Железодефицитная анемия у детей актуальность проблемы

Железодефицитная
анемия является очень важной проблемой
педиатрии и имеет не только медицинский,
но и социальный характер. Это обусловлено
широкой распространённостью анемии
среди детей, а также значительностью
отрицательных последствий для их
здоровья.

Последствия
железодефицита крайне неприятны, так
как любой недостаток железа в организме
нарушает снабжение клеток кислородом,
развивается железодефицитная анемия,
снижается иммунитет и, как следствие
этого, увеличивается риск инфекционных
заболеваний. У детей происходит задержка
роста и умственного развития, повышается
утомляемость и снижается успеваемость,
дети постарше жалуются на постоянную
усталость, происходят нежелательные
изменения в тканях и органах. Особой
ранимостью при железодефиците подвержены
эпителиальные ткани: кожа, слизистая
полости рта, желудочно-кишечного тракта
и дыхательных путей. Одной из причин
различных экзем, дерматитов и других
заболеваний кожи может служить именно
железодефицит. Нарушение слизистой ЖКТ
сопровождается нарушением процесса
всасывания питательных веществ, в том
числе витаминов и микроэлементов, таким
образом замыкается порочный круг.
Вовлечение в патологический процесс
центральной нервной системы при
железодефиците подтверждается отставанием
психомоторного развития детей, обеднением
их эмоциональной сферы с преобладанием
плохого настроения, вялости,
раздражительности, плаксивости. У
школьников значительно снижается
способность к концентрации внимания,
они быстро утомляются, у них снижается
индекс интеллектуальности. Как видно
из выше сказанного, железо невероятно
важно для растущего организма. По данным
педиатров, в нашей стране от ЖДА страдает
более 60% дошкольников и треть школьников.
К сожалению, эта проблема имеет тенденцию
роста.

Основной причиной
дефицита железа у детей всех возрастных
групп остаётся несбалансированное
питание.

«Влияние
питания является определяющим в
обеспечении оптимального роста и
развития человеческого организма, его
трудоспособности, адаптации к воздействию
различных агентов окружающей среды, и
в конечном итоге можно считать, что
фактор питания оказывает определяющее
влияние на длительность жизни и активную
деятельность человека» (А. А. Покровский).
Здоровье человека более, чем на 90%
определяется его пищевым статусом.
Любое отклонение от так называемой
формулы сбалансированного питания
приводит к определённому нарушению
функций организма, особенно если эти
нарушения достаточно выражены и
продолжительны по времени. У 60-75% в
рационе в избытке присутствуют мучные
блюда и молоко, содержание железа в
которых невелико. Нерегулярное
употребление мясных продуктов и
вегетарианство (иногда вынужденное, к
сожалению — из-за материального положения
семьи) неизбежно приводит к недостатку
железа в организме ребёнка.

Что касается
младенцев, то в организме плода в период
внутриутробного развития содержание
железа невелико: потребность в нём
удовлетворяется за счёт материнской
крови. Незадолго до рождения содержание
железа резко увеличивается, и ребёнок
появляется на свет с определённым
запасом этого необходимого микроэлемента,
которого хватает в среднем на полгода.
Потом он истощается, и это обстоятельство
является как бы сигналом растущему
организму: пора переходить на дополнительное
питание. Так дело обстоит у здоровых
детей, родившихся в срок при нормально
протекающей беременности и находящихся
на грудном вскармливании. Среди
недоношенных детей, дети от многоплодной
беременности или беременности протекающей
с осложнениями, ЖДА диагностируется на
первом году жизни у 59-100% детей.

У детей,
находящихся на искусственном или
смешанном вскармливании, ЖДА диагностируется
в два раза чаще, чем у детей находящихся
на грудном вскармливании. Высок процент
анемии у быстрорастущих детей, темпы
роста которых опережают общепринятые
стандарты (72%).

Несмотря на то,
что ЖДА является одним из наиболее
изученных заболеваний, но до сих пор
остаётся неуправляемой патологией. При
сложившейся ситуации по заболеваемости
анемией, необходима разработка и
реализация программ по профилактике и
лечению ЖДА, что, в свою очередь, снизит
в дальнейшем процент попадания детей
в группу лиц с определёнными образовательными
потребностями. Одним из условий её
подготовки является сбор информации о
распространённости анемии и тяжести
болезни.

В свете
вышеизложенного, целью нашего исследования
явилось изучение распространённости
ЖДА среди детей, проживающих в городе
Петропавловск и её влияние на их
дальнейшее психофизическое развитие.
Исследование было основано на
статистической выборке.

Актуальность

Железодефицитные
анемии (ЖДА) — широко распространенные
заболевания, при которых снижается
содержание железа в сыворотке крови,
костном мозге и других депо. В результате
этого нарушается образование гемоглобина,
а в дальнейшем и эритроцитов, возникают
гипохромная анемия и трофические
расстройства в тканях.

По
данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), железодефицитные
анемии встречаются у 1,7 млрд. населения
земного шара, а людей со скрытым дефицитом
железа, когда уровень гемоглобина
остается еще нормальным, а запасы железа
снижены — в 2 раза больше.

Группами
риска развития анемии являются женщины
детородного возраста, беременные и
кормящие грудью, дети в период быстрого
роста, доноры. Даже в развитых странах
Европы от 7 до 14 % женщин репродуктивного
возраста страдают железодефицитным
малокровием, В странах с более низким
уровнем жизни частота анемии достигает
50-60 %. В России до 30 % населения имеет
признаки железодефицитной анемии.

Таким
образом, дефицит железа — это одно из
наиболее распространенных патологических
состояний, которое встречается у 25-30 %
населения планеты, в связи с чем проблема
профилактики и лечения этого состояния
имеет большое социальное значение и
выходит за рамки одной только медицинской
компетенции.

Цель работы:

Изучить
деятельность фельдшера по организации
профилактической работы, направленной
на снижение анемии у детей младшего
возраста.

Задачи работы:

  • На теоретическом
    материале изучить причины, клинические
    проявления, лечение, дифференциальную
    диагностику железодефицитной анемии,
    как наиболее часто встречающуюся у
    детей.

  • Выделить ведущие
    направления деятельности фельдшера
    по профилактике анемии.

  • На практическом
    материале проанализировать истории
    развития детей до 3-х лет (анализ Ф.112,
    анализ работы отделения гематологии
    «ОДКБ им. Н.В. Дмитриевой» и детской
    поликлинике №6 г. Рязани) выявить
    факторы, направляющие на развитие
    железодефицитной анемии у детей.

  • Сделать выводы и
    наметить пути работы фельдшера по
    профилактике железодефицитной анемии
    у детей.

  • Разработать
    практические рекомендации по улучшению
    профилактической работы фельдшера.

Гипотеза:

Нерациональное
питание ребенка, перенесенные заболевания,
недоношенные и маловесные, все это ведет
к развитию железодефицитной анемии у
детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Введение

железодефицитная анемия лабораторная диагностика

Анемия, или малокровие — это патологическое состояние, характеризующееся уменьшением концентрации гемоглобина (< 130 г/л — для мужчин и < 120 г/л — для женщин) и в подавляющем большинстве случаев числа эритроцитов в единице объема крови.

В настоящее время широкое распространение анемии отмечено во всем мире. По данным Всемирной Организации Здравоохранения от анемии разной степени выраженности страдает около 1,8 млрд. человек на Земле. А что касается России, то ЖДА и скрытыми формами дефицита железа страдает 50-80% населения.

Актуальность обсуждения этой темы очень велика, так как анемии — это довольно таки распространенные заболевания, связанные с массой самых различных причин. Ионы железа выполняют в организме человека очень важную функцию. Они входят в состав белков, осуществляющих перенос кислорода, цитохромов и железосеропротеинов, железосодержащих ферментов. Поэтому недостаток железа в организме приводит ко многим негативным последствиям. Избыточное содержание железа в организме тоже опасно. Оно приводит к развитию токсикозов, патологическому повышению уровня активных форм кислорода. Анемия возникает во все периоды жизни человека не только при различных заболеваниях, но и при некоторых физиологических состояниях, например, при беременности, в период усиленного роста, лактации. Важное социальное значение имеет проблема анемий у детей раннего возраста, так как анемия в этом возрасте может привести к нарушениям физического развития и обмена железа.

Читайте также:  Чем лечить анемию после родов

Наряду с часто встречающимися и легко диагностируемыми формами анемии имеются и очень редкие анемические синдромы, требующие для диагностики сложных методических приемов. Некоторые формы анемии можно диагностировать лишь в специализированных учреждениях, и таким образом, большое разнообразие факторов, лежащих в основе развития анемий, делает очень важной проблему их дифференциальной диагностики. Дифференциальную диагностику анемии можно условно разделить на два этапа. На начальном этапе диагностического поиска основной целью является определение так называемого патогенетического варианта анемии, т.е. основного механизма, который обусловил снижение уровня гемоглобина в данном конкретном случае. Фактически речь идет о синдромной диагностике, так как каждый из патогенетических вариантов анемии представляет собой лишь отдельный синдром (железодефицитной анемии, гемолитической анемии и т.д.). Этот этап диагностики осуществляет лаборатория.

Следующий этап диагностического поиска — прерогатива лечащего врача. После определения патогенетического варианта анемии задачей врача является диагностика патологического процесса, лежащего в основе данного анемического синдрома, т.е. выявление причины анемии у конкретного больного.

Цель данной работы: изучение возможностей лабораторной диагностики железодефицитной анемии

В соответствии с целью работы были определены основные задачи:

ØИзучение литературы по теме

ØИзучение методов современной диагностики

ØОсвоение гематологических анализаторов

ØОсвоение лабораторных методов выявления скрытого дефицита железа

Литературный обзор

АНЕМИЯ — состояние, характеризующееся снижением концентрации гемоглобина (менее 130 г/л у мужчин и 120 г/л у женщин) и гематокрита (менее 39% у мужчин и 36% у женщин). Обычно при этом также происходит и снижение количества красных кровяных телец (эритроцитов).

Различные виды анемий выявляются у 10-20% населения, в большинстве случаев у женщин. Наиболее часто встречаются анемии, связанные с дефицитом железа (около 90% всех анемий), реже анемии при хронических заболеваниях, еще реже анемии, связанные с дефицитом витамина В12 или фолиевой кислоты (мегалобластные), гемолитические и апластические. Необходимо помнить, что анемия может иметь сложное происхождение. Возможно сочетание железодефицитной и В12-дефицитной анемий.

Классификация анемий

В клинической практике наиболее распространена следующая классификация анемий:

По Идельсону Л.И. (1979 год) . Анемии, связанные с кровопотерей:

·острые постгеморрагические анемии <https://anaemia.narod.ru/postgem.htm>

·хронические постгеморрагические анемии <https://anaemia.narod.ru/postgem.htm>

II. Анемии, связанные с нарушенным кровообразованием:

. Анемии, связанные с нарушением образования гемоглобина:

·анемии, связанные с дефицитом железа (железодефицитные анемии <https://anaemia.narod.ru/ferum1.htm>)

·анемии, связанные с нарушением синтеза или утилизации порфиринов (сидероахрестические)

2. Анемии, связанные с нарушением синтеза ДНК и РНК (мегалобластные анемии):

·анемии, связанные с дефицитом витамина В12 (В12 — дефицитная анемия <https://anaemia.narod.ru/b12.htm>)

·анемии, связанные с дефицитом фолиевой кислоты (фолиеводефицитная анемия <https://anaemia.narod.ru/b12.htm>)

3. Анемии, связанные с нарушением процессов деления эритроцитов (дизэритропоэтические анемии):

·наследственные дизэритропоэтические анемии

·приобретенные дизэритропоэтические анемии

. Анемии, связанные с угнетением пролиферации клеток костного мозга (гипопластические и апластические анемии):

·наследственные формы

·приобретенные формы . Анемии, связанные с повышенным кроворазрушением (гемолитические анемии):

1. Наследственные гемолитические анемии: <https://anaemia.narod.ru/gemolizn.htm>

·наследственные гемолитические анемии, связанные с нарушением мембраны эритроцитов

·наследственные гемолитические анемии, связанные с нарушением активности ферментов эритроцитов

·наследственные гемолитические анемии, связанные с нарушением структуры или синтеза гемоглобина

2. Приобретенные гемолитические анемии: <https://anaemia.narod.ru/gemolizp.htm>

·гемолитические анемии, связанные с воздействием антител (изоиммунные, трансиммунные, гетероиммунные, аутоиммунные)

·гемолитическне анемии, связанные с изменением структуры мембраны, обусловленным соматической мутацией (болезнь Маркиафавы-Микели <https://anaemia.narod.ru/gemolizp.htm>)

·гемолитические анемии связанные с механическим повреждением оболочки эритроцитов

·гемолитические анемии, обусловленные химическим повреждением эритроцитов

·гемолитические анемии, обусловленные недостатком витаминов (дефицит витаминов Е, В12, фолиевой кислоты)

·гемолитические анемии, обусловленные разрушением эритроцитов паразитами (плазмодий малярии)

В зависимости от выраженности снижения уровня гемоглобина выделяют три степени тяжести анемии:

) Гипохромная (легкая) — содержание гемоглобина в эритроците >90 г/л

ØЖДА (железодефицитная анемия)

ØАХЗ (анемии при хронических заболеваниях)

ØТалассемия

ØНарушение синтеза порфирина

) Нормохромная (средняя) — содержание гемоглобина <70 г/л

ØГА (гемолитические анемии)

ØАКН (анемии при костномозговой недостаточности)

) Гиперхромная (тяжелая) — содержание гемоглобина 90-70 г/л

ØВ12ДА (В12 дефицитные анемии)

ØФДА (фолиеводефицитная анемия)

ОБЩИЕ СИМПТОМЫ АНЕМИЙ

·Слабость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, раздражительность, сонливость

·Головокружение, головные боли, шум в ушах, мелькание «мушек» перед глазами,

·Сердцебиение при небольшой физической нагрузке или в покое

·Одышка при небольшой физической нагрузке или в покое

Нередко первой жалобой у пожилых пациентов, страдающих ишемической болезнью сердца, является учащение приступов стенокардии, даже после небольшой физической нагрузки. Характер и выраженность жалоб при анемии разнообразны и зависят от вида, степени тяжести анемии, скорости ее развития и индивидуальных особенностей больного.

Выявление жлезодефицита (диагностика анемий) (Схема 1)

Все анемии являются вторичными и обычно представляют собой проявление основного заболевания. Поэтому дифференциальную диагностику анемии можно разделить на 2 этапа. На начальном этапе диагностического поиска основной целью является определение так называемого патогенетического варианта анемии, то есть основного механизма, который обусловил снижение уровня гемоглобина в данном конкретном случае. Фактически речь идет о синдромной диагностике , так как каждый из патогенетических вариантов анемии представляет собой лишь отдельный синдром (ЖДА, гемолитической анемии и т.д.). Этот этап диагностики осуществляет лаборатория.

Следующий этап диагностического поиска — прерогатива лечащего врача. После определения патогенетического варианта анемии задачей врача является диагностика патологического процесса, лежащего в основе данного анемического синдрома, то есть выявление причины анемии у конкретного больного.

В большинстве случаев определение патогенетического варианта анемии возможно на основании комплекса рутинных лабораторных исследований, которые считаются обязательными для проведения дифференциального диагноза при анемии. К таким исследованиям относятся:

) определение параметров гемограммы с использованием гемалотогического анализатора

) анализ мазка крови с целью подсчета количества ретикулоцитов и лейкоцитарной формулы

) биохимическое исследование сыворотки крови на предмет содержания железа, общей железосвязывающей способности сыворотки, а также уровня ферритина

) микроскопическое исследование пунктата костного мозга

Итак, на первом этапе в лаборатории следует провести а

Источник

Àíåìèÿ êàê ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì ìàññû ýðèòðîöèòîâ, ðàññìîòðåíèå îñíîâíûõ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå êàê îñíîâíàÿ ïðè÷èíà äåôèöèòà æåëåçà ó äåòåé âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

«Îñîáåííîñòèòå÷åíèÿæåëåçîäåôèöèòíîéàíåìèèóäåòåéðàííåãîâîçðàñòà»

Âåäåíèå

Àêòóàëüíîñòü òåìû îïðåäåëÿåòñÿ òåì, ÷òî àíåìèÿ — ýòî äîâîëüíî òàêè ðàñïðîñòðàíåííîå çàáîëåâàíèå, ñâÿçàííîå ñ ìàññîé ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí è ê òîìó æå òåìà ñàìà ïî ñåáå, î÷åíü óâëåêàòåëüíàÿ è ïîçíàâàòåëüíàÿ òåìà.

Ïîýòîìó ìíîé áûëà âûáðàíà èìåííî ýòà òåìà.

Öåëü ðàáîòû: Èçó÷èòü îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ó äåòåé â ðàííåì âîçðàñòå.

Çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ:

1.Èçó÷èòü çàáîëåâàåìîñòü ÆÄÀ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

2.Âûÿâèòü ôàêòîðû ðèñêà âîçíèêíîâåíèÿ ÆÄÀ3.Ïðîàíàëèçèðîâàòü ÷àñòîòó è òÿæåñòü îñëîæíåíèé ÆÄÀ

4.Ïðîâåñòè àíàëèç çàáîëåâàåìîñòè ÆÄÀ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ ÿâëÿåòñÿ î÷åíü âàæíîé ïðîáëåìîé ïåäèàòðèè è èìååò íå òîëüêî ìåäèöèíñêèé, íî è ñîöèàëüíûé õàðàêòåð. Ýòî îáóñëîâëåíî øèðîêîé ðàñïðîñòðàí¸ííîñòüþ àíåìèè ñðåäè äåòåé, à òàêæå çíà÷èòåëüíîñòüþ îòðèöàòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé äëÿ èõ çäîðîâüÿ.

Читайте также:  Мазь для лечения анемии

Ïîñëåäñòâèÿ æåëåçîäåôèöèòà êðàéíå ñëîæíû, òàê êàê ëþáîé íåäîñòàòîê æåëåçà â îðãàíèçìå íàðóøàåò ñíàáæåíèå êëåòîê êèñëîðîäîì, ðàçâèâàåòñÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ, ñíèæàåòñÿ èììóíèòåò è, êàê ñëåäñòâèå ýòîãî, óâåëè÷èâàåòñÿ ðèñê èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ó äåòåé ïðîèñõîäèò çàäåðæêà ðîñòà è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, ïîâûøàåòñÿ óòîìëÿåìîñòü è ñíèæàåòñÿ óñïåâàåìîñòü, äåòè ïîñòàðøå æàëóþòñÿ íà ïîñòîÿííóþ óñòàëîñòü, ïðîèñõîäÿò íåæåëàòåëüíûå èçìåíåíèÿ â òêàíÿõ è îðãàíàõ. Îñîáîé ðàíèìîñòüþ ïðè æåëåçîäåôèöèòå ïîäâåðæåíû ýïèòåëèàëüíûå òêàíè: êîæà, ñëèçèñòàÿ ïîëîñòè ðòà, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Îäíîé èç ïðè÷èí ðàçëè÷íûõ ýêçåì, äåðìàòèòîâ è äðóãèõ çàáîëåâàíèé êîæè ìîæåò ñëóæèòü èìåííî æåëåçîäåôèöèò. Íàðóøåíèå ñëèçèñòîé ÆÊÒ ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðóøåíèåì ïðîöåññà âñàñûâàíèÿ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, â òîì ÷èñëå âèòàìèíîâ è ìèêðîýëåìåíòîâ, òàêèì îáðàçîì, çàìûêàåòñÿ ïîðî÷íûé êðóã. Âîâëå÷åíèå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû ïðè æåëåçîäåôèöèòå ïîäòâåðæäàåòñÿ îòñòàâàíèåì ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, îáåäíåíèåì èõ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ñ ïðåîáëàäàíèåì ïëîõîãî íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòè, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ïëàêñèâîñòè. Ó øêîëüíèêîâ çíà÷èòåëüíî ñíèæàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, îíè áûñòðî óòîìëÿþòñÿ, ó íèõ ñíèæàåòñÿ èíäåêñ èíòåëëåêòóàëüíîñòè. Êàê âèäíî èç âûøå ñêàçàííîãî, æåëåçî íåâåðîÿòíî âàæíî äëÿ ðàñòóùåãî îðãàíèçìà. Ïî äàííûì ïåäèàòðîâ, â íàøåé ñòðàíå îò ÆÄÀ ñòðàäàåò áîëåå 60% äîøêîëüíèêîâ è òðåòü øêîëüíèêîâ. Ê ñîæàëåíèþ, ýòà ïðîáëåìà èìååò òåíäåíöèþ ðîñòà.

Îñíîâíîé ïðè÷èíîé äåôèöèòà æåëåçà ó äåòåé âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï îñòà¸òñÿ íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå.

«Âëèÿíèå ïèòàíèÿ ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëÿþùèì â îáåñïå÷åíèè îïòèìàëüíîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà, åãî òðóäîñïîñîáíîñòè, àäàïòàöèè ê âîçäåéñòâèþ ðàçëè÷íûõ àãåíòîâ îêðóæàþùåé ñðåäû, è â êîíå÷íîì èòîãå ìîæíî ñ÷èòàòü, ÷òî ôàêòîð ïèòàíèÿ îêàçûâàåò îïðåäåëÿþùåå âëèÿíèå íà äëèòåëüíîñòü æèçíè è àêòèâíóþ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà» (À. À. Ïîêðîâñêèé). Çäîðîâüå ÷åëîâåêà áîëåå, ÷åì íà 90% îïðåäåëÿåòñÿ åãî ïèùåâûì ñòàòóñîì. Ëþáîå îòêëîíåíèå îò òàê íàçûâàåìîé ôîðìóëû ñáàëàíñèðîâàííîãî ïèòàíèÿ ïðèâîäèò ê îïðåäåë¸ííîìó íàðóøåíèþ ôóíêöèé îðãàíèçìà, îñîáåííî åñëè ýòè íàðóøåíèÿ äîñòàòî÷íî âûðàæåíû è ïðîäîëæèòåëüíû ïî âðåìåíè. Ó 60-75% â ðàöèîíå â èçáûòêå ïðèñóòñòâóþò ìó÷íûå áëþäà è ìîëîêî, ñîäåðæàíèå æåëåçà â êîòîðûõ íåâåëèêî. Íåðåãóëÿðíîå óïîòðåáëåíèå ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ è âåãåòàðèàíñòâî (èíîãäà âûíóæäåííîå, ê ñîæàëåíèþ — èç-çà ìàòåðèàëüíîãî ïîëîæåíèÿ ñåìüè) íåèçáåæíî ïðèâîäèò ê íåäîñòàòêó æåëåçà â îðãàíèçìå ðåá¸íêà.

×òî êàñàåòñÿ ìëàäåíöåâ, òî â îðãàíèçìå ïëîäà â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ñîäåðæàíèå æåëåçà íåâåëèêî: ïîòðåáíîñòü â í¸ì óäîâëåòâîðÿåòñÿ çà ñ÷¸ò ìàòåðèíñêîé êðîâè. Íåçàäîëãî äî ðîæäåíèÿ ñîäåðæàíèå æåëåçà ðåçêî óâåëè÷èâàåòñÿ, è ðåá¸íîê ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò ñ îïðåäåë¸ííûì çàïàñîì ýòîãî íåîáõîäèìîãî ìèêðîýëåìåíòà, êîòîðîãî õâàòàåò â ñðåäíåì íà ïîëãîäà. Ïîòîì îí èñòîùàåòñÿ, è ýòî îáñòîÿòåëüñòâî ÿâëÿåòñÿ êàê áû ñèãíàëîì ðàñòóùåìó îðãàíèçìó: ïîðà ïåðåõîäèòü íà äîïîëíèòåëüíîå ïèòàíèå. Òàê äåëî îáñòîèò ó çäîðîâûõ äåòåé, ðîäèâøèõñÿ â ñðîê ïðè íîðìàëüíî ïðîòåêàþùåé áåðåìåííîñòè è íàõîäÿùèõñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè. Ñðåäè íåäîíîøåííûõ äåòåé, äåòè îò ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè èëè áåðåìåííîñòè ïðîòåêàþùåé ñ îñëîæíåíèÿìè, ÆÄÀ äèàãíîñòèðóåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ó 59-100% äåòåé.

Ó äåòåé, íàõîäÿùèõñÿ íà èñêóññòâåííîì èëè ñìåøàííîì âñêàðìëèâàíèè, ÆÄÀ äèàãíîñòèðóåòñÿ â äâà ðàçà ÷àùå, ÷åì ó äåòåé íàõîäÿùèõñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè. Âûñîê ïðîöåíò àíåìèè ó áûñòðîðàñòóùèõ äåòåé, òåìïû ðîñòà êîòîðûõ îïåðåæàþò îáùåïðèíÿòûå ñòàíäàðòû (72%).

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ÆÄÀ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå èçó÷åííûõ çàáîëåâàíèé, íî äî ñèõ ïîð îñòà¸òñÿ íåóïðàâëÿåìîé ïàòîëîãèåé. Ïðè ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè ïî çàáîëåâàåìîñòè àíåìèåé, íåîáõîäèìà ðàçðàáîòêà è ðåàëèçàöèÿ ïðîãðàìì ïî ïðîôèëàêòèêå è ëå÷åíèþ ÆÄÀ, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ñíèçèò â äàëüíåéøåì ïðîöåíò ïîïàäàíèÿ äåòåé â ãðóïïó ëèö ñ îïðåäåë¸ííûìè îáðàçîâàòåëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè. Îäíèì èç óñëîâèé å¸ ïîäãîòîâêè ÿâëÿåòñÿ ñáîð èíôîðìàöèè î ðàñïðîñòðàí¸ííîñòè àíåìèè è òÿæåñòè áîëåçíè.

1.Òåîðåòè÷åñêàÿ÷àñòü

ïàòîëîãè÷åñêèé íåñáàëàíñèðîâàííûé ïèòàíèå àíåìèÿ

Àíåìèÿ — ýòî ïàòîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ñíèæåíèåì ìàññû ýðèòðîöèòîâ, ÷àñòî â ñî÷åòàíèè ñ óìåíüøåíèåì êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ â åäèíèöå îáúåìà êðîâè. Ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ àíåìèé î÷åíü ìíîãî; äëÿ äåòñêîãî æå âîçðàñòà íàèáîëåå òèïè÷íà æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ (ÆÄÀ). ÆÄÀ õàðàêòåðèçóåòñÿ íàëè÷èåì íåáîëüøèõ ãèïîõðîìíûõ ýðèòðîöèòîâ è èñòîùåíèåì çàïàñîâ æåëåçà â îðãàíèçìå.Ðàñïðîñòðàíåííîñòü äåôèöèòà æåëåçà ó äåòåé â ðàííåì âîçðàñòå, ïî äàííûì ÂÎÇ, ñîñòàâëÿåò îò 17,5 äî 30%. Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ äåôèöèòà æåëåçà è ÆÄÀ î÷åíü ðàçíîîáðàçíû è óñëîâíî ìîãóò áûòü ñãðóïïèðîâàíû ñëåäóþùèì îáðàçîì:

Àíòåíàòàëüíûå ïðè÷èíû

· íàðóøåíèå ìàòî÷íî-ïëàöåíòàðíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, ïëàöåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü (òîêñèêîçû, óãðîçà ïðåðûâàíèÿ áåðåìåííîñòè è ïåðåíàøèâàíèå, ãèïîêñè÷åñêèé ñèíäðîì, îñòðûå ñîìàòè÷åñêèå è èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ),

ôåòîìàòåðèíñêèå è ôåòîïëàöåíòàðíûå êðîâîòå÷åíèÿ,

ñèíäðîì ôåòàëüíîé òðàíñôóçèè ïðè ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè,

âíóòðèóòðîáíàÿ ìåëåíà,

íåäîíîøåííîñòü, ìíîãîïëîäèå,

ãëóáîêèé è äëèòåëüíûé äåôèöèò æåëåçà â îðãàíèçìå áåðåìåííîé æåíùèíû.

Èíòðàíàòàëüíûå ïðè÷èíû

ôåòîïëàöåíòàðíàÿ òðàíñôóçèÿ,

ïðåæäåâðåìåííàÿ ïåðåâÿçêà ïóïîâèíû,

èíòðàíàòàëüíûå êðîâîòå÷åíèÿ èç-çà òðàâìàòè÷åñêèõ àêóøåðñêèõ ïîñîáèé èëè àíîìàëèé ðàçâèòèÿ ïëàöåíòû è ñîñóäîâ ïóïîâèíû.

Ïîñòàíàòàëüíûå ïðè÷èíû

íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà ñ ïèùåé (ðàííåå èñêóññòâåííîå âñêàðìëèâàíèå, èñïîëüçîâàíèå íåàäàïòèðîâàííûõ ìîëî÷íûõ ñìåñåé, âñêàðìëèâàíèå êîðîâüèì èëè êîçüèì ìîëîêîì, ìó÷íîé, ìîëî÷íûé èëè ìîëî÷íî-âåãåòàðèàíñêèé ðàöèîí, à òàêæå íåñáàëàíñèðîâàííàÿ äèåòà, ëèøåííàÿ äîñòàòî÷íîãî ñîäåðæàíèÿ ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ);

ïîâûøåíèå ïîòðåáíîñòè â æåëåçå ó äåòåé ñ óñêîðåííûìè òåìïàìè ðîñòà (íåäîíîøåííûå, äåòè ñ áîëüøîé ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè, äåòè ñ äèàòåçîì, äåòè âòîðîãî ïîëóãîäèÿ æèçíè è âòîðîãî ãîäà æèçíè, äåòè ïðåïóáåðòàòíîãî è ïóáåðòàòíîãî âîçðàñòà);

ïîâûøåííûå ïîòåðè æåëåçà èç-çà êðîâîòå÷åíèé ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè, íàðóøåíèÿ êèøå÷íîãî âñàñûâàíèÿ (íàñëåäñòâåííûå è ïðèîáðåòåííûå ñèíäðîìû ìàëüàáñîðáöèè, õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êèøå÷íèêà), à òàêæå îáèëüíûå è äëèòåëüíûå ãåìîððàãè÷åñêèå ìàòî÷íûå âûäåëåíèÿ ó ÷àñòè äåâî÷åê â ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà â ïóáåðòàòå;

íàðóøåíèå îáìåíà æåëåçà â îðãàíèçìå èç-çà ãîðìîíàëüíûõ èçìåíåíèé (ïðåïóáåðòàòíûé è ïóáåðòàòíûé ãîðìîíàëüíûé äèñáàëàíñ), íàðóøåíèÿ òðàíñïîðòà æåëåçà èç-çà íåäîñòàòî÷íîé àêòèâíîñòè è (èëè) ñíèæåíèÿ ñîäåðæàíèÿ òðàíñôåððèíà â îðãàíèçìå.

Êëèíè÷åñêèå ôîðìû àíåìèé:

Ðàííÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ

Ðàííÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ èìååò ñëîæíûé ïàòîãåíåç è ðàçâèâàåòñÿ íà 1-2-ì ìåñÿöå æèçíè áîëåå ÷åì ó ïîëîâèíû íåäîíîøåííûõ è èçðåäêà ó äîíîøåííûõ äåòåé («ôèçèîëîãè÷åñêàÿ» äîáðîêà÷åñòâåííàÿ àíåìèÿ), îñîáåííî ïðè íåáëàãîïðèÿòíîì ïðåìîðáèäíîì ôîíå. Ïðè îáúåêòèâíîì îáñëåäîâàíèè îòìå÷àþò òîëüêî áëåäíîñòü (ïðè ñíèæåíèè êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà äî 80 ã/ë). Ïðè èññëåäîâàíèè ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè îáíàðóæèâàþò íîðìî- èëè ãèïåðõðîìóþ àíåìèþ, ÷àñòî äîñòèãàþùóþ òÿæ¸ëîé ñòåïåíè.

Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè ðàçâèòèÿ ðàííåé àíåìèè ñ÷èòàþò óñèëåííûé «ôèçèîëîãè÷åñêèé» ãåìîëèç ýðèòðîöèòîâ, ñîäåðæàùèõ HbF, íåäîñòàòî÷íóþ ôóíêöèîíàëüíóþ è ìîðôîëîãè÷åñêóþ çðåëîñòü êðàñíîãî êîñòíîãî ìîçãà, ñíèæåíèå ïðîäóêöèè òêàíåâûõ ýðèòðîïîçòèíîâ âñëåäñòâèå ãèïåðîêñèè, èìåâøåé ìåñòî ïðè ðîæäåíèè ðåá¸íêà. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò òàêæå äåôèöèò ìíîãèõ íåîáõîäèìûõ äëÿ êðîâåòâîðåíèÿ âåùåñòâ, îòêëàäûâàþùèõñÿ â äåïî òîëüêî â ïîñëåäíèå 2 ìåñ áåðåìåííîñòè (áåëîê, âèòàìèíû Ñ, Å, ãðóïïû Â, ìåäü, êîáàëüò) è îáåñïå÷èâàþùèõ âñàñûâàíèå, òðàíñïîðò, îáìåí è ôèêñàöèþ æåëåçà â ìîëåêóëå ãåìà, à òàêæå ñòàáèëüíîñòü îáîëî÷åê è ìåìáðàí ýðèòðîöèòîâ. Ïðèñóòñòâóåò è äåôèöèò æåëåçà â äåïî, âðåìåííî êîìïåíñèðîâàííûé òåêóùèì ãåìîëèçîì, íî ÷¸òêî âûÿâëÿåìûé ïóò¸ì îáíàðóæåíèÿ ìèêðîöèòîçà è ãèïîõðîìèè ÷àñòè ýðèòðîöèòîâ, ñíèæåíèÿ êîíöåíòðàöèè ñûâîðîòî÷íîãî æåëåçà è êîëè÷åñòâà ñèäåðîöèòîâ â ïóíêòàòå êðàñíîãî êîñòíîãî ìîçãà. Êàê òîëüêî íåîíàòàëüíûå çàïàñû æåëåçà èñòîùàþòñÿ, ðàííÿÿ àíåìèÿ ïåðåõîäèò â ïîçäíþþ àíåìèþ íåäîíîøåííûõ.

Ïîçäíÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ

Ïîçäíÿÿ àíåìèÿ íåäîíîøåííûõ (êîíñòèòóöèîíàëüíàÿ) ðàçâèâàåòñÿ íà 3-4-ì ìåñÿöå æèçíè â ðåçóëüòàòå èñòîùåíèÿ íåîíàòàëüíûõ çàïàñîâ æåëåçà â äåïî. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ îáû÷íî íåçíà÷èòåëüíû, ëàáîðàòîðíûå äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò î ïðåèìóùåñòâåííîì äåôèöèòå æåëåçà.

Àëèìåíòàðíàÿ è èíôåêöèîííàÿ àíåìèè

Àëèìåíòàðíàÿ è èíôåêöèîííàÿ àíåìèè ðàçâèâàþòñÿ âî âòîðîì ïîëóãîäèè æèçíè ó äîíîøåííûõ äåòåé.  ïðîèñõîæäåíèè àëèìåíòàðíîé àíåìèè èãðàþò ðîëü íàðóøåíèÿ âñêàðìëèâàíèÿ, îäíîâðåìåííî âûçûâàþùèå è äèñòðîôèþ. Èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, ÷àùå âñåãî ÎÐÂÈ è îòèòû, îáû÷íî ñïîñîáñòâóþò áîëåå òÿæ¸ëîìó òå÷åíèþ àëèìåíòàðíîé àíåìèè. Êëèíè÷åñêèå è ëàáîðàòîðíûå ïðîÿâëåíèÿ õàðàêòåðíû äëÿ ïðåîáëàäàíèÿ äåôèöèòà æåëåçà.

Читайте также:  Признаки анемии у женщин лечение

Õëîðîç

Õëîðîç — ðåäêîå çàáîëåâàíèå äåâî÷åê â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ. Ðàçâèâàåòñÿ íà ôîíå íàðóøåíèÿ ðåæèìà è ýíäîêðèííîé äèñôóíêöèè. Ïðîÿâëÿåòñÿ ñëàáîñòüþ, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòüþ, àíîðåêñèåé, èçâðàùåíèåì âêóñà, ãîëîâîêðóæåíèÿìè, èíîãäà îáìîðîêàìè, ñåðäöåáèåíèåì, áîëÿìè â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè, òîøíîòîé, ðâîòîé, çàïîðàìè. Õàðàêòåðû «àëåáàñòðîâàÿ», â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ñ çåëåíîâàòûì îòòåíêîì, áëåäíîñòü êîæè, íàðóøåíèÿ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà (îëèãî- èëè àìåíîðåÿ). Âûçäîðîâëåíèå îáû÷íî ñàìîïðîèçâîëüíîå, âîçìîæíû ðåöèäèâû. Ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ óêàçûâàþò íà ïðåèìóùåñòâåííûé äåôèöèò æåëåçà.

2.Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé

Ïî öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ

Öâåòîâîé ïîêàçàòåëü (ÖÏ) ïîêàçûâàåò ñòåïåíü íàñûùåíèÿ ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì.  íîðìå îí ðàâåí 0,85 — 1,05.  çàâèñèìîñòè îò íåãî ðàçëè÷àþò òàêèå àíåìèè:

Ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ

Ãèïîõðîìíûå ÖÏ < 0,85(ïî íåêîòîðûì èñòî÷íèêàì íèæå 0,8):

· æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· òàëàññåìèÿ

Íîðìîõðîìíàÿ àíåìèÿ

Íîðìîõðîìíûå ÖÏ 0,85-1,05:

· ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè (êîãäà ñêîðîñòü ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ ïðåâûøàåò ñêîðîñòü èõ ïðîäóêöèè)

· ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ (êàê ðåçóëüòàò ïîòåðè êðîâè âñëåäñòâèå êðîâîòå÷åíèÿ èëè êðîâîèçëèÿíèÿ)

· íåîïëàñòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êîñòíîãî ìîçãà

· àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè

· âíåêîñòíîìîçãîâûå îïóõîëè

· àíåìèè âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ âûðàáîòêè ýðèòðîïîýòèíà

Ãèïåðõðîìíàÿ àíåìèÿ

Ãèïåðõðîìíûå ÖÏ > 1,1:

· âèòàìèí B12-äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· ôîëèåâîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ

· ìèåëîäèñïëàñòè÷åñêèé ñèíäðîì

Ïî ñòåïåíè òÿæåñòè

 çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè ñíèæåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà âûäåëÿþò òðè ñòåïåíè òÿæåñòè àíåìèè:

· ˸ãêàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà íèæå íîðìû, íî âûøå 90 ã/ë;

· Ñðåäíÿÿ — ãåìîãëîáèí â ïðåäåëàõ 90-70 ã/ë;

· Òÿæ¸ëàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ìåíåå 70 ã/ë.

Ïàòîãåíåòè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ

Îñíîâàíà íà ìåõàíèçìàõ ðàçâèòèÿ àíåìèé êàê ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà

· Äèñãåìîïîýòè÷åñêèå àíåìèè — àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì êðîâîîáðàçîâàíèÿ â êðàñíîì êîñòíîì ìîçãå

· Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ îñòðîé èëè õðîíè÷åñêîé êðîâîïîòåðåé

· Àíåìèè, ñâÿçàííûå ñ ïîâûøåííûì ãåìîëèçîì

Ïðîôèëàêòè÷åñêîå íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ æåëåçà ïîêàçàíî äåòÿì èç ãðóïï ðèñêà ïî ðàçâèòèþ ÆÄÀ: íåäîíîøåííûå äåòè (ñ 2-ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà); äåòè îò ìíîãîïëîäíîé áåðåìåííîñòè, îñëîæíåííûõ áåðåìåííîñòåé è ðîäîâ; êðóïíûå äåòè ñ âûñîêèìè òåìïàìè ïðèáàâêè ìàññû è ðîñòà; äåòè ñ àíîìàëèÿìè êîíñòèòóöèè; ñòðàäàþùèå àòîïè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè; íàõîäÿùèåñÿ íà èñêóññòâåííîì âñêàðìëèâàíèè íåàäàïòèðîâàííûìè ñìåñÿìè; ñ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè; ïîñëå êðîâîïîòåðü è õèðóðãè÷åñêèõ âìåøàòåëüñòâ; ñ ñèíäðîìîì ìàëüàáñîðáöèè.

Äîçà æåëåçà, íàçíà÷àåìîãî ñ ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ, çàâèñèò îò ñòåïåíè íåäîíîøåííîñòè ðåáåíêà: äëÿ äåòåé ñ ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè ìåíåå 1000 ã — 4 ìã Fe /êã/äåíü; äëÿ äåòåé ñ ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè îò 1000 äî 1500 ã — 3 ìã Fe/êã/äåíü; äëÿ äåòåé ñ ìàññîé òåëà ïðè ðîæäåíèè îò 1500 äî 3000 ã — 2 ìã Fe/êã/äåíü. Äëÿ äîíîøåííûõ äåòåé — ïðîôèëàêòè÷åñêàÿ äîçà 1 ìã/êã.

Òàáëèöà. Ëàáîðàòîðíûå êðèòåðèè æåëåçîäåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèé ó äåòåé

3.Äèàãíîñòèêàæåëåçîäåôèöèòíûõñîñòîÿíèé

Äèàãíîç æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà îñíîâûâàþò íà èçëîæåííûõ âûøå ëàáîðàòîðíûõ êðèòåðèÿõ. Îñíîâíîé ïîêàçàòåëü — ñîäåðæàíèå ôåððèòèíà â ñûâîðîòêå êðîâè. Ïðè íåâîçìîæíîñòè ïîëó÷èòü âñå óêàçàííûå äàííûå ìîæíî îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè, äîñòóïíûå â ëþáîì ìåäèöèíñêîì ó÷ðåæäåíèè.

· Êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà.

· Öâåòîâîé ïîêàçàòåëü ðàññ÷èòûâàþò ñëåäóþùèì îáðàçîì: öâåòîâîé ïîêàçàòåëü = [(êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà, ã/ë)?3]?(òðè ïåðâûå öèôðû êîëè÷åñòâà ýðèòðîöèòîâ áåç çàïÿòîé).  íîðìå ñîñòàâëÿåò 0,85-1,05.

· Ìîðôîëîãèÿ ýðèòðîöèòîâ â ìàçêå ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè.

· Êîýôôèöèåíò Ëîèöêè ðàññ÷èòûâàþò ñëåäóþùèì îáðàçîì: êîýôôèöèåíò Ëîèöêè = (ãåìàòîêðèò, %)?(ãåìîãëîáèí, %).  íîðìå — ìåíåå 3,1.

· Ðåçóëüòàò îò ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà ïðè ïðè¸ìå âíóòðü: ÷åðåç 10-14 äíåé êîíöåíòðàöèÿ ãåìîãëîáèíà ïîâûøàåòñÿ åæåäíåâíî íà 1-4 ã/ë, ñîäåðæàíèå ðåòèêóëîöèòîâ óâåëè÷èâàåòñÿ äî 3-4% (ðåòèêóëîöèòàðíûé êðèç).

Òàáëèöà

Ëå÷åíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ïðîâîäÿò â òðè ýòàïà

Òàáëèöà. Ýòàïû ëå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè

Îáÿçàòåëüíàÿ è íàèáîëåå âàæíàÿ ñîñòàâíàÿ ÷àñòü êàæäîãî èç ýòàïîâ — ïðè¸ì ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Ïðåïàðàòû æåëåçà â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïðèíèìàþò âíóòðü. Ïðè ëå÷åíèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ëàòåíòíîãî äåôèöèòà æåëåçà ïîìèìî ïðåïàðàòîâ æåëåçà íåîáõîäèìî ñîáëþäåíèå ðåæèìà, ñîáëþäåíèå äèåòû, ñáàëàíñèðîâàííîé ïî îñíîâíûì èíãðåäèåíòàì; íîðìàëèçàöèÿ âñàñûâàíèÿ æåëåçà ïðè åãî íàðóøåíèè (íàïðèìåð, ñî÷åòàííîå ëå÷åíèå ôåðìåíòíûìè ïðåïàðàòàìè ïðè ñèíäðîìå ìàëüàáñîðáöèè), äîçèðîâàííàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü.

4.Ïðàêòè÷åñêàÿ÷àñòü

Ïî ñòàòèñòèêå ÂÎÇ â ìèðå íàñ÷èòûâàåòñÿ áîëåå 2 ìëðä ÷åëîâåê, ñòðàäàþùèõ àíåìèåé, áîëüøèíñòâî èç íèõ æåíùèíû è äåòè. Î÷åíü àêòóàëüíà ýòà ïðîáëåìà è äëÿ Ðîññèè. Ïî äàííûì óïðàâëåíèÿ ïî îõðàíå ìàòåðèíñòâà è äåòñòâà Ìèíçäðàâà ÐÔ êàæäûé òðåòèé ðåáåíîê â íàøåé ñòðàíå è ïî÷òè êàæäàÿ áåðåìåííàÿ è êîðìÿùàÿ æåíùèíà ñòðàäàþò æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé ðàçíîé ñòåïåíè òÿæåñòè.

Ðèñ.

Ïåäèàòð, Èñóïîâà Íàòàëüÿ Íèêîëàåâíà , ñîîáùèëà, ÷òî äåòè â âîçðàñòå îò 0 äî 18 ëåò èìåþò àíåìèþ:

Ëåãêîé ñòåïåíè -40%

Ñðåäíåé ñòåïåíè-10%

Åæåãîäíî ñðåäè íàñåëåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ðåãèñòðèðóåòñÿ îêîëî 1 ìèëëèîíà 360 òûñÿ÷ ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ àíåìèÿìè, èç êîòîðûõ áîëåå 50% ó äåòåé îò 0-17 ëåò.  ìíîãîëåòíåé äèíàìèêå ñ 2000-2012 ãîä à íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííàÿ íåãàòèâíàÿ òåíäåíöèÿ ðîñòà çàáîëåâàåìîñòè âñåãî íàñåëåíèÿ, åæåãîäíûé òåìï ïðèðîñòà ñîñòàâèë 6,6%.

Äåôèöèò æåëåçà, ïî äàííûì ÂÎÇ 2012ã., îïðåäåëÿåòñÿ ó 20-25% âñåõ ìëàäåíöåâ, 43% äåòåé â âîçðàñòå äî 4 ëåò è äî 50% ïîäðîñòêîâ (äåâî÷êè).

Ðèñ.

Ïî-ýòîé òàáëèöû ìîæíî ñäåëàòü âûâîäû, ÷òî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñòðàäàþò äåâî÷êè ïîäðîñòêè â ðåçóëüòàòå èõ ðàçâèòèÿ âñëåäñòâèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Ñîîòíîøåíèå çäîðîâûõ äåòåé ê áîëüíûì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèåé.

Ðèñ.

Ïî äàííûì ïîëèêëèíèêè ¹ 46 Êàëèíèíñêîãî ðàéîíà ìîæíî âûÿâèòü íåêîòîðûå ñîîòíîøåíèÿ çäîðîâûõ äåòåé ê äåòÿì ñ çàáîëåâàíèåì æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè. Îíè ïðåäñòàâëåíû â äèàãðàììå âûøå.

Ðèñ.

Ïðîâåäåí àíàëèç çàáîëåâàåìîñòè ÆÄÀ äåòåé, ðîæäåííûõ â 2012 ãîäó è ñîñòîÿâøèõ íà ó÷åòå â Äåòñêîé ïîëèêëèíèêå ¹ 46 ã. Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà ó÷àñòîê ¹ 7. Àíàëèç ïðîâîäèëñÿ íà îñíîâàíèè 51 àìáóëàòîðíîé êàðòû. Óñòàíîâëåíèå äèàãíîçà ÆÄÀ ó âñåõ äåòåé îñíîâûâàëîñü íà äàííûõ àíàìíåçà, êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, îáùåïðèíÿòûõ êðèòåðèÿõ ëàáîðàòîðíîé äèàãíîñòèêè.

Ïî äàííûì èññëåäîâàíèÿ, ó 28 äåòåé âûñòàâëåí äèàãíîç ÆÄÀ (55 %). Èç íèõ ó 24 äåòåé àíåìèÿ ëåãêîé ñòåïåíè Í (100—110 ã/ë) — 86 %. Ó 4 äåòåé — âûðàæåííàÿ àíåìèÿ — Í (70—100 ã/ë) — 14 %. Ñàìûé íèçêèé ïîêàçàòåëü íà ó÷àñòêå — 93 ã/ë áûë ó ðåáåíêà â 2 ìåñÿöà.  íàñòîÿùèé ìîìåíò ýòîìó ðåáåíêó 7 ìåñÿöåâ, ÆÄÀ ñîõðàíÿåòñÿ — Í 106 ã/ë. Ó 16 % äåòåé âûñòàâëåí äåôèöèò æåëåçà — 8 äåòåé — Í (120—130 ã/ë).

 64 % ñëó÷àåâ äèàãíîç ÆÄÀ ó ìàëü÷èêîâ — 18 ÷åëîâåê. Íà äèñïàíñåðíûé ó÷åò ïîñòàâëåíî 4 ðåáåíêà ñ âûðàæåííîé àíåìèåé.  âîçðàñòå äî 3 ìåñÿöåâ ÆÄÀ âûÿâëåíî ó 20 äåòåé — 71 %; äî 6 ìåñÿöåâ ó 3 äåòåé — 11 %; äî 9 ìåñÿöåâ ó 4 äåòåé — 14 %; â ãîä ó 1 ðåáåíêà — 4 %.

Ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî íàèáîëåå âåðîÿòíî íàëè÷èå ÆÄÀ â âîçðàñòå äî 3 ìåñÿöåâ.

Âûÿâëåíèå àíåìèè äî 3-õ ìåñÿöåâ ïîçâîëÿåò ïðîâåñòè êîððåêöèþ äåôèöèòà æåëåçà êàê ìîæíî ðàíüøå, ÷òî ÿâëÿåòñÿ çàëîãîì ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Ñïèñîêèñïîëüçîâàííîéëèòåðàòóðû

1. https://www.eurolab.ua/diseases/151

2. https://www.medmoon.ru/beremennost/akuherstvo327.html

3. Íèêóëè÷åâà, Â.È. Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè / Â.È. Íèêóëè÷å-âà, Ë.È. Èäåëüñîí, Þ.Ã. Ìèòåðåâ. Óôà, 1993.4. Áàðàíîâ À.À. Ïåäèàòðèÿ. Íàöèîíàëüíîå ðóêîâîäñòâî. — Ì.: ÃÎÝÒÀÐ-Ìåäèà, 2009 — 523 ñ.

5. Àëåêñàíäðîâà Â.À. Çäîðîâüå âàøåãî ðåáåíêà: ñïðàâî÷íèê. — 2003. — 768 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник