Афк при бронхиальной астме

Похожие главы из других работ:

Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличем

2.Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП

Лечебная физическая культура

1.1 Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями…

Лечебная физическая культура при пиелонефрите

Глава 2. Лечебная физическая культура при пиелонефрите

Лечебное питание при заболеваниях органов дыхания и туберкулезе

3. Диетотерапия при экссудативном плеврите и бронхиальной астме

Заболевание чаще имеет туберкулезную и реже другую этиологию (пневмококк, стафилококк, стрептококк и др.)- Оно характеризуется воспалительным поражением плевры. Плевральные полости заполняются воспалительным экссудатом, богатым белком…

ЛФК в травматологии

1. Лечебная физическая культура в травматологии

В зависимости от характера перелома костей конечностей и этапа стационарного лечения больных весь курс ЛФК условно разделяют на 3 периода: иммобилизации, постиммобилизационный и восстановительный.

1…

Наблюдение и уход за больными с деформирующим остеоартрозом

лечебная физическая культура (ЛФК);

Оценка эффективности физической реабилитации больных бронхиальной астмой

Глава 2. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе

Реабилитация больных бронхиальной астмой включает комплекс восстановительных мероприятий, направленных на достижение стойкой компенсации заболевания, выздоровления…

Оценка эффективности физической реабилитации больных бронхиальной астмой

2.1 Механизмы лечебного действия ЛФК при бронхиальной астме

Механизм лечебного действия ЛФК. Движение является естественным биологическим стимулятором процессов роста, развития, поддержания и совершенствования физиологических функций человека…

Переломы лучевой кости

3. Лечебная физическая культура

При переломах локтевого сустава со смещением после обезболивания и репозиции накладывают гипсовую повязку от верхней трети плеча до основания пальцев кисти.

Методика лечебной гимнастикой (по З.М. Атаеву, Т.В. Волковой…

Физиологические основы для применения ЛФК

2. Лечебная физическая культура при ВСД

Физическая нагрузка при близорукости

2.1 Физическая культура для студентов с близорукостью

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц…

Физическая реабилитация больных с пояснично-крестцовым остеохондрозом позвоночника

2.1 Лечебная физическая культура

ЛФК эффективна не только при обострении заболевания, но и является основой профилактики обострений и прогрессирования дегенеративного процесса. Лечебная гимнастика при остеохондрозе в методологическом плане должна быть единой…

Физическая реабилитация при хирургическом вмешательстве по поводу бронхоэктатической болезни

4.3 Лечебная физическая культура при ББ

При операциях на легких выделяют предоперационный и послеоперационный (ранний, поздний, отдаленный) периоды.

Применение ЛФК в предоперационном периоде…

Физическое состояние. Закаливание и здоровье

Физическая культура.

Физическая культура — это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении…

Эффективность различных комплексов АФК у больных бронхиальной астмой и хроническим бронхитом

4. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

бронхиальный астма ребёнок физический упражнение

Противопоказаны любые перегрузки. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель. Не допустимы интенсивный бег…

Источник

Введение

«Болезнь определяется как противоречивые отношения организма и окружающей среды, в результате которых развиваются повреждения организма, снижающие его трудоспособность и могущие прекратить существование организма». [2; 16]

В настоящее время среди детей и взрослых широко распространена бронхиальная астма, к которой часто приводит хронический бронхит. При хроническом бронхите воспалительный процесс может распространяться на все слои стенок бронхов. Снижается местный иммунитет бронхов, что облегчает проникновение инфекции. При спазме или накоплении мокроты в бронхах затрудняется вентиляция лёгких, что впоследствии грозит такими осложнениями, как эмфизема лёгких, ателектаз.

В связи с экологическими проблемами и аллергизацией заболеваемость бронхиальной астмой растёт. Сегодня общепринятым является взгляд на астму как на аллергическое заболевание, при которой в большей степени нарушается дыхательная функция. Некоторые медики, в частности М.Л. Лазарев, разделяя в целом такую точку зрения, считает, что астма – это полиэтиологическое заболевание, при котором нарушаются многие процессы жизнедеятельности организма.

В связи с этим возникает актуальность поиска и разработки новых подходов в реабилитации детей, страдающих астмой и хроническим бронхитом.

Физическая культура и элементы спорта в комплексе с закаливающими мероприятиями и массажем повышают как местную, так и общую невосприимчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, снижают чувствительность к аллергенам, оздоравливают организм. Циклические упражнения (ускоренная ходьба, бег, плавание и др.) способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой работы и дыхательной систем через сложные рефлекторные связи. Повышается тонус дыхательного центра, наступает саморегуляция акта дыхания, фазы вдоха и выдоха. Снимается спазм мускулатуры в бронхах, в результате чего увеличивается их просвет, улучшается прохождение воздуха в лёгкие. Дыхательные пути очищаются от мокроты.

Анализ медицинской литературы показывает, что существует много подходов к лечению и реабилитации хронического бронхита и бронхиальной астмы у детей. Но все авторы едины в одном – адаптивная физическая культура больным этими заболеваниями необходима.

Однако программы этих тренировок должны быть обязательно подобраны индивидуально, т. к. при крайней степени тяжести нарушений дыхания необходимо не нагружать, а наоборот, давать отдых диафрагме, чтобы не усугубить тяжесть дыхательных расстройств. Правильно составленная программа лечебной физкультуры может оказать благоприятный эффект даже в случаях, когда, несмотря на проведенное лечение, сохраняется выраженная одышка, значительно ограничивающая физическую активность больного.

Целью данной работы является выявление эффективности различных комплексов АФК при заболеваниях бронхиальной астмой и хроническим бронхитом.

Объект исследования – комплексы АФК при хроническом бронхите и бронхиальной астме.

Предмет исследования – влияние различных комплексов АФК на стабилизацию состояния здоровья больных бронхиальной астмой и больных хроническим бронхитом.

Гипотеза: правильно подобранный комплекс упражнений АФК способствует повышению работоспособности больных хроническим, бронхитом и бронхиальной астмой.

В соответствии с гипотезой для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

1. Изучение состояния проблемы в медико-педагогической и медицинской литературе.

2. Изучить патогенез и этиологию хронического бронхита и бронхиальной астмы.

3. Рассмотреть разные комплексы АФК, применяемые при бронхиальной астме и хроническом бронхите.

Читайте также:  Можно ли вылечить бронхиальную астму отзывы

4. Сравнить разные комплексы АФК с точки зрения эффективности их применении при заболеваниях бронхиальной астмой и хроническим бронхитом.

Для решения данных задач мы использовали следующие методы:

– теоретический анализ литературы;

– психодиагностические (наблюдение).

Вся работа по данной проблеме проводилась в два этапа:

а) изучение теоретического материала (уточнялись проблема, предмет, задачи и методы исследования);

б) организация наблюдения за практическими занятиями АФК с больными бронхиальной астмой и хроническим бронхитом.

1. Причины и виды заболеваний органов дыхания

1.1 Этиология и патогенез хронического бронхита

Патологические процессы, развивающиеся в органах дыхания, могут поражать отдельные части дыхательного аппарата или вызвать комбинированное поражение различных его отделов. Для заболеваний органов дыхания характерны следующие симптомы: одышка, кашель, удушье, выделение мокроты, боли в области грудной клетки. При патологическом процессе в каком-либо отделе дыхательного аппарата нарушается функция всей системы, в результате чего ухудшается вентиляция лёгких, нарушается газообмен, развивается лёгочная недостаточность.

Бронхит – воспалительное заболевание бронхов с преимущественным поражением их слизистой оболочки. Одно из наиболее частых заболеваний органов дыхания. Различают две основные формы бронхита: острый и хронический [10; 125].

Острый и хронический бронхиты возникают обычно в результате инфекции и часто протекают при одновременном поражении верхних, дыхательных путей – слизистой оболочки носа (ринит), глотки (фарингит), гортани (ларингит) и трахеи (трахеит). Возбудителями бронхита могут быть те же микробы и вирусы, которые вызывают грипп, острый катар верхних дыхательных путей, воспаление легких, корь, коклюш и др. Он может также развиваться при воздействии некоторых парообразных химических веществ (в первую очередь, боевых отравляющих веществ – хлора, фосгена и др.) и пыли (угольной, минеральной, шерстяной). Возникновению бронхита часто способствует ослабление организма, вследствие перенесенных заболеваний, неблагоприятных условий труда и быта, вредных привычек (алкоголизм, курение). Существенное значение имеет охлаждение тела, влажность воздуха, резкие колебании температуры.

Хронический бронхит – широко распространенное заболевание системы дыхания, причем в последние годы отмечается тенденция к увеличению заболеваемости. Хронический бронхит развивается или из острого, или как самостоятельное заболевание при длительном и повторном воздействии тех же факторов, которые вызывают острый бронхит. Кроме того, хронический бронхит может развиться вторично в результате застоя крови при болезнях сердца, при искривлении позвоночника и пр. В отличие от острого, при хроническом бронхите воспалительный процесс, как правило, охватывает не только слизистую оболочку, но и всю толщу стенки бронха и окружающую ткань самого лёгкого.

