Школа бронхиальной астмы памятка

Девушка с ингалятором

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Роль астма-школы

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Опрос

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Основные цели школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Обучение в астма-школе

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

дети в школе астмы

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Критерии оценки эффективности занятий в астма-школах

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник

Медицина / Патология / Патология (статья)

Статья | 
9-12-2013, 20:22
 | 

Бронхиальная астмаБронхиальная астмаБронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание с преимущественным поражением бронхов, которое проявляется приступами удушья, отдышкой (в большинстве случаев с затруднением выдоха) и кашлем. Бронхиальная астма – очень распространенное заболевание, которым страдают примерно 300 миллионов человек в мире.

В основе заболевание лежит утолщение, отек и спазм стенок бронхов, а также чрезмерная секреция вязкого бронхиального секрета, который затрудняет прохождение воздуха по дыхательным путям. Во время приступа бронхиальной астмы в легкие поступает меньше воздуха, его прохождение усложняется во время выдоха, что приводит к ощущению скованности в грудной клетке, влечет к приступу удушья и возникновению хрипов.

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием, течение которого можно контролировать. Лечение бронхиальной астмы должно быть непрерывным, не следует отменять его самостоятельно, даже если Ваше самочувствие удовлетворительное! Помните, что у Вас не возникнет зависимости от препаратов даже в случае их приема на протяжение многих лет!

При условии правильного лечения бронхиальной астмы:

  1. Нет необходимости в регулярном применении препаратов, которые расширяют бронхи (сальбутамол, венталин, атровент, беротек, беродуал и др.), то есть течение заболевания можно контролировать.
  2. Нет необходимости в госпитализации.
  3. Нет ограничений физической активности – пациент ведет полноценную жизнь, даже может заниматься спортом, женщины с бронхиальной астмой могут рожать.

При неправильном лечении бронхиальной астмы:

  1. Периодически возникает потребность в применении бронходилататоров во время возникновения приступов бронхиальной астмы, причем эта потребность постоянно возрастает.
  2. Есть ограничения физической активности (в тяжелых случаях назначают группу инвалидности).

Точные причины возникновения бронхиальной астмы не установлены, однако существует целый перечень факторов, которые могут вызывать бронхоспазм. Вы должны знать, какие из них могут вызвать приступы именно у Вас. Среди них могут быть:

  1. Шерсть животных, перья птиц. Не держите дома домашних животных и птиц.
  2. Сигаретный дым. Не курите и не позволяйте курить в Вашем присутствии.
  3. Сильные и резкие запахи. Не пользуйтесь гигиеническими средствами, которые имеют выраженный парфюмерный запах.
  4. Профессиональные факторы, например контакт с аэрозолями, химическими веществами, лаками и красками.
  5. Домашняя пыль. В Вашем помещении не должно быть ковров. Поскольку пыль накапливается в одеялах и простынях, их нужно часто стирать в очень горячей воде. Целесообразно на подушки и матрацы специальные пыленепроницаемые чехлы. Во время уборки следует пользоваться марлевой маской.
  6. Некоторые лекарственные средства, например ацетилсалициловая кислота, бета-адреноблокаторы.
  7. Некоторые продукты и пищевые добавки: натрия глутамат, консерванты, морепродукты, орехи.
  8. Инфекционные заболевания, особенно острые респираторные респираторные вирусные инфекции. Посоветуйтесь с врачом по поводу ежегодной вакцинации против гриппа.
  9. Тяжелые физические нагрузки, особенно в холодную погоду.
  10. Эмоциональная перегрузка.

Чаще всего для лечения бронхиальной астмы назначают аэрозольные и порошковые ингаляторы. Больным бронхиальной астмой назначают две группы ингаляторов:

  1. Профилактические препараты для ежедневного применения с целью предупреждения приступов бронхиальной астмы: ингаляционные глюкокортикостероиды (флутиказон, будесонид, бекламетазон), кромоны (кромогликат и недокромил). Эти лекарственные средства действуют на основные патогенетические механизмы бронхиальной астмы – воспаление и повышенную чувствительность дыхательных путей. Если Вы по назначению врача пользуетесь гормональным ингалятором, после ингаляции следует обязательно прополоскать ротовую полость и горло водой или слабым раствором соды. Это предупреждает развитие грибковой инфекции: стоматита, ангины. Не используйте препараты этой группы для купирования приступа бронхиальной астмы!
  2. Препараты, которые расширяют бронхи (сальбутамол, фенотерол, салметерол, формотерол, ипратропия бромид, тиотропия бромид). Большинство из них начинают действовать через 1-2 минуты, поэтому их можно применять для прекращения приступа бронхиальной астмы.

Помните, что для эффективного использования ингалятора следует придерживаться следующих правил:

  1. Снимите колпачок ингалятора и на протяжение 2-3 секунд энергично встряхивайте ингалятор. Во время ингаляции дно баллончика должно быть направлено к верху.
  2. Встаньте. Немного наклоните голову назад. Откройте рот.
  3. Медленно сделайте глубокий вдох.
  4. Обхватите мундштук губами. Начинайте вдыхать одновременно с резким нажимом на верхнюю часть ингалятора. Продолжайте вдох на протяжении 5-7 секунд.
  5. Закройте рот, задержите дыхание на 10 секунд. После этого осторожно выдохните воздух через нос. При необходимости в еще одной ингаляции сделайте ее через 1 минуту.
  6. При возможности пользуйтесь спейсером. Это специальный резервуар, который облегчает использование ингалятора (аэрозоль сначала подается в спейсер, а потом вдыхается через мундштук или лицевую маску).

Для лучшего контроля течения бронхиальной астмы пользуйтесь пикфлоуметром и ведите специальный дневник для записи показателей пикфлоуметрии. Пикфлоуметр – это специальный прибор, который позволяет измерять скорость воздушного потока во время выдоха. Пикфлоуметрия позволяет подобрать индивидуальную схему лечения, контролировать Ваше состояние и эффективность лечения. Обязательно покажите Вашему врачу результаты пикфлоуметрии во время планового визита или в случае госпитализации.

Для правильного использования пикфлоуметра следует придерживаться следующей последовательности:

  1. Установите указатель устройства до конца вниз (на нулевую отметку).
  2. Встаньте. Сделайте глубокий вдох открытым ртом. Держите пикфлоуметр в одной руке, не размещайте пальцы на цифровой шкале.
  3. Обхватите мундштук губами, выдохните как можно сильнее и быстрее. Во время выдоха показатель поднимется вверх и остановиться.
  4. Запишите число, возле которого остановился указатель, на специальном графике. Установите показатель пикфлоуметра на нулевой отметке и повторите измерение еще  два раза. Отметьте наилучший из трех показателей. Повторяйте процедуру не менее двух раз в день – утром и вечером.

Самопомощь в случае приступа бронхиальной астмы:

  1. Прекратите физические нагрузки, сядьте.
  2. При возможности прекратите контакт с фактором, который спровоцировал приступ, откройте окно для обеспечения доступа свежего воздуха.
  3. Воспользуйтесь ингалятором с препаратом, который расширяет бронхи. Максимальное количество ингаляций и возможность самостоятельно приннимать преднизалон в таблетках во время приступа целесообразно обсудить с врачом.
  4. Оставайтесь в покое на протяжение 1 часа.

Немедленно обратитесь за медицинской помощью в случае:

  1. Сохранения или увеличения выраженности симптомов после двух ингаляций препарата, который расширяет бронхи.
  2. Усиление отдышки, кашля и появления чувства скованности в грудной клетке.
  3. Затруднение речи (возможность проговаривать некоторые слова, а не предложения).
  4. Сонливость или спутанное сознание.
  5. Посинение ногтей или губ.
  6. Очень частый пульс (более 100 ударов в минуту).
  7. Втягивание кожи в межреберных промежутках и возле шеи во время вдоха.

Всегда носите с собой ингалятор с препаратом, который расширяет бронхи, и следите за тем, чтобы он был полным!

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Что такое бронхиальная астма?

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание органов дыхания, основными признаками которого являются приступы одышки, кашля, а иногда и удушья.

Причины бронхиальной астмы

Причины бронхиальной астмы весьма разнообразны, а их количество достаточно большое. Тем не менее, как уже и отмечалось, все они делятся на 2 группы – внешние и внутренние.hello_html_46830c8a.jpg

Внешние причины бронхиальной астмы

Пыль. Домашняя пыль имеет в своем составе большое количество различных частиц и микроорганизмов – отмершие частички кожи, шерсть, химические вещества, пыльца растений, пылевые клещи и их экскременты. Все эти частички пыли, особенно пылевые клещи, являются известными аллергенами, которые при попадании в бронхиальное дерево, провоцируют приступы бронхиальной астмы.

Внутренние причины бронхиальной астмы

Наследственная предрасположенность. При наличии у будущих родителей бронхиальной астмы, существует риск появления данной болезни и у ребенка, причем не важно, в каком возрасте после его рождения. Врачи отмечают, что процент заболеваний астмой при наследственном факторе составляет около 30-35%. Если установлен наследственный фактор, такую астму еще называют – атопическая бронхиальная астма.

Симптомы бронхиальной астмы

hello_html_m1828aa6c.jpgПризнаки, или симптомы бронхиальной астмы часто схожи на симптомы бронхита, вегето-сосудистой дистонии (ВСД) и других заболеваний, поэтому, обозначим первые и основные признаки бронхиальной астмы.

Важно! Ночью и ранним утром приступы астмы обычно усиливаются.

Первые признаки бронхиальной астмы

  • Одышка, особенно после физической нагрузки;

  • Чувство заложенности в груди, удушье;

  • Кашель, сначала сухой, далее с прозрачной мокротой;

  • Чиханье;

  • Учащенное поверхностное дыхание, с чувством сложности выдоха;

  • Хрипение при дыхании, со свистом;

  • Крапивница;

  • Ортопноэ (больной, сидя на кровати или на стуле, крепко за нее держится, ноги спущены на пол, таким образом, ему проще сделать полный выдох).

Основные симптомы бронхиальной астмы

  • Общая слабость, недомогание;

  • Нарушение ритма работы сердца (тахикардия) – пульс во время болезни находится в пределах до 90 уд./мин., а во время приступа, увеличивается до 130 уд./мин.;

  • Хрипение при дыхании, со свистом;

  • Чувство заложенности в груди, удушье;

  • Головная боль, головокружение;

  • Боль в нижней части грудной клетки (при длительных приступах)

Симптомы при тяжелом течении заболевания

  • Акроцианоз и диффузная синюшность кожи;

  • Увеличение сердца;

  • Признаки эмфиземы легких – увеличение грудной клетки, ослабление дыхания;

  • Патологические изменения в структуре ногтевой пластины – ногти трескаются;

  • Сонливость

  • Развитие второстепенных заболеваний – дерматиты, экзема, псориаз, насморк (ринит).

Лечение бронхиальной астмы

Как лечить астму? Лечение бронхиальной астмы является кропотливой и длительной работой, которая включает в себя следующие методы терапии:

hello_html_4c4a8477.jpg

  • Медикаментозное лечение, включающее в себя базисную терапию, направленную на поддерживающее и противовоспалительное лечение, а также симптоматическую терапию, направленную на купирование сопровождающих астму симптомов;

  • Исключение из жизни пациента факторов развития болезни (аллергенов и др.);

  • Диету;

  • Общее укрепление организма.

Прогноз

Прогноз при лечении бронхиальной астмы положительный, но во многом зависит от степени, на которой болезнь обнаружена, тщательной диагностики, точного выполнения пациентом всех предписаний лечащего врача, а также ограничения от факторов, которые могут провоцировать приступы данного заболевания. Чем дольше пациент самостоятельно занимается лечением, тем менее благоприятный прогноз лечения.

Профилактика бронхиальной астмы

Профилактика бронхиальной астмы включает в себя следующие рекомендации:

hello_html_255dcfe6.jpg

— Старайтесь выбирать для своего места жительства, а по возможности и работы места с чистой экологической обстановкой – подальше от промышленных районов, стройки, большого скопления транспортных средств;

— Откажитесь от курения (в том числе и пассивного), алкогольных напитков;

— Делайте в своем доме и на рабочем месте влажную уборку не менее 2 раз в неделю;

— Чаще проветривайте помещение, в котором Вы живете/работаете;

— Избегайте стресса, или же научитесь адекватно реагировать на жизненные сложности и преодолевать их;

— Старайтесь в еде отдавать предпочтение пище, обогащенной витаминами и минералами;

— На работе с высокой запыленностью или загазованностью, носите защитные маски, а по возможности, смените ее на менее вредную;

— Подумайте, может Вам уже стоит отказаться от лака для волос? Дезодоранты кстати лучше использовать гелевые или жидкие, но не распылители;

— Соблюдайте правила личной гигиены;

— У Вас дома есть любимый питомец? Кошка, собака, кролик или шиншилла? Отлично! Но не забывайте за ними ухаживать. Лучше самому вычесать вылинявшую шерсть, нежели это сделает Ваш любимец по всей квартире;

— Не пускайте на самотек респираторные болезни;

— Лекарственные препараты принимайте только после консультации с врачом;

— Больше двигайтесь, закаляйтесь;

Государственное Автономное Профессиональное Образовательное Учреждение

Республики Башкортостан «Сибайский медицинский колледж»

Бронхиальная астма

hello_html_44e52186.jpg

Выполнила студентка:

Мухарлямова Лиана 33М группа

Сибай 2018 год

Источник