Санаторная реабилитация при бронхиальной астме у детей

Реабилитационные мероприятия при бронхиальной астме направлены на поддержание ремиссии болезни, восстановле­ние функциональной активности и адаптационных возможнос­тей дыхательного аппарата и других органов и систем, обеспе­чивающих последующее нормальное развитие жизнеобеспече­ния организма. С этой целью используется комплекс лечебно­восстановительных мер, включающий:

  1. физические упражнения;
  2. массаж;
  3. дыхательные упражнения;
  4. укрепление иммунитета;
  5. медикаментозную терапию;
  6. климатотерапию.

Все эти реабилитационные мероприятия проводятся:

  1. в стационаре при обострении;
  2. в поликлинике при ремиссии болезни;
  3. в санаториях и на курортах;
  4. в домашних условиях.

Для восстановления здоровья усилия должны приложить врачи и сам больной, иначе не будет эффекта от лечения, поэтому большую роль играет то, как больной выполняет указания врача и занимается самостоятельно.

Упражнения для реабилитации бронхиальной астмы.

В реабилитации больного бронхиальной астмой физичес­ким факторам воздействия принадлежит ведущая роль. Физи­ческая культура является мощным фактором оздоровительно­го воздействия на организм больного бронхиальной астмой. Занятия лечебной физкультурой способствуют адаптации орга­низма больного, его сердечно-сосудистой системы и органов дыхания к физическим нагрузкам, повышают его иммуноло­гическую реактивность в отношении вирусной и бактериаль­ной инфекции. Активные занятия лечебной физкультурой ве­дут к оптимизации состояния соотношения процессов возбуж­дения и торможения в центральной нервной системе, способ­ствуя устранению функциональных нарушений с ее стороны. Все это вместе с постановкой правильного дыхания улучшает подвижность грудной клетки и укрепляет дыхательную муску­латуру, способствует устранению нарушений в сфере нейроэн­докринной регуляции, снижению повышенной лабильности бронхов, восстановлению нормального механизма дыхания, нормализации деятельности других внутренних органов.

Важное значение имеют дыхательные упражнения, направ­ленные на устранение патологических изменений со стороны бронхолегочного аппарата. Регулярные занятия дыхательны­ми упражнениями способствуют развитию дыхательных мышц, улучшают подвижность грудной клетки, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов.

Спазмолитическое действие дыхательных упражнений прежде всего связано с действием носолегочного рефлекса. Дыхательные упражнения, осуществляемые вдыханием воздуха через нос, вызывают раздражение рецепторов верхних дыхательных путей, что рефлекторно влечет за собой расширение бронхов и бронхиол, а последнее — уменьшение или прекра­щение удушья. Спазмолитическое же действие гимнастичес­ких упражнений обусловливается поступлением в кровь боль­шого количества адреналина в связи с усилением деятельнос­ти надпочечников во время работы. Спазмолитический эффект может зависеть также от преобладания симпатической иннер­вации, возникающей при физической деятельности.

Умение управлять своим дыханием, возникающее в резуль­тате систематической тренировки дыхания, обеспечивает боль­ному более полноценный дыхательный акт во время удушья, значительно облегчая его состояние, и требует применения меньшего количества спазмолитиических медикаментозных средств.

Основные задачи лечебной физической культуры (ЛФК):

  1. нормализация тонуса ЦНС (ликвидация застойного пато­логического очага) и снижение общей напряженности;
  2. уменьшение спазма бронхов и бронхиол;
  3. развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха;
  4. укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания;
  5. увеличение подвижности диафрагмы и грудной клетки;
  6. обучение произвольному мышечному расслаблению;
  7. обучение больного управлять своим дыханием с тем, что­бы владеть им во время астматического приступа;
  8. увеличение функциональных резервов с помощью трени­ровки;
  9. достижение регрессии обратимых и стабилизация необра­тимых изменений в легких.

Средства физической реабилитации.

Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом, так как они обеспечивают более полное уда­ление воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол че­рез суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и брюш­ной пресс, участвующие в осуществлении полного выдоха.

Упражнения с произношением гласных и согласных зву­ков, рассчитанные на развитие волевого сознательного уп­равления выдохом самим больным с тем, чтобы сделать его равномерным, вместо прерывистого, спастического. Вибрация же верхних дыхательных путей способствует по­нижению спазма бронхов при выдохе.

На занятиях лечебной гимнастикой больного обучают урежению дыхания, что уменьшает избыточную вентиляцию легких.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражне­ния, связанные с натуживанием и задержкой дыхания.

Подбор упражнений и длительность лечебной гимнастики при бронхи­альной астме носят сугубо индивидуальный характер, зависят от физической подготовленности занимающихся и тяжести за­болевания. Оценка эффективности предлагаемой методики осу­ществляется на основании самочувствия, показателей функции внешнего дыхания и кровообращения: ЧД, ЖЕЛ, ЧСС, физио­логической кривой.

Кроме лечебной гимнастики при заболева­ниях бронхиальной астмой могут использоваться и другие фор­мы лечебной физической культуры. Наиболее доступная из них — дозированная ходьба по ровной местности, легкий бег. Необходимо обратить внимание на ровное правильное дыха­ние, акцентировать выдох. Ходьбу необходимо проводить в летнее и зимнее время, приучая организм к низким температу­рам. В зависимости от тяжести заболевания можно применять бег в медленном темпе. Ходьбу и бег лучше проводить в опре­деленном месте (парк, лес) и т.д.

Можно применять плавание, предварительно подготовив организм к холодной воде, поэто­му необходимо начинать в теплое время года. Очень плодо­творно действуют на больного бронхиальной астмой лыжные прогулки. Проводить их следует в спокойном темпе, не забы­вая о правильном дыхании, продолжительность их должна уве­личиваться постепенно.

В случае имеющихся изменений со стороны сердечно-сосу­дистой системы добавляется задача по тренировке и укрепле­нию аппарата кровообращения.

После окончания приступа для облегчения удаления труд­но отделяющейся мокроты, устранения возникающих участ­ков ателектазов и для профилактики бронхопневмонии пока­заны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом.

Лечебную гимнастику на­значают в период между приступами при улучшении общего состояния больного. Занятия следует начинать и заканчивать легким массажем лица, предплечий и грудной клетки, в этих же целях применяются упражнения на расслабление мышц верхнего плечевого пояса и грудной клетки.

Курс лечебной гим­настики можно условно разделить на два периода:

  1. подгото­вительный
  2. тренировочный.

Подготовительный период слу­жит больному для ознакомления со специальными упражне­ниями, для восстановления механизма правильного дыха­ния, а методисту для ознакомления с функциональными воз­можностями больного. Продолжительность его 2-3 дня, темп упражнений медленный.

В занятия гимнастикой необходимо включать самые простые, легко выполняемые упражнения — в виде сгибаний, разгибаний, от­ведений и приведений конечностей, а также упражнения на разгибания туловища, наклоны вперед, в стороны.

В тренировочном периоде применя­ется широкий арсенал общеразвивающих, специальных и дыхательных упражнений, преследующих цель полностью снять неблагоприятные последствия астматического присту­па, осуществить тренировку аппарата внешнего дыхания, улучшить газообмен, интенсифицировать обменные процес­сы, повысить работоспособность организма в целом. Темп медленный и средний, продолжительность — от 2 до 3 не­дель.

В трениро­вочном периоде активно используются гимнастические пред­меты (палка, мяч), упражнения на гимнастической стенке. Специальные физические упражнения направлены на трени­ровку и развитие функций и органов, нарушенных в связи с заболеваниями.

Так как при бронхиальной астме нарушена подвижность грудной клетки, то наибольшее внимание при бронхиальной астме уделяется специальным дыхательным упражнениям — как статическим, из которых важно выде­лить диафрагмальное дыхание, так и динамическим.

Противопоказания к занятиям лечебной гимнастикой:

  1. лихорадочные состоя­ния,
  2. резко выраженное обострение воспаления,
  3. частые присту­пы удушья,
  4. выраженная легочно-сердечная недостаточность III степени.

Массаж и физиотерапия при бронхиальной астме.

Массаж.

Массаж при бронхиальной астме назначают курсами по 5-15 сеансов и повторяют от 3 до 6 раз в год. Продолжительность сеанса 15-20 минут. Курс массажа проводят только в период вне приступов и при хорошем самочувствии.

Проводится массаж со стороны спины и грудной клетки. Основные принципы:

  1. Движения должны быть от ребер до затылка.
  2. Необходимо разминать все мышцы спины и плечевого пояса.
  3. На грудной клетке аккуратно работать с областью сердца.

Необходимо проводить приемы: поглаживания; разминания; вибрации; растирание. В заключении проводить поглаживание. Можно делать похлопывание. На область спины и грудной клетки выделять по 7-10 минут.

Воздействие массажа при бронхиальной астме:

  1. Расслабление межреберных мышц – облегчение дыхания.
  2. Снижение возбудимости нервной системы – снятие стресса и нервного перенапряжения.
  3. Улучшение дренажа в бронхах – способствует оттоку мокроты, профилактика застойных явлений в легких.

Массаж необходимо сочетать с другими мероприятиями, проводить как закрепляющий этап при реабилитации.

Физиотерапия.

В реабилитации больных астмой широко применяется методика физиотерапии при бронхиальной астме.

Для уменьшения воспаления применяют ультрафиолетовое облучение (УФО) с разной длиной волны, электрофорез.

Воздействие на область надпочечников волновыми методами, ультразвуком, магнитным полем позволяет активизировать выработку собственных кортикостероидов.

Облучение лазером рефлекторных зон и биологически активных точек снижает интенсивность воспаления.

Для устранения бронхоспазмов и улучшения вентиляции легких применяют ультразвуковую терапию,электрофорез, воздействие постоянным током.

В периоды приступов нарушается снабжение сердца кислородом, поэтому сердечно-сосудистая система нуждается в поддержке. Углекислая ванна обладает не только кардиотоническим, но и противовоспалительным эффектом. Диоксид углерода стимулирует коронарный кровоток, в результате чего снижается вероятность ишемических заболеваний сердца.

В специализированных санаториях для лечения бронхиаль­ной астмы используется бальнеотерапия (грязевые аппликации, нарзанные ванны).

Диета в реабилитации при бронхиальной астме.

Так как астма в основном имеет аллергическую форму, то при ней рекомендована – гипоаллергеннай диета.

Гипоаллергенная диета, снижающая риск возникновения приступов, должна подбираться индивидуально, с учетом реакции именно вашего организма на конкретные продукты.

Питание должно быть низкокалорийным, небольшими порциями, но частым: 5-6 раз в день. При пищевой аллергии нужно исключить те продукты, на которые возникает реакция.

Рекомендуемые продукты:

  • Овощи: кабачки, патиссоны, бобовые, все виды капусты, картофель, огурцы, лук, свекла, морковь, тыква.
  • Зелень: сельдерей (зелень и коренья), петрушка, укроп, базилик, майоран. В небольшом количестве – щавель, шпинат, зеленый лук.
  • Фрукты: груши, сливы, яблоки, абрикосы, лимоны, апельсины, если на них нет аллергии. Отдавайте предпочтение тем фруктам, что растут у вас в регионе.
  • Ягоды: облепиха, шиповник, черника, клюква, брусника, черноплодная рябина. При отсутствии противопоказаний – малина, смородина.
  • Если ягоды и фрукты оказались для вас под запретом – используйте тепловую обработку и сухофрукты. Часто люди, не переносящие абрикосы в свежем виде, могут пить компот из кураги. А печеные зеленые яблоки, посыпанные корицей, могут порадовать аллергика без неприятных последствий. Естественно, все индивидуально!
  • Мясо: предпочтение отдается птице и нежирному мясу (кролик, говядина).
  • Морепродукты и нежирные сорта рыбы.
  • Молочные продукты: молоко, кефир, ряженка и творог, йогурт (без ароматизаторов), сметана, масло, сычужные и ферментированные сыры. Можно все!
  • Крупы и макаронные изделия: любые, какие вам захочется. Гречневая, ячневая, пшенная, рисовая, манная, пшеничная каши к вашему столу.
  • Масла: растительные (оливковое, льняное, подсолнечное, кукурузное), сливочные.

Не рекомендуются к употреблению: кофе, какао и шоколад, алкоголь, яйца, жирные сорта мяса и рыбы, орехи и семечки, клубника и консервированные продукты.

При «аспириновой» астме стоит исключить продукты, содержащие ацетилсалициловую кислоту: перец, томаты, малина, клубника, земляника, крыжовник, вишня, яблоки, персики. Ограничьте употребление соли и сахара, продуктов, содержащих искусственные ароматизаторы, красители и консерванты.

Реабилитация в санаториях и поликлинике.

Одним из факторов терапевтического воз­действия при лечении больных бронхиальной астмой на курор­тах является – климатотерапия.

Санаторное лечение проводится как в специальных пуль­монологических санаториях, расположенных на юге страны, так и в местных санаториях. Основными лечебными фактора­ми, используемыми для восстановления здоровья больных во время пребывания в санатории, являются воздушные и сол­нечные ванны, лечебная гимнастика, массаж, проведение за­каливания с применением воздушных процедур.

Реабилитация больных бронхиальной астмой в условиях диспансерного по­ликлинического наблюдения ставит задачу закрепить положи­тельные результаты, достигнутые на этапе стационарного и санаторного лечения, и провести комплекс реабилитационных мер, направленных на достижение устойчивой ремиссии.

Ком­плексное использование специфической десенсибилизации, рационального режима, диетотерапии, физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры может способствовать длитель­ной и устойчивой ремиссии бронхиальной астмы с нормализа­цией функций бронхолегочного аппарата и восстановлением физической работоспособности.

Источник

Физический аспект реабилитации

КРГ-1.2 – КРГ-3.1

1. Закаливающие мероприятия.

Основным методом повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам и тем самым уменьшения возможности провокации приступов БА служит закаливание. При охлаждении кожи происходит рефлекторное сужение кровеносных сосудов как кожи, так и слизистой оболочки носа, что снижает температуру воздуха в полости носа на 2°C.

При этом нарушаются функции защитных клеток, снижается поступление антител, что повышает риск развития инфекции. Закаливание тренирует реакцию сосудов, у закаленных при охлаждении температура воздуха в полости носа падает всего на 0,3 –0,5 °C.

Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность температуры и систематичность проведения процедур. Хорошо закаливают воздействия на подошвы ног, на кожу шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше воздействовать на кожу всего тела. Максимальная длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10–20 минут, гораздо важнее его повторность и постепенность.

Большим закаливающим эффектом является ежедневное мытье ног прохладной водой. Процедуры начинают с температуры воды 27–28°С, снижая ее каждые 1–2 дня на 2–3°С до конечной температуры 15°С (немного холоднее комнатной). Хорошим закаливающим воздействием обладает контрастный душ: смена теплой воды (до 40°С 30–40 секунд) холодной (14–15°С) – удлиняя ее экспозицию от 15–20 секунд до 30 секунд.

Доводить холодовые воздействия до неприятных (т.е. применять слишком холодную воду или же оставлять ребенка под холодным душем дольше 30–40 секунд) недопустимо – не по причине возможной “простуды”, а из-за опасности вызвать негативное отношение ребенка к закаливанию. Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоции, если ребенок “ежится ”, боится, его принуждать не следует.

Для дошкольников нетрудно организовать в домашних условиях контрастные воздушные ванны. Для этого в спальне ребенка перед его пробуждением, открыв фрамугу, понижают температуру до 14–15°С, а затем, разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату.

Посещение бани предоставляет еще больше возможностей для контрастного воздействия, температура в сауне должна быть около 90°С, длительность пребывания постепенно доводят до 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. В русской бане используют более низкие температуры (от 60°С с экспозицией 2–3 минуты повышать до 80°С в течение 6–8 минут). За один сеанс дети посещают парную 2–3 раза, в промежутках они принимают душ или воздушные ванны комнатной температуры или плавают (медленно) в бассейне с температурой воды около 25°.

Закаливание после нетяжелой ОРВИ можно возобновить (или начать) через 7–10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней – через 2 недели, а после 10-дневной лихорадки – через 3–4 недели.

2. Респираторная терапия (дыхательная гимнастика) – лечение «дыхания через дыхание».

Дыхательные упражнения с применением различных методик:

2.1 — с произнесением звуков, удлиненных выдохом,

2.2 — диафрагмальным дыханием (гиповентиляционные упражнения),

2.3 — дыхание через сопротивление,

2.4 — медленный удлиненный вдох с пассивным выдохом,

2.5.- абдоминальное дыхание,

2.6.- методы интервальной гипоксической тренировки.

2.7.- метод волевой ликвидации глубокого дыхания (по Бутейко),

2.8.- парадоксальная дыхательная гимнастика (по Стрельниковой),

2.9 — музыкальная школа по классу духовых инструментов.

3. Массаж грудной клетки (ручной, механический) № 8 –10.

Может быть классическим, точечным, сегментарным. Поглаживающий массаж, вибрационный, с использованием дренажных положений.

4. Лечебное плавание – важный фактор программы реабилитации детей с бронхиальной астмой (при наличии возможностей и по индивидуальным показаниям). Курс лечебного плавания для детей не умеющих плавать может быть представлен в виде двух периодов: подготовительного и основного. Первый период — изучение индивидуальных особенностей ребенка с использованием психологических тестов и данных медицинских обследований, закаливающие процедуры и специальные дыхательные упражнения, а также упражнения «сухого» плавания для овладения плавательной техникой.

Этот период занимает одну-две недели и проводится дома. Основной период проводится в бассейне, где дети обучаются технике плавания в основном способом брасс на груди. Характерно, что данный способ плавания наиболее благоприятствует полному дыханию с четко выраженными фазами: вдох-выдох-пауза.

Кроме того, во время вдоха пловцу приходится преодолевать давление воды на грудную клетку, а при выдохе в воду встречать ее сопротивление. В результате происходит заметная тренировка дыхательной мускулатуры, улучшается функция легких, повышается их емкость, что благоприятно сказывается на укреплении всего легочного аппарата.

5. Этапная аэрозольтерапия при БА не рекомендуется,

т.к. используемые муколитики могут усилить кашель и обструкцию дыхательных путей.

6. Использование преформированных физических факторов.

Аэроионотерапия – лечение ионизированным воздухом с целью уменьшения бронхоспастических явлений. Ионизированные частицы воздуха – аэроионы – вызывают значительную перестройку реактивности организма, действуют гипосенсибилизирующим образом, улучшают самочувствие ребенка, сосудисто-вегетативные показатели, ФВД.

Электросон – метод воздействия импульсным прямоугольным током низкой частоты на головной мозг, что вызывает сон или дремоту, улучшает кровоснабжение и оксигенацию мозга, способствует нормализации соотношения тормозных и возбудительных процессов. Широко применяется при реабилитации больных с БА.

Индуктотермия лечебный метод воздействия высокочастотным переменным индуцированным магнитным полем, в результате чего в тканях образуется тепло, усиливается крово- и лимфообращение, улучшается жизнедеятельность клеток. Индуктотермия показана при подострых и хронических заболеваниях органов дыхания.

Больным с БА в периоде стихания бронхообструктивных явлений, при нестойкой ремиссии и во внеприступном периоде болезни индуктотермия назначается для активизации глюкокортикоидной функции надпочечников особенно детям с тяжелым течением БА, ранее получавшим терапию ГК. Индуктотермия выполняется на область надпочечников, используется электрод вихревых токов (ЭВТ-1). Курс – 10-15 процедур, продолжительностью 10-12 мин., ежедневно или через день, желательно в первую половину дня (через 1-2 часа после завтрака).

Микроволновая терапия – лечение энергией микроволн дециметрового диапазона (ДМВ-терапия) и сантиметровых волн (СМВ-терапия). При поглощении энергии микроволн повышается температура тканей организма, усиливается кровоток, проницаемость мембран, обмен веществ. Микроволны оказывают противовоспалительное и болеутоляющее действие.

Энергия ДМВ (аппараты «Ромашка», «Ранет», «Волна») проникает на больщую глубину, чем СМВ (аппарат «Луч-2»), что обусловливает их преимущество. Хорошо себя зарекомендовало сочетание микроволновой терапии с лекарственным электрофорезом на грудную клетку. Волны дециметрового диапазона более эффективны при аллергической природе заболеваний и транзиторных иммунодефицитах, заметно ускоряют рассасывание воспалительных элементов

Магнитотерапия – метод, при котором на ткани больного воздействует переменное магнитное поле низкой частоты (ПеМП). Это сравнительно новый метод физиотерапии в педиатрии. Под влиянием магнитного поля в тканях организма происходит усиление физико-химических процессов, проницаемости мембран, возрастает уровень обменных процессов.

Важным эффектом ПеМП является усиление регенераторных процессов в поврежденных тканях. Магнитотерапия слабее действует на органы дыхания в сравнении микроволнами, но в случаях, когда нельзя назначить микроволны, лучше использовать магнитотерапию.

Ультразвуковая терапия – использование в лечебных целях механических упругих колебаний среды с частотой 880-2800 кГц, что выше акустического диапазона (20 кГц). Ультразвук не распространяется в воздухе, поэтому лечебное воздействие им производят через контактную среду – вазелиновое масло или воду.

Особенностью действия ультразвука на ткани являются переменные сжатия и разряжения, приводящие к пульсации внутриклеточных и внеклеточных микропотоков циркуляции, что оказывает своеобразный эффект «микромассажа» тканей. При БА используется методика воздействия на грудную клетку по Шеиной, курсом до 12 процедур, первые 6 процедур ежедневно, затем через день.

Кроме того показан ультразвук на область надпочечников до 8 проц. или на область селезенки до 8-10 проц. (по методике профессора Чиркина). На этапах реабилитации хорошо себя рекомендует чередование сеансов ультразвуковой терапии (1 день) с микроволновой терапией (другой день).

Электролечение – это гальванизация и лекарственный электрофорез. Лекарственный электрофорез традиционно используются на всех этапах реабилитации больных с бронхолегочной патологией. Применяют различное расположение электродов на грудной клетке – поперечное и продольное (на обе половины легких).

При БА используют электрофорез с магнием, папаверином, кальцием на грудную клетку, 8-10 процедур. С целью гипосенсибилизации и снижения патологической возбудимости нервных рецепторов рекомендуется назальный электрофорез 2% р-ра хлорида кальция или 2% р-ра сульфата магния или 0,1% р-ра димедрола (8-10 процедур).

Амплипульстерапия – лечение синусоидальными модулированными токами (СМТ-терапия) (апапараты «Амплипульс»). Эти токи свободно проникают через кожу, не вызывая неприятных ощущений, что является большим преимуществом для детей. Методики назначения: поперечно, на межлопаточную область, на область надпочечников, подлопаточно-подмышечно.

Можно использовать в процедуре воздействия на одно поле, либо на два поля, ежедневно или через день до 8 проц. Сочетанное применение комплекса процедур [микроволны + СМТ + ЛФК + массаж грудной клетки], по мнению специалистов, является мощным реабилитационным комплексом у детей с бронхолегочной патологией, включая БА.

КВЧ-терапия стала широко применяться при реабилитации детей и подростков с БА. Используется как монотерапия, так и комплексно. Курс — 6 — 12 процедур.

Лазеро- или магнитолазеротерапия – в настоящее время широко используется при реабилитации больных с заболеваниями легких. Эти методы позволяют улучшить микроциркуляцию тканей, уменьшить обструктивный компонент внешнего дыхания, оказывают местную и общую иммуностимуляцию. Методика заключается в воздействии гелий-неонового лазера на рефлексогенные зоны в сочетании с надвенным лазерным или магнитолазерным облучением крови в области кубитальной вены. Эффективным комплексом для диспансерных больных в поликлинике является сочетание: лазер + массаж грудной клетки.

Светолечение.

Ультрафиолетовое облучение в эритемных дозах – при БА способствует гипосенсибилизирующему действию благодаря повышению антигистаминных свойств крови (увеличению гистаминопексии). Большей эффективностью обладает методика УФО-воздействия на определенные рефлексогенные зоны: 1 зона – воротниковая область, 2 зона – межлопа-точная область, 3 зона – область поясницы (проекция надпочечников). Зоны облучают поочередно по мере исчезновения эритемы (через 2-3 дня). Курс лечения состоит из 2-3 циклов по 3 процедуры (всего 6-9 облучений).

Наиболее выраженный эффект от ультрафиолетовой эритемотерапии отмечается при БА средней степени тяжести.

Биоптронтерапия – метод лечения с использованием противовоспалительного действия плоскополяризованного света с длиной волны от 400 до 2000 нм. Применение метода улучшает регионарную гемодинамику и лимфоток, усиливает обменные процессы в воспаленных тканях.

Теплолечение.

Парафиноозокеритолечение – по паравертебральной методике, продолжительность процедуры 15-20 мин, у детей старшего возраста – до 30 мин. Курс – 8-10 процедур, проводятся через день.

Водолечение.

Ванны: морские (с морской солью), иодобромные, углекислые, «жемчужные», хвойные.

Души: дождевой, циркулярный, веерный, подводный (душ-массаж). Детям в стадии ремиссии рекомендуется на этапе реабилитации в условиях дневного стационара поликлиники проведение курса подводного душа-массажа на грудную клетку (по методике – снизу вверх), затем УВЧ на грудную клетку, через день, курс – 8-10 процедур. В зимнее время амбулаторно проведение указанного комплекса нежелательно.

Гало- и спелеотерапия.

В последние годы на этапах реабилитации больных с БА широкое применение нашло использование камер (палат) искусственно созданного микроклимата соляных шахт – галотерапия или естественного микроклимата соляных шахт – спелеотерапия (Республиканская больница спелеолечения, г.Солигорск).

Указанные варианты микроклимата оказывают многофакторное влияние на больных за счет мягкого воздействия на дыхательные пути ионов натрия, калия, хлора. Подобная безаллергенная среда оказывает мощное элиминационное воздействие особенно при аллергической форме астмы.

Рефлексотерапия.

Применяются методы электро- лазеро- и магнитопунктуры. Иглорефлексотерапия (8-10 процедур) особенно показана при психозависимой форме БА, больным с сопутствующими неврологическими заболеваниями – тиками, энурезом, логоневрозами, СВД). На фоне рефлексотерапии отмечается положительная динамика клинического течения болезни, проявляющаяся уменьшением тяжести и частоты приступов, удлинением периода ремиссии. Рефлекторные воздействия на организм пациента с БА приводят к нормализации его психоэмоционального состояния.

Психологический аспект реабилитации

Методы психологической коррекции

КРГ 1.2 – 3.1

Методы психологической коррекции применяются по необходимости, с учетом имеющихся возможностей (наличие в штате реабилитационной бригады специалиста-психолога). При этом используют индивидуальные подходы к больным, а также групповую психотерапию. Предварительно проводится психологическое тестирование с анализом личностных характеристик пациентов согласно разработанных и утвержденных методик.

Жерносек В.Ф., Василевский И.В., Кожарская Л.Г., Юшко В.Д., Кабанова М.В., Попова О.В., Рубан А.П., Новикова М.Е.

Опубликовал Константин Моканов

Источник