Сестринский процесс при бронхитах актуальность

Бронхиты
бывают острые и хронические, абструктивные
(с нарушением проходимости бронхов) и
неабструктивные.

Острый бронхит
– острое диффузное воспаление слизистой
оболочки бронхов.

Этиология:

  1. инфекционные
    факторы (бактерии, вирусы, микоплазмы)

  2. физические
    факторы (воздействие очень высокой/низкой
    температуры)

  3. химические
    факторы (кислоты, щелочи, газы, пыль)

  4. аллергические
    факторы (домашняя пыль, пыльца растений)

Предрасполагающие
факторы:

  1. переохлаждение
    (рефлекторная зависимость сосудов
    нижних конечностей и сосудов ЛОР-органов)

  2. курение
    (снижается количество бакаловидных
    клеток, атрофия слизистой, снижения
    ворсинок)

  3. хронические
    заболевания ЛОР-органов (синуситы,
    риниты, тонзиллиты, ларингиты, фарингиты)

Клиника.

Начало острое,
часто на фоне ОРВИ, симптомы интоксикации
выражены умеренно (слабость, температура
субфебрильная, реже фебрильная 38-39).
Кашель сначала сухой, может быть
надсадный, мучительный, через несколько
дней становится влажным. Мокрота сначала
слизистая, вязкая к 5-6 дню – менее вязкая,
может стать слизисто-гнойной. Боли в
грудной клетке нет. Может появиться при
длительном сильном кашле, из-за
перенапряжения межреберных и брюшных
мышц. Одышки нет, появляется только при
обструктивном бронхите (экспираторного
характера). При перкуссии ясный легочный
звук, при аускультации – жесткое дыхание,
сухие, а затем влажные хрипы.

Диагностика.

  1. общий
    анализ крови (незначительный лейкоцитоз
    и ускоренная СОЭ)

  2. рентгенограмма
    грудной клетки (изменений нет, усиление
    легочного рисунка в области корня
    легкого)

  3. общий
    анализ мокроты (много лейкоцитов и
    макрофагов)

Осложнения:

  1. очаговая
    пневмония

  2. переход
    в хроническую форму

Лечение.

Постельный
режим при высокой температуре, марлевая
повязка при вирусной инфекции, частое
проветривание помещения, соблюдение
санитарно-гигиенических правил при
гнойной мокроте.

Диета
№13, обильное витаминизированное и
щелочное питье (лучшее отхождение
мокроты). Противопоказания к питью:
отеки, гипертоническая болезнь. Щелочное
питье: минералка без газов, молоко
(выяснить переносимость).

Щелочные
и противовоспалительные ингаляции
(ромашка, зверобой, эвкалипт, пихта, лук,
чеснок). Цель: отхождение мокроты,
противовоспалительная. Щелочные
ингаляции: сода 2ч.л. на 0,5.

Горчичники,
согревающий компресс на грудную клетку,
горячие ножные ванны (при температуре
не выше 37,3).

Противовирусные
препараты (в первые 3дня болезни при
вирусном бронхите): интерферон в нос
(«Гриппферон»), оксолиновая мазь, арбидол,
ремантадин, тамифлю, анаферон, афлубин.
Делятся на 2группы: гомеопатические
(лечение микродозами разными химическими
элементами): афлубин, анаферон.
Негомеопатические: интерферон, гриппферон.

Иммуномодуляторы:
бронхомунал, рибомумил, иммунал (трава
эхиноцеи), ИРС-19 (спрей в нос/горло).

Жаропонижающие:
анальгин, аспирин, парацетамол (Эффералган,
Панадол, «Колдрекс», «Фервекс», «Терафлю»,
колдак), ибупрофен («Нурофен) – НПВС –
нестероидные противовоспалительные
средства. Побочные эффекты: угнетают
кроветворение, гепототоксическое
действие. Аспирин не применять при
температуре выше 39гр.!!! (синдром Рейно
– сильное токсическое действие на
печень). Снижаем температуру с 38,5.

Противокашлевые
препараты (только при сухом кашле):
либексин, кодтерпин (центр. действия),
тусупрекс, глаувент.

Муколитики
(разжижают мокроту): бромгексин
(бисольфон), АЦЦ/флуимуцил/мукосольвин,
амброксол (амбробене, лазольван).

Отхаркивающие:
мукалтин, травесил, бронхикум, линкас,
трава подорожника, мать-и-мачехи, корень
солодки, алтея, термопсиса.

Бронхолитики
(расширяют бронхи, при меняются при
обструктивном бронхите): эуфиллин,
сальбутамол, беротек, атровент.

Антибиотики
(при гнойном бронхите и у ослабленных
больных): амоксиклав, амоксициллин,
ампициллин, ампиокс; эритромицин, рулид,
сумамед; цефалоспорины – цефалексин,
клафоран, цефазолин.

Витаминотерапия:
полимитамины, витамин С

Антигистаминные:
кларитин, эриус, кестин.

Дыхательная
гимнастика, массаж грудной клетки, ЛФК,
физиотерапия.

Хронический
бронхит
– хроническое диффузное
воспаление слизистой оболочки,
подслизистой и мышечного слоя бронхиального
дерева, характеризующееся длительным
течением с периодическими обострениями.
Чаще всего является следствием острого
бронхита, лечение которого было проведено
несвоевременно или не было доведено до
конца. Значительно чаще встречается у
курильщиков. Относится к группе
хронических неспецифических заболеваний
легких и имеет непосредственное отношение
к развитию бронхиальной астмы, эмфиземы,
рака легких.

Этиология.

Развивается
при длительном раздражении слизистой
оболочки бронхов различными химическими
веществами и патогенными бактериями,
вирусами, микоплазмами, грибами.

Застойные
явления в легких при сердечной и почечной
недостаточности.

Нарушения
носового дыхания: риниты, тонзиллиты,
синуситы, фарингиты.

Частые
переохлаждения, алкоголизм (вдыхание
спиртовых паров; регургитация – обратный
ток жидкости из желудка в пищевод;
снижение общего иммунитета), курение.

Профессиональные
вредности.

Клиника.

Кашель с
отделением слизистой/слизисто-гнойной
мокроты, одышка. Кашель усиливается по
утрам. Мокрота больше отделяется по
утрам «полным ртом». Различают простой,
гнойный и обструктивный хронический

бронхит.

При хроническом
обструктивном бронхите наблюдается
затяжной коклюшевидный кашель,
экспираторная одышка, зависимость от
метеорологических условий, времени
суток. При развитии эмфиземы: коробочный
перкуторный звук, грудная клетка
бочкообразной формы, уменьшение
подвижности нижних краев легких. При
аускультации на отдельных участках
дыхание может быть

жестким, с
небольшим количеством хрипов. В период
обострения выслушиваются сухие или
влажные хрипы. В анализе крови нейтрофильный
лейкоцитоз, увеличение СОЭ. На
рентгенограмме – расширение корней
легкого, деформация легочного рисунка.
При бронхоскопии – воспаление слизистой
бронхов.

Осложнения
хронического бронхита:

  1. очаговая
    пневмония

  2. бронхоэктазы

  3. эмфизема

  4. бронхиальная
    астма

  5. дыхательная
    недостаточность

  6. рак
    легкого

Лечение.

  1. антибиотики:

    1. полусинтетические:
      оксациллин, ампиокс, диклоксациллин

    2. цефалоспорины:
      клафоран, кефзол

    3. тетрациклины

    4. эритромицин,
      левомицетин

  2. внутритрахеальные
    вливания фурацилина, фурагина

  3. сульфаниламидные
    препараты: сульфадиметоксин, бисептол

  4. нестероидные
    противовоспалительные средства:
    индометацин, отрофен

  5. иммуномодулирующие
    препараты: декарис, Т-активин, метилурацил

  6. мукалтин,
    АЦЦ, амброксол

  7. постуральный
    дренаж

КРАТКИЙ
ПЛАН СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ (УХОДА)
В СТАЦИОНАРЕ

  1. обеспечить
    соблюдение постельного режима

  2. следить
    за соблюдение диеты № …, объяснить
    суть диеты

  3. измерять
    температуру, ад, пульс, чдд, следить за
    цветом кожных покровов, диурезом, водным
    балансом, массой тела

  4. обеспечить
    плевательницей, судном

  5. уход по
    выявленным проблемам/приобретенной

  6. проветривание
    палаты, регулярная уборка

  7. следить
    за соблюдением личной гигиены, помощь
    в соблюдении личной гигиены

  8. беседы
    с пациентом/родственниками о сути
    заболевания, факторов риска, назначенном
    обследовании, необходимости соблюдения
    назначений врача

  9. подготовка
    к исследованиям

  10. обеспечить
    прием лекарств, выполнять назначения
    врача, уметь оказать помощь при неотложных
    состояниях

Задача.

В отделение
поступил пациент с острым гнойным
бронхитом. Жалуется на повышение
температуры до 38,8, кашель с трудно
отделяемой гнойной мокротой. Болен
8день, заболел остро после переохлаждения,
к врачу не обращался. В последние 2дня
состояние ухудшилось. В легких жесткое
дыхание, сухие рассеянные хрипы. Врач
назначил обследования: общий анализ
крови, рентгенограмма грудной клетки.

Выявить
нарушенные потребности и проблемы
пациента.

Составить
план сестринских вмешательств.

Нарушены
потребности дышать, есть, отдыхать,
работать, общаться, двигаться, поддерживать
температуру тела, соблюдать личную
гигиену, соблюдать свою безопасность
и безопасность окружающих людей.

Проблемы
(настоящие, потенциальные). Настоящие
проблемы: лихорадка, кашель с трудно
отделяемой гнойной мокротой. Приоритетная
проблема (из настоящих): лихорадка.
Потенциальные проблемы: переход в
хроническую форму, очаговая пневмония;
коллапс, бред, галлюцинации, судороги.

Постельный
режим; диета №13, дробное щадящее питание,
обильное витаминизированное, щелочное
питье; измерять температуру, ад, пульс,
чдд, следить за цветом кожных покровов,
количество и характер мокроты; обеспечить
плевательницей, судном; уход при лихорадке
и влажном кашле; проветривание палаты,
уборка; помощь в соблюдении личной
гигиены; беседа о сути заболевания,
факторах риска, о назначенном обследовании,
лечении, обучить правилам пользованиям
плевательницей, кашлевой дисциплины;
подготовить к рентгенограмме, сдаче
крови; обеспечить прием лекарственных
препаратов.

В поликлинику
обратился пациент с обострением
хронического бронхита, 64года. Жалуется
на кашель с отделением мокроты с
неприятным запахом, от которого
избавляется с помощью мятной жевательной
резинки. Из-за кашля плохо спит, поэтому
на ночь самостоятельно решил принимать
либексин. Для лучшего отхождения мокроты
утром натощак выкуривают сигарету.
Температура 36,8, чдд 20 в минуту, пульс
76, ад 130/80.

Выявить
нарушенные потребности и проблемы
пациента.

План сестринских
вмешательств.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ðàññìîòðåíèå ñåñòðèíñêîãî ïðîöåññà êàê íàó÷íîãî ìåòîäà îðãàíèçàöèè è èñïîëíåíèÿ ñèñòåìíîãî óõîäà çà ïàöèåíòîì. Óìåíèå ïðåäóïðåäèòü, îáëåã÷èòü è ñâåñòè ê ìèíèìóìó ïðîáëåìû, âîçíèêøèå ó ïàöèåíòà. Ïîìîùü ïàöèåíòó ïðè îñòðîì áðîíõèòå (âëàæíîì è ñóõîì êàøëå).

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

1. ÎÑÒÐÛÉ ÁÐÎÍÕÈÒ, ÊÐÀÒÊÀß ÕÀÐÀÊÒÅÐÈÑÒÈÊÀ

1.1 Ýòèîëîãèÿ

1.2 Ïàòîãåíåç

1.3 Êëèíèêà

1.4 Ëå÷åíèå

1.5 Ìåòîäû îáñëåäîâàíèÿ

1.6 Îñëîæíåíèÿ

2. ÑÅÑÒÐÈÍÑÊÈÉ ÏÐÎÖÅÑÑ

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÀß ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ áðîíõèò êàøåëü

Ñ áûñòðûì ðîñòîì â ïîñëåäíèå ãîäû ìåäèöèíñêîé íàóêè òðåáóåòñÿ âûñîêîêâàëèôèöèðîâàííûé ñðåäíèé ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë.  ïðîôåññèîíàëüíûé ëåêñèêîí âîøëî ïîíÿòèå «ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ». Ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ — ýòî íàó÷íûé ìåòîä îðãàíèçàöèè è èñïîëíåíèÿ ñèñòåìíîãî óõîäà çà ïàöèåíòîì.

Âàæíûì ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïàöèåíò â äàííîé ñèòóàöèè äîëæåí ðàññìàòðèâàòüñÿ íå êàê îòäåëüíûé ñëó÷àé çàáîëåâàíèÿ, à êàê ëè÷íîñòü, èìåþùàÿ ñâîè ôèçèîëîãè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå è äóõîâíûå ïîòðåáíîñòè. Çàäà÷à ìåäèöèíñêîé ñåñòðû — âûÿâèòü íàðóøåííûå ïîòðåáíîñòè è óìåíèå ïðåäóïðåäèòü, îáëåã÷èòü, óìåíüøèòü èëè ñâåñòè ê ìèíèìóìó ïðîáëåìû, âîçíèêøèå ó ïàöèåíòà.

Ìåäñåñòðà äîëæíà óìåòü áûñòðî îðèåíòèðîâàòüñÿ â ëþáîé ñèòóàöèè. Ïîýòîìó ñåñòðèíñêèé ïðîöåññ — ýòî âñå-òàêè îáðàç ìûøëåíèÿ è äåéñòâèÿ ìåäèöèíñêîé ñåñòðû.

1. ÎÑÒÐÛÉ ÁÐÎÍÕÈÒ

Îñòðûé áðîíõèò — ýòî çàáîëåâàíèå, ïðîÿâëÿþùååñÿ îñòðî âîçíèêàþùèì âîñïàëåíèåì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè òðàõåîáðîíõèàëüíîãî äåðåâà.

Çà ïîñëåäíèå äâà äåñÿòèëåòèÿ çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èëîñü êîëè÷åñòâî íåñïåöèôè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ëåãêèõ (ÍÇË).

Ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò ÷èñëà ïàöèåíòîâ ñ õðîíè÷åñêèìè îáñòðóêòèâíûìè çàáîëåâàíèÿìè ëåãêèõ (ÕÎÇË). Áðîíõîëåãî÷íûå çàáîëåâàíèÿ ïî ñìåðòíîñòè çàíèìàþò 3-4 ìåñòî. Îñòðûé áðîíõèò ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ÷àñòûõ çàáîëåâàíèé îðãàíîâ äûõàíèÿ(34,5 %)

1.1 Ýòèîëîãèÿ

 êà÷åñòâå ýòèîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå ôàêòîðû:

Èíôåêöèîííûå (âèðóñû, áàêòåðèè, äðóãèå ìèêðîîðãàíèçìû);

Ôèçè÷åñêèå (÷ðåçìåðíî ñóõîé, ãîðÿ÷èé èëè õîëîäíûé âîçäóõ);

Õèìè÷åñêèå (êèñëîòû, ùåëî÷è, îêèñëû àçîòà è äðóãèå);

Àëëåðãè÷åñêèå (îðãàíè÷åñêàÿ ïûëü, ïûëüöà ðàñòåíèé).

Ê îñòðîìó áðîíõèòó ïðåäðàñïîëàãàþ ôàêòîðû, ñíèæàþùèå îáùóþ è ìåñòíóþ ðåçèñòåíòíîñòü îðãàíèçìà: êëèìàòè÷åñêèå ôàêòîðû è óñëîâèÿ òðóäà, ñîçäàþùèå ïåðåîõëàæäåíèå, êóðåíèå òàáàêà, àëêîãîëèçì, çàñòîéíûå èçìåíåíèÿ â ëåãêèõ ïðè ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè, î÷àãîâûå èíôåêöèè íîñîãëîòêè è ïîëîñòè ðòà, êèôîñêîëèîç, íàðóøåíèå íîñîâîãî äûõàíèÿ.

1.2 Ïàòîãåíåç

Âèðóñû ïîâðåæäàþò ýïèòåëèàëüíûå êëåòêè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè áðîíõîâ è âûçûâàþò èõ ãèáåëü, ÷òî ñîçäàåò áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ïðîíèêíîâåíèÿ â òêàíè áðîíõîâ áàêòåðèàëüíîé ôëîðû (÷àùå ïíåâìîêîêêà è ãåìîôèëüíîé ïàëî÷êè).

Áàêòåðèàëüíàÿ ôëîðà îáû÷íî ïðèñîåäèíÿåòñÿ ê âèðóñíîìó ïîðàæåíèþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ñî 2-3 äíÿ áîëåçíè. Îáû÷íî âîñïàëåíèå èñ÷åçàåò, è ïîâðåæäåííàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ðàñïèðàòîðíîãî òðàêòà âîññòàíàâëèâàåòñÿ â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ íåäåëü. Ó ÷àñòè áîëüíûõ ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ íå ïîäâåðãàåòñÿ îáðàòíîìó ðàçâèòèþ è çàáîëåâàíèå ïðèîáðåòàåò õðîíè÷åñêèé õàðàêòåð.

 ëåãêèõ ñëó÷àÿõ ìîðôîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ îãðàíè÷èâàþòñÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êîé, â òÿæåëûõ — çàõâàòûâàþòñÿ âñå ñëîè áðîíõèàëüíîé ñòåíêè. Ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ïðåäñòàâëÿåòñÿ îòå÷íîé, ãèïåðåìèðîâàííîé, ñ íàëè÷èåì ñëèçèñòîãî, ñëèçèñòî-ãíîéíîãî ýêññóäàòà íà ïîâåðõíîñòè. Ïðè òÿæåëûõ ôîðìàõ çàáîëåâàíèÿ íåðåäêî íàáëþäàþòñÿ êðîâîèçëèÿíèÿ â ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó, ýêññóäàò ìîæåò ïðèîáðåòàòü ãåìîðîãè÷åñêèé õàðàêòåð.  ðÿäå ñëó÷àåâ îòìå÷àåòñÿ ïîëíàÿ îáòóðàöèÿ ñåêðåòîì ïðîñâåòà ìåëêèõ áðîíõîâ è áðîíõèîë.

1.3 Êëèíèêà

Ïðè îñòðîì áðîíõèòå ðàçâèâàþòñÿ ñèìïòîìû îáùåé àíòîêñèêàöèè è ïîðàæåíèÿ áðîíõîâ. Ïîÿâëÿþòñÿ ñóõîé, ðàçäðàæàþùèé êàøåëü, ÷óâñòâî ñàäíåíèÿ èëè áîëü çà ãðóäèíîé. Ýòî ãîâîðèò î ðàñïðîñòðàíåíèè âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà íà òðàõåþ. Âñêîðå ïðîöåññ ìîæåò ïåðåéòè íà êðóïíûå, à çàòåì íà áîëåå ìåëêèå áðîíõè ñ ïîÿâëåíèåì ñèìïòîìîâ îáñòðóêöèè äûõàòåëüíûõ ïóòåé (ïðèñòóïîîáðàçíûé êàøåëü, îäûøêà)

Íà 2-3 äåíü íà÷èíàåò îòäåëÿòüñÿ íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî (äî 50 ìë â ñóòêè) ñëèçèñòîé èëè ñëèçèñòî — ãíîéíîé ìîêðîòû, èíîãäà ñ ïðèìåñüþ êðîâè. Ó áîëüøèíñòâà ïàöèåíòîâ îòìå÷àþòñÿ áîëè â íèæíèõ îòäåëàõ ãðóäíîé êëåòêè, ñâÿçàííûå ñ êàøëåì è ñóäîðîæíûì ñîêðàùåíèåì äèàôðàãìû, îáùàÿ ñëàáîñòü, íåäîìîãàíèå, ðàçáèòîñòü, áîëè â ñïèíå è êîíå÷íîñòÿõ, íåäîìîãàíèå, èíîãäà ïîòëèâîñòü.

Òåìïåðàòóðà ÷àñòî íîðìàëüíàÿ èëè â òå÷åíèè íåñêîëüêèõ äíåé ñóáôåðáèàëüíàÿ, â áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïîâûøàåòñÿ äî 37,5 — 38 ° Ñ.

Ïðè ïåðêóññèè íàä ëåãêèìè îïðåäåëÿåòñÿ ÿñíûé ëåãî÷íûé çâóê. Ïðè àóñêóëüòàöèè â ïåðâûå äíè çàáîëåâàíèÿ âûñëóøèâàþòñÿ æåñòêîå äûõàíèå, ñóõèå ñâèñòÿùèå è æóææàùèå õðèïû. Ïîñëå êàøëÿ êîëè÷åñòâî õðèïîâ ìîæåò óìåíüøèòüñÿ. Èíîãäà õðèïû ïðè ñïîêîéíîì äûõàíèè îòñóòñòâóþò èëè âûñëóøèâàþòñÿ òîëüêî ïðè ôîðñèðîâàííîì äûõàíèè. ×åðåç 2-3 äíÿ ìîãóò ïðèñîåäèíÿòüñÿ âëàæíûå ðàçíîêàëèáåðíûå õðèïû, êîòîðûå èñ÷åçàþò ïîñëå ýíåðãè÷íîãî êàøëÿ.

Èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû äðóãèõ îðãàíîâ ÷àñòî âûðàæåíû íåçíà÷èòåëüíî. Ìîæåò íàáëþäàòüñÿ òàõèêàðäèÿ, ãîëîâíàÿ áîëü, âÿëîñòü, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, íàðóøåíèå ñíà.

Òå÷åíèå îñòðîãî áðîíõèòà îáû÷íî ëåãêîå ñ ïîñòåïåííûì óðåæåíèåì, ñòèõàíèåì è ïîëíûì ïðåêðàùåíèåì êàøëÿ, îòäåëåíèÿ ìîêðîòû íà ôîíå íîðìàëèçàöèè ñàìî÷óâñòâèÿ è òåìïåðàòóðû òåëà. Äëèòåëüíîñòü êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé ÷àùå âñåãî 7-14 äíåé ñ ïîñëåäóþùèì âûçäîðîâëåíèåì.

Âîçìîæíî è çàòÿæíîå òå÷åíèå (äî 6 íåäåëü è áîëåå). Ïðè÷èíàìè ìîãóò áûòü áàêòåðèàëüíàÿ ñóïåðèíôåêöèÿ, èíôèöèðîâàíèå àãðåññèâíûìè âèðóñàìè. Òÿæåëîå çàòÿæíîå òå÷åíèå íàáëþäàåòñÿ ïðè äèñòàëüíîì áðîíõèòå (âîâëåêàþòñÿ ìåëêèå áðîíõè è âîçíèêàåò áðîíõèàëüíàÿ îáñòðóêöèÿ). Ýòà ôîðìà îñòðîãî áðîíõèòà íåðåäêî ïåðåõîäèò â õðîíè÷åñêèé áðîíõèò.

Îñòðûé òîêñè÷åñêèé áðîíõèò

Ýòî çàáîëåâàíèå âîçíèêàåò ó ðàáî÷èõ õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè è äðóãèõ ïðîèçâîäñòâ, ãäå âîçìîæíî âîçäåéñòâèå íà ñëèçèñòóþ äûõàòåëüíûõ ïóòåé ãàçî- è ïàðîîáðàçíûõ âåùåñòâ.

Ñèìïòîìàòèêà àíàëîãè÷íà îñòðîìó áðîíõèòó èíôåêöèîííîé ïðèðîäû. Íî åñòü îñîáåííîñòü: íàðÿäó ñ îñòðûì ïîðàæåíèåì äûõàòåëüíûõ ïóòåé âîçìîæíî ïîðàæåíèå ÿäîâèòûìè ïàðàìè ñëèçèñòîé ãëàç, êîæè.

Îñòðûé áðîíõèîëèò

Ýòî âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ, ðàñïðîñòðàíÿþùèéñÿ íà íàèáîëåå ìåëêèå ðàçâåòâëåíèÿ âåíòèëÿöèîííûõ ïóòåé, ãðàíè÷àùèõ ñ ðåñïèðàòîðíûìè îòäåëàìè ëåãêèõ.

Îñòðûé áðîíõèîëèò ÷àùå ðàçâèâàåòñÿ ó äåòåé è ñòàðèêîâ.

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ õàðàêòåðèçóþòñÿ âûðàæåííîé òÿæåñòüþ ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî. Ñóæåíèå ïðîñâåòà áðîíõèîë è ìåëêèõ áðîíõîâ âåäåò ê äûõàòåëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Îòìå÷àåòñÿ öèàíîç ëèöà, ñëèçèñòûõ îáîëî÷åê, àêðîöèàíîç íîñà, óøåé, ïàëüöåâ ðóê.

Îäûøêà äîñòèãàåò 40-50 äûõàíèé â ìèíóòó. Äûõàíèå ïîâåðõíîñòíîå, â àêòå äûõàíèÿ ó÷àñòâóåò âñïîìîãàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà. Íàáëþäàåòñÿ íåáîëüøîé êàøåëü ñ îòäåëåíèåì ñêóäíîé ìîêðîòû. Òåìïåðàòóðà ïîäíèìàåòñÿ äî 38-39 ° Ñ.

Âñëåäñòâèå âçäóòèÿ àëüâåîë ïîÿâëÿåòñÿ ïåðêóòîðíûé çâóê íàä ëåãêèìè ñ òèìïàíè÷åñêèì îòòåíêîì. Ïðè àóñêóëüòàöèè ïî÷òè íàä âñåé ãðóäíîé êëåòêîé îòìå÷àåòñÿ îñëàáëåííîå äûõàíèå ñ íàëè÷èåì íåçâó÷íûõ ìåëêîïóçûð÷àòûõ õðèïîâ.

Òå÷åíèå òÿæåëîå, ñ äëèòåëüíîñòüþ 1,5 — 2 ìåñÿöà, èíîãäà ïðèâîäÿùåå ê ëåòàëüíîìó èñõîäó. Îñîáåííî òÿæåëî çàáîëåâàíèå ïðîòåêàåò ó ñòàðèêîâ è áîëüíûõ ñ ïîðàæåíèåì ñåðäöà, ó êîòîðûõ ê áðîíõèîëèòó áûñòðî ïðèñîåäèíÿþòñÿ ñèìïòîìû ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

1.4 Ëå÷åíèå

Ëå÷åíèå ÷àùå âñåãî ïðîâîäèòñÿ àìáóëàòîðíî. Èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿþò ïàöèåíòû ñ áðîíõèîëèòîì, à òàêæå ñ òÿæåëîé èíòîêñèêàöèåé è ñåðüåçíîé ñîïóòñòâóþùåé (ëåãî÷íîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé) ïàòîëîãèåé.

Ëå÷åíèå â îñíîâíîì ñèìïòîìàòè÷åñêîå:

— ðåæèì ïîñòåëüíûé äî íîðìàëèçàöèè òåìïåðàòóðû;

— îáèëüíîå, òåïëîå ïèòüå;

— ïèòàíèå ñáàëàíñèðîâàííîå ñ äîñòàòî÷íûì ñîäåðæàíèåì áåëêîâ: íåæèðíûå ìÿñíûå è ðûáíûå áóëüîíû, âàðåíàÿ ðûáà è ìÿñî, ïàðîâûå îìëåòû è ñóôëå, íåæèðíûé òâîðîã, êèñëî — ìîëî÷íûå ïðîäóêòû;

— æàðîïîíèæàþùèå, áîëåóòîëÿþùèå ïðè òåìïåðàòóðå (àíàëüãèí, àöåòèëñàëèöèëîâàÿ êèñëîòà, ïàðàöåòîìîë);

— âèòàìèíû (îñîáåííî âèòàìèí À è Ñ)

— ñ öåëüþ îáëåã÷åíèÿ ìó÷èòåëüíîãî ñóõîãî êàøëÿ íàçíà÷àþò ëèáåêñèí, êàäòåðïèí;

Îòõàðêèâàþùèå ïðåïàðàòû: áðîìãåêñèí, ìóêàëòèí, áèñîëüâîí, àìáðîêñîë;

— ïðè áðîíõîîáñòðóêòèâíîì ñèíäðîìå íàçíà÷àþò áðîíõîëèòèêè: àíòðîâåíò, ñàëüáóòàìîë;

— ïðè âèðóñíîé èíôåêöèè — ðåìàíòàäèí èëè èíòåðôåðîí;

Ïðè îäíîâðåìåííîì ïîðàæåíèè íîñîãëîòêå ïðèìåíÿþò àýðîçîëüíûå ïðåïàðàòû: êàìåòîí, èíãàëèïò;

— ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà îáëåã÷àþò ãîð÷è÷íèêè èëè ïåðöîâûé ïëàñòûðü íà îáëàñòü ãðóäèíû;

— ïðè îòñóòñòâèè ýôôåêòà îò ñèìïòîìàòè÷åñêîé òåðàïèè, ïîÿâëåíèè ãíîéíîé ìîêðîòû íàçíà÷àþò àíòè áàêòåðèàëüíûå ïðåïàðàòû.

1.5 Ëàáîðàòîðíûå è èíñòðóìåíòàëüíûå ìåòîäû îáñëåäîâàíèÿ

— îáùèé àíàëèç êðîâè

— áèîõèìè÷åñêèé àíàëèç êðîâè

— îáùèé àíàëèç ìî÷è

-îáùèé àíàëèç ìîêðîòû

-ðåíòãåíîãðàôèÿ ãðóäíîé êëåòêè.

1.6 Îñëîæíåíèÿ

1) ïåðåõîä â õðîíè÷åñêóþ ôîðìû

2) áðîíîïíåâìîíèÿ

3)îñòðîå ëåãî÷íîå ñåðäöå

2. ÑÅÑÒÐÈÍÑÊÈÉ ÏÐÎÖÅÑÑ

Íàðóøåíû ïîòðåáíîñòè — äûøàòü, ïîääåðæèâàòü òåìïåðàòóðó òåëà, åñòü, ñïàòü, îòäûõàòü, ðàáîòàòü, îáùàòüñÿ, áûòü çäîðîâûì.

Íàñòîÿùèå ïðîáëåìû ïàöèåíòà — êàøåëü, áîëü â íèæíåì îòäåëå ãðóäíîé êëåòêè, îäûøêà, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà, ñëàáîñòü, âÿëîñòü, ïîòëèâîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, íàðóøåíèå ñíà.

Ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû — ïåðåõîä áîëåçíè â õðîíè÷åñêóþ ôîðìó.

Ïðèîðèòåòíàÿ ïðîáëåìà — êàøåëü.

Êðàòêîñðî÷íàÿ öåëü — ê êîíöó íåäåëè ïàöèåíò îòìåòèò óìåíüøåíèå êàøëÿ.

Äîëãîñðî÷íàÿ öåëü — êàøåëü ïðîéäåò ê êîíöó âòîðîé íåäåëè.

Ïîìîùü ïðè ñóõîì êàøëå

Ïëàí ñåñòðèíñêîãî âìåøàòåëüñòâà

ìîòèâàöèÿ

1.ïðèìåíÿòü îáèëüíîå, òåïëîå, ùåëî÷íîå ïèòüå, íå ðàçäðàæàþùåå ñëèçèñòûå.

Äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëè ïðè êàøëå. Ñíÿòèå èíòîêñèêàöèè.

2.âûïîëíÿòü ïðîñòåéøèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû (ãîð÷è÷íèêè, íîæíûå ãîð÷è÷íûå âàííû, ñîãðåâàþùèé êîìïðåññ), åñëè ó áîëüíîãî íåò òåìïåðàòóðû

Äëÿ óìåíüøåíèÿ áîëè â îáëàñòè ãðóäíîé êëåòêè, óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèå áîëüíîãî.

3. îáó÷èòü ïàöèåíòà òåõíèêå âûïîëíåíèÿ èíãàëÿöèé

Äëÿ îáëåã÷åíèÿ êàøëÿ

4. ïðîòèâîêàøëåâûå ïðåïàðàòû ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à

Äëÿ óìåíüøåíèÿ èíòåíñèâíîñòè êàøëÿ

5. Ñîáëþäàòü ðåæèì ïðîâåòðèâàíèÿ ïîìåùåíèÿ íå ìåíåå 4 ðàç â ñóòêè

Äëÿ óëó÷øåíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ áîëüíîãî

6. ïðîâîäèòü äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå çà ñîñòîÿíèåì ïàöèåíòà(÷àñòîòà äûõàíèÿ, ïóëüñ, õàðàêòåð êàøëÿ, öâåò êîæíûõ ïîêðîâîâ, òåìïåðàòóðà òåëà)

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè îñëîæíåíèé

Ïîìîùü ïðè âëàæíîì êàøëå

Ïëàí ñåñòðèíñêîãî âìåøàòåëüñòâà

ìîòèâàöèÿ

1. Ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à ïðèìåíÿòü îòõàðêèâàþùèå ñðåäñòâà.

Äëÿ óëó÷øåíèÿ îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû

2. Ïðèìåíÿòü òåïëîå îáèëüíîå ùåëî÷íîå ïèòüå (ìèíåðàëüíàÿ âîäà «Áîðæîìè» ïîïîëàì ñ ìîëîêîì)

Äëÿ ðàçæèæåíèÿ ìîêðîòû è åå ëó÷øåãî îòõîæäåíèÿ

3. Âûïîëíÿòü ïðîñòåéøèå ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû, åñëè íåò òåìïåðàòóðû.

Äëÿ îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû

4. Ïðîâîäèòü ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè.

Äëÿ óëó÷øåíèÿ êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ â îáëàñòè ãðóäíîé êëåòêè

5. Íàó÷èòü ïàöèåíòà êîìïëåêñó óïðàæíåíèé äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè.

Äëÿ óëó÷øåíèÿ âåíòèëÿöèè ëåãêèõ è ñòèìóëÿöèè êàøëÿ

6. Ïðîâîäèòü âèçóàëüíûé îñìîòð ìîêðîòû.

Ïðè íàëè÷èè êðîâè ñðî÷íî ñîîáùèòü âðà÷ó

7. Îáó÷èòü ïàöèåíòà äèñöèïëèíå êàøëÿ.

Ñîáèðàòü îòäåëÿåìîå áðîíõîâ â èíäèâèäóàëüíóþ ïëåâàòåëüíèöó ñ ïîñëåäóþùåé äåçèíôåêöèåé.

8. Îáó÷èòü ïàöèåíòà òåõíèêå ïîçèöèîííîãî äðåíàæà ðåêîìåíäóåòñÿ ïî 20 ìèí. óòðîì è âå÷åðîì.

Îáåñïå÷èòü îòäåëåíèå ìîêðîòû ñàìîòåêîì.

9. Ïðîâîäèòü äèíàìè÷åñêîå íàáëþäåíèå (÷àñòîòà äûõàíèÿ, ïóëüñ, õàðàêòåð îòäåëÿåìîãî âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, öâåò êîæíûõ ïîêðîâîâ, òåìïåðàòóðà òåëà).

Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé

10. Ñîáëþäàòü ðåæèì ïðîâåòðèâàíèÿ ïîìåùåíèÿ, ÓÔÎ ïîìåùåíèÿ.

Äëÿ óëó÷øåíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ ïàöèåíòà.

11. Îêñèãåíîòåðàïèÿ

Ïðè íåîáõîäèìîñòè

Îöåíêà äîñòèæåíèÿ öåëåé — öåëü äîñòèãíóòà. Ïàöèåíò îòìå÷àåò óëó÷øåíèÿ ñîñòîÿíèÿ. Êàøåëü îòñóòñòâóåò.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Áîëåçíè ëåãêèõ, îñîáåííî õðîíè÷åñêèé áðîíõèò, áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, â òîì ÷èñëå è îñòðûé áðîíõèò, ÿâëÿþòñÿ ïðîáëåìîé ìèðîâîãî ìàñøòàáà. Îò ýòèõ ñåðüåçíûõ çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ìîãóò áûòü äîñòàòî÷íî òÿæåëûìè, ñòðàäàþò ëþäè âñåõ âîçðàñòîâ âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà. Áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ïðîôèëàêòèêè âîñïàëèòåëüíûõ çàáîëåâàíèé ëåãêèõ âîîáùå, â òîì ÷èñëå è îñòðîãî áðîíõèòà, èìåþò öåëåíàïðàâëåííîå îçäîðîâëåíèå âíåøíåé ñðåäû.

Âàæíîå çíà÷åíèå ïðèíàäëåæèò çàùèòå îò ïðîôåññèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé.  ñâÿçè ñ áóðíûì ðàçâèòèåì ïðîìûøëåííîñòè íåèçáåæíî óâåëè÷èâàåòñÿ âëèÿíèå ðàçëè÷íûõ ïðîôåññèîíàëüíûõ ôàêòîðîâ. Îíè íåïîñðåäñòâåííî âûçûâàþò òå èëè èíûå çàáîëåâàíèÿ ëåãêèõ, îñîáåííî ïðè äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè íà îðãàíèçì è íåñîáëþäåíèè ìåð çàùèòû, ïðàâèëà ïðîèçâîäñòâåííîé ñàíèòàðèè è áîðüáà ñ ïðîôåññèîíàëüíûìè âðåäíîñòÿìè ðåãëàìåíòèðóåòñÿ ñîîòâåòñòâóþùèìè èíñòðóêöèÿìè. Îäíàêî áåç ïîâñåäíåâíîé è êðîïîòëèâîé ðàáîòû âðà÷åé ïðåäïðèÿòèé è ïîëèêëèíèê ïðîôèëàêòèêà çàáîëåâàíèé ëåãêèõ íå ìîæåò áûòü ýôôåêòèâíîé.

ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÀß ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1) Ý.Â. Ñìîëåâà, Å.Ë. Àïîäèàêîñ. Òåðàïèÿ ñ êóðñîì ïåðâè÷íîé ìåäèêî-ñàíèòàðíîé ïîìîùè. — Èçäàíèå 7-îå, äîï. — Ðîñòîâ — íà — Äîíó: Ôåíèêñ, 2008. — 652 ñ.

2) Ò.Í. ßðöåâà, Ð.Í. Ïëåøêèí, Å.Ê. Ñîá÷óê. Ñåñòðèíñêîå äåëî â òåðàïèè ñ êóðñîì ïåðâè÷íîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè. 4 ÷àñòü 1 — Ìîñêâà: ÀÍÌÈ, 2005. — 395 ñ.

3) Ò.Ñ. Ùåðáàêîâà. Ñïðàâî÷íèê: ñåñòðèíñêîå äåëî.- èçä. 7-îå. Ðîñòîâ — íà — Äîíó: ôåíèêñ, 2008.- 601 ñ.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Источник