Роль медицинской сестры в профилактике железодефицитной анемии у детей
Автор: Julia66smoll • Ноябрь 19, 2018 • Курсовая работа • 4,364 Слов (18 Страниц) • 1,965 Просмотры
Страница 1 из 18
Роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ 5
1.1. Этиология и классификация анемий 5
1.2. Диагностика и лечение анемии 8
ГЛАВА 2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ 11
2.1. Сестринская деятельность при уходе за детьми с анемией 11
2.2. Мероприятия по профилактике анемии у детей 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% — в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка [4].
Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.
Объект исследования: анемия.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей.
Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в профилактике анемии у детей.
Задачи исследования:
1. Выяснить этиологию и клинику заболевания;
2. Изучить диагностику и лечение анемии у детей;
3. Проанализировать сестринскую деятельность при уходе за детьми с анемией;
4. Проанализировать мероприятия по профилактике анемии у детей.
Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования и новые теоретические подходы могут быть использованы в процессе анализа анемии у детей, её клинической характеристики и эффективности терапии.
Методы исследования:
- Анализ литературных данных;
- Информационно-поисковый;
- Вербально-коммуникативный;
- Аналитический.
Структура работы целью и исследования, а необходимостью последовательного материала.
Работа состоит из введения, 2 глав, , списка использованной литературы.
Во обозначены актуальность, цель и работы.
В главах работы приведены данные, полученные в ходе проведенного исследования.
В представлены основные и даны рекомендации по теме исследования
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ
1.1. Этиология и классификация анемий
Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28-32 неделях гестации [15].
…
Доступно только на Essays.club
Сестринская помощь при данном заболевании делится на зависимую и независимую. При зависимой помощи медицинская сестра выполняет назначения врача. А именно: контролирует прием выписанных препаратов, соблюдение курса приема препаратов, забирает кровь на анализ (опять же по назначению врача). При независимой помощи медицинская сестра проводит индивидуальную работу с каждой пациенткой: составление беседы по правильному питанию, об отказе от вредных привычек, мотивация пациентки на соблюдение указаний и их выполнение. Так же проведение бесед на тему факторах риска для женщины и для ребенка, подвижном образе жизни.
Можно отметить, что важной составляющей работы медицинской сестры является санитарно-просветительское направление, когда она установить контакт с беременной, а также ее семьей и дать необходимые рекомендации, советы не только пациенту, но и родственникам. Необходимо отметить важность тонкого знания психологии беременной, умение настроить ее на благоприятный исход.
Правильная организация профилактической работы – обязательная составная часть единого процесса оказания качественной медицинской помощи и ведущая роль в этом принадлежит среднему медицинскому персоналу.
Следовательно, функции медицинской сестры не ограничиваются выполнением сестринских манипуляций, а включают элементы медицинской, социальной, психолого-педагогической работы.
В ходе прохождения практики было проведено наблюдение за 2 беременными женщинами страдающих железодефицитной анемией.
Наблюдение № 1
В стационар поступила пациентка Л., 35 лет. Беременность вторая 36-37 недель, тазовое предлежание, язвенная болезнь желудка в анамнезе, железодефицитная анемия.
Жалобы пациентки: головокружения, слабость, периодические обмороки. извращение аппетита (в течение месяца ест мыло, семечки с шелухой, собственный слущивающийся эпидермис), сухость кожи.
При осмотре: кожа бледная, тургор сохранен, покровы сухие, чистые, шелушащиеся, отмечена ломкость ногтей и волос.
Оценка факторов риска: Язвенная болезнь желудка в анамнезе, обильные менструации, нарушение характера питания (питание нерегулярное 1-2 раза в день, преимущественное употребление растительной пищи, частые монодиеты. Привычные интоксикации: курение — стаж 10 лет, употребление кофе 6 раз в день.
При обследовании: температура тела –36,8оС, ЧДД – 21 в мин, ЧСС – 62 уд. в мин, АД – 90/70 мм. рт. ст.
Наблюдение № 2
В стационар поступила пациентка Д, 18 лет. Беременность первая 30-31 недель, многоводье, железодефицитная анемия.
Жалобы пациентки: извращение вкуса (желание съесть сырое мясо) сухость кожи, частые головокружения, головная боль, выраженная слабость, снижение работоспособности.
При осмотре: кожа бледная, тургор сохранен, покровы сухие, чистые, шелушащиеся, отмечена ломкость ногтей и волос.
Оценка факторов риска: Питание нерегулярное, 1-2 раза в день, пища растительного происхождения (вегетарианская диета). Частые разгрузочные дни. Курение — стаж 2 года (с момента наступления беременности курение отрицает)
При обследовании: температура тела –36,4оС, ЧДД – 19 в мин, ЧСС – 80 уд. в мин, АД – 110/75 мм. рт. ст.
На основании наблюдений за двумя пациентками можно выделить основные проблемы при развитии железодефицитной анемии в период беременности и составить план сестринского ухода по приоритетным проблемам для наблюдаемых пациентов: головокружение, слабость, извращение аппетита.
Приоритетная проблема: отсутствие аппетита и извращение вкуса.
Сестринский диагноз: отсутствие аппетита и извращение вкуса из-за недостатка железа в организме.
Краткосрочная цель: стимуляция аппетита в течение недели.
Долгосрочная цель: восстановление аппетита ко дню выписки.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента |
2. Разнообразить меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету | Для возбуждения аппетита. |
3. Эстетически оформлять приём пищи. | Для возбуждения аппетита. |
4. Включить в рацион аппетитный чай, мясные и рыбные бульоны, пряности (с разрешения врача). | Для возбуждения аппетита. |
5. Провести беседу с пациентом о необходимости питания для улучшения здоровья. | Для предупреждения потери массы тела. |
6. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии со вкусами пациента и рекомендациями диетолога. | Для эффективного лечения. |
7. Регулярно проветривать палату перед приёмом пищи. | Для исключения неприятных запахов, снижающих аппетит. |
8. Взвешивать пациента 1 раз в 3 дня | Для наблюдения за массой тела как критерием эффективности проводимых мероприятий. |
9. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). | Для точности диагностических процедур. |
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). | Для эффективного лечения. |
Приоритетная проблема: слабость, головокружение.
Сестринский диагноз: слабость и головокружение из-за гипоксии мозга при анемии.
Краткосрочная цель: пациентка отметит уменьшение слабости и головокружения через 7 дней.
Долгосрочная цель: слабость и головокружение исчезнут к моменту выписки.
СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
План | Мотивация |
Независимые вмешательства 1. Обеспечить лечебно-охранительный режим | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента |
2. Обеспечить кормление пациентки в палате. | Для уменьшения физической нагрузки. |
3. Обеспечить помощь пациентке в удовлетворении основных физических потребностей. | Для уменьшения физической нагрузки. |
4. Провести беседу с родственниками о дополнительном питании пациента в соответствии с рекомендациями диетолога. | Для эффективного лечения. |
5. Провести беседы с пациенткой о сущности заболевания, принципах лечения и профилактики, диетическом питании, фитотерапии. | Для информации пациентки, уменьшения беспокойства. |
6. Регулярно проветривать палату. | Для обогащения воздуха кислородом. |
7. Вести наблюдение за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. |
Взаимозависимые вмешательства 1. Обеспечить правильную подготовку к назначенным лабораторным и инструментальным исследованиям (общий анализ крови, анализ крови на сывороточное железо, ЭКГ). | Для точности диагностических процедур. |
Зависимые вмешательства 1. Обеспечить приём лекарственных препаратов по назначению врача (препараты железа, аскорбиновая кислота). | Для эффективного лечения. |
Таким образом, данное исследование еще раз подтвердило, что одним из важных составляющих качественно и грамотно организованной сестринской помощи, направленной на профилактику железодефицитной анемии и ее осложнений у беременных женщин является участие медицинской сестры.
В результате проведенных наблюдений и опроса беременных пациенток страдающих железодефицитной анемией удалось установить, что чаще страдают железодефицитной анемией женщины в возрасте от 21 года до 25 лет, чаще анемия развивается впервые во время данной беременности, на первом месте, среди факторов риска, стоит неправильное питание – 45%, на втором месте – гинекологические заболевания и беременность – по 20%, третье место занимают заболевания желудочно – кишечного тракта – 10%, на 4 месте находится донорство – 5%, так же отмечен низкий уровень информированности по данному заболеванию. Так же были выделены основные проблемы возникающие у беременных женщин при железодефицитной анемии (головокружение, слабость, извращение аппетита) и составлены планы сестринского ухода по данным проблемам.
Вывод по второй главе: Подробно рассмотрев проблемы беременных пациенток страдающих железодефицитной анемией были составлены планы ухода по данным проблемам и определены направления в беседах с пациентами страдающих острым гастритом на такие темы, как: правильного питания и соблюдения диеты, выполнений рекомендаций врача, отказ от вредных привычек и формирование здорового образа жизни, минимализация стрессов и нервно-психических перенапряжений.
Так же были проведены наблюдения за двумя беременными пациентками с диагнозом железодефицитная анемия, составлен опросный лист по которому был проведен опрос 20 а включают элементы медицинской, социальной, психолого-педагогической работы. И пациентками и результаты опроса по опросному листу конкретизировали проблемы данных пациенток, факторы и условий формирования железодефицитной анемии при беременности: чаще страдают железодефицитной анемией женщины в возрасте от 21 года до 25 лет, чаще анемия развивается впервые во время данной беременности, на первом месте, среди факторов риска, стоит неправильное питание , на втором месте – гинекологические заболевания и беременность, третье место занимают заболевания желудочно – кишечного тракта , на 4 месте находится донорство, заболеванию подвержены люди имеющие вредные привычки( курение, неправильное питание). Основными проблемами, среди опрошенных и наблюдаемых пациенток явились: головокружение, слабость, извращение аппетита.
Опираясь на полученные данные можно сделать вывод, что основной задачей медицинской сестры, при работе с беременными пациентками с диагнозом железодефицитная анемия, будет выполнение всех зависимых, взаимозависимых и независимых манипуляций в применении к каждой пациентке индивидуально, включение элементов медицинской, социальной, психолого-педагогической работы. Важной составляющей работы медицинской сестры является санитарно-просветительское направление, когда она установить контакт с беременной, а также ее семьей и дать необходимые рекомендации, советы не только пациенту, но и родственникам. Необходимо отметить важность тонкого знания психологии беременной, умение настроить ее на благоприятный исход.
Правильная организация профилактической работы – обязательная составная часть единого процесса оказания качественной медицинской помощи и ведущая роль в этом принадлежит среднему медицинскому персоналу.
Особое внимание следует уделить вопросам формирования у данных пациенток понятия о здоровом образе жизни, правильном питании, изменению образа жизни, важности применения в ходе лечения и профилактики препаратов железа назначенных врачом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы было определение путей профилактики железодефицитной анемии у беременных.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по вопросам возникновения железодефицитной анемии у беременных женщин.
2. Определить факторы, приводящие к развитию железодефицитной анемии у беременных женщин.
3. Провести анкетирование беременных женщин для выявления у них знаний о железодефицитной анемии, ее последствиях и профилактике.
4. Проанализировать особенности участия медицинской сестры в профилактике железодефицитной анемии у беременных женщин.
В ходе исследования был проведен теоретический обзор литературных источников посвященных проблеме железодефицитной анемии у беременных, проведено опроса по опросному листу беременных женщин с целью анализа осведомленности о железодефицитной анемии, ее последствиях и профилактике, а также были рассмотрены основные направления работы медицинской сестры, осуществляющей профилактическую работу при железодефицитной анемии у беременных.
Дефицит железа в организме матери является одной из основных причин развития дефицита железа и анемии у новорожденного, что может способствовать неблагоприятным перинатальным исходам в виде преждевременных родов, малого веса новорожденных, не соответствующего гестационному возрасту детей, увеличению риска развития инфекционных осложнений и перинатальной смертности
Своевременная профилактика железодефицитной анемии беременных женщин позволяет избежать развития данного заболевания и, соответственно, его возможных неблагоприятных последствий. В случае если железодефицитная анемия уже имеет место, полноценная и сбалансированная диета, включающая специализированные продукты питания для беременных женщин, будет являться одним из важных компонентов вспомогательной терапии.
Качество осуществляемой медицинской помощи и проводимой профилактики при железодефицитной анемии у беременных подразумевает не только выполнение медицинской сестрой зависимых вмешательств, но и проведение индивидуальной мотивированной работы с беременными женщинами. Грамотное и доступное проведение бесед с женщинами на тему правильного питания при беременности, соблюдения здорового образа жизни позволят избежать развития железодефицитной анемии, будут способствовать скорейшему выздоровлению пациентки и снижению неблагоприятного воздействия на будущего ребенка.
Таким образом, железодефицитная анемия беременных является важной проблемой, имеющей отношение как к здоровью матери, так и ее плода. Использование новых комплексных препаратов со сбалансированным содержанием железа, фолиевой кислоты, цианокобаламина и аскорбиновой кислоты позволяет добиться хороших результатов в лечении этой патологии, а профилактический прием во время беременности и лактации предотвращает развитие тяжелых осложнений со стороны матери и ее ребенка.
Задачи работы решены. Цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Инфоурок
›
Доп. образование
›Научные работы›Мультимедийная презентация «ВКР: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО УХОДА ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» ОП №2 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО УХОДА ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА по специальности 34.02.01 Сестринское дело Работу выполнила: Бастракова Ангелина Александровна Студентка 4 курса 41 группы Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Руководитель работы: Спевакова Евгения Александровна Москва 2018 г.
2 слайд
Описание слайда:
Цель и задачи исследования Цель выпускной квалификационной работы: изучить особенности профессиональной деятельности медицинской сестры в осуществлении квалифицированного ухода при железодефицитной анемии у детей раннего возраста Задачи исследования: 1. проанализировать актуальную литературу по изучаемой теме и квалифицированному сестринскому уходу за детьми, которые страдают железодефицитной анемией, составить краткий литературный обзор; 2.выявить уровень знаний родителей о заболевании железодефицитная анемия у детей раннего возраста; 3. проанализировать причины дефицита знаний родителей о заболевании железодефицитная анемия у детей раннего возраста; 4. предложить мероприятия, повышающие уровень знаний родителей о заболевании железодефицитная анемия у детей раннего возраста
3 слайд
Описание слайда:
Объект исследования: Предмет исследования: База исследования: Методы исследования:
4 слайд
Описание слайда:
Железодефицитная анемия
5 слайд
Описание слайда:
Основные направления деятельности медицинской сестры при железодефицитной анемии у детей раннего возраста 1. Выполнение назначений врача. 2. Уход за пациентом. 3. Соблюдение требований инфекционного контроля . 4. Обучение пациентов и родственников пациентов. 5.Участие в лечебно-диагностической работе. 6.Проведение профилактических мероприятий. 7.Оформление документации
6 слайд
Описание слайда:
1) Организовать питание, обогащённое витаминами, кальцием, железом; 2) Обучить родственников приёму препаратов железа; 3) При организации труда и отдыха ограничивать физические нагрузки; 4) Профилактика детского травматизма; 5)Организовать мероприятия по профилактике присоединения простудных заболеваний, сопутствующих инфекций основные направления квалифицированного сестринского ухода за детьми с железодефицитной анемией
7 слайд
Описание слайда:
Анализ результатов исследования
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Выводы исследования: 1)проанализировали данные современной медицинской литературы и периодических изданий, непосредственно связанных с повседневной работой медицинской сестры по заболеванию железодефицитная анемия у детей раннего возраста; 2)выявили основные направления квалифицированного сестринского ухода за детьми с железодефицитной анемией являются: соблюдение назначений врача, проведение бесед с родителями о правилах приема препаратов железа, рекомендации по подготовке детей к клинико-лабораторным методам исследования, обеспечение родителей памятками по диете, режиму дня; 3) составили краткий литературный обзор; 4)выявили уровень информированности родителей о заболевании железодефицитная анемия у детей раннего; 5)выявили причины низкого уровня информированности родителей о заболевании железодефицитная анемия у детей раннего возраста; 6) мероприятия, повышающие уровень информированности родителей о заболевании железодефицитная анемия у детей раннего возраста являются: медицинская сестра здорового кабинета здоровья в качестве методического пособия, полные и обучающие беседы с родителям с целью повышения уровня информированности и профилактике заболевания, также выдача памяток, брошюр по воспитанию здорового ребенка
16 слайд
Описание слайда:
Рекомендации 1.Посещение будущих мам «Школы материнства»; 2.Профилактическая работа с детьми первого года жизни; 3.Работа с детьми старше 1 года
17 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Методист образовательной организации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-027409
Вам будут интересны эти курсы: