Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы у детей
Руководитель:
Преподаватель ПМ 03 Чикунов С.С. (___________________)
Подпись
Рецензент:
фельдшер БУЗ ОО «ССМП» Курсикова О. А. (___________________)
Подпись
Выполнил: Студент Гаспарян Артур Рустамович Подпись ________________________ IV курса, группа № 41 м/с | ||
Допущена к защите Заместитель директора по УР Куркова Н.С. /______________ / «___»_____________ 2017 г. | Работа заслушана на заседании ГЭК «__» _________20__ г. Работа оценена: __________________ прописью Председатель ГЭК ________________ подпись | |
г. Орел – 2017 г.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрено
На заседании П(Ц)К по специальности
«Сестринское дело»
Протокол № 4 от «7» ноября 2016 г.
Задание на выпускную квалификационную работу
Код, специальность 34.02.01 Сестринское дело
П(Ц)К по специальности «Сестринскоедело»
IVкурс, группа № 41 м/с
Студент: Гаспарян Артур Рустамович
Руководитель: преподаватель ПМ Чикунов Сергей Сергеевич
Тема работы: Роль медицинской сестры в лечении и профилактике бронхиальной астмы у детей.
Утверждено Приказом директора БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж» № 17/4 от «9» октября 2016 г. Срок сдачи работы заведующему отделением «2» июня 2017 г.
Содержание ВКР:
Современное представление о бронхиальной астме. Клиника и диагностика бронхиальной астмы. Распространенность бронхиальной астмы. Статистический анализ заболеваемости бронхиальной астмой в Орловской области. Роль медицинской сестры в лечении и профилактике бронхиальной астмы.
Исходные данные к выполнению ВКР (Перечень основной литературы, нормативных документов, материалов практики)
Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В.Смолева; под ред. К.м.н. Б.В.Кабарухина. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 473 с., ил.
Лещенко И.В., Пономарев А.С. Бронхиальная астма: неотложная помощь. Методическое письмо. Екатеринбург; 2003.
Информация о рекомендуемом месте прохождения преддипломной практики:
лечебно-профилактические учреждения здравоохранения
График выполнения выпускной квалификационной работы
Наименование этапа работы | Срок выполнения | Отметка руководителя о выполнении | |
По плану | Фактически | ||
Определение цели, задач исследования и согласование с руководителем | Ноябрь-Декабрь | 15.11.2016 | |
Составление плана работы, определение ее примерной структуры, содержания, методики выполнения | Январь-Февраль | 29.01.2017 | |
Подбор литературы, ее изучение и обработка. составление списка литературы по основным источникам | Март | 15.03.2017 | |
Разработка и представление на проверку теоретической части | Апрель | 4.04.2017 | |
Разработка и представление на проверку практической части | Апрель-Май | 21.04.2017 | |
Согласование с руководителем выводов и предложений | Май | 25.05.2017 | |
Получение отзыва руководителя | До 29.05.17 г. | 29.05.2017 | |
Изучение отзыва руководителя | 1.06.17-5.06.17 гг. | 2.06.2017 | |
Представление отзыва на рецензию | 5.06.17-9.06.17 гг. | 5.06.2017 | |
Подготовка к защите ВКР. разработка тезисов доклада и презентации | 9.06.17-13.06.17 гг | 9.06.17- 13.06.17 гг |
Руководитель (ФИО/ подпись) Чикунов С.С. /______________________
подпись
Председатель П(Ц)К (ФИО/ подпись) Капицына Ю.В._______________
подпись
Задание принял к исполнению _______________ 15.11.2016г.
подпись
Отзыв
Руководителя на выпускную квалификационную работу
Студент: Гаспарян Артур Рустамович
Тема работы: Роль медицинской сестры в лечении и профилактике бронхиальной астмы у детей
34.02.01Сестринскоедело IV курс, группа № 41
Руководитель: преподаватель ПМ
Чикунов Сергей Сергеевич
В процессе подготовки и написания дипломной работы студент соблюдал сроки выполнения календарного графика. Консультации посещал регулярно.
Актуальность проблемы исследования обоснована анализом состояния действительности. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования.
Содержание, как целой работы, так и ее глав связано с темой работы.
Тема сформулирована конкретно, отражает направленность работы.
Дипломная работа состоит из введения, основной части (I, II, III главы), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Достаточно свободно ориентируется в терминологии, используемой в ВКР.
Работа имеет достаточную теоретическую базу, достаточное количество ссылок на научную литературу. Проведено изучение учебной, научно-практической литературы, лекционного материала, и других учебных и научных пособий.
Проявил хорошие навыки в работе со статистическими материалами, правильно составлял и заполняла таблицы и по их результатам строил графики и диаграммы.
Исследовательская часть выполнена большей частью самостоятельно. Студент ответственно относился к замечаниям руководителя.
В заключении сформулированы соответствующей изучаемой теме выводы.
Оформление работы соответствует Методическим указаниям «Требования по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж»», которые являются приложением к «Положению о порядке организации и проведения государственной итоговой аттестации в БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж»».
Дипломная работа является законченным исследованием.
Для защиты выпускной квалификационной работы рекомендовано подготовить презентацию и доклад, продолжительностью не более 7 минут
Выпускная квалификационная работа сдана в указанные сроки
Заключение:
Задание на выпускную квалификационную работу выполнено полностью.
Дипломная работа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Она может быть допущена к процедуре защиты.
Выпускная квалификационная работа заслуживает оценки «отлично»
Руководитель ______________ / С.С. Чикунов
28.05.2017 г
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БА –бронхиальная астма
ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция
НПВП —нестероидные противовоспалительные препараты
СОЭ – скорость оседания эритроцитов
АД –артериальное давление
ДАИ –дозированный аэрозольный ингалятор
ЧДД – частота дыхательных движений
ЧСС – частота сердечных сердцебиений
ГКС —глюкокортикостероиды
ПСВ — пиковая скорость выдоха
ПФМ –пикфлоуметр
ВБИ –внутрибольничная инфекция
ДН – дыхательная недостаточность
ЛС – лекарственные средства
ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма — одно из самых распространенных заболеваний человечества, которому подвержены люди всех возрастов. В настоящее время число больных БА во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100-150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна БА, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить. Анализ причин смерти от БА свидетельствует о недостаточной базисной противовоспалительной терапии у большинства больных и несвоевременно оказанной неотложной помощи при обострении. Но все же достигнуты определенные успехи в лечении БА: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической БА, переоценены существующие методы фармакотерапии, внедряются новые методы лечения тяжелой БА.
Таким образом, главным показателем эффективности терапии БА является достижение и поддержание контроля над заболеванием.
Высокая распространенность и социально-экономическое влияние БА на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому изучение сестринского процесса при БА является актуальным.
Цель исследования:
изучение сестринского процесса при бронхиальной астме.
Задачи исследования:
· изучить:этиологию,классификацию,клиническую картину,диагностику;
· основные результаты обследования и лечения описываемых больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств;
· сделать выводы по осуществлению сестринского процесса у данных пациентов.
Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.
Предмет исследования: сестринский процесс при бронхиальной астме.
Методы исследования: научно-теоретический, аналитический, наблюдение.
Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.
Работа медицинской сестры с астматическими больными
Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.
В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.
Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой
Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:
- Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
- Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
- Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.
Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:
- Оценка физического и психического состояния пациента.
Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:
- как часто происходят приступы удушья?
- какие обстоятельства им предшествуют?
- известно ли, что их провоцирует?
- насколько они интенсивны?
- проходят ли приступы сами по себе?
- если нет, какими медикаментами они снимаются?
- на что у больного есть аллергия?
Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:
- наличие или отсутствие вынужденной позы;
- присутствие и характер одышки;
- присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).
Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.
- Определение проблем и потребностей больного.
Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.
К физиологическим можно отнести:
- ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
- нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
- нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
- ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).
К социально-психологическим можно отнести:
- подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
- присутствие страха перед следующим приступом;
- ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
- ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
- депрессии из-за невозможности самореализоваться;
- уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
- Подготовка пациента к обследованиям.
На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.
- Планирование.
Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).
Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?
Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:
- Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
- Обучает правильной технике дыхания.
Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:
- в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
- делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
- дышать полной грудью.
- Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.
Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.
Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.
Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.
Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.
- Дает рекомендации касательно диетического питания.
Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.
Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.
- Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.
Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.
- Учит, как вести себя после приступа.
Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.
- Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.
Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.
Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.
Советуем почитать: Бронхиальная астма: верный путь к диагнозу