Улучшение качества жизни при бронхиальной астме

Описание астмы

Бронхиальная астма – хроническое заболевание верхних дыхательных путей, сопровождающееся мучительными приступами кашля и удушья, чувством заложенности в груди. Астма является достаточно распространенной болезнью дыхательной системы и занимает ведущие позиции в статистике заболеваемости населения Земли.

В настоящее время этой патологией страдает свыше 235 миллионов жителей планеты, большая часть из них дети. Однако это заболевание является полностью контролируемым с помощью корректной терапии. Как только человеку выставляется данный диагноз, он задумывается над тем, как теперь ему жить с астмой и что это вообще такое.

О заболевании

В механизме возникновения бронхиальной астмы преобладают местные воспалительные и аллергические реакции в ответ на поступление раздражающих веществ в организм. При взаимодействии слизистой с раздражающими агентами в бронхах происходит сразу несколько реакций:

  • сгущение секрета слизистой, образование «пробки»;
  • сужение просвета бронхов, что влечет за собой затруднение при вдохе и выдохе;
  • бронхоспазм и развитие обструкции (закупорки).

Спустя несколько минут появляются симптомы дыхательной недостаточности, такие как втяжение межреберных промежутков, раздувание крыльев носа, синюшность кожных покровов. Опытному специалисту не составит труда выставить правильный диагноз, увидев эти проявления.

Что такое контролируемая астма

Мальчик с ингалятором

Под термином «контролируемая астма» подразумевается полное управление симптомами с помощью грамотно подобранной схемы лечения. В нее включают препараты экстренной помощи и поддерживающие. Здесь важную роль играет ответственный подход к следованию выбранной лечебной тактике и доверие к врачу. Даже при обнаружении начальных приступов бронхиальной астмы необходимо обратиться за квалифицированной помощью, чтобы предупредить ухудшение состояния.

Для помощи людям с астмой создаются специализированные школы, в которых врачи беседуют с пациентами, помогают выбрать подходящий образ жизни, рассказывают о том, какие существуют тревожные симптомы и лучшие схемы лечения. Больные, в свою очередь, получают ответ на свой главный вопрос: сколько живут при астме? Продолжительность жизни таких дисциплинированных больных не отличается от таковой у здоровых людей. Многим даже удается добиться успеха на спортивном поприще.

Лечение бронхиальной астмы

В 21-м веке бронхиальная астма часто диагностируется на ранних этапах развития. Больной живет в своем обычном темпе, невзирая на болезнь. Для выяснения точной причины астмы врачом могут быть назначены аллергопробы на наиболее распространенные аллергены. Самыми действенными препаратами для лечения заболевания являются бронхолитики и глюкокортикостероиды:

  • бронхолитические средства оказываются расслабляющее действие на мускулатуру бронхов, что значительно облегчает дыхание. Чаще всего эти лекарства имеют в своем составе сальбутамол и фенотерол. Также подобные препараты назначаются для первоочередного приема при обострениях;
  • глюкокортикостероиды обладают выраженным противовоспалительным и противоаллергическим действием. Но, поскольку злоупотребление этими препаратами может привести к нарушениям гормонального фона, их нужно принимать строго по назначению врача.

Препараты для лечения астмы выпускают в виде таблеток, спреев, внутримышечных и внутривенных инъекций. Но самым современным и удобным способом является впрыскивание препарата ингалятором. Пациент захватывает губами выходное отверстие устройств и на вдохе резко нажимает на дно ингалятора.

Понадобится небольшая тренировка перед постоянным использованием, но это единственный минус данного метода. Ингалятор – самый портативный способ применения препарата в необходимой дозировке.

Обученные пациенты нередко понимают, что жить при астме можно так же полноценно, как и до нее.

Образ жизни при астме

Женщина с лекарствами

Главной целью лечения является снизить до минимума частоту обострений болезни. Имея при себе необходимые средства поддерживающей терапии и препараты неотложной помощи, человек может заниматься спортом, путешествовать и продолжать работать. Для комфортной жизни при астме необходимо создать условия в своем доме: исключить пищевые аллергены, максимально увлажнить воздух в квартире, проводить ежедневную влажную уборку перед сном.

Многим пациентам помогает поездка к морю или в тропические страны, расположенные возле океана. Но в целом при осознанном подходе к приему препаратов астма позволяет жить, как удобно человеку.

Особенности питания

Еда

Для уменьшения частоты приступов астматикам рекомендуется вести дневник наблюдений. Тогда намного проще будет понять, какие продукты стоит исключить из рациона, а какие безвредны.

Как правило, аллергенами являются орехи, молочные продукты, яичный белок, цитрусовые и некоторые сорта мяса. Эти продукты можно с легкостью заменить, при этом потребление полезных веществ не уменьшится. Можно прибегнуть к помощи диетолога или попытаться самостоятельно сбалансировать рацион.

Читайте также:  Определение тяжести бронхиальной астмы

Бытовая сфера

Как же жить с бронхиальной астмой в обыденной жизни?  При контролируемом течении заболевания ограничений в трудовой или семейной жизни нет. Астматики спокойно создают семьи, рожают детей и работают на любимой работе.

Важно соблюдать подобранную схему лечения и исключить воздействие раздражающих веществ. Для укрепления мышечного аппарата бронхиального дерева рекомендуется регулярно выполнять дыхательную гимнастику. Она поможет снять спазм бронхов и облегчит дыхание даже при нагрузках.

Домашние животные

Ребенок с аллергией и собака

Больные бронхиальной астмой часто вынуждены избавиться от домашних животных. Но предварительно стоит выяснить истинную причину аллергического ответа. Если поддерживать порядок в доме и своевременно убирать пыль, питомцы могут и дальше радовать своим присутствием. Чаще бронхоспазмы вызывает не шерсть, а пыль.

Кроме этого, существует новый метод своеобразной иммунизации. Больному на протяжении некоторого времени вводят подкожно аллергены в минимальных дозах. Это позволяет избавиться от повышенной реактивности и оставить домашних животных.

Физический труд и спорт

Люди занимаются разминкой

Спортивная жизнь при контролируемой бронхиальной астме может быть достаточно активной. Не рекомендуется начинать с тяжелых видов спорта, но легкий бег и плавание подходит практически всем. Нагрузку необходимо дозировать в соответствии с текущим самочувствием. Не стоит увеличивать дозы физической активности, если недавно был перенесен приступ.

Если до выставления диагноза больной уже занимался определенным видом спорта, резкое возвращение к прежним нагрузкам может негативно отразиться на состоянии. С помощью врача и тренера можно составить индивидуальный план занятий и наслаждаться активной жизнью.

Прогноз

Доктор осматривает девушку

Контролируемая бронхиальная астма в современных реалиях не является тяжелым и инвалидизирующим заболеванием. Длительность и качество жизни полностью зависит от настроя и организованности пациента. Не нужно относиться к этой патологии как к приговору. Многие люди живут с бронхиальной астмой столько, сколько позволяет здоровье.

Но не стоит надеяться только на природные данные. Важно искать методы укрепления иммунных сил организма. Избегание стрессовых ситуаций также во многом продлит жизнь астматикам.

Только квалифицированный врач может помочь пациентам найти свою схему и настроиться на успех. Нетрадиционные методы лечения не всегда могут помочь, поэтому даже при незначительных проявлениях стоит обратиться за помощью к аллергологу или пульмонологу.

Источник

5.1.2. Âëèÿíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû íà êà÷åñòâî æèçíè äåòåé

 íà÷àëå òðåòüåãî òûñÿ÷åëåòèÿ îäíîé èç ãëîáàëüíûõ ïðîáëåì ìèðîâîãî çäðàâîîõðàíåíèÿ ÿâëÿåòñÿ áðîíõèàëüíàÿ àñòìà (ÁÀ).  íàñòîÿùåå âðåìÿ Á À ñòàëà è íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì õðîíè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì äåòñêîãî âîçðàñòà, ÷àñòîòà êîòîðîãî â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ñîñòàâëÿåò 4-12 %.  Ðîññèè ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÁÀ ó äåòåé äîñòèãàåò 5-10 % (Áàëàáîëêèí È. È., 1998). Äàííûå, ïîëó÷åííûå â ðàìêàõ ýïèäåìèîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ISAAC (International Study of Asthma and Allergy in Childhood), ïðîâåäåííîãî â Ðîññèè, äåìîíñòðèðóþò, ÷òî ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñèìïòîìîâ ÁÀ ñîïîñòàâèìà â ðàçíûõ ðåãèîíàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Òàê, íàïðèìåð, äàííûé ïîêàçàòåëü â äåòñêîé ïîïóëÿöèè ñîñòàâëÿåò 16,9 % â Ìîñêâå, 10,6-11-11,4 % – â Èðêóòñêå, Íîâîñèáèðñêå è Òîìñêå, ñîîòâåòñòâåííî.

Ñåãîäíÿ àñòìà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, â êîòîðîì ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìíîãèå êëåòêè è êëåòî÷íûå ýëåìåíòû (Êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè äëÿ ïåäèàòðîâ. Àëëåðãîëîãèÿ è èììóíîëîãèÿ. Ïîä îáùåé ðåäàêöèåé À. À. Áàðàíîâà è Ð. Ì. Õàèòîâà, 2008–2009).

Õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå îáóñëîâëèâàåò ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè, êîòîðàÿ ïðèâîäèò ê ïîâòîðíûì ýïèçîäàì ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, îäûøêå, ÷óâñòâó çàëîæåííîñòè â ãðóäè è êàøëþ, îñîáåííî ïî íî÷àì èëè ðàííèì óòðîì.

Êàê ïîä÷åðêèâàåòñÿ â Íàöèîíàëüíîé ïðîãðàììå «Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ó äåòåé. Ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêà»: «…áðîíõèàëüíàÿ àñòìà – ýòî õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, êîòîðîå ìîæåò ïðèâåñòè ê çíà÷èòåëüíûì îãðàíè÷åíèÿì â ôèçè÷åñêîì, ýìîöèîíàëüíîì è ñîöèàëüíîì àñïåêòàõ æèçíè áîëüíîãî, ïðè÷åì ýìîöèîíàëüíûå ôàêòîðû è îãðàíè÷åíèÿ â ñîöèàëüíîé ñôåðå ìîãóò áûòü âàæíåå íåàäåêâàòíî êîíòðîëèðóåìûõ ñèìïòîìîâ».

Õðîíè÷åñêèé õàðàêòåð òå÷åíèÿ Á À, íåîáõîäèìîñòü äëèòåëüíîé ôàðìàêîòåðàïèè, íåâîçìîæíîñòü âûïîëíåíèÿ îïðåäåëåííûõ âèäîâ ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, îãðàíè÷åíèÿ â âûáîðå ïðîôåññèè è ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîå íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà êà÷åñòâî æèçíè äåòåé ñ Á À.

Читайте также:  Можно водить автомобиль с бронхиальной астмой

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, âñå óâåëè÷èâàþùèåñÿ òåðàïåâòè÷åñêèå âîçìîæíîñòè è áûñòðî èçìåíÿþùèåñÿ ïîäõîäû ê âåäåíèþ ïàöèåíòîâ ñ àñòìîé ñòàâÿò çàêîíîìåðíûé âîïðîñ: à ê ÷åìó, ñîáñòâåííî, íóæíî ñòðåìèòüñÿ?  ñâåòå ïîñëåäíèõ âîççðåíèé îòâåò äîñòàòî÷åí î÷åâèäåí: ñòðåìèòüñÿ íóæíî ê òîìó, ÷òîáû ïàöèåíò, äàæå ñ òÿæåëûì òå÷åíèåì ÁÀ, íå ÷óâñòâîâàë ñåáÿ «áîëüíûì», ò. å. óùåðáíûì â êàêèõ-ëèáî ñòîðîíàõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè, à âî âñåõ îòíîøåíèÿõ ñ÷èòàë ñåáÿ «çäîðîâûì».

Íåàäåêâàòíîå ëå÷åíèå Á À ó äåòåé ïðèâîäèò ê íåêîíòðîëèðóåìîìó òå÷åíèþ ñ ñîõðàíåíèåì âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé â áðîíõàõ è ïåðñèñòåíöèåé áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè, óòÿæåëåíèþ òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ, ÷òî óõóäøàåò è ôèçè÷åñêîå, è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà è çíà÷èòåëüíî ñíèæàåò åãî ñîöèàëüíóþ àêòèâíîñòü. Òàêèì îáðàçîì, íåêîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå Á À ëþáîé ñòåïåíè òÿæåñòè çíà÷èòåëüíî âëèÿåò íà êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ.

Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ óäåëÿåò áîëüøîå âíèìàíèå ðàçâèòèþ íàóêè î êà÷åñòâå æèçíè (ÊÆ) êàê âàæíîìó èíñòðóìåíòó ïðè ïðèíÿòèè ðåøåíèÿ î ìåòîäàõ ëå÷åíèÿ, ïðîôèëàêòèêå, ïëàíèðîâàíèè íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé è ïîäãîòîâêå ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà.

Ó÷èòûâàÿ âûñîêóþ ðàñïðîñòðàíåííîñòü è áîëüøîå ìåäèêî-ñîöèàëüíîå çíà÷åíèå ïîñëåäñòâèé õðîíè÷åñêèõ áîëåçíåé äûõàòåëüíûõ ïóòåé (â òîì ÷èñëå è ÁÀ), èññëåäîâàíèå ÊÆ ëþäåé ñ ýòèìè çàáîëåâàíèÿìè ÿâëÿåòñÿ êðàéíå àêòóàëüíûì.

Äëÿ îöåíêè âëèÿíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû íà êà÷åñòâî æèçíè â èññëåäîâàíèå áûëî âêëþ÷åíî 50 äåòåé â âîçðàñòå îò 6 äî 18 ëåò ñ óñòàíîâëåííûì äèàãíîçîì «áðîíõèàëüíàÿ àñòìà». Ðàáîòà ïðîâîäèëàñü â 2002–2005 ãã. â îòäåëåíèè ñòàöèîíàðîçàìåùàþùèõ òåõíîëîãèé ÍÈÈ ïåäèàòðèè ÃÓ ÍÖÇÄ ÐÀÌÍ (çàâåäóþùàÿ – ä.ì.í., ïðîôåññîð Ë. Ñ. Íàìàçîâà).

Âñåì ïàöèåíòàì áûëî ïðîâåäåíî êîìïëåêñíîå îáñëåäîâàíèå, âêëþ÷àâøåå îáùåêëèíè÷åñêîå (êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè, îáùèé àíàëèç ìî÷è, èññëåäîâàíèå ÔÂÄ, ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå îðãàíîâ ãðóäíîé êëåòêè, óëüòðàçâóêîâîå èññëåäîâàíèå îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè, ÝÊÃ), àëëåðãîëî-ãè÷åñêîå (ñáîð äàííûõ àëëåðãîëîãè÷åñêîãî àíàìíåçà, ïîñòàíîâêà êîæíûõ ñêàðèôèêàöèîííûõ ïðîá ñ àëëåðãåíàìè, îïðåäåëåíèå óðîâíÿ îáùåãî IgE), èììóíîëîãè÷åñêîå (îïðåäåëåíèå óðîâíåé èììóíîãëîáóëèíîâ À, Ì, G) è îöåíêó êà÷åñòâà æèçíè.

Äëÿ îöåíêè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé èñïîëüçîâàëñÿ «Âîïðîñíèê îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ðóñèôèöèðîâàííûì àíàëîãîì âîïðîñíèêà Child Health Questionnaire, ïðîøåäøèé ïîëíûé öèêë ÿçûêîâîé àäàïòàöèè â ÐÔ. Ñ ïîìîùüþ äàííîãî îïðîñíèêà ïðîâîäèëîñü îäíîâðåìåííîå, íî ðàçäåëüíîå àíêåòèðîâàíèå äåòåé (äåòñêàÿ âåðñèÿ îïðîñíèêà âêëþ÷àëà 87 âîïðîñîâ) è âçðîñëûõ (âåðñèÿ ñîñòîÿëà èç 50 âîïðîñîâ). Âñå äåòñêèå ôîðìû îïðîñíèêà çàïîëíÿëèñü â õîäå èíòåðâüþ, ðîäèòåëè çàïîëíÿëè îïðîñíèê ñàìîñòîÿòåëüíî.  êà÷åñòâå ñïåöèàëèçèðîâàííîãî îïðîñíèêà äëÿ îöåíêè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé áûëà èñïîëüçîâàíà îôèöèàëüíàÿ ðóññêîÿçû÷íàÿ âåðñèÿ Pediatric Asthma Quality of life Questionnaire (PAQLQ). Îïðîñíèê çàïîëíÿëñÿ â õîäå èíòåðâüþ.

Íà ïåðâîì ýòàïå â èññëåäîâàíèå áûëî âêëþ÷åíî 50 äåòåé. Äàííûå ïàöèåíòû ñîñòàâèëè I ãðóïïó, êîòîðàÿ â çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì áûëà ðàçäåëåíà íà 2 ïîäãðóïïû: IA – 15 äåòåé ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé è IB – 35 äåòåé ñ íåêîíòðîëèðóåìîé àñòìîé.  êà÷åñòâå êðèòåðèåâ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì èñïîëüçîâàëàñü ïðåäëîæåííàÿ Ãëîáàëüíîé ñòðàòåãèåé ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû (GINA, 2002) ñîâîêóïíîñòü ñëåäóþùèõ ïîêàçàòåëåé: ìèíèìàëüíàÿ âûðàæåííîñòü (â èäåàëå – îòñóòñòâèå) õðîíè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ àñòìû, âêëþ÷àÿ íî÷íûå; ìèíèìàëüíûå (íå÷àñòûå) îáîñòðåíèÿ; îòñóòñòâèå íåîáõîäèìîñòè â ñêîðîé è íåîòëîæíîé ïîìîùè; ìèíèìàëüíàÿ ïîòðåáíîñòü (â èäåàëå – îòñóòñòâèå) â ïðèìåíåíèè ð2-àãîíèñòà (ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè); îòñóòñòâèå îãðàíè÷åíèé àêòèâíîñòè, â òîì ÷èñëå ôèçè÷åñêîé; ñóòî÷íûå êîëåáàíèÿ ÏÑ ìåíåå 20 %; íîðìàëüíûå (áëèçêèå ê íîðìàëüíûì) ïîêàçàòåëè ÏÑÂ; ìèíèìàëüíàÿ âûðàæåííîñòü (èëè îòñóòñòâèå) íåæåëàòåëüíûõ ýôôåêòîâ îò ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ. Ó âñåõ ïàöèåíòîâ äàííîé ãðóïïû áûëà äèàãíîñòèðîâàíà àòîïè÷åñêàÿ ôîðìà ÁÀ, ÷òî ïîäòâåðæäàëîñü äàííûìè àëëåðãîëîãè÷åñêîãî è èììóíîëîãè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ.

Âñå ïàöèåíòû IA ïîäãðóïïû â òå÷åíèå ïîñëåäíèõ òðåõ ìåñÿöåâ ïåðåä ïîñòóïëåíèåì ðåãóëÿðíî ïîëó÷àëè àäåêâàòíóþ ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ (èíãàëÿöèîííûìè êîðòèêîñòåðîèäàìè (ÈÊÑ) è êðîìîíàìè) è íà ïðîòÿæåíèè íå ìåíåå 4 ïîñëåäíèõ íåäåëü äîñòèãëè êðèòåðèåâ êîíòðîëèðóåìîé àñòìû. Îáùèé óðîâåíü èììóíîãëîáóëèíà Å â êðîâè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû áûë äîñòîâåðíî íèæå, ÷åì ó äåòåé IB ïîäãðóïïû.

Ïàöèåíòû IB ïîäãðóïïû, òàêæå ïîëó÷àâøèå â òå÷åíèå 3 ïîñëåäíèõ ìåñÿöåâ ïåðåä ïîñòóïëåíèåì â îòäåëåíèå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ òåðàïèþ (èíãàëÿöèîííûìè êîðòèêîñòåðîèäàìè è êðîìîíàìè), ïðåïàðàòû è äîçèðîâêè êîòîðîé íå ñîîòâåòñòâîâàëè ñòåïåíè òÿæåñòè áîëåçíè, íà ïðîòÿæåíèè 4 ïîñëåäíèõ íåäåëü êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì íå äîñòèãëè. Ó âñåõ äåòåé äàííîé ïîäãðóïïû â òå÷åíèå óêàçàííîãî ïðîìåæóòêà âðåìåíè îòìå÷àëèñü îáîñòðåíèÿ ÁÀ, ñðåäíåå çíà÷åíèå ñîñòàâèëî 5,71 ± 2,39, ïðè ýòîì 19 ïàöèåíòîâ (54,3 %) èìåëè áîëåå 4 îáîñòðåíèé â ìåñÿö. Ó 26 ïàöèåíòîâ (74,3 %) îòìå÷àëèñü íî÷íûå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ, ñðåäíåå çíà÷åíèå ñîñòàâèëî 2 ± 1,98. Ñðåäíÿÿ ïîòðåáíîñòü â ïðèìåíåíèè (^-àãîíèñòîâ êîðîòêîãî äåéñòâèÿ â ñóòêè çà ïîñëåäíþþ íåäåëþ ñîñòàâèëà 2,11 ± 0,85 èíãàëÿöèè. Ñðåäíåå çíà÷åíèå ïîêàçàòåëÿ ÎÔÂ1 ðàâíÿëîñü 78,7 ± 2,88 %, à ñóòî÷íîé ëàáèëüíîñòè áðîíõî⠖ 22,6 ± 3,83 %.

Читайте также:  Причины появления бронхиальной астмы у ребенка

Ïîêàçàòåëè êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ ñðàâíèâàëèñü ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè ïîêàçàòåëåé êà÷åñòâà æèçíè çäîðîâûõ äåòåé ÐÔ, ïîëó÷åííûìè â ìíîãîöåíòðîâîì ïîïóëÿöèîííîì èññëåäîâàíèè ÈÊÀÐ (Èññëåäîâàíèå ÊÀ÷åñòâà æèçíè â Ðîññèè, 2003).

Ïðè àíêåòèðîâàíèè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé (òàáëèöà 5.9.) íå áûëî îòìå÷åíî ñòàòèñòè÷åñêè äîñòîâåðíîãî ñíèæåíèÿ ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðèçóþùèõ èõ ôèçè÷åñêèé («Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü», «Ðîëü ôèçè÷åñêèõ ïðîáëåì â îãðàíè÷åíèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè», «Áîëåâûå îùóùåíèÿ» è «Îáùåå çäîðîâüå») è ïñèõîñîöèàëüíûé ñòàòóñ («Ðîëü ýìîöèîíàëüíûõ, ïîâåäåí÷åñêèõ ïðîáëåì â îãðàíè÷åíèè æèçíåäåÿòåëüíîñòè», «Ñàìîîöåíêà», «Ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå», «Îáùåå ïîâåäåíèå») ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè > 0,05). Òàêèå ïîêàçàòåëè, êàê «Ñåìåéíàÿ àêòèâíîñòü», «Ñïëî÷åííîñòü ñåìüè» è «Ñðàâíåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ» òàêæå äîñòîâåðíî íå îòëè÷àëèñü îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé > 0,05).

Òàêèì îáðàçîì, ÊÆ äåòåé ñ êîíòðîëèðóåìîé àñòìîé (ïî ìíåíèþ ñàìèõ ïàöèåíòîâ) äîñòîâåðíî íå îòëè÷àëîñü îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé ïîêàçàòåëåé ÊÆ äåòåé â Ðîññèè.

Òàáëèöà 5.9. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî äàííûì «Âîïðîñíèêà îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», äåòñêàÿ âåðñèÿ)

Улучшение качества жизни при бронхиальной астме

Ïðèìå÷àíèå.* – ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè.

 òî æå âðåìÿ ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû (ñ íåêîíòðîëèðóåìîé àñòìîé) ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ôèçè÷åñêèé è ïñèõîñîöèàëüíûé ñòàòóñ (çà èñêëþ÷åíèåì ïîêàçàòåëåé, îòðàæàþùèõ ïîâåäåíèå), áûëè äîñòîâåðíî íèæå ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé < 0,05).

Íåñìîòðÿ íà íàëè÷èå êîíòðîëÿ íàä ÁÀ, ðîäèòåëè ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû â ñâîèõ îòâåòàõ îïèñûâàëè îãðàíè÷åíèå ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé, óðîâíÿ ñàìîîöåíêè, à òàêæå îáùåãî ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ äåòåé, â îòëè÷èå îò ñàìèõ ïàöèåíòîâ, ò. å. ÊÆ ñâîèõ äåòåé îíè îöåíèâàëè êàê áîëåå íèçêîå ïî ñðàâíåíèþ ñ îöåíêîé ñàìèõ ïàöèåíòîâ (òàáë. 5.10.). Ðåçóëüòàòû, ïîëó÷åííûå ïðè àíêåòèðîâàíèè ðîäèòåëåé ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû, áûëè àíàëîãè÷íû ðåçóëüòàòàì, ïîëó÷åííûì ïðè àíêåòèðîâàíèè äåòåé. Äîïîëíèòåëüíî ê ýòîìó ðîäèòåëè, â îòëè÷èå îò ñàìèõ ïàöèåíòîâ, êîíñòàòèðîâàëè çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà ñîñòîÿíèå äåòåé îòñóòñòâèÿ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì, êîòîðîå òàêæå îãðàíè÷èâàëî èõ ñâîáîäíîå âðåìÿ è ñåìåéíóþ àêòèâíîñòü < 0,05).

Òàáëèöà 5.10. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî äàííûì «Âîïðîñíèêà îöåíêè ñòàòóñà çäîðîâüÿ äåòåé», âçðîñëàÿ âåðñèÿ)

Улучшение качества жизни при бронхиальной астме

Ïðèìå÷àíèå.

* – ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñî ñðåäíåïîïóëÿöèîííûìè çíà÷åíèÿìè.

Ïðè îöåíêå ñïåöèôè÷åñêîãî êà÷åñòâà æèçíè ó ïàöèåíòîâ IA ïîäãðóïïû (òàáë. 5.11.) àñòìà îêàçûâàëà ìèíèìàëüíîå âëèÿíèå íà ÊÆ, ÷òî ïîäòâåðæäàëîñü äîñòàòî÷íî âûñîêèìè ïîêàçàòåëÿìè.

Êàê âèäíî èç òàáëèöû 5.11., ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû âñå ïîêàçàòåëè ñïåöèôè÷åñêîãî ÊÆ áûëè äîñòîâåðíî áîëåå íèçêèìè ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè ÊÆ ïàöèåíòîâ, èìåþùèõ êîíòðîëèðóåìîå òå÷åíèå Á À, ò. å. ó ïàöèåíòîâ IB ïîäãðóïïû ñ íåêîíòðîëèðóåìîé ÁÀ çàáîëåâàíèå â áîëüøåé ñòåïåíè îêàçûâàëî âëèÿíèå íà äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü è ýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó ïàöèåíòîâ, à â ñî÷åòàíèè ñ ïåðñèñòèðóþùèìè ñèìïòîìàìè ñïîñîáñòâîâàëî áîëåå íèçêîìó ÊÆ ïî ñðàâíåíèþ ñ ïàöèåíòàìè, äîñòèãøèìè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì.

Òàáëèöà 5-11. Ïàðàìåòðû ÊÆ äåòåé I ãðóïïû (ïî âîïðîñíèêó PAQLQ)

Улучшение качества жизни при бронхиальной астме

Ïðèìå÷àíèå.

* – ð < 0,001 ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè IA ïîäãðóïïû;

** – ð < 0,05 ïî ñðàâíåíèþ ñ ïîêàçàòåëÿìè IA ïîäãðóïïû.

Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ, áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, çàâèñèò îò ñòåïåíè êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì. Ïîêàçàòåëè ÊÆ ïàöèåíòîâ, äîñòèãøèõ êîíòðîëÿ íàä ÁÀ, äîñòîâåðíî íå îòëè÷àþòñÿ îò ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé.  òî æå âðåìÿ îòñóòñòâèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì ïðèâîäèò ê îãðàíè÷åíèþ ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé, íåãàòèâíî âëèÿåò íà ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó, ÷òî â ñîâîêóïíîñòè ñíèæàåò îáùåå ÊÆ äåòåé. Ïîêàçàòåëè ÊÆ ïàöèåíòîâ, èìåþùèõ íåêîíòðîëèðóåìóþ àñòìó äîñòîâåðíî íèæå êàê ñðåäíåïîïóëÿöèîííûõ çíà÷åíèé, òàê è ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðíûõ äëÿ ïàöèåíòîâ, äîñòèãøèõ êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì. Îòñóòñòâèå êîíòðîëÿ íàä çàáîëåâàíèåì îêàçûâàåò âëèÿíèå è íà ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðîäèòåëåé, îãðàíè÷èâàåò èõ ñâîáîäíîå âðåìÿ, ñíèæàåò ñåìåéíóþ àêòèâíîñòü è êà÷åñòâî æèçíè âñåõ ÷ëåíîâ ñåìüè.

Источник