Способы снятия стресса при бронхиальной астме
Стресс – неотъемлемая часть жизни современного человека. Чем больше вы нервничаете, тем труднее вам становиться дышать, появляется хрип и кашель? Есть ли связь между стрессом и приступами астмы?
Да, говорит Питер Джерджен, магистр естественных наук, старший медицинский работник в Национальном Институте Аллергии и Инфекционных заболеваний. Хотя стресс не станет причиной астмы, он способен ухудшить состояние людей, которые уже страдают этим недугом. Во время периодов напряжения и беспокойства, приступы астмы происходят более часто, и контролировать заболеванием становится труднее. Фактически стресс может сделать течение болезни более тяжелым.
Астма – воспалительное заболевание дыхательных путей. Как любая болезнь она требует немедленного лечения, чтобы предотвратить новые приступы и дать возможность свободно дышать.
Что происходит, когда больной астмой человек испытывает стресс?
Ученые зарегистрировали ряд стрессовых ситуаций, которые были связаны с симптомами астмы: экзамены, публичное выступление, семейный конфликт, национальные бедствия и насилие. Стресс сказывается на физическом состоянии человека, из-за чего контролировать течение болезни становится невозможно.
Во-первых, напряжение и беспокойство могут вызвать физиологические изменения, которые, в свою очередь, провоцируют приступы астмы. Во время сильных переживаний происходит выброс огромного количества таких веществ, как гистамин и лейкотриен, под воздействием которых сужаются дыхательные пути. Кроме того, переживая о чем- то, человек может попросту забыть свое лекарство от астмы. Вызванные стрессом реакции ослабляют способность организма противостоять холоду и респираторным инфекциям. Вирусные инфекции – еще одна явная причина обострения астмы.
Как управлять астмой и стрессом?
Сам по себе диагноз – астма – это стресс. Человек, не знает, когда и где его настигнет очередной приступ, и что станет его причиной. Кроме того, стресс – просто неизбежная часть жизни современного человека. Однако эксперты утверждают: чтобы астма реже давала о себе знать, достаточно уменьшить уровень напряжения и волнения в своей жизни. Как это сделать?
- Определите главные (свои личные) причины беспокойства, поймите, что вас тревожит больше и чаще всего: финансовые ли это проблемы, проблемы в отношениях, нехватка социальной поддержки, слишком напряженный график работы или нехватка времени. Все это нужно попробовать устранить. Если вы не можете найти решения этих вопросов самостоятельно, обратитесь за профессиональным советом.
- Делегируйте обязанности. Перестаньте быть перфекционистом и позвольте другим взять на себя часть рабочей нагрузки. Составьте список задач, возложите обязанности на других, обучайте их делать работу, и давайте ясные, индивидуальные указания с обозначением крайних сроков выполнения. Это не означает, что нужно объяснять поставленные задачи пошагово (только если это необходимо) – позвольте другим делать работу своим собственным способом и выражайте за это признательность.
- Не забывайте о разумных физических нагрузках. Тренировка – отличный способ снять напряжение.
- Высыпайтесь. Усталые люди просто не способны справиться со стрессом.
- Выучите расслабляющие упражнения: научитесь правильно дышать, правильно расслаблять мышцы, абстрагироваться от негативных мыслей. Все эти, на первый взгляд, нехитрые приспособления – на самом деле – отличные инструменты для снятия стресса.
Как справиться с беспокойством во время приступа астмы?
Иногда, чувствуя начало приступа, человек в тревоге начинает усиленно дышать. Это может привести к тому, что тревога перерастет в панику.
- Всегда держите под рукой средства, предписанные врачом для купирования приступа. Или номер телефона, по которому можно быстро обратиться за помощью.
- Подробно обговорите с лечащим врачом план своих действий на случай приступа.
- Приступ астмы, как правило, проходит через 5-10 минут. Если этого не происходит через 15 минут или становится хуже – срочно обратитесь за медицинской помощью.
Еще один большой (и хуже того – постоянный) стресс для людей, страдающих астмой – страх перед их болезнью, мешающий им вести нормальный образ жизни. Жить с этим страхом нельзя – нужно проконсультироваться с врачом, чтобы избавиться от этого чувства и взять заболевание под контроль. Когда болезнь не пущена на самотек, человек не живут в страхе. Знание – сила, а внимательное отношение к своему недугу – способ жить полноценной жизнью.
Существует разновидность бронхиальной астмы, развитие которой провоцируется психоэмоциональным состоянием человека. Она носит название нервной.
Астма на нервной почве обостряется в период сильных переживаний. Диагностика и лечение болезни по большей части такие же, как и при обычной астме, но отличаются акцентом на психоэмоциональном состоянии больного.
Причины бронхиальной астмы
Достоверно неизвестно, что именно вызывает развитие заболевания. Считается, что это различные внутренние и внешние факторы. Часто у больного заболевание астмой связано с несколькими из них.
Люди, которые входят в группу риска:
- страдающие ожирением;
- имеющие склонность к развитию аллергических реакций;
- женщины (для них риск увеличивается вдвое);
- те, у кого в роду были астматики.
Увеличить риск возникновения бронхиальной астмы может курение (даже пассивное), частые простудные заболевания, плохое питание и экологическая обстановка. Патология чаще развивается у людей, которые проживают в больших городах и в бетонных домах (из-за сырости и недостаточной вентиляции).
Но основной причиной являются все-таки психологические факторы: стрессы, переживания.
Терапия заболевания напрямую зависит от причин его развития. Исключение этих факторов помогает уменьшить количество приступов и облегчить их.
Астма и стресс
Сама по себе бронхиальная астма не относится к патологиям нервной системы, но регулярные стрессы способны ее спровоцировать. Заболевание представляет собой хроническую воспалительную реакцию в бронхах, причиной которой является сбой в деятельности иммунной системы.
Переживания больного могут привести к приступу удушья. Повышенная нагрузка на нервную систему астматиков стимулирует выброс гистамина, вызывающего спазм мускулатуры бронхов, симптомами которого являются одышка, кашель и удушье.
Существуют и другие состояния, сопровождающимися подобными признаками. К ним относятся:
- сердечная недостаточность;
- панические атаки;
- ВСД.
При сердечной недостаточности стресс провоцирует нарушение функционирования сердца, вызывающее застой крови в легких и кашель.
Если приступ спровоцирован вегетососудистой дистонией, он сопровождается усилением сокращений кишечника, повышенным выделением пота и слюны, гиперемией кожи лица, тошнотой и тремором. Заболевание проявляется и вне приступа — такие люди замкнуты и тревожны.
Нервная астма отличается тем, что стресс становится причиной обострения.
Симптомы нервной астмы
Неврологическая астма по симптоматике не отличается от других типов болезни. Признаками патологии являются:
- кашель, одышка и хрипы;
- ощущение сдавленности в груди;
- тахикардия;
- удушье, затруднение дыхания;
- боли за грудиной.
Причиной этого является сужение бронхов. Особенность заболевания в том, что его симптомы вызываются сильными эмоциями. Нет других факторов, которые способны их спровоцировать, но проявления становятся более выраженными при бронхите или вирусных инфекциях.
Поскольку подобной симптоматикой сопровождаются и другие заболевания, делать выводы об их причине можно только после всестороннего обследования.
Диагностика
Процесс обследования соответствует таковому при диагностике других видов астмы:
- сдаются общеклинические анализы, и проводится исследование мокроты;
- делаются пробы на аллергию;
- назначаются инструментальные исследования: спирометрия, пикфлоуметрия, ЭКГ, рентгенография.
Диагностика заключается в необходимости точно удостовериться, что причиной патологии является именно ответ на стресс, а не что-то иное. Для этого оцениваются особенности эмоционального реагирования. Врач учитывает сведения, полученные от больного, о том, когда возник первый приступ, чем сопровождается обострение и в чем конкретно проявляется. Такой информации достаточно для определения психогенного характера заболевания и проведения терапии.
Лечение психогенной астмы
Если причиной развития астматических приступов является нервное напряжение, то в первую очередь назначается консультация психотерапевта. Подобное заболевание может встречаться у взрослых и детей, но наиболее ему подвержены подростки и женщины в постклимактерическом периоде. Частоту обострений у больного снижает отсутствие стрессов.
Нередко терапия осложняется из-за негативного настроя пациента. Астматики не следуют всем предписаниям, потому что уверены в отсутствии результата от терапии. Они испытывают страх перед очередным приступом, что также оказывает отрицательное воздействие на течение заболевания.
Медикаментозное лечение предусматривает использование препаратов для снятия спазма и устранения приступов. Для введения используется ингалятор. К этой категории относятся:
- бета-адреномиметики короткого и длительного действия;
- кромоны;
- глюкокортикостероиды;
- комбинированные препараты.
Тяжелое течение патологии требует приема курсом системных стероидных противовоспалительных препаратов. При бактериальных осложнениях назначаются антибиотики.
Что должно быть в комплексном лечении
Также проводится терапия, направленная на устранение стрессов. Людям, которые опасаются обострений заболевания, необходимо понять, что с помощью медикаментозной терапии приступы можно полностью контролировать. Важным этапом является снятие напряжения и улучшение психоэмоционального состояние. Больному назначаются теплые ванны, лечебная физкультура и массаж.
Доказанной эффективностью в лечении психосоматических заболеваний обладают психологические тренинги. Их необходимо комбинировать с изменением режима жизни, нормализацией сна и отдыха. Лечение бронхиальной астмы включает такие физиотерапевтические методы:
- санаторно-курортное лечение
- грязевые ванны;
- электрофорез;
- магнитотерапия;
- гальванизация.
В период повышенного нервного напряжения организму критически необходим магний. Недостаток этого элемента приводит к усугублению нервной астмы. Причиной обострения также может быть неправильное питание, прием мочегонных препаратов, злоупотребление спиртным, антибиотики, противовоспалительные лекарственные средства.
При наличии нервной астмы следует отдавать предпочтение продуктам, богатым магнием. К ним относятся:
- финики;
- какао;
- пророщенные зерна пшеницы и отруби;
- орехи;
- семена льна;
- шпинат.
При отсутствии эффективности от применения вышеперечисленных мер назначается прием лекарств. Это могут быть транквилизаторы, антидепрессанты или нейролептики. Препараты принимаются только под присмотром врача, так как могут вызывать привыкание и провоцировать синдром отмены. В качестве вспомогательной терапии используются отвары трав, обладающих успокоительным действием: пустырника, мелиссы, валерианы.
Чаще всего приема препаратов удается избежать. Стабилизация эмоционального фона происходит после психотерапии и полноценного отдыха.
Профилактика
Снизить вероятность приступов нервной астмы помогут и методы профилактики:
- стараться минимизировать контакт с аллергенами, особенно пыльцой;
- использовать гипоаллергенный стиральный порошок, белье, одежду;
- постельное белье стирать при высокой температуре;
- нормализовать эмоциональный фон;
- отказаться от использования в доме ковров, мягкой мебели, большого количества игрушек.
Самостоятельно снять приступы астмы дома удается не всегда, при появлении симптомов следует обратиться за медицинской помощью.
Стресс – неотъемлемая часть жизни современного человека. Чем больше вы нервничаете, тем труднее вам становиться дышать, появляется хрип и кашель? Есть ли связь между стрессом и приступами астмы?
Да, говорит Питер Джерджен, магистр естественных наук, старший медицинский работник в Национальном Институте Аллергии и Инфекционных заболеваний. Хотя стресс не станет причиной астмы, он способен ухудшить состояние людей, которые уже страдают этим недугом. Во время периодов напряжения и беспокойства, приступы астмы происходят более часто, и контролировать заболеванием становится труднее. Фактически стресс может сделать течение болезни более тяжелым.
Астма – воспалительное заболевание дыхательных путей. Как любая болезнь она требует немедленного лечения, чтобы предотвратить новые приступы и дать возможность свободно дышать.
Что происходит, когда больной астмой человек испытывает стресс?
Ученые зарегистрировали ряд стрессовых ситуаций, которые были связаны с симптомами астмы: экзамены, публичное выступление, семейный конфликт, национальные бедствия и насилие. Стресс сказывается на физическом состоянии человека, из-за чего контролировать течение болезни становится невозможно.
Во-первых, напряжение и беспокойство могут вызвать физиологические изменения, которые, в свою очередь, провоцируют приступы астмы. Во время сильных переживаний происходит выброс огромного количества таких веществ, как гистамин и лейкотриен, под воздействием которых сужаются дыхательные пути. Кроме того, переживая о чем- то, человек может попросту забыть свое лекарство от астмы. Вызванные стрессом реакции ослабляют способность организма противостоять холоду и респираторным инфекциям. Вирусные инфекции – еще одна явная причина обострения астмы.
Как управлять астмой и стрессом?
Сам по себе диагноз – астма – это стресс. Человек, не знает, когда и где его настигнет очередной приступ, и что станет его причиной. Кроме того, стресс – просто неизбежная часть жизни современного человека. Однако эксперты утверждают: чтобы астма реже давала о себе знать, достаточно уменьшить уровень напряжения и волнения в своей жизни. Как это сделать?
- Определите главные (свои личные) причины беспокойства, поймите, что вас тревожит больше и чаще всего: финансовые ли это проблемы, проблемы в отношениях, нехватка социальной поддержки, слишком напряженный график работы или нехватка времени. Все это нужно попробовать устранить. Если вы не можете найти решения этих вопросов самостоятельно, обратитесь за профессиональным советом.
- Делегируйте обязанности. Перестаньте быть перфекционистом и позвольте другим взять на себя часть рабочей нагрузки. Составьте список задач, возложите обязанности на других, обучайте их делать работу, и давайте ясные, индивидуальные указания с обозначением крайних сроков выполнения. Это не означает, что нужно объяснять поставленные задачи пошагово (только если это необходимо) – позвольте другим делать работу своим собственным способом и выражайте за это признательность.
- Не забывайте о разумных физических нагрузках. Тренировка – отличный способ снять напряжение.
- Высыпайтесь. Усталые люди просто не способны справиться со стрессом.
- Выучите расслабляющие упражнения: научитесь правильно дышать, правильно расслаблять мышцы, абстрагироваться от негативных мыслей. Все эти, на первый взгляд, нехитрые приспособления – на самом деле – отличные инструменты для снятия стресса.
Как справиться с беспокойством во время приступа астмы?
Иногда, чувствуя начало приступа, человек в тревоге начинает усиленно дышать. Это может привести к тому, что тревога перерастет в панику.
- Всегда держите под рукой средства, предписанные врачом для купирования приступа. Или номер телефона, по которому можно быстро обратиться за помощью.
- Подробно обговорите с лечащим врачом план своих действий на случай приступа.
- Приступ астмы, как правило, проходит через 5-10 минут. Если этого не происходит через 15 минут или становится хуже – срочно обратитесь за медицинской помощью.
Еще один большой (и хуже того – постоянный) стресс для людей, страдающих астмой – страх перед их болезнью, мешающий им вести нормальный образ жизни. Жить с этим страхом нельзя – нужно проконсультироваться с врачом, чтобы избавиться от этого чувства и взять заболевание под контроль. Когда болезнь не пущена на самотек, человек не живут в страхе. Знание – сила, а внимательное отношение к своему недугу – способ жить полноценной жизнью.
 ýïîõó äîñòóïíîñòè èíôîðìàöèè, ìû ìîæåì óçíàòü âñ¸ ïðî ëþáóþ áîëåçíü ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, íî ãîðàçäî èíòåðåñíåå ïîñëóøàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ñòîëêíóëñÿ ñ áîëåçíüþ è, òåì áîëåå, èìååò îïûò ïî áîðüáå ñ íåé.
Ìîÿ òåòÿ óæå 37 ëåò áîëååò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è çà âñ¸ ýòî âðåìÿ îíà íàêîïèëà ñîîòâåòñòâóþùèå çíàíèÿ, ñ êîòîðûìè îíà ïîäåëèëàñü ñî ìíîé, à ÿ õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè.
 ýòîì ïîñòó âû íå óâèäèòå íàó÷íûå è ìåäèöèíñêèå òðàêòàòû. ß íàïèøó ïðîñòûìè ñëîâàìè î òîì, ê ÷åìó ïðèøëà ìîÿ òåòóøêà.
Íà÷íó ñ ñàìîãî íà÷àëà — êàê è ïî÷åìó îíà çàáîëåëà?.
1)  30 ëåò ìîÿ òåòóøêà èìåëà ñëîæíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ: ìóæ ïîäíèìàë ðóêó íà íå¸, íà ðàáîòå òðàâëÿ, íà ðóêàõ äâîå ìàëåíüêèõ äåòåé, à áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, êòî ìîã áû å¸ ïîääåðæàòü, ðÿäîì íå áûëî.  îáùåì, ó ò¸òóøêè íà äóøå áûëà áîëüøàÿ îáèäà è ÷óâñòâî áåçûñõîäíîñòè.
Êàê âñïîìèíàåò ñàìà òåòóøêà, â îäèí èç òàêèõ äíåé ìóæ ñíîâà íà÷àë ïîäíèìàòü ðóêó íà íå¸ è îíà, ÷òîáû îáåçîïàñèòü ñåáÿ, âûáåæàëà íà óëèöó. Íî êóäà èäòè? Èäòè íå êóäà, à äîìà å¸ æäàë íàñèëüíèê. È âîò îíà èä¸ò ïî óëèöå, íå çíàÿ êóäà, â ãîëîâå îáèäà, à íà ëèöå ñë¸çû…äåëàåò î÷åðåäíîé âäîõ…. à äûøàòü íå ìîæåò. Îíà îáðàòèëàñü ê âðà÷ó è åé ïîñòàâèëè äèàãíîç — áðîíõèàëüíàÿ àñòìà.
Òàêèì îáðàçîì, ê ïîÿâëåíèþ áîëåçíè ïîñëóæèë ñòðåññ, ïðè÷åì äëèòåëüíûé.
2) Ïîçæå âûÿñíèëîñü, ÷òî àñòìîé áîëåëà å¸ áàáóøêà. Çíà÷èò, íàñëåäñòâåííîñòü òàêæå èìååò ìåñòî áûòü.
3) Íà òîò ñàìûé ïåðèîä å¸ æèçíè îíà êóðèëà. Íî ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè ñêàæó, ÷òî ñòàæ áûë ìàëåíüêèé — 3 ãîäà.
Íåèçâåñòíî — ÷òî èìåííî ñïðîâîöèðîâàëî íà áîëåçíü. Âîçìîæíî, ÷òî- òî îäíî, à ìîæåò, è âñ¸ ñðàçó.
Íî ôàêò â òîì, ÷òî íà ìîìåíò ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêà:
Áûëà â äëèòåëüíîé ñòðåññîâîé ñèòóàöèè.
Èìåëà íàñëåäñòâåííîñòü.
Êóðèëà.
Ïîñëå ïîñòàíîâêè äèàãíîçà, ò¸òóøêó íàïðàâèëè ê ïóëüìîíîëîãó. Òîò ïîêàçàë êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíãàëÿòîðîì (ýòî òàêîé ïðèáîð, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ àñòìàòèêè, êîãäà çàäûõàþòñÿ) è âåëåë ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàòüñÿ ó âðà÷à.
Ñëåäóþùèå 15 ëåò òåòóøêà òàê è äåëàëà. È å¸ æèçíü áûëà âïîëíå íîðìàëüíîé è ïîëíîöåííîé. Êîãäà çàäûõàëàñü, òî áðàëà èíãàëÿòîð, ïøèê…è ïðèñòóïû óõîäèëè. Ïåðèîäè÷åñêè íàáëþäàëàñü ó ïóëüìîíîëîãà.
Êñòàòè, îòìå÷ó îäèí íåìàëîâàæíûé ìîìåíò. ß íå ìåäèê, íî êàê ÿ ïîíÿëà ñî ñëîâ ò¸òè:
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà- ýòî çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ðàçäðàæèòåëè, ÷òî òî âðîäå àëëåðãèè. Ðàçäðàæèòåëåì ìîæåò áûòü ïûëüöà, öâåòåíèÿ, øåðñòü êîòîâ, ïûëü.
Íî, îêàçûâàåòñÿ, åñòü åù¸ îäèí ðàçäðàæèòåëü, î êîòîðîì ìîÿ òåòÿ äîëãèå ãîäà íå çíàëà. Ïðî íåãî ÿ ðàññêàæó ïîçæå.
Èòàê, ò¸òÿ óáðàëà âñå öâåòû, êîòîâ íå çàâîäèëà, ïîëêè ïðîòèðàëà îò ïûëè, íî ïðèñòóïû âñ¸ ðàâíî áûëè. Ïðè÷èíà áûëà íåèçâåñòíà, íî îíà íå ïðèäàâàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ, òàê êàê ïîä ðóêîé âñåãäà áûë èíãàëÿòîð.
Òàê îíà æèëà ìíîãî ëåò. Íî îäíàæäû, êîãäà åé ñòóêíóëî îêîëî 50 ëåò, åé ïåðåñòàë ïîìîãàòü èíãàëÿòîð. Î÷åðåäíîé ïðèñòóï, íî «âîëøåáíàÿ øòó÷êà» íå ïîìîãàåò. Îíà âûçâàëà ñêîðóþ ïîìîùü. Òå, ïðèåõàâ, âêîëîëè åé â âåíó êàêîå- òî ëåêàðñòâî (ïðåäíèçîëîí, íî ìîãó îøèáàòüñÿ) è äûøàòü ñòàëî ñâîáîäíåå.
Âñ¸, îòíûíå è ñ òåõ ïîð ïðè êàæäîì î÷åðåäíîì ïðèñòóïå áûëà íåîáõîäèìîñòü â ñêîðîé ïîìîùè. Ïðèñòóïû ïîðîé ìîãëè áûòü ïî äâà ðàçà â íåäåëþ. Ýòî ìîæåò ïðîçâó÷èò æóòêî, íî òåòèíû ðóêè áûëè âñå îáêîëîòû.
È òàê îíà æèëà. Âðà÷è ñêîðîé ïîìîùè å¸ óæå çíàëè, çíàëè íàèçóñòü àäðåñ äîìà.
Òàêæå äîáàâëþ, ÷òî ò¸òÿ ñàìà ïî õàðàêòåðó ÷óâñòâèòåëüíàÿ, ìíîãî ïåðåæèâàåò, ñî÷óâñòâóåò. Íî íèêòî ýòîìó íå ïðåäàâàë çíà÷åíèÿ, òàê êàê îíà âñåãäà òàêîé áûëà.
×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, îäèí âðà÷ åé âñ¸ òàêè ïîñîâåòîâàë íå õîäèòü ê ïóëüìîíîëîãó, à ñõîäèòü ê ïñèõîòåðàïåâòó. È ýòî áûëî òî÷íîå ïîïàäàíèå â ÿáëî÷êî. È âîò ïî÷åìó…
Âûñëóøàâ ò¸òóøêó, ïñèõîòåðàïåâò íàçíà÷èë óñïîêîèòåëüíîå è àíòèäåïðåññàíòû.
Ò¸òÿ íà÷àëà ïðèíèìàòü ýòè ïèëþëè….è ÷òî âû äóìàåòå? Ïðèñòóïû áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðîøëè!
Âûÿñíèëîñü, ÷òî ðàçäðàæèòåëåì îêàçàëèñü….íåðâû! Äà- äà…íè öâåòû, íè ïûëü, íè êîòû, à èìåííî íåðâû.
Òåòóøêà ðèñêíóëà, çàâåëà êîøêó, óåõàëà íà äà÷ó, ãäå óõàæèâàëà çà êëóìáîé, ïðèíèìàëà àíòèäåïðåññàíòû è ïðèñòóïîâ íå áûëî.
Òàê îíà è æèëà. Âñ¸ áûëî çàìå÷àòåëüíî, ò¸òÿ áûëà âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè è ñîâñåì íå íåðâíè÷àëà. Íî òóò îíà çàìåòèëà, ÷òî íà÷èíàåò ïî- òèõîíüêó òóïåòü: ÷òî — òî çàáûâàåò, ãëóáîêî ìûñëèòü óæå òÿæåëî.
Òîãäà îíà ðåøèëà áðîñèòü ïèòü àíòèäåïðåññàíòû. Óæ î÷åíü íå õîòåëà áûòü òóïîé. Íî òóò áûëà îäíà ïðîáëåìà. Ðåøèâ áðîñèòü ïèòü òàáëåòêè, îíà íå ïîñîâåòîâàëàñü ñ âðà÷îì. Äåëî â òîì, ÷òî àíòèäåïðåññàíòû íåëüçÿ áðîñàòü ñðàçó, íóæíî óõîäèòü ïîñòåïåííî, èíà÷å áóäåò ñèëüíàÿ äåïðåññèÿ. À ò¸òÿ, åñòåñòâåííî, áðîñèëà ïèòü ñðàçó.
È òóò íà÷àëàñü æóòü….íàì ïîçâîíèëè ñîñåäè (èç äà÷è, ãäå áûëà ò¸òÿ) è ñêàçàëè, ÷òîáû ìû ñðî÷íî ïðèåõàëè è çàáðàëè ò¸òóøêó äîìîé, òàê êàê òà ñîáèðàåòñÿ âåøàòüñÿ.
Ìû ïðèåõàëè, ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, ñïðàøèâàòü — â ÷åì äåëî?
È ò¸òÿ íà÷àëà: «ß íèêîìó íå íóæíà, çà÷åì æèòü, ÿ õîòåëà ïîâåñèòüñÿ, íî ïîêà íå ïðèäóìàëà êàê ýòî ñäåëàòü, ÷òîáû âû íå óâèäåëè ìî¸ òåëî ïîòîì, òàê êàê íå õî÷ó âàñ òðàâìèðîâàòü«.
 îáùåì, ìû å¸ çàáðàëè äîìîé, ïî î÷åðåäè ñèäåëè ñ íåé, íå îñòàâëÿëè îäíîé. Äà, áûëî òÿæåëî, ïîòîìó÷òî ïîñòîÿííî ïðèõîäèëîñü ñëóøàòü äåïðåññèâíûå ðàçãîâîðû. Òàê ïðîäîëæàëîñü íåêîòîðîå âðåìÿ è, âñêîðå, âñ¸ ïðîøëî. Òåòóøêà ïåðåäóìàëà âåøàòüñÿ è ñòàëà áîëåå æèçíåðàäîñòíîé, ñòàëà òàêîé æå, êàê è áûëà äî ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ.
Íî òóò ïîÿâèëàñü ñòàðàÿ ïðîáëåìà. Òàê êàê îíà îòêàçàëàñü îò àíòèäåïðåññàíòîâ, êîòîðûå íå äàâàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ðàçäðàæèòåëþ — íà÷àëèñü ïðèñòóïû àñòìû.
Ò¸òÿ íà÷àëà îïÿòü ïåðåæèâàòü çà êàêóþ-òî ôèãíþ. Ñíîâà ñêîðàÿ ïîìîùü, ñíîâà ëåêàðñòâî â âåíó (âðîäå, ïðåäíèçîëîí) è òàê ïî êðóãó.
Íî îäíàæäû íàì ïîçâîíèëà ñîñåäêà ïî ïîäúåçäó è ñêàçàëà, ÷òî íàøó ò¸òþ âûíåñëè ñîòðóäíèêè ñêîðîé ïîìîùè èç êâàðòèðû è óâåçëè.
×åñòíî ñêàæó, â òîò ìîìåíò ïî òåëó ïðîáåæàë õîëîäîê. ×òîáû ò¸òþ óâîçèëè — íèêîãäà òàêîãî íå áûëî ïðåæäå.
Ìû ïðèøëè â áîëüíèöó è óâèäåëè êàðòèíó: ò¸òÿ ëåæèò, íà âåíàõ ðóê êàòåòîðû, âî ðòó è â íîñó òîæå êàêîé-òî àïïàðàò.
Ê ñ÷àñòüþ, ò¸òÿ áûëà â ñîçíàíèè è ðàññêàçàëà:
«ß ñìîòðåëà òåëåâèçîð. Øëà äîêóìåíòàëüíàÿ ïåðåäà÷à ïðî ôèíñêèå êîíöëàãåðÿ âî âðåìÿ ÂÎÂ, ðàññêàçûâàëè êàê óáèâàëè äåòåé. ß íà÷àëà ïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü. È ó ìåíÿ íàñòóïèë ïðèñòóï. Òàêîé ñèëüíûé, ÷òî ÿ íå áûëà íå â ñîñòîÿíèè äàæå âûçâàòü ñêîðóþ. Òîãäà ÿ ïîäîøëà ê îêíó, îòêðûëà åãî è íà÷àëà êðè÷àòü íà óëèöó ïðîõîæèì: «Ïîìîãèòå, âûçîâèòå ñêîðóþ». È òóò ñðàçó íà÷àëà ÷óâñòâîâàòü ñëàáîñòü, â ãëàçàõ ïîìóòíåíèå… â ýòîò æå ìèã ïîíèìàþ, ÷òî ÿ ïàäàþ íàçàä íà ïîë. À ÷òî äàëüøå áûëî — íå çíàþ.
Ïîòîì, ãäå-òî äàëåêî â ïîäñîçíàíèè, åëå óëîâèìî, ñëûøó ãîëîñà âðà÷åé, îíè ÷òî- òî ãîâîðÿò, íî ðàçîáðàòü íå ìîãó. È ñíîâà òèøèíà, ãîëîñà ïðåêðàòèëèñü. Ïðîñûïàþñü, îòêðûâàþ ãëàçà, à ÿ ãîëàÿ ëåæó â ðåàíèìàöèè. ×òî ñî ìíîé áûëî- íå çíàþ».
Ñîáñòâåííî, âðà÷è òîæå íè÷åãî íå ñêàçàëè — ïðèñòóï àñòìû è âñ¸. Ïî÷åìó áûëî ïîìóòíåíèå è ñëàáîñòü, ïî÷åìó óïàëà è âûðóáèëîñü? Íå ÿñíî. Íî ôàêò â òîì, ÷òî òàêîãî ðàíüøå ñ òåòåé íèêîãäà íå áûëî.
Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ íàñ æäàëà ïëîõàÿ íîâîñòü îò âðà÷åé. Äåëî â òîì, ÷òî òî ëåêàðñòâî, êîòîðîå åé ìíîãî ëåò êîëîëà ñêîðàÿ — áîëüøå ò¸òè íå ïîìîãàåò. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êàæäûé ïîñëåäóþùèé ïðèñòóï áóäåò çàêàí÷èâàòüñÿ ðåàíèìàöèåé.
Îêàçûâàåòñÿ, âûÿñíèëîñü, ÷òî âñå òå ëåêàðñòâà, ÷òî ðàíüøå ïðèíèìàëà ò¸òÿ — ãîðìîíàëüíûå. À ãîðìîíàëüíûå ñðåäñòâà îïàñíû òåì, ÷òî îðãàíèçì ê íèì ïðèâûêàåò è âñêîðå îíè ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü. ×òî è ïðîèçîøëî ó òåòè. Åé áîëüøå íè÷åãî íå ïîìîãàåò è íå ïîìîæåò. Òîëüêî ðåàíèìàöèÿ.
Íî íå ñïåøèòå îãîð÷àòüñÿ, ïîòîìó÷òî ôèíàë ìîåãî ðàññêàçà áóäåò äðóãèì.
Ìîÿ ò¸òÿ äîñòàòî÷íî ñìåëûé ÷åëîâåê (âû ýòî óæå ïîíÿëè, êîãäà ÿ ðàññêàçàëà êàê ò¸òÿ ðåøèëà áðîñèòü àíòèäåïðåññàíòû, íå ïîñîâåòîâàøèñü ñ âðà÷îì).
Îíà ðåøèëà áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ ñâîèìè ñèëàìè.
Ê ýòîìó âðåìåíè îíà óæå çíàëà, ÷òî å¸ ðàçäðàæèòåëü- ýòî ñòðåññ, íåãàòèâíûå ìûñëè è ïåðåæèâàíèÿ. À òàêæå, çíàëà, ÷òî å¸ ëåêàðñòâà ãîðìîíàëüíûå, êîòîðûå åé ïèòü íåëüçÿ.
È ÷òî îíà òîãäà ñäåëàëà?
Îíà îãðàíè÷èëà ñâîé êðóã îáùåíèÿ ñ ëþäüìè, îòêëþ÷èëà òåëåâèçîð è îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ. Âåðíåå, îòêàçàëàñü îò âñåõ, êðîìå óñïîêîèòåëüíûõ. Âåñü å¸ äåíü- ýòî ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ è ðàçãîâîðû ñ êîøêîé. Èíîãäà îíà îòêðûâàåò èíòåðíåò, ÷òîáû ïîñëóøàòü ñîâåòñêèå ïåñíè ñâîåé ìîëîäîñòè. È âñ¸.
Õîòèòå âåðüòå, õîòèòå íåò, íî ïðèñòóïû áîëüøå íå ñëó÷àþòñÿ (òüôó-òüôó-òüôó).
Åù¸ ðàç ïîâòîðþñü, îíà îòêàçàëàñü îò ëåêàðñòâ, îãðàíè÷èëà êðóã îáùåíèÿ è ïåðåñòàëà ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Åñëè ÷óâñòâóåò, ÷òî íà÷èíàåò íåðâíè÷àòü — ïüåò óñïîêîèòåëüíîå. È âñ¸.
Îäíàæäû ò¸òÿ ñî ìíîé ïîäåëèëàñü äâóìÿ ìûñëÿìè:
1) «ß æàëåþ òîëüêî î òîì, ÷òî êîãäà èìåëà ñòðåññîâûå ñèòóàöèè â 30 ëåò ïåðåä òåì, êàê ìíå ïîñòàâèëè äèàãíîç, ÿ íå ïðèíèìàëà óñïîêîèòåëüíîå. ß áîëüøå ÷åì óâåðåííà, ÷òî åñëè áû ÿ ïèëà óñïîêîèòåëüíîå, òî ñîêðàòèëà áû ñåáå ñòðåññîâîå ïðåáûâàíèå è òîãäà, âîçìîæíî, è àñòìû áû íå áûëî.»
2) «Êîãäà ìû çàäûõàåìñÿ, ìû õîòèì áîëüøå âçÿòü âîçäóõà è, ïîýòîìó, äåëàåì ãëóáîêèé âäîõ — ýòî íå ïðàâèëüíî. Äåëî â òîì, ÷òî íàøè ë¸ãêèå ïîäîáíû ãóáêå. ×åì ñèëüíåå íà ãóáêó íàæì¸øü, òåì áîëüøå îíà âîçüì¸ò â ñåáÿ. Ñîîòâåòñòâåííî, åñëè õî÷åøü âçÿòü áîëüøå âîçäóõà, íóæíî âûäîõíóòü íàñòîëüêî ñèëüíî, íàñêîëüêî âîçìîæíî.»
Òàêèì îáðàçîì, èìåÿ îïûò ìîåé ò¸òè, ÿ äåëàþ âûâîä:
1) Áûòü îñòîðîæíûì ñ ãîðìîíàëüíûìè.
2) Åñëè âû ðàâíîäóøíû ê ïûëüöå, ïûëè è êîòàì (äëÿ àñòìàòèêîâ) ïîïðîáóéòå ïîäëå÷èòü íåðâû.
3) Ñàìîå ãëàâíîå…áåðåãèòå íåðâû è ëèøíèé ðàç íå ïåðåæèâàéòå. Èçáåãàéòå íåãàòèâ.
È åù¸ íåñêîëüêî ñîâåòîâ îò ò¸òóøêè, ïðî êîòîðûå âûøå ÿ íè÷åãî íå ïèñàëà, íî îíè èìåþò ìåñòî áûòü.
4) Íèêîãäà íåëüçÿ ïðîãëàòûâàòü ìîêðîòó. Îòõàðüêèâàéòåñü.
5) Áóäüòå îñòîðîæíû, êîãäà áîëååòå ãðèïïîì. Ïðîëå÷èâàéòåñü äî êîíöà. Ñóùåñòâóåò òàêàÿ âåðñèÿ, ÷òî àñòìà — ýòî íåäîáèòûé ìèêðîá ïîñëå áîëåçíè, êîòîðûé îñòà¸òñÿ â ë¸ãêèõ íàâñåãäà.
Ýòî íå íàó÷íûé ïîñò è, âîçìîæíî, ìåäèêè áóäóò âîçðàæàòü ïî êàêèì òî ïóíêòàì. Íî ÿ ðàññêàçàëà ôàêòû…ñî ñëîâ àñòìàòèêà. Ýòî îïûò.
Áóäüòå çäîðîâû.