Железодефицитная анемия у детей курсовая

Железодефицитная анемия у детей курсовая

Снижение содержания гемоглобина в крови, дефицит микроэлементов в организме из-за нарушения их поступления, усвоения или повышенных потерь. Распространение анемий в детском возрасте. Комплексные профилактические мероприятия по снижению заболеваемостей.

Подобные документы

  • Понятие железодефицитной анемии, их этиология и патогенез. Классификация анемий, вызванных нехваткой железа в организме, описание клинической картины заболевания, диагностика и лечение. Лабораторные признаки анемии, уровень содержания гемоглобина в крови.

    реферат, добавлен 01.02.2010

  • Понятие о железодефицитной анемии, причины ее возникновения и способы лечения. Анализ основных стадий развития дефицита железа: предлатентный дефицит, латентный дефицит. Особенности железодефицитной анемии у детей. Характеристика парентеральной терапии.

    реферат, добавлен 09.04.2012

  • Анемия у детей – это патологическое состояние, которое характеризуется сниженным содержанием гемоглобина в крови. Недостаточность питательных веществ в организме и нехватка железа. Показатели уровня гемоглобина в крови у ребёнка. Причины анемии.

    реферат, добавлен 14.03.2016

  • Определение понятия анемии — патологического состояния, характеризующегося снижением содержания гемоглобина в единице объема крови. Ознакомление с классификацией анемий по патогенезу. Анализ основных патогенетических звеньев развития дефицитной анемии.

    презентация, добавлен 20.11.2016

  • Группа клинико-гематологических синдромов снижения концентрации гемоглобина в крови. Этиология, патогенез и классификация анемий. Общая диагностика заболевания, лечение и профилактика. Восстановление количественного и качественного состава эритроцитов.

    презентация, добавлен 28.05.2014

  • Анемии — группа заболеваний (состояний), характеризующихся снижением содержания гемоглобина в единице объема крови, чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов. Рассмотрение характерных изменений кровяных тел. Три основных группы анемий.

    реферат, добавлен 21.05.2015

  • Заболевания, характеризующиеся снижением содержания гемоглобина, количества эритроцитов в единице объёма крови человека данного пола и возраста, массы крови в организме. Изучение классификация анемии. Клиническая картина заболевания, диагностика, лечение.

    доклад, добавлен 19.04.2015

  • Определение понятия анемии и рассмотрение ее видов. Изучение анатомо-физиологических особенностей системы крови у детей. Клиническая картина железодефицитной анемии у детей, ее диагностика, лечение. Особенности сестринской деятельности при анемии у детей.

    курсовая работа, добавлен 02.06.2017

  • Концентрация красных кровяных телец. Уменьшение содержания гемоглобина в единице объема крови. Анемии, связанные с нарушением синтеза и утилизации порфиринов. Наследственные гемолитические анемии. Насыщение гемоглобина кислородом в эритроцитах.

    реферат, добавлен 21.11.2011

  • Понятие и классификация анемий. Основные сведения об обмене железа. Влияние различных веществ на всасывание железа. Причины развития В12-дефицитной анемии. Устранение дефицита железа в организме человека. Лечение гипопластических (апластических) анемий.

    реферат, добавлен 12.11.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Загрузка…

Дисциплина. Сестринское дело

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Этиология и патогенез железодефицитной анемии у детей 5

1.1. Классификация анемии 5

1.2. Эпидемиология 6

1.3. Основные причины развития железодефицитной анемии у детей 6

1.4. Патогенез железодефицитной анемии у детей 9

  1. Клиника, диагностика, лечение и профилактика железодефицитных анемий у детей 11

2.1. Клиническая картина железодефицитных состояний 11

2.2. Диагностика железодефицитных состояний 12

2.3. Лечение железодефицитной анемии проводят в три этапа 14

2.4. Профилактика железодефицитной анемии 18

2.5. Диспансерное наблюдение 21

2.6. Прогноз 23

  1. Сестринский уход при железодефицитных анемиях у детей 24

3.1. Сбор информации о пациенте 24

3.2. Выявление проблем больного ребенка 25

3.3. Планирование и реализация ухода за пациентом 25

3.4. Оценка эффективности ухода 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Страниц: 37

Год написания: 2015

-ЖДА — это снижение Hв в единице объема кpови, обусловленное недостатком такого эpитpопоэтического фактоpа как железо

-Hаиболее часто дефицит железа встpечается у детей до 3-х лет, особенно во втоpом полугодии пеpвого года жизни

-Наибольший риск развития ЖДА — дети раннего и пубертатного периода и женщины детородного возраста

Роль железа в организме

-Участие в жизнедеятельности каждой клетки

-Незаменимый компонент различных белков и ферментативных систем

-Обеспечивает необходимый уровень системного и клеточного аэробного метаболизма

-Участвует в окислительно-восстановительных реакциях

-Разрушение продуктов перекисного окисления

-Играет важную роль в поддержании высокого уровня иммунной резистентности организма

-Обеспечивает рост тела и нервов, миелинизацию нервных волокон, нормальное функционирование мозга

-В составе гемоглобина участвует в переносе кислорода

Последствия ДЖ (за счет

снижения Fe в ткани мозга)

-Замедление моторного развития и нарушение координации

-Задержка речевого развития и схоластических достижений

-Психологические и поведенческие нарушения

-Умственная отсталость

-80% железа, обнаруживаемого в головном мозге взрослого, запасается в первую декаду жизни

Распределение железа в организме

-Гемоглобин – 60-65%

-Ферритин – 9-10%

-Гемосидерин – 9-10%

-Миоглобин – 7,5-8,5%

-Цитохромы, каталазы – 5-7%

-Транспортное железо 0,1-0,2%

Всасывание железа

Читайте также:  Лабораторная диагностика анемий скачать

-Около 10% пищевого железа абсорбируется в ДПК и начальном отделе тонкой кишки

-При ДЖ зона всасывания расширяется дистально

-Гемовое железо – всасывается 20%

-Распад гема – фермент оксигеназа

-Негемовое железо – всасывается 3-8%

-В пище в основном Fe+3

-Всасывается лучше Fe+2

-Fe+3 восстанавливается в Fe+2 под действием HCl

-Из грудного молока – 49%, из коровьего – 10%

Выведение железа

-Стул (пищевое железо)

-Моча

-Пот

-Кожа

-Волосы (рыжие – железа больше)

-Ногти

-Менструации (30мл крови=15 мг железа)

-М- 1 мг/сутки, Ж- 2 мг/сутки

Анте- и интранатальные причины развития ДЖ (эндогенный ДЖ)

—          Трансплацентарный транспорт железа происходит только в одном направлении – от матери к плоду, против градиента концентрации

—          М.б. нарушен при заболеваниях и токсикозах 2-й половины беременности, когда нарушается функция плаценты

—          У недоношенных детей, детей от многоплодной беременности          запасы железа на кг массы не отличаются от запасов здоровых новорожденных

—          Дети с малой массой тела быстро ее набирают, тогда сказывается недостаток железа в целом

—          Фето-фетальная,       фетоматеринская трансфузия

—          Ранняя и поздняя перевязка пуповины

—          Кровотечение в родах

Постнатальные причины развития ДЖ

—          Недостаточное поступление железа

—          Искусственное вскармливание

—          Низкое потребление мяса (гемовое), рыбы, овощей, фруктов

—          Биодоступность железа снижается при увеличении содержания в пище фосфатов, фитатов, оксалатов, танина, кальция

—          Повышенные потребности

—          Быстрый рост в младенческом, пубертатном периодах

—          Малая и большая масса тела при рождении

Постнатальные причины развития ДЖ

—          Избыточные потери

—          Интенсивное слущивание эпителия (экссудативный диатез, кожные заболевания, диарея, синдром мальабсорбции)

—          кровотечения из ЖКТ, носовые, маточные

—          глистные инвазии (поглощение железа анкилостомой)

—          Нарушение транспорта железа

—          Снижение уровня трансферрина при гипопротеинемиях (нефротический синдром, алиментарная недостаточность,

нарушение белково-синтетической функции печени, синдром мальабсорбции)

Патогенез ДЖ

-Первым расходуется запасный фонд железа — прелатентный дефицит железа

-У взрослых — увеличение всасывания в кишечнике

-У детей этого не происходит (снижение активности ферментов ферроабсорбции)

-Затем расходуется транспортный и тканевой фонды – ЛДЖ

-Снижение активности железосодержащих ферментов

-Сидеропенические симптомы

Патогенез ЖДА

-Нарушается включение железа в гем

-Увеличивается количество молодых, негемоглобинизированных клеток

-Нормобласты созревают медленнее

-Происходит преждевременное деление клеток, образование микроцитов

-Гипохромия красных клеток крови обусловлена малым содержанием гемоглобина при относительно нормальном уровне эритроцитов

-Снижение Нв приводит к развитию гемической гипоксии

Клиника ЖДА (общие симптомы)

-М.б. отсутствие симптомов при снижении Нв

-М.б.отчетливая клиника при ЛДЖ

-Гипоксия мозга и тканевой дефицит железа

-Задержка психомоторного развития (ранний возраст)

-Астения, утомляемость, одышка при физ.нагр., обмороки, ухудшение успеваемости (школьники)

-Бледность — обычно при значительном снижении уровня Нв

-Тахикардия, изменение звучности тонов сердца, систолический шум, тенденция к снижению АД

-При тяжелой анемии границы относительной тупости сердца расширены, увеличены размеры печени, селезенки

Клиника ЖДА (сидеропенические симптомы)

-Дистрофические изменения кожи и ее дериватов

-Кожа сухая, шершавая

-Волосы тонкие и ломкие, секутся

-Ногти теряют блеск, слоятся, уплощаются, возникает поперечная и продольная исчерченность

-Койлонихия (практически не встречается до 3 лет)

-Атрофический глоссит, ангулярный стоматит, атрофический гастрит

-Снижение аппетита, извращение вкуса (рica chlorotica), обоняния

-Мышечная слабость → недержание мочи при кашле, энурез

-Снижение иммунитета

Классификация по степени тяжести:

-Уровень гемоглобина

-110 – 90 г/л — легкая

-90-70 г/л – средней тяжести

-менее 70 г/л – тяжелая

-Уровень эритроцитов

-3,5-3,0 х 1012/л

-3,0-2,5 х 1012/л

-менее 2,5 х 1012/л

Цена 600 руб.

Источник

Îïðåäåëåíèå àíåìèè êàê ëàáîðàòîðíîãî ñèíäðîìà, ïðè êîòîðîì â êðîâè ñíèæàåòñÿ êîëè÷åñòâî ãåìîãëîáèíà èëè ýðèòðîöèòîâ. Ñîäåðæàíèå æåëåçà â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó äåòåé, åå ïðîôèëàêòèêà è ñåñòðèíñêèé óõîä çà ðåáåíêîì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ó äåòåé

×òî òàêîå àíåìèÿ

Àíåìèÿ — ýòî ëàáîðàòîðíûé ñèíäðîì, ïðè êîòîðîì â êðîâè ñíèæàåòñÿ êîëè÷åñòâî ãåìîãëîáèíà èëè ýðèòðîöèòîâ.  ðåçóëüòàòå êðîâü õóæå ïåðåíîñèò êèñëîðîä îò ëåãêèõ ê îðãàíàì òåëà, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ñëàáîñòüþ, áëåäíîñòüþ êîæè è äðóãèìè ñèìïòîìàìè.

Ó äåòåé àíåìèÿ âñòðå÷àåòñÿ òàê æå ÷àñòî, êàê è ó âçðîñëûõ. Åå ïðè÷èíû ìîãóò áûòü î÷åíü ðàçíûìè, íî ÷àùå âñåãî — ýòî íåõâàòêà æåëåçà â îðãàíèçìå.

 àáñîëþòíîì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ëå÷åíèå î÷åíü ýôôåêòèâíî è ðåáåíîê âûçäîðàâëèâàåò, íî ïðè óñëîâèè, ÷òî ðîäèòåëè âûïîëíÿþò âñå ðåêîìåíäàöèè âðà÷à è îáåñïå÷èâàþò ìàëûøó ïîëíîöåííîå ïèòàíèå.

Æåëåçî â îðãàíèçìå

Читайте также:  Презентация анемия у детей скачать

Ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà â îðãàíèçìå ñîäåðæèòñÿ îò 3 äî 5 ã æåëåçà, êîòîðîå âûïîëíÿåò ìàññó âàæíûõ ôóíêöèé. Îíî âõîäèò â ñîñòàâ ãåìîãëîáèíà è ìíîãèõ ôåðìåíòîâ, îòâå÷àþùèõ çà ðàáîòó èììóííîé, íåðâíîé ñèñòåìû, ìûøö. Åæåäíåâíàÿ ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà â æåëåçå ñîñòàâëÿåò 0,5-1,2 ìã â ñóòêè. æåëåçîäåôèöèòíûé àíåìèÿ ãåìîãëîáèí ýðèòðîöèò

Ê àíåìèè ïðèâîäÿò òðè îñíîâíûå ïðè÷èíû:

* íåäîñòàòîê æåëåçà â ïèùå, * ïëîõîå óñâîåíèå æåëåçà â êèøå÷íèêå, * ïîòåðÿ æåëåçà èç îðãàíèçìà ïðè êðîâîòå÷åíèè.

Æåëåçî íàñòîëüêî âàæíî äëÿ ÷åëîâåêà, ÷òî â îðãàíèçìå äàæå åñòü åãî çàïàñ — äåïî. Ó âçðîñëûõ äåïî ðàñïîëîæåíû â ïå÷åíè, ñåëåçåíêå è ìûøöàõ, à òàêæå â êðîâè.

Ó ìàëåíüêèõ äåòåé ðàñïðåäåëåíèå íåñêîëüêî èíîå: áîëüøàÿ ÷àñòü æåëåçà íàõîäèòñÿ â ýðèòðîöèòàõ, à ìåíüøàÿ — â ìûøöàõ.

Ìàëûø ïîëó÷àåò ñâîè îñíîâíûå çàïàñû æåëåçà åùå äî ðîæäåíèÿ, îò ìàòåðè.

Êîãäà ðåáåíîê ðàñòåò, åãî îáúåì êðîâè óâåëè÷èâàåòñÿ, ÷òî ïðèâîäèò ê äîâîëüíî áûñòðîìó ðàñõîäîâàíèþ äåïî. Ó íåäîíîøåííûõ äåòåé çàïàñû æåëåçà èñòîùàþòñÿ ê 3-ìó ìåñÿöó, ó äîíîøåííûõ — ê 5-6 ìåñÿöó. Ïîýòîìó â ïèùå íîâîðîæäåííîãî äîëæíî ñîäåðæàòüñÿ 1,5 ìã æåëåçà, à ó äåòåé 1-3 ëåò — íå ìåíåå 10 ìã. Âîò ïî÷åìó äåòÿì, îñîáåííî ïîñëå ïîëóãîäà, òàê íåîáõîäèìî, ÷òîáû æåëåçî ñ ïèùåé ïîñòóïàëî â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå.

Âñàñûâàíèå æåëåçà ïðîèñõîäèò â òîíêîì êèøå÷íèêå, ïðè ýòîì óñâàèâàåòñÿ ëèøü î÷åíü íåáîëüøàÿ åãî ÷àñòü: âñåãî 1-2 ìã â ñóòêè èç ïîñòóïàþùèõ 5-20 ìã. Óñâîåíèå æåëåçà çàâèñèò îò òðåõ ôàêòîðîâ: åãî êîëè÷åñòâà â ïèùå, áèîäîñòóïíîñòè (â êàêîé ôîðìå îíî ñîäåðæèòñÿ) è ñîñòîÿíèÿ ïèùåâàðèòåëüíîãî òðàêòà.

Ëó÷øå âñåãî óñâàèâàåòñÿ æåëåçî èç ìÿñà (9-22%), à èç ðàñòèòåëüíîé ïèùè — õóæå.

Íàèáîëåå ïîëíî îíî óñâàèâàåòñÿ èç ãðóäíîãî ìîëîêà, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî êîëè÷åñòâî åãî òàì íåâåëèêî — îêîëî 1,5 ìã â ëèòðå. Îäíàêî áèîäîñòóïíîñòü æåëåçà â ãðóäíîì ìîëîêå î÷åíü âûñîêàÿ (äî 60%) áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ñîäåðæèòñÿ îíî òàì â îñîáîé ôîðìå — â áåëêå ëàêòîôåððèíå.

Âîîáùå ìîëî÷íûé ëàêòîôåððèí — óíèêàëüíûé è ïîëåçíûé áåëîê, ïîñêîëüêó îí óìååò ðàçëè÷àòü, êîìó îòäàâàòü æåëåçî, à êîìó íåò. Òàê, êèøå÷íèê ìàëûøà î÷åíü õîðîøî óñâàèâàåò åãî, à âîò âðåäíûå áàêòåðèè, íóæäàþùèåñÿ â æåëåçå äëÿ ðàçìíîæåíèÿ, íàîáîðîò, ëàêòîôåððèí íå ëþáÿò. Òàêèì îáðàçîì, îí ïîìîãàåò ïîääåðæèâàòü â êèøå÷íèêå çäîðîâûé áàëàíñ ìèêðîôëîðû, çàùèùàÿ êðîõó îò äèñáàêòåðèîçà. Ýòî, ñâîåãî ðîäà, áàêòåðèöèäíûé ýôôåêò ëàêòîôåððèíà.

Äåôèöèò æåëåçà â ïèùå ïðèâîäèò íå òîëüêî ê àíåìèè, íî è ê ÷àñòûì èíôåêöèîííûì áîëåçíÿì, õðóïêîñòè âîëîñ è íîãòåé, íàðóøåíèÿì íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ó äåòåé, ñòðàäàâøèõ îò àíåìèè â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå, ÷àñòî íàáëþäàåòñÿ íàðóøåíèå ïåðåäà÷è íåðâíûõ èìïóëüñîâ îò ãîëîâíîãî ìîçãà ê îðãàíàì çðåíèÿ è ñëóõà, íàðóøåíèå ìèåëèíèçàöèè íåðâîâ è óõóäøåíèå èõ ïðîâîäèìîñòè.

Ïðè÷èíû äåôèöèòà æåëåçà

Ó íîâîðîæäåííûõ îäíîé èç îñíîâíûõ ïðè÷èí ÿâëÿåòñÿ íåäîñòàòîê æåëåçà ó ìàòåðè âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè. Òàêæå îòðèöàòåëüíóþ ðîëü ìîãóò ñûãðàòü îñëîæíåíèÿ áåðåìåííîñòè, òàêèå êàê ïëàöåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, êðîâîòå÷åíèå, à âî âðåìÿ ðîäîâ — ïðåæäåâðåìåííàÿ ïåðåâÿçêà ïóïîâèíû (ïðè ýòîì â ïëàöåíòå îñòàåòñÿ äî äåñÿòêà ïðîöåíòîâ âñåãî îáúåìà êðîâè ìàëûøà) è òðàâìàòè÷åñêèå àêóøåðñêèå ïðèñïîñîáëåíèÿ, ïðèâîäÿùèå ê ïîòåðå êðîâè.

Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà îñíîâíîé ïðè÷èíîé íåõâàòêè æåëåçà ÿâëÿåòñÿ åãî íåäîñòàòîê â ïèòàíèè. Áîëüøå âñåãî ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ó äåòåé, êîòîðûå ïîñëå ðîäîâ ïîëó÷àþò âìåñòî ìàòåðèíñêîãî ìîëîêà äåøåâûå íåàäàïòèðîâàííûå ñìåñè èëè ìîëîêî æèâîòíûõ (êîðîâüå, êîçüå). Ïîâûøåííûé ðèñê æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè èìåþò äåòè, ðîäèâøèåñÿ íåäîíîøåííûìè èëè ñ î÷åíü áîëüøîé ìàññîé òåëà.

Íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ê àíåìèè ÷àñòî ïðèâîäèò íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå ðåáåíêà: íåäîñòàòîê ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ, âåãåòàðèàíñòâî èëè âñêàðìëèâàíèå èñêëþ÷èòåëüíî ãðóäíûì ìîëîêîì, êîãäà óæå äàâíî ïîðà ââîäèòü ïðèêîðì.

Ê ñíèæåíèþ óðîâíÿ æåëåçà â êðîâè ìîãóò ïðèâîäèòü è îáèëüíûå èëè ÷àñòûå êðîâîòå÷åíèÿ (â òîì ÷èñëå ñêðûòûå), ó äåòåé îíè íå èñêëþ÷åíû. Íåðåäêî ïðè÷èíîé àíåìèè ìîãóò âûñòóïàòü ïàðàçèòû, æèâóùèå â êèøå÷íèêå, îíè íå äàþò ïîëíîöåííî óñâàèâàòüñÿ æåëåçó è âèòàìèíàì èç ïèùè.

Óñòàíîâëåíèå òî÷íîé ïðè÷èíû àíåìèè — î÷åíü îòâåòñòâåííûé ýòàï, îïðåäåëÿþùèé ýôôåêòèâíîñòü äàëüíåéøåãî ëå÷åíèÿ. Èìåííî ïîýòîìó êðàéíå âàæíî ïðîéòè ïîëíûé îñìîòð ó âðà÷à è ñäàòü âñå íåîáõîäèìûå àíàëèçû.

Ïðîÿâëåíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó äåòåé

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â îñíîâíîì îáùèìè, íåñïåöèôè÷åñêèìè ñèìïòîìàìè. Ê íèì îòíîñÿòñÿ:

* áëåäíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ è ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, * ðåáåíîê âÿëûé, êàïðèçíûé, ïëàêñèâûé, * ñíèæåí òîíóñ îðãàíèçìà, * ïîòëèâîñòü, * ïëîõîé ñîí ñ ÷àñòûìè ïðîáóæäåíèÿìè, * øåðøàâàÿ è ñóõàÿ êîæà, * îòñòàâàíèå â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè, * èçâðàùåíèå âêóñà: æåëàíèå åñòü çåìëþ, ìåë è ò.ï.

Ó äåòåé äî ãîäà ïðè ðàçâèòèè àíåìèè ìîãóò ïðîïàäàòü óæå ïðèîáðåòåííûå íàâûêè è óìåíèÿ. Åñòåñòâåííî, ÷òî âñå ýòè ïðèçíàêè ìîãóò íàáëþäàòüñÿ è ïðè äðóãèõ áîëåçíÿõ. Ïîýòîìó â äèàãíîñòèêå àíåìèè îñíîâíàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ àíàëèçó êðîâè, êîòîðûé íàäî ñäàâàòü ïðîôèëàêòè÷åñêè. Ïðè âûÿâëåíèè îòêëîíåíèé (ñíèæåíèå ãåìîãëîáèíà, ýðèòðîöèòîâ) âðà÷ íàçíà÷èò ìàëûøó äîïîëíèòåëüíîå îáñëåäîâàíèå, êîòîðîå òî÷íî óñòàíîâèò ïðè÷èíó àíåìèè è ïîìîæåò ïðàâèëüíî ïîäîáðàòü ëå÷åíèå.

Читайте также:  Сестринский процесс при фолиеводефицитной анемии

Ëå÷åíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó äåòåé

Ëå÷åíèå àíåìèè ó äåòåé äîëæíî íàçíà÷àòüñÿ âðà÷îì-ïåäèàòðîì ïîñëå òùàòåëüíîãî îáñëåäîâàíèÿ. Îáÿçàòåëüíî ñîáëþäàþòñÿ 3 íàïðàâëåíèÿ â ëå÷åíèè: * óñòðàíèòü âîçìîæíóþ ïðè÷èíó àíåìèè; * íîðìàëèçîâàòü ðåæèì ïèòàíèÿ ìàëûøà; * âîñïîëíèòü äåôèöèò æåëåçà â îðãàíèçìå.

Î÷åíü âàæíûì ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíîå ïèòàíèå ìàëûøà, äëÿ ãðóäíûõ äåòåé — ýòî ìîëîêî ìàòåðè. Ãðóäíîå ìîëîêî ïðè àíåìèè ïîëåçíî ïî äâóì ïðè÷èíàì: îíî íå òîëüêî ñîäåðæèò æåëåçî â ñàìîé ëåãêîóñâîÿåìîé ôîðìå, íî è óëó÷øàåò åãî âñàñûâàíèå èç äðóãèõ ïðîäóêòîâ, êîòîðûå ìàëûø ïîëó÷àåò âìåñòå ñ ìîëîêîì.

Îäíàêî ê 5-6 ìåñÿöàì äàæå ó äåòåé ñ õîðîøèìè çàïàñàìè æåëåçà â îðãàíèçìå, îíè ïîäõîäÿò ê êîíöó, è èì íåîáõîäèìî ïîëó÷àòü æåëåçî èç ïèùè, òî åñòü ââîäèòü ïðèêîðì. Äåòÿì ñ àíåìèåé ïðèêîðì íóæíî ââîäèòü íà 2-4 íåäåëè ðàíüøå ïîëîæåííîãî ñðîêà. Ìÿñíîé ïðèêîðì ñòîèò ââîäèòü â 6 ìåñÿöåâ. Ñòîèò îòêàçàòüñÿ îò òàêèõ êàø, êàê ìàííàÿ è ðèñîâàÿ. Äåòÿì ñ àíåìèåé ïîäõîäÿò ãðå÷íåâàÿ êàøà, ÿ÷ìåííàÿ, ïðîñÿíàÿ.

Ïðîäóêòû, êîòîðûå ñîäåðæàò áîëüøå âñåãî æåëåçà: ïå÷åíü, ÿçûê, ïî÷êè, ÿè÷íûé æåëòîê, ìîðñêàÿ êàïóñòà, ãðå÷êà, ïåðñèêè, óñòðèöû, ëåñíûå îðåõè, øïèíàò, áîáû, îòðóáè.

Íåêîòîðûå ïðîäóêòû ñïîñîáíû óõóäøàòü âñàñûâàíèå æåëåçà: ÷àé, íåêîòîðûå êîíñåðâàíòû, óêñóñ, ùàâåëü. Óëó÷øàþò âñàñûâàíèå æåëåçà: ÿáëîêè, êèñëûå ôðóêòû.

Äåòÿì ñ àíåìèåé íåîáõîäèìû äëèòåëüíûå ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçäóõå. Îíè äàþò ïðèòîê êèñëîðîäà êî âñåì îðãàíàì è óëó÷øàþò îáìåí âåùåñòâ. Îäíàêî íå òðåáóéòå îò ðåáåíêà èçëèøíåé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè: àíåìèÿ îòíèìàåò ó ÷åëîâåêà ìíîãî ñèë è ýíåðãèè.

Ïðåïàðàòû æåëåçà è ïðîôèëàêòèêà àíåìèè

 êà÷åñòâå îñíîâíûõ ëåêàðñòâ äëÿ ëå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè èñïîëüçóþòñÿ ïðåïàðàòû æåëåçà. Ëåêàðñòâî äîëæíî áûòü íàçíà÷åíî âðà÷îì ïîñëå îñìîòðà, äîçà ðàññ÷èòûâàåòñÿ èíäèâèäóàëüíî, à ðîäèòåëÿì ðåêîìåíäóåòñÿ òî÷íî ñîáëþäàòü èíñòðóêöèè.

Îò íåêîòîðûõ ïðåïàðàòîâ ó ðåáåíêà ìîæåò íà÷àòüñÿ òîøíîòà èëè ðâîòà, îá ýòîì íóæíî ñîîáùèòü âðà÷ó. Ïðè ïîëíîé íåïåðåíîñèìîñòè ñèðîïîâ è òàáëåòîê âðà÷ ìîæåò íàçíà÷èòü ðàñòâîð æåëåçà â óêîëàõ.

Ñîâìåñòíî ñ æåëåçîì âðà÷ ìîæåò íàçíà÷èòü ïðèåì ïîëèâèòàìèíîâ. Ýòî íåîáõîäèìî ïîòîìó, ÷òî äåôèöèò âèòàìèíîâ è ìèêðîýëåìåíòîâ ÷àñòî áûâàåò êîìïëåêñíûì, è âîñïîëíÿòü åãî íàäî îäíîâðåìåííî.

Îá ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åíèÿ ñóäÿò ïî àíàëèçó êðîâè, êîòîðûé íóæíî áóäåò ñäàòü ïîâòîðíî ÷åðåç íåñêîëüêî íåäåëü. Èíòåðïðåòèðîâàòü åãî ìîæåò òîëüêî âðà÷. Õîòÿ ãåìîãëîáèí ìîæåò íîðìàëèçîâàòüñÿ óæå ÷åðåç 3-5 íåäåëü ëå÷åíèÿ, ëåêàðñòâà, êàê ïðàâèëî, íóæíî ïðèíèìàòü äîëüøå, íå ìåíåå 3 ìåñÿöåâ. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî æåëåçî äîëæíî íå òîëüêî óñâîèòüñÿ, íî è ïîïîëíèòü äåïî â îðãàíèçìå.

Åñëè ëå÷åíèå íå ïðèíîñèò ýôôåêòà íà ïðîòÿæåíèè 3-4 íåäåëü, íóæíî ïîäóìàòü, íå íàðóøàåòå ëè âû äîçó ïðèåìà ëåêàðñòâ. Åñëè âñå ñäåëàíî ïðàâèëüíî, ýòî ìîæåò ñâèäåòåëüñòâîâàòü î íåïðàâèëüíîì äèàãíîçå èëè íàëè÷èè äîïîëíèòåëüíûõ áîëåçíåé, íàïðèìåð, ãëèñòíîé èíâàçèè.

Ïðîôèëàêòè÷åñêèé ïðèåì ïðåïàðàòîâ æåëåçà íåîáõîäèì äåòÿì èç ãðóïï ðèñêà ïî àíåìèè: íåäîíîøåííûì (ñ âîçðàñòà 2 ìåñ.), íàõîäÿùèìñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè, äåòÿì îò ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè è ïîñëå áîëüøèõ êðîâîïîòåðü.

Ìåäèöèíñêàÿ ñåñòðà äîëæíà îáðàùàòü âíèìàíèå íà öâåò êîæè, ïîÿâëåíèå êðîâîòî÷èâîñòè ó ïàöèåíòà. Ïðè àíåìèè ïîêàçàíû ïðåáûâàíèå íà ñâåæåì âîçäóõå, ãèäðîòåðàïèÿ, ïîëíîöåííîå ïèòàíèå, ñîäåðæàùåå áåëêè, îâîùè, ôðóêòû, ÿãîäû (¹ 15). Êîíòðîëü çà òåìïåðàòóðîé òåëà, ÷àñòîòîé ïóëüñà, àðòåðèàëüíûì äàâëåíèåì, ïîëîñòüþ ðòà.

Íàðóøåíèÿ ôóíêöèé ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ è ñèñòåì îðãàíèçìà ïðè àíåìèÿõ îáóñëîâëèâàþò íåêîòîðûå îñîáåííîñòè óõîäà çà òàêèìè áîëüíûìè. Âàæíîå ìåñòî, â ÷àñòíîñòè, çàíèìàåò óõîä çà êîæíûìè ïîêðîâàìè.

Îñîáîå âíèìàíèå ïðè óõîäå çà áîëüíûìè ñ àíåìèÿìè íåîáõîäèìî óäåëÿòü íàáëþäåíèþ çà ñîñòîÿíèåì ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Íóæíî ïîñòîÿííî îñóùåñòâëÿòü êîíòðîëü çà ÷àñòîòîé ïóëüñà è óðîâíåì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.

Ïðè àíåìèÿõ îáû÷íî îòìå÷àåòñÿ ñêëîííîñòü ê òàõèêàðäèè è àðòåðèàëüíîé ãèïîòîíèè. Óâåëè÷åíèå ÷àñòîòû ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé è ïðîãðåññèðóþùåå ïàäåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (âïëîòü äî ðàçâèòèÿ øîêà è êîëëàïñà) ìîãóò áûòü ïðèçíàêàìè îáèëüíîãî êðîâîòå÷åíèÿ, êîòîðîå ìîæåò âíåçàïíî âîçíèêíóòü èëè âîçîáíîâèòüñÿ ó áîëüíûõ ñ îñòðîé è õðîíè÷åñêîé ïîñòãåìîððàãè÷åñêîé àíåìèåé.

Îñíîâíûå ïðèíöèïû:

ü Îðãàíèçàöèÿ ðåæèìà è äèåòû ó áîëüíûõ ñ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé.

ü Îðãàíèçàöèÿ ðåæèìà è äèåòû ó áîëüíûõ ñ ãåìîððàãè÷åñêèìè äèàòåçàìè.

ü Èññëåäîâàíèå ïóëüñà è àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ.

ü Îöåíêà ãåìîãðàììû.

ü Óõîä çà êîæíûìè ïîêðîâàìè è ñëèçèñòûìè.

ü Âûïîëíåíèå àëãîðèòìà íåîòëîæíîé ïîìîùè ïðè êðîâîòå÷åíèè: íîñîâîì, æåëóäî÷íîì, ìàòî÷íîì.

ü Îêàçàíèå äîâðà÷åáíîé ïîìîùè ïðè êðîâîèçëèÿíèè â ñóñòàâ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник