Позвоночник и бронхиальная астма

ПОЗВОНОЧНИК И БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

Состояние и гибкость позвоночника являются, конечно, не основным, но довольно значительным фактором в развитии клинических проявлениях бронхиальной астмы.

Дело в том, что постоянное напряжение, пусть и несильное, в позвоночном столбе, плохая подвижность в сочленениях позвонков и ребер ведет к уменьшению эластичности грудной клетки. При этом увеличивается сопротивление грудной клетки дыханию, что может привести к усилению одышки. После курса мануальной терапии и выполнения специальных упражнений, повышающих гибкость грудного отдела позвоночника, у пациентов значительно улучшается подвижность диафрагмы, увеличивается экскурсия легких, заметно снижается частота и степень выраженности приступов бронхиальной астмы, более эффективно функционирует межреберная мускулатура.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Бронхиальная астма
Бронхиальная астма представляет собой хроническое заболевание дыхательных путей, характеризующееся высокой готовностью трахеобронхиальной системы к реагированию на целый ряд стимулов.Основным признаком болезни является бронхиальная обструкция

Астма бронхиальная
Нормализация солевого баллансаПричина заболевания бронхиальной астмой заключается в патологической реакции организма на аллергены.Аллергия, как правило, появляется из-за нехватки в организме хлоридов. Поэтому старайтесь вводить в организм больше

Бронхиальная астма
Смешать 1 ст. ложку меда и 1 стакан настоя чайного гриба. При затрудненном дыхании пить очень мелкими глотками по 1 стакану смеси 2–3 раза в

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Бронхиальная астма у детей – заболевание, развивающееся на основе хронического воспаления бронхов, характеризующееся периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции,

Бронхиальная астма
Для облегчения кашля и уменьшения удушья при астматических приступах следует применить следующие приемы Шиацу: надавить с правой и левой стороны туловища, между лопатками, на заднюю поверхность шеи (три точки с каждой стороны) и грудные позвонки

Бронхиальная астма
После общих рассуждений о дыхании давайте перейдем к рассмотрению конкретной картины бронхиальной астмы.  Бронхиальная астма — это то заболевание, которое является наиболее впечатляющим примером психосоматической взаимосвязи. Бронхиальной астмой

Астма бронхиальная
Причина заболевания бронхиальной астмой заключается в патологической реакции организма на аллергены. Аллергия, как правило, появляется из-за нехватки в организме хлоридов. Поэтому старайтесь вводить в организм больше соли.Лечение солью. Если легкие

Астма бронхиальная
Причина заболевания бронхиальной астмой заключается в патологической реакции организма на аллергены. Аллергия, как правило, появляется из-за нехватки в организме хлоридов. Поэтому старайтесь вводить в организм больше соли.
Лечение солью. Если легкие

Астма бронхиальная
Бронхиальная астма – хроническое заболевание дыхательных путей, для которого характерны спазмы бронхов, из-за которых дыхание становится затрудненным, с шумным удлиненным выдохом. Причины развития этой болезни многообразны: прежде всего – аллергии,

Астма бронхиальная
В народной медицине настойка золотого уса применяется как средство, разжижающее мокроту и снижающее гиперсекрецию и отек слизистой оболочки бронхов у астматиков. Следует помнить, что прием препаратов каллизии категорически противопоказан

Бронхиальная астма
Бронхиальной астмой называется хроническое заболевание, которое характеризуется регулярными приступами удушья, вызванными спазмами бронхов. Бронхиальная астма сопровождается сильной одышкой и кашлем. Дыхание больного часто затруднено.Основная

Бронхиальная астма
Рецепт 1
Сок из свеклы – 200 млСок из репчатого лука – 200 млСок из черной редьки – 200 млСок из клюквы – 200 млСок из лимона – 200 млСок из алоэ – 200 млМед – 300 гСахар – 200 гСпирт – 200 млВсе тщательно перемешать. Принимать по 0,5 столовой ложки 3 раза в день за 30

Бронхиальная астма
Бронхиальной астмой (от греч. asthma – «тяжелое дыхание») называют хроническое заболевание бронхов (трубчатых воздухоносных ветвей трахеи), сопровождающееся периодическим сужением их просвета.Различают бронхиальную астму аллергической (атопическая

Астма бронхиальная
Это заболевание характеризуется периодически повторяющимися приступами удушья, вызванными нарушением проходимости бронхов. Астма является заболеванием аллергической природы, при котором аллергенами обычно выступают токсины, выделяемые рядом

