàêòåðû «àëåáàñòðîâàÿ», â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ñ çåëåíîâàòûì îòòåíêîì, áëåäíîñòü êîæè, íàðóøåíèÿ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà (îëèãî- èëè àìåíîðåÿ). Âûçäîðîâëåíèå îáû÷íî ñàìîïðîèçâîëüíîå, âîçìîæíû ðåöèäèâû. Ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ óêàçûâàþò íà ïðåèìóùåñòâåííûé äåôèöèò æåëåçà.
2.Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé
Ïî öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ
Öâåòîâîé ïîêàçàòåëü (ÖÏ) ïîêàçûâàåò ñòåïåíü íàñûùåíèÿ ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì.  íîðìå îí ðàâåí 0,85 — 1,05.  çàâèñèìîñòè îò íåãî ðàçëè÷àþò òàêèå àíåìèè:
Ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ
Ãèïîõðîìíûå — ÖÏ < 0,85(ïî íåêîòîðûì èñòî÷íèêàì íèæå 0,8):
· æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ
· òàëàññåìèÿ
Íîðìîõðîìíàÿ àíåìèÿ
Íîðìîõðîìíûå — ÖÏ 0,85-1,05:
· ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè (êîãäà ñêîðîñòü ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ ïðåâûøàåò ñêîðîñòü èõ ïðîäóêöèè)
· ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ (êàê ðåçóëüòàò ïîòåðè êðîâè âñëåäñòâèå êðîâîòå÷åíèÿ èëè êðîâîèçëèÿíèÿ)
· íåîïëàñòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êîñòíîãî ìîçãà
· àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè
· âíåêîñòíîìîçãîâûå îïóõîëè
· àíåìèè âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ âûðàáîòêè ýðèòðîïîýòèíà
Ãèïåðõðîìíàÿ àíåìèÿ
Ãèïåðõðîìíûå — ÖÏ > 1,1:
· âèòàìèí B12-äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ
· ôîëèåâîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ
· ìèåëîäèñïëàñòè÷åñêèé ñèíäðîì
Ïî ñòåïåíè òÿæåñòè
 çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè ñíèæåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà âûäåëÿþò òðè ñòåïåíè òÿæåñòè àíåìèè:
· ˸ãêàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà íèæå íîðìû, íî âûøå 90 ã/ë;
· Ñðåäíÿÿ — ãåìîãëîáèí â ïðåäåëàõ 90-70 ã/ë;
· Òÿæ¸ëàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ìåíåå 70 ã/ë.
Ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ
Îñíîâàíà íà ìåõàíèçìàõ ðàçâèòèÿ àíåìèé êàê ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà
· Äèñãåìîïîýòè÷åñêèå àíåìèè — àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì êðîâîîáðàçîâàíèÿ â êðàñíîì êîñòíîì ìîçãå
· Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ îñòðîé èëè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðåé
· Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ ïîâûøåííûì ãåìîëèçîì
Ïðîôèëàêòè÷åñêîå íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ æåëåçà ïîêàçàíî äåòÿì èç ãðóïï ðèñêà ïî ðàçâèòèþ ÆÄÀ: íåäîíîøåííûå äåòè (ñ 2-ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà); äåòè îò ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè, îñëîæíåííûõ áåðåìåííîñòåé è ðîäîâ; êðóïíûå äåòè ñ âûñîêèìè òåìïàìè ïðèáàâêè ìàññû è ðîñòà; äåòè ñ àíîìàëèÿìè êîíñòèòóöèè; ñòðàäàþùèå àòîïè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè; íàõîäÿùèåñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè íåàäàïòèðîâàííûìè ñìåñÿìè; ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè; ïîñëå êðîâîïîòåðü è õèðóðãè÷åñêèõ âìåøàòåëüñòâ; ñ ñèíäðîìîì ìàëüàáñîðáöèè.
Äîçà æåëåçà, íàçíà÷àåìîãî ñ ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ, çàâèñèò îò ñòåïåíè íåäîíîøåííîñòè ðåáåíêà: äëÿ äåòåé ñ ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè ìåíåå 1000 ã — 4 ìã Fe /êã/äåíü; äëÿ äåòåé ñ ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè îò 1000 äî 1500 ã — 3 ìã Fe/êã/äåíü; äëÿ äåòåé ñ ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè îò 1500 äî 3000 ã — 2 ìã Fe/êã/äåíü. Äëÿ äîíîøåííûõ äåòåé — ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ äîçà 1 ìã/êã.
Òàáëèöà. Ëàáîðàòîðíûå êðèòåðèè æåëåçîäåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé
3.Äèàãíîñòèêàæåëåçîäåôèöèòíûõñîñòîÿíèé
Äèàãíîç æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà îñíîâûâàþò íà èçëîæåííûõ âûøå ëàáîðàòîðíûõ êðèòåðèÿõ. Îñíîâíîé ïîêàçàòåëü — ñîäåðæàíèå ôåððèòèíà â ñûâîðîòêå êðîâè. Ïðè íåâîçìîæíîñòè ïîëó÷èòü âñå óêàçàííûå äàííûå ìîæíî îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè, äîñòóïíûå â ëþáîì ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè.
· Êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà.
· Öâåòîâîé ïîêàçàòåëü ðàññ÷èòûâàþò ñëåäóþùèì îáðàçîì: öâåòîâîé ïîêàçàòåëü = [(êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà, ã/ë)?3]?(òðè ïåðâûå öèôðû êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ áåç çàïÿòîé).  íîðìå ñîñòàâëÿåò 0,85-1,05.
· Ìîðôîëîãèÿ ýðèòðîöèòîâ â ìàçêå ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè.
· Êîýôôèöèåíò Ëîèöêè ðàññ÷èòûâàþò ñëåäóþùèì îáðàçîì: êîýôôèöèåíò Ëîèöêè = (ãåìàòîêðèò, %)?(ãåìîãëîáèí, %).  íîðìå — ìåíåå 3,1.
· Ðåçóëüòàò îò ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà ïðè ïðè¸ìå âíóòðü: ÷åðåç 10-14 äíåé êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà ïîâûøàåòñÿ åæåäíåâíî íà 1-4 ã/ë, ñîäåðæàíèå ðåòèêóëîöèòîâ óâåëè÷èâàåòñÿ äî 3-4% (ðåòèêóëîöèòàðíûé êðèç).
Òàáëèöà
Ëå÷åíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ïðîâîäÿò â òðè ýòàïà
Òàáëèöà. Ýòàïû ëå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè
Îáÿçàòåëüíàÿ è íàèáîëåå âàæíàÿ ñîñòàâíàÿ ÷àñòü êàæäîãî èç ýòàïîâ — ïðè¸ì ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Ïðåïàðàòû æåëåçà â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðèíèìàþò âíóòðü. Ïðè ëå÷åíèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà ïîìèìî ïðåïàðàòîâ æåëåçà íåîáõîäèìî ñîáëþäåíèå ðåæèìà, ñîáëþäåíèå äèåòû, ñáàëàíñèðîâàííîé ïî îñíîâíûì èíãðåäèåíòàì; íîðìàëèçàöèÿ âñàñûâàíèÿ æåëåçà ïðè åãî íàðóøåíèè (íàïðèìåð, ñî÷åòàííîå ëå÷åíèå ôåðìåíòíûìè ïðåïàðàòàìè ïðè ñèíäðîìå ìàëüàáñîðáöèè), äîçèðîâàííàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.
4.Ïðàêòè÷åñêàÿ÷àñòü
Ïî ñòàòèñòèêå ÂÎÇ â ìèðå íàñ÷èòûâàåòñÿ áîëåå 2 ìëðä ÷åëîâåê, ñòðàäàþùèõ àíåìèåé, áîëüøèíñòâî èç íèõ æåíùèíû è äåòè. Î÷åíü àêòóàëüíà ýòà ïðîáëåìà è äëÿ Ðîññèè. Ïî äàííûì óïðàâëåíèÿ ïî îõðàíå ìàòåðèíñòâà è äåòñòâà Ìèíçäðàâà ÐÔ êàæäûé òðåòèé ðåáåíîê â íàøåé ñòðàíå è ïî÷òè êàæäàÿ áåðåìåííàÿ è êîðìÿùàÿ æåíùèíà ñòðàäàþò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé ðàçíîé ñòåïåíè òÿæåñòè.
Ðèñ.
Ïåäèàòð, Èñóïîâà Íàòàëüÿ Íèêîëàåâíà , ñîîáùèëà, ÷òî äåòè â âîçðàñòå îò 0 äî 18 ëåò èìåþò àíåìèþ:
Ëåãêîé ñòåïåíè -40%
Ñðåäíåé ñòåïåíè-10%
Åæåãîäíî ñðåäè íàñåëåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ðåãèñòðèðóåòñÿ îêîëî 1 ìèëëèîíà 360 òûñÿ÷ ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ àíåìèÿìè, èç êîòîðûõ áîëåå 50% ó äåòåé îò 0-17 ëåò.  ìíîãîëåòíåé äèíàìèêå ñ 2000-2012 ãîä à íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííàÿ íåãàòèâíàÿ òåíäåíöèÿ ðîñòà çàáîëåâàåìîñòè âñåãî íàñåëåíèÿ, åæåãîäíûé òåìï ïðèðîñòà ñîñòàâèë 6,6%.
Äåôèöèò æåëåçà, ïî äàííûì ÂÎÇ 2012ã., îïðåäåëÿåòñÿ ó 20-25% âñåõ ìëàäåíöåâ, 43% äåòåé â âîçðàñòå äî 4 ëåò è äî 50% ïîäðîñòêîâ (äåâî÷êè).
Ðèñ.
Ïî-ýòîé òàáëèöû ìîæíî ñäåëàòü âûâîäû, ÷òî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñòðàäàþò äåâî÷êè ïîäðîñòêè â ðåçóëüòàòå èõ ðàçâèòèÿ âñëåäñòâèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.
Ñîîòíîøåíèå çäîðîâûõ äåòåé ê áîëüíûì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé.
Ðèñ.
Ïî äàííûì ïîëèêëèíèêè ¹ 46 Êàëèíèíñêîãî ðàéîíà ìîæíî âûÿâèòü íåêîòîðûå ñîîòíîøåíèÿ çäîðîâûõ äåòåé ê äåòÿì ñ çàáîëåâàíèåì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè. Îíè ïðåäñòàâëåíû â äèàãðàììå âûøå.
Ðèñ.
Ïðîâåäåí àíàëèç çàáîëåâàåìîñòè ÆÄÀ äåòåé, ðîæäåííûõ â 2012 ãîäó è ñîñòîÿâøèõ íà ó÷åòå â Äåòñêîé ïîëèêëèíèêå ¹ 46 ã. Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà ó÷àñòîê ¹ 7. Àíàëèç ïðîâîäèëñÿ íà îñíîâàíèè 51 àìáóëàòîðíîé êàðòû. Óñòàíîâëåíèå äèàãíîçà ÆÄÀ ó âñåõ äåòåé îñíîâûâàëîñü íà äàííûõ àíàìíåçà, êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, îáùåïðèíÿòûõ êðèòåðèÿõ ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè.
Ïî äàííûì èññëåäîâàíèÿ, ó 28 äåòåé âûñòàâëåí äèàãíîç ÆÄÀ (55 %). Èç íèõ ó 24 äåòåé àíåìèÿ ëåãêîé ñòåïåíè Í (100—110 ã/ë) — 86 %. Ó 4 äåòåé — âûðàæåííàÿ àíåìèÿ — Í (70—100 ã/ë) — 14 %. Ñàìûé íèçêèé ïîêàçàòåëü íà ó÷àñòêå — 93 ã/ë áûë ó ðåáåíêà â 2 ìåñÿöà.  íàñòîÿùèé ìîìåíò ýòîìó ðåáåíêó 7 ìåñÿöåâ, ÆÄÀ ñîõðàíÿåòñÿ — Í 106 ã/ë. Ó 16 % äåòåé âûñòàâëåí äåôèöèò æåëåçà — 8 äåòåé — Í (120—130 ã/ë).
 64 % ñëó÷àåâ äèàãíîç ÆÄÀ ó ìàëü÷èêîâ — 18 ÷åëîâåê. Íà äèñïàíñåðíûé ó÷åò ïîñòàâëåíî 4 ðåáåíêà ñ âûðàæåííîé àíåìèåé.  âîçðàñòå äî 3 ìåñÿöåâ ÆÄÀ âûÿâëåíî ó 20 äåòåé — 71 %; äî 6 ìåñÿöåâ ó 3 äåòåé — 11 %; äî 9 ìåñÿöåâ ó 4 äåòåé — 14 %; â ãîä ó 1 ðåáåíêà — 4 %.
Ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî íàèáîëåå âåðîÿòíî íàëè÷èå ÆÄÀ â âîçðàñòå äî 3 ìåñÿöåâ.
Âûÿâëåíèå àíåìèè äî 3-õ ìåñÿöåâ ïîçâîëÿåò ïðîâåñòè êîððåêöèþ äåôèöèòà æåëåçà êàê ìîæíî ðàíüøå, ÷òî ÿâëÿåòñÿ çàëîãîì ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Ñïèñîêèñïîëüçîâàííîéëèòåðàòóðû
1. https://www.eurolab.ua/diseases/151
2. https://www.medmoon.ru/beremennost/akuherstvo327.html
3. Íèêóëè÷åâà, Â.È. Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè / Â.È. Íèêóëè÷å-âà, Ë.È. Èäåëüñîí, Þ.Ã. Ìèòåðåâ. Óôà, 1993.4. Áàðàíîâ À.À. Ïåäèàòðèÿ. Íàöèîíàëüíîå ðóêîâîäñòâî. — Ì.: ÃÎÝÒÀÐ-Ìåäèà, 2009 — 523 ñ.
5. Àëåêñàíäðîâà Â.À. Çäîðîâüå âàøåãî ðåáåíêà: ñïðàâî÷íèê. — 2003. — 768 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…