Уход медсестры хронический бронхит
Многие заболевания дыхательной системы требуют, чтобы за пациентами проводился качественный уход. Сестринский процесс необходим для скорейшего возвращения человека к нормальной жизни и оказания грамотной медицинской помощи. Благодаря сестринскому уходу при бронхитах больные скорее выздоравливают и реже возникают осложнения. Человек с медицинским образованием сможет вовремя заметить ухудшения и позвать врача для оказания помощи и коррекции лечения.
Основные цели сестринского ухода
Сестринский уход основан на следующих целях:
- определить потребности конкретного больного;
- вести данные с описанием лечебного процесса;
- обозначить проблемы и расставить приоритеты;
- составить схему действия на случай, если пациенту потребуется помощь;
- обслуживать больного человека;
- анализировать качество и эффективность оказываемой помощи.
Ставя перед собой все эти цели, сестра сможет оказать продуктивную помощь человеку, страдающему бронхитом.
Основные этапы сестринского ухода за больными людьми
Сестринский процесс при бронхите очень важен для нормального восстановления больного. Когда пациент находится под постоянным медицинским контролем, риск, что разовьются опасные осложнения, сводится к минимуму.
Сестринский уход состоит из пяти этапов. Каждый из них важен и может повлиять на дальнейшее здоровье человека и скорость его восстановления после бронхита.
Первый этап
Медицинская сестра должна получить полную информацию о состоянии пациента. От достоверности данных зависит правильность постановки диагноза.
Важно опросить больного, узнав, с какими симптомами он столкнулся, и какие патологии были выявлены ранее. Наиболее объективную оценку состоянию можно дать только после проведения обследования и осмотра пациента.
Второй этап
Цель второго этапа сестринского наблюдения за больными людьми – диагностика. Важно правильно подобрать методы обследования пациента и нужные анализы.
Необходимость сестринского обследования есть по следующим причинам:
- можно детально проанализировать полученные результаты;
- четко определить существующие проблемы;
- составить план для восстановления больного.
Чаще всего назначается общий анализ крови и мочи, биохимия, флюорография или рентген. В зависимости от того, какие еще есть жалобы у больного, могут быть назначены дополнительные обследования.
Третий этап
Следующий этап включает составление сестрой плана вмешательств. Медицинский персонал должен учитывать потребности и особенности конкретного пациента. Важно ставить цели и четко обозначать сроки их достижения.
Отсутствие грамотных своевременных мер по уходу может привести к развитию осложнений бронхитов.
Четвертый этап
Этот этап – время сестринских вмешательств. Все участники ухода должны строго придерживаться ранее составленного плана и действовать сообща.
Помощь больным с острым или хроническим бронхитом бывает трех видов:
- консультативная;
- частичная;
- полностью компенсирующая.
Следуя всем пунктам, можно ускорить выздоровление.
Пятый этап
На этом этапе подводятся итоги проведенной сестринской помощи. Медперсонал должен сравнить, какие цели были поставлены и в какой мере они достигнуты. В историях болезни следует произвести необходимые записи, свидетельствующие об эффективности оказанного ухода.
Грамотный уход за взрослыми
Бронхит – это воспалительное заболевание бронхиального дерева. С помощью этого органа вдыхаемый воздух достигает легких и очищает кровь от углекислого газа. Патология может протекать в острой и хронической форме. При развитии обструкции появляются спазмы в бронхах и самочувствие пациентов резко ухудшается. Мокрота не может свободно выходить наружу и дыхание нарушается.
Сестринский процесс при бронхите может быть различным, и оказание ухода зависит от состояния больного и формы течения заболевания. Рассмотрим, какие сферы входят в обязанности медсестры.
Питьевой режим. При бронхитах больные люди должны быть обеспечены обильным питьем. Это способствует разжижению мокроты и быстрому выздоровлению. Во время болезни важно пить не менее 3-3,5 л воды в сутки. Можно готовить щелочные растворы и давать больному морсы и натуральные соки.
Диета. Во время лечения бронхита больной должен сбалансировано питаться. Рацион должен быть обогащен витаминами и протеинами. Голодание допускается только при наличии симптомов интоксикации и повышенной температуры.
Ингаляции. Мероприятие позволяет уменьшить воспалительный процесс, снизить отечность и ускорить выведение мокроты из бронхов. Используют минеральную воду, физраствор, специальные растворы.
Образ жизни и условия. Важно донести до пациента, болеющего бронхитом опасность курения, долгого нахождения в условиях повышенной запыленности. Сестринский уход включает в себя каждодневное проветривание палаты, исключение любых раздражающих запахов.
Медицинские сестры должны проводить дренажный массаж, следить, чтобы пациент менял положение в постели, проводил дыхательную гимнастику, надувал шары. Именно сестра может заметить, что мокрота изменила цвет и требуются дополнительные обследования.
Особенности тщательного ухода за пожилыми людьми
Пожилые люди нуждаются в еще большем внимании и чуткости со стороны медицинского персонала. При заболеваниях дыхательных путей возбудителем болезни в таком возрасте чаще всего оказываются вирусы. На тяжесть болезни может повлиять жизненные привычки пациента, состояние иммунной системы и состояние сердечно-сосудистой системы.
При уходе за пожилыми людьми важно помнить, что без качественного лечения бронхит быстро осложняется воспалением легких. Болезнь начинается с признаков обычного респираторного заболевания, и только ко второму дню развивается кашель. Вначале он сухой, а больным кажется, что они вдыхают горячий воздух. Через несколько суток кашель переходит в продуктивный.
Если в мокроте содержатся примеси гноя или повышается температура, вероятно, к вирусной инфекции присоединилась бактериальная. В таком случае требуется коррекция выбранного лечения.
Ухаживая за пожилыми пациентами, медицинские сестры будут обращать особенное внимание на появление таких явлений:
- резкая слабость;
- тахикардия;
- озноб;
- боли в груди.
План сестринских вмешательств включает в себя наблюдение за больным человеком, подготовку его к проведению лабораторных исследований. При необходимости могут быть внесены корректировки в применяемые медикаменты.
Медицинская сестра будет тщательно соблюдать все рекомендации врача и внимательно заботиться о нуждах пожилого пациента. В ее обязанности входит:
- проводить влажную уборку в палате;
- следить за жизненными показателями;
- наблюдать за частотой и глубиной дыхания;
- помогать при кормлении;
- обеспечивать плевательницей и судном;
- следить за цветом кожи.
При уходе за пожилыми пациентами медицинская сестра должна следить за тем, какие препараты принимает больной, и помогать ему при возникновении неотложных состояний.
Правила качественного ухода за детьми
При уходе за детьми медицинская сестра должна учитывать определенные особенности. Важно создать все условия для быстрого выздоровления малыша.
При уходе за детьми, страдающими бронхитом, сестры должны:
Сестринский уход за детьми
- объяснять ребенку суть проводимых процедур, а иногда и уговаривать согласиться на них;
- настраивать малыша на скорое выздоровление;
- помогать родителям понять, как правильно ухаживать за ребенком после возвращения домой;
- тщательно и регулярно проветривать помещения, где находятся дети.
Медицинская сестра должна следить, чтобы рацион был сбалансированным, содержал достаточно питательных веществ и витаминов. Она должна быть полностью уверена, что ребенок принимает все назначенные врачом препараты.
У большинства маленьких пациентов бронхит сопровождается насморком и обильным выделением слизи из носа. В обязанности медицинской сестры входит закапывать нос каплями, а также очищать ходы с помощью аспиратора.
При появлении кашля назначают препараты, разжижающие мокроту, а затем – отхаркивающие средства. Антибиотики прописываются только при наличии бактериальных инфекций. Сестра должна следить, чтобы данный медикамент принимался строго по часам в назначенное время.
О чем нужно помнить
Для защиты микрофлоры кишечника от губительного воздействия антибактериальных средств, следует давать ребенку средства, восстанавливающие нормальную микрофлору. Их не следует пить одновременно с антибиотиками.
При лечении детей самолечение строго противопоказано. Без помощи врача невозможно правильно дифференцировать патологию и поставить диагноз. Неправильное лечение или его отсутствие может привести к развитию обструкции и хронической форме бронхита.
Сестринское наблюдение играет важную роль в процессе выздоровления и восстановления после бронхита. Получить такую помощь можно, лишь своевременно обратившись к врачу.
Видео по теме: Массаж при бронхите
Понятие
о бронхитах
Бронхит
Бронхитом
называют воспалительный процесс в
бронхах – дыхательных путях, через
которые воздух проходит в легкие. Чаще
всего встречается острый бронхит.
Более серьезным заболеванием является
хронический бронхит, но в основном от
него страдают курильщики «со стажем».
Среди заболеваний дыхательных путей
бронхит встречается чаще всего и нередко
сопутствует другим заболеваниям органов
дыхания.
Виды бронхита Острый и хронический бронхит
Бронхит
делят на две формы: острую и хроническую.
При острой форме – бронхи увеличиваются
(или набухают), кровеносные сосуды на
них расширяются и переполняются кровью;
поверхность покрывается экссудатом –
жидкостью содержащей белок, клетки
крови (эритроциты и лейкоциты). Если
форма заболевания очень тяжёлая, то
повреждения могут быть не только в
поверхностных, но и в других слоях
бронхов. Если же бронхит хронический,
то повреждаются все структурные элементы
стенок бронхов, и даже ткань легкого.
Обструктивный бронхит
Обструкция
переводится как спазм, сдавливание и
сужение. Понятие бронхит произошло от
названия легочного отдела в человеческом
организме – бронх. Если связать между
собой эти слова, то можно понять, что
обструктивный бронхит – это спазмы в
бронхах, которые сужают их и не дают
накопленной слизи выйти наружу. Весь
этот процесс приводит к тому, что человеку
становится трудно дышать.
Причины бронхита
В
основном воспалительный процесс вызывают
те же вирусы, которые становятся причиной
ОРЗ (острых респираторных заболеваний)
и гриппа. Также причиной бронхита может
стать вторичная бактериальная инфекция
– это инфекционный бронхит. К менее
распространенным причинам относятся
вещества, которые вызывают раздражение
в легких. К ним можно отнести токсины,
химикаты, аммиак, пыль и даже дым. Курение
– также может стать причиной бронхита.
Хронический синусит и астма могут
способствовать развитию частых бронхитов.
Сестринский
уход при бронхитах у взрослых
На
фоне обострения бронхита традиционно
рекомендуют обильное питьё. Для взрослого
человека — суточный объем потребляемой
жидкости должен быть не менее 3 — 3,5
литров. Обычно хорошо переносятся
щелочной морс, горячее молоко с боржоми
в соотношении 1:1. Суточный рацион питания
должен содержать достаточное количество
белков и витаминов. На фоне высокой
температуры и общей интоксикации можно
немного поголодать, но в целом какие-либо
ограничивающие диеты таким пациентам
противопоказаны. Высокую эффективность
показывает использование ингаляций. В
качестве раствора для ингаляций можно
использовать минеральную воду, раствор
Рингера или обычный физиологический
раствор. Процедуры проводят 2-3 раза в
день на протяжении 5-10 дней. Данные
манипуляции способствуют отхождению
мокроты, облегчают дренаж бронхиального
дерева, уменьшают воспаление. Необходима
коррекция образа жизни с целью устранения
факторов риска развития инфекционных
заболеваний верхних дыхательных путей.
В первую очередь это касается курения
и различного рода профессиональных
вредностей (пыльное производство, работа
с лакокрасочными материалами, частые
переохлаждения и т.д.). Отличное эффект
при хронических заболеваниях легких
имеет применение дыхательной гимнастики.
Вне обострения бронхита можно проводить
мероприятия по закаливанию. Особенности
сестринского процесса:
Регулярно
проводите проветривание в комнате, где
находится больной. Избегайте появления
в помещении резких запахов (косметики,
дезодорирующих средств и т.д.), чтобы не
спровоцировать приступ кашля. Регулярно
проводите комплексы дыхательной
гимнастики, несколько раз в сутки с
надуванием воздушных шариков, делайте
массаж грудной клетки, меняйте положение
тела в кровати.
Обращайте
внимание на мокроту, ее количество,
цвет, запах, изменение в ее характере,
например, наличие крови, чтобы вовремя
поставить в известность врача.
Учитывая
эпидемический характер распространения
заболевания в настоящее время, обращайте
внимание на незначительные жалобы, как
ночная потливость, немотивированный
подъём температуры до субфебрильных
цифр, чаще в первой половине дня,
похудание, слабость, плохой аппетит.
Лечебное
питание способствует дезинтоксикаци
организма, более быстрому лечению
воспаления, повышает иммунитет,
поддерживает работоспособность сердца
и сосудов, а также разгружает пищеварительную
систему.
Манипуляции,
выполняемые медицинской сестрой:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò
Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå áðîíõîâ.
Ýòèîëîãèÿ
Çàáîëåâàíèå ìîãóò âûçâàòü âèðóñû, áàêòåðèè; êóðåíèå, âäûõàíèå çàãðÿçíåííîãî âîçäóõà, ïðîèçâîäñòâåííûå âðåäíûå ôàêòîðû (òîêñè÷íàÿ ïûëü, ïàðû, ãàçû), äåéñòâèå ñëèøêîì âûñîêîé èëè ÷ðåçìåðíî íèçêîé òåìïåðàòóð. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå â ðàçâèòèè ïàòîëîãèè èìåþò íàñëåäñòâåííûé ôàêòîð, ïåðåíåñåííûå îñòðûå áðîíõèòû, íàëè÷èå õðîíè÷åñêèõ î÷àãîâ èíôåêöèè, çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì.
Äèàãíîç «õðîíè÷åñêèé áðîíõèò» ñòàâèòñÿ ïðè íàëè÷èè ïîñòîÿííî èëè ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàþùåãî êàøëÿ ñ îòäåëåíèåì ìîêðîòû íå ìåíåå 3 ìåñÿöåâ â ãîäó â òå÷åíèå 2 è áîëåå ëåò.
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ
Ïîñòîÿííûå ñèìïòîìû õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà êàøåëü ñ îòäåëåíèåì ìîêðîòû, îäûøêà. Êîëè÷åñòâî ìîêðîòû è èíòåíñèâíîñòü êàøëÿ âîçðàñòàþò â óòðåííåå âðåìÿ ïîñëå ïîäúåìà áîëüíîãî. Êàøåëü ó÷àùàåòñÿ â õîëîäíîå è ñûðîå âðåìÿ ãîäà. Ýòè ñèìïòîìû ñîïðîâîæäàþòñÿ îáùåé ñëàáîñòüþ, ïîâûøåííîé ïîòëèâîñòüþ. Âñå ïðîÿâëåíèÿ óñèëèâàþòñÿ âî âðåìÿ îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ.  ýòîò ïåðèîä ìîêðîòà ïðèîáðåòàåò ñëèçèñòî-ãíîéíûé èëè ãíîéíûé õàðàêòåð, âîçìîæíî ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî ñóáôåáðèëüíîé. Âíå îáîñòðåíèÿ íà íà÷àëüíûõ ñòàäèÿõ çàáîëåâàíèÿ ñîñòîÿíèå áîëüíîãî óäîâëåòâîðèòåëüíîå. Ïî ìåðå ïðîãðåññèðîâàíèÿ áîëåçíè è ïðè ïðèñîåäèíåíèè áðîíõèàëüíîé îáñòðóêöèè, ýìôèçåìû ëåãêèõ è ïîÿâëåíèè ñèìïòîìîâ äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ñîñòîÿíèå çíà÷èòåëüíî óõóäøàåòñÿ. Ïðè àóñêóëüòàöèè â ñòàäèè ðåìèññèè îòìå÷àþòñÿ æåñòêîå äûõàíèå, ñóõèå, âëàæíûå õðèïû. Âî âðåìÿ ïåðèîäà îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ êîëè÷åñòâî õðèïîâ óâåëè÷èâàåòñÿ.
Îñëîæíåíèÿ
Áðîíõîýêòàòè÷åñêàÿ áîëåçíü, ýìôèçåìà ëåãêèõ, ïíåâìîíèè.
Äèàãíîñòèêà
1. ÎÀÊ.
2. ÎÀÌ.
3. Áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè.
4. Àíàëèç ìîêðîòû (îáùèé áàêòåðèîëîãè÷åñêèé).
5. Èììóíîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ.
6. Áðîíõîñêîïèÿ.
7. Ðåíòãåíîãðàôèÿ ëåãêèõ.
8. Ñïèðîãðàôèÿ.
9. Ïíåâìîòàõîãðàôèÿ.
Ëå÷åíèå
1. Óñòðàíåíèå ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ (ïðîôåññèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé, õðîíè÷åñêîé èíôåêöèè, ñîçäàíèå îïòèìàëüíîãî ìèêðîêëèìàòà äîìà è íà ðàáî÷åì ìåñòå).
2. Ëå÷åáíûé ðåæèì.
3. Ëå÷åáíîå ïèòàíèå.
4. Ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ: àíòèáèîòèêè, ñóëüôàíèëàìèäû, àíòèñåïòèêè, îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà, ïðîòåîëèòè÷åñêèå ôåðìåíòû, áðîíõîðàñøèðÿþùèå ñðåäñòâà, èììóíîìîäóëÿòîðû, àäàïòîãåíû.
5. Ïîçèöèîííûé äðåíàæ.
6. Ìàññàæ.
7. Ôèçèîïðîöåäóðû.
8. ËÔÊ (îñîáåííî ïîëåçíû äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, õîäüáà, éîãà).
9. Ôèòîòåðàïèÿ.
10. Ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå.
Ïðîôèëàêòèêà
Íåîáõîäèìî ñâîåâðåìåííîå è àäåêâàòíîå ëå÷åíèå îñòðîãî áðîíõèòà. Áîëüíûì ñëåäóåò îòêàçàòüñÿ îò êóðåíèÿ è ïî âîçìîæíîñòè èçáåãàòü âîçäåéñòâèÿ âðåäíûõ ôàêòîðîâ (òàêèõ êàê çàãðÿçíåííûé ïûëüþ è äûìîì âîçäóõ).
Ñåñòðèíñêèé óõîä
1. Óõîä çà áîëüíûì ìîæåò ïîòðåáîâàòüñÿ â ïåðèîä îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ.
2. Áîëüøèíñòâî áîëüíûõ õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì ëå÷àòñÿ àìáóëàòîðíî. Ãîñïèòàëèçàöèÿ ïîêàçàíà òîëüêî ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ ïðè ðàçâèòèè îñëîæíåíèé, âûðàæåííîé äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.
3.  ïåðâûå 3 äíÿ îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà íàçíà÷àåòñÿ ïîñòåëüíûé ðåæèì. Áîëüíîé äîëæåí íàõîäèòüñÿ â òåïëîì, õîðîøî ïðîâåòðèâàåìîì ïîìåùåíèè. Åãî óäîáíî óñòðàèâàþò â êðîâàòè, ñëåãêà ïðèïîäíÿâ èçãîëîâüå.
4. Ðàöèîí áîëüíîãî õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì äîëæåí áûòü ñáàëàíñèðîâàííûì, ñ äîñòàòî÷íûì ñîäåðæàíèåì âèòàìèíîâ è áåëêîâ (òàê êàê ìíîãî áåëêà òåðÿåòñÿ ñ ìîêðîòîé). Ñëåäóåò óâåëè÷èòü ñîäåðæàíèå â ðàöèîíå ñûðûõ îâîùåé, ôðóêòîâ, ñîêîâ, êèñëîìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ, ìÿñà è ðûáû.
5. Íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ñ ïàöèåíòîì áåñåäó î âðåäå êóðåíèÿ.
6. Ñ öåëüþ äåçèíòîêñèêàöèè, îáëåã÷åíèÿ îòõàðêèâàíèÿ ìîêðîòû, âîñïîëíåíèÿ îáúåìà ïîòåðÿííîé æèäêîñòè ðåêîìåíäóåòñÿ ïèòüå ãîðÿ÷åé æèäêîñòè (÷àÿ, íàñòîåâ ëèïîâîãî öâåòà, øèïîâíèêà, áóçèíû, ìîëîêà, íàïîëîâèíó ðàçáàâëåííîãî ìèíåðàëüíîé âîäîé èëè ñ íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ñîäû).
7. Ïðè ïîâûøåíèè òåìïåðàòóðû òåëà íåîáõîäèìî îêàçàòü àäåêâàòíóþ ñîñòîÿíèþ ïîìîùü.
Óõîä âî âðåìÿ I ñòàäèè ëèõîðàäêè:
1) óêðûòü ïàöèåíòà äîïîëíèòåëüíî îäåÿëîì;
2) ïðèëîæèòü ê êîíå÷íîñòÿì ãðåëêè;
3) äàòü âûïèòü òåïëûå æàðîïîíèæàþùèå íàïèòêè (÷àé èç ìàëèíû, ëèïû, êàëèíû, îòâàð èâû, øèïîâíèêà, ñìîðîäèíû).
Óõîä âî âðåìÿ II ñòàäèè ëèõîðàäêè:
1) óêðûòü ïàöèåíòà ïðîñòûíåé;
2) äàòü ïàöèåíòó ïðîõëàäíîå æàðîïîíèæàþùåå ïèòüå;
3) ïðîòèðàòü ëèöî, òóëîâèùå, êîíå÷íîñòè ïàöèåíòà ïîëîòåíöåì, ñìî÷åííûì 3 %-íûì ðàñòâîðîì óêñóñà;
4) ïîëîæèòü íà ëîá ïóçûðü ñî ëüäîì èëè õîëîäíûé êîìïðåññ;
5) ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à äàâàòü æàðîïîíèæàþùèå ïðåïàðàòû ïðè ïîâûøåíèè òåìïåðàòóðû òåëà áîëåå 38 °C;
6) âûçâàòü âðà÷à è îðãàíèçîâàòü èíäèâèäóàëüíûé ïîñò ïðè óõóäøåíèè ñîñòîÿíèÿ ïàöèåíòà.
Óõîä âî âðåìÿ III ñòàäèè ëèõîðàäêè:
1) ñëåäèòü çà ãèãèåíîé òåëà è áåëüÿ ïàöèåíòà;
2) ïðèìåíÿòü ãðåëêè;
3) äàâàòü ïàöèåíòó ïèòü òîíèçèðóþùèå íàïèòêè (÷àé, êîôå);
4) ïðè êðèòè÷åñêîì ñíèæåíèè òåìïåðàòóðû íåìåäëåííî ñîîáùèòü âðà÷ó; óáðàòü ïîäóøêó èç-ïîä ãîëîâû ïàöèåíòà è ïîëîæèòü ïîä íîãè; ïîäêîæíî ââåñòè 1 ìë 1020 %-íîãî ðàñòâîðà êîôåèíà-áåíçîàòà íàòðèÿ èëè 12 ìë 25 %-íîãî ðàñòâîðà êîðäèàìèíà.
8. Ìåäñåñòðà äîëæíà êîíòðîëèðîâàòü ñâîåâðåìåííûé ïðèåì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, íàçíà÷åííûõ âðà÷îì.
9. Íåîáõîäèìî ñëåäèòü, ÷òîáû áîëüíîé íå ñïëåâûâàë ìîêðîòó â íîñîâîé ïëàòîê, ïîëîòåíöå, îáåñïå÷èòü åãî ïîñóäîé äëÿ ñáîðà ìîêðîòû ñ ïëîòíîé êðûøêîé.
10. Ïîñëå íîðìàëèçàöèè òåìïåðàòóðû òåëà ïðîâîäÿòñÿ ñëåäóþùèå ïðîöåäóðû: ãîð÷è÷íèêè, áàíêè, ñîãðåâàþùèå êîìïðåññû íà ãðóäíóþ êëåòêó, âàííî÷êè ñ ãîð÷èöåé. Äëÿ óñêîðåíèÿ âîññòàíîâëåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ îñóùåñòâëÿþòñÿ èíãàëÿöèè ñ îòâàðàìè ðîìàøêè, çâåðîáîÿ, ñ ìåíòîëîâûì è ýâêàëèïòîâûì ìàñëîì.
11. Áîëüíûå õðîíè÷åñêèì áðîíõèòîì íàõîäÿòñÿ íà äèñïàíñåðíîì íàáëþäåíèè ó òåðàïåâòà.  çàâèñèìîñòè îò ñòåïåíè òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ è îò íàëè÷èÿ îñëîæíåíèé êîëè÷åñòâî îñìîòðîâ êîëåáëåòñÿ îò 3 äî 6 ðàç â ãîä. Äâàæäû â ãîä ïðîâîäèòñÿ ïðîòèâîðåöèäèâíàÿ òåðàïèÿ, âêëþ÷àþùàÿ ïîëèâèòàìèíîòåðàïèþ, ïðèåì àäàïòîãåíîâ, îòõàðêèâàþùèõ ñðåäñòâ, ôèçèîòåðàïèþ, ËÔÊ, ìàññàæ, ñàíàòîðíî-êóðîðòíîå ëå÷åíèå.