Большая роль принадлежит постоянному раздражению слизистых оболочек дыхательных путей загрязненным воздухом. Имеют значение также неблагоприятные климатические условия – сырой климат с частыми туманами и резкой переменой погоды. Хронический бронхит встречается в 3–4 раза чаще среди курильщиков (как мужчин, так и женщин), чем у некурящих.

Развитию хронического бронхита способствуют длительно существующие очаги инфекции в дыхательных путях (хронический тонзиллит, синуситы, бронхоэктазии), застойные явления в малом круге кровообращения (например, застой в легких при сердечной недостаточности).

Присоединение инфекции ухудшает течение хронического бронхита, приводит к распространению воспалительного процесса на более глубокие слои бронхиальной стенки, повреждению ее мышечных и эластических волокон.

В этиологии хронического бронхита, особенно в развитии его обострений, установлено участие бактериальной инфекции. Чаще всего при посеве мокроты или содержимого бронхов высеваются стафилококки, стрептококки, палочка инфлюэнцы и пневмококки, реже – синегнойная палочка, палочки Фридлендера и другая микрофлора [12; 9]

У большинства населения в течение года, в основном зимой, возникает однократная или повторная инфекция верхних дыхательных путей. У больных хроническим бронхитом эта инфекция почти всегда распространяется на нижние отделы дыхательных путей, вызывая обострение заболевания. Известно также, что частота обострений хронического бронхита резко возрастает в периоды эпидемий гриппа.

В настоящее время определенное значение придается факторам наследственной предрасположенности к развитию хронических воспалительных процессов в бронхолегочной системе.

Морфологическая картина при хроническом бронхите зависит от выраженности, распространенности поражения и наличия различных осложнений. Наиболее характерными являются изменения со стороны слизистой оболочки бронхов в виде ее гиперемии и явлений гипертрофии. Наблюдается увеличение количества бронхиального секрета как за счет гиперфункции бронхиальных желез, так и за счет увеличения числа секретирующих слизь бокаловидных клеток. Бронхиолы легко блокируются секретом. При наличии обострения воспалительного процесса отмечается гиперемия слизистых оболочек с наличием гнойного или слизистого гнойного содержимого в просветах бронхов.

На поздних стадиях заболевания может развиваться атрофия слизистой оболочки. Часто изменения наблюдаются и в более глубоких слоях бронхиальной стенки. Участки утолщения бронхиальной стенки могут чередоваться с участками ее истончения за счет неравномерного развития соединительной ткани, что сопровождается деформаций и искривлением бронхов. В участках истончения бронхиальной стенки возникают бронхоэктазы.

Основными симптомами хронического бронхита являются кашель (сухой или влажный), отделение мокроты различного количества и характера, нарушение легочной вентиляции и бронхиальной проходимости. У большинства больных, как правило, курильщиков, в течение нескольких лет отмечается небольшой кашель, сухой или с выделением слизистой мокроты, в основном в утренние часы – «кашель курильщика», которому больные не придают какого-либо значения. Постепенно кашель становится более выраженным, причиняет неудобства, усиливается в холодную и сырую погоду, после переохлаждения, инфекций верхних дыхательных путей и сопровождается периодическим отделением слизисто-гнойной или гнойной мокроты.

В начальный период болезни чаще поражаются крупные бронхи. Нарушение бронхиальной проходимости при этом выражено незначительно, развитие одышки происходит медленно, характерными являются обострения, сопровождающиеся кашлем с выделением большого количества гнойной или слизисто-гнойной мокроты. По мере вовлечения в процесс мелких бронхов наступает выраженное нарушение проходимости с развитием одышки. Вначале одышка беспокоит при физической нагрузке, затем становится постоянной. Выраженность ее увеличивается в периоды обострения. У больных с преимущественным поражением мелких бронхов, помимо одышки, наблюдается цианоз и приступообразный малопродуктивный кашель, усиливающийся при переходе из теплого помещения на холод.

На любом этапе заболевания может наблюдаться присоединение бронхоспастического синдрома, характеризующегося развитием экспираторного диспноэ. Случаи, когда бронхоспазм является ведущим в клинической картине заболевания и одновременно имеются признаки аллергии (вазомоторный ринит, медикаментозная или пищевая аллергия, эозинофилия крови, наличие эозинофилов в мокроте и др.), принято относить к астматическому бронхиту. При наличии бронхоспазма на фоне удлиненного выдоха выслушиваются сухие свистящие хрипы, количество которых увеличивается при форсированном дыхании.

Читайте также:  Виды бронхиальной астмы у детей

В периоды обострений заболевания наблюдаются повышение температуры тела, чаще до субфебрильных цифр, общая слабость, потливость, повышенная утомляемость, раздражительность, боли в различных группах мышц, связанные с перенапряжением их при кашле.

При исследовании крови даже в период обострения заболевания изменения могут отсутствовать. Однако нередко выявляются умеренные изменения: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ.

На ранних стадиях заболевания мокрота чаще слизистая, при обострениях становимся слизисто – гнойной или гнойной. По мере прогрессировавия заболевания мокрота почти постоянно принимает гнойный характер. У больных астматическим бронхитом в мокроте могут обнаруживаться эозинофилы, спирали Курщмана, кристаллы Шарко – Лейдена.

Большое значение придается также исследованию функции внешнего дыхания (спирография, пневмотахометрия). Определение жизненной емкости легких и остаточного объема позволяет определить наличие и выраженность эмфиземы легких и пневмосклероза. Для эмфиземы легких характерно увеличение остаточного объема (ОО) без существенного изменения жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), а для пневмосклероза – уменьшение жизненной емкости легких без выраженного изменения ОО.

У части больных заболевание может длительно протекать без развития выраженных функциональных и органических нарушений. Многие годы больные остаются трудоспособными. Такое течение хронического бронхита чаще наблюдается у больных с поражением крупных бронхов. При поражении мелких бронхов и развитии обструкции заболевание быстро приводит к эмфиземе легких и развитию легочного сердца с явлениями легочной, а затем и легочно-сердечной недостаточности.

Деструктивные изменения стенок бронхов при длительном течении заболевания могут привести к образованию цилиндрических или мещотчатых бронхоэктазов, наличие которых утяжеляет течение заболевания, способствует прогрессированию дыхательной недостаточности, развитию легочного сердца и его декомпенсации. Течение хронического бронхита может осложниться присоединением пневмонии или абсцесса легкого.

Хронический астматический бронхит нередко приводит к развитию ‘ инфекционно-аллергической бронхиальной астмы.

Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 43194
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Источник

Ïðè÷èíû áðîíõîñïàçìà, âîçíèêàþùåãî ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå ó ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Âëèÿíèå àêòèâíîãî îáðàçà æèçíè íà óëó÷øåíèå òå÷åíèÿ áîëåçíè; ïðîòèâîïîêàçàíèÿ. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé, óëó÷øàþùèé äðåíàæ áðîíõîâ: òåõíèêà, äëèòåëüíîñòü, äûõàíèå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåêîìåíäàöèè ïî çàíÿòèÿì ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå

Àñòìà — ñåðüåçíîå çàáîëåâàíèå, òðåáóþùåå ïîñòîÿííîãî ìåäèöèíñêîãî êîíòðîëÿ è ïîääåðæèâàþùåãî ëå÷åíèÿ. Àñòìà, êîòîðóþ ïðàâèëüíî ëå÷àò, õîðîøî êîíòðîëèðóåòñÿ è íå óãðîæàåò æèçíè. Âñòðåòèâ òàêîãî ÷åëîâåêà â ñïîðòçàëå èëè íà òåííèñíîì êîðòå, âû äàæå è íå çàïîäîçðèòå î åãî çàáîëåâàíèè. Àñòìà, êîòîðóþ íå ëå÷àò èëè ëå÷àò íåàäåêâàòíî, ïëîõî êîíòðîëèðóåòñÿ è ìîæåò çàêîí÷èòüñÿ òðàãåäèåé.  ýòîì ñëó÷àå åå ìîæíî óçíàòü âñåãäà: ïî ïëîõîé ïåðåíîñèìîñòè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, îäûøêå âîçíèêàþùåé ó ñîâñåì ìîëîäûõ ëþäåé äàæå ïðè ïîäúåìå íà 2-3-é ýòàæ ïî ëåñòíèöå. À â ñàìûõ çàïóùåííûõ ñëó÷àÿõ áîëåçíü âèäíà ïî ïðåðûâèñòîìó äûõàíèþ, áëåäíîñòè ëèöà è ñèíåâå ãóá. Êîíå÷íî, òàêîìó ÷åëîâåêó íàäî ïîñîâåòîâàòü ñíà÷àëà ñõîäèòü ê âðà÷ó è ïîäîáðàòü àäåêâàòíîå ëå÷åíèå, ïðåæäå ÷åì íà÷àòü çàíÿòèÿ ñïîðòîì. Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ïîñëå íàãðóçêè áðîíõè ðàñøèðÿþòñÿ.

Ó ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà — õàðàêòåðíûé ñòèìóë, âûçûâàþùèé ïðèñòóï óäóøüÿ.  îñíîâå áðîíõîñïàçìà, âîçíèêàþùåãî ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ëåæèò ïîâûøåííàÿ ðåàêòèâíîñòü áðîíõîâ. ×àñòîå äûõàíèå ïðèâîäèò ê îõëàæäåíèþ è âûñóøèâàíèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ìíîãèå èñïûòûâàþò çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ âî âðåìÿ çàíÿòèé ñïîðòîì, àêòèâíûõ èãð. Äëÿ òîãî, ÷òîáû èçáåæàòü ïîäîáíîé ñèòóàöèè, íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê ñïîðòèâíîìó âðà÷ó, êîòîðûé ïîìîæåò îïðåäåëèòü òîò óðîâåíü è âèä ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, ïðè êîòîðîé áû íå âîçíèêàëî ïîäîáíûõ ïðîáëåì.

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà íå ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê çàíÿòèÿì ñïîðòîì, íàîáîðîò, àêòèâíûé îáðàç æèçíè ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ òå÷åíèÿ áîëåçíè.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ

Ìíîãèå áîëüíûå àñòìîé ÷àñòî çàäàþò âîïðîñ: «Ìîæíî ëè çàíèìàòüñÿ ôèçêóëüòóðîé èëè ëþáèòåëüñêèìè âèäàìè ñïîðòà?» Îäíîçíà÷íî íà ýòîò âîïðîñ îòâåòèòü íåëüçÿ. Íå ñëåäóåò, êîíå÷íî, èäòè íà òðåíèðîâêè, åñëè íà÷àëîñü îáîñòðåíèå çàáîëåâàíèÿ. Íåëüçÿ çàíèìàòüñÿ èíòåíñèâíûìè ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, åñëè ó âàñ âûÿâëåíû îñëîæíåíèÿ çàáîëåâàíèÿ: ëåãî÷íîå ñåðäöå ñ ïðèçíàêàìè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ, âûðàæåííàÿ ýìôèçåìà, ïíåâìîñêëåðîç, äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Íî â òî æå âðåìÿ àáñîëþòíî íåîáõîäèìî ñ ïîìîùüþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé (êîíå÷íî, ïðàâèëüíî ïîäîáðàííûõ âðà÷îì ïî ËÔÊ), äàæå ñ ðàçâèâøèìèñÿ óæå îñëîæíåíèÿìè, ïîïûòàòüñÿ ìîáèëèçîâàòü è ðåàëèçîâàòü òå ðåçåðâû, êîòîðûå åùå åñòü â îðãàíèçìå. Íàêîïëåííûå íàóêîé íàáëþäåíèÿ ïîäòâåðæäàþò, ÷òî â íà÷àëüíîé ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ ìîæíî çàíèìàòüñÿ ëþáûìè âèäàìè ñïîðòà, äàæå íà ïðîôåññèîíàëüíîì óðîâíå.

 ïîìåùåíèè, ãäå ïðîâîäèòñÿ òðåíèðîâêà, äîëæíû áûòü çàáëàãîâðåìåííî ïðîâåäåíû âëàæíàÿ óáîðêà è ïðîâåòðèâàíèå. Íåäîïóñòèìî íàëè÷èå àëëåðãåíîâ è ïûëè â ïîìåùåíèè, ãäå ïðîâîäèòüñÿ òðåíèðîâêà, îñîáåííî åñëè ÁÀ íîñèò àëëåðãè÷åñêèé õàðàêòåð. Ïðîòèâîïîêàçàíî çàíèìàòüñÿ íà óëèöå â íåáëàãîïðèÿòíûõ ïîãîäíûõ óñëîâèÿõ (ñëèøêîì õîëîäíàÿ ïîãîäà, äîæäü, âåòåð), òàê êàê ëþáîå ïåðåîõëàæäåíèå ìîæåò âûçâàòü ïðèñòóï óäóøüÿ. Ïðîòèâîïîêàçàíû ëþáûå ïåðåãðóçêè. Óïðàæíåíèÿ äîëæíû áûòü ïðåêðàùåíû, åñëè çàìå÷åíû ïåðâûå ïðèçíàêè ïðèñòóïà óäóøüÿ: íåðîâíîå äûõàíèå, ñïàçì, êàøåëü. Íå äîïóñòèìû èíòåíñèâíûé áåã, âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé áåç ïåðåðûâà íà óñòàíîâëåíèå ñïîêîéíîãî äûõàíèÿ.

Ðåêîìåíäàöèè ïî òðåíèðîâêàì:

Òðåíèðóéòåñü, ïîñòåïåííî íàðàùèâàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü íàãðóçêè äî òåõ ïîð, ïîêà íå ñìîæåòå âûïîëíÿòü å¸ äîñòàòî÷íî äîëãî áåç îäûøêè. Åñëè ïîÿâèëàñü îäûøêà, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà — ýòî çíà÷èò, ÷òî äîñòèãíóò ïðåäåë íàãðóçêè èëè íóæíî ñìåíèòü âèä ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè. Åñëè ÷óâñòâóåòå, ÷òî íà÷èíàåòñÿ îäûøêà, ñäåëàéòå ïåðåðûâ â óïðàæíåíèÿõ. Ðåêîìåíäóåòñÿ óäîáíî ñåñòü, ïîëîæèòü ðóêè íà ñòîë, ìàêñèìàëüíî ðàññëàáèòü ìûøöû òóëîâèùà, íîã, äûøàòü ïîâåðõíîñòíî äëÿ òîãî, ÷òîáû ãëóáîêèé âäîõ íå ðàçäðàæàë íåðâíûå îêîí÷àíèÿ â áðîíõàõ è íå óñèëèâàë èõ ñïàçì. Íà 4-5 ñåê. âî âðåìÿ âûäîõà — çàäåðæàòü äûõàíèå. Ïðîäåëàéòå óïðàæíåíèÿ ïî äèàôðàãìàëüíîìó äûõàíèþ, ðåëàêñàöèè èëè äðóãèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Ïðè âûïîëíåíèè äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ñëåäóåò ðåãóëèðîâàòü ñîîòíîøåíèå ôàç äûõàíèÿ ñ ïîìîùüþ ñ÷åòà:

âäîõ — 1, 2;

âûäîõ — 3,4, 5, 6;

ïàóçà — 7, 8.

Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé, óëó÷øàþùèé äðåíàæ áðîíõîâ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ:

Ïåðåä âûïîëíåíèåì óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî â ïîëîæåíèè ñòîÿ ïîäñ÷èòàòü ÷àñòîòó ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé è ÷àñòîòó äûõàíèÿ: ïóëüñ çà 15 ñåêóíä (óìíîæèòü íà 4) è ÷àñòîòó äûõàíèÿ çà 30 ñåêóíä (óìíîæèòü íà 2). Ïîñëå âûïîëíåíèÿ äàííîãî êîìïëåêñà ïóëüñ è ÷àñòîòà äûõàíèÿ íå äîëæíû óâåëè÷èòüñÿ áîëåå ÷åì íà 10-15%.

Читайте также:  Бронхиальная астма национальное руководство 2016

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà 1-2. Âäîõ îáû÷íîé ãëóáèíû 3-4. Ïîëíûé âûäîõ. Çàòåì çàæàòü íîñ è çàäåðæàòü äûõàíèå.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Ðóêè íà ãðóäíîé êëåòêå. Îòêàøëÿòüñÿ êîðîòêèìè òîë÷êàìè. Ìåæäó îòêàøëèâàíèÿìè äåëàòü ïàóçû 2-3 ðàçà. Êîíòðîëèðîâàòü íàëè÷èå ìîêðîòû. Ôèêñèðîâàòü ðóêàìè îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè: âåðõíèé, ñðåäíèé, íèæíèé. áðîíõèàëüíûé àñòìà ôèçè÷åñêèé óïðàæíåíèå

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå 1-1,5 ìèí. Äëÿ êîíòðîëÿ îäíà ðóêà íà ãðóäè, äðóãàÿ íà æèâîòå.

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Íà âûäîõå ïðîèçíîñèòü çâóêè «à», «î» èëè «è», «ó» ìàêñèìàëüíî äîëãî 2-3 ðàçà.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Ïîäíÿòü ïëå÷è (âäîõ) 3. È.ï.* (âûäîõ) 4-6. Ïàóçà, ðàññëàáëåíèå. 3-5 ðàç.

1. Ðóêè ââåðõ (âäîõ). 2-8. È.ï. ñ ïðîèçíåñåíèåì çâóêà «õà». 3-5 ðàç.

1. Ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ).

2. Ñîãíóòü íîãó. 3-6. Ïîäòÿíóòü åå ê ãðóäíîé êëåòêå (âûäîõ) 7-10 È.ï., ïàóçà, îòêàøëÿòüñÿ. 2-4 ðàçà Åñëè ìîêðîòû íåò, ñäåëàòü óäëèíåííûé âûäîõ.

«Îáëåã÷åííîå ïîëîæåíèå». Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå: 1-2. Âäîõ. 3-6. Âûäîõ. 7-8. Ïàóçà. 1-1,5 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà, êèñòè ê ïëå÷àì 1-2. Ïîâîðîò òóëîâèùà íàïðàâî 3-4. È.ï. Çàòåì íàëåâî ïî 5-6 ðàç Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Ðóêè ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì (âäîõ) 3-4. Íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä, ðóêè ê ñòîïàì (âûäîõ) 5-7. Ïàóçà è ðàññëàáëåíèå — 8. È.ï. 4-6 ðàç.

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà, íîãè ïðÿìûå Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå: 1-2. Âäîõ, 3-6. Âûäîõ, 7-8. Ïàóçà. 1-1,5 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Êèñòè ê ïëå÷àì, ïðîãíóòüñÿ (âäîõ) 3-4. Íàêëîí òóëîâèùà âïðàâî, ïðàâàÿ ðóêà ê ïîëó (âûäîõ) 5-6. È.ï. Çàòåì âëåâî. Ïî 3-5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Ìåæäó ïîâòîðåíèÿìè ïàóçà, ðàññëàáëåíèå ìûøö.

Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Ðóêè ñîãíóòü, ïàëüöû ñæàòü â êóëàêè 1. Ïðîãíóòüñÿ (âäîõ) 2. Ðåçêî ðàçîãíóòü ïðàâóþ ðóêó ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà âëåâî (âûäîõ) 3-4. È.ï. Òî æå ëåâîé ðóêîé. Ïî 5-10 ðàç êàæäîé ðóêîé.

Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Ñïîêîéíîå ïëàâíîå äûõàíèå, áåç çàäåðæåê. 20-30 ñåê. Òåìï ìåäëåííûé. Îáùåóêðåïëÿþùèé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè ÁÀ:

* Ñòîÿ,1- -ðóêè â ñòîðîíû — âäîõ, 2-3 — ðàññëàáèòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, îïóñòèòü ðóêè è ãîëîâó — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé.

* Ñòîÿ ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, ðóêè íà ðåéêå íà óðîâíå ãðóäè. Ðóêó â ñòîðîíó — íàçàä ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà — âäîõ, èñõîäíîå ïîëîæåíèå, âûäîõ. Ïîâòîðèòü 8-10 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé.

* Òî æå. Ïîëíîå äûõàíèå 4-5 ðàç.  àêòå äûõàíèÿ ïðèíèìàþò ó÷àñòèå äèàôðàãìà è ãðóäíàÿ êëåòêà.

* Ñòîÿ áîêîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå: 1-ðóêà äóãîé ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ — âäîõ, 2-3- íàêëîí â ñòîðîíó — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 6-8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó Òåìï ìåäëåííûé.

* Ñòîÿ ñïèíîé ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, ðóêè íà ðåéêå íà óðîâíå ïîÿñà 1-2-ïðîãíóòüñÿ, ãîëîâó íàçàä — âäîõ, 3-4- âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé.

* Ñòîÿ, â ðóêàõ âîëåéáîëüíûé ìÿ÷. Áðîñêè ìÿ÷à îò ãðóäè 8-10 ðàç. Áðîñàòü ìÿ÷ íà âûäîõå.

* Òî æå. Áðîñêè ìÿ÷à îäíîé ðóêîé îò ïëå÷à 6-8 ðàç êàæäîé ðóêîé. Áðîñêè äåëàòü íà âûäîõå ïîî÷åðåäíî êàæäîé ðóêîé.

* Òî æå. Áðîñêè ìÿ÷à èç-çà ãîëîâû 8-10 ðàç. Áðîñêè äåëàòü íà âûäîõå. Îñíîâíàÿ ñòîéêà: ðóêè â ñòîðîíû — âíèç, ëîêòè íàçàä — âäîõ, îïóñòèòü ðóêè è ãîëîâó, ïîòðÿñòè ðóêàìè — âûäîõ 4-6 ðàç. Íà âûäîõå ðàññëàáëÿòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.

* Ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè ïåðåä ãðóäüþ 1-ðóêè â ñòîðîíû ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà — âäîõ, 2 -è.ï. — âûäîõ 6-8 ðàç Äâèæåíèÿ âûïîëíÿòü ïîî÷åðåäíî â êàæäóþ ñòîðîíó.

* Ñòîÿ, ðóêè ê ïëå÷àì. 1-2-ïðàâóþ ðóêó è ëåâóþ íîãó â ñòîðîíû — âäîõ, 3-4 — âûäîõ, ïî 6-8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé.

* Ñòîÿ. Õîäüáà íà ìåäëåííîì òåìïå 1-2 ìèí. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

* Ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñå 1-2 — ëîêòè íàçàä, ïðîãíóòüñÿ — âäîõ, 3-4-5-6 — ëîêòè âïåðåä, ãîëîâó îïóñòèòü — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé. Íà âûäîõå ðàññëàáëÿòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.

* Ñòîÿ, ïðàâóþ ðóêó íà ãðóäü, ëåâóþ íà æèâîò. Ïîëíîå äûõàíèå 4-6 ðàç. Íà âûäîõå áðþøíóþ ñòåíêó âòÿãèâàòü.

Åñëè îäûøêà ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ïðè áûñòðîì ïîäúåìå ïî ëåñòíèöå èëè ìåäëåííîì áåãå, áûñòðî èñ÷åçàåò ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ íàãðóçêè, ëåãî÷íûé ïðîöåññ íàõîäèòñÿ â ôàçå ðåìèññèè, âåíòèëÿöèîííîé íåäîñòàòî÷íîñòè íåò èëè èìåþòñÿ íåçíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ îòäåëüíûõ ñïèðîãðàôè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé, òî ðåêîìåíäóþòñÿ âåëîòðåíèðîâêè, ëåãêèé áåã, ïëàâàíèå.

Õîäüáà

Îáùåäîñòóïíûì ñïîñîáîì òðåíèðîâêè ÿâëÿåòñÿ õîäüáà ïî ëåñòíèöå. Áîëüíûì ÁÀ ñ ÷åòâåðòîé ñòåïåíüþ äâèãàòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé íàçíà÷àåòñÿ òåìï — íà ïîäúåìå 50—60 ñòóï/ìèí, à ïðè ñïóñêå — 110—120 ñòóï/ìèí. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êàæäîé òðåíèðîâêè äî 30 ìèí.

Ïëàâàíèå

Ïëàâàíèå ïðîâîäèòñÿ ñòèëåì áðàññ. Êàæäàÿ òðåíèðîâêà ñîñòîèò èç 3—5-ìèíóòíîãî ïîäãîòîâèòåëüíîãî ïåðèîäà (âûïîëíÿþòñÿ â âîäå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ è «ïëàâàíèå» íà ìåñòå), îñíîâíîãî è çàêëþ÷èòåëüíîãî (ìåäëåííîå ïëàâàíèå â òå÷åíèå 3 ìèí) ïåðèîäîâ. Ïëàâàíèå ïðîâîäèòñÿ èíòåðâàëüíûì ìåòîäîì.

Áåã

 ïåðâîé ïîëîâèíå òðåíèðóþùåãî êóðñà ðåêîìåíäóåòñÿ áåã íà ìåñòå â òåìïå 150—160 øàãîâ/ìèí. Åñëè Ò×ÑÑ (òðåíèðîâî÷íàÿ ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé) íå äîñòèãàåò çàäàííîé âåëè÷èíû (ðàññ÷èòàòü ñâîþ Ò×ÑÑ âû ìîæåòå â êàáèíåòå ñïîðòèâíîãî âðà÷à), òî òåìï óâåëè÷èâàþò äî 170—180 øàãîâ/ìèí.  ïîñëåäóþùåì èñïîëüçóåòñÿ áåã òðóñöîé ïî ðîâíîé ìåñòíîñòè ñî ñêîðîñòüþ íå áîëåå 7—8 êì/÷, íî íàèáîëåå îïòèìàëüíûì è äîñòîâåðíûì îðèåíòèðîì, âûïîëíÿåìîé íàãðóçêè áóäåò — îòñëåæèâàíèå ñâîåé Ò×ÑÑ âî âðåìÿ íàãðóçêè, ñ ïîìîùüþ ìîíèòîðà ×ÑÑ «Polar».

Áëî÷íûå òðåíàæåðû è óïðàæíåíèÿ ñ îòÿãîùåíèÿìè

Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà ïðàâèëüíûì äûõàíèåì. Íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàþò óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû: ïóëîâåð, ðàçâåäåíèå ãàíòåëåé ëåæà, òðåíàæåð «áàáî÷êà», êðîññîâåð, ïîäòÿãèâàíèÿ íà ïåðåêëàäèíå, òÿãà áëîêà çà ãîëîâó; óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå áðþøíîãî ïðåññà: ðàçëè÷íîãî ðîäà ñêðó÷èâàíèÿ. (Òåõíèêó âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé, ïðàâèëüíîå äûõàíèå âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé âû ìîæåòå óçíàòü ó èíñòðóêòîðîâ òðåíàæåðíîãî çàëà èëè â êàáèíåòå ñïîðòèâíîãî âðà÷à).

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник