Обоснование комплекса при бронхиальной астме
Понятие бронхиальная астма
Бронхиальная астма (БА) — это заболевание, которое начавшись у детей, часто продолжается в зрелом возрасте, становясь причиной инвалидности, а иногда и драматичных исходов. У детей раннего возраста БА в силу их анатомо-физиологических особенностей имеет своеобразные клинические симптомы и представляет значительные трудности как для диагностики, так и терапии. В клинической практике диагноз бронхиальной астмы в этом возрасте устанавливают не всегда своевременно.
Выделяют три степени тяжести бронхиальной астмы:
- 1. Легкая.
- 2. Среднетяжелая.
- 3. Тяжелая.
При решении вопроса о тяжести бронхиальной астмы необходимо учитывать:
- * анамнез заболевания (частота, тяжесть, длительность приступов удушья и их эквивалентов, эффективность; лечебных препаратов и процедур);
- * данные физикального обследования;
- * данные инструментального обследования;
- * результаты лабораторного обследования
- 1. Легкая степень: характеризуется редкими приступами (реже 1 раза в месяц), сравнительно быстро исчезающими в результате лечения. В периоде ремиссии общее состояние не страдает, показатели внешнего дыхания колеблются в пределах возрастной нормы. Показатели функции внешнего дыхания 80% и более.
- 2. Среднетяжелая степень: приступы удушья повторяются 3-4 раза в месяц. Протекают с выраженными нарушениями функции дыхания и кровообращения: тахипное, тахикардия, приглушение тонов сердца, отчетливо регистрируется колебание максимального АД во время дыхательного цикла — его повышение во время выдоха и снижение при вдохе. Показатели функции внешнего дыхания составляют
- 3. Тяжелая степень: характеризуется частыми (несколько раз в неделю) приступами удушья, возникающими на фоне выраженного вздутия легких, одышки и тахикардии.
Пациенты принимают вынужденное положение.
Кожные покровы бледно-серого цвета, выражен периоральный цианоз, цианоз губ, ушных раковин, кистей рук.
Кашель малопродуктивный, выдох шумный, продолжительный, появляется втяжение грудной клетки во время вдоха, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура.
Показатели функции внешнего дыхания составляют менее 60% (таблица.).
бронхиальный астма медицинский сестра
«Таблица» — Критерии тяжести бронхиальной астмы
Критерий тяжести | Легкая | Средне-тяжелая | Тяжелая |
Частота приступов | Не чаще 1 раза в месяц | 3-4 раза в месяц | Несколько раз в неделю или ежедневно |
Клиническая характеристика приступов | Эпизодические быстро исчезающие, легкие | Отчетливые нарушения функций внешнего дыхания | Постоянное наличие симптомов, астматические состояния |
Ночные приступы | Отсутствуют или редкие | 2-3 раза в неделю | Почти ежедневно |
Переносимость физической нагрузки и нарушение сна | Не изменены | Умеренно нарушены | Значительно нарушены |
Показатели пикфлоуметрии | 80% и более | 60%-80% | Менее 60% |
Суточные колебания бронхопроходимости | Не менее 20% | 20%-30% | Более30% |
Характеристика периодов ремиссии | Симптомы отсутствуют, нормальная функция внешнего дыхания | Неполная клинико-функциональная ремиссия | Неполная клинико-функциональная ремиссия (дыхательная недостаточность разной степени выраженности) |
Длительность периодов ремиссий | 3 и более месяцев | Менее 3 месяцев | 1-2 месяц |
Физическое развитие | Нормальное | Нормальное | Возможно отставание и дисгармоничность |
Способ купирования приступов | Спонтанно или однократный прием ингаляционных бронхолитиков | Бронхолитиками (в ингаляциях и парентерально), по показаниям кортикостероидами (парентерально | Бронхоспазмолитиками парентерально, в сочетании кортикостероидами в условиях стационара |
Базисная противовоспалительная терапия | Кромогликат натрия 4 разав сутки или недокромил натрия 2 раза в сутки | Кромогликат натрия 4 раза в сутки или недокромил натрия 2-4 раза в сутки при неэффективности через 6-8 недель замена на ингаляционные кортикостероиды | Ингаляционные и системные кортикостероиды |
Сведения, полученные в рамках эпидемиологического исследования по программе ISAAC(International Study of Asthma and Allergy in Childhood), проведенного в России, демонстрируют, что распространенность симптомов БА сопоставима в разных регионах РФ: данный показатель в детской популяции составляет в Москве 16,9%, в Иркутске -10,6%, в Новосибирске — 11,1%, в Томске — 11,4%. В отличие от этого частота диагнозов, установленных в учреждениях практического здравоохранения, значительно ниже. Так, симптомы астмы (в среднем по РФ) зарегистрированы у 9,7% опрошенных, а диагноз был установлен лишь у 3,75% детей.
По данным исследователей [Coultas D.B. и Samet J.M., 1993], распространенность астмы варьирует в популяции в зависимости от половозрастных характеристик. Установлено, что в раннем возрасте чаще болеют мальчики, чем девочки (6% по сравнению с 3,7%), однако в пубертатном периоде частота заболеваний становится одинаковой у лиц обоего пола. Более высокая распространенность БА у детей характерна для экологически неблагополучных промышленных районов городов. У жителей города чаще регистрируют БА, чем у жителей села (7,1 и 5,7% соответственно). В исследованиях, выполненных в разных странах, показана большая распространенность БА в регионах с влажным и теплым климатом и меньшая частота болезни в высокогорных районах, что связано с различным уровнем насыщенности воздуха аэроаллергенами. Несмотря на множество существующих гипотез, ни одна из них не объясняет в полной мере рост БА и аллергических заболеваний во всем мире.
Развитие бронхиальной астмы связано с комплексным воздействием внутренних и внешних факторов:
- · внутренние (врожденные) факторы обусловливают генетическую предрасположенность человека к возникновению бронхиальной астмы, атопии, гиперреактивности бронхов и на сегодняшний день остаются неуправляемыми;
- · внешние факторы многочисленны и управляемы, непосредственно запускают манифестацию бронхиальной астмы или вызывают ее обострение. К числу основных из них относят воздействие аллергенов, преимущественно вирусных инфекций, диету, курение, социально-экономический статус семьи;
- · наиболее частым фактором, ответственным за начало и обострение бронхиальной астмы у детей, является воздействие аллергенов и респираторных инфекций.
Причинами развития бронхиальной астмы могут быть шерсть, перхоть, слюна разнообразных животных (кошек, собак, морских свинок, хомячков и других грызунов). Кошачий аллерген, содержащийся в слюне, шерсти или перхоти, наиболее мощный из всех аллергенов и обладает исключительной стабильностью и способностью глубоко проникать в легкие. Он длительно сохраняется в окружающей среде, даже после того как кошку удаляют из дома. Аллергены собаки (из шерсти, слюны и перхоти) способны сохранять высокий уровень на протяжении нескольких месяцев, даже после удаления собаки из дома. Распространенными причинами развития приступов удушья являются также перхоть лошади, сухой корм для аквариумных рыбок, а также насекомые, особенно тараканы.
Серьезной причиной развития бронхиальной астмы могут быть споры плесени, содержащиеся в воздухе, кондиционерах, а также в сырых темных помещениях (подвалах, гаражах, ванных комнатах, душевых). Зимой, когда земля замерзает или покрывается снегом, плесень на улице перестает быть проблемой для детей-астматиков. Плесневые грибки начинают интенсивно размножаться в воздухе с начала мая, достигая пика в июле или августе и могут вызывать симптомы заболевания до первых заморозков. Плесневые грибки присутствуют во многих пищевых продуктах (выдержанные сыры, пиво, маринованные овощи, кефир, шампанское, сухофрукты, изделия из дрожжевого теста, квас, залежавшийся хлеб).
Пыльца цветущих растений у 30-40% детей, больных астмой, может быть причиной развития приступов удушья.
Пик заболеваемости, как правило, приходится на апрель-май и связан с пыльцой деревьев — березы, ольхи, лещины, клена, ясеня, каштана, ивы, тополя и др.
Если симптомы бронхиальной астмы возникают в июне-августе, то их причиной является пыльца злаковых трав — тимофеевки, овсяницы, райграса, ежи сборной, мятлика. Сорные травы (лебеда, амброзия, полынь, одуванчик, крапива) вызывают симптомы астмы в летне-осенний период года.
Спектр пыльцевых аллергенов и сроки цветения меняются в зависимости от климато-географический зоны.
У многих растений пыльца настолько легкая, что разносится по воздуху и беспрепятственно попадает в дыхательные пути. Более тяжелая пыльца (например, у роз и сосен) разносится низколетающими насекомыми, т.е. она менее аллергенна, чем пыльца, находящаяся в воздухе.
Предвестники протекают следующим образом:
- · изначально у малыша после ночного сна из носа начинает выделяться водянистая слизь, из-за которой ребенок часто чихает, трет нос;
- · по прошествии нескольких часов начинается несильный сухой кашель;
- · после обеда или после дневного сна кашель становится заметно сильнее, но уже немного влажный (у детей старше 5 лет кашель становится более влажным к окончанию астматического приступа);
- · сами симптомы проявляются только через 1-2 суток, когда кашель носит приступообразный характер.
После того, как предвестники закончились, проявляются симптомы приступа.
Основные признаки бронхиальной астмы у детей первого года жизни:
- · сильный сухой кашель, чаще всего происходит приступообразно сразу после сна или перед ним;
- · кашель может стать меньше, если ребенку придать вертикальное положение или посадить. При возврате в горизонтальное положение кашель снова становится интенсивным;
- · незадолго до приступа малыш может сильно капризничать, плакать из-за наступившей заложенности носа;
- · появляется одышка;
- · дыхание становится прерывистым, а вдохи частыми и короткими. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух сопровождается свистом и шумом.
Дети старше года помимо вышеперечисленных признаков имеют также и следующие симптомы:
- · сильное давление в груди, невозможность сделать полноценный вдох;
- · при попытке дышать ртом появляется сильный сухой кашель;
- · зуд, кожные высыпания или слезотечение — нетипичные признаки астмы;
- · длительный сухой кашель без отделения мокроты;
- · приступы кашля начинаются при одних и тех же условиях (домашнее животное рядом, использование каких-либо красок, на улице или сразу по приходу домой, посещение библиотеки, наличие свежего букета цветов дома и т.д.).
Профилактика. Первичная профилактика бронхиальной астмы должна проводиться детям группы высокого риска. К ним относятся дети с наследственным предрасположением к аллергическим реакциям и заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезням органов дыхания, а также дети, в анамнезе которых имеют место указания на наличие атопического дерматита, повторные эпизоды крупа, бронхообструктивного синдрома при ОРВИ.
Мерами профилактики бронхиальной астмы являются:
- — устранение профессиональных вредностей у матери во время беременности;
- — прекращение курения во время беременности;
- — рациональное питание беременной, кормящей женщины с ограничением продуктов, обладающих высокой аллергенной и гистаминлибераторной активностью;
— предупреждение острых респираторных вирусных инфекций у матери во время беременности и у ребенка;
— ограничение лекарственного лечения во время беременности строгими показаниями;
— грудное вскармливание;
— уменьшение экспозиции ребенка к аэроаллергенам жилищ;
— прекращение пассивного курения;
— использование методов физического оздоровления, закаливания детей; — уменьшение контакта детей с химическими агентами в быту;
— благополучная экологическая обстановка.
Целью вторичной профилактики являются все предпринятые меры предосторожности, которые будут направлены на недопущение развития осложнений данного заболевания, а также на предотвращение острых приступов удушья у людей, которые уже болеют или болели раннее. А также и тех, чьи родственники уже болели бронхиальной астмой, и тех, у которых имеются различные аллергические заболевания, такие как атопический дерматит, пищевая аллергия, экзема и др.
В первую очередь им будет назначено профилактическое лечение с помощью противоаллергических (антигистаминных) препаратов, которые могут быть использованы также в целях десенсибилизации организма в целом. А вообще, человек, болеющий бронхиальной астмой, должен четко знать свой диагноз, потому что именно своевременная диагностика заболевания и его терапия может привести к хорошему результату и избежать прогрессирования болезни в дальнейшем.
Клиническая диагностика бронхиальной астмы у детей базируется на выявлении таких симптомов, характерных для данного заболевания, как эпизодическая экспираторная одышка, свистящие хрипы, чувство сдавления в груди, кашель.
Одышка носит, как правило, экспираторный характер с участием вспомогательной мускулатуры. Кашель имеет приступообразный характер, иногда с отхождением густой, вязкой мокроты.
Лечение бронхиальной астмы и наблюдение за ее течением у детей проводится в амбулаторных условиях педиатром, а при необходимости пульмонологом и аллергологом.
Основные принципы лечения бронхиальной астмы.
- 1. Определение и исключение воздействия аллергезирующих факторов.
- 2. Ликвидация или уменьшение клинических проявлений заболевания.
- 3. Уменьшение частоты и выраженности обострений.
- 4. Нормализация или улучшение показателей функции внешнего дыхания.
- 5. Восстановление и поддержание жизненной активности, в том числе переносимости физических нагрузок.
- 6. Выбор адекватной терапии.
- 7. Отмена или снижение потребности в бронхолитической терапии.
- 8. Предотвращение побочных эффектов лекарственной терапии.
- 9. Обучение пациентов умению управлять своим состоянием.
- 10. Предупреждение инвалидизации.
- 11. Предотвращение развития угрожающих жизни состояний и летальных исходов.
Автор: Казаринова Виктория Владимировна
Статью подготовила
Казаринова Виктория Владимировна
Специалист МАУ «ЦППМиСП»
Инструктор ФК
«Лечебная физкультура при бронхиальной астме»
Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.
Задачи ЛФК при бронхиальной астме
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
· активизация трофических процессов в тканях;
· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
· обучение удлиненному выдоху.
Противопоказания
Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:
1. Противопоказаны любые перегрузки.
2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.
3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.
4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.
5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.
Особенности методики ЛФК
Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).
Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.
Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.
В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.
Методика массажа при бронхиальной астме
Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.
Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.
Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.
Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.
Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.
Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.
Примерный комплекс упражнений
Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.
Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.
Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений — 15–20 минут. В конце — поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.
Рекомендованный комплекс гимнастических упражнений при бронхиальной астме:
1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — выдох (4-6 раз).
2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).
3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу — выдох; вернуться в исходное положение — вдох. То же с наклоном в другую стороны.
4. Сидя на стуле. Руки в стороны — вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, — выдох (4-8 раз).
5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться — вдох; вернуться в исходное положение — удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).
6. Ходьба обычная — 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе — 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).
7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, — вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой — удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).
8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх — вдох; вернуться в исходное положение — выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников — адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.
Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным — брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.
Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2—3 секунды.
Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100—110 ударов, а дыхания — 20—24 в минуту.
В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.
Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.
С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот — диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.
С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий — 5 секунд, дальше — до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.
comments powered by HyperComments