Роль медицинской сестры в работе школ бронхиальная астма

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты организации помощи пациентам в школе «Бронхиальная астма»…………………………………………………………….5
1.1. Краткая справка о необходимости создания школ астмы………..5
1.2. Современные представления о заболевании бронхиальная астма…6
1.3. Основные направления профилактики бронхиальной астмы …….15
2. Анализ роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма»……………………………………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………….21
Приложение……………………………………………………………………….23

Введение

Актуальность проблемы. На современном этапе бронхиальная астма (БА) представляет собой не только распространенное, но и тяжелое заболевание, обусловливающее смертность. По данным ВОЗ, смертность от БА составляет в Германии — 0,012%, а в Японии — 0,009 %, превышая таковую при ревматизме и гипертонии.
В России, по данным различных источников, распространённость БА среди взрослого населения колеблется от 2,2 до 5—7 %, а в детской популяции этот показатель составляет около 10 %. Заболевание может возникнуть в любом возрасте; примерно у половины больных БА развивается до 10 лет, ещё у трети— до 40 лет. Среди детей, больных бронхиальной астмой, мальчиков в два раза больше, чем девочек. К 30 годам соотношение полов выравнивается, лица пожилого и старческого возраста составляют 44% от общего числа больных, что связывают с возрастными изменениями бронхолегочной системы.
Рост заболеваемости БА в последние десятилетия можно объяснить тремя основными факторами: возрастанием аллергической реактивности населения, развитием химической промышленности, загрязнением окружающей среды и различными обстоятельствами, увеличивающими контакт с аллергенами, ростом хронических заболеваний дыхательных путей, создающих предпосылки к развитию БА. Длительность жизни и трудоспособность больного БА во многом зависит от своевременности выявления заболевания, его тяжести, возраста больного адекватного лечения, а также его образа жизни. Для обеспечения контроля БА необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. Именно поэтому значимость роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма» не вызывает сомнений.
Цель исследования. Анализ роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма».
Объект исследования: работа школы «Бронхиальная астма».
Предмет исследования: роль медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма».
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу по вопросу развития БА.
2. Выявить основные проблемы пациента с заболеванием бронхиальная астма.
3. Проанализировать роль медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма».
4. Разработать рекомендации пациентам по профилактике заболевания бронхиальная астма.
Гипотеза исследования основывается на том что, рациональная организация деятельности медицинской сестры в ходе работы школы «Бронхиальная астма» улучшит осведомленность пациента и его близких о различных аспектах БА, что позволит снизить уровень заболеваемости и уменьшить количество осложнений, а значит повысить качество жизни пациентов.
Методологическую основу написания данной работы составили методы обобщения, анализа, наблюдения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Заключение

Нами изучена научная литература и интернет — источники по вопросам роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма». Анализ литературных и интернет — ресурсов показал, что, несмотря на достигнутые современной медициной успехи, в лечении БА, данная патология продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем здравоохранения. Возникновению и развитию заболевания способствует ряд биогенных и социально – гигиенических факторов. При этом важным условием развития БА является длительное воздействие патогенного фактора, отсутствие своевременного лечения и хронизация процесса. Поэтому особое значение приобретает организация системы предупреждения развития БА и устранения влияния факторов риска на организм, то есть профилактики. При этом, меры первичной профилактики могут быть сведены к пропагандированию правил здорового образа жизни, вторичной — к своевременному выявлению и адекватному лечению БА, а третичной – к недопущению хронизации острого процесса. Для этого и создаются школы для обучения больных БА.
Роль медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма» трудно переоценить. Она состоит, прежде всего, в информировании пациента об основных проблемах БА, а в случае необходимости, в оказании ему помощи, решении возникающих у него проблем со здоровьем, не допущению ухудшения состояния и возникновения новых проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный поможет смоделировать действия среднего медицинского персонала при работе в школе «Бронхиальная астма», что, может способствовать повышению ответственности у медицинских сестер за здоровье пациента, улучшить качество его жизни, уменьшить риск развития осложнений и хронизации БА. Разработанные рекомендации для больных БА помогут облегчить состояние пациента, избежать развития осложнений и могут быть применены в работе школы «Бронхиальная астма» (см. Приложение).

Список литературы

1. Алексеева, В. М. Услуги среднего медицинского персонала. — М: Норма, 2011 — 350с.
2. Вебер В.Р. Чуваков Г.И. Лапотников В.А. Основы сестринского дела. – М: Медицина 2001 — 496с.
3. Внутренние болезни в 2-х томах: учебник /Под. ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. М: Медицина, 2010-1264с.
4.Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / под ред. А. Г. Чучалина. [Текст] — М.: «Атмосфера», 2007. — С. 104.
5. Греков И. Г. Медико-социальные аспекты экспериментального моделирования сестринского процесса в лечебном учреждении. // Медицинская сестра. 2002. — № 2 — с. 40 — 41.
6. Двойникова С. И., Карасева Л. А. Организация сестринского процесса// Мед. Помощь- 2006- №3- с. 17-19.
7. Маколкин В. И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. М: МИА, 2008 -544c.
8. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов ФВСО/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. М.: ИКЦ «Академкнига».2008 — 223с.
9. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела, учебное пособие в 2-х частях. М: Родник, 2002-352с.
10. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум, Ростов-на-Дону: Феникс, 2014-412с.
11. Оспанова Ш. Х. Управление качеством медицинской помощи путем анализа мнения пациентов // Bulletin of Medical Internet Conferences. – 2013. – V. 3. – Issue 10. – P. 1112-1114.
12. Островская И. В. Какой должна быть профессиональная медицинская сестра?// Медицинская сестра. 2000. — № 3.
13. Пензина О. П., Лысов Н. А., Девяткин А. А. Результаты анкетирования медицинских сестер в разработке критериев качества сестринской помощи // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10–3. – С. 545-547.
14. Перфильева Г. М., Маркова Ю. Н. Научные исследования в сестринском деле // IV Российская онкологическая конференция / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rosoncoweb.ru/library/congress/ru/04/
15. Солопов В. Н. Астма. Истинная причина болезни.— М.: «Европолиграфик», 2006.— 160с.
16. Терапевтическое обучение больных. Отчет рабочей группы ВОЗ. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Пер. с англ. И. Н. Мамедовой. М.: Митра-Пресс; 2001.
17.Углева Е. М., Петрова М. А., Разумовская Т. С. Возможности математического прогнозирования риска возникновения бронхиальной астмы. [Текст]— 2004. — № 2. — С. 63-68.
18. Фадеев П.А. Бронхиальная астма.— М.: Мир и Образование, Оникс, 2010.— 160 с.
19. Федосеев Б. Г., Петрова М. А., Трофимов В. И., Углева Е. М. Возможности доклинической диагностики и математического прогнозирования риска возникновения бронхиальной астмы — 2005. — № 2. — с. 35-40.
20. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://vmede.org/
[Электронный ресурс]/Режим доступа:https://www.rkb.med.cap.ru
21.[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://domashniy-doktor.ru/index.
22.[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://yamedik.org

Источник

Посетив занятие в астма-школе Республиканской клинической больницы, я приняла участие в лекции о пикфлуометрах, дозированных ингаляторах и спейсерах, а именно выступила в качестве примера — демонстрировала правильное использование вышеупомянутых агрегатов. Также, в начале и в конце занятия, я самостоятельно провела анкетирование пациентов, которое состояло из следующих вопросов:

  • 1) Что такое пикфлуометр?
  • 2) Что такое ПСВ (пиковая скорость выдоха)?
  • 3) Для чего необходимо знать ПСВ?
  • 4) Для чего необходимо вести дневник пикфлоуметрии?
  • 5) Как правильно пользоваться пикфлуометром?
  • 6) Как правильно пользоваться дозированным ингалятором?
  • 7) Как правильно пользоваться спейсером?

Группа обучающихся состояла из 5 человек. Итоги первого анкетирования показали, что обучающиеся не имеют понятия о том, что такое пикфлуометр, как им пользоваться. На 1-5 вопросы 100% ответов были «не знаю». На 6 вопрос верно ответили 3 человека, на последний — только один. После завершения лекции, «ученикам» было предложено снова ответить на те же вопросы. Результаты второго анкетирования показали, что «ученики» усвоили материал лекции. На все поставленные вопросы, обучающиеся дали верные ответы. Подобные анкетирования проводятся на каждом занятии в начале и в конце лекции.

Занятие вела специально подготовленная медсестра. По словам врачей, медсестре легче наладить контакт с больным, нежели врачу, так как в беседе именно с медсестрой пациент чувствует себя свободнее и раскованнее.

В конце я ознакомилась со структурной организацией школы.

Руководит ею заместитель главного врача по медицинской части. Главная медицинская сестра поликлиники проверяет качество информационных материалов для занятий, а старшая медицинская сестра пульмонологического отделения выполняет следующие функции:

организацию занятий;

составление графиков работы школ

руководство работой среднего медицинского персонала и контроль ее качества;

контроль над состоянием и оснащением рабочих мест врачей и медицинских сестер отделения и соблюдением правил внутреннего распорядка отделения его сотрудниками и посетителями;

обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отделения;

проведение активной и систематической санитарно-просветительной работы среди пациентов по вопросам здорового образа жизни и предупреждения заболеваний;

систематическое повышение квалификации и уровня медицинских знаний среднего медицинского персонала;

представление отчета о численности обучающихся в школах пациентов в отделение медицинской статистики поликлиники;

соблюдение подчиненными принципов этики и деонтологии.

Для обновленной Школы разработана следующая документация:

положение о Школе;

специальные должностные инструкции врача и медицинской сестры для работы в Школе (в дополнение к основным должностным инструкциям);

тематический план ;

анкета для опроса пациентов перед началом занятий в Школе и по окончании их цикла ;

журнал посещаемости; карта пациента Школы;

отчет о работе Школы; информация для пациентов Школы;

лекционный материал, слайды и т. п.

На занятиях в Школе до слушателей доводят разнообразную информацию о бронхиальной астме, о методах их лечения и самоконтроля, о диете. Все это, безусловно, является важной составляющей в лечении таких пациентов. Особое внимание уделяется причинам, механизму развития болезни. Пациенты получают специальные иллюстрированные материалы с информацией о бронхиальной астме и её лечении, разработанные сотрудниками ЛПУ и утвержденные заместителем главного врача по медицинской части.

Важную роль в обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении их профилактической направленности играют специалисты со средним медицинским образованием, повышенным уровнем образования или высшим медицинским образованием по специальности «сестринское дело». Именно такие кадры в основном задействованы в работе школ поликлиники. Так, занятия в Школе для пациентов с бронхиальной астмой помимо врача-пульмонолога проводит медицинская сестра со средним медицинским образованием и большим стажем работы. Высшее сестринское образование имеется у старшей медицинской сестры отделения, которая контролирует ее работу. В некоторых других школах поликлиники преподают медицинские сестры с повышенным уровнем образования.

Деятельность медицинской сестры Школы заключается в следующем:

в пропаганде здорового образа жизни среди населения;

оказании пациентам моральной поддержки в процессе обучения;

контроле посещаемости занятий и убеждении пациента в пользе этого;

организации лекций, подготовке наглядного материала в пределах своей компетенции;

подготовке документации (годовой отчетности о работе Школы, количестве проведенных занятий и обученных пациентов и прочем; журналов посещаемости и т. д.);

анкетировании пациентов в начале обучения и по окончании цикла занятий;

проведении анализа качества жизни пациентов на основании полученных данных.

На занятиях проводятся презентации с использованием плакатов, муляжей и пр. Для закрепления знаний демонстрируются обучающие мультимедиа материалы.

В начале и по окончании цикла занятий медсестра проводит анкетирование пациентов с целью выяснения их информированности о своем заболевании и определения степени усвоения материала соответственно.

Источник

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР О РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В АСТМА-ШКОЛЕ5
1.1. Понятие бронхиальной астмы5
1.2. Роль сестры в процессе лечения бронхиальной астмы и обучения больных11
1.3. Необходимость обучения пациентов в астма-школе и проблемы астма-школ15
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ АСТМА-ШКОЛЫ18
2.1. Материал и методы исследования18
2.2. Исследование особенностей функционирования астма-школы и ее эффективности18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ26

Введение

Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором играют роль многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление вызывает сопутствующее повышение гиперреактивности дыхательных путей, приводящее к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства стеснения в груди и кашля, особенно ночью или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности бронхиальной обструкцией, которая часто является обратимой либо спонтанно, либо под влиянием лечения [4].
БА является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний. Количество больных этим заболеванием колеблется в зависимости от региона и составляет в среднем в большинстве государств от 5 до 15%, а в некоторых странах и того выше (34,0% в Новой Зеландии, 42,2% в Австрии и 56% (!) на острове Тристан — да Кунья) [4].
Распространенность БА среди взрослого населения в России колеблется от 5,6% в Иркутске до 7,3% в Санкт-Петербурге. Официальные цифры распространенности БА (по данным Минздравсоцразвития РФ) в России составили 0,66%. А в абсолютных цифрах общее число больных БА приближается к 7 мил. человек, хотя Минздравсоцразвития РФ учитывает менее 1 мил. больных, так как в первую очередь в официальную статистику поступают сведения о тяжелых больных, которые неоднократно вызывают скорую помощь, по несколько раз в год поступают в стационары и проходят длительные курсы лечения. БА занимает третье место — 6% — в структуре заболеваемости среди различных нозологических групп болезней органов дыхания [6].
Цель работы: изучить роль медицинской сестры в работе школы бронхиальной астмы.
Задачи работы:
1) Рассмотреть понятие «Астма-школа»;
2) Изучить цели астма-школы:
3) Выявить роль медицинской сестры в организации образовательного процесса в астма-школе.

Заключение

Таким образом, в практике терапевта, принимающего пациентов с бронхиальной астмой, медицинская сестра может играть важную роль. К сожалению, до сих пор не существует методических рекомендаций по данному вопросу, однако, по-видимому, это дело ближайшего будущего.
Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА (менее чем на 50%) – всё это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в пульмонологическом отделении стационара.
Обучение в астма-школе на стационарном этапе характеризуется высокой эффективностью. Обучение в небольших группах за относительно короткий промежуток времени позволяет существенно повысить уровень знаний больных БА о своем заболевании, о гипоаллергенном режиме, улучшить технику использования ингаляторов и спейсеров, освоить мониторинг пиковой скорости выдоха (ПСВ) с помощью пикфлоуметра. Занятия в астма-школе в стационаре позволяют быстро добиться взаимопонимания между пациентом и врачом, контролировать усвоение больными знаний и навыков, а также эффективность лечения.

Выводы:
1) Астма-школой называют цикл занятий, проводимых врачом с группой больных бронхиальной астмой, дающий необходимые сведения о заболевании, позволяющий с большей эффективностью выполнять рекомендации врача. На занятиях больным рассказывают о патогенезе бронхиальной астмы, особенностях её течения, принципах использования препаратов, механизме их действия, методах профилактики обострений и многом другом.
2) Цели астма-школы:
• Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.
• Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.
• Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы, предотвращать его.
• Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.
• Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер, небулайзер и пикфлоуметр.
• Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалистов клиники астмы, ведь от этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.
3) Роль медицинской сестры в организации образовательного процесса в астма-школе состоит в проведении лекций и консультаций для больных.
Рекомендации:
1) В каждом стационаре в отделении пульмонологии необходимо наличие астма-школ.
2) Начинать работу астма-школ нужно с обучения персонала.
3) Необходимо комплексное обучение и больных, и их ближайших родственников.

Список литературы

Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Обучение больных бронхиальной астмой, находящихся под амбулаторным наблюдением // Пульмонология. 1996. № 1. С. 25–32.
Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Организация и проведение занятий в астма-школе: Метод. рекомендации. М., 1996.
Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (GINA). Пересмотр 2002 г. — Москва. — Атмосфера. — 2002.
Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Пересмотр 2002 г. / Пер. с англ. под ред. Чучалина А.Г. М., 2002.
Княжеская Н.П. Бронхиальная астма: сложности диагностики // Атмосфера. Пульмонология и аллергология, 2011. — № 1. — С. 30-32.
Руководство по диагностике, лечению и профилактике бронхиальной астмы. Составитель профессор В. И. Трофимов, под редакцией председателя Российского респираторного общества, академика РАМН, профессора А. Г. Чучалина. — Москва, 2005.
Собченко С.А., Коровина О.В. Обучение больных бронхиальной астмой в комплексе их лечения // Международные медицинские обзоры. 1993. № 2. С. 120–123.
Собченко С.А., Коровина О.В. Опыт работы “Школы для больных бронхиальной астмой” // Пульмонология. 1991. № 3. С. 14–19.
Чучалин А. Г. Белая книга. Пульмонология. Россия, 2003 г. — Москва. — 2003.
Чучалин А.Г. Бронхиальная астма: новые перспективы в терапии // Казанский медицинский журнал, 2011. — Т. 92. — № 5. — С. 676-684.
Чучалин А. Г., Антонов Н. С., Сахарова Г. М., Белявский А. С., Медникова О. Б., Беда М. В. Метод оптимизации антиастматической терапии. — Москва. — 1997 г.
Шмелев Е. И.. Хроническая обструктивная болезнь легких. — Москва. — 2003.
Horn C.R., Cochranen G.M. Management of asthma in general practice // Respir. Med. 1989. V. 83. P. 67–70.
Muhlhauser I., Richter B., Kraut D. et al. Evaluation of a structured treatment and program on asthma // J. Intern. Med. 1991. V. 230. P. 157–164.
Partridge M.R. Delivering optimal care to the person with asthma: what are the key components and what do we mean by patient education? // Eur. Respir. J. 1995. V. 8. P. 298–305.

Источник