Роль медсестры при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детейСестринский уход при железодефицитной анемии включает в себя 5 этапов, в ходе которых медсестра планирует уход, реализует его, ставит сестринский диагноз, оценивает полученные результаты.

В статье подробно расскажем о содержании сестринского ухода и об основных проблемах пациентов с железодефицитной анемией (ЖДА).


Больше статей в журнале

«Главная медицинская сестра»

Активировать доступ

Сестринский уход при железодефицитной анемии

Элементы ухода при железодефицитной анемии предполагают знание медсестрой особенностей этого состояния, на основании чего она планирует мероприятия по уходу.

К особенностям железодефицитной анемии можно отнести следующие:

  1. Анемия характеризуется утратой эритроцитов в костном мозге или их недостаточным образованием.
  2. По критериям ВОЗ ЖДА констатируется при уменьшении количества эритроцитов в единице объема крови и снижении гемоглобина у женщин <120 г/л и у мужчин <130 г/л.
  3. Дефицит железа в организме можно встретить у 1/3 населения планеты, поэтому профилактика и решение этой проблемы имеет большое социальное значение.
  4. Анемия может выступать как самостоятельное заболевание или как симптом другого заболевания.

СОП «Порядок взятия крови у пациента из вены процедурной сестрой» скачайте в журнале «Главная медицинская сестра»

анемия сестринский процессСкачать документ

Причины ЖДА:

    • нарушение образования эритроцитов в костном мозге или их разрушение;
    • инфекции;
    • дефицит железа, витаминов, белков;
    • потеря крови.

    Когда у пациента диагностирована анемия сестринский процесс включает в себя 5 этапов, на протяжении которых медсестра должна выявить основные проблемы пациента и разрешить их.

    Задачи медсестры на всех этапах сестринского процесса:

      • главная угроза для пациента – отсутствие информации о заболевании. В ходе беседы медсестра должна рассказать ему о проявлениях болезни, профилактике обострений и осложнений;
      • при необходимости медсестра должна ознакомить пациента с необходимой литературой о заболевании;
      • медсестра рассказывает пациенту об особенностях питания при заболевании, помогает ему пересмотреть вредные пищевые привычки;
      • поощрение пациента при соблюдении диеты;
      • профилактика падений, которые могут случаться из-за слабости, головокружения и онемения конечностей;
      • контроль двигательной активности пациента, помощь в передвижениях;
      • обеспечение обратной связи пациента и медперсонала;
      • контроль за своевременным приемом лекарств;
      • помощь в выполнении мероприятий по личной гигиене;
      • обеспечение ухода за полостью рта;
      • проведение бесед с родственниками по соблюдению режима питаний;
      • создание комфортных условий приема пищи.
      • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов.
        В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

      Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

      Активировать

      Проблемы пациента

      При заболевании железодефицитной анемией проблемы пациента могут быть разными. В первую очередь необходимо проанализировать гематологические и клинические симптомы анемии.

      Их можно разделить на две большие группы:

      1. Симптомы, связанные с гипоксией тканей:

        • шум в голове, головная боль, одышка;
        • бледность кожных покровов и слизистых оболочек;
        • сонливость, головокружение, повышенная утомляемость, слабость;
        • боли в области сердца, артериальная гипотония, тахикардия.

        2. Специфические симптомы:

          • выпадение волос, исчерченность ногтей;
          • трещины в уголках рта;
          • сухость кожи;
          • извращение вкусовых предпочтений – необходимость есть глину, мел, крупу, тесто, уголь и т.д.;
          • извращение обоняния – пристрастие к запаху бензина, резины, ацетона, керосина и т.д.;
          • койлонихия;
          • запоры, блестящий язык, глоссит.

          Осуществляя сестринский уход при железодефицитной анемии, медсестра может определить вид анемии по этиологическому фактору. Т.е. это анемия, 

            • возникшая из-за повышенного разрушения эритроцитов;
            • возникшая из-за нарушения кровообразования;
            • возникшая вследствие кровопотери.

            Как выполнять сестринские манипуляции: СОПы и алгоритмы в Системе Главная медсестра

            Также анемии подразделяются на микроцитарные, нормоцитарные, макроцитарные в зависимости от размера эритроцитов крови.

            В зависимости от концентрации гемоглобина в эритроците выделяют анемию гиперхромную, нормохромную.

            Железодефицитная анемия характеризуется нарушением утилизации железа из-за острой кровопотери, заболеваний ЖКТ или недостаточного поступления элемента с пищей.

            Потребность организма в железе ежесуточно обеспечивается за счет пищевого микроэлемента (10%). Остальная часть железа, необходимая для кроветворения, обеспечивается процессами физиологического распада эритроцитов.

            Клиническая картина болезни зависит от тяжести ее течения:

              • легкая степень- уровень гемоглобина 100 г/л и выше;
              • средняя степень – уровень гемоглобина 80-100 г/л;
              • тяжелая степень — снижение уровня гемоглобина составляет 55-80 г/л;
              • крайне тяжелая степень грозит развитием анемической комы, гемоглобин падает ниже уровня 55 г/л.

              Основные проблемы пациента:

                • ломкость ногтей и выпадение волос;
                • затруднение при глотании;
                • одышка и тахикардия;
                • головная боль;
                • головокружение;
                • бледность;
                • слабость, повышенная утомляемость.

                

                Планирование и реализация ухода

                Элементы ухода при железодефицитной анемии включают в себя:

                  • ежедневный уход за слизистыми и кожей пациента, уход за полостью рта, гигиену при физиологических отправлениях;
                  • выполнение врачебных назначений, контроль за правильным приемом лекарств;
                  • контроль развития побочных эффектов;
                  • контроль таких параметров, как пульс, ЧДД, АД.

                  В процессе ухода медсестра должна быть готова к возможному переливанию крови, а также сывороток для переливания крови. Кроме того, медсестра беседует с пациентом о значении приема препаратов против анемии, правильном питании и т.д.

                  Сестринский уход при анемии у детейи взрослых предполагает назначение специальной диеты. Большинству пациентов подходит диета № 15 – она включает продукты, богатые железом, продукты с высоким содержанием витамина и белка.

                  Также препаратам назначают препараты, содержащие железо:

                    • сульфат железа (Ферроградумент, Тардиферон);
                    • лактат железа;
                    • хлорид железа (Гемофер, Алоэ сироп с железом);
                    • железа сульфат + аскорбиновая кислота;
                    • феррокаль;
                    • таблетки Бло, Каферид, фитоферролактол;
                    • поливитамины и минералы.
                    Читайте также:  Эффективные лекарства от железодефицитной анемии

                    Препараты необходимо принимать 1-3 раза в сутки после еды в зависимости от конкретного лекарства. Выбор останавливают на препаратах, которые содержат достаточное количества железа, а также облегчают его всасывание.

                    Препараты для беременных назначают вместе с фолиевой кислотой.

                    Если у пациента нарушено всасывание железа в ЖКТ или при плохой переносимости препаратов парентерально вводят железа (III) гидроксид декстран (Феррум Лек), фербитол, ферковен или железа (III) гидроксид сахарозный комплекс (Венофер) (Швейцария).

                    Внутримышечно по показаниям вводится 1-2 мл железа (III) гидроксид декстран (Феррум Лек) через день. Другой вариант –содержимое одной ампулы растворяют в 10 мл изотонического раствора натрия хлорида и медленно вводят внутривенно.

                    При тяжелой анемии по жизненным показаниям проводят переливание цельной крови, эритроцитарной массы. Клиническое улучшение при проведении лечения наступает обычно раньше возрастания уровня гемоглобина, которое начинается через 2–3 недели с момента начала лечения.

                    Также пациентам могут быть назначены фитопрепараты:

                      • заваренные в кипятке ягоды шиповника. Отвар перед употреблением настаивают 20-30 минут;
                      • сборы против анемии (например, с листьями земляники, черной смородины, череды, крапивы и т.д.).

                      Сестринский уход при ЖДА включает обучение пациентов. Каждый пациент должен понимать, как важно начать лечение непосредственно после диагностики болезни.

                      Как самостоятельный метод лечения можно рассматривать фитотерапию и диетотерапию.

                      Другие особенности лечения и сестринского ухода:

                      1. Медперсонал должен организовать пациентам лечебное питание с преобладанием естественных источников витаминов (облепиха, лимоны, черна смородина) и мясных продуктов. Женщинам при обильных выделениях в период менструации показаны орехи и гранаты.
                      2. Прогноз лечения будет сомнительный, если дополнительно не назначить лечение заболеваний почек, ЖКТ, геморроя или фибромиомы матки с частыми кровотечениями.
                      3. В процессе ухода необходимо исключить медикаментозные, профессиональные и бытовые интоксикации.

