Уход при бронхиальной астме у детей

Фото 1Трудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Полностью вылечить человека от астмы не представляется возможным.

Однако качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению. Об основных аспектах сестринского ухода при бронхиальной астме речь пойдет в данной статье.

Аспекты процесса, ухода и помощи

Для обеспечения качественного ухода медицинские работники среднего звена должны знать этиологию, симптоматику и основные методы лечения болезни. Астма представляет собой воспалительное заболевание аллергического характера. Основным симптомом патологии можно назвать регулярно возникающие приступы удушья, развивающиеся из-за спазма бронхов.

Фото 2

Причины болезни неизвестны. Считается, что основным предрасполагающим фактором являются генетические особенности организма. Вероятность появления патологии увеличивается при табакокурении, недостатке веса при рождении, заражении паразитами.

Вызвать приступ удушья могут:

  • проникновение в верхние дыхательные пути аллергенов;
  • резкие запахи (дым, парфюмерия);
  • физическое перенапряжение;
  • смех или рыдания;
  • сильные стресс.

Нередко люди, страдающие бронхиальной астмой, отличаются повышенной метеочувствительностью, то есть удушье у них может быть спровоцировано резким изменением погоды.

Приступ развивается по определенному алгоритму:

  • период предвестников. Пациент кашляет, дыхание становится все более затрудненным. Кожные покровы бледнеют, может выступать холодный пот;
  • разгар приступа. Из-за спазма бронхов развивается удушье с характерным ощущением сжатия в районе грудной клетки. Пациент совершает короткие вдохи и длинные выдохи. Дыхание становится шумным, хриплым. Лицо бледнеет, если приступ затягивается кожа становится синюшной. При отсутствии своевременной помощи может развиваться астматический статус, угрожающий жизни пациента;
  • обратное развитие. Мокрота откашливается, приступ постепенно проходит, пациенту становится лучше.

Сестринский процесс

Сестринский процесс включает несколько базовых этапов:

  • сбор анамнеза;
  • выявление основных проблем пациента;
  • дифференциальная диагностика, то есть исключение патологий со схожей симптоматикой, например, болезней сердца;
  • организация ухода в стационарных условиях;
  • выполнение сделанных лечащим врачом назначений;
  • получение обратной связи, то есть оценка того, насколько эффективным является уход.

На первом этапе медицинская сестра должна подробно выслушать жалобы пациента. Также очень важно выслушать его родственников: сам пациент может не придавать значения важным симптомам, которые имеют решающее значение в постановке диагноза. Объективно оценить состояние пациента помогает осмотр и наблюдение в момент развития приступа. Во время приступа пациент может испытывать острый страх и даже панику. В этом случае медсестра должна успокоить его, дать необходимое лекарство, помочь занять удобную позу.

Фото 3

На этапе выявления проблем медсестра должна выяснить, что именно беспокоить конкретного пациента, а также найти варианты облегчения его состояния. Например, если человек боится, что умрет во время приступа, медсестра должна провести разъяснительную беседу и рассказать о назначенных лекарствах, которые купируют приступ и снимают бронхоспазм. В случае мучительного непродуктивного кашля важно обеспечить пациенту достаточный объем питья и проследить за тем, чтобы он принимал назначенные врачом муколитики.

На этапе исключения аналогичных заболеваний важно выявить наличие признаков, которые указывают на наличие у пациента патологии, дающей аналогичную астме клиническую картину. Например, это может быть хронический бронхит, сенная лихорадка или истероидная астма.

Одним из важнейших этапов сестринского процесса является обеспечение ухода в условиях стационара. Медсестра должна следить за выполнением режима и обеспечивать всю необходимую помощь. Например, если пациент в силу возраста не может принимать пищу самостоятельно, сестра должна помочь ему в этом. Также нужно прослеживать, выполняются ли врачебные рекомендации и дает ли назначенное лечение нужные результаты.

