Профилактика анемии у детей роль медсестры
Автор: Julia66smoll • Ноябрь 19, 2018 • Курсовая работа • 4,364 Слов (18 Страниц) • 1,457 Просмотры
Страница 1 из 18
Роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ 5
1.1. Этиология и классификация анемий 5
1.2. Диагностика и лечение анемии 8
ГЛАВА 2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ 11
2.1. Сестринская деятельность при уходе за детьми с анемией 11
2.2. Мероприятия по профилактике анемии у детей 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Анемия у детей (малокровие) – патологическое состояние, сопровождающееся снижением уровня гемоглобина и эритроцитов в крови ребенка. Анемия у детей – чрезвычайно распространенное заболевание в педиатрии. Около 40% случаев анемии диагностируется у детей в возрасте до 3-х лет; 30% — в пубертатном периоде; остальные – в различные возрастные периоды развития ребенка [4].
Частое возникновение анемии у детей обусловлено их интенсивным ростом, активностью процесса эритропоэза, прогрессивным увеличением числа форменных элементов и ОЦК. Вместе с тем, аппарат кроветворения у детей функционально незрел и весьма уязвим перед лицом различных воздействий. Нормальное протекание кроветворения у детей требует большого количества железа, белка, витаминов и микроэлементов, поэтому любые погрешности вскармливания, инфекции, токсические воздействия на костный мозг способны вызвать развитие анемии у ребенка. Особенно чувствительными в этом плане оказываются дети второго полугодия жизни, у которых истощены неонатальные резервы железа. Длительно существующая анемия у детей сопровождается развитием гипоксии, глубокими тканевыми и органными изменениями. Дети с анемией отстают в физическом и умственном развитии от здоровых сверстников, чаще страдают интеркуррентными заболеваниями, склонны к развитию хронических патологических процессов и различного рода осложнений.
Объект исследования: анемия.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в профилактике анемии у детей.
Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в профилактике анемии у детей.
Задачи исследования:
1. Выяснить этиологию и клинику заболевания;
2. Изучить диагностику и лечение анемии у детей;
3. Проанализировать сестринскую деятельность при уходе за детьми с анемией;
4. Проанализировать мероприятия по профилактике анемии у детей.
Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования и новые теоретические подходы могут быть использованы в процессе анализа анемии у детей, её клинической характеристики и эффективности терапии.
Методы исследования:
- Анализ литературных данных;
- Информационно-поисковый;
- Вербально-коммуникативный;
- Аналитический.
Структура работы целью и исследования, а необходимостью последовательного материала.
Работа состоит из введения, 2 глав, , списка использованной литературы.
Во обозначены актуальность, цель и работы.
В главах работы приведены данные, полученные в ходе проведенного исследования.
В представлены основные и даны рекомендации по теме исследования
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ
1.1. Этиология и классификация анемий
Факторы, способствующие развитию анемии у детей, делятся на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
Антенатальные факторы действуют в течение внутриутробного развития. Для нормального протекания процессов кроветворения у ребенка за период беременности его организм должен получить от матери и накопить достаточное количество железа (около 300 мг). Наиболее интенсивная передача железа от беременной и его депонирование у плода происходит на 28-32 неделях гестации [15].
…
Доступно только на Essays.club
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИЕЙ У ДЕТЕЙ 6
1.1. Частота развития железодефицитной анемии у детей 6
1.2. Клинические проявления железодефицитной анемии 8
1.3. Роль железа в организме 13
1.4. Участие медицинской сестры в работе с детьми с железодефицитной анемией 16
1.5. Лечение железодефицитной анемии 19
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДСЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ НА БАЗЕ ПОЛИКЛИНИКИ 25
2.1. Материал и методы исследования 25
2.2. Интерпретация полученных данных 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Приложение 1. Схема обмена железа в организме 41
Приложение 2. История болезни ребенка с железодефицитной анемией 42
Приложение 3. Диета при анемии у детей 44
Приложение 4. Содержание железа (мг) в продуктах питания (в 100 г) 45
1. Аккошкарова С. Б. Вопросы профилактики железодефицитной анемии. // Вестник ЮКГМА. – 2012. – № 5. – С. 40–41.
2. Анемии у детей. Под ред. В.И. Калиничевой. – М.: Медицина, 2012. – 360 с.
3. Анемии у детей: диагностика и лечение. Практическое пособие для врачей. / Под ред. А.Г. Румянцева, Ю.Н. Токарева. – М.: МАКСПресс, 2012. – 288 с.
4. Балашова Е.А., Мазур Л.И., Калинина Е.В. Состояние здоровья детей младшего возраста с железодефицитной анемией // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 35–37.
5. Бисярина В.П., Казакова Л.М. Железодефицитные анемии у детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2011. – 176 с.
6. Дворецкий Л. И. Железодефицитная анемия в реальной клинической практике. // Фарматека. — 2012. – № 2. – С. 78–84.
7. Джамбаев П. К. Железодефицитная анемия: актуальность проблемы, причины, подходы к лечению. // Консилиум. – 2012. – № 1. – С . 126–129.
8. Ергалиева Ж. С. Лечение железодефицитной анемии у детей. // Вестник ЮКГФА. – 2013. – № 1. – С. 11–14.
9. Идельсон Л.И. Гипохромные анемии. – М.: Медицина, 2011. – 192 с.
10. Колосова Н. Г. Коррекция дефицита железа у детей. // Лечащий врач. – 2012. – № 8. – С. 28–31.
11. Конь И. Я., Куркова В. И. Роль алиментарного фактора в развитии железодефицитной анемии у детей раннего возраста. В кн.: Дефицит железа и железодефицитная анемия. — М.: Славянский диалог, 2011. — С. 87–98.
12. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Захарова И.Н. Железодефицитные состояния у детей. – Киев, 2012. – 31 с.
13. Мейрамова З. К. Все о железодефицитной анемии. // Эскулап. – 2013. – № 2. – С. 35-38.
14. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Родник, 2013. – 245 с.
15. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела. – М.: Родник, 2011. – 190 с.
16. Никитина Ю.П. Энциклопедия медицинской сестры. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. – 210 с.
17. Новик А.А. Анемии (от А до Я): руководство для врачей. – СПб: Нева, 2014. – 320 с.
18. Павлов Э.А., Еременко М.А. Значение комплексного гематологического обследования для ранней диагностики дефицита железа и ЖДА // Гематология и трансфузиология, 2011. – № 6. – С. 41–45.
19. Папаян А. В. Анемии у детей: Рук. для врачей. – СПб: Питер, 2011. – 384 с.
20. Пирогов К.Т Внутренние болезни. – М: ЭКСМО, 2013. – 354 с.
21. Румянцев А.Г. и др. Диагностика и лечение железодефицитной анемии у детей. – М., 2014. – 44 с.
22. Султанова Г.Ф. Анемия недоношенных детей. – Чебоксары, 2011. – 144 с.
23. Сучков А.В., Митирев Ю.Г. Анемия // Клиническая медицина. 201. – № 7. – С.71-75.
24. Тарасенко Е.А. Перспективные направления организации работы сестринского персонала: зарубежный опыт и уроки для России // Здравоохранение. 2014. – № 8. – С. 94-101.
25. Тарасова И. С., Чернов В. М., Румянцев А. Г. Профилактика дефицита железа — актуальная проблема здравоохранения всех стран мира // Гематология и трансфузиология, 2009. – № 54 (2). – С. 31–39.
26. Тихомиров А.Л., Сарсания С.И., Ночевкин Е.В. Современные принципы лечения железодефицитных анемий. // Русский медицинский журнал – 2011. – №9. – С. 29–31.
27. Финогенова Н. А., Чернов В. М., Морщакова Е. Ф. и др. Анемии у детей: диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. Пособие для врачей-педиатров и гематологов. — М.: МАКС Пресс, 2013. — 216 с.
28. Шляфер С.И. Кадровый потенциал сестринской службы Российской Федерации // Главная медицинская сестра. 2011. – № 7. – С. 20-28.
Тема: | Роль медицинской сестры в профилактике железодефицитной анемии у детей |
Артикул: | 1505857 |
Дата написания: | 26.05.2016 |
Тип работы: | Дипломная работа |
Предмет: | Педиатрия |
ВУЗ: | Казанский медицинский колледж |
Научный: | Дружкова |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 60% |
Количество страниц: | 76 |
Похожие главы из других работ:
Грипп у детей. Роль медицинской сестры в профилактике гриппа
Глава 2. Роль медицинской сестры в профилактике гриппа
…
Железодефицитная анемия
1.4 Роль среднего медицинского работника в профилактике и лечении анемии
С целью адекватной борьбы с очень распространенной проблемой современной медицины — анемией, медицинская сестра должна:
1…
Изучение роли медицинской сестры в деле профилактики острого нарушения мозгового кровообращений
1. Теоретические аспекты изучения роли медицинской сестры в лечении, в профилактике острого нарушения мозгового кровообращения и осложнений связанных с ним
…
Изучение роли медицинской сестры в деле профилактики острого нарушения мозгового кровообращений
1.3 Обязанности медицинской сестры в профилактике нарушений мозгового кровообращения
— Первичная оценка состояния больного и факторов риска развития осложнений;
— Составление плана сестринского ведения больного;
— Мониторинг состояния больного и факторов риска развития осложнений.
1…
Использование различных методов и форм обучения в преподавании сестринского дела в гериатрии
1.1 Роль медицинской сестры в организации геронтологического ухода
Среди населения старше трудоспособного возраста эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) рекомендуют особо выделить категорию пожилых людей повышенного риска…
Организация работы медсестры в профилактике абортов
Глава 2. Организация работы медицинской сестры в профилактике аборта
…
Организация сестринского ухода за больными пневмонией в условиях стационара
1.3 Методы диагностики и лечения пневмонии, роль медицинской сестры в их проведении
Постановка диагноза основывается на результатах лабораторных и инструментальных исследованиях…
Роль медицинской сестры в организации искусственного вскармливания
ГЛАВА 2 РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
…
Роль медицинской сестры в организации питания детей в ЛПУ
Раздел 2. Роль медицинской сестры в организации питания
Система питания в ЛПУ предусматривает применение модифицированной номенклатуры лечебных столов, обозначаемых номерами от 1 до 14, разработанными в Институте питания, а также общих столов 15 и 16, о чем описано ранее в разделе 1…
Роль медицинской сестры в отделении специализированного медико-социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
2.1 Роль медицинской сестры в медико-социальном отделении
Люди пожилого возраста и инвалидов — это потенциальные клиенты нашего центра, и, в частности, специализированного отделения медико-социального обслуживания на дому…
Роль медицинской сестры в охране антенатального плода
2. Роль медицинской сестры в охране антенатального плода
…
Роль медицинской сестры в реализации программы по плановому хирургическому лечению желчнокаменной болезни
1.8 Роль медицинской сестры в организации предоперационном периоде
Следует помнить, что при подготовке больного к операции необходимо строго придерживаться последовательности выполнения гигиенических процедур: сначала проводят опорожнение и очистку кишечника, гигиенический душ…
Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом
1.3 Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом
Медсестре, ухаживающей за детьми, страдающими СД, важно знать о возможностях развития гипогликемических состояний. Необходимо учитывать…
Роль фельдшера в профилактике анемии у детей младшего и среднего школьного возраста
3.1 Роль фельдшера в профилактике анемии в дородовом периоде и у детей раннего возраста
По данным ВОЗ, частота анемий у беременных в разных странах колеблется от 21 до 80%, а скрытого железодефицита к концу беременности достигается почти у 100%. Частота анемий у беременных продолжает неуклонно расти, и этот рост, по-видимому…
Структура организации отделения гинекологии
1.5 Роль медицинской сестры в уходе за больными в послеоперационном периоде
В гинекологическом отделении следует выделять отдельные палаты на 2-3 койки для оперированных, отвечающие всем санитарно-гигиеническим требованиям и обслуживаемые отдельным персоналом…
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(дипломная работа)
Роль медицинской сестры в профилактике железодефицитных анемий у детей
Работу выполнил:
студент 452группы
Боровкова Евгения Владимировна
Руководитель:
преподаватель
Гришина Т.С. ______________
(подпись)
Заместитель директора
по учебной работе
Слюзкова Н.С.
___________________________
(решение о допуске, подпись)
«______» __________________ 2014
Петрозаводск
Оглавление
I. Введение
Опасность и нарастающее число случаев заболеваний различными видами анемий в Российской Федерации неуклонно растет. Согласно определению, анемией следует называть уменьшение концентрации гемоглобина в объеме крови. По статистике ВОЗ в мире насчитывается более 2 млрд человек, страдающих анемией, большинство из них женщины и дети. Очень актуальна эта проблема и для России. По данным управления по охране материнства и детства Минзрава РФ каждый третий ребенок в нашей стране и почти каждая беременная и кормящая женщина страдают железодефицитной анемией разной степени тяжести. Анемия (в переводе с греческого — бескровие) – болезненное состояние, характеризующееся снижением содержания гемоглобина в единице объема крови, обычно с одновременным уменьшением количества эритроцитов (красных кровяных клеток) по отношению к физиологическому уровню, необходимому для удовлетворения потребностей тканей в кислороде. До настоящего времени проблема анемии в полной мере не решена ни в одной стране мира, поэтому поиск решения является одной из серьезнейших задач в биохимии и физиологии питания.
Проблема:частота встречаемости анемий, возможность серьёзных осложнений.
Актуальность: Я выбрала эту тему поточу что, у детей, особенно раннего возраста, наиболее часто встречается такое заболевание крови, как анемия. Под анемией понимают снижение количества гемоглобина (менее 110 г/л), или числа эритроцитов (менее 4х 1012/л), или того и другого. В зависимости от степени снижения содержания гемоглобина различают легкие (Нb 90-110 г/л), среднетяжелые (Нb 60-80 г/л) и тяжелые (Нb менее 60 г/л) формы анемии.
Объект исследования:железодефицитная анемия как частое заболевание в детском возрасте
Предмет исследования:Роль медицинской сестры в профилактике железодефицитных анемий у детей(исправлено)
Цель исследования:выявить эпидемиологические данные по заболеваемости анемии у детей, изучить факторы риска и разработать программу профилактики анемии у детей
Гипотеза: качественная медицинская профилактика, информированность родителей и медицинских работников позволят избежать заболевания анемии у детей, а так же это позволит улучшить организацию сестринской помощи и повысить качества жизни детей с анемиями.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1) дать общую характеристику анемии как заболеванию крови
2) изучить роль медсестры в профилактике детей
3) узнать, насколько информированы родители об этом заболевании
4) провести анкетирование среди родителей по удовлетворенности знанием о заболевании
5) разработать информационный лист и буклет для родителей с целью повышения знаний о заболевании.
Методы исследования:
1) анализ литературыизучение интернет источников
2) анкетирование
3) изучение медицинской документации(амбулаторная карта форма 112.у)
4) анализ полученных данных
База проведения:ГБУЗ «Городская детская поликлиника №4».
II. Теоретическая часть
Анемия (греч. αναιμία, малокровие) — группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови. Анемия – то патологическое состояние организма, при котором уменьшается число эритроцитов в единице объема крови. Анемии, возникающие в результате недостаточного поступления в организм или нарушенного всасывания продуктов, необходимых для построения молекулы гемоглобина, называются дефицитными.
Железодефицитная анемия — развивается вследствие абсолютного уменьшения запасов железа в организме, возникает, как правило, при хронической потере крови или недостаточном поступлении железа в организм.
Этиология
На этиологию указывает само название этих анемий. Здесь играет большую роль, как полное голодание, так и дефицит железа, белка и витаминов при частичном голодании. К предрасполагающим факторам относятся : раннее искусственное вскармливание, позднее ведение прикорма, длительное одностороннее (молочное, углеводистое) вскармливание, вегетарианская пища, лишенная животного белка, частые заболевания ребенка, рахит, гипотрофия, недоношенность. В результате вышеперечисленных факторов в организме ребенка происходит нарушение различных видов обмена, при том наиболее страдает усвоение железа. Недостаточное поступление железа приводит к обеднению им депо организма (печень, мышцы, косный мозг). А железо является структурной основой гемоглобина, осуществляющего перенос кислорода. В организм железо поступает только извне с пищей. Алиментарное железо – единственный источник пополнения железа в организме.
Патогенез
Железодефицитная анемия связана с физиологической ролью железа в организме и его участием в процессах тканевого дыхания. Оно входит в состав гема — соединения, способного обратимо связывать кислород. Гем представляет собой простетическую часть молекулы гемоглобина и миоглобина. В депонировании железа в организме основное значение имеет ферритин и гемосидерин. Транспорт железа в организме осуществляет белок трансферрин (сидерофилин).
Организм только в незначительной степени может регулировать поступление железа из пищи и не контролирует его расходование. При отрицательном балансе обмена железа вначале расходуется железо из депо (латентный дефицит железа), затем возникает тканевый дефицит железа, проявляющийся нарушением ферментативной активности и дыхательной функции в тканях, и только позже развивается железодефицитная анемия.
Клиника
При типичных формах железодефицитных анемий можно выделить легкую, среднетяжелую и тяжелую форму анемии. Все они встречаются в основном в раннем возрасте.
Легкая форма анемии (эритроциты 3,0-4,0 х 1012/мм, гемоглобин -90-100г/л) диагностируется плохо, т.к общее состояние ребенка удовлетворительное. Обращают внимание вялость, ухудшение аппетита, некоторое побледнение, раздражительность, у некоторых детей сниженная масса тела.
Анемия средней тяжести (эритроциты 2,0-3,0 х 1012/мм, гемоглобин -70-90 г/л) характеризуется выраженным нарушением состояния: апатия, адинамией, плаксивостью, резким снижением аппетита. Кожа сухая, могут появится изменения волос, которые становятся тонким и редкими.
Тяжелая форма анемии (эритроциты 2,0 х 1012/мм, гемоглобин -70и г/л и ниже) развивается медленно и постепенно. Ведущим симптомом является нарастающая бледность кожных покровов и видимых слизистых оболочек. Появляются признаки поражения эпителиальной ткани: сухость шершавость кожи, ломкость ногтей, тонкие ломкие волосы, трещины в углах рта. Конечности на ощупь холодные. Резкое понижение аппетита или его извращение, следствие замедленная прибавка массы тела.
Клиническая картина железодефицитных состояний неспецифична и включает несколько синдромов.
Астеновегетативный синдром — следствие нарушения функций головного мозга. Маленькие дети с железодефицитной анемией отстают в психомоторном развитии. Они плаксивы, раздражительны, капризны, плохо контактируют со сверстниками. У детей старшего возраста страдает интеллектуальное развитие: снижены память, внимание, интерес к учёбе. Появляются признаки синдрома вегетативной дистонии. Возможны мышечные боли и гипотония (в частности — мочевого пузыря), энурез.
Эпителиальный синдром включает дистрофию и атрофию барьерных тканей (слизистых оболочек, кожи и её производных — ногтей, волос). К трофическим нарушениям легко присоединяются воспалительные изменения. В результате снижается аппетит, возникают извращение вкуса и обоняния (picachlorotica), дисфагия, диспептические расстройства, нарушения процессов всасывания в кишечнике, скрытые кишечные кровотечения. Бледность кожи и конъюнктивы выявляют только при значительном снижении концентрации гемоглобина.
Иммунодефицитный синдром проявляется частыми ОРВИ и острых кишечных инфекций. Около 70% часто болеющих детей страдают сидеропенией. У них снижен как неспецифический (лизоцим, пропердин и т.д.), так и специфический иммунитет. Показано, что в отсутствие железа IgA теряет свою бактерицидную активность.
Сердечно-сосудистый синдром наблюдают при тяжёлой железодефицитной анемии. У детей развиваются повышенная утомляемость, низкое артериальное давление, тахикардия, снижение тонуса сердечной мышцы, приглушение тонов, функциональный, довольно грубый систолический шум, хорошо выслушиваемый на сосудах («шум волчка») и связанный с гидремией. Возможны головокружения.
Гепатолиенальный синдром возникает редко, обычно при тяжёлой анемии и сочетании рахита и анемии.
В последнее время стали обращать внимание на то, что дефицит железа увеличивает абсорбцию свинца в ЖКТ. Это особенно важно для детей, живущих в больших городах, вблизи магистральных дорог. К проявлениям сидеропении в таком случае может присоединиться (особенно у маленьких детей) свинцовая интоксикация, приводящая к тяжёлым психическим и неврологическим расстройствам, нарушениям функций почек и кроветворения. Анемия при этом становится рефрактерной к лечению препаратами железа.
• Факторы риска и причины анемий
Алиментарный дефицит железа, когда потребности железа не удовлетворяются поступающим с пищей железом. Для детей грудного возраста на 1 месте по уровню усвояемости железа из пищи стоит грудное молоко, хотя железа в молоке мало, но оно почти полностью усваивается. Железо содержится во всех современных молочных смесях. К продуктам, богатым по содержанию железа, относятся: печень, греча, мясо, рыба, пшено, перловка, шиповник, черника.
В растительных продуктах железо находится в виде солей, которые усваиваются хуже, только 6%. Чай, кофе связывают железо, препятствуют его усвоению.
Повышают усвояемость железа из мясных продуктов, сочетание их срастительными, поэтому к мясным блюдам в качестве гарнира должны быть овощные блюда, которые запиваются соком, компотом с высоким содержанием витамина С. В свою очередь витамин С тоже улучшает усвоение железа организмом.
Мало железа в коровьем и козьем молоке. Из смесей усваивается тоже очень небольшой % железа.
Можно сделать вывод, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, составляют основную группу риска для развития анемии.
2. низкий антенатальный запас железа, об этом свидетельствует анемия матери во время беременности, неблагополучие в родах, хронические очаги инфекции у беременной, маленький промежуток времени меньше 3 лет от предыдущей беременности. Почти все матери детей из домов ребенка имели выше перечисленные факторы.
3. высокие темпы физического развития — следующая причина развития анемии
4.нарушение всасывания железа вследствие патологии кишечника
5.повышенные потери железа из организма на фоне аллергических заболеваний, когда происходит слущивание с кожи, с тонкого кишечника эпителия и вместе с ним микропотери крови; при полипах, трещинах прямой кишки и т.д.
Диагностика анемий
Диагноз ставится на основании клинической картины, анамнеза и результатов лабораторных исследований.
При железодефицитной анемии имеет место снижения уровня сывороточного железа в 2 – 3 раза.
Для выявления анемии необходимы: врачебный осмотр, общий клинический анализ крови с обязательным определением: количества эритроцитов (их количество характерно сниженно), количества ретикулоцитов, гемоглобина (изменение количества), гематокрита, среднего объема эритроцитов (MCV), ширины распределения эритроцитов по объему (RDW), среднего содержания гемоглобина в эритроците (MCH), средней концентрации гемоглобина в эритроците (MCHC), количества лейкоцитов, количества тромбоцитов, повышение СОЭ.
Дополнительные методы исследования используются для более детальной диагностики отдельных видов анемии. Для диагностики железодефицитной анемии необходимо проведение дополнительных исследований: определение уровня железа сыворотки крови, ферритина и насыщенных трансферринов; общей железосвязывающей способности и ненасыщенных трансферринов. Аспирационная биопсия костного мозга не является обязательным исследованием для диагностики железодефицитной анемии и проводится лишь по особым показаниям.
Определение уровня ферритина в крови. Ферритин – растворимый накопитель атомов железа для синтеза гемоглобина и нормального эритропоэза. Атомы железа накапливаются в виде гидрооксидов и фосфатов. С одной стороны, ферритин является депо железа, с другой – защищает организма от вредного влияния железа. Дело в том, что железо ферритина пребывает в окисленном состоянии и неактивно в продукции свободных радикалов.Нормальные показатели ферритина крови в норме: для мужчины: 20-350 мкг/л, для женщин: 10-150 мкг/л
Уровень ферритина сыворотки крови меняется от возраста к возрасту. У детей первого месяца жизни ферритин повышен до 600 нг/мл, а затем снижается до 30 мг/мл. Постоянные значения концентрации ферритина сохраняются постоянные значения после 25 лет.