Закаляться при бронхиальной астме
Загрузка…
Бронхиальная астма — аллергическое заболевание, проявляющееся в основном приступами удушья, которые обусловлены нарушением проходимости бронхов. Применяемые для лечения астмы медикаментозные средства часто сами становятся причиной обострения болезни, так как могут служить аллергенами, от которых развивается приступ удушья. Поэтому самыми надежными средствами борьбы с астмой являются средства физической культуры, отказ от алкоголя и курения.
Закаливание
Одним из основных средств закаливания при лечении астмы является вода. Под воздействием холодной воды происходит резкий повышенный выброс в кровь гормонов, в частности адреналина, который способствует расширению бронхов, купированию отека и уменьшению секреции желез их слизистой оболочки. Это позволяет нормализовать дыхание естественным путём. Методика закаливания подробно изложена в статье «3 способа повысить иммунитет и не болеть — физические занятия, баня и закаливание».
Особенности закаливания холодной водой при лечении бронхиальной астмы заключаются в том, что процедуры должны приниматься как можно чаще: утром после сна, после возвращения из детского сада или из школы (для детей) и с работы (для взрослых), а также перед сном и ночью (ночью в период приступа через каждые 1,5 ч). После ежедневных оздоровительных занятий следует принимать только теплый душ, а в конце процедуры — холодный.
В период приступа после водных процедур, чтобы не про-воцировать одышку и приступ удушья, отдыхайте только в по-ложении сидя, в это время полезно сделать массаж лица. Дыхание диафрагмальное. Старайтесь надевать на себя как можно меньше одежды и используйте любую возможность, чтобы побегать или походить босиком: дома по полу, летом и в межсезонье по земле, траве, гальке, песку, а зимой по снегу. В жаркую погоду рекомендуется больше находиться в тени: при бронхиальной астме солнечная радиация стимулирует приступы удушья.
Точечный массаж
При лечении бронхиальной астмы массаж не сделает больного здоровым, но поможет снять приступ и предотвратить его повторение. В период обострения точечный массаж проводят несколько раз в день, в период между приступами достаточно 1-2 раз (утренний массаж эффективнее). Метод воздействия — тормозной: от легкого поглаживания до выраженного надавливания на точки в течение 1-3 мин. Массаж точек проводят в последовательности, соответствующей их порядковому номеру.
Для профилактики астмы точки 4, 5, 6 и 7 использовать не рекомендуется.
Точка 1. Одиночная, располагается между бровями.
Точка 2. Симметричная, располагается на расстоянии 0,5 цуня от нижнего края глазной щели на условной линии, проведенной через зрачок.
Точка 3. Одиночная, располагается над яремной вырезкой, в ямке между краями ключиц.
Точка 4. Одиночная, располагается между седьмым шейным и первым грудным позвонками.
Точка 5. Одиночная, располагается между первым и вторым грудными позвонками.
Точка 6. Симметричная, располагается на 1,5 цуня ниже подключичной впадины, между первым и вторым ребрами.
Точка 7. Одиночная, располагается посредине между пупком и мечевидным отростком грудины.
Точка 8. Симметричная, располагается на тыльной стороне предплечья, на 2 цуня от наружной кожной складки локтевого сустава, образующейся при сгибании руки.
Точка 9. Симметричная, располагается напротив большого пальца выше места, где прощупывается пульс.
Точка 10. Симметричная, располагается на тыльной стороне кисти. В этом месте, если пальцы выпрямить, а большой палец отвести, заметно углубление.
Точка 11. Симметричная, располагается ниже колена, чуть смещена наружу. Если прижать центр ладони (пальцы раздвинуты) к коленной чашечке, то кончик среднего пальца укажет на высоту расположения точки, а мизинец — насколько она смещена наружу.
Если вы делаете массаж ребенку, то постарайтесь превратить эту процедуру в игру.
Физическая нагрузка между приступами.
Наиболее эффективными средствами для профилактики и лечения бронхиальной астмы являются оздоровительный бег и ходьба с чередованием естественного и выраженного диафрагмального дыхания, общеразвивающие и силовые упражнения, плавание и спортивные игры. Методика занятий перечисленными средствами подробно описана в соответствующих разделах книги. Поэтому ниже отметим только некоторые особенности, которые необходимо учитывать при выполнении упражнений.
1. Диафрагмальное дыхание при беге выполняется однократно или сериями по 3-4 вдоха-выдоха, без кашля. Выраженное диафрагмальное дыхание чередуется с естественным (в пределах 30 с).
Важно научиться выполнять диафрагмальный выдох на 6-8 пар шагов, удерживая живот сильно втянутым за счет мышц брюшного пресса. На вдохе держать живот выпяченным на 1-3 пары шагов.
2. Длительность оздоровительного бега при пульсе 130-150 уд/мин можно постепенно довести до 1 ч. Детям меньше 6 лет длительность ограничивать не следует. Бегом занимайтесь в любую погоду — чем ниже температура воздуха, тем лучше результат. При низкой минусовой температуре воздуха дышать надо обязательно через рот.
3. При диафрагмальном дыхании во время ходьбы, начав движение, сразу же стремитесь к форсированному выдоху, используя всю силу мышц брюшного пресса; полный выдох делайте на 6-8 пар шагов. Остановитесь, слегка наклонитесь вперед и, предельно выпячивая живот, сделайте вдох и сразу же глухо кашляните, резко втягивая живот. Вдох и кашель повторите еще 1-2 раза и продолжайте ходьбу.
4. Освойте ходьбу и медленный бег с поверхностным дыханием через нос, плавание с коротким вдохом-выдохом.
Длительность занятий и методика комплексирования средств физической нагрузки такие же, как и при оздоровительной тренировке.
Источник
Никогда не думала, что буду закаливать своих детей холодной водой. Считала, что закаливают детей очень заботливые и бесстрашные родители, но мне до этого далеко. И продолжала бы так думать, если бы у моей дочери не начались приступы бронхиальной астмы. Это тот самый жареный петух… другими словами, пришло время пробовать.
Думаю, ту же грань с отчаянием, что ощущала я, чувствуют и другие родители, дети которых часто болеют или (и) страдают проявлениями аллергии: диатез, аллергический ринит, бронхиальная астма и пр. Стоя у этой черты легко погрузиться в апатию, в другом случае — лихорадочно искать варианты решения. Мирская печаль, конечно, в таких ситуациях стороной не обходит.
Моей естественной реакцией была молитва. Но потребовалось время на то, чтобы понять: не следует перекладывать на Всевышнего то, что можешь и должна делать сама. Оздоровление, закаливание ребёнка — это благодатный труд, это своего рода совершенствование себя и своей любви к ближнему.
В скором времени в нашей астматической реальности оказались советы знакомых и даже священников закаливать, обливать ребёнка холодной водой. Одна из рекомендуемых методик закаливания детей была описана в книге Б.С. Толкачёва «Физкультурный заслон ОРЗ«. Надо сказать, что эту книгу уже не издают, приходится скачивать электронный текст.
Толкачёв делает упор на комплексное воздействие физкультурных и гигиенических упражнений. В своей книге он рассказывает об удивительных результатах закаливания детей с помощью обливаний холодной водой. Да не просто холодной, а ледяной! Часто болеющие дети, астматики, аллергики получали шанс жить нормальной жизнью — ходить в детский сад и школу, развиваться, как сверстники, а в физкультурном отношении даже достигать бо́льших успехов. Согласитесь, заманчивая перспектива.
Эта методика предполагает: обливания холодной водой, массаж, промывания носоглотки, дыхательную гимнастику, бег и прочие физкультурные упражнения. Информации о воздействии низких температур автор отдаёт внушительную часть книги. По методике Толкачёва родители часто болеющих детей должны изменить свою жизнь полностью, посвятить основную часть своего времени закаливанию и физкультурному оздоровлению детей. Чаще всего это невыполнимо в том объёме, в котором предлагает автор, поэтому приходится использовать варианты этого метода, приспособленные к жизни конкретной семьи.
Я хотела бы поделиться тем, как процесс приучения детей к низким температурам проходил в нашем случае, а также результатами этой работы. Возможно, для кого-то эта статья покажется интересной и быть может, принесёт хоть капельку пользы.
Подготовка к закаливанию
Итак, моему ребёнку было 3,5 года, когда мы начали обливания холодной водой. Дочке диагностировали бронхиальную астму, и два раза в день мы проводили ингаляции гормональными препаратами. Кроме того, каждый раз, когда девочка немного переохлаждалась, случался цистит, сопровождающийся недержанием мочи и подъёмом температуры. Последний раз это произошло, когда дочка немного потопала ножками в прохладной реке летом.
Методика Толкачёва вопреки общепринятым рекомендациям предлагает начинать обливания достаточно резко. Для тех деток, которые часто болеют, общепринятые темпы закаливания не приносят никакой пользы, поскольку они рассчитаны на здоровеньких детей. Постоянные обострения хронических воспалений и присоединяющаяся инфекция сводят на нет все предыдущие труды по закаливанию. Поэтому есть реальный смысл относительно резкого перехода к холодным обливаниям (хотя система Толкачёва вполне предусматривает гибкость). Особенно это важно для больных бронхиальной астмой, поскольку именно при резком воздействии низкой температуры в кровь выбрасывается гормон адреналин, который расширяет бронхи. Такое обливание может даже прекратить приступ удушья.
Для перехода к решительным действиям необходимо было изучить методику, распланировать действия после обливаний: бег, массаж, одевание. Эта последовательность важна, потому что не даёт ребёнку переохладиться и захворать от неумелого закаливания. Кроме того, вопреки мнению, что после обливания нужно растирать тело полотенцем, Толкачёв твёрдо заявляет, что это снижает закаливающий эффект. Бег, массаж и одеваться — этого достаточно после холоднющей воды.
Прежде чем начинать закаливать детей холодной водой, я должна была испробовать это на себе. Во-первых, только испытав эти незабываемые ощущения обливаний на своей шкуре, я могла дать дочери дельный совет, как справиться со страхом. Во-вторых, это была возможность послужить моим детям примером.
Я попробовала обливания из душа, из таза и даже холодные ванны (лично мне последнее было особенно страшно). Малышка наблюдала за мной с восхищением и волнением. Не могу не написать, какие чувства вызывает закаливание обливанием. Это невероятный заряд бодрости, преодоление собственного страха — в определённой мере подвиг. Когда это получается, ты чувствуешь, что не совсем ещё безвольная материя, а очень даже ничего и многое можешь. Излишне говорить об удовлетворении, которое приносит это осознание. В некоторой степени обливание может послужить психотерапией депрессии от знания болезни своего ребёнка.
Пример родителя — это хорошо, но не достаточно. Дочка всё равно продолжала бояться, когда я напоминала, что и она скоро будет пробовать закаливание. На помощь пришли видео из Сети, где детки обливались холодной водой даже стоя босиком на снегу. Эти ролики сработали просто отличной мотивацией для моего ребёнка.
Обыватели дают совет в начале практики закаливания холодной водой продумать, на чём будешь стоять во время этой водной процедуры. Бытует мнение, что если стоять босиком в холодной ванне или на земле, то можешь переохладиться и заболеть. Не могу сказать о «научности» этого мнения. Но я решила перестраховаться. Склонность моего ребёнка к циститам ещё больше меня к этому подтолкнула. Для обливаний я подготовила туристическую пенку, на которую и ставила потом малышку. Так действительно было спокойнее.
Немалое успокоение на начальном этапе обливаний мне дал гомеопатический препарат афлубин, который мы принимали в профилактических целях (не является рекламой*).
Пришло время обливаться холодной водой
От теории к практике. Настало время «Х». Я обливала и старшую дочь, и младшего сына, но эти процедуры были более регулярны у старшего ребёнка. С сыном пришлось немного подождать ввиду объективных причин. Поэтому буду повествовать, как это было и продолжается у дочки.
Я начала закаливать дочь достаточно резко, весной. Хотя мы сохранили постепенность в виде снижения температуры, но сразу начали обливаться целиком, минуя разве что волосистую часть головы. Сына я закаливала более постепенно, начиная с ножек. Общепринятые рекомендации здесь в помощь.
Мы заучили стишок, взятый из ролика какой-то семьи «моржей», и закаливались со словами:
Мы любой не боимся погоды.
И в зимнюю стужу, и в летний зной
Мы здоровье берём от природы,
А болячки смываем холодной водой.
Вот такой стих прекрасно психологически настраивал на обливание моего ребёнка.
Далее мы называли холодную воду «волшебной» и придумывали разнообразные сказки с её участием.
За пару недель девочка опробовала и обливание из душа, и из таза и даже ледяные ванны. В приоритете однако у неё остался душ (хотя мне самой больше нравился вариант обливания из таза/ведра). Из тазика малышка обливалась на природе в деревне, это было гораздо веселее, чем в ванной. А вот прабабушке было не до веселья: когда правнучку безжалостно «мучили» обливаниями, бабуля почему-то бледнела.
Подстилку из-под ног мы убрали спустя месяц-полтора.
Вирусная инфекция и температура не остановили наших закаливающих процедур. Обливание холодной водой по методике Толкачёва заменил прохладный душ каждые 1,5-2 часа. Примечательно, что в этом случае даже жаропонижающие не понадобились.
После обливаний мы с дочкой бегали по квартире около 6 минут, затем следовал массаж грудной клетки, он же «волшебный массаж».
Мы обливались каждый день примерно в одно и то же время. Один раз в день. Боялись пропусков, чтобы предыдущая работа по закаливанию маленького подвижника не оказалась тщетной.
Что нам дало закаливание
Сейчас дочке 5 лет. Больше её не беспокоят циститы. Я могу без опаски отпустить её бегать босиком по «ледяному» полу.
Нам стали не страшны сквозняки.
Бороться с приступами астмы стало легче. Препараты, которые уже не помогали, вновь стали эффективными. Чем дальше мы практикуем обливания, тем больше проявляется бронхорасширяющий эффект, который помогает быстрее купировать приступ.
С началом практики закаливания холодной водой ребёнок стал легче переносить вирусные инфекции. Жаропонижающие просто оказались не нужны. Антибиотиков от бактериальных осложнений не пили ни разу с этих пор. Да и осложнений, слава Богу, не было.
Самооценка ребёнка повышается. Каждый день она рушит барьер собственного страха. Это не может не оказать положительного психологического влияния.
Возможно, если бы мы применяли методику закаливания Толкачёва в полном объёме, результаты были бы более яркими. Но даже то, что мы имеем сейчас, это просто поразительно. Это окрыляет и вдохновляет на дальнейшие труды в направлении комплексного оздоровления. Без массажа грудной клетки я уже не представляю, как можно помогать детям откашливаться. А «волшебная» холодная вода — наш верный помощник в укреплении защитных сил организма и свободном дыхании.
Екатерина Соловьева
Источник