План занятия в школе здоровья при бронхиальной астме

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Особенности астма-школы

План занятия в школе здоровья при бронхиальной астме

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Задачи школы здоровья астмы

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.
  • Ознакомление с первыми предвестниками астматического удушья.
  • Обучение различным способам быстрого прекращения приступа.
  • Профилактика наступления удушья.
  • Предоставление знаний о первой самопомощи медицинского характера.
  • Информирование о новых методах лечения заболевания.
  • Разъяснение принципов работы специальных приборов, использующихся при астме (ингалятор, спейсер, пикфлоуметр).
  • Предоставление знаний о способах самостоятельного контролирования протекания болезни.
  • Обучение коррекции факторов риска.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Организационные моменты в работе астма-школы

План занятия в школе здоровья при бронхиальной астме

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

  • В помещении для занятий желательно должны быть парты (столы), чтобы пациенты могли конспектировать материал.
  • Объем подаваемого материала должен быть оптимально подобран по времени и сложности. Так как одни темы участники проходят быстро, а другие, наоборот, вызывают множество вопросов.
  • План занятия следует оглашать в начале занятия.
  • Для доступности, эффективности подачи информации и более высокой ее запоминаемости, нужно применять видеоролики, изображения, графики, плакаты, буклеты, фильмы, препараты и приборы.
  • Придерживаться правил индивидуального подхода к каждому пациенту.

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Программа занятий

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

Источник

МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Школа
здоровья для больных бронхиальной
астмой

– регулярная форма занятий с больными,
которые в течение определенного периода
времени изучают ряд тем.

Школы
проводятся
:

  1. для
    амбулаторных и стационарных больных;

  2. как
    врачами, так и специально обученным
    средним медицинским персоналом;

  3. для
    всех больных бронхиальной астмой –
    единственное
    требование
    – сохраненный интеллект и память
    (больной должен усвоить полученную
    информацию); в группу входят больные
    разные по возрасту и с разным стажем
    заболевания.

  4. для
    больных с тяжелой формой бронхиальной
    астмы необходимо дополнять групповые
    занятия индивидуальным обучением.

Набор
в

Школу
здоровья для больных бронхиальной
астмой

осуществляется:

  • в
    стационаре:
    о начале работы Школы здоровья оповещаются
    все врачи, которые составляют список
    пациентов, нуждающихся в обучении, и
    направляют их на занятия.

  • на
    амбулаторном приеме:
    участковые врачи сообщают больным
    предполагаемую дату начала занятий,
    затем по контактному телефону пациенты
    оповещаются о начале занятий.

Школа
здоровья организуется приказом
руководителя медицинского учреждения.

В приказе утверждаются:

  • ответственные
    лица за выполнение этого вида медицинских
    услуг;

  • инструкции,
    порядок и формы направления пациентов
    на обучение в Школе;

  • статистические
    формы регистрации и учета;

  • план
    и график работы;

  • закрепление
    помещения для проведения занятий,
    перечень оборудования.

Обязательным
требованием является «недопуск» на
последующие занятия тех пациентов, кто
не посетил первого занятия, т.е. Школа
должна быть «закрытым коллективом» и
в процессе цикла занятий не присоединялись
новые больные. Если не соблюдать это
правило, то новые больные начинают
задавать вопросы, которые уже обсуждались
на предыдущих занятиях и тянут группу
назад. Группа проходит полный цикл
занятий, а затем набирается новая группа.

Количество
больных
в группе не должно быть более 8-10 человек.
Предпочтительно обучение пациентов
совместно с их членами семьи, имеющих
возможность определять образ жизни
пациента.

Для
занятий лучше иметь учебный класс или
другое помещение, где имеются столы,
чтобы пациентам было удобнее производить
записи.

К
каждому занятию необходимо иметь
демонстрационный материал: плакаты,
буклеты, лекарства, видеофильм и др.

Цикл
занятий
может быть ограничен 5 уроками
продолжительностью не более 1,5 часов.
Общая продолжительность цикла должна
составлять не более 7-10 дней. Занятия
желательно проводить ежедневно или, в
крайнем случае, с интервалом в 1-2 дня. В
течение года обычно проводится 7-9 циклов
занятий, в зависимости от потребности
их может быть и больше. В летние месяцы
обучение не проводится.

На
первом занятии необходимо предупредить
больных, что они должны задавать вопросы
по мере их возникновения, не дожидаясь
конца занятия. Таким образом, монолог
врача прерывается вопросами и замечаниями
больных, и занятие из лекции превращается
в беседу.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

Образовательная
программа включает следующие темы:

  1. Что
    такое бронхиальная астма?

  2. Почему
    возникает приступ бронхиальной астмы?
    Аллергия и бронхиальная астма.

  3. Хроническое
    воспаление и бронхиальная астма.
    Механизмы обструкции при бронхиальной
    астме.

  4. Неаллергические
    причины бронхиальной астмы.

  5. Пикфлоуметрия.
    Бронхолитический тест. Правила построения
    графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные
    зоны контроля.

  6. Ингаляционная
    терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое
    лечение бронхиальной астмы.

  7. Лечение
    хронического воспаления при бронхиальной
    астме.

  8. Глюкокортикостероидная
    терапия при бронхиальной астме.

  9. Лечение
    обострения бронхиальной астмы.

  10. Лечение
    и профилактика вирусной и бактериальной
    инфекции.

План
занятия:

  1. Что
    такое Школа здоровья для больных
    бронхиальной астмой?

  2. Определение
    бронхиальной астмы.

  3. Бронхиальная
    астма – хроническое воспаление.

  4. Строение
    дыхательных путей.

  5. Что
    происходит при приступе бронхиальной
    астмы?

  6. Аллергические
    и неаллергические причины бронхиальной
    астмы.

Реквизит:
плакат «Строение дыхательных путей»,
«Бронхи вне приступа и при приступе
астмы».

На
первом занятии больные знакомятся друг
с другом и с преподавателем. Занятие
начинается с того, что преподаватель
представляется слушателям и записывает
присутствующих. Затем кратко рассказывает
о том, что такое Школа здоровья и как
будет организована программа обучения;
после чего переходит к теме первого
занятия – «Что такое бронхиальная
астма».

Бронхиальная
астма

– это хроническое воспалительное
заболевание бронхов, при котором
периодически возникает обратимое
сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

Пациентам
следует объяснить, что бронхиальная
астма,
так же как и сахарный диабет, гипертоническая
болезнь – заболевание
хроническое.
У детей бронхиальная астма может
исчезнуть, но у взрослых можно говорить
о длительной ремиссии, а не о полном
излечении. Поэтому
главная задача больного – научиться
контролировать свою болезнь, не допускать
обострений.

Для
того чтобы контролировать свою болезнь,
каждому пациенту надо хорошо представлять
анатомию бронхиального дерева и те
механизмы, которые лежат в основе
приступа бронхиальной астмы.

Врач или средний медицинский работник рассказывает слушателям:

  1. о
    внешнем строении дыхательных путей, о
    связи заболевания верхних и нижних
    дыхательных путей, о ветвлении бронхов
    и о понятии бронхиального дерева, о
    дыхательном акте и роли диафрагмы в
    дыхательном акте.

  2. о
    внутреннем строении дыхательных путей,
    о механизмах самоочищения бронхиального
    дерева, о мукоцилиарном клиренсе, о
    губительном влиянии курения на защитные
    процессы в дыхательных путях, о
    бронхиальном секрете – его составе и
    защитных свойствах.

  3. о
    механизмах развития приступа бронхиальной
    астмы: о понятии бронхоспазма, об отеке
    слизистой, о гиперсекреции мокроты;
    демонстрируется различие между бронхами
    во время и вне приступа астмы.

  4. об
    аллергических причинах бронхиальной
    астмы.

Аллергия
– это повышенная чув­ствительность
организма к воз­действию некоторых
факторов окружающей среды: химических
ве­ществ, микроорганизмов и продуктов
их жиз­недеятельности, пищевых
продуктов, лекарственных средств,
физических явлений; это состояние,
имеющее наследственную предрасположенность,
при котором в организме в ответ на
воздействие аллергенов вырабатывается
целая группа специфических веществ (в
том числе иммуноглобулины). Наиболее
распространены такие проявления
аллергии, как бронхиаль­ная астма,
поллинозы(аллергия
на пыльцу растений),
крапивница.

Среди
аллергенов самые распространенные –
бытовая пыль, шерсть животных, пыльца
растений, домашний клещ, лекарства,
препараты бытовой химии, пищевые
продукты. Сюда же относятся различ­ные
бактерии, вирусы и грибки, продукты их
жизнедеятельности. Иногда аллергеном
является рачок-дафния, который используется
в качестве кор­ма для рыб. Среди
факторов, способ­ствующих росту числа
аллергичес­ких заболеваний, большое
место занимает и ухудшение экологической
обстановки, в частности загрязнение
атмосферы выхлопными газами автомобилей.

Очень
важно акцентировать внимание пациентов
на профилактике
бытовой аллергии,
которая включает: регулярную влажную
уборку, проветривание квартиры, избавление
от вещей, накапливающих пыль – мягкой
мебели, ковров, тяжелых штор; застекление
книжных полок и т.д.

Необходимо
детально рассказать о домашней пыли,
которая содержит много органических и
неорганических компонентов, в частности,
остатки насекомых, перхоть животных,
остатки пищи, бактерии, грибы. Еще один
компонент домашней пыли – домашний
клещ (Dermatophagoides
pteronissimus),
питающийся перхотью и остатками пищи.
Часто домашний клещ является основным
аллергеном. В коврах, мягкой мебели,
шерстяных вещах, перьевых подушках
содержится огромное количество клещей.
Ложась спать на перовую подушку и
укрываясь шерстяным одеялом, больной
бронхиальной астмой подвергается
массивному воздействию аллергена.

Вследствие
этого выработаны специальные
требования к помещению, в котором живет
больной бронхиальной астмой
(особо строгие правила должны соблюдаться
в отношении спальни):

  • В
    спальне должно быть минимум мебели.
    Украшения на стенах (в том числе и
    картины) и ковровые покрытия являются
    коллектором пыли, желательно от них
    избавиться. Занавески должны быть из
    легкого материала и стираться. В спальне
    не должно быть книжных полок.

  • Стенной
    шкаф необходимо мыть и держать в нем
    только сезонную одежду. Одежда должна
    быть убрана в шкаф, а не развешана по
    стульям и лежать на кровати. Дверцы
    шкафа должны быть плотно закрыты.

  • Необходимо
    проводить влажную уборку не ре­же
    3-4 раз в неделю. Желательно, чтобы уборкой
    занимались родственники, а не сам
    больной астмой. Уборку помещения
    необходимо осуществлять специальным
    пылесосом с водным фильтром и сепаратором,
    который изолирует всю пыль в водной
    среде и предотвращает увеличение её
    содержания в воздухе после уборки
    обычным пылесосом.

  • На
    матрасы необходимо надевать специальные
    пыленепроницаемые чехлы. Под кроватью
    нельзя хранить старые газеты и книги.

  • Перьевые
    и пуховые подушки следует заменить на
    ватные или сделанные из полиэстера. На
    подушках также должны быть пыленепроницаемые
    чехлы.

  • На
    кровати должно лежать покрывало, чтобы
    в течение дня пыль не накапливалась на
    постели.

  • Дети,
    болеющие астмой, не должны спать с
    мягкими игрушками.

  • Запрещается
    заводить домашних животных. Необходимо
    разъяснить, что если у больного астмой
    есть аллергия на кошку, то заводить
    собаку также нельзя. При бронхиальной
    астме расширяется спектр аллергенов.
    Больные должны знать, что нет
    «гипоаллергенных животных».

Больному
астмой, у которого выявляется пыльцевая
аллергия, важно знать календарь цветения
растений в данной местности и принимать
меры по избеганию контакта с аллергенами:
не ходить в лес, на луг, в определенные
месяцы придерживаться городского образа
жизни, по возможности в месяц цветения
растения – аллергена уезжать в отпуск
и т.д. При аллергии к пищевым продуктам
– создание индивидуальных диет.

Кратко
необходимо остановиться на том, какие
лекарственные препараты нельзя принимать
больным с аспириновой бронхиальной
астмой, а также какой они должны
придерживаться диеты.

Кроме
того, необходимо рассказать о методе
специфической иммунотерапии, о показаниях
и противопоказаниях к этому методу –
вид аллергии, стадия заболевания, возраст
больного и т.д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник