Звуковая гимнастика при бронхите
Звуковая гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов.
Собственно, сами упражнения – это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.
Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.
Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке. Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели. При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному. Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.
Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.
При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.
Обучениерациональномудыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.
Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.
Гласныезвуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так по всем гласным звукам.
Глухиесогласныезвуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.
Звонкиесогласныезвуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.
Другиезвуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.
Главные звуки
1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.
2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.
3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.
Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С. Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З. Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.
Комплекс звуковой гимнастики
Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше). До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.
В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.
1-е занятие:
Упр. 1.Очистительныйвыдох. ПФФ – 5–7 раз.
2-е занятие:
Упр. 1. ПФФ – 3 раза.
Упр. 2.Закрытыйстон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.
Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
3-е занятие:
Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.
Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
4-е занятие:
Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 – повторить.
Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
5-е занятие:
Упр. 6. РРР – 3 разаиПФФ – 1 раз.
Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
6-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 8. ПРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 9. ЖРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
7-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 10. КРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 11. ТРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
8-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 12. ФРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 13. ЧРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
9-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 14. ЦРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 15. ШРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 16. ХРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
10-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 17. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Упр. 18. ГРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разуиПФФ – 1 раз.
Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;
Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования
В лечении хронических заболеваний легких и бронхов большую роль играет специальная физкультура, которая поддерживает трофику слизистой бронхиального дерева, способствует его очищению от густого секрета, устраняет кашель. Комплексы для пациентов с ХОБЛ удобны тем, что их можно выполнять в любом месте и в любое время, но не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды.
Дыхательная гимнастика при остром бронхите и пневмонии не назначается во время первых дней заболевания, когда поднимается температура. После стабилизации состояния пациента врач назначает щадящую ЛФК для уменьшения воспалительного процесса и профилактики осложнений постельного режима.
Дыхательные упражнения для легких и бронхов
Показания для проведения дыхательной гимнастики:
· хронические бронхиты различного генеза;
· трахеиты;
· хронические обструктивные заболевания легких (ХОБЛ);
· заболевания верхних дыхательных путей.
Противопоказания и степень нагрузки определяют лечащий терапевт и врач ЛФК. Инструктор проводит обучение гимнастике в группе или индивидуально, а затем пациент выполняет комплекс самостоятельно два раза в день.
Для взрослых
Тренировка вдоха при легком и непроизвольном выдохе – главный принцип дыхательной гимнастики при бронхите взрослым; при пневмонии важно научиться брюшному дыханию, когда вентиляция легких увеличивается за счет работы диафрагмы и мышц живота. Упражнения на улучшение подвижности грудной клетки включают в действие вспомогательные дыхательные мышцы.
1. Разминка: исходное положение (ИП) – стоя или сидя. Спина прямая, руки согнуты в локтях, размещены вдоль тела. На вдохе сжать кулаки, на выдохе – расслабить.
2. ИП – стоя или сидя на стуле. Ноги – на ширине плеч, которые нужно опустить и не поднимать. Правая рука на животе, левая – на грудной клетке, голова несколько наклонена вперед. На вдохе – развести плечи, немного отклоняя назад туловище, живот надувается. На продолжительном выдохе туловище возвращается в ИП, живот сдувается. Рука помогает выдоху, надавливая на брюшную стенку.
2. ИП – то же. Локти согнуты, кисти рук расположены на боковой нижней части грудной клетки. Растягивать грудную клетку на вдохе при помощи кончиков пальцев, захватывая подреберное пространство. Продолжительный выдох – туловище наклоняется вперед, живот втягивается, руки надавливают на нижние отделы грудной клетки. Дыхание через нос.
3. ИП – сидя. Руки согнуты в локтях, ладони на талии. Вдохнуть, поднять руки, голову наклонить назад. Выдохнуть – туловище слегка наклоняется вперед, а колено прижимается к грудной клетке.
Все упражнения повторить 5-6 раз.
Особенности вдоха в гимнастике для легких при бронхите взрослым:
· для того, чтобы создать препятствие вдоху через нос, ноздри слегка прижимают пальцами;
· вдох через рот усложняется вытягиванием губ в трубочку;
· как вариант – дыхательное движение через правый или левый уголок рта.
Для детей
Дыхательная гимнастика при бронхите для детей показана с трех – четырехлетнего возраста. Она включает в себя игровые элементы.
Веселая музыка с произношением вибрирующих звуков – то, что надо.
Звуковая гимнастика полезна в любом возрасте:
· помогает тренировать длинный выдох;
· массажное действие вибрации звука в грудной клетке;
· снимает спазм бронхов;
· облегчает отхождение мокроты.
Методика звуковой гимнастики: перед и после каждого звукового упражнения вначале делают выдох на «пфф», а после него – на «ммм».
1. Поиграть с ребенком в ворону: сидя на стуле или стоя, поднять руки и выдохнуть с выкриком «Каррр!» — руки опускаются.
2. «Веселый жук». ИП – сидя на стуле, руки на поясе. На вдохе корпус поворачивается влево, одноименная рука отводится назад. Возврат в исходное положение на выдохе с жужжанием. Повторить в другую сторону.
Оптимальное число дыхательных циклов – 5. Согласные произносятся вместе с гласным звукорядом: например, «ж-а-аж», «ж-о-ож», «ж-у-уж» и другие варианты сочетаний. При склонности к обструкции дыхательных путей очень полезен рычащий звук «р-р-р».
Для тренировки длинного выдоха полезно надувать игрушки или выпускать воздух в стакан с водой через трубочку.
Для пожилых
Особенностью ЛФК при бронхите для людей 60+ является размеренный, медленный темп. Дыхательная гимнастика при бронхите для пожилых включает примеры упражнений. Исходное положение для них лучше выбирать сидя на краю стула, стараясь выпрямить спину.
1. Поочередное отведение рук в стороны с поворотом туловища на вдохе. Затем – выдохнуть через сложенные в трубочку губы. Следить за расслабленностью шейно-воротниковой зоны. 4-5 раз.
2. Вдохнуть через нос, затем — согнуть ногу в колене, обеими руками подтянуть ее животу на выдохе. 2-3 раза.
3. ИП — стоя, в руке – стакан с водой, в котором находится трубочка. В нее и нужно выдыхать максимально медленно. Повторить 5 раз, затем – перерыв с обычным дыханием.
Занятия по Стрельниковой
Кроме бронхита, дыхательная гимнастика по методике Александры Николаевны Стрельниковой, показана и при сердечно-сосудистых заболеваниях, бронхиальной астме, потере голоса. Уникальность ее в том, что она подходит для людей разных возрастов и практически не имеет противопоказаний.
Ограничить нагрузки необходимо при:
· травмах головного мозга, позвоночника;
· выраженном остеохондрозе;
· гипертонии, высоком внутричерепном или внутриглазном давлении.
Ритмичные активные вдохи через нос – «принюхивания» сочетаются с движениями мелких мышечных групп. Существует особый счет – на четыре, восемь, шестнадцать, под который делаются упражнения.
Особенностью выдоха в дыхательной гимнастике Стрельниковой при бронхите в том, что о нем думать вообще не надо – он пассивен и происходит самопроизвольно.
Для примера – четыре упражнения из комплекса.
«Повороты головы»
Вдох сочетается с движением головы вправо и влево. Пассивный выдох делается в средней точке.
«Ушки»
Плечи неподвижны. Взгляд – перед собой. Наклонять голову к правому и левому плечу на вдохе.
«Малый маятник»
Кивать головой вперед, к груди, взгляд вниз: вдох. Выдох самопроизвольно во время обратного движения головы назад. И снова вдыхать воздух, когда взгляд направлен в потолок.
«Обними плечи»
ИП – стоя. Обнимать себя на вдохе так, чтобы правая ладонь была чуть дальше уровня плечевого сустава, а левая – под правую подмышечную впадину. Руки при движении меняются. Плечевой пояс – свободен.
Упражнения для отхождения мокроты при бронхите и пневмонии
ЛФК подключается после разрешения острого периода, когда снижается температура, но остаются катаральные явления. Для улучшения отхождения мокроты при бронхите проводится гимнастика в дренажных положениях. Они зависят от того, в каком бронхе или легком развился воспалительный процесс, а также – от локализации пневмонии. К примеру, если воспалено правое легкое, то исходное положение – на противоположном боку. Это определяет лечащий врач. Выполняются комплексы на длинный вдох, выдох с произнесением звуков «ррр», «жжж» до появления кашля. При комплексном подходе в терапии бронхитов лечебную дыхательную гимнастику сочетают с дренажным массажем.
Если во время занятий появился кашель, нужно наклонить голову, ладони расположить на животе сверху и снизу от пупка, надавливать ими каждый раз сверху вниз при позыве к кашлю. Следить за расслабленностью мышц шеи.
ЛФК при трахеите и болезнях легких
Воспаление трахеи нередко сопровождает бронхит, но может проявляться самостоятельно. Дыхательные упражнения при трахеите и бронхите помогают при сухом кашле, переводя его в разряд «мокрого», справляться с которым уже легче.
1. ИП сидя. Вдохнуть через нос – руки в стороны, раскрыть грудную клетку. Плавно выдохнуть с тихим звуком «х-а-а-а». Стараться сделать выдох теплым. 4-5 раз.
2. ИП – то же. Медленно вдохнуть через рот, губы сложены в трубочку; живот надувается. Выдохнуть на «м-м-м», при этом ладони положить на область грудины и почувствовать звуковые вибрации. Число повторений – до 5.
Лечение бронхита
Терапия бронхолегочных заболеваний включает в себя ряд физиопроцедур и лекарственных препаратов, которые воздействуют на очаг воспаления, снимают кашель и облегчают дыхание.
Антибиотики
Среди фармакологических средств, использующихся для лечения бронхитов, выделяют антибиотики пенициллинового ряда, макролиды и цефалоспорины. Перед назначением препаратов целесообразнее выделить тип возбудителя по анализу мокроты. На бронхиты вирусной этиологии такое лечение не распространяется.
Бронхолитики
Фармакологические средства, снимающие спазм гладкой мускулатуры бронхов, используются как в таблетированной форме, так и в растворах.
Группы бронхолитиков:
1. Адреномиметики: Сальбутамол, Гексопреналин, а также популярный комбинированный препарат Беродуал.
2. Холиноблокаторы: Тровентол.
3. Бронхолитики миотропного действия: Эуфиллин, Теофиллин.
Ингаляции
Физиотерапевтическое воздействие на воспаленные бронхи с помощью вдыхания лечебных смесей через небулайзер – современный ингалятор – применяется даже при повышенной температуре, когда противопоказаны горячие ингаляции. Такие приборы выпускают для больничного и домашнего применения. В них загружают растворы с бронхолитиками, антибиотиками и фитопрепаратами.
Горчичники
Механизм действия основан на раздражающем и отвлекающем действии горчицы. Ставят их на область спины, обходя область сердца. Время процедуры – до 10 минут. Риск обструкции, бронхиальная астма, лихорадочные состояния и аллергия – прямые противопоказания к постановке горчичников.
Заключение
1. Лечение заболеваний бронхов и легких – комплексное: антибактериальная, бронхолитическая терапия, физиопроцедуры и ЛФК.
2. Назначение гимнастики для дыхания в большей степени обосновано при хроническом бронхите, обструкции, ХОБЛ.
3. Результат тренировок – облегчение отхождения мокроты, улучшение вентиляции легких.
4. Основной упор делается на тренировку вдоха при легком и свободном выдохе, что продемонстрировано в дыхательных упражнениях по Стрельниковой при бронхите.
5. Для детей с 4-5 лет разработана игровая форма ЛФК, а пожилым людям рекомендован размеренный темп.
Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте Лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый материал!
Информация, размещенная на канале Дзен, носит ознакомительный характер. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Если
не указано иначе, вдох выполняется на
счет 1, 2; выдох — 3, 4, 5 и пауза — 6, 7, 8
(счет про себя).
Исходное
положение: сидя на стуле
Развести
руки в стороны (вдох), обнять себя за
плечи (выдох с произнесением «ух»).
Пауза. Повторить 5-6 раз.Сделать
вдох. Отвести прямую ногу в сторону
(выдох), вернуться в ИП. Пауза, расслабление.
Повторить 5-6 раз.Диафрагмальное
дыхание, 5-6 вдохов и выдохов: на счет 1,
2 — вдох, на 3, 4, 5 — выдох, на 6, 7, 8 — пауза.Поднять
обе руки вверх (вдох), наклониться и
достать пол руками (выдох с произнесением
«бррах»). Пауза. Повторить 5-6 раз.Нижнегрудное
дыхание, 5-6 вдохов и выдохов. При
выполнении выдоха руки слегка сжимают
грудную клетку, при этом произносится
«брр». Пауза, расслабление.ИП:
стоя, прямые руки вытянуты вперед,
расставлены чуть шире плеч. 6-8 раз
медленно скрестить руки в горизонтальной
плоскости. Дыхание произвольное.ИП:
стоя, держась за спинку стула сзади.
Сделать вдох. На счет 1, 2, 3 присесть,
можно не полностью (выдох). Пауза.
Повторить 4-5 раз.ИП:
стоя, держась за спинку стула, лицом к
ней. Вдохнуть, согнуть ногу и достать
коленом спинку стула (выдох). Пауза.
Темп средний. Повторить 5-7 раз каждой
ногой.ИП:
тоже. Перекатываться о пятки на носок.
Темп средний. Дыхание произвольное.Круговые
движения прямой рукой вперед и назад.
Темп средний. Дыхание произвольное.
Повторить 5-7 раз.ИП:
тоже, но слегка наклонившись вперед.
Диафрагмальное дыхание, 5-6 вдохов и
выдохов.ИП:
стоя, держась за спинку стула, ноги шире
плеч. Сделать вдох. Поднять правую руку
через сторону вверх и наклониться влево
(выдох). Выполнить тоже в другую сторону.
Повторить 5-6 раз.ИП:
стоя, руки на поясе. Медленно отвести
локти назад (вдох), свести их вперед
(выдох). Сделать паузу. Повторить 6-8 раз.ИП:
стоя, держась руками за спинку стула.
Медленно выполнять круговые движения
тазом. Дыхание произвольное. Повторить
5-7 раз в каждую сторону.Ходьба
на месте. На 2 шага — вдох, на 3 — выдох, на
2 шага — пауза.
2.2.1 Звуковая гимнастика
Звуковая
гимнастика — это специальные упражнения,
заключающиеся в произнесении определенных
звуков и их сочетаний строго определенным
способом. При произнесении звуков
вибрация голосовых складок передается
на дыхательные пути, легкие и от них —
на грудную клетку. Считается, что такая
вибрация позволяет расслабить
спазмированные бронхи и бронхиолы.
Таким образом, показаниями к звуковой
гимнастике являются заболевания
дыхательных путей, сопровождающиеся
бронхоспазмом: бронхиальная астма и
астматический бронхит.
Сила
вибрации зависит от силы воздушной
струи, возникающей при произнесении
тех или иных звуков. С этой точки зрения
все согласные звуки подразделяются на
три группы.
Наибольшая
сила требуется при произнесении глухих
согласных п, т, к, ф, с; соответственно
возникает и наибольшее напряжение мышц
грудной клетки и диафрагмы.Среднее
по силе напряжение развивается при
произнесении звонких согласных б, д,
г, в, з.Наименьшая
сила воздушной струи развивается при
произнесении так называемых сонант:
м, н, л.
Некоторые
согласные звуки в звуковой гимнастике
обозначаются специальными терминами:
жужжащие:
ж, з;свистящие
и шипящие: с, ф, ц, ч, ш;рычащий:
р.
Тот
факт, что для произнесения разных
согласных звуков требуется разная сила
воздушной струи, используется в звуковой
гимнастике для тренировки дыхательных
мышц, и более всего — диафрагмы. Выполняя
упражнения звуковой гимнастики, очень
важно правильно дышать: вдох через нос
продолжительностью 1-2 секунды, пауза
(1 секунда), активный выдох через рот
(2-4 секунды), снова пауза (4-6 секунд). В
любом случае выдох должен быть вдвое
дольше вдоха. Все звуки следует произносить
строго определенным образом, в зависимости
от цели звуковой гимнастики. Занятия
звуковой гимнастикой должны проводиться
в хорошо проветриваемом помещении, а
еще лучше — на открытом воздухе, обязательно
до приема пищи или не ранее чем через
1,5-2 часа после еды. Продолжительность
занятий и их количество в день зависят
от самочувствия и от степени усвоения
предыдущих упражнений.
Звуковые
упражнения во время приступа бронхиальной
астмы
1.
Пфф — 3 раза.
2.
Ммм — 3 раза и пфф — 1 раз.
3.
Бррух — 3 раза и пфф — 1 раз.
Вррух
— 3 раза и пфф — 1 раз.Шррух
— 3 раза и пфф — 1 раз.Зррух
— 3 раза и пфф — 1 раз.Вррот
— 3 раза и пфф — 1 раз.
Примерный
комплекс звуковых упражнений в период
вне приступов.
В
скобках указан порядок смены гласных
в середине «слова».
1-е
занятие.Упражнение
1. «Очистительный выдох» пфф
—
5-7
раз.2-е
занятие.Упражнение
1. «Очистительный выдох» пфф
— 3
раза.Упражнение
2. «Закрытый стон» ммм
—
3
раза и пфф
— 1
раз.Упражнение
3. Бррух
(о, а, е, и) — по
одному разу и пфф
— 1
раз.3-е
занятие.Повторить
все предыдущие упражнения.Упражнение
4. Грруф
(о,
а,
е, и) — по
одному разу и пфф
—
1
раз.4-е
занятие.
Повторить
все предыдущие упражнения.Упражнение
5.Дррух
(о, а, е, и) — по
одному разу и пфф
— 1
раз.5-е
занятие.Упражнение
6. Ррр
— 3
раза и пфф
— 1
раз.Упражнение
7. Бррух
(о, а, е, и) — по
одному разу и пфф
—
1
раз.6-е
занятие.Повторить
все предыдущие упражнения.Упражнение
8. Пррух
(о, а, е, и) —
по одному разу и пфф
—
1
раз.Упражнение
9. Жррух
(о, а, е, и) —
по одному разу и пфф
—
1
раз.7-е
занятие.Повторить
все предыдущие упражнения.Упражнение
10. Кррух
(о,
а,
е, и) —
по одному разу и пфф
—
1
раз.Упражнение
11. Тррух
(о,
а,
е, и) — по
одному разу и пфф
—
1
раз.8-е
занятие.Повторить
все предыдущие упражнения.Упражнение
12. Фррух
(о,
а,
е, и) —
по одному разу и пфф
— 1
раз.Упражнение
13. Чррух
(о, а, е, и) —
по одному разу и пфф
— 1
раз.9-е
занятие.Повторить
все предыдущие упражнения.Упражнение
14. Цррух
(о, а, е, и) —
по одному разу и пфф
— 1
раз.Упражнение
15. Шррух
(о, а, е, и) — по
одному разу и пфф
— 1
раз.Упражнение
16. Хррух
(о, а, е, и) — по
одному разу и пфф
— 1
раз.10-е
занятие.Повторить
все предыдущие упражнения.Упражнение
17. Бррух
(о,
а,
е, и) —
по одному разу и пфф
— 1
раз.Упражнение
18. Гррух
(о,
а,
е, и) — по
одному разу и пфф
— 1
раз.
При выполнении всех комплексов
звуковых дыхательных упражнений после
2-3 начальных занятий следует постепенно
вводить гимнастические упражнения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #