Волевая регуляция дыхания при бронхиальной астме применяется с целью
Программа лечения
Программа 1-го этапа
На лечение принимаются больные с обструктивными нарушениями, с дыхательной недостаточностью I—II ст., приступами (1—3 раза в сутки), затрудненным дыханием, одышкой при привычной или несколько повышенной физической нагрузке, воспалительными явлениями в бронхах в стадии затухания, с цианозом, тахикардией, снижением насыщения крови кислородом (SaО2) вплоть до 88-90%, гипервентиляцией (МОД = 9-10 и более), уменьшением ЖЕЛ до 50-60% от должной (Д), снижением максимальной и средней скорости воздушной струи на выдохе до 40% от должной, индекса Тиффно — до 40—39%, коэффициента использования кислорода до 20-30 мл; сокращением времени задержки дыхания после выдоха (проба Генчи) до 8—10 с, повышением сопротивления в дыхательных путях во время выдоха до 0,80-0,60 и на вдохе до 0,40-0,60 кРа/л/с.
Основные задачи 1-го этапа: обучение поведению во время приступа и волевой регуляции дыхания, повышение альвеолярной вентиляции путем снижения напряжения дыхательных мышц, улучшения проходимости ВПП и вентиляции нижних отделов легких; снижение мышечного дисбаланса за счет релаксации напряженных мышц; улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и уменьшение эмоционального напряжения.
Решение задач 1-го этапа лечения достигается с помощью упражнений в расслаблении, диафрагмального дыхания, волевой регуляции дыхания (ВРД), постизометрической релаксации мышц и велотренировок.
Расслаблению подлежат прежде всего мышцы рук, надплечий, шеи, лица в и.п. сидя на стуле. Предварительно могут быть проведены массаж грудной клетки (классический, сегментарный), аутотренинг.
Постизометрическая релаксация мышц способствует расслаблению ротаторов шеи, верхних порций трапециевидных мышц, разгибателей шейного отдела позвоночника, над-и подостных мышц. Следствием расслабления основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры является повышение подвижности грудной клетки, способствующее пассивному выдоху и расслаблению гладких мышц бронхов (моторно-висцеральный рефлекс), облегчение выведения мокроты и уменьшение энергетических затрат организма.
Очень многие пациенты страдают нарушением носового дыхания. Поэтому перед занятием лечебной гимнастикой им рекомендуется самостоятельно выполнять массаж крыльев носа латеральными поверхностями концевых фаланг больших пальцев. Движение обеих рук направлено к кончику носа и выполняется с максимально возможной скоростью.
Диафрагмальное дыхание повышает вентиляцию в нижних отделах легких. Выполняется оно в исходном положении сидя на стуле, с опущенными вдоль туловища руками и расслабленными мышцами шеи н плечевого пояса. Во время выдоха брюшная стенка втягивается, а во время вдоха выпячивается, верхние отделы грудной клетки остаются неподвижными. Амплитуда движения брюшной стенки в начале занятия минимальна и постепенно увеличивается под контролем самочувствия больного. Критерием оценки правильности выполнения упражнения является облегчение дыхания.
Волевая регуляция дыхания проводится в целях уменьшения остаточной функциональной емкости легких и повышения альвеолярной вентиляции. Она заключается в том, что пациент после короткого и небольшого вдоха делает спокойный медленный выдох. Продолжительность выдоха должна соответствовать пассивной фазе выдоха, которая удлиняется в результате расслабления скелетных мышц. После выдоха дыхание задерживается до первого желания вдохнуть.
Спокойный пассивный, медленный выдох с последующей задержкой дыхания без напряжения мышц способствует уменьшению проприоцептивной импульсации в ЦНС и снижению работы дыхания.
Тренировки с волевой регуляцией дыхания пациенту рекомендуется проводить 4—6 раз вдень по 5—10 мин.
Продолжительность вдоха и выдоха зависит от состояния больного. По мере улучшения состояния и овладения навыками расслабления мышц рекомендуется удлинять выдох и апноэ после него. Соотношение времени вдоха к выдоху доводится до 1:2,1:2,5. Оптимальной частотой дыхания является 9—12 в 1 мин (1,5—2 с —вдох, Зс —3,5 с —выдох, 1-2 с — пауза).
Большую помощь в обучении волевой регуляции дыхания и повышении ее эффективности оказывают дыхательные тренажеры, в частности, специальное устройство, создающее дозированное повышенное сопротивление воздушной струе во время выдоха — искусственный регулятор дыхания (РИД), автором которого является И.А. Люкевич (1983).
Дренирующие упражнения применяются для улучшения выделения мокроты из нижней и средней долей. Чтобы предотвратить раннее ЭЗДП и усиление бронхоспазма во время кашля, пациент должен быть обучен специальным приемам: в дренирующем положении постепенно углубляется вдох и, когда появляется желание кашлять, выполняется несколько осторожных покашливаний при переходе в положение, обратное дренирующему. Повторенное несколько раз это упражнение позволяет пациенту выделить значительное количество мокроты. После каждой серии упражнений необходимо расслабить работавшие мышцы.
Для поддержания и улучшения деятельности сердечно-сосудистой системы, кроме упражнений в расслаблении мышц, дыхательных, применяются упражнения для дистальных отделов конечностей и тренировки на велоэргометре в аэробном режиме с нагрузкой 0,5 Вт/кг в течение 5-10 мин (60 об./мин). ЧСС может возрастать не более, чем на 8—10 уд./мин. Критерием правильности выполнения упражнений является отсутствие или значительное уменьшение бронхоспазма.
Критерием перевода пациентов на 2-й этап является улучшение общего состояния, урежение приступов, увеличение средней скорости воздушной струи на выдохе (пневмотахометрическое исследование — ПТМвыд) до 1 л/с и более, односекундного объема форсированного выдоха (ОФВ 1) — до 70—75% от должной величины, пробы Тиффно — до 50—55%, пробы Генчи — до 20 с, повышение насыщения крови кислородом до 92-93% и снижение балльной оценки мышечного теста на 40-50%.
Программа 2-го этапа
Основными задачами этого этапа (10—14 дней) является дальнейшее улучшение вентиляции легких и деятельности сердечно-сосудистой системы путем устранения мышечного дисбаланса, улучшения дренирования бронхов, увеличения подвижности грудной клетки, тренировки кардиальных и экстракардиальных факторов кровообращения.
На 2-м этапе используются упражнения, способствующие выполнению поставленных задач: упражнения в релаксации, ПИР, дренирующие, статические и динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, велотренировки, которые в отличие от предыдущего периода выполняются более длительно и с небольшим напряжением
На 3-й этап переводятся пациенты при значительном уменьшении мышечного дисбаланса (снижение балльной оценки по сравнению с 1-м этапом еще примерно на 30—40%), при увеличении ПТМвыд. до 2 л/с и более, ОФВ 1 до 75—80% от должной, пробы Генчи — до 25—30 с, индекса Тиффно — до 60—65%, насыщения крови кислородом — до 93-96%.
Программа 3-го этапа
Задачами этого этапа лечения являются повышение функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, толерантности к физической нагрузке и максимально возможного устранения мышечного дисбаланса.
Поставленные задачи решаются путем тренировок волевой регуляции дыхания, применения упражнений в релаксации мышц шеи, плечевого пояса, рук, грудной клетки в различных исходных положениях; применения статических и динамических дыхательных упражнений; дренирования бронхов; упражнений, повышающих альвеолярную вентиляцию и способствующих восстановлению нормального соотношения фаз вдоха и выдоха; а также путем увеличения подвижности грудной клетки и позвоночника, тренировки силы и выносливости ослабленных мышц; коррекции осанки; тренировки кардиальных и экстракардиальных факторов кровообращения.
На 3-м этапе можно начинать закаливание больных, для чего используются воздушные ванны, влажные обтирания с постепенно снижающейся температурой воды, а также занятия ЛФК на свежем воздухе (самостоятельно).
Критериями перевода больных на 4-й период являются:
1. Удовлетворительное состояние, отсутствие приступов удушья.
2. Хорошая переносимость привычных физических нагрузок.
3. Увеличение средней скорости воздушной струн (ПТМвыд) до 3 л/с и более.
4. Увеличение ОФВ1 — более 80% от должной.
5. Увеличение индекса Тиффно — более 65%.
6. Удлинение времени задержки дыхания (пробы Генчи) — более 30 с.
Программа 4-го этапа
Задачами этого этапа являются тренировка функций органов дыхания и кровообращения, устранение мышечного дисбаланса, повышение толерантности к физическим нагрузкам и защитных свойств организма.
Этот период соответствует состоянию ремиссии заболевания и является благоприятным для укрепления всего организма с помощью средств физической культуры и закаливания. Занятия ЛФК необходимо проводить ежедневно 1-2 раза в день с инструктором или самостоятельно. Интенсивность физической нагрузки зависит от функциональных возможностей пациента и увеличивается постепенно.
Чтобы сохранить навыки волевой регуляции дыхания и поведения во время приступа удушья, пациенту рекомендуются тренировки с РИД или волевой регуляцией дыхания по 10 мин 1 раз в день ежедневно или через день.
И.Н. Макарова
Опубликовал Константин Моканов
Бронхиальная астма — хроническое заболевание, накладывающее ограничение на физические нагрузки. Однако упражнения в рамках ЛФК, а также дыхательная гимнастика могут облегчить состояние и снизить число приступов. Гимнастику при бронхиальной астме могут освоить как взрослые, так и дети.
Дыхательная гимнастика
При бронхиальной астме дыхательная гимнастика решает следующие задачи:
· устраняет бронхоспазм;
· очищает воздухоносные пути дыхательного горла;
· расслабляет дыхательную мускулатуру;
· воздействует на тонус бронхиальных мышц;
· улучшает подвижность грудной клетки и грудобрюшной перегородки.
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме бывают статическими (без движений конечностями, туловищем) или динамическими (с движениями).
Для взрослых
Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме для взрослых может включать следующие техники:
1. Расслабляют мышцы шеи и плеч. Вдыхают носом (рот закрыт) на протяжении 2-х секунд. А затем 4 секунды выдыхают через, сложенные в трубочку, губы.
2. Берут стакан с водой и трубочку для напитков. Набирают воздух, а затем медленно через трубочку выдыхают его в воду.
3. Садятся на стул, держа спину прямой. На вдохе живот направляется вперед, словно заполняется воздухом, а при выдохе со сомкнутыми губами втягивается обратно, освобождаясь от воздуха.
При астме может использоваться дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Она подразумевает выполнение коротких, резких с шумом вдохов носом (3 раза за 2 секунды) с последующим пассивным выдохом через носовую полость или ротовое отверстие. Чтобы помешать глубокому вдоху, одновременно с ним выполняют движения, оказывающие компрессию на грудную клетку.
Гимнастики Стрельниковой при бронхиальной астме у взрослых не является основной, поскольку имеет сложную технику выполнения без явных преимуществ по сравнению с другими техниками.
Для детей
Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме у детей нацелена на то, чтобы научить их дышать поверхностно. Это важный прием, поскольку глубокие вдохи раздражают рецепторы разветвлений дыхательного горла и усиливают приступы. А купировать их поможет освоенная техника умеренного выдоха.
Гимнастика при бронхиальной астме у детей обычно выполняется в игровой форме.
Возможные дыхательные упражнения:
1. В цветнике. Ребенок стоит и носом втягивает максимального много воздуха, словно нюхает розу. После этого он имитирует попытку сдуть с одуванчика все пушинки.
2. Курочка. Сидя на стуле, ребенок опускает ручки вниз. Затем он быстро вдыхает и высоко разводит конечности в стороны. Его ладони должны смотреть вниз, изображая крылышки курицы. На выдохе он опускает «крылышки» и снова прижимает руки к телу.
3. Хомячок. Малыш надувает щечки и так прохаживается. Затем он выпускает воздух, хлопнув себя по щекам. После этого он делает несколько шагов, дыша носом, словно ища новую порцию пищи для заполнения щечек.
Выполнять комплекс упражнений с детками рекомендуется утром и вечером по 10-15 минут.
По Бутейко
Особой популярностью при бронхиальной астме пользуется дыхательная гимнастика по Бутейко. Человек учится силой воли регулировать дыхание и со временем сможет полностью контролировать соотношение вдоха и выдоха.
Пациент трижды в день задерживает дыхание (до 1 минуты) после выдоха. Повторяет такую манипуляцию 2-3 раза. Для этого занимают удобную позу, в которой человек будет чувствовать себя максимально расслаблен. После выдоха зажимают нос двумя пальцами и фиксируют время начала и окончания.
Зависать в таком состоянии допускается до тех пор, пока не появится ощущение, что дальше задерживать дыхание уже нет сил. После каждого подхода делается двухминутная пауза, во время которой сохраняется поверхностное дыхание. Бутейко считает, что такие задержки дыхания приводят в норму содержание в крови углекислого газа, снимают удушье и содействуют выздоровлению.
Техника поверхностного дыхания по Бутейко для купирования бронхоспазмов считается одной из самых эффективных.
Дыхательные тренажеры
Применение различных аппаратов для коррекции дыхания и выполнения упражнений дает хорошие результаты в пульмонологии. Дыхательные тренажеры при бронхиальной астме за основу берут следующие факторы:
· понижение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе;
· повышение содержания углекислоты;
· оказание сопротивления свободному дыханию;
· изменение частоты дыхательных актов и их ритмичности.
Особой популярностью пользуется дыхательный тренажер Флорова. Он подразумевает сочетание эффектов легкой гипоксии и гиперкапнии, а также регулируемое сопротивление дыханию.
Комплекс физических упражнений в рамках ЛФК
Грамотно подобранные физические упражнения при бронхиальной астме помогают больным справляться с приступами. А также с их помощью они поддерживают мышцы в тонусе без причинения себе вреда.
Лечебная физкультура при бронхиальной астме исключает интенсивный бег или упражнения, которые должны выполняться без перерыва на восстановление дыхания.
Основные задачи ЛФК при бронхиальной астме:
· снижение клеточного спазма бронхов любого калибра;
· улучшение оборота воздуха через легкие;
· активизация клеточного питания;
· обучение пациента контролировать вдох/выдох во время приступа.
ЛФК при бронхиальной астме включает легкие упражнения, которые под силу выполнить больным с любой физической подготовкой. Занимаются всегда в медленном или среднем темпе.
Возможный комплекс упражнений при бронхиальной астме:
1. Пациент располагается на стуле, прислонившись к спинке. Вначале сгибают и разгибают верхние конечности в локтях, повторяя упражнение 4-6 раз. Затем выполняют следующий элемент гимнастики — сгибание и разгибание стоп с одновременным сжатие кулачков. Совершается 6-8 повторений, выдерживая средний темп.
2. Больной стоит, держась за спинку кровати или стол. Выполняются элементы дыхательной гимнастики, произнося букву — «ж». Делается это упражнение 4-6 раз, в неспешном темпе. При это контролируется, чтобы выдох был удлиненным.
3. Пациент стоит, раздвинув ноги на ширине плеч, а кисти скрестив за затылком. В таком положении туловище наклоняется в стороны, что сопровождается выдохом. Выполняют 4-6 повторений в среднем темпе.
4. Больной стоит также, как в предыдущем положении, но руки опущены вдоль тела. Отводя верхние конечности в стороны, делается вдох. После этого, сжав нижнюю часть грудной клетки, человек выдыхает. Все движения этого элемента гимнастики выполняется медленно, с повторением до 6 раз.
5. Пациент стоит и держит в руках мяч. Набрав воздуха в грудь, руки с мячом поднимаются вверх. А опуская конечности вниз, человек выдыхает. При этом старается, чтобы выдох был удлиненный. Такие действия он выполняет 4-6 раз.
Для занятий ЛФК при бронхиальной астме комплекс упражнений обязательно подбирается пульмонологом совместно с физиотерапевтом. Перегружать организм противопоказано. Если появляется неровное дыхание, спазм или кашель, то выполнение упражнений прекращают.
Выполнять комплекс ЛФК при бронхиальной астме на улице во время дождя, ветра или холодной погоды противопоказано, поскольку любое переохлаждение провоцирует новые приступы.
Звуковая гимнастика
Особое внимание уделяют звуковой гимнастике при бронхиальной астме. Когда человек произносит звуки, вибрация складок слизистой оболочки гортани затрагивает воздухоносные пути, легкие и всю грудную клетку. За счет этого устраняется спазм гладкомышечных клеток бронхов любого калибра.
Глухие согласные (п, т, к, ф, с) при произнесении требуют максимального усилия. Это сопровождается приведением в тонус мускулатуры грудной клетки и грудобрюшной перегородки. Звонкие согласные (б, д, г, в, з) требуют средней силы напряжения, а слогообразующие согласные (м, н, л, р) произносятся легче всего.
Звуковая гимнастика может преследовать различные цели, но во всех случаях звуки произносятся в строгой последовательности, которую пояснит больному специалист.
Можно ли вылечить эту болезнь
Официальная медицина не дает однозначного ответа на вопрос о том, возможно ли полностью вылечить бронхиальную астму. Многие дети-астматики, достигнув совершеннолетия, навсегда забывают о неприятной симптоматике, связанной с этим заболеванием. Это может объясняться возрастным изменением иммунной системы (нормализацией). Наряду с этим большинство взрослых с таким диагнозом на протяжении всей жизни вынуждены прибегать к терапевтическим мерам.
Как проводится лечение
Лечебная гимнастика при бронхиальной астме — это лишь вспомогательный метод борьбы с данной патологией. Он не отменяет медикаментозного лечения. Традиционная терапия бывает базисной (нацелена на механизм развития патологии) и симптоматической (подавляет приступы при контакте с пусковым фактором).
Базисная назначается на продолжительное время. Больной ежедневно употребляет лекарства, независимо от самочувствия или других факторов. Симптоматической терапией пациент пользуется по факту появления первых признаков приступа удушья.
Диета
Медикаментозное лечение и ЛФК должна быть дополнены правильным питанием при бронхиальной астме. Предложить единую диету для больных с такой патологией практически невозможно. В каждом конкретном случае учитывают особенности и индивидуальную реакцию организма и вырабатывают индивидуальный план питания, придерживаясь основных правил диет при заболеваниях органов дыхания.
Заключение
1. Упражнения при бронхиальной астме подбирают индивидуально, учитывая следующие факторы: возраст и общее самочувствие больного, фазу заболевания (обострение или ремиссия) и его тяжесть.
2. Занятия дыхательной гимнастикой улучшают как физическое, так и эмоциональное состояние больных.
3. Положительный результат будет заметен только при регулярных занятиях на протяжении нескольких месяцев.
Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте Лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый материал!
Информация, размещенная на канале Дзен, носит ознакомительный характер. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.