Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы диплом

Бронхиальная астма представляет собой глобальную проблему здравоохранения. Распространённость бронхиальной астмы в разных странах мира колеблется от 1% (0,7% — Монако) до 18% (18,4% — Шотландия). В России бронхиальной астмой страдает от 2,2% до 8% взрослого населения. Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Всё, что может сделать медицина – это сократить количество приступов  у больного и, насколько возможно, улучшить состояние пациента и его качество жизни [3]. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении  больницы пациента просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, как не допускать обострений и как грамотно оказывать неотложную помощь при приступе удушья. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются, становятся более интенсивными и продолжительными, и больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и психологическое состояние пациента – больной бронхиальной астмой чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются.

Современная медикаментозная терапия при правильном использовании позволяет добиться контроля над заболеванием. Но довольно часто у пациентов с бронхиальной астмой  все-таки развиваются обострения заболевания. Причинами обострения обычно служат: плохо подобранное базовое лечение, нечёткое его выполнение, аллергены, респираторные инфекции, физическая нагрузка, изменение погоды, эмоциональные нагрузки, курение. Чтобы  избежать обострений бронхиальной астмы, нужно обучить больного навыкам самоконтроля за состоянием, самопомощи в период приступов удушья. С этой целью создаются астма-школы, которые организуются на базе астма-центра, аллергологического или пульмонологического кабинета поликлиники или стационара. 

Всё это свидетельствует о том, что лечение бронхиальной астмы является одной из важнейших проблем современной медицины.

Цель исследования: определить роль медицинской сестры в профилактике прогрессирования бронхиальной астмы.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по выбранной теме.
  2. Методом пилотажного анкетирования определить степень контроля заболевания и изучить информированность пациентов с бронхиальной астмой по вопросам третичной профилактики.
  3. Проанализировать результаты исследований и сделать вывод.
  4. Составить практические рекомендации пациентам с бронхиальной астмой по профилактике прогрессирования заболевания.

Предмет исследования: третичная профилактика бронхиальной астмы.

Объект исследования: пациенты с бронхиальной астмой.

Гипотеза исследования: обучение пациентов с бронхиальной астмой помогает повысить мотивацию к проведению самоконтроля и более эффективному самоуходу.

Методы исследования: анкетирование, анализ и статистическая обработка данных, беседа с пациентами, оценка результатов.

Исследовательская часть:

Исследование проводилось на базе пульмонологического и аллергологического отделений городской больницы №26. В исследовании приняли участие пациенты в количестве 20 человек, из них 11 женщин и 9 мужчин в возрасте от 18 лет и старше. 8 респондентов имеют стаж бронхиальной астмы от 1 до 10 лет, 8 — от 11 до 20 лет, двое из опрошенных от 21 до 30 лет, и двое страдают бронхиальной астмой более 30 лет.

Исследование проводилось  в три этапа. На этапе констатирующего эксперимента пациентам был предложен тест по контролю над астмой (Asthma Control Test – ACT; — тест разработан для регулярной оценки состояния и помогает пациентам, страдающим бронхиальной астмой, своевременно обратиться за консультацией к специалисту, чтобы в случае необходимости изменить терапию). Была разработана специальная анкета для  выявления причин, которые препятствуют достижению полного контроля над астмой. Пациентам также было предложено продемонстрировать технику ингаляции бронхолитических средств.

Проведенный анализ результатов исследования показал:

  • Ни один из пациентов, принявших участие в исследовании, не достиг полного контроля над заболеванием;
  • Не всем пациентам, у которых не достигнут полный контроль над астмой, были назначены ингаляционные глюкокортикоидные препараты;
  • Была выявлена низкая приверженность пациентов к лечению (не все пациенты выполняют назначения врача в полном объёме);
  • Пациенты в большинстве своём не ведут дневники контроля, не определяют пиковую скорость выдоха с помощью пикфлоуметра;
  • Многие пациенты не знают ингаляционные пути введения ЛС (не пользуются небулайзерами), не соблюдают все правила пользования индивидуальным ингалятором.
  • Были выявлены пациенты, которые не знают факторы риска обострения БА.

Таким образом, проведённое исследование, позволило выявить причины, которые препятствуют достижению полного контроля над бронхиальной астмой. В  плохом контроле заболевания виноваты и врачи и пациенты. Но, всё-таки, самым слабым звеном в системе оказания медицинской помощи при БА является пациент. И основной причиной отсутствия контроля над БА является дефицит знаний пациента и его низкая приверженность к лечению. На этапе формирующего эксперимента с пациентами проводилась беседа по вопросам третичной профилактики бронхиальной астмы. Пациентам были предложены памятка по ингаляционным способам доставки лекарственных средств, инструкция по определению пиковой скорости выдоха с помощью пикфлоуметра и ведению дневника самоконтроля.  Пациенты обучались технике пользования индивидуальным ингалятором, небулайзером.

Результаты контрольного эксперимента показали, что пациенты, прошедшие обучение, стали более ориентированы в своём заболевании, правильно оценивают тяжесть своего состояния, знают о  факторах риска обострений бронхиальной астмы, способах их профилактики, принципы лечения заболевания. Пациенты научились правильно пользоваться индивидуальным ингалятором, пикфлоуметром и ведению дневника самоконтроля.

Выводы

Изучение теоретического материала и проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Бронхиальная астма является тяжёлым и угрожающим жизни заболеванием;
  2. Только 45% больных с бронхиальной астмой достигают полного контроля над заболеванием;
  3. Причинами низкого контроля БА являются: низкая приверженность к лечению, неправильная техника ингаляций, нежелание отказаться от привычного образа жизни, в том числе от курения;
  4. Современные лекарственные средства позволяют достичь полного контроля над заболеванием;
  5. В низком уровне контроля над БА слабым звеном является пациент;
  6. Чтобы достичь максимального контроля над заболеванием, надо воздействовать, прежде всего, на пациента;
  7. Обучение пациентов – необходимая составная часть комплексной программы терапии БА.

Заключение

Выбор данной темы для исследования обусловлен тем, что бронхиальная астма является проблемой мирового масштаба. От этого серьёзного заболевания, которое может быть достаточно тяжёлым и иногда смертельным, страдают люди всех возрастов во всех странах мира. В России бронхиальной астмой страдает от 2,2% до 8% взрослого населения. Причины возникновения бронхиальной астмы изучены не полностью. Самые значительные факторы риска её развития – генетическая предрасположенность, содержание в окружающей среде веществ, которые могут провоцировать аллергические реакции. Астма оказывает значительное физическое и эмоциональное воздействие на страдающих ею людей. Повторяющиеся приступы астмы часто приводят к бессоннице, дневной усталости, снижению активности, работоспособности. Болезнь  часто мешает полноценной жизни, выполнению повседневных задач на работе и в семье, что может вызвать апатию и депрессию. Имеющиеся лекарственные средства позволили значительно улучшить состояние пациентов с бронхиальной астмой, однако даже при проведении регулярной терапии около половины больных не достигают контроля над заболеванием. Это значит, что они по-прежнему страдают от приступов одышки и вынуждены ограничивать повседневную активность.

Эффективность лечения бронхиальной астмы тесно связана с тщательным выполнением пациентами квалифицированных медицинских рекомендаций. Во многих случаях недостаточно эффективное лечение, особенно лиц молодого возраста, связано с непониманием пациентами сущности заболевания, что ведёт к неправильному выполнению предписаний врача. В нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своём заболевании. Отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами серьёзно препятствуют успешному преодолению болезни. В результате учащаются обострения, госпитализации, вызовы скорой помощи, снижается качество жизни, удорожается лечение.

Полученные из литературных источников данные были полностью подтверждены результатами проведенного эксперимента. Среди пациентов, страдающих БА, имеет место очень низкий контроль заболевания. Причинами отсутствия контроля над бронхиальной астмой являются дефицит знаний по вопросам третичной профилактики заболевания,  низкая приверженность к лечению, неправильная техника ингаляций, нежелание отказаться от привычного образа жизни, а также от курения. Пациенты, страдающие БА, нуждаются в обучении.

Таким образом, проведенное исследование, позволило сделать вывод, что обучение является необходимой составной частью комплексной программы терапии БА. Следовательно  гипотеза: “обучение пациентов с бронхиальной астмой помогает повысить мотивацию к проведению самоконтроля и более эффективному самоуходу” доказана.

К сожалению большая нагрузка на врачей, необходимость заполнять огромное количество документов не оставляет у них времени на адекватное и обстоятельное консультирование пациента, анализ его состояния, коррекцию терапии, обучению правильному приему препарата. И здесь на помощь врачам должен прийти хорошо обученный и квалифицированный сестринский персонал. Медицинские сёстры должны взять на себя консультирование и обучение пациентов с БА и их родственников по профилактике обострений заболевания.

Список использованной литературы

  1. Глобальные инициативы по бронхиальной астме// Журнал “Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы”. – 2014.
  2. Анохина Т.Н. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь лёгких / Анохина Т.Н. // Астма и аллергия. – 2013. — №1. – 13-14с.
  3. Бадоева З.А. Тенденции заболеваемости бронхиальной астмой / Бадоева З.А., Бериева Л.М., Гурциев О.Н., Медоева А.А. // Фундаментальные исследования. – 2011. — №10-1. – 26-29с.
  4. Баур К. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь лёгких / Баур К., Прейссер А. // ГЭОТАР-Медиа. – 2010. – 210с
  5. Белевский А.С. Современная терапия бронхиальной астмы, шаг вперёд / Белевский А.С. // Астма и аллергия. – 2013. — №1. – 16-18с.
  6. Будчанов Ю.И. Генетика бронхиальной астмы / Будчанов Ю.И, Делягин В.М. // Практическая медицина. – 2010. — №45. – 19-21с.
  7. Визель А.А. Бронхиальная астма: Современные тенденции в лечении / Визель А.А. // Вестник современной клинической медицины. – 2011. — №3. – 14-17с. – 4т.
  8. Исмаилова С.К. Спирометрические показатели в ранней диагностике бронхиальной астмы / Исмаилова С.К, Минкаилов Э.К, Минкаилов К-м О. // Вестник новых медицинских технологий. – 2012. — №4. – 152-154с.
  9. Косарев В.В. Диагностика, лечение и профилактика профессиональной бронхиальной астмы / Косарев В.В., Бабанов С.А. // Справочник фельдшера и акушерки. – 2012. — №2. – 12-18с.
  10. Ненашева Н.М. Обострение бронхиальной астмы: лечение и профилактика. / Ненашева Н.М.// РМЖ. – 2013. — №29. – 149с.
  11. Ненашева Н.М. Бронхиальная астма и сопутствующие заболевания / Ненашева Н.М. // Лечебное дело. – 2014. — №1. – 18-26с.
  12. Ненашева Н.М. Достижение и поддержание контроля бронхиальной астмы / Ненашева Н.М.,Себекина О.В. // Практическая пульмонология. – 2014. — №2. – 3-7с.
  13. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие / Отвагина Т.В. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 367с.
  14. Перельман Н.Л. Качество жизни у больных бронхиальной астмой с осмотической гиперреактивностью дыхательных путей / Перельман Н.Л. // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. – 2016. — №59. – 16-19с.
  15. Ревякина В.А. Современные подходы к терапии больных бронхиальной астмой / Ревякина В.А. // Практическая пульмонология. – 2014. — №1. – 83-88с.
  16. Рудакова А.В. Фармакоэкономические аспекты поддерживающей терапии бронхиальной астмы ингаляционными кортикостероидами / Рудакова А.В. // Качественная клиническая практика. – 2013. — №1. – 47-49с.
  17. Собко Е.А. Введение больных с обострением бронхиальной астмы в условиях специализированного стационара / Собко Е.А., Большакова Н.И., Демко И.В. // Сибирское медицинское обозрение. – 2012. — №2.
  18. Сухова Е.В. Что нужно знать фельдшеру о бронхиальной астме / Сухова Е.В. // Справочник фельдшера и акушерки. – 2014. — №4. – 14-24с.; №5. – 8-15с.; №6. – 18-29с.
  19. Тумаренко А.В. Астма-школа / Тумаренко А.В., Скворцов В.В., Луньков М.В., Ильясова З.З., Скворцова Е.М. // Медицинская сестра. – 2015. – 8-13с
  20. Фетищева И.В. Правильная стратегия при бронхиальной астме / Фетищева И.В. // Сестринское дело. – 2015. — №2. – 33-35с.
  21. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма: новые перспективы в терапии / Чучалин А.Г. // Казанский медицинский журнал. – 2011. — №5. – 676-681с. – 92т.
  22. Чучалина А.Г Справочник по пульмонологии / Под редакцией акад. РАМН. Чучалина А.Г., проф. Ильковича М.М. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 928с.
  23. Шабанова В.В. Бронхиальная астма / Шабанова В.В. // М.: Слог. – 2013. – 160с
  24. Шапорова Н.Л. Бронхиальная астма тяжёлого течения / Шапорова Н.Л, Трофимов В.И, Марченко В.Н. // Практическая пульмонология. – 2013. — №4. – 3-6с.

Оригинал работы:

Выпускная квалификационная работа: “Роль медицинской сестры в профилактике прогрессирования бронхиальной астмы”

Источник

Основные факторы, предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы. Особенность принципов формирования приступа удушья. Анализ течения обострения заболевания. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Комплекс лечения и профилактики болезни.

Подобные документы

  • Характеристика бронхиальной астмы: ее этиология, факторы, предрасполагающие к развитию заболевания, патогенез, клиническая картина, возможные осложнения и способы лечения. Принципы оказания первичной медицинской помощи при приступе бронхиальной астмы.

    курсовая работа, добавлен 11.03.2015

  • Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики заболевания, возможные осложнения. Принципы оказания первичной доврачебной помощи при бронхиальной астме. Принципы лечения и профилактики заболевания.

    курсовая работа, добавлен 12.03.2015

  • Эпидемиология, этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности клинического течения бронхиальной астмы. Методы лечения и профилактики данного заболевания. Анализ историй болезни пациентов с этим диагнозом. Сестринский процесс при бронхиальной астме.

    реферат, добавлен 01.06.2019

  • Этиология, эпидемиология и этапы развития бронхиальной астмы, основные предрасполагающие факторы. Клиническая картина заболевания, принципы лечения и профилактики. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.

    реферат, добавлен 14.12.2017

  • Исследование клинической картины и особенностей диагностики бронхиальной астмы. Основные принципы оказания первичной медицинской помощи при данной болезни. Характеристика лечения и профилактики хронического воспалительного заболевания дыхательных путей.

    курсовая работа, добавлен 10.03.2018

  • Этиология и предрасполагающие факторы бронхиальной астмы. Клиническая картина и особенности диагностики. Оказание первичной медицинской помощи. Лечение и профилактика данного заболевания. Клинический пример. Основные положения сестринского процесса.

    курсовая работа, добавлен 24.12.2017

  • Исследование этиологии и предрасполагающих факторов бронхиальной астмы. Изучение принципов оказания первичной медицинской помощи при данном заболевании. Определение способов лечения (манипуляций, выполняемых медицинской сестрой) и профилактики болезни.

    курсовая работа, добавлен 08.06.2015

  • Этиология, патогенез и классификация бронхиальной астмы. Клиническая картина астматического приступа. Принципы диагностики бронхиальной астмы. План сестринского ухода за астматическим больным. Роль медицинской сестры в профилактике обострений у детей.

    курсовая работа, добавлен 11.06.2016

  • Формы аллергической бронхиальной астмы (БА). Этапы развития БА и факторы риска возникновения заболевания. Терапия бронхиальной астмы. Сестринский процесс при бронхиальной астме. Оказание помощи при приступе. Диспансерное наблюдение и профилактика БА.

    реферат, добавлен 20.04.2011

  • Проведение аллергологического анамнеза пациента. Исследование системы органов дыхания, кровообращения и пищеварения. Характеристика приступа удушья при бронхиальной астме. Ухудшение состояния в виде затрудненного дыхания. Диагностика и лечение болезни.

    история болезни, добавлен 30.04.2016

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Содержание

Введение 3

Глава 1. Современные теоретические основы изучения бронхиальной астмы 6

1.1. Этиология патогенез бронхиальной астмы 6

1.2. Классификация и клиническая картина бронхиальной астмы 7

1.3. Неотложная помощи при приступе бронхиальной астмы 10

1.4. Принципы диагностики и лечения бронхиальной астмы 11

1.5. Профилактика осложнений бронхиальной астмы 14

Глава 2. Изучение роли медицинской сестры в профилактике осложнений бронхиальной астмы на примере обучения пациентов в астма школе 18

2.1. Характеристика объекта исследования 18

2.2. Обучение пациентов в астма школе 20

2.3. Результаты обучения 24

2.4. Выводы и практические рекомендации по результатам исследования 27

Заключение 33

Список литературы 36

Приложение 1 38

Приложение 2 39

Приложение 3 40

Введение (выдержка)

Бронхиальная астма принадлежит к числу распространенных аллергических болезней. За последние годы во всем мире отмечается тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и ее более тяжелому течению.

Актуальность темы исследования. По статистике, астмой в России страдает около 10% взрослого населения и 15% детей, а в последние годы положение ещё более усугубилось, увеличилась частота заболеваний астмой и тяжесть её протекания. По некоторым данным, количество заболевших бронхиальной астмой, за последние 25 лет, увеличилось в 2 раза.

Здоровые родители практически ни чем не угрожают своим детям, риск заболеть астмой у ребёнка составляет всего 20% (в официальной медицине это считается нормальным риском). А вот если в семье болен хотя бы один родитель, то риск детского заболевания возрастает уже до 50%. Ну а когда больны и мать и отец, в 70 случаев из 100, ребёнок заболевает . Уже в самом начале 21 го века, уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 раз! И около 80% детских смертей при бронхиальной астме приходится на возраст от 11 до 16 лет! В отношении возраста, в котором начинают болеть: чаще начало заболевания приходится на детский возраст до 10 лет — 34%, от 10 — 20 лет — 14%, от 20 — 40 лет — 17%, от 40 — 50 лет — 10%, от 50 — 60 лет — 6%, старше — 2%. Часто первые приступы заболевания начинаются на первом году жизни. Бронхиальная астма у детей в раннем детстве протекает необычно, нередко принимается за коклюш, бронхопневмонию, бронхоаденит (первичный туберкулезный лимфаденит бронхов у детей).

Современные подходы к лечению и профилактике бронхиальной астмы начали внедрять с 1996 г., после состоявшейся в 1995 г. докладе Всемирной организации здравоохранения «Бронхиальная астма. Глобальная стратегия» Комплексная лечебная программа бронхиальной астмы включает в себя образовательную программу пациентов.

Большая роль в этом новом направлении отводится медсестре, которая призвана обучать пациента принципам самоконтроля, правильному и осмысленному выполнению назначений врача.

Известно, что в большинстве случаев причины неудовлетворительных результатов лечения больных БА связаны с недостаточной информированностью больного о своем заболевании. Необходимо дать пациенту сведения о причинах и характере его заболевания, основных механизмах, приводящих к симптомам болезни. Необходимо также научить больного правильной технике ингаляционной терапии, применению спейсеров, использованию пикфлоуметра. Важным является ведение больным дневника самонаблюдения, где он мог бы отражать изменения симптомов, а также динамику показателей пикфлоуметрии при суточном и более продолжительном мониторировании.

Кроме того, в тяжёлых случаях, когда больной госпитализируется, медсестра должна должным образом принять пациента, оформить его медицинскую карту, а после осмотра пациента врачом выписать из неё назначения врача. Она должна уметь осуществлять общий и индивидуальный уход за пациентом, готовить пациента к исследованиям, выполнять назначения врача, осуществлять сестринский процесс.

Объект выпускной квалификационной работы – бронхиальная астма и осложнения, клинические проявления, лечение и профилактика.

Предмет выпускной квалификационной работы – принципы методов профилактики осложнений бронхиальной астмы в поликлинических условиях.

Цель выпускной квалификационной работы – обучение пациентов методам самоконтроля в профилактике осложнений бронхиальной астмы

Задачами поставленной работы являются:

1. Рассмотреть этиологию, патогенез бронхиальной астмы;

2. Изучить классификация и клинические проявления бронхиальной астмы;

3. Изучить основы оказания неотложной помощи при бронхиальной астме;

4. Изучить принципы диагностики и лечения бронхиальной астмы;

5. Рассмотреть профилактические мероприятия осложнений бронхиальной астме.

6. Изучить особенности обучения пациентов в Школе астмы на базе Спб ГБУЗ «Городская поликлиника 120»;

7. Разработать план занятия в Школе астмы;

8. Проанализировать и сделать выводы результатов обучения в Школе астмы.

Методы исследования: метод сравнительного анализа, описательный метод, анкетирование и анализ результатов анкетирования.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение (выдержка)

Согласно задачам, поставленным в начале исследования, можно сделать следующие выводы по проведенному исследования:

1. Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, характеризующееся периодически возникающими приступами экспираторной одышки (удушья), связанными с нарушением бронхиальной проходимости.

2. В окружающей среде существует много веществ, способных вызвать у человека аллергию (повышенную чувствительность) и связанные с ней различные заболевания. Но повышенная чувствительность к ним свойственна не всем людям.

3. В диагностике БА важную роль играет тщательно собранный анамнез: что предшествует приступу удушья: контакт с неинфекционными аллергенами: пылевыми, бытовыми, производственными, пищевыми, лекарственными и др. у больных с атопическим вариантом БА; воспалительные заболевания органов дыхания инфекционной природы у больных с инфекционно — зависимым вариантом; при гормональной зависимости ухудшение состояния при уменьшении дозы гормонов; при дизовариальном варианте — ухудшение состояния в связи с менструальным циклом; нервно — психический стресс, различные неприятности в семье, на работе в случае нервно — психического варианта; физическая нагрузка, дыхание холодным воздухом, вдыхание различных запахов; приём аспирина или других НПВП; Отягощённая наследственность: наличие БА и аллергических заболеваний у кровных родственников.

4. Главным принципом лечения бронхиальной астмы является постоянное проведение противовоспалительного лечения, которое сокращает количество хронических симптомов и предупреждает обострение болезни на основе ступенчатого подхода.

5. Профилактика бронхиальной астмы заключается в санации очагов инфекции, предупреждении и своевременном лечении острых респираторных заболеваний, хронического бронхита. Имеет значение соблюдение техники безопасности на химических заводах, борьба за оздоровление экологии. Вторичная профилактика проводится по линии диспансеризации пациентов в поликлиниках.

6. Базой исследования послужила Спб ГБУЗ «Городская поликлиника 120». Поликлиника обслуживает 60 000 человек. Образовательная программа «Астма-школа» в ГБУЗ «Городская поликлиника 120» включает 10-12 занятий по специальной программе согласно методическим рекомендациям НИИ пульмонологии Министерства здравоохранения Российской Федерации. Астма-школу могут посещать все пациенты бронхиальной астмой. Группы в школах смешанные. Опыт показывает, что такое смешение допустимо, более того — пациенты бронхиальной астмой с большим стажем обмениваются опытом с недавно заболевшим, что идет последним на пользу.

7. В нашем исследовании участвовало 12 человек, посещающих школу астмы. На первом занятии их познакомили с теоретическими понятиями, что такое бронхиальная астма, ее причины. Второе занятие в астма школе посвятили обучению пациентов пользованию пикфлоуметром и ведению дневника самоконтроля.

8. По результатам проведенного исследования после обучении в астма-школе, в котором учувствовали 12 пациентов, которые до начала обучения не умели пользоваться средствами самоконтроля. После проведенного обучения было отмечено, что все обучаемые

Литература

1. Contoli M, Bousquet J, Fabbri LM, et al. The small airways and distal lung compartment in asthma and COPD: a time for reappraisal. Allergy 2010;65:141-151

2. Sutherland ER, King TS, Icitovic N, Ameredes BT, Bleecker E, Boushey HA, et al; National Heart, Lung and Blood Institute’s Asthma Clinical Research Network. A trial of clarithromycin for the treatment of suboptimally controlled asthma. J Allergy Clin Immunol. 2010 Oct;126(4):747 53.

3. Белевский Андрей Станиславович, Княжеская Надежда Павловна, Новиков Юрий Константинович. Оценка уровня контроля бронхиальной астмы с помощью аст-теста // Атмосфера. Пульмонология И Аллергология . 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-kontrolya-bronhialnoy-astmy-s-pomoschyu-ast-testa (дата обращения: 28.05.2014).

4. Внутренние болезни : учебник. — Стрюк Р.И., Маев И.В. 2008. — 496 с.

5. Внутренние болезни в 2-х томах: учебник / Под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова — 2010. — 1264 c.

6. Внутренние болезни: руководство к практ. занятиям по факультетской терапии: учеб. пособие А. А. Абрамова ; под ред. профессора В. И. Подзолкова. — 2010. — 640 с.

7. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (GINA) 2011.[Электронные ресурс]// https://www.ginasthma.org/.

8. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (пересмотр 2011 г.)/ Под ред. А.С. Белевского. — М.: Российское респираторное общество, 2012. — 108 с.

9. Гноевых В. В. и др. Бронхиальная астма и табакокурение //Medline. ru. – 2011. – Т. 12. – С. 261-289.

10. Гурова А. Ю. и др. Особенности рациональной фармакотерапии бета-адреноблокаторами при сочетании ишемической болезни сердца и хронической обструктивной болезни легких //Кардиология. – 2012. – Т. 2. – С. 12.

11. Клиническая фармакология: избранные лекции / С.В. Оковитый, В.В. Гайворонская, А.Н. Куликов, С.Н. Шуленин. — 2009. — 608 с.

12. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2 ч. Ч.1. / Л.И.кулешова, Е.В.Пустоветова; под общ. ред. Р.Ф.Морозовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 477с.

13. Новик Г. А. Бронхиальная астма физического напряжения и методы ее лечения //Лечащий врач. – 2012. – №. 6. – С. 27-34.

14. Полевая О.А., Карабиненко А.А. Школа здоровья для больных бронхиальной астмой // Лечебное Дело . 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-zdorovya-dlya-bolnyh-bronhialnoy-astmoy (дата обращения: 27.04.2014).

15. Справочник врача общей практики. В 2-х томах. / Под ред. Воробьева Н.С. –М.: Изд-во Эксмо, 2010- 218с.

16. Хаитов Р.М., Ильина Н.И. Аллергология и иммунология.// Национальное руководство – М.,2009.- 659 с.

17. Электронный ресурс МКБ 10// https://10mkb.ru/

Источник