Нервно психический вариант бронхиальной астмы
Астма нервная — нередко встречающаяся разновидность бронхиальной астмы, которая возникает вследствие нарушения психологического и эмоционального состояния человека. Как только пациент начинает переживать, случаются обострения. К развитию данного недуга приводят различные внутренние и внешние факторы.
Внимание! В группу риска входят люди, которые:
- имеют лишний вес;
- плохо питаются;
- склонны к развитию аллергии;
- имеют предрасположенность к заболеванию (астматики были в роду);
- курят;
- часто страдают от простудных заболеваний;
- принадлежат к женскому полу;
- проживают в экологически неприятной обстановке и в домах из бетона.
Астма и нервные стрессы
Бронхиальная астма не является заболеванием нервной системы. При её наличии человек сталкивается с воспалением в бронхах. Это случается из-за сбоя в иммунной системе. Однако данную патологию могут спровоцировать переживания, которые случаются периодически.
Столкнувшись со стрессом, больной может начать страдать от асфиксии. Из-за переживаний происходит выброс гистамина, который вызывает спазм мускулатуры бронхов. Кроме удушья, возникают кашель и одышка. Важно учесть, что подобная симптоматика может проявиться и при таких патологиях, как:
- ВСД;
- атаки панические;
- недостаточность сердечная.
Когда приступ возникает при наличии ВСД, кишечник начинает усиленно сокращаться. Происходит выделение большого количества слюны и пота. Человек может столкнуться с тремором, тошнотой, покраснением кожи лица.
Внимание! Люди с нервной астмой обычно тревожны, замкнуты. Важно общаться с ними как можно мягче.
При подозрении на наличие данной патологии обязательно нужно пройти такие исследования:
- общие анализы;
- изучение мокроты;
- проба на наличие аллергена;
- пикфлоуметрия;
- рентгенография;
- ЭКГ;
- спирометрия.
Цель диагностики состоит в установлении причины, по которой возникает приступ. Устанавливаются особенности эмоционального реагирования. Доктор обязательно принимает во внимание информацию, которую он получил от человека. Полученных сведений достаточно для проведения эффективного лечения.
Симптомы нервной астмы
Астма, возникшая на нервной почве, сопровождается такими симптомами:
- удушье (может продолжаться до нескольких часов);
- межреберные боли;
- регулярный сухой кашель;
- одышка;
- повышенное выделение мокроты.
Некоторые пациенты сталкиваются с ощущением давления в солнечном сплетении. Также может возникнуть зуд кожных покровов.
Лечение психогенной астмы
Психогенная бронхиальная астма лечится комплексно. Именно это и является гарантией улучшения состояния больного. Прежде всего, необходимо посетить психотерапевта. Данная патология диагностируется и у детей, и у взрослых. Наиболее часто её обнаруживают у женщин в постклимактерическом периоде и у подростков.
Некоторые пациенты соблюдают не все рекомендации врача, поскольку считают, что желаемого результата добиться не удастся. Они боятся, что, предпринимая какие-либо меры, столкнутся с приступом. В действительности это не так.
Терапия предполагает назначение лекарств, которые помогут устранить приступы и снять спазм. Для их введения применяется ингалятор. Иногда лечение откладывают из-за плохого настроения больного.
Вот наиболее часто назначаемые медикаменты:
- глюкокортикостероиды;
- бета-адреномиметики продолжительного и краткосрочного воздействия;
- кромоны;
- комбинированные медикаменты.
Внимание! Если заболевание протекает тяжело, то нужно пройти курс с приёмом системных стероидных противовоспалительных лекарств. Если происходит бактериальное осложнение, прописывают антибиотики.
Особое значение в лечении нервной астмы занимает терапия, которая направлена на ликвидацию стрессов. Препараты позволят контролировать приступы. Это позволяет повысить качество жизни. Медикаменты дают возможность снять нервное напряжение и улучшить психоэмоциональное состояние.
Внимание! Нередки случаи, когда состояние больного удаётся нормализовать благодаря полноценному отдыху и хорошей психотерапии.
Лекарство следует употреблять исключительно под присмотром лечащего доктора, иначе может возникнуть синдром отмены либо привыкание.
Для нормализации состояния больного также рекомендуется делать массаж, лечебную физкультуру, принимать тёплые ванны. Также можно употреблять отвар валерианы, мелиссы, пустырника. Очень полезны психологические тренинги. Важно нормализовать дневной режим. Здесь также показано следующее:
- электрофорез;
- магнитотерапия;
- отдых в санатории;
- грязевые ванны;
- гальванизация.
Когда астматик сталкивает с нервным перенапряжением, он обязательно должен употреблять магний. Когда данного вещества не хватает, самочувствие значительно ухудшается. Много магния содержится в какао, шпинате, орехах, финиках, семенах льна, отрубях.
Внимание! Приступ может возникнуть в результате приёма противовоспалительных препаратов, мочегонных медикаментов, антибиотиков, из-за чрезмерного употребления спиртного или неправильного питания.
Профилактика и борьба с нервными стрессами
Чтобы не столкнуться с таким заболеванием, как нервная астма, или чтобы повысить качество жизни пациента, страдающего от данного недуга, следует прибегнуть к определённым профилактическим мерам:
- исключить из жизни стрессы, а как только состояние нормализируется, учиться спокойно реагировать на стрессовые ситуации;
- заняться любимым делом;
- сократить контакт с аллергеном;
- применять гипоаллергенную косметику и моющие средства, носить одежду из безопасных тканей;
- стирать белье только на высоких температурах;
- заняться йогой, слушать успокаивающую музыку;
- убрать из дома мягкие игрушки и ковры;
- регулярно наводить порядок в доме, делать влажную уборку.
Внимание! Часто невозможно снять приступ самостоятельно. Разумнее своевременно обратиться к доктору: сразу, как симптомы дают о себе знать. Это позволит вовремя подобрать подходящую схему лечения и приступить к процедурам, не дожидаясь, пока возникнут осложнения, с которыми будет сложно справиться.
Пожалуйста, обязательно поделитесь этим материалом в социальных сетях. Так ещё больше людей может узнать ценную информацию о нервной бронхиальной астме.
В современной отечественной и зарубежной литературе широко представлены работы, указывающие на большую частоту нервно-психических расстройств и их роль в развитии и течении бронхиальной астмы. При этом основной акцент делался на изучении феноменологии психических состояний, обусловленных конфликтами, а также психотравмирующих обстоятельств. Большинство психогенетических концепций бронхиальной астмы, выдвинутых зарубежными авторами, выполнены с психоаналитических позиций. Наиболее интересными из них являются концепции «нуклеарного конфликта» и «специфического отношения», первая из которых принадлежит Ф. Александер, а вторая Н. Миллера. Авторы указывают на то, что корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма заключается в особенности ранних отношений матери и больного ребёнка. В нашей культуре такие отношения можно назвать «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребёнок — материнское негодование и отчуждение. Это порождает страх и тревогу, а открытое проявление чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано с опасением оттолкнуть её. Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и тёплое отношение матери посредством астматических симптомов. В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значительного окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они уходят в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза». Физиологический смысл бронхоспазма в результате увеличения уровня тревоги авторы видели в её защитном значении. Они считали, что бронхоспазм — это реакция защиты от угрожающего агента, и такое же значение, но уже с включением более высоких уровней реагирования, несёт в себе симптом тревоги.
лук кэнди
Физиологический конфликт при бронхиальной астме имеет своё продолжение в психологическом конфликте, в эмоциональной жизни многих астматиков. Известно, что материнское отвержение играет центральную роль в возникновении нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы. Установлено, что в ряде случаев материнское отвержение не только предшествовало заболеванию ребёнка, но оно предшествовало и его рождению. Причины её отвержения проистекают из её собственной эмоциональной незрелости, неразрешённых проблем, имевших место в её детстве. Высказывается мнение о том, что бронхиальная астма является своеобразной формой адаптации человека к окружающей среде. При этом в фокусе внимания оказываются как особенности личности больных, условия их воспитания в родительских семьях, так и их собственные семье и характер взаимоотношений в них, оказывающие влияние на развитие и течение астматических симптомов. Под микросоциальной средой при этом понимается и семейная, и производственная, а также любая другая среда, в которой астматический симптом может быть использован в качестве патологической адаптации. Для родительских семей больных бронхиальной астмой с нервно-психическим механизмом патогенеза характерно преобладание ригидной иерархизированной структуры. Эмоциональный лидер имеется в 75.8% этих семей. Родители больных часто обладают контрастными личностными чертами, обуславливающими и их семейные позиции; выражено доминирующая роль властной матери, принимающей большую часть семейных решений, сочетается с зависимо-подчинённой позицией отца. Подобная инертность, негибкость правил функционирования семьи обусловливает пониженную толерантность семьи к стрессам, особенно в кризисных ситуациях, требующих разумного изменения семейного функционирования, пересмотра семейных ролей, прав и обязанностей членов семьи. Согласно клинико-психологическим исследованиям, в поддержании этого ригидного стереотипа взаимодействия в семьях важная роль принадлежит астматическим симптомам больного, особенно провоцируемым по шунтовому механизму. С другой стороны. Подобный стереотип избегания конфронтации с конфликтами, поддержанием которого является условием реализации привычных форм психологической защиты членов семьи, способствует частому проявлению астматических симптомов, хронизации заболевания.
О нервно-психическом механизме патогенеза бронхиальной астмы говорят в том случае, когда нервно-психические факторы способствуют провокации и фиксации астматических симптомов, тесно вплетаются в патогенез заболевания, приводят к усугублению биологического дефекта. Выделяют четыре варианта нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы:
— невростеноподобный;
— истероподобный;
психостеноподобный;
смешанный (шунтовой).
Для каждого варианта свойственны внутри- и межличностные невротические конфликты. Внешние проявления зависят от личностных особенностей пациентов, варианта поведения, которое санкционируется в данной микросоциальной среде и служит целям адаптации пациентов. Начало формирования нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы наблюдается и у больных в состоянии предастмы. При сочетании актуализации невротического конфликта и обострения респираторной патологии психоэмоциональное напряжение канализируется по соматическому пути. И хотя на окружающих ещё не производит должного «впечатления» дыхательный дискомфорт, хрипы, надсадный кашель, но уже формируется обстановка повышенного внимания, заботы и исключительности роли больного, столь желаемые инфальтильными, зависимыми, но с высоким уровнем притязаний к окружению, истероидами.
Перейти на страницу: 1 2
- Опубликовал(а): Ольга Новикова
- 10 Июля, 2013
До того времени, как сформировались научные представления об аллергической природе бронхиальной астмы, ее относили к разряду нервных болезней. И это неудивительно — ведь кроме затрудненного выдоха и нехватки кислорода во время астматического приступа человек испытывает нервное потрясение, становится недоступным и немного неадекватным.
Спровоцировать приступ болезни могут сильные эмоциональные переживания, нервные потрясения, стресс. Отсюда становится понятным влияние психики на течение астмы, и обратная зависимость.
Психосоматическая природа бронхиальной астмы
В независимых клинических исследованиях установлена прямая связь между приступами астмы и психическими воздействиями. По мнению Ф. Б. Березина, бронхиальная астма — психосоматическое заболевание в классическом его понимании.
Так, П. К. Булатов доказал, что приступ астмы может быть безусловным или условным рефлексом на патологические раздражители. В его исследованиях обострение заболевания начиналось при произнесении определенного сигнального слова. Описаны случаи, когда приступ астмы прекращался под расслабляющим воздействием гипноза.
Один из механизмов реализации приступов болезни — спазм бронхиальных мышц. Они находятся под регулирующим влиянием вегетативного отдела нервной системы. К бронхиальной астме вполне применимо понятие «вегетативного невроза». Вегетативное сопровождение эмоций с выбрасыванием в кровь биологически активных веществ влияет на парасимпатическую иннервацию бронхов.
Физиологи расценивают бронхоспазм как защитную реакцию организма от вдыхания избытка аллергена. Симптомы тревоги, сопровождающие приступ астмы, играют ту же роль, но на другом, более высоком уровне.
Во время астматического приступа одним из симптомов его является страх смерти, имеющий ярко выраженную эмоциональную окраску.
Довольно часто обострения астмы — способ обратить на себя внимание, который больные используют неосознанно и симптомы болезни используются в качестве патологической адаптации. Отчетливо это заметно в семье, где родители занимают контрастные позиции: властная мать и подчиненный отец. Приступы астмы в подобных условиях — еще и защита от агрессии и нападения.
Психологический портрет астматика
Можно выделить четыре характерных варианта нервно-психического механизма бронхиальной астмы:
- Невростеноподобный, когда человек отмечает повышенную утомляемость и невозможность переносить долго физические и психические нагрузки;
- Психостеноподобный, для психики которого характерны избыточная ранимость, застенчивость, робость и нерешительность;
- Истероподобный, в случае которого человек излишне демонстративно проявляет свои эмоции, вплоть до громкого плача и судорог;
- Смешанный, имеющий черты двух или нескольких перечисленных вариантов.
Общий психологический портрет астматика выглядит следующим образом — он:
- Любит уединение, склонен к самоизоляции Больные другими заболеваниями легких, которые сопровождаются одышкой, легче идут на контакт и меньше отчуждаются, чем астматики. При хроническом течении астмы самоизоляция человека только усиливается. Такие люди склонны к самокопанию.
- Капризен Астматик своенравен, ему сложно угодить и понравиться, в быту он излишне педантичен. Предпочитает, чтобы ход событий происходил по его прогнозу, и если этого не случается, сильно расстраивается и замыкается.
- С трудом принимает решения В случае конфликтной или сложной ситуации человек с бронхиальной астмой долго не может решиться, как ему следует поступать. Если ему приходится принять точку зрения оппонента, то он принимает ее только внешне, а глубоко в душе все равно остается при своем мнении. Астматики не умеют справлять со стрессом, в результате он негативно влияет на психику и вызывает постоянные обострения астмы.
- Нервозный, обидчивый Нервное возбуждение чувствуется даже при нахождении рядом с таким человеком, а тем более оно проявляется при общении. Для него характерна прерывистая, быстрая, зачастую негативно окрашенная речь и отрицательные эмоции. Возникает ощущение, что астматик остался непонятым окружающими, и выражает это всем своим видом.
Последствия сдержанных эмоций
Сдерживание и вытеснение — психические механизмы защиты при бронхиальной астме. Как сдерживание эмоций, так и вытеснение тревожащих мыслей, оказывают эффект, схожий с неконтролируемым стрессом. Это ведет к биохимическим и иммунным изменениям в организме, предрасполагающим к обострению астмы. В результате эмоции, которые не нашли выход, оказывают деструктивное влияние на здоровье.
Психоаналитики сравнивают приступ астмы со сдерживаемым плачем или криком ребенка, что является как бы протестом против потери защищенности. Они объясняют причину подавления плача упреками матери, если в детстве им подвергались дети, которые пытались плачем привлечь ее внимание.
Дать выход эмоциям
В случае астмы происходит спазм гладких мышц, который невозможно снять осознанно, силой воли. Гладкая мускулатура способна расслабиться за счет соответствующего эмоционального фона. Психоаналитики считают, что от вербализации и осознания подавленных эмоций улучшают физическое и психическое состояние пациентов, страдающих астмой.
Существует много методик для разрядки негативных эмоций. Большое распространение получили различные дыхательные упражнения. Дыхание — это процесс, которым управляют и механизмы тела, и эмоции. Помочь нормализовать свой эмоциональный фон могут дыхательная психотерапия, рейки, йога, медитация, метод холотропного дыхания.
- Дыхательная психотерапия устраняет энергетическую и физическую блокаду дыхания, она основана на сознательном подходе;
- Рейки — энергетический способ лечения, когда при повышенной тревожности создается дополнительная энергетическая защита на бессознательном уровне, которую человек воспринимает в виде реальных симптомов;
- Йога и медитация формируют умение расслабляться, избавляться от негативных мыслей и возвращают эмоциональное равновесие;
- Холотропное дыхание заключается в учащенном поверхностном дыхании, в результате которого активируется подкорка и из сознания вытесняется переживание.
В заключении стоит подчеркнуть, что если психологический фактор и эмоции могут играть роль в обострении астмы, то на них можно и нужно воздействовать. Для этого существует много эффективных методик без применения медикаментов. Результатом их будут построение новых стратегий поведения, сохранение и развитие ресурсов организма, воспитание гибкости, а в итоге контроль над астмой и здоровье организма.
Классификация бронхиальной астмы
В нашей стране получила широкое распространение клинико-патогенетическая классификация форм и стадий бронхиальной астмы, созданная А. Д. Адо и П. К. Булатовым:
1. Этапы развития бронхиальной астмы:
— Биологические дефекты у практически здоровых людей.
— Состояние предастмы. Это не нозологическая форма, а признак угрозы возникновения клинически выраженной бронхиальной астмы, включается в клинический диагноз после основного заболевания.
— Клинически оформленная бронхиальная астма — после первого приступа или статуса бронхиальной астмы. Диагноз «бронхиальная астма» ставиться на третьем этапе развития болезни.
2. Формы бронхиальной астмы:
— Иммунологическая форма.
— Неиммунологическая форма.
3. Клинико-патогенетические варианты бронхиальной астмы:
— Атопический — с указанием аллергизирующего аллергена или аллергенов.
— Инфекционно-зависимый — с указанием инфекционных агентов и характера инфекционной зависимости, которая может проявляться стимуляцией атопических реакций, инфекционной аллергией и формированием первично изменённой реактивностью бронхов.
— Аутоиммунный.
— Гормональный — с указанием эндокринного органа, Функция которого изменена, и характера дисгормональных изменений.
— Нервно-психический с указанием вариантов нервно-психических изменений.
— Первично изменённая реактивность бронхов, которая формируется без участия изменённых реакций иммунной, эндокринной и нервной систем, может быть врождённой, проявляться под влиянием химических, физических, механических ирритантов и инфекционных агентов. Характеризуется приступами удушья при физической нагрузке, воздействии холода, медикаментов и т.д.
Возможны различные комбинации вариантов, причём к моменту обследования один из клинико-патогенетических вариантов является основным. У больного может быть один клинико-патогенетический вариант. В процессе развития бронхиальной астмы может происходить смена основного и второстепенных вариантов.
4. Тяжесть течения бронхиальной астмы:
— Лёгкое течение.
— Течение средней тяжести.
— Тяжёлое течение.
5. Фазы течения бронхиальной астмы:
— Обострение.
— Затихающее обострение.
— Ремиссия.
6. Осложнения:
— Лёгочные: эмфизема лёгких, лёгочная недостаточность, пневмоторакс и др.
— Внелёгочные: дистрофия миокарда, лёгочное сердце, сердечная недостаточность и т.д.
Нервно-психический механизм в этиопатогенезе бронхиальной астмы
В современной отечественной и зарубежной литературе широко представлены работы, указывающие на большую частоту нервно-психических расстройств и их роль в развитии и течении бронхиальной астмы. При этом основной акцент делался на изучении феноменологии психических состояний, обусловленных конфликтами, а также психотравмирующих обстоятельств. Большинство психогенетических концепций бронхиальной астмы, выдвинутых зарубежными авторами, выполнены с психоаналитических позиций. Наиболее интересными из них являются концепции «нуклеарного конфликта» и «специфического отношения», первая из которых принадлежит Ф. Александер, а вторая Н. Миллера. Авторы указывают на то, что корни развития защитно-приспособительного значения симптома бронхоспазма заключается в особенности ранних отношений матери и больного ребёнка. В нашей культуре такие отношения можно назвать «люблю и ненавижу», когда при сближении отношений мать чувствует раздражение и чувство вины за него, а ребёнок — материнское негодование и отчуждение. Это порождает страх и тревогу, а открытое проявление чувств запрещается матерью («не плачь, перестань кричать») и связано с опасением оттолкнуть её. Блокирование вербального канала коммуникации компенсаторно вызывает развитие телесных коммуникабельных связей, к которым относится и стремление получить одобрение и тёплое отношение матери посредством астматических симптомов. В дальнейшем эти симптомы становятся для астматика способом манипулирования лицами значительного окружения, а для семей с «тлеющим» невротическим конфликтом, от решения которого они уходят в силу своих невротических черт, способом сохранения семейного «гомеостаза». Физиологический смысл бронхоспазма в результате увеличения уровня тревоги авторы видели в её защитном значении. Они считали, что бронхоспазм — это реакция защиты от угрожающего агента, и такое же значение, но уже с включением более высоких уровней реагирования, несёт в себе симптом тревоги.
Физиологический конфликт при бронхиальной астме имеет своё продолжение в психологическом конфликте, в эмоциональной жизни многих астматиков. Известно, что материнское отвержение играет центральную роль в возникновении нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы. Установлено, что в ряде случаев материнское отвержение не только предшествовало заболеванию ребёнка, но оно предшествовало и его рождению. Причины её отвержения проистекают из её собственной эмоциональной незрелости, неразрешённых проблем, имевших место в её детстве. Высказывается мнение о том, что бронхиальная астма является своеобразной формой адаптации человека к окружающей среде. При этом в фокусе внимания оказываются как особенности личности больных, условия их воспитания в родительских семьях, так и их собственные семье и характер взаимоотношений в них, оказывающие влияние на развитие и течение астматических симптомов. Под микросоциальной средой при этом понимается и семейная, и производственная, а также любая другая среда, в которой астматический симптом может быть использован в качестве патологической адаптации. Для родительских семей больных бронхиальной астмой с нервно-психическим механизмом патогенеза характерно преобладание ригидной иерархизированной структуры. Эмоциональный лидер имеется в 75.8% этих семей. Родители больных часто обладают контрастными личностными чертами, обуславливающими и их семейные позиции; выражено доминирующая роль властной матери, принимающей большую часть семейных решений, сочетается с зависимо-подчинённой позицией отца. Подобная инертность, негибкость правил функционирования семьи обусловливает пониженную толерантность семьи к стрессам, особенно в кризисных ситуациях, требующих разумного изменения семейного функционирования, пересмотра семейных ролей, прав и обязанностей членов семьи. Согласно клинико-психологическим исследованиям, в поддержании этого ригидного стереотипа взаимодействия в семьях важная роль принадлежит астматическим симптомам больного, особенно провоцируемым по шунтовому механизму. С другой стороны. Подобный стереотип избегания конфронтации с конфликтами, поддержанием которого является условием реализации привычных форм психологической защиты членов семьи, способствует частому проявлению астматических симптомов, хронизации заболевания.
О нервно-психическом механизме патогенеза бронхиальной астмы говорят в том случае, когда нервно-психические факторы способствуют провокации и фиксации астматических симптомов, тесно вплетаются в патогенез заболевания, приводят к усугублению биологического дефекта. Выделяют четыре варианта нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы:
— невростеноподобный;
— истероподобный;
— психостеноподобный;
— смешанный (шунтовой).
Для каждого варианта свойственны внутри- и межличностные невротические конфликты. Внешние проявления зависят от личностных особенностей пациентов, варианта поведения, которое санкционируется в данной микросоциальной среде и служит целям адаптации пациентов. Начало формирования нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы наблюдается и у больных в состоянии предастмы. При сочетании актуализации невротического конфликта и обострения респираторной патологии психоэмоциональное напряжение канализируется по соматическому пути. И хотя на окружающих ещё не производит должного «впечатления» дыхательный дискомфорт, хрипы, надсадный кашель, но уже формируется обстановка повышенного внимания, заботы и исключительности роли больного, столь желаемые инфальтильными, зависимыми, но с высоким уровнем притязаний к окружению, истероидами.
Личностные особенности и невротические нарушения, а также неадекватные личностные реакции на заболевание (тревожно-депрессивные, фобические, анозогностические, псевдоанозогнстические истерические, ипохондрические) предопределяют деструктивные формы поведения больных, которые затем трансформируются в поведенческие стереотипы, облегчающие развитие астматических симптомов по нервно-психическому механизму.