Школы бронхиальной астмы в россии

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Читайте также:  Осложнением бронхиальной астмы может быть

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

Читайте также:  Васечкин массаж при бронхиальной астме

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

Здравствуете, дорогие посетители Школы «Жизнь без аллергии!».

Школы бронхиальной астмы в россии

 На втором занятии Школы мы поговорим об особенностях течения и профилактики бронхиальной астмы у детей

Сегодня с нами профессор Дальневосточного государственного медицинского университета, д.м.н. Рзянкина Марина Федоровна.

Бронхиальная астма (БА) у детей принадлежит к числу распространенных аллергических болезней. За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечается тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой детей и ее более тяжелому течению. Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что от 4 до 8% населения страдают бронхиальной астмой. В детской популяции этот процент повышается до 5–10%, во взрослой – колеблется в пределах 5%. Распространенность ее у детей варьирует в различных странах и популяциях, однако, среди хронической патологии она, безусловно, является одной из самых частых.

Бронхиальная астма – это заболевание дыхательной системы, при котором периодически возникает затрудненное дыхание, одышка, удушье, приступы кашля или свистящее дыхание, слышное на расстоянии.

Бронхиальная обструкция при бронхиальной астме у детей, как правило, обратима. Однако, при длительном течении болезни и/или при отсутствии адекватной терапии вследствие развития склеротического процесса в стенке бронха может сформироваться необратимый компонент бронхиальной обструкции, что существенно ухудшает качество жизни и прогноз заболевания. Поэтому так актуальна ранняя диагностика и своевременная терапия.

Бронхиальная астма может возникнуть в любом возрасте. Чаще симптомы появляются в первые 5 лет жизни, но могут появиться и у подростков.

Как обнаружить астму у ребенка?

Родители должны знать, что симптомы астмы на ранних стадиях заболевания могут быть выражены не ярко. Свистящее дыхание может оказаться симптомом целого ряда заболеваний, однако, в подавляющем большинстве случаев это проявления астмы. Более трех эпизодов свистящего дыхания в период острой респираторной инфекции у ребенка первых лет жизни следует расценивать как бронхиальную астму. Астму следует заподозрить при наличии чувства стеснения или дискомфорта в груди, особенно в ранние утренние часы, кашля, причиняющего неудобство по ночам, в утренние часы и в течение дня, свистящего дыхания и чувства дискомфорта в грудной клетке после физической нагрузки или контакта с аллергеном, рецидивирующего обструктивного бронхита.

Что способствует развитию бронхиальной астмы у детей?

Причинные факторы. Их много и они достаточно разнообразны.

Наиболее частой причиной возникновения заболевания у детей до года становятся и пищевая и лекарственная аллергия. В возрасте от года до трех лет прибавляются бытовые и грибковые аллергены, с трех-четырех лет возрастает роль пыльцы.

Значимую роль играет наследственность. Если у родителей бронхиальная астма — у ребенка риск возникновения заболевания в 2-3 раза выше, чем у его сверстников.

Патологическое течение беременности у матери ребенка, вредные воздействия на беременную, курение, нерациональное питание могут влиять и на ребенка. У детей курящих родителей чаще развивается бронхиальная астма, они раньше начинают болеть респираторными и вирусными заболеваниями. У них более тяжелые формы, частые и более продолжительны приступы удушья. У детей с бронхиальной астмой, родившихся у активно и пассивно курящих матерей, заболевание развивается, как правило, уже к двум годам!

Бронхиальная астма у детей — экологически зависимое заболевание. Особенно агрессивен для дыхательных путей индустриальный и фотохимический смог.

Особую склонность к аллергиям имеют недоношенные дети. У детей с атопическим дерматитом риск развития бронхиальной астмы увеличивается в два-три раза.

Остановимся подробнее на некоторых аллергенах, которые провоцируют развитие бронхиальной астмы у детей.

Из пищевых продуктов могут быть причиной затрудненного дыхания рыба и морепродукты (креветки, раки, устрицы и т.д), коровье молоко, мед, орехи, продукты, содержащие грибковые аллергены, шоколад, цитрусовые. Правильное определение виновного пищевого аллергена и назначение специальной диеты приводит к полному исчезновению проявлений пищевой аллергии.

Некоторые лекарства также могут вызывать появление аллергии. Если появилась аллергия (спазм бронхов, сыпь или другие нежелательные реакции), необходимо сказать об этом врачу, запомнить лекарство и никогда его больше не принимать.

Бытовые. Это клещи домашней пыли, которые живут в коврах, драпировочных тканях, мягкой мебели и мягких игрушках, в домашней обуви и под плинтусами. Клещи прекрасно себя чувствуют при 22-26 тепла и относительной влажности выше 55%.

Аллергены животного происхождения. Это может быть пух, перо, экскременты, слюна различных животных (кошек, собак, морских свинок, хомячков, птиц). Сюда же следует отнести сухой корм для рыб (дафнии). Аллергены тараканов в последнее время являются все более частой причиной развития аллергических реакций. Но даже после удаления животных высокий уровень аллергенов в доме сохраняется в течение нескольких лет. Этому способствуют плохая вентиляция и скученность проживающих.

Грибковые аллергены. Сенсибилизация к плесневым и дрожжевым грибам выявляется у двух третей больных детей, и наблюдается обострение особенно в осенне-зимний период, а иногда и круглогодично из-за проживания ребенка в сырых, плохо проветриваемых помещениях.

Пыльцевые аллергены. Причиной развития пыльцевой бронхиальной астмы могут быть три группы растений. Это деревья и кустарники (береза, ольха, ива, дуб, каштан, тополь, ясень, вяз). Злаковые травы (тимофеевка, райграс, овсяница, лисохвост, мятлик, костер, пырей, рож, греча, пшеница). Сорные травы (лебеда, амброзия, одуванчик, конопля, крапива, полынь, лютик). В условиях средней полосы России отмечаются три пика обострения болезни: весенний (апрель — май), обусловленный пыльцой деревьев; летний (июль — август), связанный с пыльцой злаковых растений; осенний (август — октябрь), обусловленный пыльцой сорных трав. В зависимости от климатической зоны могут меняться и сроки цветения и спектр аллергенов.

Как предупредить развитие бронхиальной астмы у детей?

Весь комплекс причин, приводящих к развитию бронхиальной астмы, можно разделить на две группы: связанные с генетической предрасположенностью к болезни и зависящие от влияния факторов внешней среды.

Под профилактикой понимают предупреждение возникновения (первичная профилактика) и предупреждение обострений у тех, кто уже страдает бронхиальной астмой (вторичная профилактика).

Принципы профилактики бронхиальной астмы следующие:

● Определение триггеров и ситуаций, провоцирующих астму.

● Установление ранних признаков обострения заболевания, активное воздействие на них.

● Строгое выполнение предписаний врача. Решение с врачом любых проблем, касающихся здоровья.

● Здоровый образ жизни: правильное питание, достаточный отдых, постоянная физическая тренировка.

● Нормализация психологического климата в семье.

● Формирование интересов и профессиональной ориентации с учетом возможных аллергических проявлений.

Первичная профилактика

В связи с наследственной предрасположенностью к бронхиальной астме, уместно обсудить критерии риска развития этой болезни и предложить мероприятия, предотвращающие развитие этого заболевания у детей из группы риска. Группу риска составляют дети, у которых есть различные проявления аллергии или аллергические реакции, имеются родственники с аллергическими заболеваниями.

Для предотвращения развития заболевания у ребенка следует:

● Устранять профессиональные вредности и вредные привычки

(курение, алкоголь) у матери во время беременности.

● Обеспечивать рациональное питание беременной и кормящей женщины с ограничением продуктов, обладающих высоким аллергенным потенциалом. Вопрос о диетических ограничениях нужно обсудить с врачом, т.к. существуют спорные взгляды на эту рекомендацию.

● Предупреждать развитие острых респираторных вирусных инфекций у матери во время беременности и у ребенка после рождения.

● Ограничивать прием лекарств во время беременности строгими показаниями.

● Обеспечить ребенку грудное вскармливание.

● Уменьшать контакт ребенка с выявленными аллергенами.

● Исключить пассивное и активное курение.

● Использовать методы физического оздоровления, закаливания детей.

Профилактика обострений у детей строится на основе устранения контакта с причинно-значимым аллергеном. В этом случае высока эффективность элиминационных программ лечения. Необходимо использовать комплекс закаливающих мероприятий для предупреждения развития респираторных инфекций.

Поскольку бронхиальная астма является хроническим заболеванием легких, то у большинства больных болезнь сохраняется на протяжении всей жизни. Вместе с тем, после полового созревания, являющегося одной из ступеней физиологического развития организма, симптомы бронхиальной астмы могут изменяться: уменьшаться до полного исчезновения, сохраняться или усиливаться. Но даже в том случае, когда симптомы бронхиальной астмы исчезают, это говорит лишь о длительной ремиссии хронического заболевания. Поэтому важно постоянно наблюдать за состоянием ребенка, предупреждать обострения и проводить профилактические мероприятия.

Задача врача и родителей – научиться контролировать болезнь ребенка таким образом, чтобы не допускать обострений.

Легко и свободно

пусть дышат все дети

воздухом чистым

на нашей планете!

(Н.Г. Астафьева)

Будьте здоровы

Марина Федоровна Рзянкина

)

Источник