Особенности личности при бронхиальной астме
Бронхиальная астма: заболевание
дыхательных путей, сопровождаемое
отеком слизистых оболочек, бронхоспазмом
и нарушением секреции.
Бронхиальная астма считается классическим
примером психосоматического заболевания.
Медицинское определение: Астма —
(от греч. asthma — удушье), аллергическое
заболевание, характеризующееся
повторяющимися приступами удушья
вследствие спазма бронхов и отёка их
слизистой оболочки. В основе лежит
повышенная чувствительность организма
и особенно тканей бронхов к различным,
обычно безвредным веществам —аллергенам.Наиболее часто ее вызывают такие
аллергены, как бытовая и производственная
пыль, пыльца растений, споры грибков,
частицы шерсти домашних животных, а
также микроорганизмы, населяющие верхние
дыхательные пути и бронхи человека.
Большое значение при астме имеет
наследственное предрасположение к
аллергическим проявлениям. Под влиянием
аллергена возникают приступы удушья,
выражающиеся в затруднении выдоха;
дыхание свистящее, лицо синюшное, вены
на шее набухают. К концу приступа, через1/2-1ч,начинается
покашливание и отделяется небольшое
количество стекловидной вязкой мокроты.
В некоторых случаях приступы длятся
несколько дней — астматическое состояние
(затяжная астма). С развитием болезни
повышается раздражимость нервной
системы; приступы астмы могут возникать
и без воздействия аллергена— в связи
с изменениями погоды, охлаждением,
физическим напряжением, отрицательными
эмоциями. Астма обычнопротекает
хроническии часто осложняется
эмфиземой лёгких, разрастанием
соединительной ткани вокруг бронхов и
изменениями в мышце правого желудочка
сердца с последующим развитием сердечной
недостаточности.
Самый распространенный симптом –
кашель, особенно по ночам, чаще всего
после вирусной инфекции или физического
напряжения. Могут иметь место также
свистящее дыхание, хрипы в грудной
клетке, одышка, загрудинные боли,
утомляемость, раздражительность и
потеря аппетита. У страдающих аллергией
отмечаются такие симптомы, как зуд в
носу, глазах и ушах, чихание, насморк.
Симптомы:приступы удушья, одышка,
свистящие хрипы, кашель.
Причины:
— аллергический фон
— инфекция бронхиальных путей
— наследственная предрасположенность
— психогении (стресс, тревога, депрессия,
алекситимия, подавленная агрессия)
Роль стрессовых факторов:
Начало
и ухудшение заболевания часто возникает
после стресса. Не сами по себе жизненные
события, а активное избегание их
обсуждения, подавление чувств служит
факторами ухудшения.Также
при наличии аллергической природы
зависимость между инициирующим приступ
аллергеном и условиями, в которых это
воздействие происходит, может закрепляться
по условно-рефлекторному механизму
(даже мысленное воспроизведение условий
способно вызвать астматический приступ,
также мысль о забытом дома ингаляторе,
является фактором, способным запустить
приступ удушья.).
Картина
личности:
Ранние
нарушения отношений с матерью:
противоречение между «желанием нежности»
и «страхом перед нежностью» (deBoor,1965).описывают
боязливость с истерическими или
ипохондрическими чертами (сами больные
страх не осознают).Александер включил БА в число семи
основных психосоматических заболеваний:
– противоречие между желанием нежности
и страхом перед нежностью. Астма – плач
ребенка по нежности. Могут быть
истерические черты, неспособны выпустить
наружу гнев из-за того, что не дают
нежности.Braeutigam(1969) пишет: «при астматической одышке
одновременно с воздухом могут
задерживаться и эмоции». Характерное
для этой группы больных сочетание
скрытого гнева, «застревания» на
отрицательных эмоциях с чувством
симбиотичности, потребности быть
вовлеченным в проблемы других людей и
вовлекать их в свои проблемы препятствует
не только проявлению, но и в значительной
степени осознованию агрессивных
тенденций. Помимо этого, отмечается
сочетание склонности рассматривать
ситуацию как неудовлетворительную,
внутреннего неприятия социальных норм
с тревожными, психастеническими чертами,
обусловливающими высокий уровень
социального стандарта и потребность
в нормативном поведении. Возникающий
в результате такой дисгармоничности
интрапсихический конфликт еще более
усиливает тревогу, которая в значительной
мере соматизируется и сопровождается
усилением выраженности ее физиологических
коррелятов.
Факторы, влияющие на психосоматическое
развитие ребенка:
Роль матери:Ведущая роль на
ранних этапах принадлежит матери,
которая формирует у ребенка язык тела.
Факторами риска являются:
1) высокая личностная тревожность матери.
2) внутренняя конфликтность матери
(невротическая мать).
3) подавление негативных чувств,
преобладание чувства вины в психике
матери, противоречивое эмоциональное
отношение к близким в семье.
4) стрессонеустойчивость и неспособность
к конструктивному разрешению конфликтов
5) Дезорганизация собственной активности
при болезни ребенка за счет высокой
тревожности, страхов, неспособности
принять радикальное решение.
Типы отношений с матерью:
а) скрытое, неосознаваемое отвержение
— ребенок использует язык тела для
привлечения внимания матери.
б) симбиоз — ребенок присваивает
материнский способы регуляции телесных
функций, представления о здоровье,
болезнях и способах совладания с ними.
Именно поведение матери способствует
отдалению отца и повторении приступов
БА. Мать создает МИФ о тяжести и
исключительно соматической природе
БА, что способствует усвоению этого
взгляда больным. Мать избавляет ребенка
от ответственности за свое заболевания,
что формирует пассивно-оборонительный
тип реагирования на болезнь. Формируется
симбиоз мать-ребенок, где нет места
отцу и другим членам семьи. При угрозе
разрыва этих отношений, заболевание
обостряется. Чем дольше длится болезнь,
тем больше иерархиризуется семья: в
центре МАТЬ, решающая «основную
проблему»; диада мать-ребенок,
приобретающая черты саморазвития;
выходящий на периферию отец. Между
матерью и отцом либо изоляция, либо
псевдосотрудничество, с чувством вины
перед ребенком.
Роль семьи (теория Сальвадора Минухина):
Не только мать и ее взаимодействие с
ребенком, но и семья, как целое, выступают
в роли важнейшего фактора психосоматического
развития ребенка. В литературе утвердилось
понятие «психосоматическая семья»
(автор — Минухин) — семья, как носитель
психосоматического симптома.
1) в семье не поощряется свободное
выражение чувств, свободное отреагирование
отрицательных эмоций — ребенок присваивает
стереотипы подавления отрицательных
эмоций, что приводит к их соматизации.
2) Наличие у семьи как системы ценностей
— неприличие, стыд открытого выражения
эмоций. Подавление отрицательных эмоций
может быть связано с тем, что в семье не
принято открыто реагировать на боль —
стереотип терпения, отношения к болезни,
как к состоянию, в котором человек сам
виноват.
3) В опыте семьи могут быть некоторые
патогенные особенности:
а) Неспособность, неготовность,
необученность родителей (прежде всего,
матери) к раннему распознаванию телесных
состояний ребенка и означиванию их
(ненаблюдательная (невнимательная мать)
или просто не имеющая времени);
б) Неспособность семьи, как целостного
организма к вербальному или иному
конструктивному разрешению конфликта,
и включение ребенка в семейный конфликт.
Телесный симптом ребенка часто рождается
в ситуации семейного конфликта, как
неудачный способ его разрешения.
В воспитании выделяются 2 черты-
доминирующая гиперопека со стороны
матери и скрытое или явное отвержение
отца.
Астма, как защитный механизм:
Возникновение приступа БА у детей
возникает часто по так называемому
«ШУНТОВОМУ МЕХАНИЗМУ», и играют
ведущую роль в поддержании конфронтации
в семье. При начинающейся ссоре у
родителей, у ребенка начинается приступ
БА, что переключает внимание родителей
со своих проблем на ребенка и его болезнь.
Вслед за приступом ребенок получает
«подкрепление» подобного вмешательства
в отношении конфликтующих членов семьи
в форме заботы и внимания. В таком случае
формируется тенденция бегства в болезнь.
Астма служит больному для привлечения
внимания, признания, адаптации в семье.
Болезнь является мощным орудием
управления членами семьи. При этом
подавленное раздражение, «жертвенность»
не ускользают от внимания больного, так
как сквозит в жестах, тоне речи, выражении
лица членов семьи. И тогда он «наказывает»
родственников за «неискренность»
очередным приступом удушья.
Психические расстройства при
бронхиальной астме:
Астенодепрессивные расстройства:особенно часто в начальном периоде
астмы. Пациенты при этом бывают
молчаливыми, задумчивыми, жалуются на
однообразные мысли об «утраченном
здоровье», неопределенном, безрадостном
будущем. Больные продолжают выполнять
повседневные обязанности, но без прежней
активности. У некоторых больных отмечают
ипохондрические проявления, они
полагают, что «легкие раздуты», «не
дышат», беспокоятся, что на самом деле
у них не астма, а рак легких или туберкулез;
прислушиваясь к себе, находят все новые,
меняющиеся ощущения, преувеличивают
тяжесть болезни. При фобической структуре
реакции больные испытывают неотвязный
страх, тревогу, беспокойство.
Неврозоподобные расстройства:Неврозоподобные расстройства при
бронхиальной астме проявляются в форме
реакций пациента на приступ. Они близки
ситуационным, адекватным реакциям
личности на возникшее заболевание.
Психические нарушения в зависимости
от степени тяжести заболевания:
При легкой форме астмы:
неврозоподобные расстройства являются
стертыми, выступают в виде легкой
физической астении.
При астме средней
тяжести: возникают реактивные
состояния с неврозоподобными
расстройствами, которые отличаются
многообразием и глубиной. На высоте
физической астении появляются одышка,
гипервентиляция. При легкой нагрузке
возникают ощущения слабости, разбитости,
недомогания. При прогрессировании
болезни возникает смешанное состояние
(тревожное ожидание несчастья,
беспокойство). Могут появляться
циркулярные расстройства настроения,
сверхценные ипохондрические опасения,
невротическое ожидание повторных
приступов.
При тяжелом
течении астмы: реактивные
образования являются вторичными,
ведущими оказываются неврозоподобные
расстройства с массивными явлениями
физической и психической астении,
вегетативно-сосудистыми нарушениями.
При улучшении соматического состояния
вначале исчезают симптомы психической,
затем физической астении. При хроническом
течении бронхиальной астмы заметно
меняется и личностная структура.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.
Психосоматика — это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.
Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.
Психосоматические причины болезни
Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.
Астма развивается под влиянием:
- аллергии;
- воспалительных процессов;
- негативных психологических и эмоциональных состояний.
Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.
Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.
Эмоции, которые приводят к заболеванию
Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.
С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.
Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.
Психосоматические заболевания
Психологическая характеристика астматика
По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.
Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:
- обидчивость;
- нервозность;
- быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
- подверженность стрессам и депрессиям.
Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.
Астма на нервной почве
Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.
Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:
- у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
- в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
- у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
- молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
- у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.
Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.
Психосоматика астмы у детей
Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.
Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.
Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.
Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.
Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.
Устранение психосоматических причин
Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.
В этом направлении хорошо помогают:
- психотерапевтические процедуры;
- иглотерапия;
- климатотерапия.
Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.
Психотерапия при бронхиальной астме
Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.
Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:
- отрицание;
- вытеснение;
- регрессия.
Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.
В группах организуют:
- занятия дыхательной гимнастикой;
- аутогенную тренировку;
- занятия по функциональному расслаблению.
Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.
Статистика
Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.
Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.
При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.