Астма бронхиальная
Симптомом этого заболевания являются периодически повторяющиеся приступы удушья, вызванные нарушением проходимости бронхов. Астма представляет собой заболевание аллергического характера, при котором аллергенами обычно выступают продукты

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
Самым серьезным аллергическим заболеванием дыхательных путей является бронхиальная астма, ею страдает 5 – 10% детей.Бронхиальная астма часто начинается в детстве и продолжается в зрелом возрасте, являясь причиной социальной дезадаптации, а в

Читайте также:  Затрудненное дыхание при бронхиальной астме лечение

Источник

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà

Èìååò ìíîæåñòâî ïðè÷èí, íî â îñíîâíîì ýòî àëëåðãè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, ïðîÿâëÿþùååñÿ ïðèñòóïàìè óäóøüÿ, îáóñëîâëåííûìè íàðóøåíèåì ïðîâîäèìîñòè áðîíõîâ âñëåäñòâèå ñïàçìà, îòåêà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è óñèëåíèÿ ñåêðåöèè.

Äâå òðåòè äåòåé çàáîëåâàþò àñòìîé â ðàííåì è äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Åñëè îòáðîñèòü íàñëåäñòâåííóþ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü, òî îñíîâíîé ãðóïïîé àëëåðãåíîâ ìîãóò áûòü ïèùåâûå ïðîäóêòû (îñîáåííî ó äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà, çàâèñÿùèõ îò òîãî, ÷òî êóøàþò ìàìû, êóðÿò ëè). À òàêæå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû (íàïðèìåð, ìíîãèå ðîäèòåëè ëå÷àò ÎÐÇ, ÎÐÂÈ àíòèáèîòèêàìè). Äà, è ïûëüöà ðàñòåíèé ìîæåò áûòü àëëåðãåíîì, íî ýòî ïîòîì, êîãäà ðåáåíêó çàãóáèëè èììóíèòåò (ñì. âûøå).

Òàê ÷åì ëå÷àò â ãîðîäå? Äëÿ ïðèìåðà ìîæíî âçÿòü ýóôèëëèí (ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî äàåò íàèáîëüøèé ýôôåêò). Âîçìîæíî. Íî ïðè èçó÷åíèè ïåðå÷íÿ ïîáî÷íûõ äåéñòâèé ïðè åãî ïðèìåíåíèè ìîæíî íàéòè: ñî ñòîðîíû íåðâíîé ñèñòåìû – áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, òðåìîð, ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû – ñåðäöåáèåíèå, àðèòìèÿ, êàðäèàëãèÿ, ñíèæåíèå ÀÄ, ïðèñòóïû ñòåíîêàðäèè, ñî ñòîðîíû ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû – òîøíîòà, ðâîòà, äèàðåÿ è ïð., àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè – êîæíàÿ ñûïü, çóä, ëèõîðàäêà, ïðî÷èå – áîëü â ãðóäè, óñèëåíèå äèóðåçà, ïîâûøåííîå ïîòîîòäåëåíèå.

Âçÿòü äðóãîé ïðåïàðàò: èíòàë.

Ñðåäè ïîáî÷íûõ äåéñòâèé: ðàçäðàæåíèå âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòåé, êàøåëü, êðàòêîâðåìåííûé áðîíõîñèíäðîì. Ïîñëå îòìåíû ïðåïàðàòà âîçìîæíî îáîñòðåíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû(!). Íå ìíîãîâàòî ëè îñëîæíåíèé? Êîíå÷íî, íåëüçÿ íè â êîåì ñëó÷àå îòêàçûâàòüñÿ îò óæå ïðèìåíÿåìûõ (âîçìîæíî, è óñïåøíî) ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, êîòîðûõ â íàøå âðåìÿ âåëèêîå ìíîæåñòâî. Íî âñå îíè áåç èñêëþ÷åíèÿ íàïðàâëåíû íà îáëåã÷åíèå, à íå íà âûçäîðîâëåíèå (èçáàâëåíèå) îò áîëåçíè! Ïðàêòè÷åñêè íåò ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ áåç ïîáî÷íûõ äåéñòâèé, õîòÿ áû ïîòîìó, ÷òî ó äåòåé ñîðâàí èììóíèòåò (îòñóòñòâèå ýëåìåíòîâ çàêàëèâàíèÿ), ñàìîðåãóëÿöèÿ ÖÍÑ (èç-çà èçáûòî÷íîãî êîëè÷åñòâà ðàíåå ïðèìåíÿåìûõ ëåêàðñòâ è íåïðàâèëüíîé ïèùè) è áîëüøîå ÷èñëî «àñòìàòèêîâ» ñòðàäàþò ìûøå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ è îòñóòñòâèåì íàâûêîâ óïðàâëåíèÿ äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðîé (îñíîâíûå è âñïîìîãàòåëüíûå äûõàòåëüíûå ìûøöû).

Íàñ æå èíòåðåñóåò ëå÷åíèå áåç ïîáî÷íûõ ÿâëåíèé. Ê ïðèìåðó, â òðàâîëå÷åíèè (ñì. ðàçäåë «Òðàâîëå÷åíèå») ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå ïðèìåíÿþò òðàâó ïîä íàçâàíèåì àíèñ îáûêíîâåííûé. Îí è ñïàçìîëèòèê (âûâîä ìîêðîòû), è ñíèìàåò îòåê, è ïîìîãàåò ïî÷êàì – ôèëüòðó îðãàíèçìà, âûâîäÿ îòðàáîòàííûå ïðîäóêòû îáìåíà âåùåñòâ, è äàæå ïîìîãàåò êèøå÷íèêó! Ïîáî÷íûõ îñëîæíåíèé íå èìååò!!!

Êîíå÷íî, ýòî íå ñîâñåì ñåðüåçíî, åñëè ãîâîðèòü î ïîëíîì âûçäîðîâëåíèè îò áðîíõèàëüíîé àñòìû. Êàêèõ ñðåäñòâ íåäîñòàåò?

Âî-ïåðâûõ, áðîíõèàëüíàÿ àñòìà ÷àùå âñåãî èìååò àëëåðãè÷åñêóþ ïðèðîäó, à çíà÷èò, äëÿ óêðåïëåíèÿ èììóíèòåòà íåîáõîäèìà î÷èñòêà îðãàíèçìà, è ïðåæäå âñåãî ñèñòåìû ìèêðîöèðêóëÿöèè (êàïèëëÿðîâ).

Çíàåòå ëè âû, ÷òî äëèíà áîëüøîãî êðóãà êðîâîîáðàùåíèÿ 240 ñì (2 ìåòðà 40 ñàíòèìåòðîâ), à äëèíà êàïèëëÿðî⠖ 8000 êì!

Ãëàâíîå îòëè÷èå êàïèëëÿðîâ îò ïðî÷èõ ñîñóäîâ ñîñòîèò â òîì, ÷òî ÷åðåç èõ ñòåíêó ïðîèñõîäèò çíà÷èìûé ïî ìàñøòàáó îáìåí âåùåñòâ ìåæäó êðîâüþ è òêàíÿìè.

Ëèìôàòè÷åñêàÿ ñèñòåìà, îòâå÷àþùàÿ çà èììóíèòåò, ò. å. ëèìôà, îáðàçóåòñÿ ïóòåì ôèëüòðàöèè òêàíåâîé æèäêîñòè ÷åðåç ñòåíêè êàïèëëÿðîâ. Ñ ëèìôîé ÷åðåç ñòåíêè êàïèëëÿðîâ óíîñÿòñÿ èçáûòîê âîäû, ïðîäóêòû æèçíåäåÿòåëüíîñòè!

Ëèìôîöèòû îáåçâðåæèâàþò èíîðîäíûå ÷àñòèöû ò. å. âñå áîëüíûå êëåòêè è îòðàáîòàííûå (ñòàðûå) è ñòàâøèå íåíóæíûìè è äàæå îïàñíûìè îðãàíèçìó. Ýòîò ìåõàíèçì íàçûâàåòñÿ àïîïòîçîì (ñàìîóíè÷òîæåíèå êëåòîê), ôàãîöèòîç (ïëîòíûå), ïèíîöèòîç (æèäêèå). Êðîâåíîñíàÿ ñèñòåìà, îñîáåííî â îáëàñòè ìèêðîöèðêóëÿòîðíîãî ðóñëà, íå ÿâëÿåòñÿ íåèçìåííîé (!), à ìîæåò ðåàãèðîâàòü è ôóíêöèîíàëüíî, è ñòðóêòóðíî íà èçìåíåíèå ïðåäúÿâëÿåìûõ ê íåé òðåáîâàíèé èëè ãåìîäèíàìè÷åñêèõ óñëîâèé.

Íàïðèìåð, ïðè ïðîäîëæèòåëüíîé ãèïîôóíêöèè òåõ èëè èíûõ ìûøö (ìåæðåáåðíûå, ãðóäíûå) â íèõ óìåíüøàåòñÿ êðîâîòîê:

• âíà÷àëå ýòî äîñòèãàåòñÿ ïóòåì ôóíêöèîíàëüíîãî âûêëþ÷åíèÿ èç êðîâîòîêà ÷àñòè àðòåðèé è êàïèëëÿðîâ,

• çàòåì «ëèøíèå» ñîñóäû ïðîñòî ïîäâåðãàþòñÿ äåãåíåðàöèè (!).

 ìàëîì êðóãå êðîâîîáðàùåíèÿ êðîâü ïðîõîäèò ÷åðåç êàïèëëÿðû ëåãêèõ, îòäàâàÿ CO2 è îáîãàùàÿñü êèñëîðîäîì.  êàïèëëÿðàõ áîëüøîãî êðóãà êðîâü îòäàåò òêàíÿì ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ O2 è ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, à ïîëó÷àåò îò íèõ CO2 è ïðîäóêòû îáìåíà.

Äëÿ ñïðàâêè: ìàëûé èëè ëåãî÷íûé êðóã êðîâîîáðàùåíèÿ íà÷èíàåòñÿ â ïðàâîì æåëóäî÷êå ñåðäöà, èç êîòîðîãî âûõîäèò ëåãî÷íûé ñòâîë, ðàçäåëÿþùèéñÿ íà ïðàâóþ è ëåâóþ ëåãî÷íûå àðòåðèè, à ïîñëåäíèå ðàçâåòâëÿþòñÿ â ëåãêèõ ñîîòâåòñòâåííî âåòâëåíèþ áðîíõîâ íà àðòåðèè, ïåðåõîäÿùèå â êàïèëëÿðû.

Читайте также:  Чем лечить бронхиальную астму у детей 5 лет

 êàïèëëÿðíûõ ñåòÿõ êðîâü îáîãàùàåòñÿ êèñëîðîäîì. Àðòåðèàëüíàÿ êðîâü ïîñòóïàåò â âåíû, êîòîðûå óêðóïíÿþòñÿ è ïî äâå ñ êàæäîé ñòîðîíû âïàäàþò â ëåâîå ïðåäñåðäèå, ãäå è çàêàí÷èâàåòñÿ ìàëûé êðóã êðîâîîáðàùåíèÿ. Ñïðàøèâàåòñÿ: äëÿ ÷åãî âñÿ ýòà èíôîðìàöèÿ? Åñòü çàêîí: åñëè ñòðóêòóðà íè÷åãî íå ãîâîðèò íàì î ôóíêöèè, òî ýòî çíà÷èò, ÷òî ìû íåïðàâèëüíî åå ðàññìàòðèâàëè (Szent Ggorgyi).

Äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà, ê êîòîðîé îòíîñÿòñÿ äèàôðàãìà è ìåæðåáåðíûå ìûøöû (îñíîâíàÿ), ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà è ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà (âñïîìîãàòåëüíàÿ), íåñåò íà ñåáå áðåìÿ ïðîõîæäåíèÿ êðîâè ïî ìàëîìó êðóãó. Åñëè ðåáåíêà ñ äåòñòâà ó÷èòü îòæèìàòüñÿ, ïîäòÿãèâàòüñÿ, òî äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà èñïðàâíî ïîìîãàåò ñèñòåìå ìèêðîöèðêóëÿöèè ôóíêöèîíèðîâàòü è êàïèëëÿðû, â êîòîðûõ êðîâü îáîãàùàåòñÿ êèñëîðîäîì, â òàêîì ñëó÷àå íå àòðîôèðóþòñÿ (äåãåíåðàöèÿ) è èñïðàâíî âûïîëíÿþò ñâîþ ôóíêöèþ.

Ïåðâûå âûâîäû èç âûøåïåðå÷èñëåííîãî:

1. Ïðè áåçóñïåøíîì ëå÷åíèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ïðèâû÷íûìè ëåêàðñòâåííûìè ñðåäñòâàìè, îñîáåííî ó äåòåé, åùå íå îòÿãîùåííûõ ñîïóòñòâóþùèìè, êàê âçðîñëûå, çàáîëåâàíèÿìè (ýòî óæå äðóãèå ôîðìû áðîíõèàëüíîé àñòìû. – Á. Ñ.), íåîáõîäèìî âûáðàòü äðóãîé ïóòü. Òî åñòü ïîñòàðàòüñÿ çàìåíèòü ïðèíèìàåìûå ïðåïàðàòû, êîòîðûå, êîíå÷íî, îáëåã÷àþò ñèìïòîìû, íî íå èçáàâëÿþò îò áîëåçíè (òàê êàê áîëüíîé íå ïðèëàãàåò ñîáñòâåííûõ óñèëèé äëÿ ýòîé öåëè), íà åñòåñòâåííóþ òåðàïèþ, ê êîòîðîé ÿ îòíîøó ñèëîâûå óïðàæíåíèÿ, äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, çàêàëèâàíèå è óêðåïëåíèå èììóíèòåòà.

2. Ëåêàðñòâà ìîæíî çàìåíèòü íà òðàâû, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ñíÿòèþ áðîíõîñïàçìîâ, âûâîäÿ âîñïàëèòåëüíóþ æèäêîñòü èç ëåãî÷íûõ êàïèëëÿðîâ, òåì ñàìûì îêàçûâàÿ îòõàðêèâàþùåå äåéñòâèå.

Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà åñòü ñâîåãî ðîäà «áîëåçíü íàêîïëåíèÿ». Òî åñòü íàêàïëèâàþòñÿ â êàïèëëÿðàõ îòðàáîòàííûå êëåòêè, íåíóæíûå îðãàíèçìó. Àïîïòîç («ôàáðèêà» ñàìîî÷èùåíèÿ êëåòêè) íå ñïðàâëÿåòñÿ, è êðîâü èç-çà ñêîïèâøåãîñÿ â «êàïèëëÿðàõ» ìóñîðà íå îáîãàùàåòñÿ â ïîëíîé ìåðå êèñëîðîäîì – âîò è îäûøêà, è áðîíõîñïàçì. Òðàâû êàê ðàç è ñïîñîáñòâóþò âûâåäåíèþ, «îòõàðêèâàíèþ» ìóñîðà, à çíà÷èò, î÷èùåíèþ ëåãî÷íûõ êàïèëëÿðîâ. Íî íåîáõîäèìî ïîìî÷ü. È çäåñü âñòóïàåò â ñèëó 2-é ëå÷åáíûé ôàêòîð – äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà.

Ãëóáîêîå è ðåçêîå äûõàíèå, òî÷íåå – âûäîõ «Õàà» ïðè óñèëèè, íàïðèìåð îòæèìàíèå îò ïîëà, ïðè êîòîðîì âûäîõ «Õàà» ïðîèñõîäèò ïðè âûïðÿìëåíèè ðóê, ÿâëÿåòñÿ áîëåå ýôôåêòèâíûì, ÷åì ïîâåðõíîñòíîå è ÷àñòîå. Ïðè ôîðñèðîâàííîì äûõàíèè, êîòîðîå ñîïðîâîæäàåò îòæèìàíèå è äðóãèå ñèëîâûå óïðàæíåíèÿ, â êîòîðûõ àêòèâíî ó÷àñòâóåò ìåæðåáåðíàÿ ìóñêóëàòóðà, ëåãî÷íàÿ âåíòèëÿöèÿ, ò. å. î÷èùåíèå êàïèëëÿðîâ (êëåòêè), óâåëè÷èâàåòñÿ â 10–15 ðàç. Àêöåíò íà âûäîõ, à íå íà âäîõ, êîòîðûé ïðîèñõîäèò àâòîìàòè÷åñêè. Îãðîìíàÿ ïëîùàäü àëüâåîë (ýòî ëåãî÷íûå ïóçûðüêè, îïëåòåííûå êàïèëëÿðàìè è ñîäåðæàùèå âîçäóõ) ïîçâîëÿåò óìåíüøèòü òîëùèíó ñëîÿ êðîâè, îáìåíèâàþùóþñÿ ãàçàìè ñ âíóòðèàëüâåîëëÿðíûì âîçäóõîì, ÷òî ïîçâîëÿåò çà 1 ñåêóíäó íàñûòèòü êèñëîðîäîì 70 ìë êðîâè è îñâîáîäèòü åå îò èçáûòêîâ êèñëîòû.

Ïîâåðõíîñòü ëåãêèõ îãðîìíà. Åñëè â öåëîì ðàññìàòðèâàòü áðîíõîëåãî÷íóþ ñòðóêòóðó, òî îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñèñòåìó ëàáèðèíòîâ, ïåðåõîäÿùèõ äðóã â äðóãà, îòâå÷àþùèõ çà ãàçîîáìåí – CO2 – O2 ? CO2. Íàïðèìåð, áðîíõè îáðàçóþò áðîíõèàëüíîå «äåðåâî». Ïðîñâåò âåòâÿùèõñÿ áðîíõîâ â äèñòàëüíîì (îò öåíòðà ê ïåðèôåðèè) ïîñòåïåííî óìåíüøàåòñÿ. Íà óðîâíå 5-ãî ãðóäíîãî ïîçâîíêà òðàõåÿ (êîòîðàÿ ñâÿçàíà â ñâîþ î÷åðåäü è ñ ãîðòàíüþ) ðàçäåëÿåòñÿ íà äâà ãëàâíûõ áðîíõà, îáðàçóÿ áèôóðêàöèþ (ñâîåîáðàçíàÿ «âèëêà») òðàõåè. Îò ãëàâíûõ áðîíõîâ îòõîäÿò âòîðè÷íûå, èëè äîëåâûå, áðîíõè, äàþùèå íà÷àëî áîëåå ìåëêèì òðåòè÷íûì (ñåãìåíòàðíûì) áðîíõàì, êîòîðûå â äàëüíåéøåì âåòâÿòñÿ äèõîòîìè÷åñêè. Ïëîùàäü ñå÷åíèÿ âåòâÿùåãîñÿ áðîíõà ìåíüøå, ÷åì ñóììà ïëîùàäåé ñå÷åíèÿ åãî âåòâåé. Ãëàâíûå áðîíõè ÿâëÿþòñÿ áðîíõàìè ïåðâîãî ïîðÿäêà, äîëåâûå – âòîðîãî, à ñåãìåíòàðíûå, êàê ïðàâèëî, – áðîíõàìè òðåòüåãî ïîðÿäêà.  äàëüíåéøåì áðîíõè äåëÿòñÿ íà ñóáñåãìåíòàðíûå (ïåðâîé, âòîðîé, òðåòüåé ãåíåðàöèè, âñåãî 9–10), äîëüêîâûå, âíóòðèäîëüêîâûå.

Äèàìåòð ñàìûõ ìåëêèõ ðàçâåòâëåíèé âîçäóõîïðîâîäÿùèõ ïóòåé – áðîíõèîë – îò 0,5 äî 1 ìì. Èìååòñÿ îêîëî 20 ãåíåðàöèé áðîíõîâ, ïîñëåäíÿÿ – òåðìèíàëüíûå áðîíõèîëû, äåëÿùèåñÿ íà 14–16 äûõàòåëüíûõ (ðåñïèðàòîðíûõ) áðîíõèîë êàæäàÿ! È êàê «ïðîêà÷àòü» âîçäóõ ÷åðåç ýòó ìàõèíó? Êîíå÷íî, äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà è ïîìîãàåò âêëþ÷èòü ýòó ïðîêà÷èâàþùóþ âîçäóõ «ïîìïó». È ÷òîáû ýòà «ïîìïà», ýòî áðîíõèàëüíîå «äåðåâî» óñèëåííî âåíòèëèðîâàëî ëåãêèå, íàäî ïîíÿòü ðîëü äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû!

Читайте также:  Курорты при бронхиальной астме для детей

Ëåãêîå, ïðàâîå è ëåâîå, ïî ôîðìå íàïîìèíàåò êîíóñ ñ óïëîùåííîé îäíîé ñòîðîíîé è çàêðóãëåííîé âåðõóøêîé, âûñòóïàþùåé íàä 1-ì ðåáðîì.

Íèæíÿÿ ïîâåðõíîñòü ëåãêèõ ïðèëåãàåò ê äèàôðàãìå (îñíîâíàÿ äûõàòåëüíàÿ ìûøöà). Îíà òàê è íàçûâàåòñÿ – äèàôðàãìàëüíàÿ ïîâåðõíîñòü (!).

Áîêîâûå ïîâåðõíîñòè ëåãêèõ (ðåáåðíûå) ïðèëåãàþò ê ðåáðàì (ìåæðåáåðíàÿ ìóñêóëàòóðà)!

Íà ñðåäîñòåííîé ïîâåðõíîñòè êàæäîãî ëåãêîãî ðàñïîëîæåíû âîðîòà ëåãêîãî, ÷åðåç êîòîðûå ïðîõîäÿò îáðàçóþùèå êîðåíü ëåãêîãî áðîíõ, àðòåðèè è íåðâû, âûõîäÿò âåíû, ëèìôàòè÷åñêèå ñîñóäû. Ëåãêèå äåëÿòñÿ íà äîëè: ïðàâîå íà òðè, ëåâîå – íà äâå. Äîëè ëåãêèõ – ýòî îòäåëüíûå, äî èçâåñòíîé ñòåïåíè èçîëèðîâàííûå, àíàòîìè÷åñêè îáîñîáëåííûå ó÷àñòêè ëåãêîãî ñ âåíòèëèðóþùèì èõ äîëåâûì áðîíõîì è ñîáñòâåííûì ñîñóäèñòî-íåðâíûì êîìïëåêñîì. Ñàìà ëåãî÷íàÿ òêàíü äåëèòñÿ íà ñåãìåíòû, êîòîðûå èìåþò ñâîè ñîñóäû è íåðâíûå âîëîêíà è âåíòèëèðóþòñÿ ñåãìåíòàðíûì áðîíõîì. Ëåãî÷íûå ñåãìåíòû îòäåëÿþòñÿ äðóã îò äðóãà ìåæñåãìåíòàðíûìè ïåðåãîðîäêàìè. Ñåãìåíòû îáðàçîâàíû ëåãî÷íûìè äîëüêàìè (÷èñëî èõ â îäíîì ñåãìåíòå ïðèìåðíî 80), ðàçäåëåííûå ìåæäîëüêîâûìè ñåãìåíòàðíûìè ïåðåãîðîäêàìè. Äîëüêà â ñâîþ î÷åðåäü âåíòèëèðóåòñÿ äîëüêîâîé (ïðåòåðìèíàëüíîé) áðîíõèîëîé, ñîïðîâîæäàåìîé êîíå÷íûìè âåòâëåíèÿìè ëåãî÷íûõ àðòåðèîë è âåêóëàìè, ëèìôàòè÷åñêèìè ñîñóäàìè è íåðâàìè.

 âåðõóøêó êàæäîé äîëüêè âõîäèò ïðåòåðìèíàëüíàÿ äîëüêîâàÿ áðîíõèîëà, êîòîðàÿ ðàçâåòâëÿåòñÿ íà 3–7 ìåëü÷àéøèõ êîíöåâûõ (òåðìèíàëüíûõ) áðîíõèîë äèàìåòðîì îêîëî 0,5–0,15 ìì êàæäàÿ.

Ýòî îáùåäîñòóïíàÿ èíôîðìàöèÿ. ß ëèøü ïîä÷åðêèâàþ ñëîæíîñòü àíàòîìè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ âîçäóõîíîñíûõ ïóòåé áðîíõîëåãî÷íîé ñèñòåìû, êîòîðóþ îáñëóæèâàåò äûõàòåëüíàÿ ìóñêóëàòóðà. È áåç àêòèâíîé ðàáîòû ýòîé ìóñêóëàòóðû âñå ýòè õîäû è âûõîäû âîçäóõà ïîñòåïåííî çàêðûâàþòñÿ, è ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ïðè ýòîì îêàçûâàþò ëèøü ôóíêöèþ ñêîðîé ïîìîùè (îáëåã÷åíèå), íî îòíþäü íå ëå÷åíèå (î÷èùåíèå). È ÷åì áîëüøå èõ ïðèìåíÿþò, òåì áîëåå òÿæåëûìè (äëÿ îðãàíèçìà) îíè ñòàíîâÿòñÿ (íàïðèìåð, ãîðìîíàëüíûå ïðåïàðàòû), ïîðîæäàÿ ÷óäîâèùíóþ çàâèñèìîñòü è ñòðàõ çà æèçíü!

Ïîýòîìó áåç ôèçè÷åñêîé ïîìîùè ñîáñòâåííîé ìóñêóëàòóðû äëÿ èçëå÷åíèÿ îò áðîíõèàëüíîé àñòìû íå îáîéòèñü. Ê òîìó æå èìåííî ñêåëåòíàÿ ìóñêóëàòóðà, ôèêñèðîâàííàÿ ê ïîçâîíêàì è òðóá÷àòûì êîñòÿì, â êîòîðûõ íàõîäèòñÿ êðàñíûé êîñòíûé ìîç㠖 îñíîâíîé ó÷àñòíèê êðîâåòâîðåíèÿ, èëè ãåìîöèòîïîýçà è ëèìôîïîýçà (ýðèòðîöèòû, ëåéêîöèòû, òðîìáîöèòû), ñòèìóëèðóåò âûðàáîòêó êðàñíûì êîñòíûì ìîçãîì ôîðìåííûõ ýëåìåíòîâ. À êðîâåòâîðåíèå òåñíî ñâÿçàíî ñ òàêèì ñëîæíûì ÿâëåíèåì, êàê èììóíîãåíåç (èììóíèòåò). Âñå êðîâåíîñíûå è ëèìôàòè÷åñêèå ñîñóäû, âñå íåðâû ïðîõîäÿò âíóòðè ìûøå÷íûõ âîëîêîí. È, ñîêðàùàÿñü, à çàòåì ðàññëàáëÿÿñü, èìåííî ìûøå÷íàÿ òêàíü äîñòàâëÿåò ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, êëåòî÷íûå è âíåêëåòî÷íûå, ïî àäðåñó. Íî ïðè ýòîì îñíîâíîì óñëîâèè ìûøöû äîëæíû ðåãóëÿðíî âûïîëíÿòü ñâîè «íàñîñíûå» (òðàíñïîðòíûå) ôóíêöèè. Áåç ýòîãî ïðîèñõîäèò çàñîðåíèå êàïèëëÿðîâ, â òîì ÷èñëå è ëåãî÷íûõ. À ëåêàðñòâà áåãóò òîëüêî òàì, ãäå åùå íå ïðîèçîøëî çàñîðåíèÿ. Ñ êàæäûì äíåì ñâîáîäíûõ ïðîòîêîâ ñòàíîâèòñÿ âñå ìåíüøå.

Ê ñâåäåíèþ. Êàæäûå ñóòêè â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ãèáíåò ïðèìåðíî 300 ìëðä ýðèòðîöèòîâ, îêîëî 5 ìëðä ëåéêîöèòîâ è 250 ìëðä òðîìáîöèòîâ. À ñèñòåìà ñàìîî÷èùåíèÿ îðãàíèçìà îò ïîãèáøèõ, ñîñòàðèâøèõñÿ êëåòîê – àïîïòîç – ìîæåò âûâîäèòü ãäå-òî 50–70 ìëðä åæåäíåâíî. Íå ñïðàâëÿåòñÿ! Íàäî ïîìîãàòü. Êàê áåç óïðàæíåíèé? – Íå ïîëó÷àåòñÿ. È ýòî îòíîñèòñÿ êî âñåì îðãàíàì, à íå òîëüêî ê áðîíõîëåãî÷íîé ñèñòåìå.

Íî èíòåðåñíî, ÷òî ó ÷åëîâåêà â äûõàíèè ïðèíèìàþò ó÷àñòèå íå òîëüêî ëåãêèå, íî è âñÿ ïîâåðõíîñòü òåëà – êîæà, îò ïÿòîê äî ãîëîâû. Îñîáåííî óñèëåííî äûøèò êîæà íà ãðóäè, ñïèíå è æèâîòå. Ïî èíòåíñèâíîñòè ýòè ó÷àñòêè êîæè ïðåâîñõîäÿò ëåãêèå (!). Ýòî ïðåâîñõîäñòâî êîæè íàä ëåãêèìè îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî êîæà «äûøèò» ÷èñòûì âîçäóõîì, à ñâîè ëåãêèå ìû ïðîâåòðèâàåì ïëîõî. ×òî óæ ãîâîðèòü î êóðèëüùèêàõ, êñòàòè, î ïàññèâíûõ òîæå – äåòÿõ!

Âîò âñòóïàåò â ëå÷åáíîå äåéñòâèå ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå – åùå îäèí ôàêòîð – çàêàëèâàíèå âîçäóõîì, âîäîé, áàíåé! Ýòî, êàê íè ïàðàäîêñàëüíî, ñàìàÿ ñëîæíàÿ, ïðåæäå âñåãî ïñèõîëîãè÷åñêè, ëå÷åáíàÿ ïðîöåäóðà äëÿ àñòìàòèêîâ. Îíè, êàê ïðàâèëî, èìåþò ñëàáóþ èììóííóþ ñèñòåìó è áîÿòñÿ ïàðà. Íî ýòà ïðîöåäóðà – çàêàëèâàíèå ïàðîì, âîçäóõîì è âîäîé – â ñî÷åòàíèè ñ êèíåçèòåðàïèåé, äèàôðàãìàëüíûì äûõàíèåì è òðàâîëå÷åíèåì îêàçûâàåò áëàãîòâîðíîå âëèÿíèå íà ñèñòåìó êðîâîîáðàùåíèÿ.

Источник