Тематический план для занятий в школе бронхиальной астмы

Тематический план работы Школ здоровья

Для больных артериальной гипертонией:

1.    Цели лечения артериальной гипертонии  

2.    Что надо знать о питании при артериальной гипертонии

3.    Что надо знать о питании при ожирении

4.    Что надо знать о физической активности

5.    Курение и здоровье

6.    Стресс  и здоровье

7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии

Бронхиальной астмой:

1.    Что такое бронхиальная астма?

2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма.

3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.

5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.

7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

8. Ночная астма.

9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой.

10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой.

11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.

12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.

Больных язвенной болезнью:

1.    Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни.

2.    Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.

3.    Гигиенический режим  — основа лечения.

4.    Профилактика обострений язвенной болезни.

5.    Повторение тематики. Вопросы и ответы.

Школа больных сахарным диабетом 1 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ»

Школа больных сахарным диабетом 2 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ»

Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета».

Школа больных с сердечно-сосудистой  недостаточностью (по профилактике инсультов):

1.Инсульт. Причина инсульта.

2.Питание пациентов, перенесших инсульт.

3.Физическая активность. Активный образ жизни.

4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья.

5.Влияние стресса на здоровье.

6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений.

7. Повторение тематики

Планирования семьи в женской консультации

1.    Модель консультирования «ПОМОГИ»

2.    Возможные варианты контрацепции;

3.    Экстренная контрацепция;

4.    Прерванный половой акт;

5.    Внутриматочные средства (ВМС).

6.    Прогестиновые инъекционные контрацептивы.

7.    Низкодозированные  комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК).

8.    Контрацепция после аборта.

Школа родителей по воспитанию здорового ребенка:

1.    Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года;

2.     Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук;

3.    Особенности  доречевого и речевого развития;

4.    От погремушек до других игрушек;

5.    Гимнастика для активных малышей;

6.    Как сделать малышу массаж?

Активного долголетия:

1.    Принципы активного долголетия.

2.    Как подготовиться к выходу на пенсию.

3.    Основные принципы питания в по жилом возрасте.

4.    Психическое здоровье пожилого человека.

5.    Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.

6.    Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.

Школы выздоравливающих:

1.    Сущность заболевания;

2.    Основные принципы лечения.

3.    Профилактика  обострений;

(по профилю заболеваний)

Школы  «Здорового образа жизни»

1.Образ жизни и здоровье.

2.Частные вопросы медицинской профилактики.

3. Психическое здоровье и как его сохранить.

4.  Мой дом – моя крепость.

Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения:

Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении»

Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить»

Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения».

Источник

«_____»________________20___г.


п/п

Тема занятия

Дата
проведения

Ответственное
лицо

Январь

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

10.01.2019

Краснова О.Н.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

17.01.2019

Замкова В.А.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

24.01.2019

Федотова В.Г.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

31.01.2019

Александрова З.В.

Февраль

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

01.02.2019

Краснова О.Н.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

08.02.2019

Замкова В.А.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

15.02.2019

Федотова В.Г.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

22.02.2019

Александрова З.В.

Март

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

07.03.2019

Краснова О.Н.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

14.03.2019

Замкова В.А.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

21.03.2019

Федотова В.Г.

Читайте также:  Бронхиальная астма тяжелого течения

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

28.03.2019

Александрова З.В.

Апрель

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

09.04.2019

Краснова О.Н.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

16.04.2019

Замкова В.А.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

23.04.2019

Федотова В.Г.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

30.04.2019

Александрова З.В.

Май

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

07.05.2019

Краснова О.Н.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

14.05.2019

Замкова В.А.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

21.05.2019

Федотова В.Г.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

28.05.2019

Александрова З.В.

Июнь

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

04.06.2019

Краснова О.Н.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

11.06.2019

Замкова В.А.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

18.06.2019

Федотова В.Г.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

25.06.2019

Александрова З.В.

Июль

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

02.07.2019

Краснова О.Н.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

09.07.2019

Федотова В.Г.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

16.07.2019

Замкова В.А.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

23.07.2019

Александрова З.В.

Август

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

06.08.2019

Александрова З.В.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

13.08.2019

Замкова В.А.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

20.08.2019

Краснова О.Н.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

27.08.2019

Краснова О.Н.

Сентябрь

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

03.09.2019

Федотова В.Г.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

10.09.2019

Александрова З.В.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

17.09.2019

Федотова В.Г.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

27.09.2019

Замкова В.А.

Октябрь

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

08.10.2019

Федотова В.Г.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

15.10.2019

Замкова В.А.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

22.10.2019

Александрова З.В.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

29.10.2019

Краснова О.Н.

Ноябрь

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

07.11.2019

Федотова В.Г.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

14.11.2019

Александрова З.В.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

21.11.2019

Краснова О.Н.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

28.11.2019

Федотова В.Г.

Декабрь

1.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

06.12.2019

Краснова О.Н.

2.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

13.12.2019

Федотова В.Г.

3.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

20.12.2019

Александрова З. В.

4.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

27.12.2019

Замкова В.А.

Источник

МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Школа
здоровья для больных бронхиальной
астмой

– регулярная форма занятий с больными,
которые в течение определенного периода
времени изучают ряд тем.

Школы
проводятся
:

  1. для
    амбулаторных и стационарных больных;

  2. как
    врачами, так и специально обученным
    средним медицинским персоналом;

  3. для
    всех больных бронхиальной астмой –
    единственное
    требование
    – сохраненный интеллект и память
    (больной должен усвоить полученную
    информацию); в группу входят больные
    разные по возрасту и с разным стажем
    заболевания.

  4. для
    больных с тяжелой формой бронхиальной
    астмы необходимо дополнять групповые
    занятия индивидуальным обучением.

Набор
в

Школу
здоровья для больных бронхиальной
астмой

осуществляется:

  • в
    стационаре:
    о начале работы Школы здоровья оповещаются
    все врачи, которые составляют список
    пациентов, нуждающихся в обучении, и
    направляют их на занятия.

  • на
    амбулаторном приеме:
    участковые врачи сообщают больным
    предполагаемую дату начала занятий,
    затем по контактному телефону пациенты
    оповещаются о начале занятий.

Читайте также:  Бронхиальная астма частота дыхания во время приступа

Школа
здоровья организуется приказом
руководителя медицинского учреждения.

В приказе утверждаются:

  • ответственные
    лица за выполнение этого вида медицинских
    услуг;

  • инструкции,
    порядок и формы направления пациентов
    на обучение в Школе;

  • статистические
    формы регистрации и учета;

  • план
    и график работы;

  • закрепление
    помещения для проведения занятий,
    перечень оборудования.

Обязательным
требованием является «недопуск» на
последующие занятия тех пациентов, кто
не посетил первого занятия, т.е. Школа
должна быть «закрытым коллективом» и
в процессе цикла занятий не присоединялись
новые больные. Если не соблюдать это
правило, то новые больные начинают
задавать вопросы, которые уже обсуждались
на предыдущих занятиях и тянут группу
назад. Группа проходит полный цикл
занятий, а затем набирается новая группа.

Количество
больных
в группе не должно быть более 8-10 человек.
Предпочтительно обучение пациентов
совместно с их членами семьи, имеющих
возможность определять образ жизни
пациента.

Для
занятий лучше иметь учебный класс или
другое помещение, где имеются столы,
чтобы пациентам было удобнее производить
записи.

К
каждому занятию необходимо иметь
демонстрационный материал: плакаты,
буклеты, лекарства, видеофильм и др.

Цикл
занятий
может быть ограничен 5 уроками
продолжительностью не более 1,5 часов.
Общая продолжительность цикла должна
составлять не более 7-10 дней. Занятия
желательно проводить ежедневно или, в
крайнем случае, с интервалом в 1-2 дня. В
течение года обычно проводится 7-9 циклов
занятий, в зависимости от потребности
их может быть и больше. В летние месяцы
обучение не проводится.

На
первом занятии необходимо предупредить
больных, что они должны задавать вопросы
по мере их возникновения, не дожидаясь
конца занятия. Таким образом, монолог
врача прерывается вопросами и замечаниями
больных, и занятие из лекции превращается
в беседу.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

Образовательная
программа включает следующие темы:

  1. Что
    такое бронхиальная астма?

  2. Почему
    возникает приступ бронхиальной астмы?
    Аллергия и бронхиальная астма.

  3. Хроническое
    воспаление и бронхиальная астма.
    Механизмы обструкции при бронхиальной
    астме.

  4. Неаллергические
    причины бронхиальной астмы.

  5. Пикфлоуметрия.
    Бронхолитический тест. Правила построения
    графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные
    зоны контроля.

  6. Ингаляционная
    терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое
    лечение бронхиальной астмы.

  7. Лечение
    хронического воспаления при бронхиальной
    астме.

  8. Глюкокортикостероидная
    терапия при бронхиальной астме.

  9. Лечение
    обострения бронхиальной астмы.

  10. Лечение
    и профилактика вирусной и бактериальной
    инфекции.

План
занятия:

  1. Что
    такое Школа здоровья для больных
    бронхиальной астмой?

  2. Определение
    бронхиальной астмы.

  3. Бронхиальная
    астма – хроническое воспаление.

  4. Строение
    дыхательных путей.

  5. Что
    происходит при приступе бронхиальной
    астмы?

  6. Аллергические
    и неаллергические причины бронхиальной
    астмы.

Реквизит:
плакат «Строение дыхательных путей»,
«Бронхи вне приступа и при приступе
астмы».

На
первом занятии больные знакомятся друг
с другом и с преподавателем. Занятие
начинается с того, что преподаватель
представляется слушателям и записывает
присутствующих. Затем кратко рассказывает
о том, что такое Школа здоровья и как
будет организована программа обучения;
после чего переходит к теме первого
занятия – «Что такое бронхиальная
астма».

Бронхиальная
астма

– это хроническое воспалительное
заболевание бронхов, при котором
периодически возникает обратимое
сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам
следует объяснить, что бронхиальная
астма,
так же как и сахарный диабет, гипертоническая
болезнь – заболевание
хроническое.
У детей бронхиальная астма может
исчезнуть, но у взрослых можно говорить
о длительной ремиссии, а не о полном
излечении. Поэтому
главная задача больного – научиться
контролировать свою болезнь, не допускать
обострений.

Для
того чтобы контролировать свою болезнь,
каждому пациенту надо хорошо представлять
анатомию бронхиального дерева и те
механизмы, которые лежат в основе
приступа бронхиальной астмы.

Врач или средний медицинский работник рассказывает слушателям:

  1. о
    внешнем строении дыхательных путей, о
    связи заболевания верхних и нижних
    дыхательных путей, о ветвлении бронхов
    и о понятии бронхиального дерева, о
    дыхательном акте и роли диафрагмы в
    дыхательном акте.

  2. о
    внутреннем строении дыхательных путей,
    о механизмах самоочищения бронхиального
    дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о
    губительном влиянии курения на защитные
    процессы в дыхательных путях, о
    бронхиальном секрете – его составе и
    защитных свойствах.

  3. о
    механизмах развития приступа бронхиальной
    астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке
    слизистой, о гиперсекреции мокроты;
    демонстрируется различие между бронхами
    во время и вне приступа астмы.

  4. об
    аллергических причинах бронхиальной
    астмы.

Читайте также:  Приступ бронхиальной астмы признаки причины неотложная помощь реферат

Аллергия
– это повышенная чув­ствительность
организма к воз­действию некоторых
факторов окружающей среды: химических
ве­ществ, микроорганизмов и продуктов
их жиз­недеятельности, пищевых
продуктов, лекарственных средств,
физических явлений; это состояние,
имеющее наследственную предрасположенность,
при котором в организме в ответ на
воздействие аллергенов вырабатывается
целая группа специфических веществ (в
том числе иммуноглобулины). Наиболее
распространены такие проявления
аллергии, как бронхиаль­ная астма,
поллинозы(аллергия
на пыльцу растений),
крапивница.

Среди
аллергенов самые распространенные –
бытовая пыль, шерсть животных, пыльца
растений, домашний клещ, лекарства,
препараты бытовой химии, пищевые
продукты. Сюда же относятся различ­ные
бактерии, вирусы и грибки, продукты их
жизнедеятельности. Иногда аллергеном
является рачок-дафния, который используется
в качестве кор­ма для рыб. Среди
факторов, способ­ствующих росту числа
аллергичес­ких заболеваний, большое
место занимает и ухудшение экологической
обстановки, в частности загрязнение
атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень
важно акцентировать внимание пациентов
на профилактике
бытовой аллергии,
которая включает: регулярную влажную
уборку, проветривание квартиры, избавление
от вещей, накапливающих пыль – мягкой
мебели, ковров, тяжелых штор; застекление
книжных полок и т.д.

Необходимо
детально рассказать о домашней пыли,
которая содержит много органических и
неорганических компонентов, в частности,
остатки насекомых, перхоть животных,
остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один
компонент домашней пыли – домашний
клещ (Dermatophagoides
pteronissimus),
питающийся перхотью и остатками пищи.
Часто домашний клещ является основным
аллергеном. В коврах, мягкой мебели,
шерстяных вещах, перьевых подушках
содержится огромное количество клещей.
Ложась спать на перовую подушку и
укрываясь шерстяным одеялом, больной
бронхиальной астмой подвергается
массивному воздействию аллергена.

Вследствие
этого выработаны специальные
требования к помещению, в котором живет
больной бронхиальной астмой
(особо строгие правила должны соблюдаться
в отношении спальни):

  • В
    спальне должно быть минимум мебели.
    Украшения на стенах (в том числе и
    картины) и ковровые покрытия являются
    коллектором пыли, желательно от них
    избавиться. Занавески должны быть из
    легкого материала и стираться. В спальне
    не должно быть книжных полок.

  • Стенной
    шкаф необходимо мыть и держать в нем
    только сезонную одежду. Одежда должна
    быть убрана в шкаф, а не развешана по
    стульям и лежать на кровати. Дверцы
    шкафа должны быть плотно закрыты.

  • Необходимо
    проводить влажную уборку не ре­же
    3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой
    занимались родственники, а не сам
    больной астмой. Уборку помещения
    необходимо осуществлять специальным
    пылесосом с водным фильтром и сепаратором,
    который изолирует всю пыль в водной
    среде и предотвращает увеличение её
    содержания в воздухе после уборки
    обычным пылесосом.

  • На
    матрасы необходимо надевать специальные
    пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью
    нельзя хранить старые газеты и книги.

  • Перьевые
    и пуховые подушки следует заменить на
    ватные или сделанные из полиэстера. На
    подушках также должны быть пыленепроницаемые
    чехлы.

  • На
    кровати должно лежать покрывало, чтобы
    в течение дня пыль не накапливалась на
    постели.

  • Дети,
    болеющие астмой, не должны спать с
    мягкими игрушками.

  • Запрещается
    заводить домашних животных. Необходимо
    разъяснить, что если у больного астмой
    есть аллергия на кошку, то заводить
    собаку также нельзя. При бронхиальной
    астме расширяется спектр аллергенов.
    Больные должны знать, что нет
    «гипоаллергенных животных».

Больному
астмой, у которого выявляется пыльцевая
аллергия, важно знать календарь цветения
растений в данной местности и принимать
меры по избеганию контакта с аллергенами:
не ходить в лес, на луг, в определенные
месяцы придерживаться городского образа
жизни, по возможности в месяц цветения
растения – аллергена уезжать в отпуск
и т.д. При аллергии к пищевым продуктам
– создание индивидуальных диет.

Кратко
необходимо остановиться на том, какие
лекарственные препараты нельзя принимать
больным с аспириновой бронхиальной
астмой, а также какой они должны
придерживаться диеты.

Кроме
того, необходимо рассказать о методе
специфической иммунотерапии, о показаниях
и противопоказаниях к этому методу –
вид аллергии, стадия заболевания, возраст
больного и т.д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник