Психологическая коррекция бронхиальной астмы

Практически
все изучавшие бронхиальную астму
обращали внимание на роль психотравмирующих
обстоятельств в её формировании и
обострении. Изменение личности были
обнаружены у 82% детей с тяжелой и
среднетяжелой бронхиальной астмой, а
у 10% были диагностированы нервно-психические
расстройства. Выявление психологических
особенностей больных, своевременная
диагностика и психотерапевтическая
коррекция нервно-психического статуса
больного являются необходимыми
компонентами терапии бронхиальной
астмы. Для многих пациентов весьма
полезна рациональная психотерапия с
фиксацией на важности фактора
эмоционального равновесия, уверенности
в обратимости приступа. Для этого
используются психодинамические
бихевиоральные подходы (релаксация,
функциональная разрядка, десенсибилизация
и биологическая обратная связь),
гипноз,групповая
психотерапия,
семейная психотерапия, долгосрочная
индивидуальная психотерапия, аутотренинг.
Однако эффект психотерапевтических
вмешательств тем выше, чем раньше (до
появления необратимых патофизиологических
изменений) начато лечение. Существуют
следующие направления исследования
психологических предпосылок возникновения
бронхиальной астмы: 

1.
Одним направлением в психотерапии
бронхиальной астмы является повышение
роли правого полушария головного мозга,
дефицитарность которого отчетливо
прослеживается у детей с бронхиальной
астмой. Изменение деятельности центральной
нервной системы способствует накоплению
аффективного возбуждения (тревоги) и
напряжения вегетативной активности.
Нейродинамические сдвиги могут быть
первичными, возникающими в связи с
повреждением структур, или вторичными
— при функциональных расстройствах ЦНС.
Эти сдвиги могут быть также следствием
усиливающихся или болезненно изменившихся
сигналов от внутренних органов. В то же
время при поражении правого полушария
возникающие эмоциональные расстройства
сочетаются с висцеро-вегетативными
нарушениями. 
Проявления
основного заболевания в ответ на
психогенные ситуации могут быть объяснены
следующим образом: психотравма, усиливая
тревогу, через правое полушарие (в генезе
тревожных расстройств ведущая роль
принадлежит правому полушарию и
несформированности межполушарных
взаимодействий) отрицательно влияет
на диэнцефальную область, что в свою
очередь приводит к нарушению в регуляции
состояния внутренних органов. При этом
следует учитывать, что психотравмирующей
может стать даже самая обыденная с
обывательской точки зрения ситуация,
поскольку в силу специфики мозговой
организации такой ребенок просто всегда
готов ответить тревогой. В то же время
повышенное функциональное состояния
левого полушария, обеспечивая достаточно
высокий уровень произвольности и хорошую
память, позволяет многим из этих детей
успешно обучаться в школе, несмотря на
имеющиеся отклонения в состоянии высших
психических функций. Лечебные мероприятия,
помимо традиционных методов, должны
включать в себя те формы психотерапевтического
воздействия, целью которых является
снижение уровня тревожности. Полезным
является использование методов
двигательной коррекции, способствующих
формированию межполушарного
взаимодействия.

2.
Исследование личностных особенностей:
удается найти такие личностные
особенности, которые наиболее часто в
разных сочетаниях встречаются при всех
психосоматических расстройствах. К ним
относятся замкнутость, сдержанность,
недоверчивость, тревожность, сенситивность
(чувствительность), склонность к легкому
возникновению фрустрации, преобладанию
отрицательных эмоций над положительными,
невысокий уровень интеллектуального
функционирования в сочетании с выраженной
нормативностью и установкой на достижение
высоких результатов. В результате
проведенных исследований выяснено, что
такие психосоматические факторы как
алекситимия, повышенный уровень
враждебности, личностная тревожность,
депрессия и имунитивный тип реакции на
фрустрацию принимают участие, а возможно
играют важную роль в психосоматическом
механизме развития бронхиальной астмы.
Для пациентов с бронхиальной астмой
характерны защитные психические
механизмы: отрицание, вытеснение и
регрессия. При бронхиальной астме
ведущим эмоциональным состоянием
является патологическая тревога
(стабильно повышенный уровень личностной
тревожности). И поскольку для этих
пациентов описан другой защитный
психический механизм – вытеснение, при
котором происходит частичное
бессознательное вытеснение тревожащего
материала, часть тревоги может быть
проявлена. Однако вытесненная часть,
возможно, создает постоянное напряжение,
аналогично хроническому неконтролируемому
стрессу, с соответствующими сдвигами
в норадренергической нейромедиаторной
системе, что ведет к определенным
изменениям в иммунной системе,
предрасполагающим к развитию бронхиальной
астмы. Для пациентов с бронхиальной
астмой в психотерапии акцент ставится
на методах, снижающих тревогу, используются
психотерапевтические методы, снижающие
внутреннее напряжение. 
Среди
личностных черт страдающих бронхиальной
астмой, наблюдавшихся до начала болезни,
наиболее часто отмечались необычная
чувствительность, тревожность,
возбудимость, эмоциональная изменчивость,
склонность к развитию сниженного
настроения, обидчивость, впечатлительность.
У подростков, страдающих бронхиальной
астмой выделяют следующие клинически
выраженные психические расстройства,
значимые для психотерапевтического
вмешательства: астения, тревога со
вторичной гипотимией, эмоциональная
неустойчивость. 
Не
существует единой всеобъемлющей
структуры личности, характерной для
всех астматиков. При исследовании
методом MMPI (многофункциональный
психологический тест) наиболее
значительными оказываются такие
показатели, как депрессия, истерия,
ипохондрия. Характерны также низкая
самооценка, снижение уровня социальных
контактов, эмоциональные трудности,
включающие проблемы энергии и
самоуверенности. В поведении и чертах
личности больных часто обнаруживаются
реакции с защитой эмоциональных, прежде
всего агрессивных, побуждений, а также
скрытое желание нежности и близости.
За агрессивным поведением может
скрываться сильная потребность в любви
и поддержке. Так же всеми исследователями
отмечаются такие черты, как чрезмерный
или отрицаемый страх. 
В
другом исследовании установлены
следующие личностные особенности:
астматики очень сильно переживают
агрессивность, но не проявляют её; они
недоверчивы и подозрительны и потому
не склонны к самопожертвованию. У больных
подавляется агрессивное поведение,
направленное вовне; формирование
фантазий и их вербализация переживается
как опасные и потому направляются внутрь
и переносятся в телесную сферу. 

Читайте также:  Лекарственные растения для лечения бронхиальной астмы

3.
Третьим направлением исследователей
подчеркивается, что при бронхиальной
астме поражаются органы, выстланные
гладкой мускулатурой, которая не
расслабляется волевым усилием и не
напрягается. Гладкая мускулатура
спазмируется или расслабляется за счет
нашего эмоционального состояния. Значит,
какие гормоны внедряются в циркулирующее
русло, так она себя и ведет. С этой позиции
любой спазм – это реакция, которая нужна
была древнему человеку для того, чтобы
адекватно отреагировать на происходящее:
перехватывает дыхание от страха. Затаить
дыхание – реакция беззащитного человека,
во многом свойственная для ребенка,
который не может напасть на объект,
вызывающий страх. Появление бронхиальной
астмы связывают с запретом на свободу
выражения эмоций, подавляющим проявления
чувств. 

4.
Ещё одно психотерапевтическое направление
обращает внимание на то, что при астме
происходит напряжение определенных
мышц. Человек начинает задыхаться за
счет того, что в тот момент, когда
необходимо сделать вдох или выдох, мышцы
спазмируются. Человек физически просто
не может вдохнуть. При чем дальше
происходит такая петля обратной связи:
человек не может вдохнуть, у него
возникает тревога, спазм усиливается,
еще более не может вдохнуть, наступает
паника. Этот механизм можно разрушить,
если снять этот мышечный зажим, расслабить
мышцы, буквально размять их руками,
разогреть, обратить внимание человека,
на то, какие мышцы у него напряжены.
Человек сознательно способен контролировать
очень много своих мышц. Но реально в
жизни контролирует 3-5%. Необходимо, чтобы
человек научился управлять необходимыми
мышцами горла, гортани, грудной
клетки. 

5.
В психоаналитическом направлении
исследований бронхиальную астму понимают
как болезнь, детерминированную
стремлением, страстным порывом докричаться
до матери. Степень выраженности аффекта,
беспомощности, безнадежности и страха,
а так же силы психосоматического
реагирования определяются опытом
раннего общения с другими лицами и, в
первую очередь с матерью и отцом.
Стрессовую ситуацию создает потеря или
угроза потери объекта привязанности,
в результате чего могут возникнуть как
психические, так психосоматические
расстройства. Причина психосоматических
расстройств в возникновении нарушений
физиологических функций отдельных
органов и систем в ответ на различные
стрессы в раннем детстве, что и определяет
специфичность поражений. Развитию
заболевания предшествуют состояния
«отказа», «ухода», «капитуляции»,
отражающие чувства безнадежности и
беспомощности. Состояние ребёнка может
оказаться показателем отношений его
родителей, болезненные проявления у
ребенка могут быть единственным
выражением семейной дезорганизации.
Все изменения семейных взаимоотношений,
препятствующие развитию индивидуальности
ребёнка, не позволяющие ему открыто
проявлять свои эмоции, делают его ранимым
в отношении эмоциональных стрессов.
Нарушенные внутрисемейные контакты в
раннем возрасте, особенно между матерью
и ребёнком, в дальнейшем увеличивают
риск развития психосоматических
заболеваний. Бронхиальная астма
объясняется как подавленный крик против
матери. 
Сторонниками
психоаналитической ориентации
постулируется патогенная роль подавленных
эмоций при астме, а выражение эмоций в
процессе психотерапии, их осознание и
вербализация связываются с улучшением
соматического и психического
состояния. 
Повышенная
личностная тревожность, часто переживаемая
больным как беспричинная, является
следствием неосознанного интрапсихического
конфликта между желанием любви и
нежности, с одной стороны, и страхом,
отвержением их, с другой. 
Приступ
астмы часто предстает эквивалентом
подавляемого плача. Его сравнивают с
криком и плачем ребенка, протестующего
против утраты защищенности. Объяснение
подавлению плача находят в упреках и
отказах, которым подвергались больные
в детстве, если хотели позвать мать
плачем или криком. 
Ранние
нарушения отношений с матерью действуют
у больного как конфронтация «желания
нежности» и «страха перед нежностью».
От самих больных их страх остается
скрытым. В. Бройтигам пишет: «При
астматической одышке одновременно с
воздухом могут задерживаться и
эмоции». 
Отмечают
так же конфликт больных по типу нарушения
психологических функций «отдать –
принять» и тенденцию идентифицировать
себя в общении с другими лицами, «быть
сплавленными с ними». 
Сильные
и часто амбивалентные переживания
отвращения и нежности лежат в основе
защиты и вытеснения у больных бронхиальной
астмой. Матери астматиков часто проявляют
амбивалентное поведение, которое
одновременно выражает стремление к
обладанию и руководству и в то же время
отказ от этого. Больные находятся в
состоянии конфликта между их желанием
завоевать доверие и страхом перед этим.
Согласно результатам психологических
исследований родственников больных
бронхиальной астмой обнаруживается
явное преобладание сверхзаботливых
матерей. 

Читайте также:  Формы обострения бронхиальной астмы

6.
И, естественно, наследственная
предрасположенность к психосоматическим
расстройствам. В семейном анамнезе
65,5-85% детей с бронхиальной астмой
встречаются аллергические реакции.
Наследственно-конституциональные
особенности, наличие места наименьшего
сопротивления. 

7.
Роль стресса в последние периоды
беременности и в младенчестве. В основе
этиологии соматических заболеваний
лежит единый кортико-висцеральный
механизм: вследствие эмоционального
стресса первичное перенапряжение и
истощение корковых клеток, создание
подкорковых центров застойного очага
возбуждения, дисгармония вегетативной
нервной системы, развитие висцеральных
расстройств. Ряд исследователей придает
большое значение роли формирования
условий избирательности психовегетативных
влияний, включая развитие психосоматических
заболеваний, позднему пренатальному и
раннему постнатальному периодам
развития, так как в эти периоды
существования высока способность
организма к одноразовому обучению с
образованием особо прочной связи
(импринтинг), обеспечивающий биологически
целесообразную стойкую связь детеныша
с родителями или другими факторами
внешней среды. При остро или длительно
и неизбежной ситуации эмоциональное
перенапряжение ведет к выраженным
церебровисцеральным нарушениям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психотерапия у детей и подростков с бронхиальной астмой

Бронхиальная астма — типичное для детского и подросткового возраста психосоматическое заболевание с явной тенденцией к хроническому течению. В целом, понятия «психосоматические», или «психофизиологические», заболевания включают расстройства с соматической симптоматикой и отчетливой органической патологией, при которых, однако, причиной или поддерживающими болезнь факторами могут быть психические влияния.

Для последних десятилетий характерно все более настороженное отношение к постулату о причинной связи между психическими влияниями (например, травмирующими переживаниями, продолжительными конфликтами) и соматическими проявлениями болезни (повреждениями тканей различных органов).

Под бронхиальной астмой мы понимаем приступы удушья с удлиненным и затрудненным выдохом, связанные со спазмами гладкой мускулатуры малых бронхов и бронхиол. Учащение таких приступов может угрожать жизни. В промежутках между приступами часто не бывает никаких жалоб.

Бронхиальная астма — наиболее частое хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В больших детских популяциях им страдают около 2—4% детей. В ФРГ сообщается о частоте 1—2%. 30—40% случаев манифестируют в пубертатном возрасте. Ведущим в клинической картине является астматический приступ, обусловленный спазмами гладкой мускулатуры бронхов с гиперсекрецией слизи, а иногда и отеком.

Классификация бронхиальной астмы

Современные схемы классификации отражают упомянутую выше необходимость осторожного отношения к тезису об очевидной связи между психическими воздействиями и соматическими изменениями при так называемых «классических» психосоматических заболеваниях, к которым относится бронхиальная астма. Это не означает, что при бронхиальной астме психические влияния не играют никакой роли.

В МКБ-10 различные формы астмы включены в рубрику «психологические и поведенческие факторы, связанные с заболеваниями, классифицированными в других разделах» (F 54). Поясняется: «Эта категория должна использоваться для регистрации наличия психологических или поведенческих факторов, играющих существенную роль в этиологии соматических заболеваний, классифицируемых в других главах МКБ-10». Органические компоненты регистрируются дополнительно под рубрикой J 40—J 47, включающей «хронические заболевания нижних дыхательных путей».

Относительно этиологии и патогенеза сегодня считают, что бронхиальная астма должна рассматриваться главным образом в рамках мульти-факторной теории, пытающейся интегрировать различные моменты, способствующие развитию заболевания или провоцирующие приступы.

Предполагают наличие генетической предрасположенности, приводящей к манифестации болезни при воздействии различных провоцирующих факторов (инфекции, иммунологической реакции, эмоциональной нагрузки). Важную роль при этом играют психологические и семейные отягощающие ситуации. Они не являются единственными или ведущими причинами, но имеют значение для возникновения и поддержания болезни в целом или астматического приступа.

Эта осторожная и умеренная гипотеза об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы учитывает тот факт, что многие ранее сформулированные психогенетические теории (например, теории специфической личностной структуры, специфических семейных конфликтов или специфических отношений между матерью и ребенком) были опровергнуты эмпирическими исследованиями. Взаимосвязи между различными обсуждаемыми факторами представлены на рисунке.

Причины бронхиальной астмы

Психологическая поддержка детей и подростков с бронхиальной астмой

В соответствии с многочисленностью факторов, имеющих отношение к возникновению и сохранению симптомов бронхиальной астмы, варьируют методы психологической поддержки: используются индивидуальные, групповые и семейно-терапевтические подходы. Их можно систематизировать следующим образом:

Читайте также:  Дыхательная гимнастика от бронхиальной астмы скачать бесплатно

1. Применение психотерапии в дополнение к медикаментозному лечению и общему образу жизни пациента. Этот принцип эффективен при всех психосоматических (психофизиологических) заболеваниях. Подробно разъясняя пациенту и его семье природу заболевания, необходимо в первую очередь содействовать тому, чтобы принимались и проводились необходимые мероприятия соматической терапии.

2. В сфере психотерапии хорошо зарекомендовали себя следующие мероприятия:

• попытка устранить астматические приступы с помощью методов поведенческой терапии (например, путем систематической десенсибилизации или методики оперантного обусловливания);

• методики релаксации (такие, как аутогенный тренинг) для устранения страха — по показаниям;

• индивидуальная разговорная терапия (глубинно-психологическая или конфликт-центрированная), если предварительное исследование выявило серьезные личностные конфликты. Она ориентирована, как правило, на ближайшее окружение пациента (школа, семья, профессиональная ситуация);

• проблемо-центрированная семейная терапия, если в семье имеются неразрешимые конфликты, выражено стремление избегать их или сформировались альянсы, постоянно наносящие вред пациенту;

• хорошо зарекомендовали себя и методы групповой терапии, применяемые для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогающие им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая терапия дает также возможность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их у детей и подростков.

Наряду с этими общими принципами существуют и стандартизированные психотерапевтические программы, чаще всего на базе поведенческой терапии. Они исходят, как правило, из функционального анализа астматического процесса, причем объективно фиксируются наиболее частые (поведенческие эксцессы) и редкие (поведенческие дефициты) варианты поведения во взаимосвязи с астматическими приступами.

Для самих мероприятий поведенческой терапии важно выбрать соответствующую мишень. Эта терапевтическая мишень может существовать на разных уровнях:

• на уровне физиологических измерений (объем выдоха, частота дыхания и т. п.);

• на уровне симптоматики, сообщаемой самим пациентом (например, страх, раздражительность, утомляемость, чувство обделенности вниманием);

• на уровне объективных данных о поведении (таких, как число приступов астмы в неделю, число посещений врача).

После тщательного функционального анализа, учитывающего все три названных уровня, следует вмешательство, направленное на соответствующие симптомы. При этом могут применяться различные методы поведенческой терапии (методики релаксации, биологическая обратная связь, систематическая десенсибилизация, когнитивные стратегии контроля и т. д.).

Использование различных мероприятий зависит от результатов анализа поведения. Методы релаксации и тренинг с использованием биологической обратной связи применяются тогда, когда имеется выраженное состояние страха и напряжения. Когнитивные стратегии контроля используются втех случаях, когда пациент либо недооценивает свои симптомы, либо придает им чрезмерное значение. Он должен научиться оценивать свою симптоматику.

Так как способы лечения различны в зависимости от исходного состояния, трудно рекомендовать общую программу. Она может строиться из разных элементов с учетом особенностей данного случая.

Прогноз бронхиальной астмы у детей и подростков

Несмотря на интенсивные психотерапевтические меры и комбинированную психологическую и медикаментозную терапию, примерно у 25% больных детей и подростков болезнь переходит в хроническую форму (меньше чем у половины из них — в тяжелую).

Согласно Штейнхаусену, бронхиальная астма, начинающаяся в детстве, характеризуется у 30% больных наступлением длительной стабильной ремиссии, у 20% — ремиссией в периоды отсутствия аллергенов, и еще у 20% — развитием других аллергических симптомов или заболеваний. Летальность составляет 1%. Если клиническая симптоматика возникает лишь во время инфекций, прогноз особенно благоприятен. Неблагоприятные прогностические факторы — высокая частота приступов и сочетание астмы с экземой.

В остальном следует согласиться, что психологические факторы сильно влияют на течение бронхиальной астмы и это позитивно отражается на целенаправленном применении психотерапии.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»

Оглавление темы «Психотерапия хронических заболеваний»:

  1. Эффективность психотерапии нервной булимии
  2. Психотерапия при хронических заболеваниях у детей — цели, задачи
  3. Юношеский диабет — эпидемиология, клиника, психотерапия
  4. Психотерапия у детей с почечной недостаточностью и на гемодиализе
  5. Психотерапия у детей с онкологическими заболеваниями
  6. Психотерапия у детей с гемофилией
  7. Психотерапия у детей и подростков с муковисцидозом
  8. Психотерапия у детей и подростков с болезнями сердца
  9. Психотерапия у детей и подростков с эпилепсией
  10. Психотерапия у детей и подростков с бронхиальной астмой

Источник