Задачи лфк при бронхите у детей

Аббревиатура «ЛФК» расшифровывается как «лечебно-физкультурный комплекс». ЛФК является методом дополнительной терапии при многих болезнях. ЛФК при бронхите — это одна из наиболее эффективных методик, с помощью которой можно победить заболевание.

Задачи лфк при бронхите у детей

Важность проведения ЛФК при бронхите

Основная цель ЛФК при хроническом бронхите — реабилитация функционирования бронхов. Кроме этого, гимнастика имеет следующее положительное действие:

  • улучшает поступление кислорода в бронхи и легкие;
  • разрабатывает и укрепляет мышцы дыхательной системы;
  • предотвращает возможные патологические осложнения;
  • улучшает процесс поступления крови в район плевральной области, что способствует лучшему разжижению и выводу мокроты;
  • повышает усвояемость организмом лекарственных препаратов;
  • способствует регенерации ткани бронхов.

Кроме этого, выполнение упражнений ЛФК при бронхите повышает иммунитет. Организм эффективнее борется с инфекцией — первопричиной бронхита.

Особенности ЛФК для детей и взрослых

При бронхите в полости бронх накапливается немалое количество мокротных масс, что мешает нормальному процессу дыхания. Нередко при этом наблюдается спазмы, отеки, вентиляция легких нарушается. ЛФК эффективен и при обструктивном бронхите. С помощью гимнастики решаются следующие задачи:

  • очищение полости бронхов от мокроты;
  • усиление активности дыхания;
  • улучшение притока крови к бронхам;
  • препятствие воспалениям.

Особенно важна ЛФК при бронхите у детей, так как у них недостаточно развита мускулатура дыхательных органов, из-за чего процесс отхода слизи затрудняется. ЛФК помогает справиться с этой проблемой, стимулируя работу мышц.

Внимание! Начинать занятия по ЛФК при бронхите можно только тогда, когда температура уже спала! Первые несколько дней проводится медикаментозное лечение, и только затем назначается ЛФК. Для маленьких детей соблюдение данного условия является обязательным!

Комплекс упражнений

Выполнение комплекса ЛФК при хроническом бронхите начинается с разминки.

Задачи лфк при бронхите у детей

Лучше всего, если это будет дренажный массаж. Если занятия проводятся в домашних условиях — то для начала нужно сделать следующее:

  1. Нос зажать указательными пальцами. В течение 3 минут глубоко вдыхать и выдыхать воздух.
  2. Губы сделать «трубочкой». Вдыхать и выдыхать воздух через дыхательное горло. Время — 3 минуты.
  3. Положение губ не менять. Совершить вдох через нос, выдох — через рот. Следующий вдох — наоборот: ртом, выдох — носом. Чередовать 10-12 раз.

Как только разминка завершена — начинается основной этап занятий. Стандартный набор упражнений:

  1. Поза — лежа на спине, руки вдоль тела. Вдохнуть и неторопливо поднять нижние конечности, заводя их за затылок. Также медленно опустить при выдохе.
  2. Принять лежачее положение на спине. Одну руку положить под голову, а другую — вдоль тела. Ритм дыхания должен быть ускоренным и глубоким. Чередовать (желательно быстро) положение рук в такт дыханию.
  3. Упражнение «велосипед». Лежа на спине, нужно поднять ноги и начать «крутить» ими в воздухе воображаемые педали, как при езде на велосипеде.
  4. Лечь на живот, руки развести и согнуть в локтях, прижать ладони к полу (в области плечевого пояса). Вдох — оторвать от пола торс, выгнуть поясницу. Выдох — вернуться в прежнее положение.
  5. Лечь на живот, руки — вдоль тела. Вдох — приподнять голову и плечи, стараясь сделать это на максимум. Выдох — первоначальное положение.
  6. «Мяч». Поза — на животе. Руки за голову. Нужно стараться дотянуться до воображаемого мяча и удержать его, сколько возможно. Дыхание свободное, темп — ритмичный, вдохи и выдохи глубокие.
  7. Лечь на левый бок, немного свернувшись клубочком. Вдох — поднять правую руку вверх, позвоночник разогнуть и выпрямить. Выдох — первоначальное положение.
  8. «Лыжи». Встать в позу, как будто на лыжах. В руки «взять» воображаемые палки. Вдох — подняться на носочки, нагнуть корпус вперед так, чтобы колени коснулись живота, руки назад. Выдох — исходное положение.
  9. «Дровосек». Встать, ноги по ширине плеч. Руки находятся в вытянутом положении, пальцы рук переплетены в «замочек». Вдох — руки над головой, выдох — энергичный взмах вниз, как будто при рубке дров.

Упражнения выполняются по 10-12 раз. Исключение — «велосипед»: его нужно повторять столько раз, насколько хватит сил.

Задачи лфк при бронхите у детей

Для детей рекомендуется выполнять фигуры йоги. Вот их перечень:

  1. «Журавль». Вдох —руками взмахнуть ввысь. Выдох — опустить, одновременно произнести звук «ку» (протяжно).
  2. «Полет». Имитация полета птицы в виде взмахов руками. Сначала малыш пускается в бег, постепенно переходя на ходьбу.
  3. «Жук». Сесть на пол, руки кулачками упираются в бока по линии пояса. Вдох — поворот корпуса, рука (в зависимости от направления, параллельно ему) отводится назад. Выдох — прежнее положение.

Каждое упражнение повторять по 5 раз. Чтобы ребенок не капризничал — родителям рекомендуется проделывать упражнения вместе с ним.

При тяжелом состоянии, когда прописан постельный режим: взять шланг или трубочку, один конец опустить в чашу с водой, другой — у рта. Сесть, вдохнуть максимально глубоко. Выдыхать медленно, с перерывами в течении 15 минут, сплевывая слизь через трубочку.

Правила выполнения упражнений

Для того, чтобы результат от выполнения комплекса ЛФК при бронхите был максимальным — необходимо не отступать от определенных:

  • проводить занятия в утренние и в вечерние часы (за 60-90 минут до отхода ко сну);
  • предварительно проветрить помещение;
  • температура в комнате — +10-180;
  • не должно быть посторонних громких, раздражающих и мешающих занятиям звуков;
  • не принимать пищу перед занятиями;
  • между упражнениями необходим перерыв на полминуты;
  • одежда должна быть комфортной и не препятствовать движениям.
Читайте также:  Ppt бронхит у детей

Важно! Нельзя приступать к упражнениям при повышенной температуре, общей слабости и головокружении. При обострении болезни, когда пациенту нельзя покидать постель, занятия проводятся в щадящем режиме не дольше 4 минут в сутки.

Дыхательная гимнастика

База дыхательных упражнений — вдохи и выдохи разной интенсивности.

ЛФК при бронхите — а именно комплекс упражнений для дыхания — выполняется в 3 этапа:

  • начальный,
  • основной,
  • заключительный.

Предварительно совершается разминка: 15 раз повторяется вдох-выдох ртом, затем носом.

Если наблюдается постоянное срабатывание кашлевого рефлекса — сначала нужно избавиться от мокроты. Для этого встать, ноги по ширине плеч, мышцы шеи расслаблены, голова чуть опущена. Пальцами слегка надавливать в районе пупка, при этом откашливая мокроту. Вниз можно подставить посуду с водой. Комплекс упражнений:

  1. Встать, ноги на ширине плеч. Вдох — подтянуться на носках, руки вверху, над головой. Выдох — через дыхательное горло со звуком «у», руки опустить.
  2. Шаги. Шагать на месте, руки развести. При совершении шага — вдох, стопа на полу — выдох. Длительность — 2 минуты.
  3. Поза лотоса. На вдохе — сжать ладони в кулачки, руки ввысь. Выдыхать без спешки, со звуком «х», руки на прежнее место.
  4. Махи руками. Дыхание глубокое, ритмичное, в такт движениям.
  5. Ноги вместе. Вдох — правая рука ввысь, левая — параллельно полу. Выдыхать не спеша, одновременно меняя руки местами.
  6. Наклоны. Руки вдоль тела. Вдох — наклон в одну сторону, выдох — в противоположную. Выполнять не спеша, дыхание размеренное.

Махи и шаги исполнять в течение 2 минут. Остальные упражнения исполнить 5-6 раз. Крайнее упражнение — обязательно 6 раз.

Дополнительные рекомендации специалистов

Специалисты советуют совмещать комплекс упражнений ЛФК при хроническом бронхите с дренажным массажем. Рекомендован такой порядок занятий: упражнения, дыхательная гимнастика, массаж.

Ароматерапия — прекрасное дополнение к гимнастике. Отличными дезинфицирующими свойствами обладают хвойные деревья. В комнату можно поставить веточку кедра, пихты, сосны, можжевельника. Также допустимо использование масел этих деревьев в аромалампах.

Внимание! Перед использованием эфирных масел важно убедиться в отсутствии аллергии!

ЛФК при бронхите не заменит основное лечение — но значительно ускорит процесс выздоровления. Установлено, что те, кто придерживается выполнения упражнений, вдвое быстрее справляется с болезнью, чем те, кто от ЛФК отказался. Занятия и после выздоровления помогут избежать рецидива болезни и прекрасно укрепят общее состояние организма.

Приложение: Гимнастика Стрельниковой

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой как профилактика заболеваний верхних дыхательных путей у детей с нарушениями речи.

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Задачи лфк при бронхите у детей

Источник

Лечебная физическая культура при бронхитах.

Бронхит – воспаление слизистой оболочки бронхов. Различают острое и хроничское течение болезни.

Острый бронхит – диффузное острое воспаление трахеобронхиального дерева. Относится к частым заболеваниям (составляет 35% всех болезней системы дыхания). Нередко наблюдается при гриппе, кори, коклюше и др.

Задачи ЛФК:

— уменьшить воспаление в бронхах

— восстановить дренажную функцию бронхов

— усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, бронхиальной астмы, пневмонии, эмфиземы легких, бронхоэктотической болезни

— повысить сопротивляемость организма

— улучшение работы ССС, повышение работоспособности

Противопоказания для назначения ЛФК:

— дыхательная недостаточность 3 степени, абсцесс легкого

— кровохаркание или его угроза

— полный ателектаз легкого (спадание)

— скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

Методика ЛГ:

В течение 1-й неделе от начала заболевания применяют статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими (1:1, 1:2, 1:3) с акцентом на выдохе, упражнения для откашливания мокроты, для увеличения подвижности диафрагмы. Методика ЛГ аналогична применяемой при острой пневмонии.

Двигательные режимы: постельный, палатный, свободный.

Формы ЛФК:

ЛГ, УГГ, дозированная ходьба, плаванье, гребля, ходьба на лыжах.

Виды упражнений: ОРУ, дыхательные.

— при гнойном хроническом бронхите большое значение имеет дренажная гимнастика и постуральный дренаж (3-4 раза в неделю) – они должны способствовать боее плному выведению гнойной мокроты из бронхов

— при обструктивном синдроме рекомендуется в первую очередь — звуковая гимнастика, а также – дыхательные упражнения (позже – дыхательные с сопротивлением).

Примерный комплекс упражнений ЛГ при хроническом обструктивном бронхите с нарушением вентиляции

Вводная часть

  1. И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты, руки к плечам, отвести руки в стороны, вверх, прогнуться, вдох – 2 с, вернуться в и.п. – выдох – 4 с, дыхание через нос, глубокое, темп медленный. Повторить 3 – 4 раза.

  2. И.п. – тоже, руки опущены вниз, поднять прямые руки вверх – вдох, возвратиться в и.п. – выдох продолжительностью 4 с. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.

  3. И.п. – сидя, кисти к плечам, вращение в плечевых суставах вперед и назад, повторить 3 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный, средний.

  4. И.п. – тоже, руки на поясе, повороты корпуса вправо (влево), доставая локтем спинку стула. Повторить в каждую сторону 2 – 3 раза. Дыхание произвольное.

  5. И.п. – тоже, левая рука на груди, правая на животе, диафрагмальное дыхание, вдох – 2с, выдох – 4с, пауза на выдохе – 4с. Повторить 2 – 3 раза, после упражнений свободный, произвольный вдох и выдох 1 – 3 раза.

Читайте также:  Почему нельзя греть при бронхите

Основная часть:

  1. И.п. – сидя, развести руки в стороны, вдох – 2с, поднять к груди согнутую в колене ногу, обхватить ее руками и прижать к груди – выдох с произношением п-ф-ф продолжительностью 4с. Поочередно каждой ногой, повторить 3 – 4 раза.

  2. И.п. – тоже, руки согнуты в локтях. Поднять локти вверх – вдох 2с. Опустить их вниз и слегка сжать грудную клетку – выдох через губы, сложенные трубочкой, продолжительностью 4с. Повторить 3 – 4 раза.

  3. И.п. – стоя, в ходьбе руки через стороны – вдох – 2 шага, опустить руки – выдох – 4 шага, пауза – 4 шага, 3 – 4 раза.

  4. И.п. – стоя, поднять обе руки в стороны, вверх – вдох – 2с, наклониться вперед и руками достать пол – выдох продолжительный с произношением п-ф-ф – пауза – 4с. Повторить 3 – 4 раза.

  5. И.п. – стоя, руки на нижней части грудной клетки – глубокий вдох, на выдохе с произношением х-х-а кисти сжимают нижнюю часть грудной клетки. Повторить 1 – 2 раза.

  6. И.п. – стоя , медбол массой в 1 кг внизу, поднять вверх – 4с, опустить вниз – вдох. Повторить 4 – 5 раз. После каждого упражнения свободный вдох и выдох.

  7. И.п. – стоя, руки с медболом поднять вверх, наклонить туловище в сторону – выдох продолжительностью 4с, выпрямиться, вдох – 2с. Наклон в противоположную сторону – выдох – 4с. Повторить 2 – 3 раза. После каждого упражнения – произвольное дыхание.

  8. И.п. – стоя, руки на животе, глубокое диафрагмальное дыхание с выпячиванием брюшной стенки вперед – вдох продолжительностью в 2с, прижать ладонями и втянуть брюшную стенку – выдох продолжительностью 4с, пауза – 4с. Повторить 3 – 4 раза.

  9. И.п. – стоя на коленях, поднять палку вверх – вдох, резкий выдох – сесть на пятки. Повторить 2 – 3 раза. Темп медленный, затем средний.

  10. И.п. – стоя, на коленях, палка внизу, поднять палку вверх – вдох, сесть на ковер вправо, палка влево – выдох. Тоже в другую сторону. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный, дыхание произвольное.

Заключительная часть:

  1. И.п. – стоя, медленная ходьба с произвольными дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление, продолжительностью 60 – 90с, темп медленный.

  2. И.п. – стоя, руки внизу, ходьба обычная, ходьба с движением рук вверх – вдох, опустить руки вниз с расслаблением мышц – выдох. Продолжительность 1 – 2 мин, темп медленный.

  3. И.п. – стоя, в ходьбе покачивание произвольное.

  4. И.п. – стоя, поочередное покачивание голеней с расслаблением мышц. Продолжительность 1 – 2 мин. Темп медленный, дыхание произвольное.

Источник

У детей различают 3 формы острого бронхита: простой, обструктивный и бронхиолит. Для большинства детей воспали­тельный процесс разрешается бесследно, однако у некоторых сохраняется повышенная реактивность бронхов, которая к 2—3 годам проходит. Клиническая картина: повышение температу­ры тела до 38—39°С в течение 2—4 дней, кашель, который при простом бронхите быстро становится влажным и через 7—10 дней проходит, хотя у некоторых детей может сохраняться 2— 3 недели (слизь продолжает отделяться). При второй и третьей формах бронхита на фоне невысокой температуры на 1—3-й день развивается одышка (50—70 дыхательных движений в мин), выдох изменяется и становится свистящим. Дыхатель­ная недостаточность сохраняется при разных формах бронхита от 2 до 12 дней. Бронхит редко осложняется пневмонией даже у маленьких детей.

Различные средства ЛФК можно применять со 2—3-го дня начала болезненного процесса. Субфибрильная температура не является противопоказанием к назначению ЛФК. Задачи ЛФК при остром бронхите сводятся к усилению крово- и лимфооб­ращения, уменьшению и ликвидации воспалительных измене­ний в бронхах, восстановлению дренажной функции бронхов, профилактике рецидивирующего бронхита и повышению об­щей сопротивляемости организма. Средства: лечение положе­нием, физические упражнения, массаж, закаливание.

Лечение положением используется со 2—3-го дня при пер­вых признаках улучшения состояния и снижения температу­ры. Постуральный дренаж (рис. 34) с вибромассажем грудной клетки выводит вязкую мокроту, которая не удаляется при каш­ле. Занятия ЛГ начинают в эти же сроки. Противопоказаниями к началу занятий могут служить сохраняющаяся высокая тем-

пература, общее тяжелое состояние и одышка. Занятия прово­дятся ежедневно, лучше в утренние часы.

Читайте также:  Можно ли при бронхите ставить банки ребенку

Для дошкольников и школьников занятия Л Г надо начи­нать в первый же день выхода ребенка в детский сад или шко­лу после заболевания. Холодный воздух улучшает дыхатель­ную функцию. Прогулки разрешаются через 1—2 дня после па­дения температуры. Детей второго возрастного периода выно­сят на улицу 1—2 раза на 10—15 мин, постепенно увеличивая продолжительность прогулки до 1—1,5 ч (2—3 раза в день). Дети дошкольного и школьного возраста гуляют с родителя­ми. Рекомендуется также закаливание — обливание водой с по­степенным снижением температур с 22 до 16—13°С. Зимние виды спорта, плавание, бег на открытом воздухе способствуют повышению неспецифической сопротивляемости детского орга­низма.

Рис. 34. Положение больного для проведения постурального дренажа для удаления мокроты из разных сегментов легких

Хронический (рецидивирующий) бронхит

Это неспецифическое заболевание органов дыхания наблю­дается преимущественно у дошкольников, болеющих острым бронхитом 3 и более раз в году. Чаще обострение возникает на фоне ОРВИ в период между обострениями здоровья.

Задачи ЛФК в период ремиссии хронического бронхита: нормализация крово- и лимфообращения бронхолегочной сис­темы, улучшение дренажной функции бронхов, предупрежде­ние развития бронхоспазма, устранение отставания в психомо­торном развитии, профилактика нарушений осанки. Средства: физические упражнения, массаж, закаливание. В комплекс ЛГ включаются упражнения для мышц грудной клетки и верхнего плечевого пояса (ликвидация воспалительного процесса), спе­циальные дренажные упражнения (эвакуация содержимого бронхов), упражнения на расслабление (предупреждение брон-хоспазмов) и общеразвивающие упражнения (повышение со­противляемости организма, снижение вероятности простудных заболеваний). Дошкольники занимаются в яслях или детсаду, школьники — в поликлинике или в ВФД.

Массаж спины и грудной клетки выполняется в дренаж­ных исходных положениях, сочетаясь с дыхательными упраж­нениями. Дошкольникам можно рекомендовать сочетания ло­кальных приемов закаливания водой и воздухом после дневно­го сна. Выполнив упражнения в постели, дети ходят в труси­ках по массажному коврику, затем переходят в емкость с во­дой температурой 20—22°С на 1—2 мин и продолжают ходьбу по обычному ковру до полного высыхания ножек.

ЛФК при пневмонии

Частота острых пневмоний составляет 5—15 случаев на 1000 детей, чаще болеют дети в возрасте от 1 до 3 лет.

Методика ЛГ зависит от возраста ребенка. Задачи ЛГ при пневмонии у детей в I—III периоды жизни, в подостром пери­оде: компенсация дыхательной недостаточности, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение деятель­ности желудочно-кишечного тракта.

Для решения поставленных задач используются массаж и физические упражнения. Общий массаж выполняется в мед­ленном темпе в сочетании с пассивными движениями конеч-

ностей, основной прием — поглаживание. Длительность заня­тий — 5—8 мин.

В период обратного развития воспалительного процесса к вышеперечисленным задачам ЛГ присоединяются задачи ус­корения рассасывания патологического очага. Средствами яв­ляются активные, пассивные и рефлекторные упражнения, длительность занятий — 10—12 мин. По мере ликвидации ос­таточных явлений пневмонии решаются задачи полного вос­становления дыхательной функции и психомоторного состоя­ния ребенка, предупреждение рецидивов и осложнений. Сред­ства остаются те же, но увеличивается общая нагрузка, широко используются игры (длительность занятий 15—20 мин).

Широкое распространение в практике Л Г при работе с брон­холегочной патологией получила звуковая гимнастика. Для это­го предлагается использовать трехфазовое дыхание, которое не перегружает легкие излишним напряжением и соответствует фазам дыхания спящего человека: выдох-пауза-вдох. Различ­ные звуковые сочетания произносятся на выдохе, создавая оп­ределенные условия для тренировки органов дыхания, так как артикуляционные органы оказывают сопротивление выдыхае­мой струе воздуха. Принципиальная отличительная черта та­кого дыхания — фиксация внимания на паузе, которая насту­пает после выдоха и предваряет последующий вдох:

— первая фаза — выдох,выполняется через рот. Выдох
длинный, ровный и дозированный, не выполняется до
предела.

— вторая фаза — пауза— определяет оптимальность газо­
обмена при различных состояниях организма. Она дол­
жна быть естественной и приятной.

— третья фаза — вдох,производится автоматически носом,
почти бесшумно.

При обучении начинают выполнять дыхательные упражнения с выдоха, затем ждут, когда появится естественное желание вдохнуть. И тогда воздух за счет движения ребер и диафрагмы поступает в легкие и заполняет их насколько требуется.

В звуковой гимнастике используются не только буквы, но и слоги (мо, ме, му и т. д.). После освоения приемов звуковой гимнастики, ее применяют в сочетании с физическими упраж­нениями. Например, стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеп­лены в замок, поднять руки вверх, потянуться — вдох, интен-

сивный наклон вперед, руки вниз со звуком «уух» (упражнение «дровосек»). В реабилитации детей с бронхолегочной патологи­ей приемы звуковой динамической гимнастики включаются в основную часть занятия — 3—4 упражнения, которые выпол­няются в игровой форме на основе подражаний («поезд едет», подуть на свечу и т. д.).

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник