Школа здоровья при бронхиальной астме презентация
Дать пациенту представление о бронхиальной астме
Повышение эффективности лечения
Контроль за течением болезни путем обучения пациента
Анатомия дыхательных путей
Причины возникновения бронхиальной астмы
Как развивается бронхоспазм?
Симптомы
Что такое пикфлоуметр?
Что такое спирометрия?
Лечение
Профилактика
Теоретический материал
Видеоматериалы
3. Наглядные муляжи
4. Плацебо препараты
Хроническое воспалительное заболевание бронхов, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей- бронхоспазм.
Хроническое воспаление связано с гиперчувствительностью дыхательных путей, которая приводит к повторяющимся эпизодам хрипов, одышка, судороги в груди и кашель особенно ночью или ранним утром.
Что такое обострение астмы?
Усиление !!!
Кашель *
Одышка
Эпизоды хрипов
Дискомфорт в грудной клетке
Прибор позволяющий оценить, с какой скоростью человек может выдохнуть воздух, и таким образом оценить степень сужения дыхательных путей.
Самоконтроль необходим для того, чтобы Вы могли вовремя распознать обострение и предупредить его дальнейшее развитие. ведение дневника самоконтроля и пикфлоуметрии поможет вашему врачу объективно оценить ваше состояние и правильно скорректировать проводимую терапию.
Исследование функции внешнего дыхания
Принципиально важное исследования для более раннего выявления заболевания, соответственно и более раннего и адекватного назначения необходимой схемы лечения.
Исследование проводится натощак
Перед исследованием необходим отдых в положении сидя в течение 15 минут
Одежда должна быть свободной
Не надо пользоваться ингаляционными бронхорасширяющими препаратами в течение 8 часов
Не надо принимать кофе, чай и иные кофеинсодержащие напитки и препараты в течение 8 часов
Немедикаментозное лечение
Медикаментозное лечение
а)симтоматическое лечение
б)основное лечение
Гипоаллергенная диета: отказ от любых продуктов, провоцирующих аллергию.
Санаторно-курортное лечение
Ограничить потребление:
Соль
Специи,уксус
Соленые, копченые продукты
Цитрусовые,ананасы,манго
Рекомендуется:
Молочные продукты
отварное или приготовленное на пару мясо;
овощные и фруктовые салаты;
отвары из овса и шиповника;
фрукты
Базисное лечение- основное лечение, которое проводится постоянно, непрерывно
Неотложное лечение- ситуационное лечение, проводится при приступах удушья.
Препараты неотложной помощи: Сальбутамол,Фенотерол,(Вентолин,Асталин,
Беродуал)
В течении 5 минут расширяет бронхи при удушии, расслабляя гладкомышечные клетки бронхов. Действует в течении 6 часов
Показания к применению:
приступы удушья
перед выходом на улицу в холодную погоду
Перед физической нагрузкой
Побочные эффекты: учащение сердцебиения
Препараты основного(базисного) лечения: Формотерол, Сальметерол.
В течении 20минут оказывает бронхорасширяющий эффект,который длится в течении 12 часов.
Показания к применению: основное лечение бронхиальной астмы и ХОБЛ
Препараты базисного лечения бронхиальной астмы: флутиказон,будесонид, беклометазон.
Принимаются постоянно в обязательном порядке.
Снимают хроническое воспаление бронхов, тем самым устраняют приступы удушья, одышку,кашель.
Таблетки
Инфузии
Ингаляции
Принимаются при тяжелых обострениях астмы.
Преимущества: оказывает быстрый системный противовоспалительный эффект.
Недостатки: приводит к язвенной болезни желудка, остеопорозу
Принимаются при тяжелых обострениях астмы.
Преимущества: оказывает быстрый системный противовоспалительный эффект.
Недостатки: приводит к язвенной болезни желудка, остеопорозу
Принимаются постоянно в независимости от обострений.
Преимущества: оказывает только местный противовоспалительный эффект.
Недостатки: кандидоз полости рта
Полный отказ от курения
Своевременно лечить респираторные инфекции
Частая влажная уборка жилого помещения и проветривание
Исключение предметов интерьера накапливающих пыль
Исключение контакта с домашними животными(кошки,собаки..)
Исключение из рациона питания высокоаллергенных продуктов
Соблюдать правила личной гигиены
Пользоваться гипоаллергенными моющими средствами
Здоровое и правильное питание с минимальным количеством пищевых добавок
Принимать лекарственные средства только после консультации с врачом
«И самое лучшее лекарство
не поможет больному, если он отказывается его принять»
М. Сервантес
1.
Школа здоровья
бронхиальной астмы
<<Я здоров!>>
2.
Астма-школа – это оздоровительная школа,
которая помогает людям узнать как можно
больше о таком хроническом заболевании, как
бронхиальная астма. Большинство больных
этим недугом практически не обладают
какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае
начинающегося приступа, сами
пациенты и их ближайшие
родственники должны знать все об органах дыхания и о том,
какие деструктивные изменения в них могут протекать при
поражении бронхиальной астмой.
3. Роль школы:
• Информировать пациента о заболевании;
• Обучить навыкам самоконтроля;
• Научить пациента распознавать ранние симптомы
заболевания;
Обучить пикфлоруметрии и её оценке;
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как
развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в
повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того,
очень важно научиться принимать экстренные меры в случае
возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
4. Кто может посещать занятия:
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова
принять каждого человека с данным заболеванием вне
зависимости от пола и
возрастной категории. При
этом неважно, в какой
форме протекает болезнь
и сколько она длится.
В расчет принимается лишь
тяжесть заболевания. Для людей
с астмой в тяжелых формах
организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
5. Основные цели и задачи школы
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам
достичь следующих целей:
избежать прогрессирования заболевания;
получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо
помощи;
ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
изучить способы профилактики обострений;
получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы
заболевания;
ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
научиться применять всевозможные приспособления – врач
продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и
спейсера;
получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание
заболевания;
выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск
возникновения обострений.
6.
Главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
• обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
• понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
• научить практическим приемам;
• убедить пациентов в необходимости
ведения здорового образа жизни и
соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут
следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно
улучшится.
7. Программа занятий
Занятия проводятся в онлайн трансляции от ведущих специалистов
в области лечения бронхиальной астмы, а также видео, фото
материалы и статьи.
В программе лекций рассказывают о следующем:
• Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
• Правила использования медпрепаратов, в частности
кортикостероидов.
• Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
• Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются
всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий
является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами.
8.
Занятие №
Тема для обсуждения
1
Что надо знать о бронхиальной астме? Причины
возникновения недуга.
Факторы риска появления БА.
2
Алгоритм действий во время удушья.
Аллергия и астма. Пикфлоуметрия.
Ингаляционная терапия.
3
Терапия и питание при БА.
4
Физическая активность при БА.
5
Профилактические меры для предупреждения приступа.
6
Ночная астма. Пищевая аллергия.
7
Методика массажа и закаливания. Дыхательная и звуковая
гимнастика. ЛФК.
9. Обратная связь
Вы можете оставить вою оценку или отзыв:
Итоговая оценка
Насколько было обучение
Насколько хорошо были
организованы занятия
Соответствие программы занятий
заявленным целям
Оцените насколько повлияла данная
программа на вашу жизнь
1.
Казахский национальный медицинский университет имени
С.Д. Асфендииярова
Тема: Астма школа в условиях
поликлиники
Выполнила: Мухамеджан А.Н
Курс: 6
Группа: 026-2к
Проверила: Караева Е.Р
2.
I. Введение
II. Основная часть:
Эпидемиология БА
Школа бронхиальной астмы
Образовательная программа для больных бронхиальной
астмы
III. Заключение
IV. Литература
3. Бронхиальная астма: вчера, сегодня, завтра…
Вчера: распространенность БА в 60-х не
превышала 2-4%, однако с середины 60-х
начинает резко увеличиваться;
Сегодня: БА – одно из самых
распространенных заболеваний человека (300
млн больных БА в мире);
Завтра: к 2025г. БА разовьется еще у 100-150
млн человек;
к 2030г. – 50% жителей планеты будут
аллергиками
4.
Социальное бремя
Бронхиальная астма (БА) и ХОБЛ
– наиболее распространенные и
тяжелые заболевания,
сопровождающиеся развитием
бронхообструктивного синдрома.
Ежегодно в мире от БА погибает до
150 000 человек!
5.
Несколько фактов
Впервые астма была описана в конце II
века н.э.
