Опросники для детей по бронхиальной астме
Анкета для опроса пациентов с бронхиальной астмой позволяет эффективно, дешево, а главное, быстро собрать и адекватно оценить информацию, особенно это важно для врача, когда речь идет о приеме больных в поликлинике.
Времени, чтобы определить тяжесть болезни и внести поправки в лечение, мало, а человек с этим заболеванием требует особого внимания для предотвращения опасных осложнений и даже инвалидизации и смерти.
Важность контроля бронхиальной астмы
По данным эпидемиологических исследований, количество больных с диагностированной бронхиальной астмой растет год от года. Современная медицина достигла больших успехов в изучении процессов возникновения этого заболевания, в раннем выявлении первых симптомов, в применении современных эффективных лекарственных средств и профилактических методов, но смертность от него увеличивается. Это связано со следующими причинами:
- неадекватная оценка пациентами тяжести своего заболевания;
- нерегулярность приема препаратов;
- частичное или полное невыполнение рекомендаций лечащего врача;
- неправильная техника использования ингаляционных лекарств.
Но астму можно успешно лечить и полностью контролировать, т.е. практически не испытывать неприятные симптомы ни днем, ни ночью, не принимать быстродействующие препараты для снятия приступа и даже жить полноценно, без ограничений, как люди со здоровой дыхательной системой.
Другими словами, контроль – это конечная цель терапии, когда в результате кропотливого труда врача и пациента удается достичь хорошего самочувствия при минимальном количестве препаратов.
Методы контроля
На протяжении жизни одного человека симптомы астмы могут исчезать и появляться снова, поэтому разработан ступенчатый подход к лечению, при котором по мере нарастания тяжести заболевания увеличивается интенсивность приема лекарств.
Астматик должен всегда принимать базисный препарат, как правило, это гормональные препараты с противовоспалительным действием (ингаляционные глюкокортикостероиды). При ухудшении дозу лекарств увеличивают, добавляют препараты с другим механизмом действия, при улучшении – убирают. Цель лечения – достижение контроля течения бронхиальной астмы.
Но понятие контроля многоплановое, и долгое время не было единого объективного метода его оценки. Это привело к разработке множества диагностических систем, которые учитывают симптомы бронхиальной астмы, ночные приступы и их количество, историю развития заболевания (анкеты, вопросники), оценку результатов лабораторных исследований и показателей функции дыхания, полученных при пикфлоуметрии, спирометрии.
Аппаратными методами оценки функционирования дыхательной системы пользуются преимущественно для диагностики астмы, для ежедневного контроля они не подходят, так как сложны в исполнении, недоступны для детей до 5 лет. Их показатели могут искажаться на фоне приема бронхорасширяющих лекарств.
Анкетирование пациентов с бронхиальной астмой
Анкета по бронхиальной астме стала более перспективным вариантом, и с 2008 г. публиковалось их большое количество. Наибольшее применение получили тест по контролю АСТ (Astma Control Test) и вопросник ACQ-5 (Asthma Control Questionnaire). Они имеют небольшие различия.
ACQ-5 не содержит вопросов о применении быстродействующих препаратов, снимающих спазм бронхов, поэтому его результаты могут быть несколько завышены. Его преимуществом над АСТ является возможность предсказать количество обострений у пациента в ближайший год и изменить лечение заранее.
Для оценки уровня контроля заболевания
Для оценки уровня контроля удобен простой тест АСТ, который больной может пройти сам и адекватно оценить свой статус. Его удобно проводить в любое время суток, на работе, дома или в поликлинике. Он представлен двумя формами: для взрослых и для детей. Ведущие пульмонологические центры одобрили АСТ для использования в медицинской практике.
Анкета по бронхиальной астме доказала свою достоверность: результаты теста совпадают с оцененным специалистом-пульмонологом состоянием пациента и с данными спирометрии. И если она покажет, что состояние пациента неудовлетворительное, то необходима консультация доктора для своевременной коррекции терапии.
С диагностическими целями
С диагностическими целями врачом могут быть заданы дополнительные вопросы. Так в докладе рабочей группой GINA (Глобальная инициатива по бронхиальной астме) было предложено простое исследование. Необходимо задать вопросы больному астмой о состоянии его здоровья в течение последнего месяца:
- Дневные приступы астмы чаще, чем 2 раза в неделю?
- Были ли ночные приступы астмы?
- Принимали ли вы препараты быстрого действия чаще двух раз в неделю?
- Испытываете ли вы ограничение физической активности?
Результаты трактуются так:
- контролируемая бронхиальная астма, если ответ «нет» на все вопросы. Лечение остается прежним;
- частично контролируемая, если ответ «да» на 1-2 вопроса. Возможно внесение некоторых изменений в схему приема или дозировку лекарственных препаратов;
- неконтролируемая, если положительные ответы на 3-4 вопроса. Требуется срочная коррекция базисной терапии, возможна госпитализация пациента.
Методика проведения анкетирования и оценка результатов
Если вы сомневаетесь, под контролем ли ваша бронхиальная астма, ответьте на вопросы анкеты АСТ самостоятельно. Тест легко можно найти в Интернете или получить у лечащего врача. Есть отдельные варианты для детей и для взрослых. Методика проведения теста проста и понятна.
Опросник состоит из 5 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из предложенных вариантов ответа. За ответы начисляются баллы от 1 до 5, которые в итоге суммируются. По набранному количеству баллов можно оценить данные о течении заболевания за последние 4 недели.
- 25 баллов – астма полностью контролируется.
- 20-24 балла – хорошо контролируется.
- Менее 20 баллов – астма контролируется неудовлетворительно, надо обратиться к медицинскому специалисту для изменения схемы лечения и предотвращения развития возможных осложнений.
В заключение
Бронхиальная астма неизлечима, но с ней можно жить полноценно, без приступов удушья и затруднения дыхания, если контролировать свою болезнь. Анкетирование астматиков позволяет своевременно выявить обострение бронхиальной астмы, предотвратить развитие опасных осложнений.
Успех лечения будет зависеть не только от выполнения врачебных рекомендаций и приема препаратов, но и от уровня осведомленности об особенностях болезни. Получать полезную информацию нужно из надежных источников (медицинская литература, специализированные веб-сайты).
Источник
Сколько Вам лет?
Требуется ответ
Сколько Вам лет?
Требуется ответ
Продолжительность основного заболевания?
Требуется ответ
Продолжительность основного заболевания?
Требуется ответ
Частота возникновения приступов
Требуется ответ
Частота возникновения приступов
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Имеете ли Вы профессиональные вредности? Если «да» ,то какие?
Требуется ответ
Имеете ли Вы профессиональные вредности? Если «да» ,то какие?
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Курите ли Вы? Если «да»,то с какого возроста и по сколько сигарет в день?
Требуется ответ
Курите ли Вы? Если «да»,то с какого возроста и по сколько сигарет в день?
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Что вызывает у Вас приступы астмы?
Требуется ответ
Что вызывает у Вас приступы астмы?
Требуется ответ
Осталось 250 знаков
Какими препаратами Вы пользуетесь для профилактики приступов бронхиальной астмы?(название препарата, кратность приема, форма выпуска)
Требуется ответ
Какими препаратами Вы пользуетесь для профилактики приступов бронхиальной астмы?(название препарата, кратность приема, форма выпуска)
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Какими нетрадиционными методами лечения Вы пользуетесь? Помогают ли они Вам?
Требуется ответ
Какими нетрадиционными методами лечения Вы пользуетесь? Помогают ли они Вам?
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации ? Если «да» , то в какой?
Требуется ответ
Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации ? Если «да» , то в какой?
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Какие вопросы Вас волнуют по данному заболеванию?
Требуется ответ
Какие вопросы Вас волнуют по данному заболеванию?
Требуется ответ
Осталось 1500 знаков
Источник
Поля, отмеченные звёздочкой (*), обязательны для заполнения!
Курите ли Вы ? И по сколько сигарет в день? *
Стаж основного заболевания? *
Что провоцирует у Вас приступы астмы? Как вы боритесь с провокаторами? *
Как часто у Вас возникают приступы ? *
Чем Вы снимаете приступ? *
Какими нетрадиционными методами Вы пользуетесь? Их эффективность? *
Какими средствами доставки вы пользуетесь? *
Дозированный аэрозольный игалятор (баллончик)
ДАИ со спейсером
порошковые ингаляторы
небулайзер
Как часто на протяжнии последних 4-х недель не позволяла Вам выполнять обычный объем работы в учебном заведении, на работе или дома? *
все время
очень часто
редко
никогда
Как часто на протяжении последних 4-х недель Вы замечали у себя затруднительное дыхание? *
чаще, чем 1 раз на день
раз на день
от 3 до 6 раз в неделю
1 или 2 раза в неделю
ни 1 раза
Как часто на протяжении последних 4 -х недель Вы просыпались ночью или раньше, чем всегда. Попричине симптомов астмы (свистящее дыхание, затрудненное дыхание, ощющение боли или стиснения в груди)? *
4 ночи в неделю и чаще
3-4 ночи в неделю
1 раз в неделю
1 или 2 раза
ни 1 раза
Как часто на протяжении последних 4-х недель Вы пользовались быстродействующим ингалятором (например, Вентолин, Беротек, Беродуал, Атровент, Сальбутамол, Саламол, Астмопент) или небулайзером (аэрозольным аппаратом) с лекарствами (например, Беротек, Беродуал, Вентолин Небулы)? *
3 раза на день и чаще
1 или 2 раза на день
2 или 3 раза в неделю
1 раз в неделю или реже
ни разу
Как бы вы оценили, насколько вам удавалось контролировать астму за последние 4 недели? *
совсем не удавалось контролировать
плохо удавалось контролировать
в некоторой степени удавалось контролировать
хорошо удавалось контролировать
полностью удавалось контролировать
Возникают ли у вас проблемы в приобретении препаратов, если «да» , то с чем они связаны? *
Источник
Ðîëü àñòìà-øêîëû â êîìïëåêñå ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé ó äåòåé ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé
Í.À. Ãåïïå, È.Â. Ãðåáåíåâà, À.Â. Êàðïóøêèíà
Êàôåäðà äåòñêèõ áîëåçíåé Ìîñêîâñêîé ìåäèöèíñêîé àêàäåìèè èì. È.Ì. Ñå÷åíîâà
 íà÷àëî…
Ïðîàíàëèçèðîâàíû ðåçóëüòàòû èñïîëüçîâàíèÿ îáðàçîâàòåëüíîé àíòèàñòìàòè÷åñêîé ïðîãðàììû â êîìïëåêñå ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå ó 120 äåòåé è 100 ÷ëåíîâ èõ ñåìåé. Àíàëèç ýôôåêòèâíîñòè è íåäîñòàòêîâ çàíÿòèé â àñòìà-øêîëå â çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ïàöèåíòà ïîêàçàë, ÷òî îáðàçîâàíèå îêàçûâàåò âëèÿíèå íà òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ, ñïîñîáñòâóÿ ñíèæåíèþ ÷àñòîòû ïðèñòóïîâ, óëó÷øàåò êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ. Äîñòèæåíèå âûñîêîãî óðîâíÿ êîìïëàéíñà, ò.å. âçàèìîäåéñòâèÿ è âçàèìîïîíèìàíèÿ ìåæäó âðà÷îì è ñåìüåé ïàöèåíòà, ñïîñîáñòâóåò áîëåå ýôôåêòèâíîìó ëå÷åíèþ è çàìåäëÿåò ïðîãðåññèðîâàíèå áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé. Ïîëîæèòåëüíûé ýôôåêò, ïî ìíåíèþ äåòåé, èõ ðîäèòåëåé è âðà÷åé, îòìå÷åí áîëåå ÷åì ó 2/3 áîëüíûõ. Îáîñíîâàíà öåëåñîîáðàçíîñòü âêëþ÷åíèÿ îáðàçîâàíèÿ â àñòìà-øêîëå äåòåé è ÷ëåíîâ èõ ñåìåé â êóðñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå.
Êëþ÷åâûå ñëîâà:
äåòè, áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, îáðàçîâàòåëüíûå ïðîãðàììû, «àñòìà-øêîëà».
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà — îäíî èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ àëëåðãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ó äåòåé. Ýïèäåìèîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ïîñëåäíèõ ëåò ñâèäåòåëüñòâóþò, ÷òî â äåòñêîé ïîïóëÿöèè åå ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñîñòàâëÿåò 5% [1]. Àñòìà, êàê è äðóãèå õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, ÷àñòî ñîçäàåò îïðåäåëåííûå òðóäíîñòè â æèçíè áîëüíîãî. Ïîâòîðÿåìîñòü ñèìïòîìîâ áîëåçíè, óãðîæàþùèõ æèçíè, ôîðìèðóåò ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû. Îïðåäåëåííûé ñòèëü æèçíè íå òîëüêî ðåáåíêà, íî è âñåé ñåìüè, ïðåäïîëàãàåò ðÿä îãðàíè÷åíèé. Âîñïðèÿòèå äåòüìè ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ýòèõ «çàïðåòîâ» çàâèñèò îò èíäèâèäóàëüíîãî îñîçíàíèÿ áîëåçíè. Ñðåäè ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé äåòåé ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé äîìèíèðóþò ýìîöèîíàëüíàÿ íåóñòîé÷èâîñòü, ëàáèëüíîñòü, ñêëîííîñòü ê èñòåðîèäíûì ðåàêöèÿì, ýãîöåíòðèçì, ñíèæåíèå ñïîñîáíîñòè ê ðîëåâîìó âçàèìîäåéñòâèþ [1, 2]. Ñòðàõ óäóøüÿ ôîðìèðóåò òðåâîæíîñòü, äëèòåëüíûå äåïðåññèè. Ó ïîäðîñòêîâ, áîëüíûõ àñòìîé, ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè âêëþ÷àþò ñäåðæèâàåìóþ íåàäåêâàòíóþ àãðåññèþ, ïðîáëåìû â ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèÿõ, èíôàíòèëüíîå ïîâåäåíèå, îáóñëîâëåííîå ãèïåðîïåêîé ñî ñòîðîíû ðîäèòåëåé [3], çàâèñèìîñòü îò ìíåíèÿ îêðóæàþùèõ, îñîáåííî ñâåðñòíèêîâ, òðåáîâàòåëüíûé õàðàêòåð. Ýòè îñîáåííîñòè, õàðàêòåðíûå â öåëîì äëÿ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòíîãî ïåðèîäà, ìîãóò îêàçûâàòü âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå îòíîøåíèÿ ðåáåíêà, ñòðàäàþùåãî áðîíõèàëüíîé àñòìîé, ê ñâîåìó çàáîëåâàíèþ è ê òåðàïèè. Ðåêîìåíäàöèè ïî ëå÷åíèþ âîñïðèíèìàþòñÿ èìè êàê «íàâÿçûâàíèå» ÷óæîãî ìíåíèÿ è ÷àñòî íå âûïîëíÿþòñÿ [4]. Âîçäåéñòâèå áîëåçíè ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ êàê íà ýìîöèîíàëüíûå, òàê è íà ôèçè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå àñïåêòû æèçíè ïàöèåíòîâ [5], ò.å. âëèÿåò íà èõ êà÷åñòâî æèçíè. ÂÎÇ ðåêîìåíäóåò îïðåäåëÿòü êà÷åñòâî æèçíè êàê ñîîòíîøåíèå ïîëîæåíèÿ èíäèâèäóóìà â æèçíè îáùåñòâà, â êîíòåêñòå åãî êóëüòóðû è ñèñòåì öåííîñòåé, ñ öåëÿìè äàííîãî èíäèâèäóóìà, åãî ïëàíàìè è âîçìîæíîñòÿìè [2]. Êà÷åñòâî æèçíè îõâàòûâàåò øèðîêèé êðóã êðèòåðèåâ [1] (òàáë. 1).
Òàáëèöà 1. Êðèòåðèè êà÷åñòâà æèçíè è èõ ñîñòàâëÿþùèå (ðåêîìåíäîâàíû ÂÎÇ) | |
Kðèòåðèè | Ñîñòàâëÿþùèå |
Ôèçè÷åñêèå | Ñèëà, ýíåðãèÿ, óñòàëîñòü, áîëü, äèñêîìôîðò, ñîí, îòäûõ |
Ïñèõîëîãè÷åñêèå | Ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè, ìûøëåíèå, çàïîìèíàíèå, èçðå÷åíèå, êîíöåíòðàöèÿ, ñàìîîöåíêà, âíåøíèé âèä, íåãàòèâíûå ïåðåæèâàíèÿ |
Óðîâåíü ñàìîñòîÿòåëüíîñòè | Áóäíè÷íàÿ àêòèâíîñòü, ðàáîòîñïîñîáíîñòü, çàâèñèìîñòü îò ëåêàðñòâà è ëå÷åíèÿ |
Îáùåñòâåííàÿ æèçíü | Ëè÷íûå âçàèìîîòíîøåíèÿ, îáùåñòâåííàÿ öåííîñòü ñóáúåêòà |
Îêðóæàþùàÿ ñðåäà | Áëàãîïîëó÷èå, áåçîïàñíîñòü, áûò, îáåñïå÷åííîñòü, äîñòóïíîñòü è êà÷åñòâî ìåäèöèíñêîé ïîìîùè è ñîöèàëüíîãî îáåñïå÷åíèÿ, äîñòóïíîñòü èíôîðìàöèè, âîçìîæíîñòü îáó÷åíèÿ è ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè, äîñóã, ýêîëîãèÿ (ïîëëþòàíòû, øóì, íàñåëåííîñòü, êëèìàò) |
Äóõîâíàÿ æèçíü | Ðåëèãèÿ, ëè÷íûå óáåæäåíèÿ |
Îöåíêà êà÷åñòâà æèçíè ïîìîãàåò îïðåäåëèòü, êàêèì îáðàçîì áîëåçíü âëèÿåò íà ÷åëîâåêà, ïîìîãàåò âðà÷ó ñîñðåäîòî÷èòü âíèìàíèå íà ïîçèòèâíûõ àñïåêòàõ æèçíè ïàöèåíòà.
Îñíîâíûìè ìåòîäàìè îïðåäåëåíèÿ êà÷åñòâà æèçíè ÿâëÿþòñÿ îïðîñíèêè. Êàæäûé èç íèõ èìååò ñâîè êðèòåðèè è øêàëû îöåíêè. Îïðîñíèêè, ïðèìåíÿåìûå â ïåäèàòðè÷åñêîé ïðàêòèêå, ðàçðàáîòàíû ñ ó÷åòîì ïñèõîýìîöèîíàëüíîé ñôåðû è âîçðàñòà ðåáåíêà [6]. Ê ñîæàëåíèþ, äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè íå ñóùåñòâóåò ðîññèéñêîãî âàðèàíòà îïðîñíèêà äëÿ äåòåé, ïîýòîìó â íàøåé ñòðàíå èñïîëüçóþòñÿ çàðóáåæíûå âàðèàíòû àíêåòû (Paediatric Asthma Quality of Life Questionnaire, 1996; Life Activities Questionnaire for Childhood Asthma, 1993; Childhood Asthma Questionnaires, 1994), ïåðåâåäåííûå íà ðóññêèé ÿçûê è àäàïòèðîâàííûå ê íàøåé ýêîíîìè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé ôîðìàöèè [7].
Ýôôåêòèâíîñòü òåðàïèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé, óëó÷øåíèå êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ è èõ ñåìåé òåñíî ñâÿçàíû ñ òùàòåëüíûì âûïîëíåíèåì ðîäèòåëÿìè êâàëèôèöèðîâàííûõ âðà÷åáíûõ ðåêîìåíäàöèé. Îáðàçîâàíèå ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìîé ñîñòàâíîé ÷àñòüþ êîìïëåêñíîé ïðîãðàììû ëå÷åíèÿ äåòåé ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé.  íàñòîÿùåå âðåìÿ îäíîé èç ñàìûõ ýôôåêòèâíûõ ôîðì ïðîâåäåíèÿ îáðàçîâàíèÿ äëÿ áîëüíûõ äåòåé è èõ ðîäèòåëåé ñ÷èòàåòñÿ àñòìà-øêîëà [8]. Îñíîâíîé åå öåëüþ ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå ýôôåêòèâíîñòè òåðàïèè áðîíõèàëüíîé àñòìû ó äåòåé, îáåñïå÷åíèå êîíòðîëÿ çà òå÷åíèåì áîëåçíè è ïîâûøåíèå êà÷åñòâà æèçíè ïîñðåäñòâîì îáðàçîâàíèÿ ðîäèòåëåé ðåáåíêà è/èëè ñàìîãî ïàöèåíòà.
Îáùàÿ ôèëîñîôèÿ ïðîãðàììû îáðàçîâàíèÿ â àñòìà-øêîëå îñíîâàíà íà òåîðèè ñîöèàëüíîãî ïîçíàíèÿ, ñîãëàñíî êîòîðîé ïîáóæäåíèå ê èçìåíåíèþ ïîâåäåíèÿ âîçíèêàåò, åñëè åñòü îùóùåíèå ñîïðè÷àñòíîñòè (çíàíèå, âåðà, íàäåæäà íà òî, ÷òî ìîæíî óñïåøíî èçìåíèòü ñâîå ïîâåäåíèå), åñëè åñòü ñòðåìëåíèå ê ñîâåðøåíñòâîâàíèþ è íàäåæäà íà òî, ÷òî òàêîå ïîâåäåíèå áóäåò èìåòü ïîëîæèòåëüíûå ïîñëåäñòâèÿ.
Öåëüþ íàñòîÿùåãî èññëåäîâàíèÿ ÿâèëàñü îöåíêà âëèÿíèÿ îáðàçîâàòåëüíîãî êóðñà â àñòìà-øêîëå íà êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé.
Ìàòåðèàë è ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ
Çà ïåðèîä 1998-1999 ãã. â àñòìà-øêîëå íà áàçå êëèíèêè äåòñêèõ áîëåçíåé Ìîñêîâñêîé ìåäèöèíñêîé àêàäåìèè èì. È.Ì. Ñå÷åíîâà ïðîøëè îáó÷åíèå 120 äåòåé 7-16 ëåò, ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, è 100 ÷ëåíîâ èõ ñåìåé. Ëåãêàÿ ñòåïåíü áðîíõèàëüíîé àñòìû äèàãíîñòèðîâàíà ó 18 (ó 15%) äåòåé, ñðåäíåòÿæåëàÿ — ó 60 (ó 50%), òÿæåëàÿ — ó 42 (ó 35%). Îáó÷åíèå ïðîâîäèëîñü êàê â ãðóïïå äåòåé, íàõîäèâøèõñÿ â ýòîò ïåðèîä â ñòàöèîíàðå, òàê è â ãðóïïå àìáóëàòîðíûõ ïàöèåíòîâ.
Ïåðåä íà÷àëîì îáó÷åíèÿ óðîâåíü èíôîðìèðîâàííîñòè ïàöèåíòîâ è èõ ðîäèòåëåé î çàáîëåâàíèè èçó÷àëñÿ ñ ïîìîùüþ àíêåòèðîâàíèÿ. Èñõîäíî òîëüêî 28% ðîäèòåëåé è 5% äåòåé èìåëè ïðåäñòàâëåíèå îá èçìåíåíèÿõ, ïðîèñõîäÿùèõ â îðãàíèçìå ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå, ïðåäðàñïîëàãàþùèõ è ïðîâîöèðóþùèõ ôàêòîðàõ. Ðåãóëÿðíî ñëåäîâàëè ðåêîìåíäàöèÿì âðà÷à è èñïîëüçîâàëè áàçèñíóþ òåðàïèþ 52% ñåìåé. Ïðàâèëüíîé òåõíèêîé èíãàëÿöèè ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ âëàäåëè 27% äåòåé; â îñíîâíîì ýòî áûëè äåòè, êîòîðûå ïîâòîðíî ãîñïèòàëèçèðîâàëèñü è ðàíåå îáó÷àëèñü èíãàëÿöèîííîé òåõíèêå. Âàæíûì ìåòîäîì ñàìîêîíòðîëÿ ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå ÿâëÿåòñÿ èçìåðåíèå ïèêîâîé ñêîðîñòè âûäîõà ïðè ïîìîùè ïèêôëîóìåòðà ñ âåäåíèåì äíåâíèêà ñàìîêîíòðîëÿ [1]. Ñ ïèêôëîóìåòðîì áûëè çíàêîìû è ïåðèîäè÷åñêè èñïîëüçîâàëè åãî 10% ïàöèåíòîâ. Ðåãóëÿðíîå èçìåðåíèå ïèêîâîé ñêîðîñòè âûäîõà ñ âåäåíèåì äíåâíèêà ïèêôëîóìåòðèè íå ïðîâîäèëîñü íè îäíèì èç äåòåé. Îòñóòñòâèå äîñòàòî÷íîé èíôîðìàöèè î çàáîëåâàíèè è åãî ëå÷åíèè ñîïðîâîæäàëîñü òàêèìè îøèáêàìè, êàê èñïîëüçîâàíèå áðîíõîëèòèêîâ â êà÷åñòâå ïðîôèëàêòè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ (48%), ïðèìåíåíèå áàçèñíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ïðåïàðàòîâ â êà÷åñòâå è ïðîôèëàêòè÷åñêîãî è ñèìïòîìàòè÷åñêîãî ñðåäñòâà (32%).
Êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ îöåíèâàëîñü ñ ïîìîùüþ àíêåòèðîâàíèÿ ïî àäàïòèðîâàííîìó îïðîñíèêó D. French [7], ïîçâîëÿþùåìó îöåíèòü èññëåäóåìûå ïàðàìåòðû â áàëëàõ â ðàçëè÷íûõ âîçðàñòíûõ ãðóïïàõ: ôîðìà À — äëÿ äåòåé 4-7 ëåò,  — äëÿ 8-12 ëåò è Ñ — äëÿ 13-16 ëåò. Íàìè èñïîëüçîâàëèñü ïàðàìåòðû ôîðìû  äàííîãî îïðîñíèêà — äëÿ äåòåé 8-12 ëåò è Ñ — äëÿ 13-16 ëåò (òàáë. 2).  õîäå àíàëèçà ïàðàìåòðîâ êà÷åñòâà æèçíè îíè îöåíèâàëèñü â ïðîöåíòàõ îò èõ ìàêñèìàëüíîé âåëè÷èíû â áàëëàõ.
Òàáëèöà 2. Øêàëû îïðîñíèêîâ êà÷åñòâà æèçíè äëÿ äåòåé ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé | |
Ôîðìà Â | Ôîðìà Ñ |
Kà÷åñòâî àêòèâíîé æèçíè — ó÷àñòèå ïàöèåíòà â àêòèâíûõ èãðàõ, çàíÿòèÿõ ôèçêóëüòóðîé, ñïîðòîì è ò.ä. Kà÷åñòâî ïàññèâíîé æèçíè — óäîâëåòâîðåíèå îò ÷òåíèÿ, ïðîñìîòðà òåëåâèçîðà, ñïîêîéíîãî âðåìÿïðîâîæäåíèÿ äîìà è ò.ä. Äèñòðåññ — ýìîöèîíàëüíîå îùóùåíèå ðåáåíêîì ñèìïòîìîâ àñòìû è ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû, ñ íåé ñâÿçàííûå Òÿæåñòü — ÷àñòîòà ñèìïòîìîâ àñòìû, ìíåíèå ðåáåíêà î òÿæåñòè àñòìû ó íåãî, ïðîïóùåííûõ øêîëüíûõ äíÿõ, íî÷íûõ ïðîáóæäåíèÿõ, ýïèçîäàõ îäûøêè, êàøëÿ | Kà÷åñòâî àêòèâíîé æèçíè — ó÷àñòèå ïàöèåíòà â àêòèâíûõ èãðàõ, çàíÿòèÿõ ôèçêóëüòóðîé, ñïîðòîì è ò.ä. Kà÷åñòâî ïîäðîñòêîâîé æèçíè — óäîâëåòâîðåíèå îò òèïè÷íîé äëÿ ïîäðîñòêîâ ñîöèàëüíîé àêòèâíîñòè Äèñòðåññ — ýìîöèîíàëüíîå îùóùåíèå ðåáåíêîì ñèìïòîìîâ àñòìû è ñîöèàëüíûå ïðîáëåìû, ñ íåé ñâÿçàííûå Òÿæåñòü — ÷àñòîòà ñèìïòîìîâ àñòìû, ìíåíèå ðåáåíêà î òÿæåñòè àñòìû ó íåãî, ïðîïóùåííûõ øêîëüíûõ äíÿõ, íî÷íûõ ïðîáóæäåíèÿõ, ýïèçîäàõ îäûøêè, êàøëÿ Ðåàêòèâíîñòü — ñàìîîãðàíè÷åíèå âñëåäñòâèå áîëåçíè, èçáåãàíèÿ òðèããåðîâ îêðóæàþùåé ñðåäû |
Ïðîâîäèëîñü òàêæå äîïîëíèòåëüíîå àíêåòèðîâàíèå ðîäèòåëåé ñ öåëüþ âûÿñíåíèÿ ÷àñòîòû è òÿæåñòè äíåâíûõ è íî÷íûõ ïðèñòóïîâ ó äåòåé, îòíîøåíèÿ ê ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè è ñïîñîáàì êîíòðîëÿ ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ, ñîöèàëüíîãî óðîâíÿ ñåìüè, âíóòðåííåãî óêëàäà æèçíè.
Îáðàçîâàòåëüíûé êóðñ â àñòìà-øêîëå âêëþ÷àåò ñëåäóþùèå òåìû, îñâåùàåìûå íà òåîðåòè÷åñêîé ÷àñòè çàíÿòèé: ñâåäåíèÿ îá àíàòîìèè, ôèçèîëîãèè äûõàíèÿ, ñóùíîñòè çàáîëåâàíèÿ, ñèìïòîìàõ îáîñòðåíèÿ; èíôîðìàöèÿ î òðèããåðàõ, ôàêòîðàõ ðèñêà, ìåòîäàõ ïðîôèëàêòèêè, î ãèïîàëëåðãåííîé äèåòå è îáñòàíîâêå â äîìå; òàêòèêà îêàçàíèÿ ïîìîùè ïðè ïðèñòóïå, ñâåäåíèÿ î ìåäèêàìåíòîçíîé è íåìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè áðîíõèàëüíîé àñòìû, áàçèñíûõ è ñèìïòîìàòè÷åñêèõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâàõ, àëãîðèòì ïîâåäåíèÿ âî âðåìÿ ïðèñòóïà; èíôîðìàöèÿ î ìåòîäàõ ñàìîêîíòðîëÿ çà òå÷åíèåì çàáîëåâàíèÿ è îá îöåíêå ñîñòîÿíèÿ ïî ñèñòåìå «öâåòîâûõ çîí», îáñóæäåíèå ïëàíîâ äåéñòâèÿ ïàöèåíòîâ â ìîìåíò îáîñòðåíèÿ áðîíõèàëüíîé àñòìû è â ïåðèîä ðåìèññèè. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü çàíÿòèé ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ îáó÷åíèÿ ïàöèåíòîâ ïðàâèëüíîé òåõíèêå èíãàëÿöèè, èñïîëüçîâàíèÿ ïèêôëîóìåòðà, ñïåéñåðà, âûðàáîòêè òàêòèêè ïðàâèëüíîãî ïîâåäåíèÿ áîëüíîãî ðåáåíêà è åãî ñåìüè â ðàçëè÷íûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ. Äåòè îáó÷àþòñÿ ýëåìåíòàì äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêè, ñàìîêîíòðîëþ ñèìïòîìîâ, ïîäñ÷åòó ïóëüñà è ÷àñòîòû äûõàíèÿ, ðåøàþò ñèòóàöèîííûå çàäà÷è. Ïðè ïðîâåäåíèè ïðàêòè÷åñêîé ÷àñòè çàíÿòèé íàìè èñïîëüçóåòñÿ íàãëÿäíûé ìàòåðèàë, âèäåîôèëüì [9].
Èíôîðìàöèÿ ïî óêàçàííûì âûøå òåìàì ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ðîäèòåëÿì è äåòÿì çà 4 çàíÿòèÿ. Ðàíåå êóðñ âêëþ÷àë 8 çàíÿòèé. Îäíàêî îòìå÷åíî îñëàáëåíèå âíèìàíèÿ ê èíôîðìàöèè ê êîíöó öèêëà, óõóäøàëàñü ïîñåùàåìîñòü. Ïðåäîñòàâëåíèå èíôîðìàöèè â êîìïàêòíîì âèäå, âûäåëåíèå íàèáîëåå âàæíûõ ìîìåíòîâ â ïðîöåññå çàíÿòèÿ ïðèâîäÿò ê ëó÷øåìó óñâîåíèþ çíàíèé. Ïî îêîí÷àíèè îáó÷åíèÿ äåòè è âçðîñëûå ïîëó÷àþò êðàñî÷íûå ñåðòèôèêàòû «Îá îêîí÷àíèè àñòìà-øêîëû», à òàêæå èíôîðìàöèîííûé ïå÷àòíûé ìàòåðèàë â âèäå ïàìÿòîê è áðîøþð.
Äëÿ îöåíêè âëèÿíèÿ îáó÷åíèÿ íà êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòîâ è òå÷åíèå îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ ÷åðåç 6 ìåñ ïîñëå ïðîõîæäåíèÿ îáðàçîâàòåëüíîãî êóðñà ïðîâåäåíî ïîâòîðíîå àíêåòèðîâàíèå äåòåé è èõ ðîäèòåëåé. Ïîëó÷åííûå ïîêàçàòåëè ñîïîñòàâëÿëèñü ñ èñõîäíûìè, à òàêæå ñ ïîêàçàòåëÿìè ïàöèåíòîâ, íå ïðîõîäèâøèõ îáó÷åíèå â àñòìà-øêîëå (46 äåòåé). Ïðîâåäåíà ñòàòèñòè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ðåçóëüòàòîâ.
Ðåçóëüòàòû è îáñóæäåíèå
Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ðàáîòû â àñòìà-øêîëå ïîêàçàë, ÷òî ïîñëå îáó÷åíèÿ ìíîãèå ðîäèòåëè ñòàëè áîëåå òùàòåëüíî âûïîëíÿòü ðåêîìåíäàöèè ïî îçäîðîâëåíèþ îáñòàíîâêè, îêðóæàþùåé ðåáåíêà, áîëüíîãî áðîíõèàëüíîé àñòìîé, èñïîëüçîâàòü ãèïîàëëåðãåííóþ äèåòó. Èçìåíèëîñü îòíîøåíèå ê êóðåíèþ â ïðèñóòñòâèè ðåáåíêà. ×àùå ñòàëà èñïîëüçîâàòüñÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà äëÿ êóïèðîâàíèÿ ïðèñòóïîâ è â ìåæïðèñòóïíîì ïåðèîäå (äî îáó÷åíèÿ — 32% ïàöèåíòîâ, ïîñëå — 74%), ñòàëè èñïîëüçîâàòüñÿ ïèêôëîóìåòðû äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ çàáîëåâàíèÿ (ñîîòâåòñòâåííî 10 è 64%), èçìåíèëîñü îòíîøåíèå ê ïðîôèëàêòè÷åñêîìó ëå÷åíèþ, áîëåå ðåãóëÿðíî ñòàëè ïðèìåíÿòüñÿ áàçèñíûå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ñðåäñòâà (ñîîòâåòñòâåííî 52 è 84%). Èñõîäíî ïàðàìåòðû êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ, òàêèå êàê êà÷åñòâî àêòèâíîé è ïàññèâíîé æèçíè, ïî íàøèì äàííûì, íå çàâèñÿò îò òÿæåñòè áðîíõèàëüíîé àñòìû (ñì. ðèñ. 1). Ìû îòìåòèëè, ÷òî óêàçàííûå ïàðàìåòðû íèæå ó äåòåé â ñåìüÿõ ñ áîëåå íèçêèì ñîöèàëüíûì óðîâíåì è áîëåå çàâèñèìû îò âíóòðåííåãî óêëàäà æèçíè, ñåìåéíûõ ïðèâû÷åê.  òî æå âðåìÿ ó ïîäðîñòêîâ îòìå÷åíî, ÷òî ÷åì òÿæåëåå áðîíõèàëüíàÿ àñòìà, òåì íèæå êà÷åñòâî ïîäðîñòêîâîé æèçíè è âûøå ðåàêòèâíîñòü. Ìíåíèå ðåáåíêà î òÿæåñòè çàáîëåâàíèÿ è äèñòðåññ êîððåëèðîâàëè ñ òÿæåñòüþ çàáîëåâàíèÿ.
Ðèñóíîê 1. Ïîêàçàòåëè êà÷åñòâà æèçíè äåòåé, ñòðàäàþùèõ áðîíõèàëüíîé àñòìîé (â % îò ìàêñèìàëüíîãî çíà÷åíèÿ). |
Äàëåå…
Íàïèñàòü êîììåíòàðèé
Источник