Психосоматика бронхита у взрослых
Психосоматика бронхита как нельзя лучше иллюстрирует расхожее мнение, что все болезни – от нервов. В медицине существует большой раздел, изучающий, как психологическое состояние человека влияет на его физическое самочувствие. Многие болезни начинают свое существование именно в голове – гастрит, дерматиты, диабет, инфаркт. В последние десятилетия эти недуги стремительно «помолодели». И напряженный, стрессовый образ жизни играет тут не последнюю роль.
Бронхит традиционно считается чисто соматическим (телесным) заболеванием. Однако, если медикаментозное лечение не приносит результата, лечащий врач может предположить, что бронхит носит психосоматический характер и предложить соответствующее лечение.
Причины возникновения бронхита могут носить психосоматический характер
Пугаться или стыдиться тут совершенно нечего. Наличие психологических проблем не вешает на человека ярлык ненормального. Это давно понимают на Западе, к этому же мнению постепенно приходит и наше общество. Никто не поставит больного на учет у психиатра, не сообщит на работу, не упрячет в диспансер. Эти атрибуты врачевания душевных проблем давно остались в прошлом.
Психологические причины заболевания
Фактором, запускающим бронхит, выступают внешние воздействия: патогенный вирус, переохлаждение, неблагоприятная среда.
Сильный организм быстро справится с напастью, если устранить внешние раздражители и немного помочь ему лекарствами, а ослабленный – получит болезнь в хронической форме, когда медикаменты только облегчают симптомы. Эта схема справедлива практически для всех недугов, ведь основную роль в процессе выздоровления играют внутренние резервы.
У человека, подверженного стрессам, живущего в постоянном напряжении, имеющего букет бытовых или социальных страхов, начинают «ломаться» внутренние защитные механизмы. Нарушается гормональный фон, угнетается иммунная система. Из проблем с иммунитетом, кстати, проистекают случаи аллергического бронхита: клетки, призванные защищать организм от вредных воздействий, начинают активно нападать на все подряд, даже на то, что здоровому человеку не вредит.
Постоянные стрессы на работе могут привести к возникновению бронхита
К психологическим причинам бронхита относятся:
- потеря близких, одиночество, страх перед жизненными обстоятельствами;
- хронические профессиональные стрессы – в условиях активного развития корпораций с их жесткими требованиями и внутренней конкуренцией этот фактор является едва ли не основным в развитии психосоматических заболеваний;
- неблагоприятная домашняя обстановка – частые ссоры без конструктивных решений, скандал ради скандала;
- объективно некомфортные или небезопасные условия жизни;
- личные психологические особенности: повышенная мнительность, тревожность, привычка возлагать на себя вину за все происходящее (заниженная самооценка).
К сожалению, случаи психосоматического бронхита встречаются не только у взрослых. Хроническая болезнь, имеющая психологические корни, нередко развивается и у детей:
- Детские обиды – распространенное явление, от которого часто принято отмахиваться, мол, какие у него там могут быть проблемы. Родители редко задумываются о том, что свои мелкие обиды – невыполненное обещание или незаслуженное наказание – ребенок переживает гораздо глубже, чем взрослый человек. Детская психика еще недостаточно закалена, не привыкла справляться с разочарованиями и стрессами, поэтому острее реагирует на хроническую несправедливость.
- Конфликты в семье – даже если они вроде бы не затрагивают ребенка, детский организм чутко реагирует на напряженную, нервную атмосферу. При этом ребенок часто склонен брать вину за происходящее на себя, пусть даже к тому нет никаких объективных причин. Просто процесс воспитания на 90% состоит из запретов и поучений: ребенок привыкает к тому, что он всегда что-нибудь сделал неправильно. В здоровой психологической атмосфере это не накладывает негативного отпечатка, а крик, ругань в конфликтной обстановке приводят к устойчивому чувству вины, стрессу и в итоге – к психосоматической болезни.
- Чрезмерные нагрузки – углубленная школьная программа, различные кружки и секции, где от ребенка требуют, требуют и требуют: стараться, быть лучше, чем он есть, достигать большего. Опять же, все упирается в чувство меры: переизбыток требований приводит к усталости, отвращению к занятиям, неудовлетворенности собой.
- Недоброжелательность: со стороны соседей, учителей, сверстников, родителей. В атмосфере постоянного страха даже взрослому трудно сохранить психологическую стабильность, а детская психика куда быстрее отреагирует возникновением заболеваний.
- Эффект отражения – восприимчивая детская личность легко может «перетянуть» на себя симптомы болеющего близкого родственника.
Основные признаки
Психосоматический бронхит начинается и протекает так же, как и обычная болезнь, вызванная курением, осложнением после ОРВИ или патогенным вирусом.
Главным признаком психологического бронхита является неэффективность медикаментозного лечения. Если больной исключил все внешние раздражители и добросовестно выполняет назначения врача, а воспаление бронхов победить не удается. У бронхита на психологической почве:
При психосоматическом бронхите наблюдается сухой кашель и боли в груди
- рецидивы возвращаются все чаще и продолжительнее;
- бронхит принимает обструктивную (с отечностью легких) форму;
- кашель становится сухой, спазматический, непродуктивный (не приносит облегчения);
- в грудной клетке часто ощущается боль и чувство сдавливания, стесненности;
- приступы сопровождаются страхом и ощущением нехватки воздуха.
При наличии данных симптомов имеет смысл попробовать психотерапевтическое лечение.
Как у детей, так и у взрослых при психосоматическом бронхите кашель часто появляется в моменты волнения, беспокойства: стресс вызывает спазмы легочной системы, першение в горле.
Особенности подхода к лечению
Врачам известны случаи, когда частые приступы бронхита перетекают в бронхиальную астму – хроническое воспаление бронхов, сопровождающееся удушьем и спазматическим кашлем.
Лечение объединяет медикаментозные и психологические методы терапии
Астма, развившаяся из психосоматического бронхита, особенно распространена среди детей. В известном произведении С. Кинга «Оно» описан яркий случай психосоматической астмы, появившейся после респираторного заболевания: застенчивый, замкнутый мальчик едва не умер от удушья, случайно оставшись без лекарства. А между тем, его ингалятор всегда заправляли простой водой с капелькой камфорного масла для медикаментозного вкуса.
Разумеется, это литературное произведение, поэтому проводить подобные эксперименты над собой или тем более над своими детьми, ни в коем случае нельзя. Психосоматический бронхит зачастую сопровождается реальным воспалительным процессом, с которым не может справиться угнетенный организм.
Особенность лечения психосоматического бронхита заключается в комбинировании психологической и медикаментозной терапии. Наряду с приемом лекарств, больной должен прорабатывать свои страхи, тревоги, проигрывать стрессовые ситуации, учиться избегать их или правильно реагировать на неблагоприятные обстоятельства.
Особенность человеческой психологии такова, что сам страх перед заболеванием способен провоцировать возвращение и обострение приступов. Пациент должен научиться принимать психосоматический бронхит не как тяжкий крест и постоянную угрозу, а как серьезное, но вполне подконтрольное его воле состояние.
Меры по профилактике
Главное, что может сделать больной для облегчения своего состояния, – осознать, что он физически здоров, и болезнь не должна возникать в ответ на волнение; постепенно отучать себя ждать приступа бронхита в каждой неприятной и тревожной ситуации.
Людям, которые часто подвергаются стрессам, желательно всегда иметь при себе успокоительные средства
Возможно, в пиковые моменты жизни стоит принимать успокоительные средства, но только по назначению врача. Бесконтрольный прием седативных средств зачастую только ухудшает состояние больного.
Чтобы помочь преодолеть детскую болезнь, родители должны пересмотреть режим ребенка, возможно, сменить школу, а главное, постоянно давать понять своим детям, что они не одни, помогать справляться с трудностями.
Известно, что многие детские психосоматические болезни возникают как ответ на нехватку внимания. Когда малыш болеет, его развлекают, жалеют, дают послабления. Важно понимать, что болезнь – не притворство, не «воспаление хитрости». Ребенок действительно нуждается в защите и внимании. Главное, не впасть в противоположную крайность – гиперопеку.
Даже при полной уверенности, что бронхит – именно психосоматический, лечить его самостоятельно не рекомендуется. Выявить тип заболевания и назначить адекватное лечение может только врач.
Источник
Бронхит вызывается не только патогенными микроорганизмами и внешними раздражителями, но и психическими нарушениями. Воспалительная легочная патология часто связана с психосоматикой, а устранение негативных психологических факторов позволяет вылечить бронхи.
Воспаление бронхиальных ветвей обуславливается угнетенным состоянием души. Поэтому бронхитом болеют даже люди, имеющие сильный иммунитет, придерживающиеся здорового образа жизни. Легкие поглощают кислород – вещество, являющееся основой жизнеспособности организма. А с точки зрения психосоматики, посредством легких человек впускает в себя и положительные, и отрицательные факторы жизни. Поэтому воспалительные реакции в дыхательной системе часто отмечаются именно в периоды стрессов и переживаний.
Симптомы и физиологические причины появления бронхита
Бронхит – воспаление слизистых покровов бронхиальных ветвей. Обычно воспалительная реакция развивается в верхних отделах дыхательной системы, а затем перетекает в бронхи.
Бронхиальные ветви представляют собой сосуды, имеющие разный диаметр. Их задача – проведение воздушных масс из верхних дыхательных отделов в легкие. При воспалительной реакции бронхи теряют способность нормально проводить воздух, из-за чего нарушаются вентиляция и естественная очистка дыхательных путей, ослабляется функция дыхания.
Основными симптомами бронхита являются:
- высокая температура тела;
- сухой кашель, постепенно переходящий в мокрый;
- боли в горле;
- одышка;
- слабость;
- головные боли;
- позывы к рвоте;
- проблемы со сном.
Выделяются два типа заболевания.
- Острый бронхит. Обычно длится около 2 недель. Последние симптомы исчезают спустя 3 – 4 недели лечения.
- Хронический бронхит. Тяжелое воспалительное заболевание, при котором обострения сменяются ремиссиями. Обострение может протекать дольше 3 месяцев, нарушая как функции, так и структуру бронхиальных ветвей.
Отдельным типом воспаления является обструктивный бронхит. При этом заболевании развивается отек бронхиальных стенок, из-за чего просветы дыхательных путей закупориваются. В результате нарушается дыхательная функция, возникает одышка.
Физиологическими причинами бронхита являются:
- ослабление иммунитета;
- инфекция;
- курение;
- вредные для дыхательной системы условия труда;
- неблагоприятные климатические условия;
- врожденные болезни органов дыхания;
- наследственная предрасположенность.
Психосоматические причины бронхита
Чтобы понять, как заболевания бронхов связаны с психосоматикой, нужно понять принцип функционирования бронхиальной системы. В бронхиальных сосудах воздух не просто двигается к легким, но и очищается, увлажняется, согревается. Стенки бронхов способны растягиваться и сжиматься, регулируя количество поставляемого в альвеолы воздуха.
Способность бронхов к растяжению и сжатию регулируется парасимпатической нервной системой, а на функционирование парасимпатических нервов влияет психическое состояние человека. Данный отдел нервной системы активен, когда человек склоняется к пассивности и лени. Дыхательная система, реагируя на размеренный и ленивый образ жизни своего носителя, также начинает функционировать не в полную силу. Дыхание теряет глубину, просветы дыхательных путей сужаются и плохо очищаются, в итоге развивается воспаление.
Еще нужно отметить, что бронхиальная система физиологически является поставщиком воздуха из внешней среды в человеческий организм, а с точки зрения психосоматики, она является связником между личностью и окружающим миром. Поэтому состояние бронхов ухудшается, когда человек не может нормально контактировать с окружением.
Ниже перечисляются психологические причины появления разных симптомов бронхита у взрослых.
- Затруднение дыхания. Является следствием закрытости человека. Возникает при отстранении от социума, отсутствии коммуникабельности, проблемах с общением.
- Закупорка просветов дыхательных путей. Наблюдается у пациентов, постоянно боящихся за свою жизнь, не чувствующих себя в безопасности.
- Шумное дыхание. Хрипы и свисты при дыхательных движениях отмечаются у людей тонких и ранимых. Бронхит возникает, когда такие люди вынуждены находиться в психологически некомфортной для них обстановке.
- Мокрота. Символизирует отрицательные эмоции, от которых организм стремится избавиться. Чаще всего отрицательной эмоцией, вызывающей бронхит с выделением мокроты, является затаенная обида на родного человека.
- Поверхностное дыхание. При таком дыхании легкие работают неполноценно, дыхательные пути плохо очищаются от слизистых накоплений, из-за чего возникает воспаление. Согласно положениям психосоматики, данное состояние наблюдается у лентяев и эгоистов, боящихся ответственности.
- Кашель. Символизирует невысказанный негатив, рвущийся из души наружу. Организм при помощи кашля освобождается от претензий, которые так и не были высказаны.
Мнения специалистов по психосоматике
Многие медицинские специалисты занимаются изучением психосоматических причин бронхита и прочих воспалительных легочных заболеваний. Выявлением у пациентов психологических факторов, вызывающих воспаление бронхов, занимаются психологи.
- Теория Луизы Хей. Знаменитая американская писательница и психолог утверждала, что все телесные патологии провоцируются психосоматическими факторами. Причинами бронхита являются либо накопившиеся в душе и требующие выхода негативные эмоции, либо неисправленные проблемы. По мнению писательницы, заболевания легочной системы нередко являются признаком неуверенности в собственной безопасности.
- Теория Лиз Бурбо. Психолог считает, что болезни бронхиальной системы обуславливаются негативной семейной атмосферой. Бронхит появляется у людей, затрудняющихся наладить отношения с родственниками. Чтобы устранить воспаление, необходимо избавиться от обид и угнетенного состояния.
- Теория Валерия Синельникова. Известный гомеопат и психотерапевт утверждает, что физическое здоровье тесно связано с психическим состоянием. Бронхит развивается, когда организм переполняется гневом и ненавистью. Чтобы избавиться от воспаления, нужно создать вокруг себя спокойную обстановку, окружить себя любовью и радостью.
Психосоматические причины бронхита у детей
Когда ребенок часто болеет бронхитом, то педиатры говорят, что у него ослаблен иммунитет. Однако воспаление дыхательных путей у малыша может быть спровоцировано негативной семейной атмосферой. Дети крайне чувствительны к тревожным изменениям в семье, но не всегда могут объяснить, что их беспокоит. Обычно воспаление бронхов у детей развивается, если:
- родители конфликтуют между собой;
- родители не находят взаимопонимания с детьми;
- возникают неприятности в детском саду или в школе;
- родители не уделяют детям достаточно внимания;
- дети переутомляются из-за непосильной учебной или спортивной нагрузки.
Некоторые психологи говорят, что склонность к бронхиту показывают дети, чьи родители отличаются жестким, требовательным и деспотичным характером. Такие родители не допускают, чтобы ребенок высказывался, имел свою точку зрения.
Детский бронхит, вызванный психологическими факторами, сопровождается большим количеством как обычных, так и нестандартных симптомов:
- кашлем;
- слабостью;
- одышкой;
- головными болями;
- тревожностью;
- нервными тиками.
Кашель при детском психосоматическом бронхите длится долго. Заболевание нередко рецидивирует, даже если для этого нет видимых причин.
Лечение психосоматического бронхита
Если воспаление бронхов вызвано психосоматическими факторами, то устраняется оно посредством комплексной терапии. Пациент должен обратиться и к пульмонологу, и к психологу. Первый специалист назначит лечение, направленное на устранение симптомов заболевания, а второй врач посоветует процедуры коррекции психического состояния. Для избавления от психологических причин возникновения бронхита обычно используются следующие методики:
- йога;
- аутотренинги;
- психоанализ;
- гештальт-терапия;
- арт-терапия;
- гимнастика.
Но, занимаясь искоренением психологических причин болезни, не нужно забывать о медикаментозной терапии жара, кашля и спазмов бронхов.
Источник
Бронхит – воспаление слизистой оболочки бронхов. Воспаление, как правило, начинается с верхних дыхательных путей (носоглотка, миндалины, трахея) и распространяется на нижние (бронхи).
Бронхи – это сеть трубок различного диаметра. Функция бронхов – проводить вдыхаемый воздух в легкие.
Из-за повреждения вследствие воспаления слизистой оболочки, бронхи не могут нормально выполнять свои функции, ухудшается процесс очищения бронхов, что приводит к затруднению дыхания.
Основные симптомы бронхита: боль в горле, кашель (сначала сухой, затем мокрый), повышение температуры, затрудненное дыхание, одышка, общее недомогание, головная боль, нарушение сна, иногда рвота.
Выделяют острый и хронический бронхит.
- Острый бронхит при правильном лечении обычно проходит через 2 недели, а состояние бронхов полностью восстанавливается к 3-4 неделе.
- Хронический бронхит – прогрессирующее со временем воспалительное заболевание, протекающее с периодами обострений более 3 месяцев. Он не только нарушает функции бронхов, но и вызывает изменения в их структуре.
- Иногда диагностируется и обструктивный бронхит, при котором слизистые бронхов отекают и появляются закупорки. Вследствие этого появляется одышка.
Причинами, вызывающими бронхит, являются: инфекция (вирусная, бактериальная), наследственность, ослабленный иммунитет, курение, работа на вредном производстве (грязный воздух, угольная пыль и т.п.), климат (повышенная влажность и др.), врожденные патологии дыхательной системы.
Психосоматика бронхита
Для раскрытия психосоматики бронхита необходимо вспомнить функции бронхов. Бронхи доставляют в легкие воздух, но сначала согревают, увлажняют и очищают его. Бронхи могут сужаться и расширяться благодаря возможности мелких бронхов менять просвет. Это позволяет регулировать объем воздуха, подаваемого в легкие.
За сужение просвета бронхов отвечает парасимпатическая система, на функционирование которой влияет психоэмоциональное состояние человека. Так, эта система активизируется тогда, когда человек настроен на пассивно-ленивый образ жизни. В ответ на такой настрой органы дыхания, как органы, символизирующие жизненную позицию человека, также начинают работать вполсилы. Дыхание становится поверхностным, сужаются просветы бронхов, они очищаются не полностью. Все это приводит к возникновению недугов.
Еще вспомним, что на физическом плане бронхи служат проводником воздуха из внешнего мира в тело человека. Отсюда функция бронхов на психологическом плане – это быть связующим между внешним миром и внутренним миром человека. Поэтому все проблемы человека в сфере контактов с внешним миром отражаются на состоянии бронхов.
Психологические причины бронхита
Итак, через дыхание происходит включение человека в пространство. Для этого требуется открытость. В случае же самоизоляции человека от окружающего мира, либо при наличии затруднений в общении с миром, тело человека начинает сигнализировать затруднением дыхания.
Постоянный страх за свою безопасность может привести к обструкции (в переводе с лат. означает «запирание, закрывание, преграда»).
Чувствительные и ранимые люди, особенно подростки, нередко страдают психогенной гипервентиляцией (нехватка воздуха, шумное дыхание, нарушение ритма дыхания). Такой психосоматический недуг возникает у них при некомфортных для них психоэмоциональных условиях (например, когда человек начинает входить в социум) и становится причиной возникновения бронхита.
При этом мокрота, от которой тело старается освободиться, как правило, символизирует негативные эмоции, переживания. Например, часто причиной бронхита является скрытая обида на близких людей.
В психологии выявлено, что у эгоистичных, ленивых, не желающих брать на себя ответственность людей наблюдается поверхностное дыхание. При таком дыхании дыхательная система работает вполсилы, дыхательные пути полностью не вентилируются, не очищаются от слизи, возникает застой, что со временем может привести к воспалениям.
Известный автор Луиза Хей в качестве психологических причин бронхита выделяет бурную семейную жизнь, споры и крики, иногда замыкание в себе.
Психолог Лиз Бурбо также утверждает, что бронхи связаны с семьей, и сильные переживания из-за происходящего в семье негативно отражаются на их состоянии.
Бронхит у взрослого может развиться, когда человек не может вступить в открытое противостояние, не может сказать, не умеет отстаивать свою позицию.
Психоэмоциональными причинами бронхита у детей в большинстве случаев выступают постоянные конфликты и ссоры в семье.
Еще одной причиной детского бронхита психологи отмечают авторитарность родителей. У таких родителей обычно детям нельзя высказывать вслух свои желания, нельзя иметь собственное мнение.
Доктор В. Синельников в возникновении бронхита видит проявление невысказанного гнева и претензий. При этом известно, что невысказанные негативные слова, как бы застрявшие в горле, тело выводит с помощью кашля.
Пути исцеления от психосоматического бронхита
Для начала следует выделить мысль, что независимо от того, у кого открылся бронхит: у взрослого или ребенка, работать над собой будет взрослый. Если у вас возникает вопрос: почему, напомню, что дети зависят от родителей не только и не столько материально и физически, а, сколько психологически, эмоционально, энергетически.
Это означает, что каждое любое ваше родительское слово, эмоция, мысль, действие работает либо на благо вашего ребенка, либо на зло ему.
Отсюда, первое, что необходимо сделать человеку, страдающему бронхитом или человеку, у кого бронхитом страдает его ребенок, это – найти психоэмоциональную причину. Для этого следует вспомнить происходившие незадолго до болезни события: какие из них несли негативный заряд для вас или вашего ребенка.
Вспомнили, а затем проанализировали: что именно в случившейся ситуации причинило душевную боль, какую неприятную информацию несла ситуация, какая эмоция (страх, обида, гнев и т.п.) нанесла травму.
Найдя искомую причину-эмоцию, надо ее детально рассмотреть. Например, что вызвало в вас гнев на данного человека? Его слова, отношение к вам, поступок и т.п.
А теперь попробуйте посмотреть на себя: может, вы ожидали от него другого (например, что он сделает что-то по-вашему), а ваши ожидания не оправдались.
Возникает вопрос: Так кто же или что же виновато в вашем гневе? Не ваше ли ожидание?
Правомерно возникает следующий вопрос: А должен ли другой человек отвечать на ваши ожидания? Понравилось бы вам, если все вокруг ожидали-требовали, чтобы вы делали не по тому, как вы видите ситуацию, а по тому, как видят ее они?
Каждый человек – уникальная личность, и эта уникальность как раз и состоит в том, что каждый из нас имеет свой подход к жизни, свои принципы, свой характер, свое видение. Это нас и привлекает в других, за это мы и уважаем.
Так стоит ли мучить себя и других своими претензиями?
Думается, наилучшим выходом будет вернуть близким людям (и себе в том числе) право быть самими собой, а не кричать и ломать психику. Тем более, что, если речь идет о вашем ребенке, то последствия травмированной души ребенка вам же и аукнутся.
В случае же возникновения непростой ситуации, может, вернее будет послушать все стороны (включая и ребенка) и постараться найти устраивающий всех вариант.
Поверьте, если исходить из позиции Любви к своим близким, то такой вариант найдется.
Желаю вам Любви и Здоровья!
Лада
Источник