Задачи лфк при бронхите у детей
Аббревиатура «ЛФК» расшифровывается как «лечебно-физкультурный комплекс». ЛФК является методом дополнительной терапии при многих болезнях. ЛФК при бронхите — это одна из наиболее эффективных методик, с помощью которой можно победить заболевание.
Важность проведения ЛФК при бронхите
Основная цель ЛФК при хроническом бронхите — реабилитация функционирования бронхов. Кроме этого, гимнастика имеет следующее положительное действие:
- улучшает поступление кислорода в бронхи и легкие;
- разрабатывает и укрепляет мышцы дыхательной системы;
- предотвращает возможные патологические осложнения;
- улучшает процесс поступления крови в район плевральной области, что способствует лучшему разжижению и выводу мокроты;
- повышает усвояемость организмом лекарственных препаратов;
- способствует регенерации ткани бронхов.
Кроме этого, выполнение упражнений ЛФК при бронхите повышает иммунитет. Организм эффективнее борется с инфекцией — первопричиной бронхита.
Особенности ЛФК для детей и взрослых
При бронхите в полости бронх накапливается немалое количество мокротных масс, что мешает нормальному процессу дыхания. Нередко при этом наблюдается спазмы, отеки, вентиляция легких нарушается. ЛФК эффективен и при обструктивном бронхите. С помощью гимнастики решаются следующие задачи:
- очищение полости бронхов от мокроты;
- усиление активности дыхания;
- улучшение притока крови к бронхам;
- препятствие воспалениям.
Особенно важна ЛФК при бронхите у детей, так как у них недостаточно развита мускулатура дыхательных органов, из-за чего процесс отхода слизи затрудняется. ЛФК помогает справиться с этой проблемой, стимулируя работу мышц.
Внимание! Начинать занятия по ЛФК при бронхите можно только тогда, когда температура уже спала! Первые несколько дней проводится медикаментозное лечение, и только затем назначается ЛФК. Для маленьких детей соблюдение данного условия является обязательным!
Комплекс упражнений
Выполнение комплекса ЛФК при хроническом бронхите начинается с разминки.
Лучше всего, если это будет дренажный массаж. Если занятия проводятся в домашних условиях — то для начала нужно сделать следующее:
- Нос зажать указательными пальцами. В течение 3 минут глубоко вдыхать и выдыхать воздух.
- Губы сделать «трубочкой». Вдыхать и выдыхать воздух через дыхательное горло. Время — 3 минуты.
- Положение губ не менять. Совершить вдох через нос, выдох — через рот. Следующий вдох — наоборот: ртом, выдох — носом. Чередовать 10-12 раз.
Как только разминка завершена — начинается основной этап занятий. Стандартный набор упражнений:
- Поза — лежа на спине, руки вдоль тела. Вдохнуть и неторопливо поднять нижние конечности, заводя их за затылок. Также медленно опустить при выдохе.
- Принять лежачее положение на спине. Одну руку положить под голову, а другую — вдоль тела. Ритм дыхания должен быть ускоренным и глубоким. Чередовать (желательно быстро) положение рук в такт дыханию.
- Упражнение «велосипед». Лежа на спине, нужно поднять ноги и начать «крутить» ими в воздухе воображаемые педали, как при езде на велосипеде.
- Лечь на живот, руки развести и согнуть в локтях, прижать ладони к полу (в области плечевого пояса). Вдох — оторвать от пола торс, выгнуть поясницу. Выдох — вернуться в прежнее положение.
- Лечь на живот, руки — вдоль тела. Вдох — приподнять голову и плечи, стараясь сделать это на максимум. Выдох — первоначальное положение.
- «Мяч». Поза — на животе. Руки за голову. Нужно стараться дотянуться до воображаемого мяча и удержать его, сколько возможно. Дыхание свободное, темп — ритмичный, вдохи и выдохи глубокие.
- Лечь на левый бок, немного свернувшись клубочком. Вдох — поднять правую руку вверх, позвоночник разогнуть и выпрямить. Выдох — первоначальное положение.
- «Лыжи». Встать в позу, как будто на лыжах. В руки «взять» воображаемые палки. Вдох — подняться на носочки, нагнуть корпус вперед так, чтобы колени коснулись живота, руки назад. Выдох — исходное положение.
- «Дровосек». Встать, ноги по ширине плеч. Руки находятся в вытянутом положении, пальцы рук переплетены в «замочек». Вдох — руки над головой, выдох — энергичный взмах вниз, как будто при рубке дров.
Упражнения выполняются по 10-12 раз. Исключение — «велосипед»: его нужно повторять столько раз, насколько хватит сил.
Для детей рекомендуется выполнять фигуры йоги. Вот их перечень:
- «Журавль». Вдох —руками взмахнуть ввысь. Выдох — опустить, одновременно произнести звук «ку» (протяжно).
- «Полет». Имитация полета птицы в виде взмахов руками. Сначала малыш пускается в бег, постепенно переходя на ходьбу.
- «Жук». Сесть на пол, руки кулачками упираются в бока по линии пояса. Вдох — поворот корпуса, рука (в зависимости от направления, параллельно ему) отводится назад. Выдох — прежнее положение.
Каждое упражнение повторять по 5 раз. Чтобы ребенок не капризничал — родителям рекомендуется проделывать упражнения вместе с ним.
При тяжелом состоянии, когда прописан постельный режим: взять шланг или трубочку, один конец опустить в чашу с водой, другой — у рта. Сесть, вдохнуть максимально глубоко. Выдыхать медленно, с перерывами в течении 15 минут, сплевывая слизь через трубочку.
Правила выполнения упражнений
Для того, чтобы результат от выполнения комплекса ЛФК при бронхите был максимальным — необходимо не отступать от определенных:
- проводить занятия в утренние и в вечерние часы (за 60-90 минут до отхода ко сну);
- предварительно проветрить помещение;
- температура в комнате — +10-180;
- не должно быть посторонних громких, раздражающих и мешающих занятиям звуков;
- не принимать пищу перед занятиями;
- между упражнениями необходим перерыв на полминуты;
- одежда должна быть комфортной и не препятствовать движениям.
Важно! Нельзя приступать к упражнениям при повышенной температуре, общей слабости и головокружении. При обострении болезни, когда пациенту нельзя покидать постель, занятия проводятся в щадящем режиме не дольше 4 минут в сутки.
Дыхательная гимнастика
База дыхательных упражнений — вдохи и выдохи разной интенсивности.
ЛФК при бронхите — а именно комплекс упражнений для дыхания — выполняется в 3 этапа:
- начальный,
- основной,
- заключительный.
Предварительно совершается разминка: 15 раз повторяется вдох-выдох ртом, затем носом.
Если наблюдается постоянное срабатывание кашлевого рефлекса — сначала нужно избавиться от мокроты. Для этого встать, ноги по ширине плеч, мышцы шеи расслаблены, голова чуть опущена. Пальцами слегка надавливать в районе пупка, при этом откашливая мокроту. Вниз можно подставить посуду с водой. Комплекс упражнений:
- Встать, ноги на ширине плеч. Вдох — подтянуться на носках, руки вверху, над головой. Выдох — через дыхательное горло со звуком «у», руки опустить.
- Шаги. Шагать на месте, руки развести. При совершении шага — вдох, стопа на полу — выдох. Длительность — 2 минуты.
- Поза лотоса. На вдохе — сжать ладони в кулачки, руки ввысь. Выдыхать без спешки, со звуком «х», руки на прежнее место.
- Махи руками. Дыхание глубокое, ритмичное, в такт движениям.
- Ноги вместе. Вдох — правая рука ввысь, левая — параллельно полу. Выдыхать не спеша, одновременно меняя руки местами.
- Наклоны. Руки вдоль тела. Вдох — наклон в одну сторону, выдох — в противоположную. Выполнять не спеша, дыхание размеренное.
Махи и шаги исполнять в течение 2 минут. Остальные упражнения исполнить 5-6 раз. Крайнее упражнение — обязательно 6 раз.
Дополнительные рекомендации специалистов
Специалисты советуют совмещать комплекс упражнений ЛФК при хроническом бронхите с дренажным массажем. Рекомендован такой порядок занятий: упражнения, дыхательная гимнастика, массаж.
Ароматерапия — прекрасное дополнение к гимнастике. Отличными дезинфицирующими свойствами обладают хвойные деревья. В комнату можно поставить веточку кедра, пихты, сосны, можжевельника. Также допустимо использование масел этих деревьев в аромалампах.
Внимание! Перед использованием эфирных масел важно убедиться в отсутствии аллергии!
ЛФК при бронхите не заменит основное лечение — но значительно ускорит процесс выздоровления. Установлено, что те, кто придерживается выполнения упражнений, вдвое быстрее справляется с болезнью, чем те, кто от ЛФК отказался. Занятия и после выздоровления помогут избежать рецидива болезни и прекрасно укрепят общее состояние организма.
Приложение: Гимнастика Стрельниковой
Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой как профилактика заболеваний верхних дыхательных путей у детей с нарушениями речи.
Лечебная физическая культура при бронхитах.
Бронхит – воспаление слизистой оболочки бронхов. Различают острое и хроничское течение болезни.
Острый бронхит – диффузное острое воспаление трахеобронхиального дерева. Относится к частым заболеваниям (составляет 35% всех болезней системы дыхания). Нередко наблюдается при гриппе, кори, коклюше и др.
Задачи ЛФК:
— уменьшить воспаление в бронхах
— восстановить дренажную функцию бронхов
— усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, бронхиальной астмы, пневмонии, эмфиземы легких, бронхоэктотической болезни
— повысить сопротивляемость организма
— улучшение работы ССС, повышение работоспособности
Противопоказания для назначения ЛФК:
— дыхательная недостаточность 3 степени, абсцесс легкого
— кровохаркание или его угроза
— полный ателектаз легкого (спадание)
— скопление большого количества жидкости в плевральной полости.
Методика ЛГ:
В течение 1-й неделе от начала заболевания применяют статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими (1:1, 1:2, 1:3) с акцентом на выдохе, упражнения для откашливания мокроты, для увеличения подвижности диафрагмы. Методика ЛГ аналогична применяемой при острой пневмонии.
Двигательные режимы: постельный, палатный, свободный.
Формы ЛФК:
ЛГ, УГГ, дозированная ходьба, плаванье, гребля, ходьба на лыжах.
Виды упражнений: ОРУ, дыхательные.
— при гнойном хроническом бронхите большое значение имеет дренажная гимнастика и постуральный дренаж (3-4 раза в неделю) – они должны способствовать боее плному выведению гнойной мокроты из бронхов
— при обструктивном синдроме рекомендуется в первую очередь — звуковая гимнастика, а также – дыхательные упражнения (позже – дыхательные с сопротивлением).
Примерный комплекс упражнений ЛГ при хроническом обструктивном бронхите с нарушением вентиляции
Вводная часть
И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты, руки к плечам, отвести руки в стороны, вверх, прогнуться, вдох – 2 с, вернуться в и.п. – выдох – 4 с, дыхание через нос, глубокое, темп медленный. Повторить 3 – 4 раза.
И.п. – тоже, руки опущены вниз, поднять прямые руки вверх – вдох, возвратиться в и.п. – выдох продолжительностью 4 с. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.
И.п. – сидя, кисти к плечам, вращение в плечевых суставах вперед и назад, повторить 3 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный, средний.
И.п. – тоже, руки на поясе, повороты корпуса вправо (влево), доставая локтем спинку стула. Повторить в каждую сторону 2 – 3 раза. Дыхание произвольное.
И.п. – тоже, левая рука на груди, правая на животе, диафрагмальное дыхание, вдох – 2с, выдох – 4с, пауза на выдохе – 4с. Повторить 2 – 3 раза, после упражнений свободный, произвольный вдох и выдох 1 – 3 раза.
Основная часть:
И.п. – сидя, развести руки в стороны, вдох – 2с, поднять к груди согнутую в колене ногу, обхватить ее руками и прижать к груди – выдох с произношением п-ф-ф продолжительностью 4с. Поочередно каждой ногой, повторить 3 – 4 раза.
И.п. – тоже, руки согнуты в локтях. Поднять локти вверх – вдох 2с. Опустить их вниз и слегка сжать грудную клетку – выдох через губы, сложенные трубочкой, продолжительностью 4с. Повторить 3 – 4 раза.
И.п. – стоя, в ходьбе руки через стороны – вдох – 2 шага, опустить руки – выдох – 4 шага, пауза – 4 шага, 3 – 4 раза.
И.п. – стоя, поднять обе руки в стороны, вверх – вдох – 2с, наклониться вперед и руками достать пол – выдох продолжительный с произношением п-ф-ф – пауза – 4с. Повторить 3 – 4 раза.
И.п. – стоя, руки на нижней части грудной клетки – глубокий вдох, на выдохе с произношением х-х-а кисти сжимают нижнюю часть грудной клетки. Повторить 1 – 2 раза.
И.п. – стоя , медбол массой в 1 кг внизу, поднять вверх – 4с, опустить вниз – вдох. Повторить 4 – 5 раз. После каждого упражнения свободный вдох и выдох.
И.п. – стоя, руки с медболом поднять вверх, наклонить туловище в сторону – выдох продолжительностью 4с, выпрямиться, вдох – 2с. Наклон в противоположную сторону – выдох – 4с. Повторить 2 – 3 раза. После каждого упражнения – произвольное дыхание.
И.п. – стоя, руки на животе, глубокое диафрагмальное дыхание с выпячиванием брюшной стенки вперед – вдох продолжительностью в 2с, прижать ладонями и втянуть брюшную стенку – выдох продолжительностью 4с, пауза – 4с. Повторить 3 – 4 раза.
И.п. – стоя на коленях, поднять палку вверх – вдох, резкий выдох – сесть на пятки. Повторить 2 – 3 раза. Темп медленный, затем средний.
И.п. – стоя, на коленях, палка внизу, поднять палку вверх – вдох, сесть на ковер вправо, палка влево – выдох. Тоже в другую сторону. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный, дыхание произвольное.
Заключительная часть:
И.п. – стоя, медленная ходьба с произвольными дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление, продолжительностью 60 – 90с, темп медленный.
И.п. – стоя, руки внизу, ходьба обычная, ходьба с движением рук вверх – вдох, опустить руки вниз с расслаблением мышц – выдох. Продолжительность 1 – 2 мин, темп медленный.
И.п. – стоя, в ходьбе покачивание произвольное.
И.п. – стоя, поочередное покачивание голеней с расслаблением мышц. Продолжительность 1 – 2 мин. Темп медленный, дыхание произвольное.
У детей различают 3 формы острого бронхита: простой, обструктивный и бронхиолит. Для большинства детей воспалительный процесс разрешается бесследно, однако у некоторых сохраняется повышенная реактивность бронхов, которая к 2—3 годам проходит. Клиническая картина: повышение температуры тела до 38—39°С в течение 2—4 дней, кашель, который при простом бронхите быстро становится влажным и через 7—10 дней проходит, хотя у некоторых детей может сохраняться 2— 3 недели (слизь продолжает отделяться). При второй и третьей формах бронхита на фоне невысокой температуры на 1—3-й день развивается одышка (50—70 дыхательных движений в мин), выдох изменяется и становится свистящим. Дыхательная недостаточность сохраняется при разных формах бронхита от 2 до 12 дней. Бронхит редко осложняется пневмонией даже у маленьких детей.
Различные средства ЛФК можно применять со 2—3-го дня начала болезненного процесса. Субфибрильная температура не является противопоказанием к назначению ЛФК. Задачи ЛФК при остром бронхите сводятся к усилению крово- и лимфообращения, уменьшению и ликвидации воспалительных изменений в бронхах, восстановлению дренажной функции бронхов, профилактике рецидивирующего бронхита и повышению общей сопротивляемости организма. Средства: лечение положением, физические упражнения, массаж, закаливание.
Лечение положением используется со 2—3-го дня при первых признаках улучшения состояния и снижения температуры. Постуральный дренаж (рис. 34) с вибромассажем грудной клетки выводит вязкую мокроту, которая не удаляется при кашле. Занятия ЛГ начинают в эти же сроки. Противопоказаниями к началу занятий могут служить сохраняющаяся высокая тем-
пература, общее тяжелое состояние и одышка. Занятия проводятся ежедневно, лучше в утренние часы.
Для дошкольников и школьников занятия Л Г надо начинать в первый же день выхода ребенка в детский сад или школу после заболевания. Холодный воздух улучшает дыхательную функцию. Прогулки разрешаются через 1—2 дня после падения температуры. Детей второго возрастного периода выносят на улицу 1—2 раза на 10—15 мин, постепенно увеличивая продолжительность прогулки до 1—1,5 ч (2—3 раза в день). Дети дошкольного и школьного возраста гуляют с родителями. Рекомендуется также закаливание — обливание водой с постепенным снижением температур с 22 до 16—13°С. Зимние виды спорта, плавание, бег на открытом воздухе способствуют повышению неспецифической сопротивляемости детского организма.
Рис. 34. Положение больного для проведения постурального дренажа для удаления мокроты из разных сегментов легких
Хронический (рецидивирующий) бронхит
Это неспецифическое заболевание органов дыхания наблюдается преимущественно у дошкольников, болеющих острым бронхитом 3 и более раз в году. Чаще обострение возникает на фоне ОРВИ в период между обострениями здоровья.
Задачи ЛФК в период ремиссии хронического бронхита: нормализация крово- и лимфообращения бронхолегочной системы, улучшение дренажной функции бронхов, предупреждение развития бронхоспазма, устранение отставания в психомоторном развитии, профилактика нарушений осанки. Средства: физические упражнения, массаж, закаливание. В комплекс ЛГ включаются упражнения для мышц грудной клетки и верхнего плечевого пояса (ликвидация воспалительного процесса), специальные дренажные упражнения (эвакуация содержимого бронхов), упражнения на расслабление (предупреждение брон-хоспазмов) и общеразвивающие упражнения (повышение сопротивляемости организма, снижение вероятности простудных заболеваний). Дошкольники занимаются в яслях или детсаду, школьники — в поликлинике или в ВФД.
Массаж спины и грудной клетки выполняется в дренажных исходных положениях, сочетаясь с дыхательными упражнениями. Дошкольникам можно рекомендовать сочетания локальных приемов закаливания водой и воздухом после дневного сна. Выполнив упражнения в постели, дети ходят в трусиках по массажному коврику, затем переходят в емкость с водой температурой 20—22°С на 1—2 мин и продолжают ходьбу по обычному ковру до полного высыхания ножек.
ЛФК при пневмонии
Частота острых пневмоний составляет 5—15 случаев на 1000 детей, чаще болеют дети в возрасте от 1 до 3 лет.
Методика ЛГ зависит от возраста ребенка. Задачи ЛГ при пневмонии у детей в I—III периоды жизни, в подостром периоде: компенсация дыхательной недостаточности, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение деятельности желудочно-кишечного тракта.
Для решения поставленных задач используются массаж и физические упражнения. Общий массаж выполняется в медленном темпе в сочетании с пассивными движениями конеч-
ностей, основной прием — поглаживание. Длительность занятий — 5—8 мин.
В период обратного развития воспалительного процесса к вышеперечисленным задачам ЛГ присоединяются задачи ускорения рассасывания патологического очага. Средствами являются активные, пассивные и рефлекторные упражнения, длительность занятий — 10—12 мин. По мере ликвидации остаточных явлений пневмонии решаются задачи полного восстановления дыхательной функции и психомоторного состояния ребенка, предупреждение рецидивов и осложнений. Средства остаются те же, но увеличивается общая нагрузка, широко используются игры (длительность занятий 15—20 мин).
Широкое распространение в практике Л Г при работе с бронхолегочной патологией получила звуковая гимнастика. Для этого предлагается использовать трехфазовое дыхание, которое не перегружает легкие излишним напряжением и соответствует фазам дыхания спящего человека: выдох-пауза-вдох. Различные звуковые сочетания произносятся на выдохе, создавая определенные условия для тренировки органов дыхания, так как артикуляционные органы оказывают сопротивление выдыхаемой струе воздуха. Принципиальная отличительная черта такого дыхания — фиксация внимания на паузе, которая наступает после выдоха и предваряет последующий вдох:
— первая фаза — выдох,выполняется через рот. Выдох
длинный, ровный и дозированный, не выполняется до
предела.
— вторая фаза — пауза— определяет оптимальность газо
обмена при различных состояниях организма. Она дол
жна быть естественной и приятной.
— третья фаза — вдох,производится автоматически носом,
почти бесшумно.
При обучении начинают выполнять дыхательные упражнения с выдоха, затем ждут, когда появится естественное желание вдохнуть. И тогда воздух за счет движения ребер и диафрагмы поступает в легкие и заполняет их насколько требуется.
В звуковой гимнастике используются не только буквы, но и слоги (мо, ме, му и т. д.). После освоения приемов звуковой гимнастики, ее применяют в сочетании с физическими упражнениями. Например, стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок, поднять руки вверх, потянуться — вдох, интен-
сивный наклон вперед, руки вниз со звуком «уух» (упражнение «дровосек»). В реабилитации детей с бронхолегочной патологией приемы звуковой динамической гимнастики включаются в основную часть занятия — 3—4 упражнения, которые выполняются в игровой форме на основе подражаний («поезд едет», подуть на свечу и т. д.).
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных