Серповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признак



1. Много ли генов в одной хромосоме?

В одной хромосоме сосредоточено большое число генов.

2. Сколько хромосом в ядре клетки человека?

Геном человека состоит из 23 пар хромосом (в сумме 46 хромосом).

Выполните практическую работу.

Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании

1. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при неполном доминировании.

Все гомозиготные растения имеют или красные (АА), или белые (аа) цветки, тогда как для гетерозиготных характерна розовая окраска венчиков. Если скрещивать экземпляры с красными и с белыми цветками, в первом поколении все гибриды имеют розовые цветки. Так проявляется промежуточный характер наследования. При дальнейшем скрещивании гибридов с розовыми венчиками цветков наблюдается совпадение расщепления по генотипу и фенотипу в виду того, что гетерозигота (Аа) отличается от гомозиготы (АА). В данном случае с ночной красавицей расщепление во втором поколении по цвету венчиков такое – 1 красная (АА) : 2 розовые (Аа) : 1 белая (аа).

2. Решите задачи на наследование признаков при неполном доминировании.

1. У человека серповидноклеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в лёгкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, в связи с этим люди, имеющие ген серповидно-клеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов лёгкая форма анемии. 1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары? 3) Какова вероятность рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии (в %)? 4) Какова вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии (в %)? 5) Какова вероятность рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии (в %)?

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Наследование признаков при неполном доминировании

Ответы:

1) Каждый супруг продуцирует по два типа гамет (А и а).

2) Среди детей этой пары может быть три фенотипа: тяжелая форма анемии, легкая, здоровый.

3) Вероятность рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии равна 25%.

4) Вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии равна 75% (больные анемией как в тяжелой форме (АА), так и в легкой (Аа)).

5) Вероятность рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии 25% (это здоровый ребенок (аа)).

2. От скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами получились гибриды с розовыми ягодами, а во втором поколении (F2) оказалось примерно 1000 растений с белыми ягодами, 2000 — с розовыми и 1000 — с красными. 1) Сколько типов гамет образует гибрид F1? 2) Сколько разных генотипов среди гибридов F2 с розовыми ягодами? 3) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 4) Сколько разных генотипов получится от скрещивания гибрида с F1 белоплодным сортом? 5) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом?

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами

От скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом получается два разных генотипа (АА, Аа).

Вопросы

1. Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании?

При неполном доминировании во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1:2:1.

2. Что такое фенотип?

Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.

3. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?

По фенотипу не всегда можно понять, какие гены содержит данная особь. Например, у растения гороха, имеющего жёлтые семена, генотип может быть и АА, и Аа. А вот рецессивный признак проявляется только у гомозиготных растений с генотипом аа. Иными словами, мы всегда знаем, каков генотип у особи с рецессивным признаком.

По фенотипу не всегда можно понять, т.к. фенотипические признаки, определяемые теми или иными генами, в различных условиях существования развиваются по-разному.

4. Исходно зная генотип, можно ли предсказать фенотип?

Фенотип зависит не только от генотипа но и от внешних факторов. Можно частично предсказать фенотип, если заранее знать, какие признаки являются доминантными, а какие рецессивными.

5. Зная фенотип, можно ли угадать генотип?

Зная фенотип, можно угадать генотип, т.к. мы можем знать возможные варианты генотипа. Например, горох будет иметь желтый цвет только в состоянии доминантной гомозиготы (АА) или гетерозиготы (Аа).

Источник

  1. Неполное
    доминирование

    ãåí
    À
    неполностью подавляет ген a
    и гетерозиготное и гомозиготное
    состояния не идентичны
    по фенотипу (промежуточный характер
    наследования):
    ÀÀ
    > Aa.

  2. Сверхдоминирование
    — в гетерозиготном состоянии ген А
    проявляет себя сильнее, чем в гомозиготном:
    Àà
    >
    .

  3. Кодоминирование
    наблюдается
    в
    случае,
    когда два аллельных гена равнозначны
    по отношению
    äðóã к
    другу, при их сочетании возникает новый
    вариант признака.
    Кодоминирование
    имеет место при наследовании у человека
    групп крови по системе АВ0 (IV
    группа) и MN. Система MN обусловлена
    наличием двух аллелей: LN
    и LM.
    Ген LM
    обусловливает наличие в эритроцитах
    человека антигена М (группа крови М), а
    ген LN
    — антигена N (группа крови N). Одновременное
    присутствие в генотипе обоих аллелей
    обусловливает наличие в эритроцитах
    обоих антигенов M и N (группа крови MN).

Межаллельное
взаимодействие генов —
это
взаимодействие между неаллельными
генами (генами
разных аллельных пар).

Выделяют
следующие разновидности:

1.Комплементарность
это
разновидность межаллельного взаимодействия
генов, при которой неаллельные гены
дополняют друг друга, в результате чего
появляется
новый вариант признака.

Различают
3 типа
комплементарного
взаимодействия
генов:

а)
два доминантных неаллельных гена, каждый
из которых без
другого
фенотипически не проявляется,
взаимодополняя друг друга получают
фенотипическое проявление, обуславливая
новый вариант признака (глухота и
нормальный слух у людей).
Для нормального слуха в генотипе человека
должны присутствовать доминантные гены
из разных аллельных пар — D
и E.
Ген D
отвечает за нормальное развитие улитки,
а ген E
— за нормальное развитие слухового
нерва. У рецессивных гомозигот (dd)
будет
недоразвита улитка, а при генотипе ее
недоразвит
слуховой нерв. Люди с генотипами
D-ee, ddE- и ddee
будут
глухими.

Р.

глухие
DDåå

х

глухие
ddЕЕ

Серповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакG.

De

dЕ

F1.

DdEe
— 100 %
нормальный
слух

Р(F1).

DdEe

х

DdEe

F2.

9D-E-
нормальный
слух

3D-åe
3ddE-
глухие глухие

1ddee
глухие

Расщепление
9:7

б)
два доминантных неаллельных гена, один
из которых имеет фенотипическое
проявление, а второй его
не имеет, в
сочетании друг с другом
обуславливают
новый
вариант признака (окраска шерсти у
мышей).

Читайте также:  Тяжелая форма анемии у мужчин

Р.

черный
ÀÀbb

х

белый
ààÂÂ

Серповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакG.

Àb

àÂ

F1.

ÀàÂb
— 100%
агути (в
основании волоса и на его конце
скапливается черный пигмент, а в
промежутке — кольцо желтого цвета)

Р(F1).

агути
ÀàÂb

х

Агути

ÀàÂb

F2.

9À-Â-
агути

3À-bb
3ààÂ-

черный;
белый

1ààbb

белый

Расщепление
9:3:4

в)
два доминантных неаллельных гена, каждый
из которых имеет свое
фенотипическое
проявление, взаимодополняя друг друга,
обуславливают новый вариант признака
(форма гребня у кур).

Серповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакР.

ÀÀbb
розовидный

х

ààÂÂ
гороховидный

Серповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакG.

Àb

аÂ

F1.

ÀàÂb
100%
ореховидный

Р(F1).

ÀàÂb

х

ÀàÂb

F2.

9À-Â-
ореховидный

3À-bb
3 ààÂ-

розовидный;
гороховидный

1ààbb
листовидный

Расщепление
9:3:3:1

2.
Эпистаз

это
разновидность межаллельного взаимодействия
генов, при котором один неаллельный ген
(доминантный или рецессивный) подавляет
действие другого неаллельного гена и
не дает ему проявиться фенотипически.
Подавляющий
ген называется супрессором (ингибитором).

Эпистаз
— действие генов, противоположное
комплементарности. Выделяют доминантный
(À
> B)
è рецессивный
эпистаз (àà
> B,
àà
> bb).
Примером доминантного эпистаза является
окраска оперения у кур:

Серповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакР.

CCII
белые

х

ccii
белые

Серповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакG.

CI

ci

Р(F1).

CcIi

х

CcIi

F2.

9C-I-
белые

3C-ii
3ccI-

окрашенные;
белые

1ccii

белые

Расщепление
13:3

Примером
рецессивного эпистаза является
«бомбейский
феномен».

У женщины, родители которой имели I и
III группы крови, фенотипически проявляется
I группа крови, хотя в генотипе был ген
IB.
Рецессивный ген f
в
гомозиготном состоянии (ff)
оказывает
эпистатическое действие на активность
гена IB
è íå позволяет
ему проявляться фенотипически.

3.
Полимерия —
это
разновидность межаллельного взаимодействия
генов, при которой несколько
неаллельных
генов
(их обозначают одной буквой с разными
цифровыми индексами)
действуют однонаправленно и степень
выраженности
признака зависит от числа доминантных
генов в генотипе особи (окраска зерна
у пшеницы).

Р.

R1R1R2R2красные

х

r1r1r2r2белые

Серповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакG.

R1R2

r1r2

F1.

R1r1R2r2
— 100 %
промежуточная окраска
(розовые)

Р(F1).

R1r1R2r2

х

R1r1R2r2

F2.

15/16
окрашенные

1/16
белые

Признаки,
детерминируемые полимерными генами,
называются полигенными. Таким образом,
наследуются многие количественные и
некоторые качественные признаки у
животных и человека: рост, масса тела,
величина артериального давления, цвет
кожи и др. Пигментация кожи у человека
определяется пятью или шестью полимерными
генами. У коренных жителей Африки
преобладают доминантные аллели, у
представителей европеидной расы —
рецессивные. Мулаты имеют промежуточную
пигментацию и являются гетерозиготами.
При вступлении в брак мулатов у них
возможно рождение как белых, так и
темнокожих детей. Минимальное количество
полимерных генов, при котором проявляется
признак, называется пороговым
эффектом.

Задача
1.

Редкий ген а
у человека вызывает анофтальмию
(отсутствие глазных яблок), его аллель
А
обусловливает нормальное развитие
глаз, у гетерозигот глазные яблоки
уменьшены. Определите расщепление по
фенотипу и генотипу у потомков, если их
родители имеют уменьшенные глазные
яблоки.

Решение.
Оформляем условие задачи в виде таблицы:

Признак

Ген

Генотип

Нормальные глазные
яблоки

А, А

АА

Уменьшенные
глазные яблоки

А, а

Аа

Анофтальмия

а

аа

Серповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакРасщепление
по генотипу и фенотипу
1:2:1. 25% —
нормальные глазные яблоки, 50% — уменьшенные
глазные яблоки, 25% — анофтальмия.

Задача
2.
Серповидноклеточная
анемия и талассемия наследуются как
два признака с неполным доминированием;
гены не сцеплены между собой и находятся
в аутосомах. У гетерозигот по
серповидноклеточной анемии, так же как
и у гетерозигот по талассемии, заболевание
не имеет выраженной клинической картины.
Но во всех случаях носители гена
талассемии или серповидноклеточной
анемии устойчивы к малярии. У двойных
гетерозигот (дигибриды по обеим парам
анализируемых признаков) развивается
микродрепаноцитарная анемия (В.П.
Эфроимсон, 1968).

Гомозиготы
по серповидноклеточной анемии и
талассемии в подавляющем большинстве
случаев умирают в детстве. Определите
вероятность рождения совершенно здоровых
детей в семье, где один из родителей
гетерозиготен по серповидноклеточной
анемии, но нормален по талассемии, а
второй — гетерозиготен по талассемии,
но нормален в отношении серповидноклеточной
анемии.

Решение.
Оформляем
условие задачи в виде таблицы:

Признак

Ген

Генотип

Серповидноклеточная
анемия, тяжелая форма. Устойчивы к
малярии, но, как правило, рано умирают

S,S

S
S

Серповидноклеточная
анемия, легкая форма. Устойчивы к
малярии

S,
s

Ss

Нормальный
гемоглобин. Неустойчивы к малярии

s

ss

Талассемия, тяжелая
форма. Устойчивы к малярии, смертность
достигает 90-95%

T,T

T
T

Талассемия, легкая
форма. Устойчивы к малярии

T,
t

Tt

Норма. Неустойчивы
к малярии

t

tt

Микродрепаноцитарная
анемия

S,
T

SsTt

ОСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакпределяем
генотипы родителей, вступающих в брак:
Sstt
и
ssTt.

Следовательно,
вероятность рождения совершенно здоровых
детей (sstt)
в этой семье равна 25%.

Задача
3.

У некоторых людей эритроцитарные
антигены (А
и В)
могут быть в слюне. Наличие антигенов
А
и В
в слюне определяется геном S
– секреторы, ген s
— несекреторы. При исследовании крови
и слюны 4-х членов семьи установлено,
что мать имеет антиген В
в эритроцитах, но не содержит его в
слюне; отец содержит антиген А
и в эритроцитах, и в слюне; в эритроцитах
первого ребенка имеются антигены А
и В,
но их нет в слюне; у второго ребенка
антигены А
и В
отсутствуют и в эритроцитах, и в слюне.
Определите по возможности генотипы
всех указанных лиц.

Решение.
Оформляем условие задачи в виде таблицы:

Признак

Ген

Генотип

I (0) группа крови

I

II

II (A)
группа
крови

IA

IAIА,
I
АI

III
(B)
группа крови

IB

IBIВ,
I
ВI

IV
(AB)
группа крови

IA
и I
B

IAIB

Секреторы

S,
I
A,
I
B

S- IA
I
,
S- I
B
I

Несекреторы

s

S и
I

ss

S-II

P.
I
BIss
x I
AIS-

F1.
I
AIBss
I
I
S S-

Так
как
второй
ребенок
имеет
I группу
крови
(генотип
II),
то в генотипе каждого из родителей
должен быть ген I,
значит по группе крови они гетерозиготы
(имеют генотипы IBIи
IAI).
Так как первый ребенок не имеет в слюне
антигенов
А
и
В,
то в его генотипе есть два рецессивных
гена ss,
которые он получил от каждого из своих
родителей. Таким образом, генотип матери
IBIss,
а генотип отца IAISs.
Определить генотип второго ребенка по
гену секретор-несектетор невозможно.

Задача
4.

Так называемый «бомбейский феномен»
состоит в том, что в семье, где отец имел
I группу крови, а мать III, родилась девочка
с I группой крови, несмотря на то, что у
нее в генотипе обнаружен ген IB.
Она вышла замуж за мужчину, гетерозиготного
по II группе крови, и у них родились две
девочки: первая с IV,
а вторая с I группой крови. Такое явление
было объяснено наличием редкого
рецессивного эпистатического гена f,
подавляющего проявление генов IA
и IB.
Принимая эту гипотезу, установите
вероятные генотипы всех членов этой
семьи.

Читайте также:  От чего возникает анемия у женщин

Решение.
Оформляем условие задачи в виде таблицы:

Признак

Ген

Генотип

I (0) группа крови

I
, F

IIF-,
I
Iff

I (0) группа крови

IB
, f

IBIBff,
I
BIff

I (0) группа крови

IA
, f

IAIAff,
I
AIff

I (0) группа крови

IA,
I
B,
f

IAIBff

II
(A)
группа крови

IA
,
F

IAIAF-,
I
AIF-

III
(B)
группа крови

IB
, F

IBIBF-,
I
BIF-

IV
(AB)
группа крови

IA,
I
B,
F

IAIBF

Записываем
генетическую схему брака родителей
девочки:

P.
I
BI
F- x I
IF-

F1.IBIff
девочка

Так
как в генотипе девочки обнаружен ген
IB,
а она имеет I
группу крови, то у нее есть два рецессивных
гена f
(
ff).
Значит в генотипах ее родителей будут
эти гены: генотип отца IIFf,
генотип матери IBIFf.
Генотип девочки IBI0ff,
так как ген I0
она получила от своего отца.

Далее
записываем генетическую схему брака
этой девушки:

P2.
I
BIff
x I
AIF-

F2.
IAIBF-,
IIFf.

Так
как в данном браке в генотипе матери
есть два гена ff,
то
и в генотипе детей должны быть эти гены,
то есть их генотипы:
I
AIBFf
и IIFf.
Установить
генотип отца, гетерозиготный он или
гомозиготный по гену F,
невозможно.

Задача
5.

В Х-хромосоме человека имеются два
(условно обозначенные буквами Н
и А)
доминантных гена, продукты которых
участвуют в свертывании крови. Такую
же роль играет аутосомный доминантный
ген Р.
Отсутствие любого из этих генов приводит
к гемофилии.

  1. Определите
    вероятность рождения гемофиликов в
    семье, где муж гемизиготен по генам Хa
    и Хh
    гетерозиготен по гену Р,
    а жена гомозиготна по генам ХА,
    Х
    Ни
    гетерозиготна по гену Р.

  2. Какова
    вероятность проявления гемофилии,
    сцепленной с полом, у человека, который
    получил от отца ген Хh
    и ген
    Х
    А,
    а от матери — ген Ха
    и ген ХН.

Решение.
Оформляем
условие задачи в виде таблицы:

Признак

Ген

Генотип

Гемофилия, сцепленная
с полом

Xh

XhY,
X
hXh

Гемофилия, сцепленная
с полом

Xa

XaY,
X
aXa

Аутосомная гемофилия

p

pp

Нормальное
свертывание крови

XH,
X
A,
P

XAHXahP-,
X
AHXAHP-,
X
AHXAhP-,

XAHXahP-,
X
AHYP-

PСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признак.XAHXAHPp
x
X
ahYPp

GСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признакСерповидная клеточная анемия наследуется как аутосомный доминантный признак.XAHP
X
AHp
X
ahP
X
ahp
YP Yp

F1.XAHXahPPXAHXahPpXAHYPPXAHYPp

здоровые
здоровые здоровые здоровые

XAHXahPpXAHXahppXAHYPpXAHYpp

здоровые
аутосомная здоровые аутосомная

гемофилия
гемофилия

Ответ.
1. Гемофилии, сцепленной с полом, у детей
не будет. Аутосомная гемофилия
(парагемофилия) возможна у детей обоего
пола с вероятностью 25%.
2. Нулевая (женщина с генотипом XАhXaH).

Соседние файлы в папке Сборник

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

2703.
Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена i0, IA, IB.
Аллели IA, IB доминантны по отношению к i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0,
вторую группу (A) определяет доминантный аллель IA, третью группу (B) определяет доминантный аллель IB, а четвертую группу
(AB) определяют два доминантных гена IAIB.
Мария со II группой крови замужем за Владимиром, у которого такая же группа крови. У них две дочери: Наталья со II группой крови и Ирина с I группой крови. Старшая дочь Наталья собирается замуж за Сергея, имеющего III группу крови, у матери Сергея I группа крови. Какие группы крови могут быть у детей Натальи и Сергея? Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков во всех браках, обоснуйте своё решение.

1) У Марии и Владимира группа крови IAi0, так как их младшая дочь Ирина имеет I группу крови i0i0; Ирина оба гена получила от своих родителей
2) У старшей дочери Натальи группа крови может быть IAIA или IAi0; у Сергея группа крови IBi0, так как ген i0 он получил от своей матери, генотип которой i0i0 (первая группа крови)
3) Если у Натальи группа крови IAIA, то их с Сергеем дети могут иметь II (IAi0) или IV (IAIB) группы крови; если у Натальи группа крови IAi0, то их дети могут иметь кровь любой группы

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2703.

2731. Определите тип наследования признака, генотип пробанда и возможные генотипы всех мужчин — представителей родословной.

Задание ЕГЭ по биологии

Голандрическое наследование

1) Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (в случае, если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), поэтому можно предположить, что изучаемый ген локализуется в У-хромосоме; у женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся; поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака

2) Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYA

3) У пробанда ( человек, с которого начинается составление родословной, на него на родословной указывает стрелочка) аномалия присутствует, следовательно, его генотип XYa

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2731.

2759. У мышей длинный хвост (A) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. Распишите все возможные варианты скрещивания мышей. При каком скрещивании будет наблюдаться гибель части потомства?

1) Происходит гибель части поколения (25%) при скрещивании короткохвостых мышей (1 скрещивание), в остальных (2 и 3) случаях гибели не происходит

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2759.

2787. Две длинношёрстные самки каракульских овец скрещены с короткошёрстным самцом. Первая самка в нескольких помётах дала 9 длинношёрстных и 7 короткошерстных потомков, вторая — 14 длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомков. Составьте схему решения задачи.

1) У первой самки расщепление произошло примерно 1:1, следовательно, она гетерозиготна

Читайте также:  Тромбоциты при железодефицитной анемии у детей

Задание ЕГЭ по биологии

2) От второй самки расщепления в потомстве не произошло (все длинношёрстные), следовательно, длинная шерсть доминирует над короткой и самка гомозиготна; самец гетерозиготен по рецессивному признаку

Задание ЕГЭ по биологии

3) Первая самка Aa — длинная шерсть; вторая самка Aa — длинная шерсть; самец aa — короткая шерсть

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2787.

2815. У человека брахидактилия (короткопалость) наследуется как аутосомный доминантный признак,а кожное заболевание ихтиоз — как признак, сцепленный с X-хромосомой (X). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы
и фенотипы потомства от брака гетерозиготной короткопалой женщины, не несущей гена ихтиоза, и мужчины с заболеванием ихтиозом и нормальными пальцами. Какова вероятность рождения в этом браке мальчика с ихтиозом? Ответ обоснуйте.

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Все мальчики здоровы, из них 50% с нормальными пальцами и 50% с короткими пальцами; все девочки — носительницы гена ихтиоза
3) Вероятность рождения в этом браке мальчика с ихтиозом равна 0%; для этого нужно, чтобы женщина была носителем гена ихтиоза и передала его своему сыну с X-хромосомой; в нашем случае мать здорова

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2815.

2843. У земляники красная окраска плодов неполно доминирует над белой, с образованием розово окрашенных плодов у гибридного растения. Наличие усов доминирует над безусостью. Растение с красными плодами и усами, гетерозиготное по второму признаку, скрестили с безусым растением, имеющим розовые плоды. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность появления в нём безусых растений с белыми плодами.

1) А — красные плоды; а — белые плоды; В — с усами; 6 — без усов

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F1:
AABb — красные плоды с усами
AaBb — розовые плоды с усами
Aabb — розовые плоды без усов
AAbb — красные плоды без усов

4) Вероятность появления безусых растений с белыми плодами равна 0%
5) Расщепление по фенотипу 1: 1:1:1 (красные с усами : красные без усов ; розовые с усами : розовые без усов)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2843.

2871. Дигетерозиготных самцов мух-дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) скрестили с самками с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1 если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности действует в данном случае?

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Так как гены сцеплены, а кроссинговер не осуществляется, то самец, даёт два типа гамет AB и ab, а самка — один тип гамет ab. У потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1 : 1
3) Проявляется закон сцепленного наследования признаков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2871.

2899. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер
наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11, и объясните формирование их генотипов.

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

1) Признак, выделенный чёрным цветом, является рецессивным, сцепленным с X-хромосомой: Xa

2) Наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина обладает признаком (8), его дочь — без признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без признака (13), т.е. от отца (10) они получают Y-хромосому, а от матери (11) один — Xa, а другой — XA

3) Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:
3 — женщина — носитель XAXa
4 — мужчина без признака XAY
8 — мужчина с признаком XaY
11 — женщина — носитель XAXa

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2899.

2927. При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата (А) с округлыми плодами (В) и карликового растения (а) с грушевидными плодами (6) в потомстве получили по фенотипу: 12 высоких растений с грушевидными плодами, 39 высоких растений с округлыми плодами, 40 карликовых с грушевидными плодами, 14 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

1) Схема скрещивания

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы F1:
AaBb — 39 высоких растений с округлыми плодами
Aabb — 12 высоких растений с грушевидными плодами
aaBb — 14 карликовых растений с округлыми плодами
aabb — 40 карликовых растений с грушевидными плодами

8) Гены AB и ab сцеплены, образуются многочисленные фенотипические группы. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера между аллельными генами, который приводит образованию кроссоверных гамет — Ab, aB

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2927.

2955. Мужчина-дальтоник, имеющий вторую группу крови и гетерозиготный по данному признаку, женится на женщине-носительнице гена дальтонизма, у которой первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, вероятность рождения детей-дальтоников с первой группой крови и генотипы родителей, у которых родятся дети с указанными признаками. Объясните результаты скрещивания.

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы F1:
IAi0XDXd — девочка-носитель со II группой (гетерозигота)
IAi0XdXd — девочка-дальтоник со II группой (гетерозигота)
i0i0XDXd — девочка-носитель с I группой
i0i0XdXd — девочка-дальтоник с I группой
IAi0XDY — здоровый мальчик со II группой (гетерозигота)
IAi0XdY — мальчик-дальтоник со II группой (гетерозигота)
i0i0XDY — здоровый мальчик с I группой
i0i0XdY — мальчик-дальтоник с I группой

3) Генотипы родителей: матери i0i0XDXd;
отца IAi0XdY

4) Вероятность рождения дальтоников с I группой — 25%
Вероятность рождения дальтоников со II группой — 25%

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