Сестринский процесс у детей

При бронхиальной астме у ребенка медицинская сестра должна действовать следующим образом. Прежде всего требуется собрать данные о состоянии несовершеннолетнего пациента. При этом нужно выяснить:

  • с какой частотой развиваются приступы и какие факторы могут их спровоцировать;
  • какова интенсивность приступов удушья;
  • проходит ли приступ без какого-либо вмешательства;
  • какие лекарства используются для лечения.

Важно отслеживать наличие у ребенка вынужденной позы, характер одышки, наличие цианоза, тахикардии и других признаков дыхательной недостаточности.

Так как ребенок не всегда может ответить на вопросы медицинского работника, особое значение приобретает опрос его родственников. Медицинской сестре важно помнить, что родители ребенка в силу волнения и растерянности не всегда способны дать исчерпывающие ответы на заданные вопросы. Важно постараться успокоить родителей, объяснить им ситуацию и постараться создать доверительную атмосферу во время сбора анамнеза.

Фото 4

Медицинской сестре требуется выявить имеющиеся у пациента проблемы, например, нарушения сна, нарушения дыхания, подавленное состояние из-за вынужденного пребывания в больнице и т. д. После выявления проблем медсестра должна разработать способы их ликвидации и проследить за тем, удалось ли добиться поставленной цели.

Важно! Для постановки правильного диагноза важно провести определенные диагностические процедуры, например, взять кровь и мокроту на анализ. Медсестра должна не только объяснить ребенку и его родственникам необходимость грядущей манипуляции и успокоить несовершеннолетнего пациента, но и получить у его родственников информированное согласие на вмешательство.

Сестринский уход

К главным аспектам сестринского ухода при астме можно отнести:

  • организацию режима пациента;
  • организацию правильного питания больного;
  • информирование и обучение пациента;
  • мониторинг состояния больного и выполнения им всех назначений, сделанных врачом;
  • выполнение назначений, сделанных лечащим врачом.

Под организацией режима подразумевается необходимость дать подобные рекомендации относительно профилактики приступов как самому пациенту, так и его родственникам. Например, важно, чтобы в доме пациента отсутствовали ковры, в которых накапливается пыль, бытовая химия с сильными запахами, растворители и другие потенциальные аллергены. Человеку с астмой требуется избегать чрезмерных физических нагрузок и стрессов, отказаться от курения и алкоголя, соблюдать режим дня и т. д.

Фото 5

Под организацией правильного питания подразумевается употребление пациентом достаточного количества легкоусвояемой, питательной пищи, которая не содержит потенциальных аллергенов. При астме требуется исключить алкогольные напитки: спиртное сужает сосуды и провоцирует сильные приступы, которые могут стать причиной помещения в отделение интенсивной терапии. Некоторые формы астмы могут вызывать непереносимость аспирина. Пациент должен избегать продуктов, в состав которых входят аспириноподобные вещества (картофель, некоторые овощи, консервы и т. д.).

Очень важно обучить пациента жить с бронхиальной астмой. Несмотря на то, что эта патология неизлечима, у человека остается возможность контролировать болезнь и жить нормальной жизнью. В задачи медицинской сестры входит информирование о том, как пользоваться ингалятором, как вести себя при приближении приступа и т. д. Также требуется обучить родственников пациента действовать при развившемся у пациента астматическом приступе.

Медсестра контролирует, принимает при пациент препараты, назначенные врачом, а также отслеживает реакцию на лечение и готовит больного к процедурам (как лечебным, так и диагностическим).

Важно! Для оказания качественной помощи медицинской сестре важно установить с пациентом и его родственником доверительные отношения. Важно проявлять интерес к настроению и самочувствию пациента, называть его по имени и отчеству, а не по фамилии, проявлять сочувствие и сопереживание. Если пациент доверяет персоналу лечебного учреждения, гораздо больше шансов на то, что он будет досконально выполнять данные ему рекомендации.

Сестринский уход у детей

После того, как пациенту поставлен диагноз, врач назначает лечение и составляет план, по которому будет оказываться необходимая помощь. В задачи медсестры входят:

  • организация правильного ухода, гарантирующего скорое выздоровление;
  • составление плана, по которому будет оказываться помощь.

Также уход включает в себя отслеживание выполнения рекомендаций, данных лечащим врачом.

Фото 6

К основным обязанностям медсестры можно отнести:

  • информирование пациента и его родителей относительно специфики заболевания и особенностей жизни с астмой;
  • контроль за своевременным приемом медикаментов и посещением необходимых процедур;
  • обучение правильной технику дыхания, помогающей справляться с развивающимися приступами;
  • обучение приемам снятия приступа удушья, психологическая помощь, которая помогает избавиться от страха погибнуть в момент приступа.

Медсестра должна не только следить за выполнением рекомендаций врача в момент пребывания ребенка с лечебном учреждении, но и объяснить родителям пациента, каким образом уменьшить количество приступов в будущем. Для достижения этой цели важны диета, режим дня, отсутствие стрессов и и т. д.

Сестринская помощь

Медицинская сестра обязана оказывать пациенту помощь при развитии у него приступа удушья или астматического статуса.

Если у пациента развился приступ удушья, медсестра должна вести себя следующим образом:

  • проветрить помещение, усадить больного в удобное положение;
  • предложить больного задержать дыхание волевым усилием;
  • предложить пациенту ингаляцию сальбутамола или атровента (в зависимости от назначения лечащего врача);
  • ввести внутривенно раствор эуфиллина;
  • подать увлажненный кислород для снятия симптомов гипоксии.

После снятия приступа важно наблюдать за состоянием пациента в течение некоторого времени, отслеживая его дыхание, пульс, отхождение мокроты и другие параметры.

Фото 7

При астматическом статусе приступ удушья не удается снять привычными для пациента способами. При этом развиваются тахикардий и судороги, резко снижается давление и возникают другие симптомы, которые требуют немедленной доставки больного в отделение интенсивной терапии. Помощь при астматическом статусе включает в себя:

  • капельное введение полиглюкина, гемодеза и других препаратов по назначению врача;
  • внутривенное введение эуфиллина;
  • каждые четыре часа внутривенно вводится преднизолон.

Важно! При развитии астматического статуса противопоказаны морфий, пипольфен и другие препараты, которые могут привести к угнетению дыхания.

Сестринская помощь у детей

Медицинской сестре необходимо оказывать помощь не только пациенту, но и его близким. К основным вмешательствам можно отнести:

  • информирование родственников об имеющихся рисках и способах их ликвидации;
  • создание комфортной атмосферы. Медсестра должна оказывать родственникам пациента и ребенку психологическую поддержку, успокаивать и обнадеживать их, настраивать на сотрудничество;
  • обучение родителей и ребенка (если позволяет его возраст) самостоятельному контролю за своим состоянием. В частности, важно регулярно проводить мониторинг внешнего дыхания (пикфлоуметрию) и отслеживать приближающийся приступ;
  • обучение родителей ведению дневника, в который следует заносить данные пикфлоуметрии, а также реакцию ребенка на принимаемые препараты. Такой дневник очень важен для назначения правильного лечения в случае госпитализации ребенка;
  • проведение бесед о необходимости регулярных занятий лечебной физкультурой в домашних условиях;
  • при развитии у ребенка приступа требуется обеспечить ему правильное положение (с приподнятой головой), дать ингалятор, ввести назначенные врачом препараты.

Совет! В лечении астмы у ребенка очень важна атмосфера в семье. Медицинская сестра должна порекомендовать родителям отказаться от избыточной опеки и построить равноправные отношения с ребенком. Отсутствие стрессов очень важно для пациентов, страдающих бронхиальной астмой!

Медсестра принимает активнейшее участие в лечении и реабилитации пациентов, страдающих бронхиальной астмой. Важно, что сестра не просто помогает лечащему врачу, но и морально поддерживает больных, настраивает их на выздоровление и вселяет оптимизм, одновременно принимая на себя просветительскую роль. При этом залогом успеха является искреннее сочувствие пациентам и желание помочь им как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

Источник

Согласно статистике бронхиальная астма выявляется примерно у 5-10% детей, причем каждые 10 лет этот процент увеличивается. Главной причиной такой печальной тенденции многие специалисты считают ухудшение экологической ситуации в мире, появление большого количества потенциальных аллергенов. Подтверждается это тем, что в развитых странах количество астматиков намного выше, чем в регионах, где технический прогресс охватил не так много сфер. Чаще всего у детей заболевание диагностируется в дошкольном возрасте, а первые тревожные признаки могут обнаружиться еще до года.

Причины развития заболевания

Бронхиальная астма – хроническое заболевание, в основе которого лежит воспаление слизистой оболочки бронхов и бронхиальная гиперреактивность, или по-другому повышенная раздражимость. Течение болезни характеризуется наличием специфических приступов бронхиальной обструкции, возникающих в ответ на какой-либо раздражитель. В момент приступа происходит сужение просвета бронхов различного диаметра: как крупных, так и мелких.

К группе риска по развитию бронхиальной астмы относятся дети, у которых:

  • имеются аллергические заболевания (атопический дерматит, поллиноз, пищевая аллергия) или наследственная предрасположенность к аллергии;
  • родители или другие ближайшие родственники болеют бронхиальной астмой;
  • имеется постоянный контакт с табачным дымом (курящие родители, курение матери в период беременности);
  • отмечались эпизоды обструкции бронхов без температуры, не являющиеся следствием инфекционных болезней;
  • место проживания находится в экологически загрязненной зоне, рядом с крупными предприятиями или заводами, где воздух пропитан токсичными выбросами;
  • избыточная масса тела, сопровождающаяся более высоким положением диафрагмы и затрудненной вентиляцией легких;
  • часто бывают ОРВИ, дающие осложнения на бронхи, в анамнезе присутствует более трех обструктивных эпизодов за год.

Механизм развития астмы заключается в утолщении мышечного слоя и деформации стенок бронхов, затрудненной эвакуации слизи, нарушении циркуляции воздуха. Увеличивается количество клеток, продуцирующих слизь, причем вырабатываемая слизь имеет вязкую консистенцию, уменьшается число ворсинок, участвующих в ее выведении.

Виды заболевания

В зависимости от причины различают два основных вида бронхиальной астмы.

Атопическая. Возникает вследствие аллергических реакций, именно этот вид в большинстве случаев выявляется у детей.

Инфекционно-аллергическая. Развивается вследствие хронических инфекций дыхательных путей (хронический бронхит), у детей бывает редко.

По степени тяжести течения различают следующие виды бронхиальной астмы:

  1. Легкая. Приступы возникают редко (реже 1 раза в месяц), спонтанно, быстро купируются приемом бронхолитиков, физическая нагрузка переносится нормально или с небольшими нарушениями.
  2. Среднетяжелая. Периодичность приступов астмы составляет раз в неделю, купируются бронхолитиками, симптомы заболевания регулярно проявляются ночью, физические нагрузки переносятся проблематично.
  3. Тяжелая. Приступы возникают по несколько раз в неделю, имеют затяжной характер, купируются бронхолитиками и гормональными препаратами, переносимость физических нагрузок резко снижается.

К раздражающим факторам, способным вызвать приступ астмы, относятся:

  • выхлопные газы;
  • табачный дым;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • холодный или пересушенный воздух;
  • парфюмы с резким и интенсивным запахом;
  • занятия спортом, физические нагрузки;
  • средства бытовой химии;
  • нервный стресс, эмоциональное потрясение.

Приступы атопической бронхиальной астмы чаще всего возникают у детей после контакта с ингаляционными аллергенами, к которым относятся домашняя и библиотечная пыль, шерсть и частички кожи домашних животных, споры плесени, пыльца растений. Отмечаются случаи развития бронхиальной астмы и на фоне пищевой аллергии, их частота составляет около 5%. Спровоцировать ее могут аллергены, содержащиеся в орехах, меде, шоколаде, молоке, рыбе и других продуктах. Также причиной астмы может стать длительный прием антибиотиков, витаминных комплексов, аспирина.

Симптомы астмы

Симптомы бронхиальной астмы у детей могут быть различными. Даже у одного и того же ребенка она часто проявляется по-разному в определенном возрасте. Заподозрить заболевание можно по следующим клиническим признакам:

  • сухой кашель, возникающий во время активных игр, физических нагрузок, смеха, плача, по ночам и после пробуждения утром;
  • хронический кашель;
  • периодическое учащение дыхания;
  • пассивность в играх;
  • жалобы ребенка на боль и чувство сдавливания в груди, нехватку воздуха;
  • затрудненное дыхание, сопровождающееся одышкой, свистом и хрипами;
  • общая слабость, усталость, пассивность в играх.

Характерным симптомом бронхиальной астмы является периодическое возникновение приступов обструкции бронхов. Их проявление должен знать каждый родитель и близкие ребенка, страдающего данной патологией, чтобы своевременно оказать необходимую помощь. Приступ астмы проявляется в виде:

  • внезапного непродуктивного кашля, удушья;
  • невозможности разговаривать;
  • учащения дыхания (более 20 вдохов за минуту), оно становится поверхностным и неровным (короткий вдох, затрудненный выдох);
  • болезненности и вздутия грудной клетки, ощущение дрожания на выдохе при прикладывании к ней руки;
  • хрипа и свиста в момент выдоха;
  • принятия вынужденного, максимально комфортного для облегчения дыхания положения (ребенок сутулится, занимает сидячее положение, упирает руки о твердую поверхность перед собой, широко расставляет локти);
  • побледнения кожи, в тяжелых случаях посинения носогубного треугольника.

Перед началом приступа бронхиальной астмы возникает так называемый период предвестников, который может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Он проявляется в виде нарушения сна, беспокойства, заложенности носа, головной боли, сухого кашля, зуда кожных покровов и слизистой глаз. После окончания приступа дети ощущают слабость, сонливость, заторможенность, отмечается замедление пульса и снижение артериального давления.

Если приступ бронхиальной обструкции длится более 6 часов, то говорят о развитии астматического статуса. Это тяжелое осложнение астмы, характеризующееся отсутствием чувствительности к препаратам, применяемым для купирования обструкции бронхов. Астматический статус представляет серьезную угрозу для жизни вследствие выраженного отека бронхиол, накопления густой мокроты и прогрессирующего нарушения бронхиальной проходимости. Такое состояние требует срочной госпитализации и экстренной интенсивной терапии.

Диагностика

При подозрении на развитие бронхиальной астмы у ребенка родители должны обследовать его у пульмонолога. Диагностика болезни у маленьких пациентов представляет трудности, что связано со схожестью ее симптомов с обычной простудой, бронхитом и ОРВИ, а также неспособностью детей корректно описать свои ощущения и жалобы. Основным отличием астмы от ОРВИ является отсутствие повышения температуры тела и периодическое повторение приступов.

У маленьких детей ввиду того, что бронхи достаточно узкие, на фоне вирусных инфекций могут отмечаться эпизоды обструкции бронхов, вызванные воспалением слизистой и увеличенной продукцией вязкой слизи, однако это не свидетельствует о наличии бронхиальной астмы. В этом случае по мере взросления диаметр бронхов у детей увеличивается, и обструктивные бронхиты больше не возникают, в то время как при астме приступы постоянно повторяются.

