Школа здоровья для пациентов с анемией

Чем опасен латентный дефицит железа (ЛДЖ), какие болезни повышают риск развития анемии и как распознать опасное состояние.

У анемии могут быть разные причины, от недостатка фолиевой кислоты и витамина B12 до новообразований. Тем не менее примерно половина всех случаев анемии во всем мире связана с дефицитом железа в совокупности с обильными менструациями и хроническими кровотечениями.

Дело в том, что при анемии понижается уровень гемоглобина, особого белка, который осуществляет транспортировку кислорода от легких к тканям. А основной «ингредиент» гемоглобина — железо. Именно поэтому, если есть повод подозревать анемию, следует обратиться в районную поликлинику, а не в онкодиспансер.

Как проявляется.

Снижение уровня гемоглобина в клетках крови, эритроцитах, приводит к нарушениям в работе иммунной системы, щитовидной железы. К симптомам анемии относят слабость, повышенную утомляемость, одышку, учащенное сердцебиение, бледность кожи. Необязательно, чтобы все эти симптомы возникли одновременно, у многих наблюдается лишь несколько признаков. Тяжесть симптомов во многом зависит от того, как быстро развивается анемия.

Почему возникает.

В организме в норме содержится 3–4 грамма железа. Запас расходуется медленно, и организм успевает получить достаточное количество этого микроэлемента с пищей. Но баланс легко нарушить. Если железа не хватает или оно не усваивается, состояние усугубляется хроническим кровотечением, риск развития анемии повышается в разы.

К дефициту железа могут привести желудочные кровотечения, вызванные приемом нестероидных противовоспалительных препаратов, язвой желудка. Этому также способствуют болезнь Крона, язвенный колит, целиакия. Если вы страдаете одним из этих заболеваний, следует быть начеку.

Сначала развивается мягкий дефицит железа (иногда его называют предлатентным), истощаются его запасы. На этом этапе все протекает незаметно, человек не ощущает ничего особенного. Если запасы микроэлемента продолжают таять, развивается железодефицитный эритропоэз, или латентный дефицит железа (ЛДЖ). При этом уровень гемоглобина обычно остается в норме, симптомы выражены слабо. Тем не менее распознать опасное состояние можно. Для этого исследуется концентрация трансферрина в сыворотке крови. При ЛДЖ уровень трансферрина повышается.

Когда ресурсы организма исчерпаны и запасы железа подходят к концу, развивается анемия. Снижается уровень гемоглобина и ферритина, уменьшается число эритроцитов, появляется слабость, отдышка и другие симптомы.

Что делать.

Симптомы анемии — повод незамедлительно обратиться к терапевту. Для подтверждения диагноза обычно достаточно общего анализа крови. В некоторых случаях потребуется исследование уровня трансферрина и ферритина. При необходимости врач направит на консультацию к проктологу, гинекологу и гастроэнтерологу.

Лечение железодефицитной анемии обычно включает в себя прием препаратов железа и изменение диеты. Чаще всего используется сульфат железа в таблетках. Среди распространенных побочных эффектов — боль в животе, запор или диарея, изжога.

Как и все лекарства, препараты железа должны храниться в недоступном для детей месте. Передозировка железа может быть смертельно опасна для маленького ребенка.

Источник

Школа
для пациентов – это совокупность средств
и методов индивидуального и группового
воздействия на пациентов и население,
направленная на повышение уровня их
знаний, информированности и практических
навыков по рациональному лечению
заболевания, профилактике осложнений
и повышению качества жизни.

Школы
организуются в лечебно-профилактических
учреждениях первичного звена
здравоохранения, поликлиниках,
стационарах, медико-санитарных частях,
кардиологических диспансерах, центрах
медицинской профилактики,
санаториях-профилакториях, курортах,
санаториях, оздоровительных центрах,

Цель
организации Школ – оптимизация,
совершенствование и повышение охвата,
доступности и качества медицинской
профилактической помощи населению:

• повышение
информированности пациентов о заболевании
и его факторах риска;

• повышение
ответственности пациента за сохранение
своего здоровья;

• формирование
рационального и активного отношения
пациента к заболеванию, мотивации к
оздоровлению, приверженности к лечению
и выполнению рекомендаций врача;

• формирование
у пациентов умений и навыков по
самоконтролю за состоянием здоровья,
оказанию первой доврачебной помощи в
случаях обострений и кризов;

• формирование
у пациентов навыков и умений по снижению
неблагоприятного влияния на их здоровье
поведенческих ФР (питание, двигательная
активность, управление стрессом, отказ
от вредных привычек);

• формирование
у пациентов практических навыков по
анализу причин, факторов, влияющих на
здоровье и обучение пациентов составлению
плана индивидуального оздоровления.

Пациенты
направляются на занятия в Школе участковым
врачом или через участкового врача
специалистами любого профиля. Пациенту
выдается направление на посещение школы
заполненное по форме, утвержденной
главным врачом (образец направления
см. ниже).

Для
пациентов с осложненным течением
заболевания, очень высоким риском
сердечно-сосудистых осложнений,
программа обучения требует модификации.

Читайте также:  Гемоглобин 116 это анемия

Программа
обучения состоит из цикла структурированных
занятий, продолжительностью по 90 минут
каждое. Всего в цикл входит 8 занятий,
из которых 7 являются обязательными для
всех пациентов, 1 занятие («Курение и
здоровье») направлено на курящих
пациентов или их родственников.

Численность
пациентов в группе не более 8-10 человек.

Каждое
занятие включает информационный материал
и активные формы обучения, направленные
на развитие умений и практических
навыков у пациентов. Все занятия
хронометрированы, имеют четкие инструкции
по ведению.

Пациенты,
обучающиеся в Школе, обеспечиваются
Дневником пациента, который является
неотъемлемой частью процесса обучения
и содержит справочный материал,
необходимый для пациентов в процессе
обучения и в дальнейшем.

Программа
разрабатывается на основе образца
типовой программы обучения пациентов,
включающей обязательные темы (понятие
о заболевании, основы питания, физической
активности, медикаментозной терапии,
методы самоконтроля и измерения
артериального давления, ведения дневника,
управление стрессом).

Помещение
должно иметь стол (желательно круглый
или расположенный на середине комнаты,
чтобы слушатели могли сидеть вокруг
него), стулья, кресла, располагающие к
полуторачасовым занятиям. В помещении
должен быть демонстрационный материал
как для постоянной экспозиции на стенах
(справочные, информационные материалы),
так и для раздачи пациентам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Анемия – синдром, характеризующийся уменьшением содержания гемоглобина в единице объема крови. Вместе с гемоглобином при анемии уменьшается обычно и количество красных кровяных телец — эритроцитов. В большинстве случаев анемия – не самостоятельное заболевание, а симптом, проявление другого заболевания. Она может быть проявлением заболеваний желудочно-кишечного тракта ( язва желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, неспецифический язвенный колит), при болезнях соединительной ткани (ревматоидный артрит, системная красная волчанка), при хронической почечной недостаточности, у пациентов со злокачественными образованиями, с хроническими инфекционными заболеваниями, гельминтозами. Особое значение приобретают анемии вследствие кровопотери, обусловленной применением лекарственных препаратов. Наиболее часто такими являются салициловая кислота (аспирин), нестероидные противовоспалительные средства, глюкокортикостероиды.

Следует подчеркнуть частоту анемии у пациентов в разные периоды жизни. К наиболее уязвимым относятся дети младших возрастов, беременные, часто встречается у женщин детородного возраста, а также у пациентов пожилого и старческого возраста. Особенно опасна анемия у беременных и детей. Она осложняет течение беременности и родов. При анемии часто возникает невынашивание беременности, при возникновении кровотечения в родах и послеродовом периоде его трудно остановить. Возможно рождение детей с низкой массой тела.

Чаще всего (в 90 — 95% случаев) диагностируется железодефицитная анемия (ЖДА)— состояние, при котором в организме не хватает одного из основных компонентов гемоглобина — железа. В основном запасы железа содержатся в костном мозге и селезенке. Остальное железо депонируется в виде ферритина. Основными причинами развития железодефицитной анемии являются: — хронические кровопотери (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, острые и хронические эрозии желудка, кровоточащий геморрой, маточные кровотечения у женщин, носовые кровотечения); — нарушения всасывания железа в кишечнике ( энтериты различной этиологии ) — повышенная потребность в железе (во время беременности и грудного вскармливания) — алиментарная недостаточность (недостаточное поступление железа с пищевыми продуктами, а также низкого употребления белка).

Симптомы и течение. Железодефицитные состояния являются причиной снижения работоспособности у взрослых и увеличения восприимчивости к ОРЗ. Характерны головокружения, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами, повышенная утомляемость, головная боль, ломкость и поперечная исчерченность ногтей, выпадение волос, трещины в углах рта. Отмечаются и типичны для всех анемий признаки, отражающие степень малокровия: бледность кожи и слизистых оболочек, сердцебиение, одышка при физической нагрузке. В большинстве случаев снижение уровня гемоглобина происходит постепенно, организм адаптируется к анемии и жалобы не всегда соответствуют показателям гемоглобина. Некоторые вовсе ничего не ощущают, а потому могут не предъявлять врачу никаких жалоб. Других беспокоят слабость, одышка, головокружение, обмороки. При тяжелой анемии может развиться сердечная недостаточность с учащенным сердцебиением, отеками, снижением артериального давления.

Распознавание основано на выявлении изменений в анализах крови: снижение уровня гемоглобина и эритроцитов, цветовой показатель ниже 0,8,изменены размеры и форма эритроцитов, значительно снижено содержание железа в сыворотке крови. Анализы крови при истинной анемии обнаруживают менее 110 г/л гемоглобина, цветовой показатель меньше 0,95, уровень железа сыворотки крови меньше 10 ммоль/л. Гемоглобин и ферритин считаются наиболее информативными показателями для диагностики железодефицита. Врачи говорят, что анемия протекает в легкой форме, при содержании гемоглобин 90-110 г/л; о средней тяжести анемии речь идет при уровне гемоглобина 80-89 г/л, тяжелой анемия считается, если количество гемоглобина меньше 80 г/л. Большое значение для установления диагноза имеет опрос больного. Особое внимание обращают на наличие кровопотерь, заболеваний желудочно-кишечного тракта, почек, соединительной ткани, гинекологических заболеваний у женщин. Необходимо уточнить особенности питания.

Читайте также:  Стандарт специализированной медицинской помощи при железодефицитной анемии

Лечение должно быть комплексным, в первую очередь направлено на устранение причины, вызвавшей анемию. В течение длительного периода (несколько месяцев и более) назначают препараты железа, преимущественно внутрь. Рекомендации по питанию являются обязательным компонентом в составе комплексной терапии ЖДА.

Питание. Наряду с медикаментозной терапией при анемии соблюдаются определенные рекомендации диетотерапии. Прежде всего, в рационе должно быть достаточно полноценных белков, способствующих синтезу гемоглобина и эритроцитов (130, из них 80—95 г животных).

Умеренно ограничивается жир (до 70—80 г), так как при анемии часто отмечаются изменения в печени и ожирение костного мозга. По этой же причине желательно включать больше продуктов, обладающих липотропным действием. Они будут оберегать печень и костный мозг от ожирения. К таким продуктам относятся: нежирное мясо, нежирная рыба, творог, гречневая и овсяная крупы, растительное масло.

Количество углеводов в диете при анемии должно соответствует физиологической норме, т. е. 400—500 г. Они представлены достаточным количеством различных круп, сахаром, медом, овощами, фруктами, ягодами. В растительных продуктах много витаминов, в которых организм сейчас очень нуждается.

Чтобы ввести побольше витаминов группы В, в рацион надо включать блюда из печени, мяса, рыбы, творога, пшеничных и рисовых отрубей, яичный желток. Очень важен витамин С. Аскорбиновой кислоты много в шиповнике, черной смородине, цитрусовых. В кроветворении участвуют микроэлементы, такие как железо, кобальт, марганец, цинк. Эти элементы организм получает с печенью, мясом, яйцами, икрой, дрожжами, гематогеном, пшеничной мукой, овсяной и гречневой крупами, овощами, фруктами, грибами, какао.

При анемии аппетит часто бывает ослаблен, что объясняется снижением секреторной функции желудка. Чтобы улучшить аппетит, рекомендуется введение достаточного количества экстрактивных веществ и физиологического количества поваренной соли. Иными словами, можно есть мясные, рыбные, грибные и овощные отвары, разнообразить питание различными соусами, солить по вкусу.

Лапицкий В. С. , врач терапевт

Источник

Подробности

Просмотров: 529

Школа здоровья для пациентов с анемиейЦели школы:

  • • получение достоверной информации о заболевании и его факторах риска;
  • • повышение ответственности за сохранение своего здоровья;
  • • формирование рационального и активного отношения к заболеванию;
  • • формирование мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению, выполнению рекомендаций врача;
  • • приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной само- и взаимопомощи при приступах стенокардии и гипертонических кризах;
  • • формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения влияния изменяемых (поведенческих) факторов риска;
  • • профилактика ИБС у слушателей, относящихся к группе риска.

Численность пациентов в группе не более 6-10 человек. Программа обучения состоит из 6 обязательных занятий. Занятия проводятся минимум 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Темы занятий:

занятие 1. Основные представления об ИБС, факторах риска, методах лечения;

занятие 2. Курение и ИБС. Методы отказа от курения;

                Дислипидемия. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов;

занятие 3. Артериальная гипертония и ИБС. Низкая физическая активность и ИБС;

занятие 4.  Психологические факторы и ИБС. Методы преодоления негативных переживаний;

занятие 5. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособности;

занятие 6. Заключительное.

  • Закрепление полученных навыков и умений.
  • Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.

Занятие 1. Основные представления об ИБС, факторах риска, методах лечения

  • Природа ИБС.
  • Факторы риска развития ИБС
  • Симптомы ИБС
  • Современные методы диагностики и лечения
  • Составление индивидуального плана оздоровления поведенческих привычек.

Курение и ИБС. Методы отказа от курения

  • Что мы знаем о вреде курения?
  • Типы курительного поведения
  • Почему люди курят?
  • Что такое никотиновая зависимость?
  • Современные методы лечения табакокурения
  • Мотивация и готовность бросить курить.
  • Я решил бросить курить! С чего начать?

Дислипидемия. Избыточный вес. Здоровое питание. Как нормализовать уровень липидов

  • Что такое «Здоровое питание»?
  • Как рассчитать свои энерготраты?
  • Какова калорийность продуктов?
  • Какие изменения в диете нужны при ИБС.
  • Как ограничить употребление поваренной соли?
  • Как поступать с жирами?
  • Как обогатить рацион витаминами?
  • Как быть при повышенном уровне холестерина?
  • Как правильно составить меню при ИБС?
  • Составление индивидуального плана оздоровления привычек питания.
Читайте также:  Общий анализ крови при железодефицитной анемии у детей

Занятие 3. Артериальная гипертония и ИБС

  • Что такое артериальное давление?
  • Что такое артериальная гипертония?
  • Осложнения течения заболевания:
    • гипертонический криз;
    • транзиторная ишемическая атака.
  • Факторы риска артериальной гипертонии.
  • Как оценить индивидуальные факторы риска?
  • Как правильно измерять артериальное давление?
  • Как вести Дневник пациента?

Низкая физическая активность и ИБС

  • Какое значение имеет физическая активность для здоровья?
  • Оценка уровня физической активности.
  • Какие методы повышают физическую активность?
  • Как контролировать интенсивность физических нагрузок?
  • Как одеться при тренировках?
  • Комплекс упражнений.

4 Психологические факторы и ИБС. Методы преодоления негативных переживаний

  • Что такое стресс?
  • Влияние стресса на организм
  • Как оценить уровень стресса?
  • Как преодолевать стресс?
  • Депрессия.
  • Безопасный уровень бытовых и житейских нагрузок (половая активность, работоспособность, трудоспособность и пр.).
  • Составление индивидуальных планов оздоровления.
  • Закрепление полученных навыков и умений.
  • Обсуждение индивидуальных планов оздоровления.

Занятие 5. Восстановление активной жизни. Вопросы трудоспособности

Занятие 6. Заключительное

При проведении занятий возможна перестановка тем и сокращение материала в зависимости пожеланий пациентов.

Программа занятий школа здоровья для пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС)

Посмотреть  Скачать

Школа здоровья для пациентов с анемией Школа здоровья для пациентов с анемией

Источник

Тематический план работы Школ здоровья

Для больных артериальной гипертонией:

1.    Цели лечения артериальной гипертонии  

2.    Что надо знать о питании при артериальной гипертонии

3.    Что надо знать о питании при ожирении

4.    Что надо знать о физической активности

5.    Курение и здоровье

6.    Стресс  и здоровье

7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии

Бронхиальной астмой:

1.    Что такое бронхиальная астма?

2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма.

3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.

5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.

7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

8. Ночная астма.

9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой.

10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой.

11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.

12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.

Больных язвенной болезнью:

1.    Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни.

2.    Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.

3.    Гигиенический режим  — основа лечения.

4.    Профилактика обострений язвенной болезни.

5.    Повторение тематики. Вопросы и ответы.

Школа больных сахарным диабетом 1 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ»

Школа больных сахарным диабетом 2 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ»

Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета».

Школа больных с сердечно-сосудистой  недостаточностью (по профилактике инсультов):

1.Инсульт. Причина инсульта.

2.Питание пациентов, перенесших инсульт.

3.Физическая активность. Активный образ жизни.

4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья.

5.Влияние стресса на здоровье.

6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений.

7. Повторение тематики

Планирования семьи в женской консультации

1.    Модель консультирования «ПОМОГИ»

2.    Возможные варианты контрацепции;

3.    Экстренная контрацепция;

4.    Прерванный половой акт;

5.    Внутриматочные средства (ВМС).

6.    Прогестиновые инъекционные контрацептивы.

7.    Низкодозированные  комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК).

8.    Контрацепция после аборта.

Школа родителей по воспитанию здорового ребенка:

1.    Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года;

2.     Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук;

3.    Особенности  доречевого и речевого развития;

4.    От погремушек до других игрушек;

5.    Гимнастика для активных малышей;

6.    Как сделать малышу массаж?

Активного долголетия:

1.    Принципы активного долголетия.

2.    Как подготовиться к выходу на пенсию.

3.    Основные принципы питания в по жилом возрасте.

4.    Психическое здоровье пожилого человека.

5.    Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.

6.    Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.

Школы выздоравливающих:

1.    Сущность заболевания;

2.    Основные принципы лечения.

3.    Профилактика  обострений;

(по профилю заболеваний)

Школы  «Здорового образа жизни»

1.Образ жизни и здоровье.

2.Частные вопросы медицинской профилактики.

3. Психическое здоровье и как его сохранить.

4.  Мой дом – моя крепость.

Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения:

Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении»

Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить»

Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения».

Источник