Возрастные особенности крови анемия
Возрастные особенности органов кроветворения
К органам кроветворения и иммунной защиты относятся красный костный мозг, тимус, селезенка, лимфатические узлы, диффузная лимфоидная ткань слизистых оболочек пищеварительной, дыхательной, мочеполовой системы, кожи. Все органы топографически разобщены, но образуют единую системы благодаря постоянной миграции и рециркуляциии клеток, в них через кровь, лимфу, тканевую жидкость.
Возрастные особенности кроветворения
В процессе роста изменяется соотношение красного и желтого костного мозга. С возрастом увеличивается и масса различных кровяных клеток в костном мозге.
Сразу же после рождения красная кровь новорожденных характеризуется повышенным содержанием гемоглобина и большим количеством эритроцитов.
Через несколько часов после рождения содержание эритроцитов и гемоглобина увеличивается , на вторых суток жизни содержание гемоглобина и эритроцитов уменьшается.
Красная кровь новорожденных отличается от крови детей более старших возрастов не только в количественном, но и в качественном отношении.
Различают несколько периодов кроветворения.
Внутриутробные периоды:
эмбриональный (первые 4-5 недель). Органы кроветворения — мезенхима желточного мешка, где образуются эритроциты и гранулоциты.
собственно внутриутробный (после 5 недель) — органы кроветворения — печень, костный мозг. Лимфоидная ткань. Образуются лимфоциты, гранулоциты, мемфоциты, мегакариоциты.
Внеутробный период — с момента рождения. Органы кроветворения — миелоидная и лимфоидная ткань. Образуются все виды форменных элементов.
Умеренно унитарная теория кроветворения
Все клетки крови образуются из единой клетки предшественницы — с физиологической точки зрения выделяют 3 этапа кроветворения.
I этап — стволовой клетки — есть единая стволовая клетка — полипотентная. Она способна дифференцироваться, размножаться. Из нее образуются все виды форменных элементов.
II этап — частично детерминированная клетка — способна дифференцироваться и размножаться.
. У новорожденных основной очаг кроветворения — красный костный мозг всех костей, дополнительные — печень, селезенка, лимфоузлы.
Селезенка по величине приблизительно равна ладони самого ребенка, нижний край ее находится в проекции левой реберной дуги (самое нижнее выступающее ребро на границе груди и живота). Лимфатические узлы, как правило, при осмотре выявить не удается, защитная функция их снижена.
особенности состава крови у детей
Морфологический состав периферической крови у детей имеет определенные особенности в каждом возрастном периоде.
Для ребенка в первые часы и дни жизни характерно высокое содержание гемоглобина (22—23 гр)эритроцитов(6—7 млн. в 1 мм3) и лейкоцитов (до 30 000 в 1 мм3), так называемый физиологический гиперлейкоцитоз, РОЭ — 10 мм/час. При этом нейтрофилы составляют 60% всех белых кровяных телец, лимфоциты — 20— 25%. Содержание гемоглобина к концу первой недели падает до 18— 19 г% , а количество эритроцитов — до 4—5 млн. в 1 мм3. В последующие дни падение гемоглобина происходит менее остро. Это обусловлено постепенным снижением эндогенного запаса железа в организме ребенка. К 3—4-му месяцу жизни ребенка содержание гемоглобина устанавливается на уровне 12—14г%, а количество эритроцитов 3,8—4 млн. в 1 ля3. По мере развития ребенка отмечается и снижение содержания в крови молодых форм эритроцитов. Так, количество ретикулоцитов с 1,5% в периоде новорожденности снижается до 0,7% к месячному возрасту и до 0,4—0,5% к 4—5 годам.
Из всех форменных элементов крови у детей тромбоциты претерпевают наименьшее изменение. Количество их у новорожденного составляет 200—230 тыс. в 1 мм3крови. В более старшем возрасте (к 2—3 годам) содержание тромбоцитов достигает 200—300 тыс. в 1 мм3.
Показатели времени свертывания и кровотечения у детей всех возрастов существенно не отличаются от показателей взрослых.
5. Возрастные особенности иммунной системы. Органы иммунной системы у детей.
По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают. В период внутриутробного развития у плода формируется система. У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна.
Первый критический период имунной системы у ребенка — первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. . • Второй критический период имунной системы у ребенка — 3-6 мес. Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной систем. • Третий критический период имунной системы у ребенка — 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям. • Четвёртый критический период имунной системы у ребенка — 4-6-й год жизни. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы. • Пятый критический период имунной системы у ребенка — подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции, также повышается восприимчивость к микробам. Иммунная система в пожилом возрасте Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций.
Органы входящие в иммунную систему человека: лимфатические железы (узлы), миндалины, вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезёнка и лимфоидные образования кишки (Пейеровые бляшки). Главную роль играет сложная система циркуляции, которая состоит из лимфатических протоков соединяющих лимфатические узлы.Особенности клеточного и гуморального иммунитета у детей.
Иммунная защита организма осуществляется двумя способами — специфическими клеточными механизмами и гуморальными. Клеточный иммунный ответ. Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты. При первой встрече с антигеном в Т-лимфоцитах происходят сложные реакции, называемые сенсибилизацией. В результате этих реакций Т-лимфоциты приобретают способность отличать этот антиген от множества других чужеродных веществ и осуществлять четко направленную реакцию именно на этот антиген. При взаимодействии антигена с лимфоцитом образуются два вида Т-лимфоцитов: Т-лимфоциты-киллеры и Т-клетки памяти. Т-лифоциты-киллеры разрушают чужеродные агенты, а клетки памяти хранят информацию о данном конкретном антигене и «патрулируют» организм, чтобы в случае повторного попадания данного антигена ускорить специфический ответ иммунной системы. Особенностью новорожденных детей является наличие большого процента так называемых невинных лимфоцитов, т.е. необученных лимфоцитов, которые еще не встречались с антигенами (не сенсибилизированы). Другой особенностью клеточного иммунитета новорожденных детей является сниженная киллерная активность Т-лимфоцитов. Полноценной реакции лимфоцитов на антигены мешает и избыточный уровень Т-лимфоцитов-супрессоров — клеток, которые подавляют иммунный ответ. Такие особенности клеточного иммунитета необходимы для нормального развития плода во внутриутробном периоде в условиях постоянного взаимодействия с клетками и веществами материнского организма.
Гуморальный иммунный ответ. Гуморальный ответ осуществляется через жидкие среды организма — кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются антитела — белки, которые связывают чужеродные агенты. После этого подключаются другие звенья иммунитета (система комплемента), и происходит разрушение опасных микробов и веществ. Антитела (они же иммуноглобулины) синтезируются В-лимфоцитами. Команду о начале синтеза антител В-лимфоцитам передают другие клетки иммунной системы: Т-лимфоциты и макрофаги встречаются с чужеродным агентом и затем информируют В-лимфоцит о конкретной структуре антигена, после чего В-лимфоцит начинает синтезировать специфические антитела. У новорожденных детей количество В-лимфоцитов, которые уже стали вырабатывать антитела, значительно снижено.
10 вопрос Возрастные особенности нервной системы.Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды. Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Головной мозг. Масса головного мозга новорожденного относительно велика: 340 — 400 г. (у мальчиков на 15 — 20 г больше). По массе головной мозг наиболее развитый орган, но это не характеризует его функциональных возможностей. Увеличение массы мозга происходит интенсивно до 7 – летнего возраста. Мозг достигает максимальной массы к 20 – 30 летнему возрасту. Первые 1-2 года жизни головной мозг растет быстрее спинного, в дальнейшем спинной мозг растет быстрее головного.Приблизительно к 5 годам мозг ребенка начинает по внешности походить на мозг взрослого. По химическому составу мозг детей раннего возраста значительно отличается от мозга более старших детей и взрослых как в отношении нейроглобулина, так и в отношении нейростромина.Спинной мозг в эмбриональный период начинает развиваться раньше и к моменту рождения ребенка оказывается более законченным по своему строению. Он относительно длиннее, чем у взрослого; у молодых плодов доходит до крестцового канала, у новорожденных — до нижнего края II поясничного позвонка, а в более позднем возрасте — лишь до I поясничного позвонка.Во внеутробной жизни рост спинного мозга протекает также достаточно энергично.Гистологическое строение спинного мозга у детей различных возрастов изучено сравнительно мало; оно, по-видимому, не имеет столь существенных возрастных различий, как это установлено в отношении строения головного мозга. Спинной мозг. К моменту рождения ребенка наиболее зрелыми являются спинной мозг и стволовые структуры головного мозга, обеспечивающие жизненно важные функции. Масса спинного мозга у новорожденного равна 3 — 4 г (0,1℅ массы тела), к 6 месяцам она удваивается, к 11-увеличивается в 3 раза. К 3 годам становится в 4 раза больше, чем у новорожденного, а к 6 годам – в 5 раз. К 20 годам масса мозга уже в 8 раз больше, чем у новорожденного, и становится такой, как у взрослого. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого. Его длина равна 14-16см, что составляет 30℅ длины тела. К 12 годам его толщина удваивается и в дальнейшем почти не изменяется. Диаметр канала спинного мозга у новорожденных относительно больше, чем у детей старшего возраста и у взрослых. Спинной мозг новорожденного заканчивается на уровне нижнего края 2-го или 3-го поясничного позвонка. К концу первого года жизни он занимает такое же положение, как и у взрослых,- находится на уровне 1-2-го поясничного позвонка. Ко времени рождения все нервные, и глиальные клетки спинного мозга хорошо развиты и по структуре не отличаются от клеток у детей дошкольного возраста. У детей старшего возраста они становятся крупнее.
11 вопрос. Типы высшей нервной деятельности . Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающую взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют высшей нервной деятельностью.
Условно-рефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы, которые обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. В основе
деления на типы положены три основных показателя. Во-первых, сила процессов возбуждения и торможения, т.е. способность нейронов коры адекватно отвечать на сильные раздражители. Во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соот-ношение силы процессов возбуждения и торможения. При доминировании возбуждения над торможением у человека быстро образуются положительные условные рефлексы, но затрудняется выработка дифференцировочного торможения. Если превалирует торможение
над возбуждением, развивается общее торможение коры. И в-третьих, подвижность процессов возбуждения и торможения, что выражается в скорости, с которой один процесс сменяется другим.
На основании этих признаков выделили четыре типа высшей нервной деятельности: 1) сильный неуравновешенный (с преобладанием возбуждения над торможением); 2) сильный уравновешенный с большой подвижностью нервных процессов (наблюдается быстрое привыкание к обстановке, имеет место активная реакция на новые раздражители); 3) сильный уравновешенный с малой подвижностью нервных процессов (на новые раздражители наблюдается незначительная реакция, для всех действий характерна медлительность); 4) слабый с недостаточным развитием возбуждения и торможения (наблюдается быстрая истощаемость организма, потеря работоспособности при необычных раздражителях, быстрота перехода в заторможенное состояние).
Первый тип соответствует холерическому темпераменту, второй — сангвиническому, третий — флегматическому, четвертый — меланхолическому.
Кроме того, при анализе функционального состояния нервной системы человека с учетом врожденных способностей выделяют три типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и смешанный.
12 вопрос Значение типов ВНД. Высшая нервная деятельность ребенка обладает рядом особенностей, в связи с чем предложена классификация ее типов у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкорковыми структурами. Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Это сангвинический тип, который характеризуется быстрым образованием, угасанием и восстановлением условных рефлексов. Процессы возбуждения и торможения быстро сменяют друг друга. Дети отличаются хорошим поведением и живым темпераментом. Речь быстрая и громкая, отчетливая, с богатым запасом слов, сильной жестикуляцией и выразительной мимикой.
Сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.
Флегматический тип, у которого условные рефлексы образуются быстро и имеют четкие тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к раздражителям, отличаются примерным поведением и хорошо учатся. Речь правильная, с большим словарным запасом, без эмоций,
жестикуляции и мимики. В трудных ситуациях дети повышают свою активность и стараются выполнить задачу.
Сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный
тип. Холерический тип, у которого хорошо выражена подкорковая деятельность, не всегда хорошо регулируемая корой. Условные связи образуются медленно. Дети учатся посредственно и трудно приспосабливаются к требованиям школы. Они возбудимы, эмоциональны и вспыльчивы, с необоснованными срывами. Речь развита нормально, но неровная и с колеблющимися интонациями.
Слабый, пониженно возбудимый, уравновешенный тип. Меланхолический тип отличается общей пониженной возбудимостью коры и подкорковых структур, слабой деятельностью сигнальных систем. Условные рефлексы образуются медленно. Дети быстро утомляются и впада-
ют в тормозное состояние. Речь у них слабая и тихая, бедная словами. У таких детей легко развиваются неврозы.
Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 2301; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11015 — | 8213 — или читать все…
К органам кроветворения и иммунной защиты относятся красный костный мозг, тимус, селезенка, лимфатические узлы, диффузная лимфоидная ткань слизистых оболочек пищеварительной, дыхательной, мочеполовой системы, кожи. Все органы топографически разобщены, но образуют единую системы благодаря постоянной миграции и рециркуляциии клеток, в них через кровь, лимфу, тканевую жидкость.
Функции: Обеспечивают непрерывный процесс обновления клеток крови в точном соответствии с потребностями организма.
Поддерживают контроль целостность и индивидуальности организма, основанный на способности клеток иммунной системы отличать структурный компоненты своего организма от генетически чужеродных и уничтожать последние
Формирование комплекса защитных реакций, способных противостоять внешней среде.
В защитных реакциях организма в целом приоритетны три направления:
- — распознавание и уничтожение различных форм инфекционного начала (бактерии, вирусы, грибы, паразиты, простейшие); продуктов их метаболизма; чужеродных белков; полисахаридов.
- — надзор за собственными клетками организма; уничтожение своих генетически измененных клеток (опухолевых).
- — Максимальное ограничение аутоиммунных реакций (направленных против собственных клеток).
Классификация органов кроветворения
По отношению к клеткам иммунной системы все органы делятся на 2 группы:
А. Центральные (первичные) — тимус, красный костный мозг. Первичные, так как здесь происходит первый антиген независимый этап дифференицировки лимфоцитов.
Б. Периферические: лимфоузлы, селезенка, диффузная ткань слизистых оболочек. Здесь происходит вторичный этап — антиген зависимая дифференцировка лимфоцитов.
Кожу относят и к центральным и к периферическим органам.
В центральных органах развитие лимфоцитов не зависит от контакта с антигеном. На этом этапе клетки приобретают специальные рецепторы — маркеры и становятся иммуннокомпетентными (способными различать разные классы чужеродных структур). Эта способность заложена в геноме, не требует присутствия антигена. Теоретически формируется способность клеток реагировать в будущем на чужеродные структуры. Один лимфоцит — один антиген.
В периферических органах образуются эффекторные лимфоциты, способные не только различать, но и уничтожать чужеродные структуры (Т-киллеры, плазмоциты, Т и В клетки памяти). Образование этих клеток зависит от потребностей организма.
Периферические органы расположены на путях возможного проникновения антигена в организм:
на пути циркуляции крови — селезенка. Эти орган ответственен за гуморальный иммунитет (выработка антител).
На пути циркулирующей лимфы — лимфоузлы. Осуществляют контроль оттока лимфы от органов. Для лимфоузлов характерен клеточный иммунитет (опухолевые клетки проходят через лимфоузлы).
На путях возможного контакта с внешней средой через воду, пищу, воздух — защитный слой слизистых оболочек, диффузная лимфоидная ткань слизистых оболочек (наиболее развита в пищеварительном тракте).
Особенности миндалин, пейеровых бляшек кишечника, аппендикса, солитарных фолликулов толстой кишки.
В них секретируются иммунноглобулины группы А. Их синтез происходит при участии эпителиальных клеток соответствующих структур (пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем). Иммуноглобулины группы А попадают в полость органа или на поверхность слизистой оболочки и способствуют уничтожению чужеродных структур до их попадания во внутренние Среды.
Кожа — очень важный орган, выполняет важные защитные функции связанные с проникновение бактерий и других чужеродных веществ через кожу.
Развитие
Все элементы органов кроветворения и иммунной защиты (кроме тимуса) развиваются из мезенхимы с сосудами. Основу всех структур составляет ретикулярная ткань (сетчатая структура). В комплексе с развивающимися клетками крови в костном мозге — миелоидная ткань. Во всех остальных структурах — лимфоидные клетки дают лимфоидную ткань.
Тимус — эпителиальная ткань особого строения. Развивается из прехондральной пластинки (эпителий кожного типа). Эпителий 3 — 4 пар жаберных карманов плюс мезенхима с сосудами.
Красный костный мозг
Выполняет две главные функции:
образование и дифференцировка всех клеток крови на основе самоподдерживающейся популяции стволовой клетки
антигенонезависимая дифференцировка В-лимфоцитов. Источник развития — стволовая клетка.
Причины развития клеток в разных направлениях:
Специфическое микроокружение
Гемопоэтические факторы — гормоны, биологические активные вещества.
Тканевой состав и микроокружение для развивающейся гемопоэтической клетки:
Ячейки губчатого вещества пластинчатой костной ткани
Ретикулярная ткань
Элементы макрофагической системы
Специализированные формы жировой ткани
Специализированный участок микроциркуляторного русла.
Ячейки костной ткани — морфофункциональная единица красного костного мозга. Стенка ячейки построена из пластинчатой костной ткани и выстлана эндостом (в основе рыхлая соединительная ткань). Под ним внутрь ячейки — прослойка соединительной ткани с сосудами, вокруг которых развивается ретикулярная ткань.
Костная ткань обеспечивает кровоснабжение костного мозга, в том числе микроэлементами и регуляторными веществами, которые образуются в костной ткани, имея жесткую конструкцию, костная ткань ограничивает объем мозговой полости, препятствует безграничному росту мозговой ткани контроль количества костного мозга в организме
Макрофагическая система. В костном мозге локализуется специальные макрофаги мигрирующие из селезенки. Они содержат железо в виде белка — ферритина. Каждая молекула вещества содержит примерно 4000 атомов железа. Макрофаги индуцируют вокруг себя образования эритробластических островков, являясь индукторами эритропоэза.
Жировая ткань лежит отдельными островками составляет массу желтого костного мозга. Имеет специфический химический состав. Этот жир не утилизируется даже при голодании. Жировая ткань создает в костномозговой полости давление необходимое для поддержания деятельности синусоидов. Жировая ткань участвует в регуляции объема кроветворных тканей в костном мозге в зависимости от потребностей организма.
Возрастные особенности кроветворения
Красный костный мозг в пренатальном периоде развития присутствует во всех костях и окружен эндостом, выстилающим костные полости. Лишь к концу гестации начинают появляться в костном мозге конечностей жировые клетки. После рождения в отдельных частях скелета красный костный мозг заменяется желтым.
В процессе роста изменяется соотношение красного и желтого костного мозга. С возрастом увеличивается и масса различных кровяных клеток в костном мозге.
Состав периферической крови в первые дни после рождения претерпевает значительные изменения.
Сразу же после рождения красная кровь новорожденных характеризуется повышенным содержанием гемоглобина и большим количеством эритроцитов. В среднем сразу после рождения содержание гемоглобина равно 210 г/л (колебания 180—240 г/л) и эритроцитов — 6*10 12/л (колебания 7,2*10 12/л — 5,38*10 12/л).
Через несколько часов после рождения содержание эритроцитов и гемоглобина увеличивается за счет плацентарной трансфузии и гемоконцентрации, а затем с конца первых — начала вторых суток жизни происходит снижение содержания гемоглобина (наибольшее — к 10-му дню жизни), эритроцитов (к 5—7-му дню).
Красная кровь новорожденных отличается от крови детей более старших возрастов не только в количественном, но и в качественном отношении.
Для крови новорожденного прежде всего характерен отчетливый анизоцитоз, отмечаемый в течение 5—7 дней, и макроцитоз, т. е. несколько больший в первые дни жизни диаметр эритроцитов, чем в более позднем возрасте.
Кровь новорожденных содержит много молодых еще не совсем зрелых форм эритроцитов, указывающих на активно протекающие процессы эритропоэза.
В течение первых часов жизни количество ретикулоцитов — предшественников эритроцитов — колеблется от 8—13% до 42%. Но кривая ретикулоцитоза, давая максимальный подъем впервые 24—48 ч жизни, в дальнейшем начинает быстро понижаться и между 5-м и 7-м днями жизни доходит до минимальных цифр.
Кроме этих молодых форм эритроцитов, в крови новорожденных как вполне нормальное явление встречаются ядросодержащие формы эритроцитов, чаще нормоциты и эритробласты. В заметном количестве их удается обнаружить только в течение нескольких первых дней жизни, а затем они встречаются в крови в единичном виде.
Наличие большого числа эритроцитов, повышенное количество гемоглобина, присутствие большого количества молодых незрелых форм эритроцитов в периферической крови в первые дни жизни свидетельствуют об интенсивном эритропоэзе как реакции на недостаточность снабжения плода кислородом в период внутриутробного развития, и в родах.
Эритропоэз у детей при рождении составляет около 4*10 12/л в сутки, что в 5 раз выше, чем у детей старше года и взрослых.
После рождения в связи с установлением внешнего дыхания гипоксия сменяется гипероксией. Это вызывает снижение выработки эритропоэтинов, в значительной степени подавляется эритропоэз и начинается падение количества эритроцитов и гемоглобина.
По литературным данным, эритроциты, продуцированные внутриутробно, обладают укороченной длительностью жизни по сравнению со взрослыми и детьми более старшего возраста и более склонны к гемолизу.
Длительность жизни эритроцитов у новорожденных в первые дни жизни составляет 12 дней, что в 5—6 раз меньше средне-нормальной длительности жизни эритроцитов детей старше года и взрослых.
Имеются и отличия в количестве лейкоцитов. В периферической крови в первые дни жизни после рождения число лейкоцитов до 5-го дня жизни превышает 18-20*109/л, причем нейтрофилы составляют 60-70 % всех клеток белой крови.
Лейкоцитарная формула сдвинута влево за счет большого содержания палочкоядерных и в меньшей степени метамиелоцитов (юных). Могут обнаруживаться и единичные миелоциты.
Значительные изменения претерпевает лейкоцитарная формула, что выражается в падении числа нейтрофилов и увеличении количества лимфоцитов. кроветворение эритроцит макрофагический
На 5-й день жизни их число сравнивается (так называемый первый перекрест), составляя около 40-44% в формуле белой крови. Затем происходит дальнейшее возрастание числа лимфоцитов (к 10-му дню до 55—60 %) на фоне снижения количества нейтрофилов (приблизительно 30 %).
Постепенно исчезает сдвиг формулы крови влево. При этом из крови полностью исчезают миелоциты, снижается число метамиелоцитов до 1 % и палочкоядерных — до 3°/о.
Последующие недели, месяцы и годы жизни у детей сохраняется ряд особенностей кроветворения, а баланс образования, созревания кровяных клеток и их потребление и разрушение определяют состав периферической крови детей различного возраста.
В процессе роста ребенка наибольшие изменения претерпевает лейкоцитарная формула, причем среди форменных элементов особенно значительны изменения числа нейтрофилов и лимфоцитов.
После года вновь увеличивается число нейтрофилов, а количество лимфоцитов постепенно снижается.
В возрасте 4—5 лет вновь происходит перекрест в лейкоцитарной формуле, когда число нейтрофилов и лимфоцитов вновь сравнивается.
В дальнейшем наблюдается нарастание числа нейтрофилов при снижении числа лимфоцитов.
С 12 лет лейкоцитарная формула уже мало чем отличается от таковой взрослого человека. Наряду с относительным содержанием клеток, входящих в понятие «лейкоцитарная формула», интерес представляет абсолютное их содержание в крови.
Абсолютное число нейтрофилов наибольшее у новорожденных, на первом году жизни их число становится наименьшим, а затем вновь возрастает, превышая 4*109/л в периферической крови.
Абсолютное же число лимфоцитов на протяжении первых 5 лет жизни высокое (5*109/л и более), после 5 лет их число постепенно снижается и к 12 годам не превышает 3*109/л.
Аналогично лимфоцитам происходят изменения моноцитов. Вероятно, такой параллелизм изменений лимфоцитов и моноцитов объясняется общностью их функциональных свойств, играющих роль в иммунитете.
Абсолютное число эозинофилов и базофилов практически не претерпевает существенных изменений в процессе развития ребенка.