Новые методы лечения бронхиальной астмы у детей

Лечение бронхиальной астмы у детей представляет определенные трудности. В статье дается новый подход к лечению бронхиальной астмы у детей в зависимости от ее формы с учетом глобальной стратегии GINA стандартов диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей.

Актуальность

Несмотря на достигнутые успехи в диагностике и лечении бронхиальной астмы у детей, вопрос остается открытым. Значительные успехи в ведении больных с бронхиальной астмой были достигнуты благодаря внедрению в клиническую практику глобальной инициативы по стратегии лечения и профилактики астмы-GINA. Несмотря на то, что в развитии бронхиальной астмы играют одинаковые предрасполагающие факторы, существуют различия в форме бронхиальной астмы.. Как известно, к предрасполагающим факторам бронхиальной астмы относятся генетическая предрасположенность, гиперреактивность бронхов и атопия (выработка иммуноглобулина Е). К причинным факторам относятся все виды аллергенов инфекционной и неинфекционной природы, а к факторам обостряющим течение бронхиальной астмы(триггеры) относят: резкий запах, холодный воздух, курение, ОРВИ, стресс и т.д. Различают атопическую форму бронхиальной астмы и неатопические формы бронхиальной астмы: аспириновая, ирритантная, дисметаболическая, астма физического напряжения, астма гастроэзофагеального рефлюкса.

Материалы и методы исследования

Под нашим наблюдением находилось 48 детей раннего возраста и 20 детей дошкольно-школьного возраста больных бронхиальной астмой. У всех детей была отягощенная наследственность по бронхиальной астме. Все дети имели проявления диатеза на 1-м году жизни. В 36,8% случаев имело место пищевая аллергия, в 17,6%-лекарственная аллергия, 12% — бытовая аллергия, 1,8%-полиноз, 20% сочетанная. Клиническая диагностика заболевания складывалась из главных компонентов клинических проявлений заболевания: свистящие хрипы, эпизоды одышки, кашель на высоте приступа и физическая нагрузка после которой усиливался кашель. Учитывая, ранний возраст детей и невозможность применения пикфлоуметрии в данной возрастной группе, мы для оценки наличия обструкции использовали тесты для выявления атопии и обнаружение аллерген специфических IgE, так как аллергическая сенсибилизация является главным фактором риска развития астмы, персистенции и тяжести. Наличие же атопического дерматита у ребенка и/или пищевой аллергии увеличивает риск сенсибилизации к ингаляционным аллергенам и может быть одним из факторов развития астмы. Эффективным методом подтверждения диагноза астмы в этой возрастной группе явилось пробное лечение бронходилятаторами короткого действия и ингаляционными глюкокортикостероидами (ИГКС): выраженное клиническое улучшение на фоне терапии в течение 1–2 недель и ухудшение после ее прекращения, говорят в пользу диагноза «бронхиальная астма». Рентгенография грудной клетки проводилась в качестве дифференциальной диагностики бронхиальной астмы и другими заболеваниями бронхолегочного аппарата.

Диагноз БА обычно основывается на жалобах, данных анамнеза, осмотра и типичных проявлениях заболевания.

К вероятным признакам бронхиальной астмы у детей раннего возраста относятся

  • частые эпизоды свистящих хрипов в грудной клетке (более одного в месяц);
  • кашель или хрипы, вызванные физической нагрузкой;
  • кашель по ночам в отсутствие вирусной инфекции;
  • отсутствие сезонных изменений хрипов, а также сохранение симптомов после трех лет.

Опыт изучения и практическое использование этих знаний и положений доказательной медицины, которые накопили ведущие специалисты при диагностике астмы у детей младших возрастных групп, оказался полезным для оценки прогноза развития БА у детей раннего возраста со свистящими хрипами. У детей в возрасте трех лет и старше сочетание свистящих хрипов с одним «большим» фактором риска (БА или экзема у родителя) или двумя-тремя «малыми» факторами риска (эозинофилия; наличие хрипов в отсутствие простудного заболевания; аллергический ринит) является предиктором развития БА в старшем возрасте.

Основной целью терапии бронхиальной астмы у детей является достижение устойчивой клинической ремиссии. Проводимое лечение при астме направлено на предупреждение возникновения острых и хронических симптомов заболевания, рецидивов болезни, побочных эффектов от применения медикаментозных средств и поддержание нормальных или близких к норме параметров функции внешнего дыхания, а также достижение надлежащего качества жизни.

Проводится ступенчатое лечение оказания неотложной помощи больным бронхиальной астмой в зависимости от степени тяжести и состояния компенсации. При легком течении бронхиальной астмы в качестве неотложной помощи в случае приступа рекомендовано назначение β2-агонистов короткого действия (сальбутамол, беротек) — I ступень. При персистирующем течении бронхиальной астмы — II ступень, рекомендовано подключение ингаляционных глюкокортикостероидов (ИГКС): беклазон, беклазон ЭКО, беклазон легкое дыхание. При среднетяжелом течении бронхиальной астмы III-ступень β2-агонисты короткого действия заменяются на β2-агонисты длительного действия (Сальметерол), ИГКС в виде беклазона или беклазон ЭКО, беклазон легкое дыхание; при неэффективности подключаются антилейкотриены в виде монтелукаста. При неэффективности последних, подключаются теофиллы короткого действия (теофиллин). При тяжелом течении бронхиальной астмы повторяют препараты IIIступени, но теофиллы короткого действия заменяются на теофиллы длительного действия(теопэк) и при неэффективности последних назначается преднизолон в пероральной форме коротким курсом до снятия явлений обструкции. При крайне тяжелом течении бронхиальной астмы (неконтролируемое течение) рекомендована V ступень лечения. Проводится больным бронхиальной астмы в виде внутривенных введений аминофиллина и преднизолона(дексаметазона).

Что касается лечения детей, страдающих неатопической формой бронхиальной астмы, то основным является лечение основного заболевания на фоне применения препаратов, уменьшающих гиперреактивность бронхов, что позволит уменьшить частоту приступов в данной группе детей.

При астме физического напряжения рекомендуем назначать антилейкотриены (монтелукаст или сингулон в возрастной дозировке) в сочетании с препаратом Тенотен, который будет «убирать» повышенную двигательную активность ребенка.

Хороший эффект получен при применении физиотерапевтических процедур, таких как, гальванический воротник по Щербаку или электрофорез с 3% раствором натрия бромида.

Детям с астмой гастроэзофагеального рефлюкса рекомендуем провести лечение прокинетиками (томид, итомед, мотилиум и т.д.) за 20минут до еды в течение месяца, и на ночь ингибитор протонной помпы(омепразол) на фоне немедикаментозных методов лечения (4-не): не переедать, после еды не наклоняться, после еды не поднимать тяжести, после еды не ложиться и спать на подушке.

Антибактериальную терапию в период обострения БА проводится только при присоединении инфекции.

Детям с выраженным аллергическим фоном и атопической формой бронхиальной астмы , лечение проводится на фоне антигистаминных препаратов последних поколений под контролем иммуноглобулина Е и содержания эозинофилов в крови.

Большое внимание должно уделяться

  • правильному питанию ребенка с исключением продуктов, приводящих к обострению бронхиальной астмы;
  • нормальному психологическому климату в семье,
  • формированию положительных эмоций у ребенка
  • адекватной оценке состояния,
  • созданию партнерских отношений между врачом и родителями больного ребенка, врачом и больным ребенком.

В периоде ремиссии заболевания проводится санация хронических очагов инфекции и дегельминтизация.

Вывод

Таким образом, лечение бронхиальной астмы у детей может быть более успешным, и зависит от формы бронхиальной астмы, степени тяжести, компенсации, образа жизни больного и сопутствующей патологии.

Источник

Новые методы лечения бронхиальной астмы у детей

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Современный подход к лечению и контролю бронхиальной астмы у детей и взрослых

Бронхиальная астма занимает одно из ведущих мест в статистике заболеваемости дыхательных путей. Сегодня, после множественных исследований в условиях стационаров созданы достаточно действенные схемы терапии и ведения астмы у пациентов разных возрастов. Одной из подобных схем является схема GINA, которая была дополнена в 2006 году. Данная схема лечения удовлетворяет требования самых лучших ученых, занимающихся изучением заболевания и разработкой методов терапии. В данном материале будут подробно изложены принципы современной терапии астмы, а также ведения болезни.

За несколько десятков лет тактика ведения заболевания и его терапии претерпели множество дополнений и доработок. Данные доработки стали возможны благодаря появлению инновационных способов диагностики, а также терапии астмы. Новые методы являются более совершенными и более безвредными для организма пациентов.
Сегодня одной из самых используемых методик терапии является Глобальная стратегия по лечению и профилактике бронхиальной астмы (GINA), которую дополнили совсем недавно.

Главными задачами данной схемы лечения установлено: разработка действенной и безвредной методики терапии астмы, профилактика обострений недуга, улучшение качества жизни пациентов, а также уменьшение числа смертельных исходов. Кроме этого схема GINA 2006 совершенно конкретно дает обозначение трем ступеням контроля заболевания, что является необходимым для разработки грамотной схемы терапии.

Что такое уровень контроля бронхиальной астмы?

Бронхиальная астма является заболеванием, тормозить развитие которой вполне можно, если правильно проводить терапию. Одновременно схема терапии астмы и степень ее сдерживания варьирует на разных фазах течения заболевания, а также в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Принципы терапии астмы GINA подразумевают три стадии контроля заболевания:

Контролируемая форма – эта стадия контроля, подразумевающая использование методов лечения при отсутствии клинической картины астмы, при этом результаты специальных анализов почти нормальны. У пациентов с этой формой заболевания, по теории, изложенной GINA, можно уменьшить количество лекарств, применяемых для терапии.

Частично контролируемая форма протекает с присутствием определенных, не слишком явных признаков заболевания, проявляющихся при терапии. Схема терапии GINA дает возможность усиления терапевтических мер у подобной категории пациентов для снижения проявлений заболевания до стадии контролируемой астмы.

Неконтролируемая астма протекает с явными признаками заболевания, развивающимися независимо от хода терапии. Эта стадия требует обязательного и периодически изменяемого лечения.

Итак, очевидно, что стадии контроля заболевания в схеме терапии астмы GINA определяются в четкой зависимости от используемой методики терапии, а также направлены на вариабельность терапии в зависимости от состояния пациента.

Критерии действенности терапии и самочувствия пациента

Проверка самочувствия пациента и действия терапии должна осуществляться периодически. Так, проверка самочувствия пациента состоит из:

  • Систематического определения уровня контроля астмы,
  • Прохождения специальных анализов для определения действенности терапии, а также состояния здоровья пациента,
  • Изменение схемы терапии, когда это требуется.

Современные принципы терапии астмы

Для получения рекомендаций по терапии бронхиальной астмы необходимо посетить консультацию терапевта, пройти необходимые обследования, а также проанализировать действенность предыдущих схем терапии.

Программа терапии астмы GINA предусматривает принципиально иные методы терапии заболевания, нежели использовались ранее. Одним из новейших введений является концепция SMART (Symbicort Maintenance and Reliever Therapy). Подобная схема терапии осуществляется с использованием препарата Симбикорт, являющегося комбинированным и включающего в себя два типа действующих компонентов: будесонид (глюкокортикоид) и формотерол (увеличивает просвет бронхов). Действенность подобной схемы терапии уже проверена и доказана в условиях стационаров.

Схема SMART основывается на применении лекарства Симбикорт в качестве главного лечебного средства, а также и для торможения приступов астмы. Подобное применение данного лекарства возможно потому, что оно состоит из двух действующих компонентов:

Формотерол – это лекарство, активизирующее бета-2-адренорецепторы. Действие формотерола проявляется в стремительном увеличении внутреннего диаметра бронхов, уменьшении аллергических проявлений в бронхах, усиления вывода слизи из бронхов, что предупреждает обострение заболевания при инфекционно-воспалительных недугах органов дыхания. Эффект от употребления данного вещества начинается спустя одну – две минуты с момента введения препарата (ингалятором). В связи с этим Симбикорт эффективен для остановки приступов удушья.

Будесонид – это вещество из группы гормонов глюкокортикоидов. Действие данного вещества заключаются в снижении воспаления и аллергического ответа в органах дыхания, снижении отека слизистой оболочки органов дыхания и тем самым увеличении внутреннего диаметра бронхов, усилении действия формотерола или иных веществ из группы бета-2-адреномиметиков. Вещество действует и на воспалительный процесс, но не быстро, зато достаточно долговременно.

Лекарство Симбикорт производится в форме ингалятора. В ходе терапии контролируемой астмы ингаляции нужно осуществлять два раза в сутки (по советам специалистов программы SMART). При появлении первых признаков обострения процесса кратность процедур следует наращивать в зависимости от состояния, но количество их не должно быть более восьми в день. Подобное применение лекарства дает возможность предупредить развитие обострения астмы.

Новые принципы терапии данного заболевания дают возможность более эффективно предупреждать ухудшение самочувствия, а также снизить количество употребляемых гормональных препаратов.

Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

По всем вопросам, связанным с функционированием сайта, Вы можете связаться по E-mail: Адрес электронной почты Редакции: abc@tiensmed.ru или по телефону: +7 (495) 665-82-37

Источник

Мальчик с ингалятором

Бронхиальная астма — это воспалительное заболевание бронхов с хроническим течением , которое провоцируется различными аллергенами.

Родители, уделяющие достаточное внимание заботе о ребенке, состоянию его здоровья, гигиене, питанию, недоумевают, когда слышат этот диагноз от врача. Он звучит как приговор. Что делать и как нужно лечить астму у ребенка?

Для того чтобы лечение было результативным, необходимо разобраться в особенностях течения, симптомах болезни и о том, какие существуют провоцирующие факторы.

Особенности бронхиальной астмы у детей

Ребенок кашляет

Для детской астмы характерно возникновение начальных признаков у детей до 5 лет. Но в последнее время регистрируются случаи даже у грудных младенцев. Мальчики более предрасположены к развитию заболевания.

Болезнь могут спровоцировать следующие факторы:

  • при внутриутробном развитии — курение матери или работа на вредном производстве;
  • отсутствие грудного вскармливания;
  • наличие аллергических заболеваний — атопический дерматит, экзема;
  • пищевая аллергия на белок коровьего молока, куриный белок, орехи, злаки, красные ягоды или фрукты;
  • бытовые аллергены — домашняя пыль и клещи;
  • частое применение антибактериальной терапии;
  • плохая экология;
  • недоразвитие или аномалия строения органов дыхания;
  • аллергическая реакция на шерсть домашних животных, пух птиц;
  • более 7-8 случаев ОРВИ в год, которые могут сопровождаться обструкцией бронхов;
  • наличие аллергических заболеваний или бронхиальной астмы у ближайших родственников.

Развитию заболевания у детей до года чаще способствуют пищевые аллергены и сопутствующие дерматиты, в более позднем возрасте — поллиноз.

Симптомы бронхиальной астмы у ребенка

Ребенок с ингалятором

Для удобства диагностики симптомыразделяют по возрастным категориям.

  1. Проявления у детей до года: на ранних этапах родители могут обратить внимание на постоянные выделения из носа, раздражительность и плохой сон ребенка, кашель, возникающий ранним утром или ночью.
  2. Позже появляются более грозные симптомы: ребенок отказывается от груди либо вяло сосет, возникают приступы удушья, дыхание становится шумным, появляется посинение в области носогубного треугольника, кашель сухой.
  3. У детей от года до шести лет: первые проявления в виде упорного кашля во время занятия активными играми, длительное подкашливание после пролеченных ОРЗ, быстрая утомляемость, возникновение кашля при вдохе через рот или от прохладного воздуха.
  4. Далее возникают более явные признаки — ребенок жалуется на упадок сил, боли или ощущение сдавливания в области грудной клетки, отказывается от подвижных игр. При развитии симптомов бронхиальной обструкции появляются свистящее дыхание, сухой кашель с трудноотделяемой мокротой, затрудненный выдох и короткий вдох, мышцы грудной клетки становятся чрезмерно подвижными.
  5. Симптомы у детей старшего возраста: в любое время суток может возникать постоянный сухой кашель с отделением вязкой, густой мокроты. Проявляется синюшность под глазами вследствие постоянного кислородного голодания тканей. Возможно отставание в физическом развитии. Дети малоподвижны, боятся спровоцировать приступ. При его возникновении занимают вынужденную позу: садится, наклонив туловище вперед и упираясь руками в опору.

Для определения тяжести заболевания применяется таблица, в которой учитываются частота и длительность обострений, наличие ночных приступов и показатели функциональной пробы.

Степени тяжести заболевания у детей

Эти данные необходимы для определения тактики лечения и дальнейшего прогноза.

Можно ли вылечить астму у ребенка

Девочка чихает

Вылечить бронхиальную астму навсегда в настоящее время невозможно никакими лекарственными средствами. Для чего тогда вообще заниматься лечением? Цели:

  1. Уменьшить тяжесть заболевания.
  2. Снизить частоту обострений.
  3. Начиться снимать приступ и предотвращать его появление.
  4. Улучшить качество жизни ребенка.

Многие практикующие врачи заверяют, что астма у ребенка может пройти самостоятельно с наступлением полового созревания.

Не нужно пренебрегать рекомендациями по профилактике, особенно если у ребенка есть астмоподобные симптомы, указывающие на поражение бронхов (кашель, сухие свистящие хрипы, одышка или затрудненное дыхание), но диагноз еще не выставлен. Если наблюдаются сопутствующие аллергические проявления, проводят профилактическую терапию антигистаминными препаратами.

При диагнозе «бронхиальная астма» профилактика направлена на уменьшение частоты обострений и предполагает исключение провоцирующих факторов:

  1. Удаление бытовых аллергенов. Родителям придется следить за чистотой в доме вдвойне: ежедневно проводить влажную уборку, менять постельное белье не реже 2 раз в неделю, вместо шерстяных ковров использовать ламинат, линолеум. Зимняя одежда и белье должны быть из искусственных материалов, не содержать пуха, меха и шерсти. Мягкие игрушки заменить на резиновые, деревянные либо почаще их стирать.
  2. Экологические факторы. Возможно, смена места проживания решит проблему вредного воздействия окружающей среды.
  3. Профилактика ОРВИ. Вакцинирование ребенка, прием поливитаминов и закаливание организма помогут снизить вредное влияние на бронхи и уменьшить частоту приступов.
  4. Пищевая аллергия. Если она выявлена, исключить полностью из рациона продукты, содержащие определенный аллерген. Необходимо обеспечить ребенку сбалансированное питание.

Подобными мерами можно достичь длительной ремиссии (периода затихания болезни).

Лечение

как лечить астму у ребенка и диагностировать ее

Включает в себя методы медикаментозной и немедикаментозной терапии. Процесс длительный, в некоторых случаях пожизненный, поэтому родителям следует запастись терпением, не верить в чудодейственные пилюли и другие средства лечения, которые могут за один раз избавить от возникшего заболевания.

Детям-астматикам постарше нужно объяснить, что это необходимость, и при строгом соблюдении всех рекомендаций они смогут жить полноценной жизнью.

Медикаментозное лечение

Ребенку дают сироп

Целью лечения является купирование возникшего приступа у детей и базисная терапия для того, чтобы смягчить течение патологии. Препараты принимаются перорально, в виде инъекций и ингаляционно.

Симптоматическая терапия направлена на быстрое снятие спазма в бронхах, который и вызвал приступ. Применяются лекарства, способствующие расширению бронхов (бронхолитики). Наиболее предпочтительными являются:

  • адреномиметики (сальбутамол, фенотерол);
  • антихолинергические препараты (ипратропия бромид);
  • метилксантины, средства с теофиллином;
  • комбинированные препараты — адреномиметик + антихолинергик;
  • гормональные препараты в ингаляционной форме.

Группу препарата определяет врач с учетом тяжести течения, возраста, частоты приступов, показателей инструментального обследования, эффективности ранее назначенных лекарств.

Метод введения препаратов предпочтительно ингаляционный. Средство попадает непосредственно в органы дыхания и действует быстрее. Существуют специальные приспособления для доставки аэрозоля в бронхи — это небулайзер. Благодаря аппарату вещество не оседает на задней стенке глотки, а проходит дальше по воздухоносным путям. Астматику такой аппарат необходим в доме.

Еще одно устройство, облегчающее введение лекарственных препаратов от астмы, — спейсер. Он позволяет применять меньшую дозу лекарства, но увеличивает эффективность его проникновения в легкие в 2 раза.

Данные лекарственные средства оказывают лишь временный эффект и применяются в экстренных случаях. Бесконтрольное применение может привести к возникновению резистентности (устойчивости) при очередном приступе. Поэтому нужно контролировать детей старшего возраста, которые могут злоупотреблять препаратами из-за страха возникновения приступа.

Базисная терапия состоит из лекарств с противовоспалительным действием и бронхорасширяющим эффектом. К ним относятся:

  • длительно действующие бронходилататоры;
  • системные и ингаляционные гормональные средства;
  • антилейкотриеновые препараты;
  • кромоны;
  • антицитокиновые средства.

Базисное лечение также подбирает врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Родителям ни в коем случае нельзя отменять его или менять дозировки. В особенности это касается системного применения глюкокортикостероидов. При их отмене может возникнуть ряд серьезных побочных эффектов.

Немедикаментозное лечение

Физиотерапия

Официальных клинических исследований на тему немедикаментозных способов не проводилось, доказательной базы у этих методов нет. Но врачи отмечают, что детям, у которых удалось достичь высокого эффекта в лечении, длительной ремиссии и стойких результатов, проводили дополнительную терапию. Она включает:

  • физиотерапевтические процедуры. Ультрафиолетовое облучение активизирует обмен веществ, улучшает тканевое дыхание. Иглоукалывание помогает вырабатывать гормоны, которые способствуют купированию приступа в дальнейшем;
  • лечебную физкультуру, в том числе бег, плавание, активные игры. Такие занятия повышают устойчивость к нагрузкам, способствуют развитию дыхательного аппарата, восстанавливают кровообращение и улучшают насыщение тканей кислородом;
  • хорошие результаты дает проведение дыхательной гимнастики. Она тренирует мышцы, ребенок учится управлять дыханием, происходит дренирование (очищение) бронхов от вязкой мокроты;
  • использование природных факторов — грязевые лечебницы, минеральные воды, смена климата, соляные пещеры, высокогорная терапия на курортах. Это способствует восстановлению функции внешнего дыхания, мелкие бронхи, забитые слизью, очищаются;
  • массаж, вибромассаж способствует улучшению обмена кислорода и углекислого газа в легких, уменьшается обструкция, бронхи очищаются.

Фитотерапия, ароматерапия, которые так любят некоторые родители, для детей с астмой не рекомендованы. Причина в том, что они могут вызвать аллергическую реакцию и спровоцировать новый приступ.

Любой из немедикаментозных методов можно применять только  после консультации с врачом. Он оценит риски и даст рекомендации, способствующие хорошему результату.

Первая помощь при приступе

Приступ астмы

Приступ — это остро возникшее состояние удушья, свистящего дыхания, слышимого на расстоянии и спастического кашля.

Алгоритм действия при оказании первой помощи:

  1. Посчитать количество дыхательных движений. Дать ребенку препарат, расширяющий бронхи, через ингаляционный баллончик, спейсер либо небулайзер. Посадить так, чтобы он мог опереться (стул, кровать) и задействовать вспомогательные мышцы для дыхания. Следить за изменением состояния в течение 20 минут. Частота дыхания должна снизиться, межреберные мышцы не должны западать, кашель — стать реже.
  2. Если через 20 минут эффекта нет, повторить введение препарата в той же дозировке или поменять на комбинированный препарат. Оценить состояние.
  3. При отсутствии улучшения ввести ингаляционный кортикостероид.
  4. Если приступ не удалось купировать в течение одного часа, следует немедленно отвезти ребенка в больницу.

При диагностировании астмы у ребенка родителям следует обучиться оказанию первой помощи. Это можно сделать в школах здоровья, организованных в поликлиниках.

Оценка результатов лечения

Счастливый ребенок

Лечить астму успешно означает добиться контроля над ней. Оцениваются следующие признаки:

  1. Уменьшение частоты приступов до показателя менее 2 раз в неделю.
  2. Приступы и пробуждения ночью прекращаются.
  3. У ребенка восстанавливается физическая активность.
  4. Необходимость в применении препаратов снижается.
  5. Улучшаются результаты функциональных проб (пикфлоуметрия, спирометрия).

На основании этих показателей аллерголог уменьшает дозировку лекарственных препаратов базовой терапии, может отменить системные препараты. Астма у детей требует постоянного планового посещения врача с целью коррекции терапии, проведения инструментальных обследований и оценки изменений.

В заключение

Бронхиальная астма не так страшна. Конечно, родитель, однажды увидев ребенка в состоянии приступа, пугается, пытается найти всевозможные методы, чтобы облегчить симптомы и избавиться от заболевания. Но любой врач подтвердит: болезнь поддается контролю.

Можно жить без ее проявлений целые десятилетия. Основная задача родителей — помочь ребенку адаптироваться, не заниматься самолечением и по возможности посещать школу здоровья, где они получат много дополнительной полезной информации.

Источник