Стратегия лечения бронхиальной астмы
Тем, кто столкнулся с приступами астмы, полезно знать о GINA. Так кратко называют группу специалистов, которые с 1993 года работают над вопросами диагностики и лечения этого заболевания.
Полное ее название – Global Initiative for Asthma («Глобальная инициатива по бронхиальной астме»).
GINA объясняет, что делать врачу, пациенту и его семье при бронхиальной астме, и уже в новом тысячелетии ввела 11 декабря День борьбы с бронхиальной астмой, который напоминает всему миру об этой проблеме.
Что такое программа GINA для борьбы с астмой
Медицинская наука постоянно развивается. Проводятся исследования, которые формируют новый взгляд на причины болезней.
Периодически GINA публикует документ «Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы», для него участники группы отбирают актуальные и самые достоверные материалы о том, как диагностируется и лечится бронхиальная астма.
Они стремятся сделать научные достижения доступными для медицинских специалистов и обычных людей всех стран.
Определение астмы, согласно GINA
По определению GINA, бронхиальная астма – это разнотипное заболевание, при котором в дыхательных путях развивается хроническое воспаление.
Не всегда причиной воспаления становится инфекция. И это как раз тот случай, когда его виновником может стать большой спектр аллергенов и раздражающих факторов.
Бронхи при этой болезни становятся чрезмерно чувствительными. В ответ на раздражение они спазмируются, отекают и забиваются слизью. Просвет бронхов становится очень узким, возникают проблемы с дыханием вплоть до удушья, которое грозит смертельным исходом.
Классификация бронхиальной астмы по GINA
У разных людей это заболевание проявляется по-разному. Симптомы зависят от возраста, образа жизни и индивидуальных особенностей организма.
Например, отдельная роль в развитии заболевания отводится аллергии. По какой-то причине система иммунной защиты реагирует на то, что не угрожает организму.
Но аллергический компонент выявляется не у всех больных. У женщин бронхиальная астма протекает не совсем так, как у мужчин.
Многоликость бронхиальной астмы побудила специалистов ДЖИНА классифицировать ее варианты.
Классификация бронхиальной астмы по GINA:
- Аллергическая бронхиальная астма проявляется уже в детстве. Обычно мальчики начинают болеть раньше девочек. Так как аллергия связана с генетическими особенностями, у самого ребенка и его кровных родственников разновидности могут отличаться. Например, атопический дерматит, экзема, аллергический ринит, аллергия на продукты, лекарства.
- При неаллергической бронхиальной астме не выявляется связь с аллергией.
- У женщин зрелого возраста (у мужчин такое бывает реже) возникает бронхиальная астма с поздним началом. При таком варианте аллергия обычно отсутствует.
- После нескольких лет болезни может развиться бронхиальная астма с фиксированным нарушением проходимости бронхов. При длительном воспалении в них развиваются необратимые изменения.
- Бронхиальная астма на фоне ожирения.
В рекомендациях особое внимание уделяется детям. Также отдельно говорится о беременных женщинах, пожилых людях и пациентах, страдающих ожирением, и о тех, кто курит или бросил курить. Особую группу составляют спортсмены и люди, у которых бронхиальная астма связана с профессиональной деятельностью. Начало заболевания во взрослом возрасте может указывать на контакт с вредными веществами на работе. Здесь уже встает серьезный вопрос о смене места работы или профессии.
Причины развития бронхиальной астмы и провоцирующие факторы
Механизм развития бронхиальной астмы слишком сложный, чтобы запускаться только одним фактором. И пока у исследователей остается много вопросов.
По концепции GINA, в возникновении бронхиальной астмы основную играют роль генетическая предрасположенность и влияние внешней среды.
Запустить или обострить болезнь могут аллергия, ожирение, беременность и болезни дыхательной системы.
Выявлены факторы, которые провоцируют появление симптомов бронхиальной астмы:
- физические нагрузки;
- аллергены разной природы. Это могут быть пылевые клещи, тараканы, животные, растения, плесневые грибы и т. д.;
- раздражение дыхательных путей табачным дымом, загрязненным или холодным воздухом, резкими запахами, промышленной пылью;
- погодные и климатические факторы;
- острое заболевание органов дыхания (простуда, грипп);
- сильное эмоциональное возбуждение.
При беременности бронхиальная астма тоже протекает по-разному. В одной трети случаев наступает облегчение, в другой трети происходит ухудшение состояния, в остальных случаях не происходит никаких изменений.
Но при любых обстоятельствах лечение необходимо, чтобы снизить риски для здоровья матери и ребенка.
В документе GINA 2018 года говорится о связи астмы с менструальным циклом. Замечено, что у 20% женщин симптомы заболевания усиливаются перед менструацией.
Как правило, это женщины зрелого возраста, у которых есть лишний вес и проблемы с менструальным циклом. У них обострение длится дольше, протекает тяжелее, выше вероятность развития симптомов астмы при приеме аспирина.
Верификация диагноза
При диагностике врач расспрашивает и осматривает больного, а затем назначает обследование.
GINA определила характерные симптомы бронхиальной астмы. Это свисты и хрипы, чувство тяжести в груди, одышка, удушье, кашель.
Как правило, возникает не один, а сразу несколько симптомов (два и более). Они становятся сильнее ночью или сразу после сна, провоцируются вышеперечисленными факторами.
Могут проходить самостоятельно или под действием лекарств, а иногда не появляются неделями. Наличие в анамнезе этих симптомов и данные спирометрии помогают отличить бронхиальную астму от похожих заболеваний.
При бронхиальной астме затрудняется и замедляется выдох. Именно его силу и скорость оценивает спирометрия.
После максимально глубокого вдоха врач просит пациента сделать резкий и сильный выдох, таким образом оценивая форсированную жизненную емкость легких (фЖЕЛ) и объем форсированного выдоха (ОФВ1).
Если болезнь не запущена, бронхи часто то сужаются, то расширяются. На это влияет огромное количество факторов, например, период течения заболевания или время года.
Поэтому показатель ОФВ1 может отличаться при каждом новом обследовании. Удивляться этому не стоит, для астмы это очень типично.
Более того, чтобы оценить изменчивость этого показателя, проводят пробу с бронхолитиком – препаратом, который расширяет бронхи.
Есть еще показатель пиковой скорости выдоха (ПСВ), хотя он менее надежный. Можно сравнивать только результаты исследований, проведенных при помощи одного и того же прибора, так как показания у разных устройств могут сильно отличаться.
Преимущество этого метода в том, что с помощью пикфлоуметра человек может сам оценивать степень сужения своих бронхов.
Поэтому признаками, наиболее характерными для бронхиальной астмы, считаются снижение соотношения ОФВ1/фЖЕЛ (менее 0,75 у взрослых и менее 0,90 у детей) и изменчивость ОФВ1.
При спирометрии могут быть проведены другие тесты: тест с физической нагрузкой и бронхопровокационный тест.
С маленькими детьми ситуация обстоит сложнее. Вирусные инфекции у них тоже становятся причиной свистящих хрипов и кашля.
Если эти симптомы возникают не случайно, а связаны со смехом, плачем или физической активностью, если они также возникают, когда ребенок спит, это наводит на мысль о бронхиальной астме.
Также ребенку сложнее провести спирометрию, поэтому для детей GINA предусматривает проведение дополнительных исследований.
Лечение астмы по GINA
К сожалению, окончательно справиться с этим заболеванием невозможно. Рекомендации GINA по лечению бронхиальной астмы направлены на продление жизни и повышение ее качества.
Для этого пациенту нужно стремиться взять под контроль течение бронхиальной астмы. Врач не просто назначает лекарства, но и помогает скорректировать образ жизни. Он разрабатывает для пациента план действий в разных ситуациях.
В результате успешного лечения человек возвращается к любимой работе или виду спорта, женщины могут родить здорового ребенка. Олимпийские чемпионы, политические лидеры, медийные персоны ведут активную насыщенную жизнь при этом диагнозе.
GINA предлагает для медикаментозного лечения бронхиальной астмы три типа препаратов:
- ингаляционные негормональные средства снимают приступ астмы и предотвращают удушье, вызванное физическими нагрузками или другими причинами. Они быстро расширяют бронхи и позволяют восстановить дыхание;
- ингаляционные глюкокортикостероиды – гормоны, подавляющие воспаление. При таком способе применения они более безопасны и не вызывают серьезных осложнений;
- дополнительные препараты при тяжелом течении заболевания.
Лекарственная терапия состоит из нескольких ступеней. Чем тяжелее протекает болезнь, тем выше ступень, тем большее количество препаратов назначается и тем выше их дозы.
При легком течении лекарства применяются только для устранения приступа удушья, на последующих ступенях к ним присоединяются препараты других групп.
Большинство лекарств выпускается в виде аэрозолей. Врач объясняет и показывает, как правильно пользоваться устройствами для приема лекарств. Бывает, что они дают слабый эффект именно из-за ошибок в применении.
Без чего лечение не будет эффективным
Но одними медикаментами борьба с заболеванием не ограничивается. Человеку необходимо самому организовать свою жизнь так, чтобы уменьшить проявления болезни. Помогут в этом следующие меры:
- отказ от курения, избегание общества курящих людей;
- регулярная физическая активность;
- устранение аллергенов и загрязненного воздуха на работе и дома;
- осторожность при приеме лекарств, которые могут усугубить течение бронхиальной астмы. У некоторых людей может быть непереносимость обезболивающих средств типа аспирина (нестероидных противовоспалительных препаратов, или НПВП). Решение о приеме бета-блокаторов принимает врач с учетом ситуации и индивидуальных особенностей пациента;
- дыхательные упражнения;
- здоровое питание, большое количество овощей и фруктов в рационе;
- коррекция массы тела;
- вакцинация против гриппа в случае тяжелой и среднетяжелой астмы;
- бронхиальная термопластика. При длительном течении заболевания мышцы бронхов гипертрофируются. Бронхиальная термопластика убирает часть мышечного слоя, просвет бронхов увеличивается. Эта процедура позволяет уменьшить частоту приема и дозировку ингаляционных глюкокортикоидов. Она проводится в нескольких странах: США, Германии, Израиле;
- обучение управлению эмоциональным состоянием;
- аллерген-специфическая иммунотерапия. При аллерген-специфической иммунотерапии пациенту вводят микродозы аллергена, увеличивая постепенно дозировку. Такое лечение должно снизить чувствительность к этому аллергену в повседневной жизни. Лечение подходит не всем и должно проводиться с осторожностью.
Важно проводить оценку контроля симптомов. Когда пациент приходит на плановый смотр, врач предлагает ему ответить на вопросы о состоянии здоровья за последние 4 недели:
- Возникали ли днем симптомы бронхиальной астмы чаще двух раз в неделю.
- Беспокоят ли проявления заболевания по ночам.
- Применяются ли лекарства, чтобы снять приступ, чаще двух раз в неделю (сюда не входит прием препаратов неотложной помощи перед физической нагрузкой).
- Ограничивает ли астма обычную активность.
Вопросы могут быть сформулированы немного по-другому, но главное – оценить, как болезнь влияет на повседневную жизнь человека.
Рекомендации GINA по профилактике бронхиальной астмы
Считается, что существует промежуток времени во время беременности женщины и первых месяцев жизни ребенка, когда факторы внешней среды способны запустить механизм развития болезни.
Чтобы снизить риски, GINA предлагает следующие действия по профилактике бронхиальной астмы:
- будущей матери необходимо срочно отказаться от курения во время беременности, а лучше до нее, и воздерживаться от сигарет после родов;
- если это возможно, не прибегать к кесареву сечению;
- предпочтительно кормление младенца материнским молоком;
- не применять в первый год жизни ребенка антибиотики широкого спектра действия без крайней необходимости.
Что касается воздействия аллергенов, то здесь не все однозначно. Аллергены пылевых клещей точно вызывают развитие аллергии. Исследования аллергенов домашних животных дают противоречивые результаты.
В России рекомендуют не заводить домашних питомцев, аквариумных рыбок и птиц, если в семье есть больной аллергией.
Важно поддерживать хорошую психологическую обстановку в семье. Это всегда помогает справляться с любыми болезнями.
Подводя итоги, можно сказать, что профилактика развития и обострения астмы сводится к следующим пунктам:
- как можно быстрее отказаться от курения и не позволять курить окружающим. Табачный дым не только поддерживает хроническое воспаление в дыхательных путях, но, что самое опасное, провоцирует приступы удушья. Он может стать причиной еще одного заболевания — хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Сочетание обеих патологий ухудшает состояние, а также усложняет диагностику и подбор лечения;
- исключить контакт с аллергенами настолько, насколько это возможно;
- избегать дыма, выхлопных газов, холодного воздуха, резких запахов;
- сделать прививку против гриппа при отсутствии противопоказаний, стараться не простужаться;
- правильно выбирать лекарства. Прием обезболивающих (НПВП) и бета-блокаторов возможен только по согласованию с врачом
- регулярные занятия разрешенными видами спорта с учетом рекомендаций врача (может понадобиться профилактический прием препаратов для предотвращения приступа удушья);
В заключение
Бронхиальная астма мешает в полной мере ощущать вкус жизни. Она опасна тем, что полное отсутствие симптомов внезапно сменяется приступом удушья, порой смертельного.
В разных странах она выявляется у 1 – 18% населения, часто начинаясь в детском возрасте.
Специалисты GINA понимают, что их рекомендации в разных странах принимаются с учетом особенностей местного здравоохранения.
В данной статье дается лишь общая информация о взгляде этой международной организации на бронхиальную астму. Правильно распознать и назначить лечение для каждого пациента может только врач.
Источник
Îïðåäåëåíèå è îáùèå ñâåäåíèÿ î áðîíõèàëüíîé àñòìå. Îñíîâíûå ïðîáëåìû ëå÷åíèÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, ãðóïïû ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ äëÿ áàçèñíîé òåðàïèè. Ñòóïåí÷àòûé ïîäõîä ê òåðàïèè, ïðîôèëàêòèêà ðàçâèòèÿ ñèìïòîìîâ è îáîñòðåíèé çàáîëåâàíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — ýòî õðîíè÷åñêîå âîñïàëèòåëüíîå çàáîëåâàíèå äûõàòåëüíûõ ïóòåé, â êîòîðîì ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìíîãèå êëåòêè è êëåòî÷íûå ýëåìåíòû. Õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå îáóñëîâëèâàåò ðàçâèòèå áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè, êîòîðàÿ ïðèâîäèò ê ïîâòîðÿþùèìñÿ ýïèçîäàì ñâèñòÿùèõ õðèïîâ, îäûøêè, ÷óâñòâà çàëîæåííîñòè â ãðóäè è êàøëÿ, îñîáåííî ïî íî÷àì èëè ðàííèì óòðîì. Ýòè ýïèçîäû îáû÷íî ñâÿçàíû ñ ðàñïðîñòðàíåííîé, íî èçìåíÿþùåéñÿ ïî ñâîåé âûðàæåííîñòè îáñòðóêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé â ëåãêèõ, êîòîðàÿ ÷àñòî áûâàåò îáðàòèìîé ëèáî ñïîíòàííî, ëèáî ïîä äåéñòâèåì ëå÷åíèÿ.
Ïðîáëåìû ëå÷åíèÿ áîëüíûõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé (ÁÀ) íà ñåãîäíÿøíèé äåíü îñòàþòñÿ â öåíòðå âíèìàíèÿ ïðàêòèêóþùèõ âðà÷åé, ôàðìàöåâòîâ, ýïèäåìèîëîãîâ, ýêîíîìèñòîâ. ÁÀ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.  ñðåäíåì ðàñïðîñòðàíåííîñòü ÁÀ â ìèðå êîëåáëåòñÿ â ïðåäåëàõ 1-18%. Ïî Ðîññèè ýòîò ïîêàçàòåëü ñîñòàâëÿåò 5,6-7,3% äëÿ âçðîñëîãî íàñåëåíèÿ è 5,6-12,1% ó äåòåé.
Íàëè÷èå ÁÀ çíà÷èòåëüíî âëèÿåò íà êà÷åñòâî æèçíè áîëüíûõ. ×àñòûå îáîñòðåíèÿ è íåäîñòàòî÷íûé êîíòðîëü ÁÀ íå òîëüêî óõóäøàþò êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ, íî è óâåëè÷èâàþò ýêîíîìè÷åñêèå çàòðàòû (ñòàöèîíàðíîå è àìáóëàòîðíîå ëå÷åíèå, äîïîëíèòåëüíûå áîëüíè÷íûå ëèñòû). Ïîýòîìó öåëüþ ëå÷åíèÿ ÁÀ ÿâëÿåòñÿ äîñòèæåíèå è ïîääåðæàíèå êîíòðîëÿ íàä êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè çàáîëåâàíèÿ.
Àìåðèêàíñêîå ñîîáùåñòâî ïóëüìîíîëîãîâ è Åâðîïåéñêîå ðåñïèðàòîðíîå îáùåñòâî ðàçðàáîòàëè ðåêîìåíäàöèè, âêëþ÷àþùèå íàèáîëåå âàæíûå ìîìåíòû, íåîáõîäèìûå äëÿ äîñòèæåíèÿ êîíòðîëÿ íàä àñòìîé. Âî-ïåðâûõ, âñåì ïàöèåíòàì ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîõîäèòü àíêåòèðîâàíèå è âåñòè äíåâíèê ñèìïòîìàòèêè äëÿ îöåíêè òÿæåñòè àñòìû â ìîìåíò ïîäáîðà òåðàïèè è îñóùåñòâëåíèÿ äàëüíåéøåãî êîíòðîëÿ ýôôåêòèâíîñòè ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ. Âòîðûì áàçîâûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ ñîáëþäåíèå âûáðàííîé ñõåìû òåðàïèè ïàöèåíòîì- òîëüêî âûñîêèé óðîâåíü ïðèâåðæåííîñòè ê ëå÷åíèþ ïîçâîëèò äîñòè÷ü æåëàåìûõ ðåçóëüòàòîâ.  — òðåòüèõ, íåîáõîäèìî àäåêâàòíî ïîäîáðàòü ïðåïàðàò äëÿ êàæäîãî êîíêðåòíîãî ïàöèåíòà. Ó íåêîòîðûõ ïàöèåíòîâ, íåñìîòðÿ íà îïòèìàëüíûå äîçû ïîëó÷àåìîé ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè, óðîâåíü êîíòðîëÿ íàä ÁÀ îñòàåòñÿ íåäîñòàòî÷íûì, è ñîõðàíÿåòñÿ âûñîêèé ðèñê ðàçâèòèÿ îáîñòðåíèÿ.  îáùåé ïîïóëÿöèè òàêèå ïàöèåíòû âñòðå÷àþòñÿ â 5-10% ñëó÷àåâ ñðåäè âñåõ ïàöèåíòîâ ñ àñòìîé.  ýòîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ôåíîòèïèðîâàíèå àñòìû ñ ó÷åòîì õàðàêòåðà âîñïàëåíèÿ, àòîïè÷åñêîãî ñòàòóñà äëÿ ïîëó÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíîé èíôîðìàöèè è êîððåêöèè ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ.
 êà÷åñòâå áàçèñíîé òåðàïèè ÁÀ èñïîëüçóþò ñëåäóþùèå ãðóïïû ïðåïàðàòîâ: êîðòèêîñòåðîèäû (ñèñòåìíûå è èíãàëÿöèîííûå), àíòèëåéêîòðèåíîâûå ïðåïàðàòû, â2-àãîíèñòû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ, êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû, òåîôèëëèíû ïðîëîíãèðîâàííîãî äåéñòâèÿ. Ïðåïàðàòû äëÿ îáëåã÷åíèÿ ñèìïòîìîâ ïðèíèìàþò ïî ïîòðåáíîñòè. Ýòè ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà äåéñòâóþò áûñòðî, óñòðàíÿÿ áðîíõîñïàçì è êóïèðóÿ åãî ñèìïòîìû. Ê ýòîé ãðóïïå îòíîñÿòñÿ èíãàëÿöèîííûå â2-àãîíèñòû áûñòðîãî äåéñòâèÿ, èíãàëÿöèîííûå àíòèõîëèíåðãè÷åñêèå ñðåäñòâà, òåîôèëëèí êîðîòêîãî äåéñòâèÿ è ïåðîðàëüíûå â2-àãîíèñòû êîðîòêîãî äåéñòâèÿ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ «çîëîòûì ñòàíäàðòîì» ïîääåðæèâàþùåé òåðàïèè ÁÀ ñ÷èòàþò ïðåïàðàòû ãðóïïû ÈÃÊÑ. Îíè ýôôåêòèâíî ñíèæàþò âûðàæåííîñòü è àêòèâíîñòü ñèìïòîìîâ ÁÀ, íîðìàëèçóþò ôóíêöèþ ëåãêèõ çà ñ÷åò óìåíüøåíèÿ áðîíõèàëüíîé ãèïåððåàêòèâíîñòè è àêòèâíîñòè âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â áðîíõàõ, ñíèæàþò ÷àñòîòó âîçìîæíûõ îáîñòðåíèé, óëó÷øàþò êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ. ÈÃÊÑ îáëàäàþò âûñîêîé ñòåïåíüþ ñðîäñòâà ê ðåöåïòîðàì, ÷òî îáåñïå÷èâàåò âûñîêóþ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíóþ àêòèâíîñòü è íåáîëüøîå ñèñòåìíîå âëèÿíèå. Òàêæå îíè îáëàäàþò âûñîêîé ñòåïåíüþ ëèïîôèëüíîñòè, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ëó÷øåìó ïðîíèêíîâåíèþ â ìåìáðàíó êëåòêè. Îáúåì ïðèíèìàåìîé äîçû, ðàçìåð âäûõàåìûõ ÷àñòèö, âèä èíãàëÿòîðà íàïðÿìóþ âëèÿþò íà ýôôåêòèâíîñòü ïðåïàðàòà è àêòèâíîñòü ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ. Òàêèì îáðàçîì, ïðè ïîäáîðå ïðåïàðàòà íóæíî ó÷èòûâàòü êàê áåçîïàñíîñòü, ýôôåêòèâíîñòü è óäîáñòâî åãî ïðèìåíåíèÿ, òàê è åãî âëèÿíèå íà âñå îòäåëû áðîíõèàëüíîãî äåðåâà.
