Обучение пациента при бронхиальной астме
Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Что такое астма-школа
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Кто может посещать занятия
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Основные цели и задачи школы
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Программа занятий
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.
Где их организуют и как
Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.
Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.
Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.
Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.
Основные направления в обучении
Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.
Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.
Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.
В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.
Особенности работы астма-школ
Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.
Для качественного обучения необходимо создать такие условия:
- Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
- В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
- Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
- Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
- За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.
Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.
В заключение
В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.
Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.
Бронхиальная астма — хроническое заболевание, накладывающее ограничение на физические нагрузки. Однако упражнения в рамках ЛФК, а также дыхательная гимнастика могут облегчить состояние и снизить число приступов. Гимнастику при бронхиальной астме могут освоить как взрослые, так и дети.
Дыхательная гимнастика
При бронхиальной астме дыхательная гимнастика решает следующие задачи:
· устраняет бронхоспазм;
· очищает воздухоносные пути дыхательного горла;
· расслабляет дыхательную мускулатуру;
· воздействует на тонус бронхиальных мышц;
· улучшает подвижность грудной клетки и грудобрюшной перегородки.
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме бывают статическими (без движений конечностями, туловищем) или динамическими (с движениями).
Для взрослых
Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме для взрослых может включать следующие техники:
1. Расслабляют мышцы шеи и плеч. Вдыхают носом (рот закрыт) на протяжении 2-х секунд. А затем 4 секунды выдыхают через, сложенные в трубочку, губы.
2. Берут стакан с водой и трубочку для напитков. Набирают воздух, а затем медленно через трубочку выдыхают его в воду.
3. Садятся на стул, держа спину прямой. На вдохе живот направляется вперед, словно заполняется воздухом, а при выдохе со сомкнутыми губами втягивается обратно, освобождаясь от воздуха.
При астме может использоваться дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Она подразумевает выполнение коротких, резких с шумом вдохов носом (3 раза за 2 секунды) с последующим пассивным выдохом через носовую полость или ротовое отверстие. Чтобы помешать глубокому вдоху, одновременно с ним выполняют движения, оказывающие компрессию на грудную клетку.
Гимнастики Стрельниковой при бронхиальной астме у взрослых не является основной, поскольку имеет сложную технику выполнения без явных преимуществ по сравнению с другими техниками.
Для детей
Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме у детей нацелена на то, чтобы научить их дышать поверхностно. Это важный прием, поскольку глубокие вдохи раздражают рецепторы разветвлений дыхательного горла и усиливают приступы. А купировать их поможет освоенная техника умеренного выдоха.
Гимнастика при бронхиальной астме у детей обычно выполняется в игровой форме.
Возможные дыхательные упражнения:
1. В цветнике. Ребенок стоит и носом втягивает максимального много воздуха, словно нюхает розу. После этого он имитирует попытку сдуть с одуванчика все пушинки.
2. Курочка. Сидя на стуле, ребенок опускает ручки вниз. Затем он быстро вдыхает и высоко разводит конечности в стороны. Его ладони должны смотреть вниз, изображая крылышки курицы. На выдохе он опускает «крылышки» и снова прижимает руки к телу.
3. Хомячок. Малыш надувает щечки и так прохаживается. Затем он выпускает воздух, хлопнув себя по щекам. После этого он делает несколько шагов, дыша носом, словно ища новую порцию пищи для заполнения щечек.
Выполнять комплекс упражнений с детками рекомендуется утром и вечером по 10-15 минут.
По Бутейко
Особой популярностью при бронхиальной астме пользуется дыхательная гимнастика по Бутейко. Человек учится силой воли регулировать дыхание и со временем сможет полностью контролировать соотношение вдоха и выдоха.
Пациент трижды в день задерживает дыхание (до 1 минуты) после выдоха. Повторяет такую манипуляцию 2-3 раза. Для этого занимают удобную позу, в которой человек будет чувствовать себя максимально расслаблен. После выдоха зажимают нос двумя пальцами и фиксируют время начала и окончания.
Зависать в таком состоянии допускается до тех пор, пока не появится ощущение, что дальше задерживать дыхание уже нет сил. После каждого подхода делается двухминутная пауза, во время которой сохраняется поверхностное дыхание. Бутейко считает, что такие задержки дыхания приводят в норму содержание в крови углекислого газа, снимают удушье и содействуют выздоровлению.
Техника поверхностного дыхания по Бутейко для купирования бронхоспазмов считается одной из самых эффективных.
Дыхательные тренажеры
Применение различных аппаратов для коррекции дыхания и выполнения упражнений дает хорошие результаты в пульмонологии. Дыхательные тренажеры при бронхиальной астме за основу берут следующие факторы:
· понижение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе;
· повышение содержания углекислоты;
· оказание сопротивления свободному дыханию;
· изменение частоты дыхательных актов и их ритмичности.
Особой популярностью пользуется дыхательный тренажер Флорова. Он подразумевает сочетание эффектов легкой гипоксии и гиперкапнии, а также регулируемое сопротивление дыханию.
Комплекс физических упражнений в рамках ЛФК
Грамотно подобранные физические упражнения при бронхиальной астме помогают больным справляться с приступами. А также с их помощью они поддерживают мышцы в тонусе без причинения себе вреда.
Лечебная физкультура при бронхиальной астме исключает интенсивный бег или упражнения, которые должны выполняться без перерыва на восстановление дыхания.
Основные задачи ЛФК при бронхиальной астме:
· снижение клеточного спазма бронхов любого калибра;
· улучшение оборота воздуха через легкие;
· активизация клеточного питания;
· обучение пациента контролировать вдох/выдох во время приступа.
ЛФК при бронхиальной астме включает легкие упражнения, которые под силу выполнить больным с любой физической подготовкой. Занимаются всегда в медленном или среднем темпе.
Возможный комплекс упражнений при бронхиальной астме:
1. Пациент располагается на стуле, прислонившись к спинке. Вначале сгибают и разгибают верхние конечности в локтях, повторяя упражнение 4-6 раз. Затем выполняют следующий элемент гимнастики — сгибание и разгибание стоп с одновременным сжатие кулачков. Совершается 6-8 повторений, выдерживая средний темп.
2. Больной стоит, держась за спинку кровати или стол. Выполняются элементы дыхательной гимнастики, произнося букву — «ж». Делается это упражнение 4-6 раз, в неспешном темпе. При это контролируется, чтобы выдох был удлиненным.
3. Пациент стоит, раздвинув ноги на ширине плеч, а кисти скрестив за затылком. В таком положении туловище наклоняется в стороны, что сопровождается выдохом. Выполняют 4-6 повторений в среднем темпе.
4. Больной стоит также, как в предыдущем положении, но руки опущены вдоль тела. Отводя верхние конечности в стороны, делается вдох. После этого, сжав нижнюю часть грудной клетки, человек выдыхает. Все движения этого элемента гимнастики выполняется медленно, с повторением до 6 раз.
5. Пациент стоит и держит в руках мяч. Набрав воздуха в грудь, руки с мячом поднимаются вверх. А опуская конечности вниз, человек выдыхает. При этом старается, чтобы выдох был удлиненный. Такие действия он выполняет 4-6 раз.
Для занятий ЛФК при бронхиальной астме комплекс упражнений обязательно подбирается пульмонологом совместно с физиотерапевтом. Перегружать организм противопоказано. Если появляется неровное дыхание, спазм или кашель, то выполнение упражнений прекращают.
Выполнять комплекс ЛФК при бронхиальной астме на улице во время дождя, ветра или холодной погоды противопоказано, поскольку любое переохлаждение провоцирует новые приступы.
Звуковая гимнастика
Особое внимание уделяют звуковой гимнастике при бронхиальной астме. Когда человек произносит звуки, вибрация складок слизистой оболочки гортани затрагивает воздухоносные пути, легкие и всю грудную клетку. За счет этого устраняется спазм гладкомышечных клеток бронхов любого калибра.
Глухие согласные (п, т, к, ф, с) при произнесении требуют максимального усилия. Это сопровождается приведением в тонус мускулатуры грудной клетки и грудобрюшной перегородки. Звонкие согласные (б, д, г, в, з) требуют средней силы напряжения, а слогообразующие согласные (м, н, л, р) произносятся легче всего.
Звуковая гимнастика может преследовать различные цели, но во всех случаях звуки произносятся в строгой последовательности, которую пояснит больному специалист.
Можно ли вылечить эту болезнь
Официальная медицина не дает однозначного ответа на вопрос о том, возможно ли полностью вылечить бронхиальную астму. Многие дети-астматики, достигнув совершеннолетия, навсегда забывают о неприятной симптоматике, связанной с этим заболеванием. Это может объясняться возрастным изменением иммунной системы (нормализацией). Наряду с этим большинство взрослых с таким диагнозом на протяжении всей жизни вынуждены прибегать к терапевтическим мерам.
Как проводится лечение
Лечебная гимнастика при бронхиальной астме — это лишь вспомогательный метод борьбы с данной патологией. Он не отменяет медикаментозного лечения. Традиционная терапия бывает базисной (нацелена на механизм развития патологии) и симптоматической (подавляет приступы при контакте с пусковым фактором).
Базисная назначается на продолжительное время. Больной ежедневно употребляет лекарства, независимо от самочувствия или других факторов. Симптоматической терапией пациент пользуется по факту появления первых признаков приступа удушья.
Диета
Медикаментозное лечение и ЛФК должна быть дополнены правильным питанием при бронхиальной астме. Предложить единую диету для больных с такой патологией практически невозможно. В каждом конкретном случае учитывают особенности и индивидуальную реакцию организма и вырабатывают индивидуальный план питания, придерживаясь основных правил диет при заболеваниях органов дыхания.
Заключение
1. Упражнения при бронхиальной астме подбирают индивидуально, учитывая следующие факторы: возраст и общее самочувствие больного, фазу заболевания (обострение или ремиссия) и его тяжесть.
2. Занятия дыхательной гимнастикой улучшают как физическое, так и эмоциональное состояние больных.
3. Положительный результат будет заметен только при регулярных занятиях на протяжении нескольких месяцев.
Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте Лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый материал!
Информация, размещенная на канале Дзен, носит ознакомительный характер. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.