Сегодня астмой страдают более 300 млн
человек
Во всем мире Астмой болен каждый пятый
шотландец, каждый десятый американец и
каждый пятнадцатый француз
По смертности от астмы лидируют Китай,
Россия, Узбекистан и Албания
Ежегодно от астмы умирает 2 миллиона
человек
6. Эпидемиология астмы
Распространенность астмы среди детей
и взрослых составляет 10-15% и 5-10%
соответственно
Несмотря на оптимизацию подходов к
ведению больных астмой, смертность от
этого заболевания не снижается
Причины повсеместного возрастания
болезненности/смертности остаются не
установленными
7.
Требует от больного длительного, иногда непрерывного
тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого
режима жизни, целого ряда ограничений.
Сложность болезни, повторяемость симптомов, угрожающих
жизни, создает условия эмоционального напряжения,
психологического надлома, истощающих силы больных и их
родственников.
Для адекватного контроля данного заболевания необходима
осведомленность пациента о своей болезни и возможностях
современной медикаментозной терапий.
8.
Одной из лучших и эффективных форм
обучения являются систематические
занятия. Для этого в лечебнопрофилактических учреждениях
организованы школы для больных
бронхиальной астмой.
9.
Основные цели обучения в Школах для
больных бронхиальной астмой:
Расширить знания пациентов о причинах, симптомах
обострениях, приступах, тактике оказания помощи;
Изучить факторы, способствующие формированию
заболевания и определяющие риск развития его
осложнений;
Обучить больных проведению самооценки и самоконтролья
в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также
применению средств доврачебной самопомощи при
появлении симптомов;
10.
Привить пациентам основы здорового питания,
особенности употребления пищи при астме;
Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля
стрессового поведениия и формирование правильного
отношение к нему для уменьшения негативного влияния на
здоровье;
Убедить в необходимости бросить курить;
Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки
симтомов болезни;
11.
Школы проводятся:
Для амбулаторных и стационарных больных;
Как врачами, так и специально обученным средним
медицинским персоналом;
В группу входят больные разные по возрасту и с
разнымистажем заболевания;
Для больных с тяжелой формой астмы
необходимодополнять групповые занятия индивидуальным
обучением.
12.
Набор больных осуществляется:
1. В стационаре:о начале работы Школы здоровья
оповещаются все врачи, которые составляют список
пациентов, нуждающимся в обучении, и направляют их
на занятия;
2. На амбулаторном приеме: участковые врачи сообщают
больным предполагемую дату начала занятий, затем по
контактному телефонкпациенты оповещаются о начале
занятия.
13.
Школа здоровья организуется руководителя
медицинского учереждения.
В пиказе утверждаются:
ответственные лица за выполнение этого вида
медицинских услуг;
инструкции, порядок и формы направления пациентов на
обучение в Школе;
статические формы регистрации и учета;
план и график работы;
Закрепление помещения для проведения занятий,
перечень оборудования.
14.
1. Количество больных в группе не должно быть более 8-10
человек. Предпочтительно обучение пациентов совместно с
их членами семьи, имеющих возможность определять образ
жизни пациента;
2. Цикл занятии может быть ограничен 5 уроками
продолжительностью не болле 1,5 часов. Общая
продолжительность цикла должна составлять не более 7-10
дней. Занятия желательно проводить ежедневно или, в
крайнем случае, с интервалами в 1-2 дня.
3. В течение года обычно проводится 7-9 циклов занятий, в
зависимости от потребности их может быть и больше. В
летние время обучение не проводится.
15.
Полный цикл состоит из 8 занятий, разработанных с учетом
вопросов, которые наиболее часто задают врачу пациенты с
брохиальной астмой.
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Что надо знать о бронхиальной астме?
Аллергия и астма. Пикфлоуметрия;
Терапия и питание при БА;
Физическая активность при БА;
Ингаляционная терапия при БА ;
Профилактика и лечения при БА;
Ночная астма. Пищевая аллергия;
Методика массажа и закаливание.
16.
Снижение
приступов
Снижение
повторных
госпитализаций
Восстановление
прежней
физической
активности
Отсутствие
ночных
симптомов
Улучшение
качества жизни
17.
18.
БЛАГОДАРЮ ЗА
ВНИМАНИЕ!
Работу выполнили: Крылова В., Иванова Е 21 гр
ЧТО ТАКОЕ БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА?
Бронхиальная астма – очень распространенное заболевание. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается порядка 300 млн. больных бронхиальной астмой. Астма может начаться в любом возрасте.
Бронхиальная астма требует от больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных. Обучение пациентов является необходимой составной частью комплексной программы лечения больных бронхиальной астмой.
Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. Для этого в лечебно-профилактических учреждениях организованы «Школы для больных бронхиальной астмой» или «Астма-школы», занятия в которых проводят врачи-пульмонологи, участковые или семейные (общей практики) врачи.
Основной целью «Школы для больных бронхиальной астмой» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль за течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают следующую необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.
«Школа для больных бронхиальной астмой» дает понять пациентам, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавиться от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.
Расширить знания пациентов о причинах, симптомах обострениях, приступах, тактике оказания помощи );
Изучить факторы, способствующие формированию заболевания и определяющие риск развития его осложнений ;
Обучить больных бронхиальной астмой проведению самооценки и самоконтроля в домашних условиях, ведению дневника пациента, а также применению средств доврачебной самопомощи при появлении симптомов.
Привить пациентам основы здорового питания, особенности употребления пищи при бронхиальной астме ;
Воспитать навыки по снижению уровня стресса, контроля стрессового поведения и формирование правильного отношение к нему для уменьшения негативного влияния на здоровье;
Убедить в необходимости бросить курить ;
Обучить пользоваться пикфлуометром для оценки симптомов болезни ;
Сформировать стойкое убеждение использовать всё возможное и зависящее от самого пациента, чтобы сознательно соблюдать рекомендации врача, лечиться и оздоравливаться.
* Определяют скорость выдоха с помощью специального прибора — пикфлоуметра
Полный цикл обучения в школе здоровья состоит из 8 занятий, разработанных с учетом вопросов, которые наиболее часто задают врачу пациенты с бронхиальной астмой :
Занятие 1. Что надо знать о бронхиальной астме?
Занятие 2. Аллергия и астма. Пикфлоуметрия.
Занятие 3. Терапия и питание при БА.
Занятие 4. Физическая активность при БА.
Занятие 5. Ингаляционная терапия БА.
Занятие 6. Профилактика и лечение БА.
Занятие 7. Ночная астма. Пищевая аллергия.
Занятие 8. Методика массажа и закаливания.
Вопросы:
1.Что такое бронхиальная астма?
2.Как устроены дыхательные пути?
3.Каковы причины возникновения бронхиальной астмы
4.Течения бронхиальной астмы, клинические проявления.
5.Как протекает приступ бронхиальной астмы?
6.Последствия аллергического воспаления в бронхах.
Вопросы:
1.Что такое аллергия?
2.Аллергические реакции и аллергические воспаления
3.Предупреждение аллергии.
4.Предотвращение пищевой аллергии
5.Предотвращение аллергии к аллергенам окружающей среды.
6.Предотвращение астмы.
7.Что такое пикфлоуметр ?
8.Основные шаги использования пикфлоуметра ?
ВОПРОСЫ:
1.Терапия при БА
2.Разгрузочно-диетическая терапия
3.Влияние питания на здоровье
4.Ожирение
5.Рекомендации по питанию при БА
6.Лечебно питание при аллергических реакциях.
ВОПРОСЫ?
1.Борьба с гиподинамией
2.Рациональная дыхательная гимнастика
3.Тренажер дыхательный индивидуальный
4.Техника проведения диафрагмального дыхания
5.Причины обращения за медицинской помощью при физических нагрузках.
ВОПРОСЫ:
1.Использование ингаляционных противоастматических препаратов
2.Примерная схема выбора способа доставки лекарства в зависимости от возраста
3.Классы ингаляционных препаратов
4.Типы ингаляционных устройств
* Турбухалер :
5.Правильное использование ДАИ
6.Использование небулайзера
7.Использование подходящих препаратов
8.Поршковые иинголяторы
9.Ингалядтор сухой пудры турбухалер
* Небулайзер
ВОПРОСЫ:
1.Лекарства для лечения астмы
2.Лечения и профилактика вирусной инфекции
3.Астматический статус
4.Затяжное обострение астмы
5.Глюкокортикоидная терапия БА
ВОПРОСЫ:
1.Ночная астма
2.Пищевая аллергия
3.Немедикоментозные методы профилактики и лечения
4.В чем заключается профилактика БА
5.Памятка больному БА
6. 12 фактов об аллергии
ВОПРОСЫ:
1. Массаж
2.Массаж лица
3.Массаж грудной клетки
4.Закаливание