Задачи по анемии у новорожденных

Задача № 1.

Однояйцевые близнецы находятся в родильном доме. Из анамнеза известно, что матери 21 год. Настоящая беременность первая, протекала без патологии. Роды преждевременные, на 37-й неделе гестации, двойней. 1-й период родов 8 часов 15 минут, 2-й — 30 минут, безводный промежуток — 4 часа. Масса тела первого близнеца 1950 г, длина — 42 см, оценка по шкале Апгар 7/7 баллов; второго — 2600 г, 46 см и 7/7 баллов соответственно.

При осмотре в детской у первого ребенка обращали на себя внимание бледность, снижение подкожно-жирового слоя, вялость, снижение рефлексов. У второго ребенка кожа ярко розовая, подкожно-жировой слой развит достаточно, со стороны нервной системы умеренный синдром угнетения.

При исследовании по cito периферической крови: у 1-го ребенка Hb составил 146 г/л, Ht — 42%; у 2-го ребенка Нb составил 233 г/л, Ht — 73%.

1.Поставьте диагноз.

2.Какие исследования необходимо дополнительно провести для подтверждения диагноза?

3.Какие изменения можно выявить у этих детей при проведении НСГ, и чем они обусловлены?

4.Какие осложнения могут возникнуть в обоих случаях, и чем они обусловлены?

5.Определите тактику лечебных мероприятий по отношению к обоим детям.

Задача № 2.

Мальчик, родился в 36 недель путем экстренной операции кесарева сечения в связи с преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты, что привело к кровотечению у матери. Масса тела ребенка при рождении 2800 г, длина тела 49 см, оценка по шкале Апгар 48 баллов. В согласии с протоколом реанимации новорожденных в родильном зале проводился полный комплекс реанимационных мероприятий в соответствии с тяжестью асфиксии.

При осмотре в палате интенсивной терапии состояние тяжелое за счет церебральной, дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, обращает на себя внимание мышечная гипотония, гиподинамия, бледность кожи и слизистых оболочек, симптом бледного пятна 4 секунды, тахикардия до 180 ударов в минуту, АД 50/35 мм рт.ст., приглушенность сердечных тонов при аускультации и нежный систолический шум, стонущее дыхание. Печень и селезенка не увеличены.

39

При исследовании по cito периферической крови уровень Hb составил 160 гл.

1.Поставьте диагноз и обоснуйте.

2.Назначьте обследование.

3.Окажите неотложную помощь.

4.Проведите дифференциальную диагностику.

5.Определите показания для переливания эритроцитарной массы у новорожденных детей в 1-3-й день жизни.

Задача № 3.

Ребенок Н. родился на 31 неделе гестации с оценкой по шкале Апгар 6-8 баллов. Масса тела при рождении 1300 г. Ребенок находится на 2-м этапе выхаживания. На 3-й неделе усилилась бледность кожи, пастозность тканей. Ребенок сосет вяло и плохо прибавляет в весе. Двигательная активность снижена. Выслушивается систолический шум на верхушке сердца.

Клинический анализ крови на 12-й день жизни: Hb-70г/л, эр-2,3х1012/л,

Ret. 20%0, tr-450*109/л, L-7,4*109/л, п-3%, с-40%, л-50%, м-7%, СОЭ-

7мм/ч, анизоцитоз+++, пойкиллоцитоз ++. Эр в окр. мазке имеют «шиповидные отростки».

Кровь у ребенка 0(I) гр, Rh(+).

Биохимический анализ крови: непрямой билирубин – 40 мкмоль/л, прямой билирубин — нет, АЛТ-0,36, АСТ-0,34.

1.Поставьте диагноз.

2.Составьте план дальнейшего обследования.

3.Назначьте лечение.

4.Определите показания для переливания эритроцитарной массы.

5.Укажите формулу для расчета объема эритроцитарной массы.

Задача № 4.

Новорожденная девочка родилась от матери 30 лет от 2-й беременности, первых родов в 30 недель. Первая беременность закончилась поздним выкидышем 1 год назад. Мать страдает анемией. Настоящая беременность протекала с тяжелым гестозом. Роды путем операции кесарева сечения. Плацента мультидольчатая с множественными гематомами. Ребенок родился с массой 1200 г, длиной 40 см с оценкой по шкале Апгар 5-8 баллов. Состояние с рождения тяжелое за счет дыхательной и церебральной недостаточности. Проводится АИВЛ, введен куросурф, получает комплексную терапию. С 1-ых суток отмечена бледность кожи и слизистых оболочек, отечность в низу живота, ЧСС 168 ударов в минуту, на верхушке выслушивается нежный систолический шум. Живот мягкий, безболезненный, печень 2,5 см; 2 см; ½, селезенка на 0,5 см выступает из-под края реберной дуги.

40

Клинический анализ крови на 1-й день жизни: Hb-90г/л, эр-2,8х1012/л, ЦП

0,7; Ht 0,3; Ret. 30%0, tr-350*109/л, L-12,4*109/л, п-5%, с-56%, л-32%, м-

6%, СОЭ-3мм/ч, микроцитоз+++. Кровь у ребенка А(II) группа, Rh(+).

НСГ – двустороннее кровоизлияние внутрижелудочковое 2 ст.

Поставлен диагноз: Гипоксически-геморрагическое поражение головного мозга. ВЖК 2 ст. двусторонние.

Сопутствующие:

1.РДСН.

2.Хроническая посгеморрагическая анемия, тяжелая. Фон: Недоношенность 30 недель. Асфиксия средней тяжести.

1.Укажите причины хронической постгеморрагической анемии

уданного пациента.

2.Составьте план дальнейшего обследования.

3.Укажите референсные значения железа в сыворотке крови, ОЖСС, трансферрина, % насыщения трансферрина, ферритина.

4.Назначьте лечение.

5.Определите показания для переливания эритроцитарной

массы.

Задача № 5.

Новорожденный Ж., от 1 беременности, 1 родов, от резусположительной женщины с 0(1) группой крови. Родился мальчик массой 3400, длиной 53 см без асфиксии. При осмотре неонатологом состояние оценено как удовлетворительное. Через 6 дней после рождения у ребенка в клиническом анализе крови Hb 130 г/л. Самочувствие практически не нарушено. По органам без изменений.

1.Поставьте диагноз.

2.Назовите причины гемолитических анемий у новорожденных.

3.Назначьте обследование.

4.Назначьте питание.

5.Определите прогноз.

Задача № 6.

Девочка, 4 недели, родилась с массой 1200. Получала комплексную терапию в ОРИТ по поводу РДСН. В отделении 2-го этапа выхаживания появилась нарастающая бледность кожи и слизистых оболочек, тахикардия до 170 в минуту, тахипноэ в покое. Двигательная активность снижена, плохо сосет из соски, остановилась прибавка массы тела. При осмотре отмечена легкая иктеричность на лице и туловище, отеки внизу

живота, на бедрах, умеренная гепатоспленомегалия.

Клинический анализ крови на 28-й день жизни: Hb-80г/л, эр-2,5х1012/л, Ht 0,34; ЦП 1,0; Ret 2%0; tr-450*109/л, L-7,4*109/л, п-3%, с-40%, л-51%, м-6%,

СОЭ-7мм/ч, макроцитоз эритроцитов, гиперсегментация нейтрофилов, анизоцитоз+++, пойкилоцитоз+++, шипоидные отростки эритроцитов.

41

Биохимический анализ крови: непрямой билирубин – 70 мкмоль/л, за счет непрямой фракции.

1.Поставьте предварительный диагноз.

2.Назначьте обследование.

3.Определите показания для трансфузии эритроцитарной массы при данной патологии.

4.Определите показания к назначению рекомбинантного эритропоэтина.

5.Назначьте лечение.

Задача № 7.

Мальчик от матери с анемией родился в 40 недель беременности без асфиксии. Состояние при рождении удовлетворительное. Самочувствие не нарушено. Выписан под наблюдение участкового педиатра на 6-ые сутки. Находился на естественном вскармливании. К трем неделям сохраняется иктеричность кожи и склер, немного усилилась. Отмечается небольшое увеличение селезенки (+1 см). Ребенок вялый. Плохо сосет.

Прибыл в весе 200 г.

Клинический анализ крови на 21-й день: Hb-90г/л, эр-2,7х1012/л, Ht 0,44; tr-450*109/л, L-7,4*109/л, п-3%, с-40%, л-50%, м-7%, СОЭ-7мм/ч,

микросфероцитоз.

Биохимический анализ крови: непрямой билирубин – 120 мкмоль/л за счет непрямой фракции.

1.Поставьте диагноз.

2.Назначьте обследование.

3.Проведите дифференциальную диагностику.

4.Назначьте лечение.

5.Определите прогноз.

Задача № 8.

Мальчик от родителей афро-американцев родился от 2-й беременности, 2-х срочных родов. У сына от предыдущих родов – гемолитическая анемия. Во время беременности мать принимала аспирин. Ребенок родился с массой 3700 г, длиной 54 см без асфиксии. Для профилактики геморрагической болезни в первые сутки был назначен викасол. На 3-и сутки состояние ухудшилось появилась бледность, желтуха, моча стала темной. Умеренно выражена гепатоспленомегалия.

Клинический анализ крови на 3-и сутки: Hb-130г/л, эр-3,4х1012/л, Ht 0,45; tr-330*109/л, L-11,4*109/л, п-3%, с-47%, л-44%, м-6%, СОЭ-4мм/ч.

Анализ мочи: высокий уровень свободного гемоглобина.

Читайте также:  Железодефицитная анемия что есть

1.Поставьте предварительный диагноз.

2.Определите этиологию и патогенез заболевания.

3.Назначьте обследование.

4.Дайте клинические рекомендации.

42

Источник

Ситуационная задача 285 [K003464]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Родители ребёнка (девочка 14 лет) обратились к врачу-педиатру участковому с
жалобами на снижение её успеваемости в школе, частую головную боль по утрам,
избирательный аппетит, утомляемость.
При осмотре девочки обращает на себя внимание астеничность больной, бледность
кожных покровов и слизистых оболочек. Отмечается истончение и ломкость ногтей и
волос, заеды в углах рта. В лёгких дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД — 20 в минуту.
При аускультации на верхушке выслушивается лёгкий систолический шум. ЧСС — 80 в
минуту. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации во всех отделах, безболезненный.
Стул регулярный 1 раз в день, оформленный, диурез достаточный.
При проведении общего анализа крови выявлено: эритроциты — 3,6?1012/л,
гемоглобин — 88 г/л, цветовой показатель — 0,73, ретикулоциты, МСV — 75 fL, МСН — 24 pg,
МСНС — 300 г/л. В мазках эритроциты бледной окраски, микроанизоцитоз ++.
Вопросы:
1. Предположите наиболее вероятный диагноз.
2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациентки.
4. Сформулируйте план лечения данной пациентки.
5. Назовите клинические проявления передозировки препаратами железа и методы
детоксикации.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 285 [K003464]
1. Железодефицитная анемия средней степени тяжести.
2. Диагноз «железодефицитная анемия» установлен на основании данных
объективного осмотра (наличие анемического и сидеропенического синдромов) и
результатов анализа крови и морфологии эритроцитов (гипохромная анемия с
микроанизоцитозом).
3. Биохимический анализ крови: сывороточное железо, общая железосвязывающая
способность сыворотки, ферритин, АЛТ, ACT, билирубин и его фракции, мочевина,
креатинин, глюкоза, общий белок. Для подтверждения дефицита железа и выявления
заболеваний, которые могут сопровождаться хронической кровопотерей или приводить к
нарушению усвоения железа.
Общий анализ мочи, копрограмма.
Анализ кала на яйца гельминтов, кал на скрытую кровь.
УЗИ органов брюшной полости, почек, мочевого пузыря, малого таза.
4. Лечение железодефицитной анемии.
В настоящее время все препараты железа разделяют на две группы:
ионные железосодержащие препараты (солевые, полисахаридные соединения
железа) – Гемофер, Ферронат, Сорбифер-дурулес, Ферроплекс и др.;
неионные соединения (гидроксид-полимальтозный комплекс тр?хвалентного
железа) – Мальтофер, Феррум лек.
Неионные соединения железа, представленные гидроксид-полимальтозным
комплексом Fe (III): структура комплекса состоит из многоядерных центров гидроксида –
Fe (III), окруж?нных нековалентно связанными молекулами полимальтозы. Химическая
структура данного комплекса максимально приближена к структуре естественных
соединений железа с ферритином. Данные особенности гидроксид-полимальтозного
комплекса Fe (III) обеспечивают поступление тр?хвалентного железа из кишечника в
кровь путем активного всасывания. Это объясняет невозможность передозировки
препаратов в отличие от солевых соединений железа, всасывание которых происходит по

градиенту концентрации.
Рекомендуемая доза препаратов Fe (III) на основе гидроксид-полимальтозный
комплекса тр?хвалентного железа в детской практике должна составлять 5 мг/кг массы
тела в сутки независимо от возраста. Назначение препаратов неионного Fe (III) не требует
постепенного увеличения дозы до терапевтической и лечение начинается с полной дозы.
При необходимости может быть использована так называемая «трапециевидная»
методика расч?та лечебной дозы препарата железа, которая применяется при проведении
ферротерапии только солевыми препаратами железа. Солевые препараты железа
целесообразно назначать за 1–2 часа до или после еды. При плохой переносимости можно
применять данные лекарственные средства и во время еды, но биодоступность
медикаментозного железа при этом будет значительно снижаться.
Полную терапевтическую дозу препарата пациент должен принимать в течение 6
недель. Ферротерапию целесообразно продолжать после достижения нормальных уровней
гемоглобина еще в течение 2–3 месяцев в зависимости от количества факторов риска
развития ЖДА. Суточная доза элементарного железа при этом должна соответствовать 1/2
терапевтической дозы.
5. При назначении препаратов железа у больных со сниженным уровнем
трансферрина в крови возникает отравление из-за увеличения уровня свободного железа в
крови. Свободное железо является капиллярным ядом. В первые 6–8 часов у больного
наблюдаются покраснение кожи лица, шеи, прилив крови к голове, грудной клетке,
снижается артериальное давление, появляется тахикардия, возникают эпигастральные
боли, тошнота, рвота (в том числе кровью), диарея, сонливость. Нарушение кровотока в
кишечнике и других тканях приводит к освобождению из них ферритина – мощного
гипотензивного вещества, подавляющего реакцию сосудов на норадреналин и
ангиотензин. В течение 12–24 часов возникают метаболический ацидоз, лейкоцитоз,
конвульсии, шок, кома, через 2–4 дня появляются почечные и печ?ночные некрозы.
Возможен летальный исход.
Для купирования начальных симптомов передозировки применяют промывание
желудка, дают в пищу вещества, связывающие препарат (молоко с яичным белком). В
дальнейшем применяется специфическая терапия – Дефероксамин (Десферал) — и
симптоматическая терапия.

Ситуационная задача 263 [K003388]
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Во время профилактического осмотра ребёнка 1 года жизни врач-педиатр
участковый обратила внимание на бледность кожных покровов и слизистых оболочек.
При сборе анамнеза стало известно: мать – студентка 19 лет; ребёнок быстро утомляется,
раздражителен, не активен, мать отмечает потерю аппетита. На первом году жизни
питание ребёнка однообразное: молочная манная каша дважды в день, сладкое,
картофельное пюре, молоко, из мясных продуктов курица 1–2 раза в неделю. Другие
продукты предпочитают ему не давать. На таком питании отмечались высокие прибавки в
весе. Гуляют редко.
Анамнез жизни: ребёнок от первой беременности, протекавшей на фоне анемии
лёгкой степени тяжести, первых физиологических родов, искусственное вскармливание с
2 месяцев – смесь «Малютка 1», с 6 месяцев – цельное коровье молоко по причине
материальных затруднений в семье, злаковый прикорм начали вводить с 5 месяцев,
мясные продукты и овощи получает с 8 месяцев.
В настоящее время в сутки употребляет до 600 мл молока и кефира. На первом году
мальчик 6 раз болел ОРВИ.
При осмотре: состояние у мальчика удовлетворительное. Рост – 78 см, масса – 12
кг. Бледность кожных покровов и видимых слизистых, ушных раковин, подкожно-
жировая клетчатка развита избыточно, распределена равномерно, периферические
лимфатические узлы не увеличены, мышечная гипотония. Отмечается истончение и
ломкость ногтей и волос, заеды в углах рта. В лёгких дыхание пуэрильное, хрипов нет, ЧД
– 30 в минуту. Со стороны сердца: тоны приглушены, выслушивается систолический шум,
границы сердца не расширены. ЧСС – 128 ударов в минуту. Живот мягкий, печень
выступает на 2 см из подреберья. Стул регулярный 1 раз в день, оформленный, диурез
достаточный.
При проведении общего анализа крови выявлено: Er – 3,5?1012/л, гемоглобин – 89
г/л, цветовой показатель – 0,76. В мазках: Er бледной окраски, микро-анизоцитоз.
Вопросы:
1. Предположите наиболее вероятный диагноз.
2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента.
4. Назначьте лечение и обоснуйте его.
5. Через 3 недели приёма лекарственного препарата Er – 4,0?1012/л, Hb – 118 г/л,
ретикулоциты – 3%. Какова Ваша дальнейшая лечебная тактика? Обоснуйте Ваш
выбор.

Страниц: 1 2 3 4

Источник

ГОУ
ВПО Тверская ГМА Росздрава

Кафедра
детских болезней

Методическое
указание для преподавателей

Тема:
Анемия у детей. Дефицитные анемии и
анемии на почве глистной инвазии.

Этиология. Патогенез. Классификация.
Современные методы диагностики и
лечения. Диспансеризация. Дифференциальный
диагноз с другими анемиями. Гемолитическая
болезнь новорожденных. Причины
возникновения. Клинические формы.
Лечение. Показания к заменному переливанию
крови. Прогноз. Профилактика.

Читайте также:  Анализы при анемии инвитро

Цель: Ознакомить
студентов с главными возрастными
особенностями гемограмм у детей и
основными предрасполагающими и причинными
факторами дефицитных анемий у детей
раннего возраста. Научить студентов
распознавать клинические и гематологические
симптомы дефицитных анемий. Познакомить
с основными принципами лечения и
профилактики. Ознакомить студентов с
гемолитической болезнью, ее клиническими
формами. Освоить показания к заменному
переливанию крови.

Место
проведения: учебная комната кафедры
детских болезней.

Учебные
элементы темы:

Хронокарта,
расчет организационного потенциала:

1.
Учет посещаемости – 5 минут

2.
Введение – 10 минут

3.
Контроль исходного уровня знаний
(тестовые задания) – 10 минут

4.
Разбор основных положений темы – 60 мин

5.
Курация больных – 60 мин

6.
Осмотр детей, находящихся в стационаре,
совместно с преподавателем по теме
занятия – 60 мин

7.
Самостоятельная отработка практических
умений по теме занятия – 30 мин

8.
Контроль конечного уровня знаний
(решение ситуационных задач) – 20 мин

9.
Заключение – 10 мин

Задания
в тестовой форме:

1. Какой из показателей
гемоглобина (в г/л) характерен для анемии
средней степени тяжести у детей раннего
возраста:

1) 120-130
3) 90-110

2) 110-120
4) 70-90

2. При лечении
железодефицитной анемии легкой степени
Вы будете использовать:

1) только диету
с высоким содержанием железа

2) витамины
группы В

3) препараты
железа для перорального введения

4) препараты
железа для парентерального введения

3. В структуре
анемий у детей раннего возраста до 90% —
железожефицитные. Какая из перечисленных
групп детей наиболее вероятно будет
иметь анемию другой этиологии:

1) часто болеющие
дети

2) дети с оыжими
волосами

3) дети первых
трех месяцев жизни, рожденные раньше
срока

4) дети с
аллергическими диатезами

5) дети с
заболеваниями ЖКТ

4. Какой из указанных
показателей не характерен для
железодефицитной анемии:

1) сниженный
уровень сывороточного железа

2) повышенная
ОЖСС

3) сниженная
ОЖСС

4) сниженный
коэффициент насыщения трансферрина

5) гипохромия

5. Какой из показателей
гемоглобина (в г/л) характерен для тяжелой
анемии у детей раннего возраста:

1) менее 60-70 г/л

2) 70-90

3) 90-110

4)
110-120

6. Уровень
сывороточного железа (в ммоль/л) при
железодефицитной анемии ниже уровня:

1) 11.5
3) 16.8

2) 14.2
4) 20.4

7. Критерием
насыщения организма железом служат
следующие показатели, кроме:

1) железо
сывороточное свыше 18 ммоль/л

2) ОЖСС ниже 64
ммоль/л

3) коэффициент
насыщения трансферрина выше 30%

4) показатель
дисфераловой пробы ниже 0ю4 мг/сутки

8. При железодефицитной
анемии ранее других появляются признаки:

1) бледность

2) признаки
кожно-эпителиального синдрома

3) гепато-лиенальный
синдром

4) снижение
аппетита

9. Какой из
перечисленный показателей является
наиболее достоверным в диагностике
дефицита железа:

1) цветовой
показатель

2) ретикулоцитоз

3) сывороточное
железо

4) уровень
гемоглобина

5) уменьшение
количества эритроцитов

10. Какой из
перечисленных лабораторных тестов при
постановке диагноза железодефицитной
анемии является наиболее демонстративным:

1) уровень
сывороточного железа

2) коэффициент
насыщения трансферрина железом

3) общая
железосвязывающая способность сыворотки
крови

11. О какой степени
тяжести анемии вы подумаете при уровне
гемоглобна 80 г/л:

1) легкой

2) средней
тяжести

3) тяжелой

12. Назовите реально
значимые факторы риска возникновения
дефицитных анемий:

1) ферродефицитный
рацион питания

2) быстрые темпы
роста

3) незрелость
мышечного эпителия

4) хроническая
внутриутробная гипоксия плода

13. Перечислите
принципы лечебных мероприятий при
дефицитной анемии:

1) организация
рационального режима дня и питания

2) препараты
железа

3) кислородно-витаминные
коктейли

4) специфическая
иммунокоррекция, применение
иммуномодуляторов

5) микродозы
меди, кобальта, никеля. марганца

14. Перечислите
клинические диагностические критерии
дефицитных состояний у детей:

1) бледность
кожи и слизистых

2) лимфаденопатия

3) извращение
вкуса и аппетита

4) желтуха

5) увеличение
печени и селезенки

15. Определить
длительность диспансерного наблюдения
за детьми с дефицитными анемиями:

1) 3 месяца

2) 6 месяцев

3) 12 месяцев

16. Назовите
продолжительность курса лечения
препаратами железа при легкой анемии:

1) 2 недели

2) 1 месяц

3) 3 месяца

17. Является ли
легкая анемия противопоказанием для
проведения профилактических прививок:

1) да

2) нет

18. Перечислите
объем исследований при диспансерном
наблюдении больного с дефицитной
анемией:

1) клинический
анализ крови

2) биохимическое
исследование крови

3) определение
группы крови

4) коагулограмма

19. Определите
показания для госпитализации детей с
дефицитными анемиями:

1) тяжелый
характер анемии

2) дети из двоен

3) отсутствие
эффекта от проводимой терапии на дому

4) анемия в
сочетании с другими заболеваниями

20. Назовите принципы
диетотерапии при железодефицитной
анемии:

1) более раннее
(на 2-3 недели раньше) введение прикорма

2) в качестве
прикорма – овощное пюре

3) водно-чайная
пауза 6 часов

4)
своевременное введение в рацион
адаптированных мясных блюд и продуктов,
богатых железом

5) предпочтительны
адаптированные кисло-молочные смеси

21. У ребенка со
среднетяжелой анемией лечебная доза
элементарного железа в расчете на 1 кг
массы тела в сутки составляет:

1) 1-2 мг

2) 5-8 мг

3) 10-15 мг

22. Перечислите
признаки непереносимости препаратов
железа при пероральном применении:

1) диспептические
явления

2) лихорадка

3) загрудинные
боли

4) судороги

5) местная
эритема

23. Какой из указанных
показателей не характерен для
железодефицитной анемии:

1) Уровень
сывороточного железа снижен

2) Общая
железосвязывающая способность сывортки
крови повышена

3) Общая
железосвязывающая способность сыворотки
крови снижена

4) Коэффициент
насыщения трансферина железом снижен

5) Цветной
показатель — 0,6.

Ответы
на тестовые задания
:

1.
4)

2.
3)

3.
3)

4.
3)

5.
1)

6.
1)

7.
4)

8.
2)

9.
3)

10.
2)

11.
2)

12.
1), 2), 3)

13.
1), 2), 3), 5)

14.
1), 3), 4), 5)

15.
3)

16.
2)

17.
2)

18.
1), 2)

19.
5)

20.
1), 2), 4), 5)

21.
2)

22.
1), 2), 3), 4)

23.
3)

Перечень
практических умений:

СИТУАЦИОННЫЕ
ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА 1

Мальчик в возрасте
1 года 2-х месяцев поступает в областную
детскую больницу из деревни Кашинского
района с диагнозом «Правосторонняя
пневмония». В приемном отделении
состояние расценено как очень тяжелое
в связи с выраженными явлениями
дыхательной недостаточности и токсикоза.
Госпитализируется в реанимационное
отделение, где проводится неотложная
интенсивная терапия.

Из анамнеза
выясняется, что ребенок родился от
второй беременности, вторых родов,
доношенным, ростом 51 см, массой тела 3
кг. Матери во время беременности
назначались противоанемические препараты
(какие — она не помнит, так как их не
принимала, считая себя здоровой). Грудь
матери ребенок получал до 3-х месяцев,
далее переведен на искусственное
вскармливание. Рекомендованную фельдшером
смесь «Детолакт» мама давала ребенку
недолго, так как она ему «не понравилась».

Парное коровье
молоко с сахарным песком, куда для
сытости добавляли сваренный геркулес,
он пил лучше. О необходимости введения
прикорма мать знала, но, приноравливаясь
к вкусу ребенка, давала ему, в основном,
манную кашу. Кислую пищу мальчик не
любил, поэтому соки и яблоки не получал.
Попытки дать немного мясного фарша в
11 месяцев вызывали рвоту и дисфункцию
кишечника. Со слов мамы, ребенок развивался
по возрасту, наблюдался фельдшером. В
7 и 9 месяцев перенес ОРВИ. В возрасте 1
года ребенок был осмотрен педиатром из
ЦРБ, которая рекомендовала сделать
анализ крови и, если там обнаружится
патология, направить ребенка в детское
отделение ЦРБ. Маму это взволновало, но
фельдшер успо­коила ее, сказав, что
врач молодая и неопытная, а она, фельдшер,
ребенка больным не считает.

Читайте также:  Нормохромная анемия средней степени

Анамнез болезни:
10 дней назад появилась субфебрильная
температура, серозные выделения из
носа, покашливание. Лечили домашними
средствами. На 5-й день пригласили
фельдшера, которая назначила капли в
нос и горчичники. После кратковременного
улучшения через 2 дня вновь отмечался
подъем температуры до 38.00С, усилился
кашель, появилось затрудненное дыхание.

В реанимационном
отделении диагноз «Пневмония»
подтвердился, она носила характер
осложненной, токсико-септической.

Было выявлено
также, что мальчик пониженного питания,
тургор тканей снижен. Проявления рахита
со стороны костной системы. Кожа бледная,
сухая, в углах рта «заеды». Выражена
мраморность кожных покровов, длительно
кровят места инъекций. На следующий
день отмечено носовое кровотечение.

В анализе
периферической крови: Эр 2.8*1012/л,
НЬ 60 г/л, ЦП 0.6, тромбоциты 95* 109/л,
Lе 21*109/л, б 0.5, э 0, п/я
11, с/я 62, л 18.5, м 8, СОЭ 36 мм/ч.

ЗАДАНИЕ:

  1. Оцените анализ
    крови.

  1. Определите тяжесть
    анемии по показателям гемограммы.

  1. Какой показатель,
    необходимый для более полной
    гематологической характеристики
    анемии, не исследован в данной гемограмме?

  2. Каковы нормальные
    показатели количества эритроцитов и
    уровня гемоглобина в этом возрасте?

  3. Какую анемию
    следует предполагать?

  4. Необходимые
    исследования для уточнения диагноза.

  5. Причины развития
    анемии у данного ребенка.

  6. С чем можно связать
    тромбоцитопению? С анемией или с другим
    заболеванием?

  7. Какое лечение
    требуется данному ребенку в связи с
    предполагаемой анемией,

  8. Какие нарушения
    врачебной этики и медицинской деонтологии
    были допущены фельдшером и педиатром
    из ЦРБ?

ЗАДАЧА
2

Мальчик
11 месяцев. В анализе крови: эритроциты
3,4*1012/л, гемоглобин 66г/л, ретикулоциты
17 0/00, тромбоциты 280*10 9/л,
лейкоциты 7,5*109/л, базофилы 0,
эозинофилы 3%, палочкоядерные 3%,
сегментоядерные 42%, лимфоциты 46%, моноциты
6%. Анизоцитоз +++, пойкилоцитоз ++, СОЭ 21
мм/час

Оцените
картину крови

ЗАДАЧА
3

Мальчик
7 лет. В анализе крови эритроциты –
4,07*1012/г, гемоглобин 121 г/л, лейциты
14,9*109/л, базофилы 0%, эозинофилы 3%,
палочкоядерные 12%, сегмент – 50%, лимф –
24,5%, мок – 10%, СОЭ – 27 мм/час

Оцените
картину крови

ЗАДАЧА
4

Ребёнок
7 месяцев. Родился в срок, масса тела при
рождении 3600,0, длина 51 см. Грудное
вскармливание до 2-х месяцев. Соки
получает нерегулярно, овощное пюре с 5
мес., ест неохотно и не каждый день.
Перенёс диспепсию, 2 раза болел ОРВИ.
При обследовании выявлена бледность и
сухость кожных покровов, тахикардия,
систолический шум на верхушке сердца.
Печень выступает на 3 см из-за края
рёберной дуги, селезёнка на 1 см. Масса
тела 7000,0. В анализе крови: эритроциты
3,8*1012/л, эритроциты 88г/л, Ц.П. 0,69.
Отмечается анизоцитоз, гипохромия
эритроцитов. СОЭ – 10 мм/час.

1.
Сформулируйте предварительный диагноз

2.
Проанализируйте анализ. Назовите
основные причины развития заболеваний
у данного ребёнка.

ЗАДАЧА
5

Когда
происходят 1 и 2 перекрёсты нейтрофилов
и лимфоцитов в крови у ребёнка?

Каким
изменениям подвергается картина белой
крови у ребёнка в связи с 1 и 2 перекрёстами
нейтрофилов и лимфоцитов?

ЗАДАЧА
6

Ребёнок
5 мес. Доношенный. В анализе крови:
эритроциты 3,00*1012/л, Нв 100 г/л, Ц.п.
– 1, ретикулоциты – 14 0/00,
тромбоциты – 250*109/л, лейкоциты –
14*10 9/л, э – 2%, пал. – 2%, с – 58%, лимф. – 27
%, м – 11 %. Умеренный выраженный анизо –
и пойкилоцитоз. СОЭ – 21 мм/час

1.Оцените
анализ крови

2.
При каких заболеваниях могут встречаться
указанные заболевания в картине белой
крови?

ЗАДАЧА
7

Девочка
10 лет. В анализе крови: эритроциты
2,1*1012/л, гемоглобин 74 г/л, Ц.п. 1,1,
ретикулоциты 0, тромбоциты 27*109/л,
лейкоциты 3,1*109/л, базофилы 0, э- 1%,
палочкоядерные – 1%, сегментоядерные –
12%, лимфоциты 78%, моноциты – 8%, СОЭ 57 мм/ч.

Оцените
анализ крови

ЗАДАЧА
8

Ребёнку
4 года. Анализ крови: эритроциты –
2,8*1012/л, гемоглобин 55г/л, Ц.п. 0,65,
тромбоциты 220*109/л, лейкоциты –
12,7*109/л, базофил – 1%, эозинофил –
9%, палочкоядерные – 2%, сегментоядерные
– 42 %, лимфоциты — 46%, моноциты 11%, СОЭ –
21 мм/час.

Оцените
анализ крови.

ОТВЕТЫ
НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
:

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К
ЗАДАЧЕ 1

1. В анализе крови:
тяжелая гипохромная анемия, тромбоцитопения,
лейкоцитоз со сдвигом формулы влево,
эозинофилия, ускорение СОЭ.

2. Анемия 3 степени,
так как показатель гемоглобина ниже 70
г/л.

3. Необходимо
исследовать показатель ретикулоцитов,
хахарактеризующий наличие или отсутствие
регенераторной способности костного
мозга у данного ребенка.

4. Нормальное
количество эритроцитов в возрасте 1
года – 4.0-4.5*1012/л. Нормальное
количество гемоглобина 128-132 г/л.

5. В данном случае
можно предполагать железодефицитную
анемию.

6. Для уточнения
диагноза необходимо исследовать уровень
сывороточного железа (норма 10-12 мкмоль/л),
железосвязывающую способность сыворотки
крови (норма 44-66 мкмоль/л), коэффициент
насыщения трансферрина железом (норма
20-25%).

7. Дефицит железа
возник у ребенка, рожденного от матери,
больной анемией; находившегося на раннем
искусственном вскармливании без
своевременного введения в рацион
прикормов и дополнительных факторов
питания; перенесшего дважды ОРВИ, во
время которого всасывание и усвоение
железа организмом нарушается. Таким
образом, анемия носит инфекционно-алиментарный
характер.

8. Тромбоцитопения
в данном случае с анемией не связана, а
является тромбоцитопенией потребления,
возникшей на фоне осложненного течения
пневмонии у ребенка.

9. Анемия тяжелой
степени требует в качестве неотложных
мероприятий переливания эритроцитарной
массы.

Режим – активный,
с достаточным пребыванием на свежем
воздухе.

Диета: при тяжелой
анемии, сопровождающейся обычно
анорексией и дистрофией, вначале выясняют
порог толерантности к пище, назначая
постепенно возрастающие количества
молока или смесей. Недостаточный объем
восполняют соками, отварами, у старших
детей – минеральной водой. По достижении
должного суточного объема пищи постепенно
меняют ее качественный состав, обогощая
необходимыми для кроветворения
продуктами. Ограничивают злаковые
продукты и коровье молоко, так как при
их употреблении образуются нерастворимые
фитаты и фосфаты железа.

Этиопатогенетическую
терапию осуществляют препаратами железа
и витаминами. Железо чаще назначают
внутрь в виде закисных солей, преимущественно
сульфата железа, который всасывается
и усваивается наиболее полно. Парентерально
препараты железа назначаются с
осторожностью при тяжелой форме анемии,
непереносимости препаратов железа при
приеме внутрь, язвенной болезни,
нарушениях всасывания, отсутствии
эффекта при энтеральном применении,
так как у детей возможно развитие
гемосидероза.

ЗАДАЧА
2 Гипохромная анемия, регенераторная.
Лейкопения. Патологический нейтрофилез,
ускоренная СОЭ.

ЗАДАЧА
3 Содержание эритроцитов и гемоглобина
в пределах возрастной нормы. Лейкоцитоз.
Патологический нейтрофилез со сдвигом
влево, ускоренная СОЭ.

ЗАДАЧА
4 1.Анемия дефицитная (алиментарно-инфекционная).

2.Неправильное
вскармливание. В рационе дефицит
продуктов, содержащих железо. Повторное
инфекционное заболевание

ЗАДАЧА
5 1.Первый перекрёст происходит в 5-6
дней, второй – в 5-6 лет

2.до
1го перекрёста в картине белой крови
преобладают нейтрофилы. Между 1-м и 2-м
перекрёстами у детей наблюдается
физиологический лимфоцитоз. После 5-6
лет происходит увеличение нейтрофилов.

ЗАДАЧА
6 1.Нормохромная регенераторная анемия.
Лейкоцитоз, патологический нейтрофилез.
Ускоренная СОЭ.

2.Подобные
изменения в картине белой крови могут
быть при инфекционных воспалительных
процессах (отит, пневмония и др.).

ЗАДАЧА
7 Анемия гиперхромная, арегенераторная.
Тромбоцитопения, лейкопения, относительный
лейкоцитоз. Гранулоцитопения, ускоренная
СОЭ

ЗАДАЧА
8 Тяжёлая гипохромная анемия. Лейкоцитоз.
Эозинофилия. Нейтрофилез со сдвигом
влево. Ускоренная СОЭ

Соседние файлы в папке Для преподавателей

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник