План сестринских вмешательств при анемии
Сестринский процесс при железодефицитной анемии. Анемия — это патологическое состояние, при котором снижается уровень гемоглобина и/или величина эритроцитов в единице объема крови. Содержание гемоглобина в крови является маркером данного состояния.
Из всех видов анемий наиболее часто встречается железодефицитная анемия (ЖДА), которая является серьезной проблемой у детей первых 2 лет жизни. По оценке ВОЗ, частота ЖДА среди детей до четырехлетнего возраста во всем мире достигает 43 %. В России по разным регионам среди детей от 4 до 12 мес. снижение уровня гемоглобина наблюдается в 20-45 % случаев. Дети с анемией длительностью более 3 мес. имеют более низкие показатели физического и интеллектуального развития, чем дети с нормальным уровнем гемоглобина.
Информация о заболевании. Причиной ЖДА является нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа.
Факторы, способствующие развитию дефицита железа: течение беременности на фоне анемии, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность, кровотечения во время беременности, многоплодная беременность, преждевременные роды, крупный вес ребенка при рождении. Эти факторы способствуют развитию внутриутробного дефицита железа и рождению ребенка с дефицитом железа.
Раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, нерациональное вскармливание позднее введение прикормов, частые заболевания. Эти факторы способствуют развитию алиментарного дефицита железа.
Физиологическое значение железа для организма. Железо участвует в транспорте кислорода в ткани и углекислого газа из тканей в легкие, так как 58 % его входит в состав гемоглобина эритроцитов. Поэтому от анемии в первую очередь страдают органы, потребляющие большое количество кислорода: сердце, мозг. Железо участвует в синтезе миелина, ДНК, РНК, основных структур костной ткани; является составной частью многих ферментов; обеспечивает нормальное функционирование факторов неспецифической защиты, клеточного и гуморального иммунитета; поддерживает нормальное функционирование нервной системы. Потребности клеток головного мозга в железе, особенно в периоды роста организма, находятся на высоком уровне, поэтому дефицит железа нарушает психомоторное, умственное и речевое развитие ребенка.
Дефицит железа в организме проходит по стадиям:
— прелатентный дефицит железа: характеризуется истощением запасов железа при сохранении транспортного и гемоглобинового фондов;
— латентный дефицит железа: характеризуется снижением железа в клетках, тканях, ферментах, отсутствием в депо при сохранении гемоглобннового фонда:
— железодефицитная анемия, крайнее проявление дефицита железа.
Степени тяжести ЖДА: легкая — снижение гемоглобина 110-90 г/л; среднетяжелая — снижение гемоглобина до 70 г/л; тяжелая снижение гемоглобина ниже 70 г/л.
Прогноз ЖДА — благоприятный при своевременной диагностике и адекватной терапии.
Цель лечения: обеспечение необходимым количеством железа для нормализации уровня гемоглобина и восполнения запасов железа. Длительность терапии от 3 до 6 мес.
Лечение детей с легким и среднетяжелым течением проводится в условиях «стационар на дому». Дети с тяжелым течением госпитализируются.
Принципы:
— Питание: полноценное, соответствующее возрасту ребенка; диета позволяет лишь «покрыть» физиологическую потребность организма в железе, но не устранить его дефицит.
— Режим: рациональный, сон и достаточное по времени пребывание ребенка на свежем воздухе.
Медикаментозная терапия: назначение препаратов железа для восполнения запасов и нормализации уровня гемоглобина. Современные многокомпонентные препараты железа для приема внутрь (капли, сироп, таблетки): гемофер, Ферро-фольгамма, актиферрин, мальтофер, мальтофер Фол, Феррум лек, тардиферон, феррокаль, Тотема, ферроплекс, Ферретаб. Курс до нормализации уровня гемоглобина и переход на профилактическую дозу на 2-3 мес. для восстановления тканевых депо железа до нормализации сывороточного железа и ферритина.
— Лечение сопутствующих заболеваний.
Этапы сестринского процесса при железодефицитной анемиии:
1 этап. Сбор информации о пациенте
— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, потливость.
История (анамнез) заболевания: постепенное развитие.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: кожные покровы и видимые слизистые (конъюнктивы) бледные: восковидный цвет ушных раковин; сухость и шелушение кожи; заеды в углах рта; отставание в физическом и психомоторном развитии. При тяжелой анемии ломкость, сухость, тусклость и выпадение волос, слоистость и депигментация ногтей. Сглаженность или атрофия сосочков языка. Тахикардия.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни).
Общий анализ крови: снижение уровня гемоглобина (менее 110 г/л у детей до 5 лет) и количества эритроцитов; эритроциты гипохромные (бедные гемоглобином), различной величины и формы: снижение цветового показателя (менее 0,8).
Биохимический анализ крови: уровни сывороточного железа и ферритина снижены, повышение железосвязывающей способности сыворотки крови.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
Существующие проблемы, обусловленные недостаточным поступлением кислорода в ткани (гипоксия): снижение аппетита, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, отставание в психомоторном развитии, бледность кожи и слизистых.
Существующие проблемы, обусловленные дефицитом железа: сухость, шелушение кожи, заеды в углах рта; ломкость, тусклость, выпадение волос; слоистость, депигментация ногтей; сглаженность и атрофия сосочков языка; извращение обоняния — пристрастие к резким неприятным запахам; извращение вкуса — поедание извести, мела, земли, глины, сырого мяса, картофеля.
При поздней диагностики и отсутствии адекватного лечения возникают потенциальные проблемы, риск развития анемии тяжелой степени тяжести, вторичного иммунодефицита, частые ОРВИ, пневмонии. заболевания ЖКТ.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях «стационар на дому»
Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить переход в более тяжелое течение и развитие осложнений.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии представлен в таблице.
Сестринский процесс при железодефицитной анемии
№ | План сестринского ухода | Реализация ухода с мотивацией |
1 | Организовать «стационар на дому» | Взаимозависимое вмешательство: — обеспечение сестринской помощи и лечения: — обеспечение комфортных условий больному ребенку |
2 | Провести беседу с ребенком и/или родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике. Дать конкретные рекомендации по питанию: при естественном вскармливании кормящая мама должна обязательно в свой пищевой рацион включать продукты, богатые железом, белком и витаминами: телятина, говядина,печень, яйцо, греча, овес, морковь, свекла, горошек, цветная капуста. томаты, зелень, яблоки, курага, груша, гранаты; лучше всего железо усваивается из мяса (гемовое железо); при искусственном вскармливании — адаптированные молочные и кисломолочные смеси, адаптированные молочные смеси, обогащенные железом «Симилак»; прикормы вводить на 1 мес. раньше; введение мяса с 4.5-5 мес., желтка По организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе: массаж и гимнастика по возрасту По правилам приема назначенных препаратов: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Предупредить маму, что у ребенка может появиться жидкий стул или кал, окрашенный в черный цвет | Независимые вмешательство — Расширение знаний о заболевании. — Обеспечение качества ухода за больным ребенком. — Комплексное лечение |
3 | Активные патронажи с целью: контроля над соблюдением режима и питания; проведением терапии, назначенной врачом, и выполнением всех рекомендаций по уходу за ребенком; обучении матери правильному приему препаратов железа; проведение динамического наблюдения за реакцией на лечение: самочувствие ребенка, аппетит, эмоциональное состояние, длительность и характер сна. физиологические отправления. При ухудшении состояния срочное сообщение врачу или вызов на дом. | Зависимое вмешательство: контроль и коррекция лечебных мероприятий; — оценка эффективности проводимого лечения; — своевременное выявление осложнений. Коррекция лечения |
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации: осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.
Сестринский процесс при уходе за пациентом, страдающим железодефицитной анемией призван решить достаточно большое количество задач. Если пациент ослаблен, то медицинская сестра должна провести с его родителями и (в зависимости от возраста пациента) с ним самим беседу о заболевании, предупреждении возможных осложнений и профилактике.
В ряде случаев возникают определенные трудности в принятии изменений диеты. Особенно актуальна эта проблема для девочек, в связи с модой на похудание, но бывают и иные искажения в питании, связанные со сложившимися привычками, приводящие в итоге к анемии.
При работе с детьми важно, чтобы пища, которую они принимают, была красиво оформлена, выглядела аппетитно. Нужно следить за тем, чтобы пациенты питались дробно, принимали пищу маленькими порциями.
Пациент, помещенный в стационар может испытывать слабость, головокружение, нарушение координации. В таком случае сестра должна тщательно контролировать активность пациента и это особенно важно в педиатрии, так как дети в силу возрастных особенностей могут не всегда в должной степени контролировать свое состояние. Сестринский уход в данном случае будет заключаться в сопровождении пациента при перемещении, а также помощи в выполнении мероприятий по личной гигиене.
При работе с детьми важен контроль за своевременным и неукоснительным приемом лекарственных препаратов. Лекарственная терапия, особенно для пациентов с тяжелыми формами анемии очень важна. В условиях стационара лекарственные препараты вводятся путем инъекций, капельниц. Здесь также необходимо особое сестринское внимание.
Рассмотрим план сестринского вмешательства на примере пациентки детской краевой клинической больницы.
Пациентка Ирина М. Возраст 12 лет, диагноз -Гипохромная железодефицитная анемия. Жалобы на слабость, головокружения, сердцебиение, сухость кожи, извращение вкуса. Пациентка отмечает частые носовые кровотечения и не знает способов их остановки, практически не употребляет мясо. Объективно: кожа бледная, сухая. Результаты анализа крови: концентрация гемоглобина в крови — 75 г/л; сывороточный ферритин 12 нг/мл; эритроциты-2,5*1012/л; цветовой показатель -0,4.
Проблемы пациента:
Настоящие: слабость, головокружение, сердцебиение, сухость кожи, извращение вкуса, частые носовые кровотечения.
Потенциальные: риск снижения иммунитета и развития осложнений, риск травматизации.
Пациентке поставлен диагноз: Гипохромная железодефицитная анемия. Рекомендовано лечение в стационаре.
План сестринского вмешательства представлен в таблице 2.
Таблица 2 — План сестринского ухода в стационаре
Этапы плана сестринского вмешательства | Сестринское вмешательство | Мотивация |
обеспечение организации и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима | — беседа с пациентом/ родителями о заболевании и профилактике осложнений — объяснение пациенту/родителям необходимости соблюдения постельного режима | Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Обеспечение условий комфорта. |
Создание комфортных условий в палате | — контроль влажной уборки в палате и регулярного проветривания; — контроль смены постельного белья; — контроль соблюдения тишины в палате | Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе |
Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий | провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены; -контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических мероприятий | Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий, потребность в чистоте |
Организация и контроль за соблюдением диеты | Проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты. | Удовлетворение физиологической потребности в пище |
Организация и контроль лечебного процесса (приема лечебных препаратов, проведения диагностических процедур) | — раздача лекарственных препаратов и контроль за их приемом; — объяснить пациенту и /или родителям о необходимости приема лекарственных препаратов и проведения лабораторных исследований (анализы крови и др.); — перед каждым исследованием проводить психологическую подготовку ребенка, научить ребенка правилам поведения, сопроводить на исследование | Достижение цели лечения |
Динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение | контроль над аппетитом, сном; — выявление жалоб; — измерение температуры тела утром и вечером; — измерение артериального давления; | Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений |
Важное место в процессе ухода за пациенткой является организация питания, позволяющего решить его проблемы.
Основным принципом диеты при железодефицитной анемии является баланс необходимых для нашего организма веществ: необходимо увеличить количество потребляемых белков и снизить потребление жиров. Пища должна содержать достаточное количество витаминов, а также продукты содержащие железо (свиная, куриная, говяжья печень; мясо кролика, ягненка, индейки; язык говяжий, крупы — гречневая, пшенная, ячневая, овсяная, черника, персики и др.).
Необходимо увеличить потребление продуктов, содержащих витамин С и В. Повышает всасываемость железа в кишечнике употребление фруктовых соков.
Больным ЖДА также рекомендуются фитосборы, которые включают травы и плоды, богатые железом: плоды шиповника, бузины, черной смородины. Рекомендуют принимать отвар или настой высушенных плодов по 1 стакану 3 раза в день. Указанные выше плоды также богаты и аскорбиновой кислотой, а она, как известно, улучшает всасывание железа. Можно рекомендовать и отвар из листьев черной смородины, земляники, череды, крапивы. Высушенные листья названных растений перемешивают в равных частях и измельчают. Одну столовую ложку фитосбора заливают стаканом кипятка, настаивают в горшочке в духовке в течении двух часов, процеживают. Принимают перед едой по 1/3 стакана три раза ежедневно в течении шести недель.
Сбалансированным природным лекарством для лечения ЖДА является мед. Содержащаяся в нем фруктоза улучшает усвоение железа в кишечнике. Мед преисполнен витаминами, минералами, биологически активными веществами. Наибольшую пользу приносят темные сорта меда — по сравнению со светлыми сортами они содержат больше железа, марганца и меди. Мед рекомендуется употреблять непосредственно перед едой (при пониженной кислотности) или за 1.5-2 часа до приема пищи (при повышенной кислотности). В сутки можно съедать до 100 г меда (при отсутствии серьезных противопоказаний).
Все эти рекомендации сестра должна дать родителям пациентки, а также контролировать, чтобы ее питание в стационаре соответствовало требованиям.
Примерное меню при анемии:
Первый завтрак: печень куриная (100 г), салат из томатов и зелени (300 г) или гречневая каша (200 г), чай из трав (200 мл)
Второй завтрак: 1 яйцо, яблоки (100 г)
Обед: суп овощной (400 г), куриная грудинка (150 г), салат из капусты (150 г), 1 апельсин
Полдник: бисквит с гематогеном (100 г), отвар шиповника (200 мл)
Ужин: творог (100 г) с медом (5 г), каша овсяная молочная (250 г)
На ночь: кефир (200 г).
На заключительном этапе сестринского процесса она должна давать оценку эффективности ухода. При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные сроки, пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение участкового педиатра в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима дня и диеты, которые должен соблюдать ребенок после выписки из стационара.
В случае, если лечение организуется в условиях стационара для медицинской сестры приоритетной является работа с родителями. Она должна провести беседу с ребенком и его родителями о заболевании, причинах развития, необходимости лечения, профилактике.Дать конкретные рекомендации по питанию. Рекомендации по организации режима: постоянные и продолжительные прогулки на свежем воздухе, сон на свежем воздухе, массаж и гимнастика по возрасту.
Сестра должна объяснить как принимать назначенные препараты: препараты железа (сироп или капли) перед приемом необходимо разводить в небольшом количестве фруктового чая, фруктового или овощного сока, воды и принимать во время или сразу после еды. Также необходимо предупредить родителей, что у пациента может появиться кал, окрашенный в черный цвет.
Таблица 3 — План сестринского ухода в поликлинике
Этапы плана сестринского вмешательства | Независимые вмешательства | Мотивация |
обеспечение организации и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима | — беседа с пациентом/ родителями о заболевании и профилактике осложнений — объяснение пациенту/родителям необходимости соблюдения режима, правил личной гигиены | Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. обеспечение условий комфорта |
Организация и контроль за соблюдением диеты | Проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты | Удовлетворение физиологической потребности в пище |
Контроль выполнения назначений врача | — объяснить пациенту и /или родителям о необходимости приема лекарственных препаратов | Лечение. Профилактика осложнений |
Оценивая эффективность сестринского процесса сестра должна проанализировать в какой степени были решены проблемы пациента. При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка. Дети, перенесшие ЖДА, подлежат диспансеризации длительностью 1 год. План диспансеризации необходим осмотр педиатром 1-2 раза в месяц; анализ крови 1 раз в 2-3 мес. и после интеркуррентных заболеваний. С учета ребенок снимается при нормальных клинико-лабораторных показателях.
Основные сестринские манипуляции при ЖДА — внутримышечная инъекция, взятие крови на общий анализ, взятие крови из вены на биохимический анализ. Внутримышечная инъекция.
Оснащение: одноразовый шприц с иглой, дополнительная одноразовая игла, стерильные лотки, лоток для использованного материала, стерильный пинцет, 70оС спирт или другой кожный антисептик, стерильные ватные шарики (салфетки), пинцет (в штанглазе с дезинфицирующим средством), ёмкости с дезинфицирующим средством, для замачивания отработанного материала, перчатки, ампула с лекарственным средством. Порядок проведения инъекции описан в таблице 4.
Таблица 4 — Проведение внутримышечной инъекции
Действие | Обоснование |
1. Подготовка к процедуре | |
Подготовить пациента | Соблюдение прав пациента |
Вымыть, осушить руки | Соблюдение правил инфекционной безопасности |
Проверить название, срок годности лекарственных средств | Избежать ошибочного введения лекарственного средства |
Извлечь стерильный лоток из упаковки | Соблюдение правил асептики и антисептики |
Приготовить 5-6 ватных шариков и стерильную салфетку | |
2. Выполнение процедуры | |
Определить место предполагаемой инъекции, пропальпировать его | Для профилактики осложнений |
Обработать место инъекции ватным шариком с антисептиком | Для обеспечения инфекционной безопасности пациента |
Взять кожу и растянуть ее | Для соблюдения техники выполнения данной инъекции |
Взять шприц ввести иглу в мышцу под углом 90° оставляя 2-3 мм иглы над кожей пальцем придерживая канюлю | Специфические требования к технике выполнения данной инъекции |
Отпустить кожную складку и пальцами этой руки потянуть поршень на себя | Для исключения попадания иглы в сосуд |
Приложить ватный шарик | Позволяет избежать попадания лекарственного средства под кожу |
3. Окончание процедуры | |
Снять перчатки, вымыть, осушить руки | Соблюдение правил инфекционной безопасности |