Задачи школ здоровья больных бронхиальной астмой

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Главный врач  ГУЗ «УОКЦПП»

                                                                                            ____________П.Г. Фомин

                                                                                      «__23__»___марта____2015  г.

ПОЛОЖЕНИЕ  О  ШКОЛЕ  ЗДОРОВЬЯ  ДЛЯ  БОЛЬНЫХ

БРОНХИАЛЬНОЙ  АСТМОЙ

1. Общие положения.

1.1.          Школа здоровья для больных бронхиальной астмой (далее — Школа) создается как

структурное подразделение на базе амбулаторно- поликлинического учреждения.

1.2.          Руководитель школы – врач – пульмонолог осуществляет руководство           

работой Школы, проводит занятия для больных.

1.3.          Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности

руководителю ЛПУ. Данные по работе Школы включаются в годовой отчет ГУЗ «УОКЦПП».

2.            Основные задачи Школы.

2.1.    Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения 

бронхиальной астмы сегодня.

2.2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность 

противоастматического лечения.

2.3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении   

астмы, предотвращать его.

2.4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.

2.5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и

пикфлоуметр.

2.6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от  

этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

3.           Основные цели обучения в Школах для больных бронхиальной астмой.

3.1.          Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,

тактике оказания помощи.

3.2.          Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих

риск развития его осложнений.

3.3      Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в 

домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств              доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

3.4        Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при

бронхиальной астме.

3.5.     Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и

формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния 

на здоровье.

3.6. Убедить в необходимости бросить курить.

3.7. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.

3.8. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

4.          Основная деятельность Школы.

4.1.          Обучение больных с бронхиальной астмой по основным программам.

4.2.          Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у больных с бронхиальной

астмой, обучающихся в Школе.

4.3.          Анализ эффективности обучения больных с бронхиальной астмой.

4.4.          Взаимодействие со Школами в других ЛПУ, обмен опытом работы с целью ее

совершенствования.

5.          Стандарт оснащения Школы.

5.1.          Стулья – 12 шт.

5.2.          Столы без тумбочек — 5 шт.

5.3.          Кресло для обучающего специалиста – 1 шт.

5.4.          Доска маркерная – 1 шт.

5.5.          Тумбочки – 2 шт.

5.6.          Шкаф платяной – 1 шт.

5.7.          Шкаф для размещения наглядных пособий – 1 шт.

5.8.          Пикфлоуметр – 12 шт.

5.9.          Ростомер – 1 шт.

5.10.       Весы напольные – 1 шт.

5.11.       Сантиметровая лента – 1 шт.

5.12.       Комплекты структурированных программ обучения по темам – 3 шт.

5.13.       Демонстрационное оборудование – 1 шт.

5.14.       Копировальный аппарат – 1 шт.

5.15.       Компьютер с принтером – 1 шт.

5.16.       Комплект систем ингаляционной доставки лекарств – 2 шт.

5.17.       Комплект оборудования для длительной кислородотерапии на дому – 1 шт.

5.18.       Пульсоксиметр – 1 шт.

5.19.       Прибор для измерения окиси углерода выдыхаемого воздуха – 1 шт.

5.20.       Прибор для измерения окиси азота выдыхаемого воздуха. – 1 шт.

                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Главный врач  ГУЗ «УОКЦПП»

                                                                                            ____________П.Г. Фомин

                                                                                      «_23___»___марта____2015  г.

ПРОГРАММА  РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ

БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

     Программа обучения состоит из цикла занятий, продолжительностью по 60 минут каждое.

Численность пациентов в каждой группе 8-10 человек. Каждое занятие включает

информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений

и практических навыков у пациентов.

     Группы пациентов для обучения в Школе, по возможности, формируются из пациентов,

имеющих близкие уровни дыхательной недостаточности, уровень риска.

     Программа включает обязательные темы и при интересе пациентов и возможности

организации включение дополнительных тем.

Цели:

1. Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах,

тактике оказания помощи при бронхиальной астме.

2. Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющих

риск развития его осложнений.

3. Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в 

домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств              доврачебной самопомощи при появлении симптомов.

4. Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при

бронхиальной астме.

5. Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и

формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния 

на здоровье.

6. Убедить в необходимости бросить курить.

7. Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни.

8. Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.

Задачи:

1.    Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения 

бронхиальной астмы сегодня.

2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность 

противоастматического лечения.

3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении   

астмы, предотвращать его.

4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.

5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер и

пикфлоуметр.

6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалиста-пульмонолога, ведь от  

этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Главный врач  ГУЗ «УОКЦПП»

                                                                                            ____________П.Г. Фомин

                                                                                      «__23__»__марта_____2015  г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ

ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Тема

Дата проведения

Ответственный

1.

Что надо знать о бронхиальной астме?

Первый  и третий понедельник месяца

Демина О.В.

2.

Аллергия и астма. Пикфлоуметрия.

Первый и третий вторник месяца

Демина О.В.

3.

Терапия и питание при БА.

Первая и третья среда месяца

Демина О.В.

4.

Физическая активность при БА.

Первая и третья пятница месяца

Демина О.В.

5.

Ингаляционная терапия БА.

Второй и четвертый понедельник месяца

Демина О.В.

6.

Профилактика и лечение БА.

Второй и четвертый вторник месяца

Демина О.В.

7.

Ночная астма. Пищевая аллергия.

Вторая и четвертая среда месяца

Демина О.В.

Источник