Для уточнения диагноза детям кроме анализа истории болезни и жалоб при подозрении на бронхиальную астму назначают пройти ряд обследований, среди которых:

  • прослушивание легких и сердца;
  • общий анализ крови, мочи;
  • анализ отделяемой мокроты;
  • исследование газового состава крови;
  • рентгенография области грудной клетки;
  • спирометрия (проводится только детям старше 5 лет) до и после физической нагрузки, с применением бронхолитиков;
  • динамический контроль функции внешнего дыхания при помощи пикфлоуметра (утром и вечером в течение 2-3 недель);
  • кожные аллергические тесты, определение IgE.

Главным симптомом бронхиальной астмы, позволяющим проводить дифференциальную диагностику, в отличие от других воспалительных заболеваний дыхательных путей, является длительный затрудненный выдох, сопровождающийся характерным свистом.

Лечение астмы

Лечение бронхиальной астмы у детей проводится комплексно с учетом степени тяжести и вида. Если заболевание вызвано аллергией, то главный принцип заключается в выявлении возбудителя аллергии и принятии мер по исключению контактов с ним. Также лечение включает ограничение влияния факторов, способных спровоцировать приступ, и прием препаратов для его купирования и профилактики. Тип препарата и его дозировка назначается исключительно врачом исходя из возраста пациента и степени тяжести астмы.

К сожалению, на данный момент препаратов для полного избавления от бронхиальной астмы нет, но, тем не менее, почти у половины детей, она со временем по мере взросления проходит самостоятельно.

В настоящее время разработаны и успешно применяются на практике специальные медицинские протоколы по терапии астмы. Они включают список лекарств и способ их применения для поддерживающей терапии у разных категорий пациентов. Правильно организованное квалифицированное лечение астмы позволяет существенно облегчить жизнь ребенка, свести к минимуму количество приступов бронхиальной обструкции, дать ему возможность заниматься спортом и вести полноценный образ жизни.

Лекарственные препараты

Назначаемые при бронхиальной астме препараты делятся на две группы: базисные и симптоматические.

Симптоматические средства

Симптоматические средства при астме предназначены для быстрого снятия бронхоспазма и облегчения прохождения воздуха через дыхательные пути. Применяют их только во время приступов в качестве неотложной помощи. К ним относятся лекарственные средства из группы β2-адреномиметиков, обладающие выраженным и быстрым бронхорасширяющим действием.

Выпускаются они в форме аэрозолей или растворов для ингаляций. Аэрозоли предназначены для детей старше 6 лет, которые способны правильно и своевременно сделать вдох при нажатии на флакон. Для младших детей, страдающих астмой, предпочтительнее ингаляционное введение препарата через небулайзер или спейсер. Спейсер представляет собой специальную камеру, куда сначала поступает лекарство из аэрозоля, и только потом вдыхается ребенком.

Детям для купирования приступов бронхиальной астмы врач может назначить препараты, содержащие:

  • сальбутамол (вентолин, сальбутамол, саламол эко, саламол эко легкое дыхание), разрешены с 1.5-2 лет;
  • фенотерол (беротек, беротек Н), противопоказаны до 4 лет;
  • формотерол (оксис турбухалер, форадил), разрешен с 6 лет.

В основном для детей применяют препараты короткого действия с действующим веществом сальбутамолом.

Во время приступа астмы в первую очередь ребенку следует дать лекарство. Для облегчения состояния нужно посадить малыша на стул и наклонить корпус вперед, уперев локти о колени. Важно обеспечить приток свежего, но не холодного воздуха. Родителям следует сохранять спокойствие и отвлекать внимание ребенка, чтобы он не испугался происходящего с ним, так как паника может еще больше усугубить состояние.

Для оценки того, насколько помогло лекарство от астмы, рекомендуется использовать пикфлоуметр – специальный прибор, позволяющий измерять скорость выдыхаемого воздуха. Провести измерение следует до и через 10 минут после вдыхания лекарства. Показатели должны увеличиться минимум на 10-15%.

Если принятые рекомендованные врачом меры по купированию приступа бронхиальной астмы оказались неэффективными, следует вызвать скорую помощь.

Базисная терапия

Базисная терапия астмы основана на приеме лекарственных средств, снимающих воспаление и нейтрализующих действие аллергена на организм. Их используют курсами в течение длительного времени с целью профилактики приступов и контроля болезни. Мгновенного действия, в отличие от симптоматических препаратов, они не оказывают, для развития терапевтического эффекта необходим их постоянный прием в течение 2-3 недель.

Из противовоспалительных противоастматических препаратов могут быть назначены:

  1. Стабилизаторы мембран тучных клеток (кромоглициевая кислота, недокромил). Используются ингаляционно, разрешены детям с 2 лет. Оказывают местное действие, предотвращают высвобождение гистамина, купируют возникновение бронхоспазма в ответ на вдыхаемый антиген, холодный воздух или физическую нагрузку. При длительном приеме снижают гиперреактивность бронхов, частоту и длительность приступов астмы.
  2. Ингаляционные глюкокортикоиды (беклометазон, флунизолид, будесонид, флутиказон). Назначают с 4 лет при тяжелой форме бронхиальной астмы или неэффективности стабилизаторов мембран тучных клеток при среднетяжелой форме. Оказывают выраженное противовоспалительное и противоаллергическое действие, системные эффекты и связанные с ними побочные действия гормонов при этом практически отсутствуют.

Иногда для лечения астмы у детей применяют и комбинированные препараты, содержащие несколько действующих веществ.

Для борьбы с аллергией детям старше 5 лет под контролем аллерголога проводят аллреген-специфическую иммунотерапию, основанную на преодолении аллергической реакции. Для этого в стадии ремиссии астмы в организм ребенка парентерально, перорально или сублингвально начинает вводиться выявленный аллерген в постепенно возрастающих дозировках. Такая терапия довольно длительна, но приводит к снижению чувствительности организма к аллергену и уменьшению частоты обострений.

Применение обычных антигистаминных препаратов при лечении бронхиальной астмы в большинстве случаев оказывается неэффективным.

Общие рекомендации

В доме, где имеется больной астмой ребенок, следует обеспечить здоровую воздушную среду и минимизировать контакт с аллергенами. Необходимо:

  • убрать все потенциальные источники накопления домашней пыли (ковры, книги, мягкие игрушки, мягкую мебель, диванные подушки);
  • часто проводить влажную уборку;
  • регулярно использовать при уборке пылесос;
  • производить своевременную чистку матраса, одеял, подушек;
  • не заводить домашних животных;
  • заменить перьевые и пуховые подушки и одеяла на изделия с синтетическими наполнителями;
  • избавиться от комнатных растений.

Также большое значение имеет и психологический климат, так как нервные стрессы могут спровоцировать приступ.

При бронхиальной астме родителям следует чаще гулять с детьми на воздухе, закалять их для укрепления организма. Если ребенок хочет заниматься спортом, следует обсудить это с врачом и перед тренировками принимать препараты для профилактики приступа. При правильном подходе физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на течение заболевания, способствуют повышению самоуверенности.

При выходе из дома следует проверить, чтобы у ребенка всегда были с собой средства для купирования бронхоспазма при астме. Если ребенок посещает школу или сад, нужно обязательно сообщить о проблеме воспитателю или классному руководителю и рассказать, как помочь ребенку при внезапном приступе.

При бронхиальной астме совместно с родителями для детей будет полезно посещение специализированной школы, где проводится обучение жизни с данным заболеванием, рассказывается о мерах профилактики приступов и правилах оказания помощи, если они случились, даются рекомендации по питанию, физической активности.

Видео: Педиатр Комаровский Е. О. о бронхиальной астме

Категория: Медицина



Источник