Работа медицинской сестры в школе бронхиальной астмы

Охрана здоровья и профилактическая помощь населению являются составляющими сферы здравоохранения. Провозглашение профилактики в качестве стратегического направления развития содержится во всех государственных законодательных актах последнего десятилетия, касающихся охраны здоровья населения. Это утверждается в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», об этом настойчиво прописывается в «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и ряде законодательных актов самого последнего времени.

Значительная часть работы в школах возложена на сестринский персонал. Медицинские сестры обучают необходимым навыкам и умениям. В работе школ активно применяется метод наглядной пропаганды — это плакаты, рисунки, фотографии и видеофильмы.

Средний медицинский персонал является тем звеном здравоохранения, который наиболее близко контактирует с пациентами. Поэтому им отводится решающая роль в организации школ здоровья. Необходимо вести разъяснительную работу среди населения и пациентов клиник, лечебно-профилактических центров о вреде курения, употребления алкоголя, переедании. О необходимости здорового образа жизни, закаливании, занятии физическими упражнениями.

Основной метод обучения в школах бронхиальной астмы включает в себя лекционный курс, практические занятия по обучению навыкам самоконтроля с последующим ведением дневника.

С пациентами в школах проводятся анкетирование, лекции, беседы, конкурсы, викторины.

Деятельность медицинской сестры школы заключается в следующем:

  • -в пропаганде ЗОЖ среди населения;
  • -оказании пациентам моральной поддержки в процессе обучения;
  • -контроле посещаемости занятий и убеждении пациента в пользе этого;
  • — подготовке наглядного материала в пределах своей компетенции;
  • — анкетировании пациентов в начале обучения и по окончании цикла занятий.

Старшая медицинская сестра отделения медицинской профилактики в работе школ выполняет следующие функции:

  • -контроль за выполнением графика работы школ;
  • -руководство работой сестринского персонала и контроль ее качества;
  • -контроль за состоянием и оснащением помещений, в которых работают медицинские сестры отделения, и соблюдением правил внутреннего распорядка отделения его сотрудниками и посетителями;
  • -обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отделения;
  • -проведение активной и систематической санитарно-просветительной работы среди пациентов по вопросам ЗОЖ и предупреждению заболеваний;
  • -систематическое повышение квалификации и уровня медицинских знаний сестринского персонала;
  • -представление отчета о численности обучающихся в школах в отделение медицинской статистики;
  • -соблюдение подчиненными принципов этики и деонтологии.

Медицинская сестра при проведении практических занятий может использовать имеющиеся в их распоряжении наглядные материалы. Больным на руки выдаются методические пособия «Рекомендации для больных бронхиальной астмой», памятки для пациентов. Особое внимание уделяется умению пациента анализировать полученные данные и прогнозировать предкризовые состояния для своевременного оказания себе самостоятельной помощи.

На практических занятиях больные, а также лица с наличием у них факторов риска возникновения заболевания знакомятся с правилами поведения для изменения образа жизни, узнают о возможности воздействия на управляемые факторы риска.

Таким образом, медицинская сестра выполняет важную роль в работе школ бронхиальной астмы. С помощью данных школ медицинская сестра учит больного придерживаться щадящего режима, дает рекомендации по соблюдению рациональной диеты, способам применения аэрозолей.

Медицинская сестра объясняет больному, что исключение вредных привычек является важным компонентом терапии заболевания, убедить в пользе закаливания и дозированных физических нагрузок (прогулок, утренней гимнастики, ЛФК, отказа от курения).

С целью профилактики обострений заболевания медицинская сестра информирует о необходимости своевременного выявления и санации очагов хронической инфекции. Кроме того, медицинская сестра школы обращает особое внимание пациентов на необходимость отказа от табакокурения и употребления алкоголя, увеличение физической активности больных, а также борьбе с избыточной массой тела у лиц с ожирением.

Медицинская сестра в школе бронхиальной астмы информирует пациентов о:

  • 1. внешнем строении дыхательных путей, о связи заболевания верхних и нижних дыхательных путей, о ветвлении бронхов и о понятии бронхиального дерева, о дыхательном акте и роли диафрагмы в дыхательном акте.
  • 2. внутреннем строении дыхательных путей, о механизмах самоочищения бронхиального дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о губительном влиянии курения на защитные процессы в дыхательных путях, о бронхиальном секрете — его составе и защитных свойствах.
  • 3. механизмах развития приступа бронхиальной астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке слизистой, о гиперсекреции мокроты; демонстрируется различие между бронхами во время и вне приступа астмы.
  • 4. об аллергических причинах бронхиальной астмы.

Также на занятиях данной школы медицинская сестра обучает слушателей пользоваться пикфлоуметром, дозированным ингалятором и спейсером. На занятии пациентам дается понятие о разграничении зон контроля на графике пикфлоуметрии, что крайне важно для своевременного распознавания обострения заболевания.

На занятии пациенты обучаются технике применения дозированных ингаляторов. В начале занятия одному — двум больным предлагается продемонстрировать технику пользования ингалятором. Как показывает практика, только единичные больные могли правильно продемонстрировать технику использования ингалятора. Как правило, больные делают одни и те же принципиальные ошибки: не делают предварительный выдох, не четко синхронизируют начало вдоха и нажатие на дно баллончика и т. д. После этого медицинская сестра рассказывает правильную технику ингаляций и сама её демонстрирует (с этой целью используется плацебо).

Итак, подводя итоги данной главы, отметим следующее. Бронхиальная астма является серьезным хроническим заболеванием, в основе которого находится воспалительный процесс дыхательных путей, приводящий к бронхиальной обструкции различной степени тяжести.

В последнее время особое распространение получили школы бронхиальной астмы, и важную роль в работе данных школ выполняет медицинская сестра. Она проводит санитарно-просветительскую работу о профилактике заболевания, способах и методах лечения и диагностики и т.д.

Источник

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты организации помощи пациентам в школе «Бронхиальная астма»…………………………………………………………….5
1.1. Краткая справка о необходимости создания школ астмы………..5
1.2. Современные представления о заболевании бронхиальная астма…6
1.3. Основные направления профилактики бронхиальной астмы …….15
2. Анализ роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма»……………………………………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………….21
Приложение……………………………………………………………………….23

Введение

Актуальность проблемы. На современном этапе бронхиальная астма (БА) представляет собой не только распространенное, но и тяжелое заболевание, обусловливающее смертность. По данным ВОЗ, смертность от БА составляет в Германии — 0,012%, а в Японии — 0,009 %, превышая таковую при ревматизме и гипертонии.
В России, по данным различных источников, распространённость БА среди взрослого населения колеблется от 2,2 до 5—7 %, а в детской популяции этот показатель составляет около 10 %. Заболевание может возникнуть в любом возрасте; примерно у половины больных БА развивается до 10 лет, ещё у трети— до 40 лет. Среди детей, больных бронхиальной астмой, мальчиков в два раза больше, чем девочек. К 30 годам соотношение полов выравнивается, лица пожилого и старческого возраста составляют 44% от общего числа больных, что связывают с возрастными изменениями бронхолегочной системы.
Рост заболеваемости БА в последние десятилетия можно объяснить тремя основными факторами: возрастанием аллергической реактивности населения, развитием химической промышленности, загрязнением окружающей среды и различными обстоятельствами, увеличивающими контакт с аллергенами, ростом хронических заболеваний дыхательных путей, создающих предпосылки к развитию БА. Длительность жизни и трудоспособность больного БА во многом зависит от своевременности выявления заболевания, его тяжести, возраста больного адекватного лечения, а также его образа жизни. Для обеспечения контроля БА необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия. Именно поэтому значимость роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма» не вызывает сомнений.
Цель исследования. Анализ роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма».
Объект исследования: работа школы «Бронхиальная астма».
Предмет исследования: роль медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма».
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу по вопросу развития БА.
2. Выявить основные проблемы пациента с заболеванием бронхиальная астма.
3. Проанализировать роль медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма».
4. Разработать рекомендации пациентам по профилактике заболевания бронхиальная астма.
Гипотеза исследования основывается на том что, рациональная организация деятельности медицинской сестры в ходе работы школы «Бронхиальная астма» улучшит осведомленность пациента и его близких о различных аспектах БА, что позволит снизить уровень заболеваемости и уменьшить количество осложнений, а значит повысить качество жизни пациентов.
Методологическую основу написания данной работы составили методы обобщения, анализа, наблюдения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Заключение

Нами изучена научная литература и интернет — источники по вопросам роли медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма». Анализ литературных и интернет — ресурсов показал, что, несмотря на достигнутые современной медициной успехи, в лечении БА, данная патология продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем здравоохранения. Возникновению и развитию заболевания способствует ряд биогенных и социально – гигиенических факторов. При этом важным условием развития БА является длительное воздействие патогенного фактора, отсутствие своевременного лечения и хронизация процесса. Поэтому особое значение приобретает организация системы предупреждения развития БА и устранения влияния факторов риска на организм, то есть профилактики. При этом, меры первичной профилактики могут быть сведены к пропагандированию правил здорового образа жизни, вторичной — к своевременному выявлению и адекватному лечению БА, а третичной – к недопущению хронизации острого процесса. Для этого и создаются школы для обучения больных БА.
Роль медицинской сестры в работе школы «Бронхиальная астма» трудно переоценить. Она состоит, прежде всего, в информировании пациента об основных проблемах БА, а в случае необходимости, в оказании ему помощи, решении возникающих у него проблем со здоровьем, не допущению ухудшения состояния и возникновения новых проблем.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный поможет смоделировать действия среднего медицинского персонала при работе в школе «Бронхиальная астма», что, может способствовать повышению ответственности у медицинских сестер за здоровье пациента, улучшить качество его жизни, уменьшить риск развития осложнений и хронизации БА. Разработанные рекомендации для больных БА помогут облегчить состояние пациента, избежать развития осложнений и могут быть применены в работе школы «Бронхиальная астма» (см. Приложение).

Список литературы

1. Алексеева, В. М. Услуги среднего медицинского персонала. — М: Норма, 2011 — 350с.
2. Вебер В.Р. Чуваков Г.И. Лапотников В.А. Основы сестринского дела. – М: Медицина 2001 — 496с.
3. Внутренние болезни в 2-х томах: учебник /Под. ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. М: Медицина, 2010-1264с.
4.Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / под ред. А. Г. Чучалина. [Текст] — М.: «Атмосфера», 2007. — С. 104.
5. Греков И. Г. Медико-социальные аспекты экспериментального моделирования сестринского процесса в лечебном учреждении. // Медицинская сестра. 2002. — № 2 — с. 40 — 41.
6. Двойникова С. И., Карасева Л. А. Организация сестринского процесса// Мед. Помощь- 2006- №3- с. 17-19.
7. Маколкин В. И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. М: МИА, 2008 -544c.
8. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов ФВСО/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. М.: ИКЦ «Академкнига».2008 — 223с.
9. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела, учебное пособие в 2-х частях. М: Родник, 2002-352с.
10. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум, Ростов-на-Дону: Феникс, 2014-412с.
11. Оспанова Ш. Х. Управление качеством медицинской помощи путем анализа мнения пациентов // Bulletin of Medical Internet Conferences. – 2013. – V. 3. – Issue 10. – P. 1112-1114.
12. Островская И. В. Какой должна быть профессиональная медицинская сестра?// Медицинская сестра. 2000. — № 3.
13. Пензина О. П., Лысов Н. А., Девяткин А. А. Результаты анкетирования медицинских сестер в разработке критериев качества сестринской помощи // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10–3. – С. 545-547.
14. Перфильева Г. М., Маркова Ю. Н. Научные исследования в сестринском деле // IV Российская онкологическая конференция / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rosoncoweb.ru/library/congress/ru/04/
15. Солопов В. Н. Астма. Истинная причина болезни.— М.: «Европолиграфик», 2006.— 160с.
16. Терапевтическое обучение больных. Отчет рабочей группы ВОЗ. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Пер. с англ. И. Н. Мамедовой. М.: Митра-Пресс; 2001.
17.Углева Е. М., Петрова М. А., Разумовская Т. С. Возможности математического прогнозирования риска возникновения бронхиальной астмы. [Текст]— 2004. — № 2. — С. 63-68.
18. Фадеев П.А. Бронхиальная астма.— М.: Мир и Образование, Оникс, 2010.— 160 с.
19. Федосеев Б. Г., Петрова М. А., Трофимов В. И., Углева Е. М. Возможности доклинической диагностики и математического прогнозирования риска возникновения бронхиальной астмы — 2005. — № 2. — с. 35-40.
20. [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://vmede.org/
[Электронный ресурс]/Режим доступа:https://www.rkb.med.cap.ru
21.[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://domashniy-doktor.ru/index.
22.[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://yamedik.org

Источник

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР О РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В АСТМА-ШКОЛЕ5
1.1. Понятие бронхиальной астмы5
1.2. Роль сестры в процессе лечения бронхиальной астмы и обучения больных11
1.3. Необходимость обучения пациентов в астма-школе и проблемы астма-школ15
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ АСТМА-ШКОЛЫ18
2.1. Материал и методы исследования18
2.2. Исследование особенностей функционирования астма-школы и ее эффективности18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ26

Введение

Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором играют роль многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление вызывает сопутствующее повышение гиперреактивности дыхательных путей, приводящее к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства стеснения в груди и кашля, особенно ночью или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности бронхиальной обструкцией, которая часто является обратимой либо спонтанно, либо под влиянием лечения [4].
БА является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний. Количество больных этим заболеванием колеблется в зависимости от региона и составляет в среднем в большинстве государств от 5 до 15%, а в некоторых странах и того выше (34,0% в Новой Зеландии, 42,2% в Австрии и 56% (!) на острове Тристан — да Кунья) [4].
Распространенность БА среди взрослого населения в России колеблется от 5,6% в Иркутске до 7,3% в Санкт-Петербурге. Официальные цифры распространенности БА (по данным Минздравсоцразвития РФ) в России составили 0,66%. А в абсолютных цифрах общее число больных БА приближается к 7 мил. человек, хотя Минздравсоцразвития РФ учитывает менее 1 мил. больных, так как в первую очередь в официальную статистику поступают сведения о тяжелых больных, которые неоднократно вызывают скорую помощь, по несколько раз в год поступают в стационары и проходят длительные курсы лечения. БА занимает третье место — 6% — в структуре заболеваемости среди различных нозологических групп болезней органов дыхания [6].
Цель работы: изучить роль медицинской сестры в работе школы бронхиальной астмы.
Задачи работы:
1) Рассмотреть понятие «Астма-школа»;
2) Изучить цели астма-школы:
3) Выявить роль медицинской сестры в организации образовательного процесса в астма-школе.

Заключение

Таким образом, в практике терапевта, принимающего пациентов с бронхиальной астмой, медицинская сестра может играть важную роль. К сожалению, до сих пор не существует методических рекомендаций по данному вопросу, однако, по-видимому, это дело ближайшего будущего.
Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА (менее чем на 50%) – всё это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в пульмонологическом отделении стационара.
Обучение в астма-школе на стационарном этапе характеризуется высокой эффективностью. Обучение в небольших группах за относительно короткий промежуток времени позволяет существенно повысить уровень знаний больных БА о своем заболевании, о гипоаллергенном режиме, улучшить технику использования ингаляторов и спейсеров, освоить мониторинг пиковой скорости выдоха (ПСВ) с помощью пикфлоуметра. Занятия в астма-школе в стационаре позволяют быстро добиться взаимопонимания между пациентом и врачом, контролировать усвоение больными знаний и навыков, а также эффективность лечения.

Выводы:
1) Астма-школой называют цикл занятий, проводимых врачом с группой больных бронхиальной астмой, дающий необходимые сведения о заболевании, позволяющий с большей эффективностью выполнять рекомендации врача. На занятиях больным рассказывают о патогенезе бронхиальной астмы, особенностях её течения, принципах использования препаратов, механизме их действия, методах профилактики обострений и многом другом.
2) Цели астма-школы:
• Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.
• Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.
• Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы, предотвращать его.
• Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.
• Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер, небулайзер и пикфлоуметр.
• Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалистов клиники астмы, ведь от этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.
3) Роль медицинской сестры в организации образовательного процесса в астма-школе состоит в проведении лекций и консультаций для больных.
Рекомендации:
1) В каждом стационаре в отделении пульмонологии необходимо наличие астма-школ.
2) Начинать работу астма-школ нужно с обучения персонала.
3) Необходимо комплексное обучение и больных, и их ближайших родственников.

Список литературы

Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Обучение больных бронхиальной астмой, находящихся под амбулаторным наблюдением // Пульмонология. 1996. № 1. С. 25–32.
Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Организация и проведение занятий в астма-школе: Метод. рекомендации. М., 1996.
Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (GINA). Пересмотр 2002 г. — Москва. — Атмосфера. — 2002.
Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Пересмотр 2002 г. / Пер. с англ. под ред. Чучалина А.Г. М., 2002.
Княжеская Н.П. Бронхиальная астма: сложности диагностики // Атмосфера. Пульмонология и аллергология, 2011. — № 1. — С. 30-32.
Руководство по диагностике, лечению и профилактике бронхиальной астмы. Составитель профессор В. И. Трофимов, под редакцией председателя Российского респираторного общества, академика РАМН, профессора А. Г. Чучалина. — Москва, 2005.
Собченко С.А., Коровина О.В. Обучение больных бронхиальной астмой в комплексе их лечения // Международные медицинские обзоры. 1993. № 2. С. 120–123.
Собченко С.А., Коровина О.В. Опыт работы “Школы для больных бронхиальной астмой” // Пульмонология. 1991. № 3. С. 14–19.
Чучалин А. Г. Белая книга. Пульмонология. Россия, 2003 г. — Москва. — 2003.
Чучалин А.Г. Бронхиальная астма: новые перспективы в терапии // Казанский медицинский журнал, 2011. — Т. 92. — № 5. — С. 676-684.
Чучалин А. Г., Антонов Н. С., Сахарова Г. М., Белявский А. С., Медникова О. Б., Беда М. В. Метод оптимизации антиастматической терапии. — Москва. — 1997 г.
Шмелев Е. И.. Хроническая обструктивная болезнь легких. — Москва. — 2003.
Horn C.R., Cochranen G.M. Management of asthma in general practice // Respir. Med. 1989. V. 83. P. 67–70.
Muhlhauser I., Richter B., Kraut D. et al. Evaluation of a structured treatment and program on asthma // J. Intern. Med. 1991. V. 230. P. 157–164.
Partridge M.R. Delivering optimal care to the person with asthma: what are the key components and what do we mean by patient education? // Eur. Respir. J. 1995. V. 8. P. 298–305.

Источник