                      Как выполнять сестринские манипуляции: СОПы и алгоритмы в Системе Главная медсестра

                      сестринский уход при анемии у детейСкачать документ

                      Железодефицитная анемия у детей: сестринский процесс

                      Сестринский уход при железодефицитной анемии у детей включает выявление проблем маленького пациента. После этого ставится сестринский диагноз, планируется и реализуется уход. Его результаты подлежат оценке.

                      У детей в норме наиболее часто встречается следующий уровень гемоглобина:

                        • у новорожденных – от 145 до 225 г/л;
                        • в возрасте 1 месяца – от 100 до 180 г/л;
                        • в возрасте от 2 месяцев до 2 лет – от 90 до 140 г/л;
                        • в возрасте 2-12 лет – от 110 до 150 г/л;
                        • в возрасте 13-16 лет – от 115 до 155 г/л.

                        В сутки дети теряют от 0,1 до 0,3 мг железа, к подростковому возрасту этот показатель возрастает до 1 мг в сутки.

                        Нормализации уровня гемоглобина – одна из важнейших задач в процессе ухода за пациентом. В детском и подростковом возрасте низкий уровень железа опасен следующими проблемами:

                          • нарушение поведенческих реакций и снижение интеллекта;
                          • задержка роста и развития;
                          • развития дистрофических изменений внутренних органов.

                          Вместе с тем, чрезмерные дозировки железа также несут определенные риски, поэтому назначение добавок возможно только по назначению врача.

                          Важнейшим фактором лечения, который должен учитывать сестринский процесс при железодефицитной анемии, является устранение причин, которые вызвали анемию. Пациентам рекомендуются ежедневные прогулки на свежем воздухе и активный образ жизни.

                          Диета при железодефицитной анемии у детей включает соблюдение следующих рекомендаций:

                            • прием пищи с высоким содержанием углеводов – изделия из муки, сахар, мед, варенье, крупы, бобовые, ягоды и фрукты;
                            • ограниченное употребление жиров – колбас, сала, рыбы, жирных сортов птицы и мяса. Выбирают жиры, которые легко усваиваются – оливковое, соевое, подсолнечное и сливочное масла;
                            • прием пищи с высоким содержанием белка – печень, почки, яичный белок, рыба, мясо, творог;
                            • ограниченное употребление молока до 0,5 литров в сутки и крепкого чая – эти продукты препятствуют всасыванию железа в кишечнике;
                            • употребление продуктов с высоким содержанием железа – черника, персики, крупы (пшено, ячневая, гречневая и т.д.), почти, печень, говяжий зык, икра рыб;
                            • употребление продуктов, содержащих высокое количествовитаминов В и С – творог, отруби, мясо, яичные желтки, бобовые, дрожжи, печень, почки, рыба и т.д.

                            В первые три месяца болезни назначают препараты с железом в лечебных дозах, далее – в профилактических дозах. Прием препаратов показан строго после еды. Их нельзя запивать молоком, преимущественно – водой и соками.

                            Также назначают медикаменты, которые улучшают всасывание железа – янтарная и аскорбиновая кислоты.

                            В тяжелых случаях препараты железа назначают пациентам в виде внутривенных и внутримышечных инъекций, а также назначают переливание эритроцитарной массы.

                            Роль медсестры при железодефицитной анемии у детей

                            Профилактика ЖДА 

                            Сестринский уход при железодефицитной анемии происходит на этапе, когда болезнь уже диагностирована. Однако другие пациенты должны знать о первичных методах профилактики ЖДА:

                              • своевременное лечение болезней, которые сопровождаются кровопотерей – геморрой, язва, обильные менструации;
                              • здоровый образ жизни;
                              • двигательная активность;
                              • рациональное питание.

                              Препараты, содержащие железо, назначают беременным женщинам для профилактики анемии.

                              Вторичные меры профилактики актуальны при ЖДА и постгеморрагической анемии:

                                • профилактический прием препаратов с железом 2 раза в год весной и осенью;
                                • наблюдение у врача-гематолога;
                                • периодическое профилактическое лечение по назначению врача.

                                Для профилактики болезни в состав продуктов вводится железо, цинк и медь.

                                Материал проверен экспертами Актион Медицина

                                Источник

                                Автор: Julia66smoll  •  Ноябрь 19, 2018  •  Курсовая работа  •  4,364 Слов (18 Страниц)  •  1,337 Просмотры

                                Читайте также:  Какие продукты нужно есть при анемии при беременности

                                Страница 1 из 18

                                Роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей

                                   ОГЛАВЛЕНИЕ

                                ВВЕДЕНИЕ        3

                                ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ        5

                                1.1. Этиология и классификация анемий        5

                                1.2. Диагностика и лечение анемии        8

                                ГЛАВА 2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ        11

                                2.1. Сестринская деятельность при уходе за детьми с анемией        11

                                2.2. Мероприятия по профилактике анемии у детей        15

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ        20

                                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        22

                                 ВВЕДЕНИЕ

                                Актуальность темы: Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% — в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка [4].

                                Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.

                                Объект исследования: анемия.

                                Предмет исследования: роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей.

                                Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в профилактике анемии у детей.

                                Задачи исследования:

                                1. Выяснить этиологию и клинику заболевания;

                                2. Изучить диагностику и лечение анемии у детей;

                                3. Проанализировать сестринскую деятельность при уходе за детьми с анемией;

                                4. Проанализировать мероприятия по профилактике анемии у детей.

                                Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования и новые теоретические подходы могут быть использованы в процессе анализа анемии у детей, её клинической характеристики и эффективности терапии.

                                  Методы исследования: 

                                • Анализ литературных данных;
                                • Информационно-поисковый;
                                • Вербально-коммуникативный;
                                • Аналитический.

                                 Структура работы целью и исследования, а необходимостью последовательного материала.

                                 Работа состоит из введения, 2 глав, , списка использованной литературы.

                                 Во обозначены актуальность, цель и работы.

                                 В главах работы приведены данные, полученные в ходе проведенного исследования.

                                 В представлены основные и даны рекомендации по теме исследования

                                ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

                                1.1. Этиология и классификация анемий

                                Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

                                Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28-32 неделях гестации [15].

                                Доступно только на Essays.club

                                Источник

                                Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия — это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
                                Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
                                Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
                                Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
                                Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
                                Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
                                Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
                                — прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
                                — латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
                                — железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
                                Степени тяжести ЖДА: легкая — снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая — снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
                                Прогноз ЖДА — благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
                                Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
                                Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
                                Принципы:
                                — Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
                                — Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
                                Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
                                — Лечение сопутствующих заболеваний.

                                Читайте также:  Анемия при колитах и

                                Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:

                                1 этап. Сбор информации о пациенте

                                Субъективные методы обследования:
                                Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
                                История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
                                История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
                                Объективные методы обследования:
                                Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
                                Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
                                Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
                                Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.

                                2 этап. Выявление проблем больного ребенка

                                Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
                                Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния — пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса — поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
                                При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.

                                3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»

                                Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
                                Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.

                                Сестринский процесс при железодефицитной анемии

                                План сестринского уходаРеализация ухода с мотивацией
                                1Организовать «стационар на дому»Взаимозависимое вмешательство:
                                — обеспечение сестринской помощи и лечения:
                                — обеспечение комфортных условий больному ребенку
                                2Провести беседу с ребенком и/или родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике.
                                Дать конкретные рекомендации по питанию: при естественном вскармливании кормящая мама должна обязательно в свой пищевой рацион включать продукты, богатые железом, белком и витаминами: телятина, говядина,печень, яйцо, греча, овес, морковь, свекла, горошек, цветная капуста. томаты, зелень, яблоки, курага, груша, гранаты; лучше всего железо усваивается из мяса (гемовое железо); при искусственном вскармливании — адаптированные молочные и кисломолочные смеси, адаптированные молочные смеси, обогащенные железом «Симилак»; прикормы вводить на 1 мес. раньше; введение мяса с 4.5-5 мес., желтка По организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе: массаж и гимнастика по возрасту По правилам приема назначенных препаратов: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Предупредить маму, что у ребенка может появиться жидкий стул или кал, окрашенный в черный цвет
                                Независимые вмешательство
                                — Расширение знаний о заболевании.
                                — Обеспечение качества ухода за больным ребенком.
                                — Комплексное лечение
                                3Активные патронажи с целью: контроля над соблюдением режима и питания; проведением терапии, назначенной врачом, и выполнением всех рекомендаций по уходу за ребенком; обучении матери правильному приему препаратов железа; проведение динамического наблюдения за реакцией на лечение: самочувствие ребенка, аппетит, эмоциональное состояние, длительность и характер сна. физиологические отправления. При ухудшении состояния срочное сообщение врачу или вызов на дом.Зависимое вмешательство: контроль и коррекция лечебных мероприятий;
                                — оценка эффективности проводимого лечения;
                                — своевременное выявление осложнений. Коррекция лечения

                                5 этап. Оценка эффективности ухода

                                При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.

                                Источник