Ïî ðàçìåðàì ÷àñòèö âûäåëÿþò êðóïíîäèñïåðñíûå è ìåëêîäèñïåðñíûå àýðîçîëè. Êðóïíîäèñïåðñíûå àýðîçîëè, ïîïàäàÿ â áðîíõèàëüíîå äåðåâî, îêàçûâàþò ñâîå âëèÿíèå íà óðîâíå êðóïíûõ è ñðåäíèõ áðîíõîâ. Áîëüøîé ïðîöåíò ìåëêîäèñïåðñíûõ ÷àñòèö äîñòèãàåò ìåëêîêàëèáåðíûõ áðîíõîâ, ðîëü êîòîðûõ â ðàçâèòèè àëëåðãè÷åñêîãî âîñïàëåíèÿ è òå÷åíèÿ àñòìû íåîñïîðèìà.  òîò ìîìåíò, êîãäà ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûé ýôôåêò ÈÃÊÑ îêàçûâàåò âëèÿíèå íà âåðõíèå è ñðåäíèå îòäåëû áðîíõèàëüíîãî äåðåâà, â äèñòàëüíûõ ïðîäîëæàþòñÿ ðàçâèòèå ïåðñèñòèðóþùåãî âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà è ôîðìèðîâàíèå âîçäóøíûõ ëîâóøåê.
Òàêèì îáðàçîì, ðàöèîíàëüíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ èñïîëüçîâàíèå ýêñòðàìåëêîäèñïåðñíûõ ÷àñòèö äëÿ äîñòèæåíèÿ êîíòðîëÿ íà âñåõ óðîâíÿõ áðîíõèàëüíîãî äåðåâà.  òàêîì ñëó÷àå ïðåäïî÷òèòåëüíûì ðàçìåðîì ÷àñòèö ÿâëÿåòñÿ 1-5 ìêì, ÷òî äåëàåò ðàñïðåäåëåíèå ÷àñòèö â áðîíõàõ íà âñåõ óðîâíÿõ ðàâíîìåðíûì.
Àíòèëåéêîòðèåíîâûå ïðåïàðàòû ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ êàê ïðåïàðàòû âòîðîãî ðÿäà äëÿ ëå÷åíèÿ âçðîñëûõ ïàöèåíòîâ ñ ëåãêîé ïåðñèñòèðóþùåé ÁÀ, êðîìå òîãî, íåêîòîðûå áîëüíûå ñ àñïèðèíîâîé ÁÀ õîðîøî îòâå÷àþò íà òåðàïèþ àíòèëåéêîòðèåíîâûìè ñðåäñòâàìè. Äîïîëíåíèå àíòèëåéêîòðèåíîâ ê ÈÃÊÑ ìîæåò óëó÷øèòü êîíòðîëü íàä ÁÀ ó ïàöèåíòîâ ñ íåäîñòàòî÷íîé ýôôåêòèâíîñòüþ íèçêèõ èëè âûñîêèõ äîç ÈÃÊÑ.
Èíãàëÿöèîííûå â2-àãîíèñòû áûñòðîãî äåéñòâèÿ äîëæíû ïðèìåíÿòüñÿ òîëüêî ïî ïîòðåáíîñòè, êàê ñðåäñòâà íåîòëîæíîé ïîìîùè. Äîçû è êðàòíîñòü èíãàëÿöèé äîëæíû áûòü ïî âîçìîæíîñòè íàèìåíüøèìè.
Êðîìîíû ( êðîìîãëèêàò íàòðèÿ è íåäîêðîìèë íàòðèÿ) èãðàþò îãðàíè÷åííóþ ðîëü â äëèòåëüíîì ëå÷åíèè ÁÀ ó âçðîñëûõ. Îíè îáëàäàþò ñëàáûì ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûì äåéñòâèåì è ìåíåå ýôôåêòèâíû, ÷åì íèçêèå äîçû èíãàëÿöèîííûõ ãëþêîêîðòèêîèäîâ.
Òåîôèëëèíû çàìåäëåííîãî âûñâîáîæäåíèÿ (äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ), ÿâëÿÿñü áðîíõîëèòèêàìè, îáëàäàþò è íåáîëüøèì ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûì ýôôåêòîì, íî íå ìîãóò â ïîëíîé ìåðå îáåñïå÷èòü ëå÷åáíîå âîçäåéñòâèå â ìîíîòåðàïèè. Êðîìå òîãî, ïîáî÷íûå ýôôåêòû òåîôèëëèíà, îñîáåííî ïðè åãî ïðèìåíåíèè â âûñîêèõ äîçàõ, ìîãóò áûòü çíà÷èòåëüíûìè, ÷òî îãðàíè÷èâàåò ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòà.
Èíãàëÿöèîííûå â2-àãîíèñòû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ, ê êîòîðûì îòíîñÿòñÿ ôîðìîòåðîë è ñàëüìåòåðîë, íå äîëæíû èñïîëüçîâàòüñÿ â êà÷åñòâå ìîíîòåðàïèè ÁÀ, òàê êàê íåò äàííûõ î òîì, ÷òî ýòè ïðåïàðàòû óãíåòàþò âîñïàëåíèå ïðè ÁÀ. Îíè íàèáîëåå ýôôåêòèâíû, åñëè ïðèìåíÿþòñÿ â êîìáèíàöèè ñ ÈÃÊÑ. Äîáàâëåíèå èíãàëÿöèîííûõ â2-àãîíèñòîâ äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ ê ðåãóëÿðíîé òåðàïèè èíãàëÿöèîííûìè ÃÊÑ óìåíüøàþò âûðàæåííîñòü ñèìïòîìîâ äíåì è íî÷üþ, óëó÷øàþò ôóíêöèþ ëåãêèõ, ñíèæàþò ïîòðåáíîñòü â áûñòðîäåéñòâóþùèõ èíãàëÿöèîííûõ â2- àãîíèñòàõ è êîëè÷åñòâî îáîñòðåíèé è ïîçâîëÿåò äîñòèãíóòü êîíòðîëÿ íàä ÁÀ ó áîëüøåãî ÷èñëà áîëüíûõ, áûñòðåå è ïðè ìåíüøåé äîçå ÃÊÑ ïî ñðàâíåíèþ ñ ìîíîòåðàïèåé èíãàëÿöèîííûìè ÃÊÑ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ íàèáîëåå ñîâðåìåííûìè ïðåïàðàòàìè, îáåñïå÷èâàþùèìè âûðàæåííûé ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûé ýôôåêò, ñ÷èòàþò ôèêñèðîâàííûå êîìáèíàöèè äëèòåëüíî äåéñòâóþùåãî â2-àãîíèñòà ( ñàëüìåòåðîë èëè ôîðìîòåðîë) ñ èíãàëÿöèîííûìè ãëþêîêîðòèêîèäàìè ( ôëóòèêàçîí èëè áóäåñîíèä).
Êîìáèíàöèÿ ñàëüìåòåðîëà ñ ôëóòèêàçîíîì, íàçûâàåìàÿ ñåðåòèäîì è âûïóñêàåìàÿ â äîçå 25/250 ìêã èëè 50/250 ìêã, êàê è êîìáèíàöèÿ áóäåñîíèäà ñ ôîðìîòåðîëîì, íàçûâàåìàÿ ñèìáèêîðòîì òóðáóõàëåðîì è âûïóñêàåìàÿ â äîçå 80/4,5 ìêã èëè 160/4,5ìêã, ïî ñâîåé ýôôåêòèâíîñòè ïðåâûøàåò ñóììó ýôôåêòîâ êàæäîãî èç êîìïîíåíòîâ. Ýòîò ýôôåêò îáóñëîâëåí ñèíåðãèçìîì èõ äåéñòâèÿ.
Ïîñêîëüêó ÁÀ- õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, îñíîâíîé öåëüþ åãî ëå÷åíèÿ ñ÷èòàþò íå èçëå÷åíèå ñàìîãî çàáîëåâàíèÿ, à äîñòèæåíèå ïîëíîöåííîãî êîíòðîëÿ íàä åãî òå÷åíèåì. Äëÿ ýòîãî èñïîëüçóþò ñòóïåí÷àòûé ïîäõîä ê ëå÷åíèþ è äîñòèæåíèþ êîíòðîëÿ íàä ÁÀ.
Ñòóïåíè òåðàïèè.
Ñòóïåíü 1. Ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòîâ íåîòëîæíîé ïîìîùè ïî ïîòðåáíîñòè. Äàííûå ïðåïàðàòû ïðèìåíÿþòñÿ ó ïàöèåíòîâ ðàííåå íå ïîëó÷àâøèõ ïîääåðæèâàþùåé òåðàïèè è ýïèçîäè÷åñêè èñïûòûâàþùèå êðàòêîâðåìåííûå ñèìïòîìû, õàðàêòåðíûå äëÿ êîíòðîëèðóåìîé ÁÀ. Ó òàêèõ ïàöèåíòîâ â ìåæïðèñòóïíûé ïåðèîä îòñóòñòâóþò ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ, íî÷íûå ïðîáóæäåíèÿ, à ôóíêöèÿ ëåãêèõ â ïðåäåëàõ íîðìû. Íà äàííîé ñòóïåíè ðåêîìåíäóåìûìè ïðåïàðàòàìè íåîòëîæíîé ïîìîùè ÿâëÿþòñÿ èíãàëÿöèîííûå â2-àãîíèñòû áûñòðîãî äåéñòâèÿ.
Ñòóïåíü2 . Ê ïðåïàðàòàì íåîòëîæíîé ïîìîùè äîáàâëÿþò ÈÃÊÑ â íèçêîé äîçå, â êà÷åñòâå íà÷àëüíîé ïîääåðæèâàþùåé òåðàïèè ÁÀ. Òàê æå íà ýòîé ñòóïåíè ìîæíî èñïîëüçîâàòü àíòèëåéêîòðèåíîâûå ïðåïàðàòû, êàê àëüòåðíàòèâíûå ñðåäñòâà ó ïàöèåíòîâ, êîòîðûå íå ñïîñîáíû èëè íå æåëàþò èñïîëüçîâàòü ÈÃÊÑ, à òàê æå ó ïàöèåíòîâ ñ ñîïóòñòâóþùèì àëëåðãè÷åñêèì ðèíèòîì.
Ñòóïåíü3. Íà äàííîé ñòóïåíè íàçíà÷àþò èíãàëÿòîðû ñ ôèêñèðîâàííîé êîìáèíàöèåé ïðåïàðàòîâ ÈÃÊÑ ñ â2-àãîíèñòîì äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ èëè ñ ïîìîùüþ ðàçíûõ èíãàëÿòîðîâ. Áëàãîäàðÿ àääèòèâíîìó ýôôåêòó òàêîé êîìáèíàöèè îáû÷íî îêàçûâàåòñÿ äîñòàòî÷íî íàçíà÷åíèå íèçêèõ äîç ÈÃÊÑ. Óâåëè÷åíèå äîçû òðåáóåòñÿ òîëüêî åñëè êîíòðîëü íàä ÁÀ íå áûë äîñòèãíóò ÷åðåç 3-4 ìåñ òåðàïèè â äàííîì ðåæèìå. Èíãàëÿòîð, ñîäåðæàùèé êîìáèíàöèþ ôîðìîòåðîëà è áóäåñîíèäà, ìîæíî èñïîëüçîâàòü êàê äëÿ ïîääåðæèâàþùåé òåðàïèè, òàê è äëÿ íåîòëîæíîé ïîìîùè. Òàêîé ïîäõîä îáåñïå÷èâàåò óìåíüøåíèå ÷àñòîòû îáîñòðåíèé è óëó÷øåíèå êîíòðîëÿ íàä ÁÀ. Åùå îäíèì âàðèàíòîì òåðàïèè íà ñòóïåíè 3 ÿâëÿåòñÿ êîìáèíàöèÿ ÈÃÊÑ â íèçêîé äîçå ñ àíòèëåéêîòðèåíîâûì ïðåïàðàòîì.
Ñòóïåíü 4. Íà äàííîé ñòóïåíè ïðåäïî÷òèòåëüíî ïðèìåíåíèå êîìáèíàöèè ÈÃÊÑ â ñðåäíåé èëè âûñîêîé äîçå ñ èíãàëÿöèîííûìè â2-àãîíèñòîì äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ. Îäíàêî, ó áîëüøèíñòâà ïàöèåíòîâ óâåëè÷åíèå äîçû ÈÃÊÑ ñî ñðåäíåé äî âûñîêîé îáåñïå÷èâàåò ëèøü íåáîëüøîå óâåëè÷åíèå ýôôåêòà. Ïðèìåíåíèå âûñîêèõ äîç ðåêîìåíäîâàíî òîëüêî â êà÷åñòâå ïðîáíîé òåðàïèè äëèòåëüíîñòüþ 3-6 ìåñ, êîãäà êîíòðîëü íàä ÁÀ íå äîñòèãàåòñÿ ñ ïîìîùüþ êîìáèíàöèè ÈÃÊÑ â ñðåäíåé äîçå è â2-àãîíèñòà. Äîáàâëåíèå àíòèëåéêîòðèåíîâûõ ïðåïàðàòîâ ê ñðåäíèì è íèçêèì äîçàì ÈÃÊÑ óâåëè÷èâàåò ýôôåêò òåðàïèè. Äîáàâëåíèå íèçêèõ äîç òåîôèëëèíà çàìåäëåííîãî âûñâîáîæäåíèÿ ê ÈÃÊÑ â ñðåäíèõ è íèçêèõ äîçàõ è â2-àãîíèñòó äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ òàê æå ìîæåò ïîâûøàòü ýôôåêòèâíîñòü ëå÷åíèÿ.
Íà ïÿòîé ñòóïåíè ëå÷åíèÿ ðåêîìåíäîâàíî äîáàâèòü ê òåðàïèè, íàçíà÷àåìîé íà ÷åòâåðòîé ñòóïåíè, ìèíèìàëüíî âîçìîæíûå äîçû ãëþêîêîðòèêîèäîâ äëÿ ïðèåìà âíóòðü òîëüêî ó áîëüíûõ ñ òÿæåëîé íåêîíòðîëèðóåìîé ÁÀ. Ïðèìåíåíèå àíòèòåë ê èììóíîãëîáóëèíó Å (anti-IgE) â äîïîëíåíèå ê äðóãèì ïðåïàðàòàì ïîääåðæèâàþùåé òåðàïèè óëó÷øàåò êîíòðîëü íàä àëëåðãè÷åñêîé ÁÀ â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà êîíòðîëü íå äîñòèãàåòñÿ íà ôîíå ëå÷åíèÿ êîìáèíàöèÿìè äðóãèõ ïðåïàðàòîâ, âêëþ÷àþùèìè âûñîêèå äîçû èíãàëÿöèîííûõ èëè ïåðîðàëüíûõ ÃÊÑ.
Åñëè æå äîñòèãíóò ñòîéêèé êîíòðîëü çà ÁÀ, òî íå ðàííåå ÷åì ÷åðåç 3 ìåñ. ìîæíî óìåíüøèòü îáúåì ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ, äîâåäÿ åãî ñî âðåìåíåì äî ìèíèìàëüíîãî, îáåñïå÷èâàþùåãî êîíòðîëü çà çàáîëåâàíèåì. Óðîâåíü êîíòðîëÿ íàä ÁÀ äîëæåí îöåíèâàòüñÿ âðà÷îì, à òàêæå, æåëàòåëüíî, è ñàìèì ïàöèåíòîì ÷åðåç ðåãóëÿðíûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè.
Äëÿ ýòîé öåëè âûäåëÿþò ñëåäóþùèå êðèòåðèè êîíòðîëÿ íàä ÁÀ:
ü îòñóòñòâèå äíåâíûõ ñèìïòîìîâ (èëè ? 2 ýïèçîäîâ â íåäåëþ);
ü îòñóòñòâèå îãðàíè÷åíèé ïîâñåäíåâíîé àêòèâíîñòè, âêëþ÷àÿ ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè;
ü îòñóòñòâèå íî÷íûõ ñèìïòîìîâ èëè ïðîáóæäåíèé èç-çà ÁÀ;
ü îòñóòñòâèå ïîòðåáíîñòè â ïðåïàðàòàõ íåîòëîæíîé ïîìîùè ( èëè ? 2 ýïèçîäîâ â íåäåëþ);
ü íîðìàëüíûå èëè ïî÷òè íîðìàëüíûå ïîêàçàòåëè ôóíêöèè ëåãêèõ;
ü îòñóòñòâèå îáîñòðåíèé.
Ïðîôèëàêòèêà ðàçâèòèÿ ñèìïòîìîâ è îáîñòðåíèé ÁÀ.
Îáîñòðåíèÿ ÁÀ ìîãóò áûòü âûçâàíû ìíîãèìè ôàêòîðàìè ðèñêà, êîòîðûå èíîãäà íàçûâàþò òðèããåðàìè. Ê íèì îòíîñÿòñÿ àëëåðãåíû, âèðóñíûå èíôåêöèè, ïîëëþòàíòû è ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû. Ïî âîçìîæíîñòè ñëåäóåò èçáåãàòü äàííûõ ôàêòîðîâ ðèñêà. Óëó÷øèòü êîíòðîëü íàä ÁÀ è ñíèçèòü ïîòðåáíîñòü â ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòàõ ñïîñîáñòâóåò óìåíüøåíèå âîçäåéñòâèÿ íà ïàöèåíòà íåêîòîðûõ ôàêòîðîâ ðèñêà: îòêàç îò êóðåíèÿ, óìåíüøåíèå èëè èñêëþ÷åíèå âîçäåéñòâèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ ôàêòîðîâ, âûçûâàþùèõ ñèìïòîìû ÁÀ, îòêàç îò ïðîäóêòîâ, ïèùåâûõ äîáàâîê èëè ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, âûçûâàþùèõ ñèìïòîìû ÁÀ. Ìíîãèå ïàöèåíòû ðåàãèðóþò íà ðàçíîîáðàçíûå ôàêòîðû, øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûå â îêðóæàþùåé ñðåäå; ïîýòîìó ïîëíîå èñêëþ÷åíèå êîíòàêòà ñ ýòèìè ôàêòîðàìè îáû÷íî íåâîçìîæíî è ñëèøêîì ñèëüíî îãðàíè÷èâàåò æèçíü ïàöèåíòîâ. Ïîýòîìó âàæíóþ ðîëü èãðàþò ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû äëÿ ïîääåðæàíèÿ êîíòðîëÿ íàä ÁÀ, òàê êàê õîðîøèé êîíòðîëü íàä ÁÀ ñîïðîâîæäàåòñÿ ñíèæåíèåì ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïàöèåíòîâ ê ôàêòîðàì ðèñêà.
áðîíõèàëüíûé àñòìà ëåêàðñòâåííûé òåðàïèÿ
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Ãëîáàëüíàÿ ñòðàòåãèÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè áðîíõèàëüíîé àñòìû (ïåðåñìîòð 2007ã)/Ïîä ðåä. ×ó÷àëèíà À.Ã.- Ì.: Èçäàòåëüñêèé äîì «Àòìîñôåðà», 2008ã.
2. Âíóòðåííèå áîëåçíè : ó÷åáíèê- 6-å èçä. Ïåðåðàá. è äîï. / Â.È. Ìàêîëêèí, Ñ.È. Îâ÷àðåíêî, Â.À. Ñóëèìîâ.-Ì. : ÃÝÎÒÀÐ- Ìåäèà, 2012ã.
3. «Ñîâðåìåííûé ïîäõîä ê âûáîðó òåðàïèè áðîíõèàëüíîé àñòìû» / Êóðáà÷åâà Î.Ì., Ïàâëîâà Ê.Ñ., Êîçóëèíà È.Å.// «ÐÌÆ» ¹29 2013ã, ñòð. 1452-1459.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник