Нарушения мышления при церебральном атеросклерозе
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
Церебральный атеросклероз может сопровождаться психическими расстройствами и приводить к парциальному (дисмнестическому, частичному, лакунарному) слабоумию.
Клиника психических нарушений весьма полиморфна и зависит от стадии и выраженности патологического процесса. На начальной стадии преобладают неврастеноподобные расстройства, сходные с соответствующими нарушениями при других сосудистых поражениях мозга. Больные при этом жалуются на общую слабость, повышенную раздражительность, головокружение (возникающее приступообразно, часто при перемене положения тела), шум в ушах (обычно ритмичный), головные боли или ощущение «тяжелой» головы, нарушения сна, повышенную истощаемость, непереносимость шума, жары, забывчивость, слезливость. Снижается способность концентрации внимания, работоспособность. На фоне рассеянной неврологической симптоматики возможны явления парестезии. При церебральном атеросклерозе значительное место занимают аффективные расстройства. При этом депрессивная симптоматика сопровождается тревогой, тоской, плаксивостью. Для этих больных особенно характерно недержание аффекта (эмоциональная лабильность, «слабодушие»), когда больные плачут или умиляются по незначительному поводу, причем плач легко переходит в смех, и наоборот. Постепенно у страдающих церебральным атеросклерозом склонность к тревожным ожиданиям усиливается, появляются ипохондрические опасения, а также фобические явления (в частности, страх смерти). При нарастании явлений церебрального атеросклероза уже на ранних его стадиях происходит заострение отдельных черт личности, как бы шаржирование их (экономность переходит в скупость, недоверчивость — в подозрительность). В процессе болезни наряду с заострением имевшихся особенностей личности появляются не свойственные ранее патологические черты характера. При этом наиболее характерным является нарастание эксплозивности.
По мере развития заболевания на следующих этапах еще более отчетливыми становятся нарушения памяти, в первую очередь на текущие события, имена, даты. При так называемой прогрессирующей амнезии события прошлого сохраняются в пч-мяти значительно дольше. Больные с трудом приобретают новые знания. Чтобы компенсировать расстройства памяти, они постоянно прибегают к записным книжкам. Понимание этой своей несостоятельности позволяет им некоторое время маскировать нарушения памяти, делая их незаметными для окружающих.
На первых порах «память подводит» в кризисные моменты: при утомлении, напряжении. Затем нарушения приобретают постоянный характер и касаются уже не только усвоения нового, но и распространяются на прошлое. В ряде случаев нарушения памяти оформляются в типичный синдром Корсакова (фиксационная амнезия, парамнезии, нарушение ориентировки).
Особенно отчетливо при этом заболевании страдает качество, мышления, оно теряет гибкость, подвижность, появляется чрезмерная ригидность, обстоятельность, тугоподвижность мышления. При нарастании явлений атеросклероза теряется способность отделять главное от второстепенного, существенное от несущественного, способность к принятию быстрых решений, ини- циативность. Для больных становится очень сложным переход от одной деятельности к другой, от работы к отдыху, и наоборот. Переключение внимания на другой обьект требует весьма выраженного напряжения.
Постепенно формируется атеросклеротическая деменция, которая относится к лакунарному дисмнестическому, парциальному, частичному слабоумию. Существенным его признаком является неравномерность поражения психических функции с преобладанием нарушений памяти. Характерно сохранение в той или иной степени критического отношения к своему состоянию.
Относительно редко при церебральном атеросклерозе возникают острые и подострые психозы, чаще в ночное время, в виде делириозного синдрома с нарушением сознания, бредом и галлюцинациями. Особенностью этих психозов является их кратковременность и определенный атипизм синдромов нарушенного сознания. При хроническом течении церебрального атеросклероза могут возникать хронические бредовые психозы, чаще с паранойяльным бредом (бредом ревности, изобретательства, эротическим). Возможно появление хронического вербального галлюциноза или галлюцинаторно -параноидного синдрома.
Больной Л , 71 года, пенсионер. В течение последних пяти лет стал отмечать повышенную утомляемость, раздражи тельность, головные боли, головокружения, шум в ушах, слезливость. Жаловался родственникам па плохую память. Стал забывать текущие события. При поступлении в больницу — многословен, обстоятелен. Подробно, с излишней детализацией рассказывает о своём заболевании, При этом больного совершенно невозможно переключить на другую тему. Настойчиво и упорно возвращается к рассказу о своих достижениях на работе, «пока не стала хромать память». Несколько эйфоричен, в то же время слабодушен. Появляются слезы умиления, когда рассказывает о том, что его наградили за хорошую работу. При упоминании о его самочувствии начинает плакать, по быстро успокаивается, отвлекается, начинает улыбаться, когда получает похвалу.
Отмечает, что последние годы беспокоит плохая память: «Все забываю, все приходится записывать, голова стала худая». При обследовании совершенно не ориентируется в событиях недельной давности, не помнит, что ел утром, не точно ориентирован во времени. В отделении через четыре дня после стационирования стал говорить, что только вчера работал над сооружением высотного здания в Москве, поставлял стройке бетон и пиломатериалы (больной действительно принимал участие в сооружении высотного здания МГУ на Ленинских горах в 1952 г.), отдавал распоряжения рабочим, закрывал наряды. В беседе с врачом никак не мог вспомнить имени врача, хотя и помнил, что имя называлось. В отделении забывает свою палату, свое место, не может найти дорогу в комнату отдыха, часто просит больных проводить его в кабинет врача.
Лечениекомплексное, длительное. Применяются ноотропы: ноотропил (пирацетам), аминалон (гаммалон), пиридитол (энцефабол), витамины, антисклеротические средства (мисклерон, диаспонин, полиспонин и др.). По необходимости назначают транкилизаторы, реже — нейролептики (при атеросклеротических психозах).
Date: 2015-12-12; view: 264; Нарушение авторских прав
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ГОУ ВПО Читинская Государственная Медицинская Академия
федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Факультет высшего сестринского образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по психиатрии
«Особенности мышления у больных с церебральным атеросклерозом»
Исполнитель: _______________
___________________________
Научный руководитель:
___________________________
Чита — 2011
Содержание
мышление больной церебральный атеросклероз
Введение
Глава I. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе
.1 Мышление и его закономерности, типы расстройств мышления
.2 Особенности психических нарушений при атеросклерозе
Глава II. Исследование особенностей мышления у больных с церебральным атеросклерозом
.1 Методы диагностики больных с церебральным атеросклерозом
.2 Анализ и оценка результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Церебральный атеросклероз сопровождается рядом нарушений психической деятельности, а при неблагоприятном течении может приводить к интеллектуально-мнестическим изменениям личности и развитию выраженного слабоумия. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе можно подразделить на два вида. К первому относятся наиболее часто встречающиеся непсихические нарушения психической деятельности, ко второму — психотические изменения ее, проявляющиеся различными патологическими синдромами.
Непсихические нарушения проявляются характерными неврозоподобными симптомокомплексами и их астенодепрессивными и астеноипохондрическими вариантами, а также явлениями навязчивых состояний (сомнений, страхов — фобий и т. д.) и психопатоподобными изменениями личности.
При церебральном атеросклерозе рано возникают расстройства памяти, развивающиеся в определенной последовательности. А также для больных с церебральным атеросклерозом характерны расстройства внимания. Уже при начальных явлениях церебрального атеросклероза обнаруживается быстрая утомляемость, проявляющаяся колебаниями внимания, невозможностью сосредоточения на исследовании.
Цель исследования: Изучить особенности мышления больных с церебральным атеросклерозом.
Задачи исследования:
.Раскрыть понятие, закономерности и типы расстройств мышления.
.Рассмотреть особенности психических нарушений у больных с церебральным атеросклерозом.
.Подобрать методики для исследования мышления больных с церебральным атеросклерозом.
.Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: больные с церебральным атеросклерозом.
Предмет исследования: мышление больных с церебральным атеросклерозом.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе
.1 Мышление и его закономерности, типы расстройств мышления
Мышлению в познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия (чувственное познание). Мышление нельзя представить без того исходного материала, который заключен в чувственном. Переход к мышлению осуществляется там, где чувственное наталкивается на непреодолимую для него преграду на пути к познанию сущности. В чувственной картине мира, отображаемой индивидуумом, многие существенные связи и отношения неявны, нерасчленены, подлинные зависимости ускальзывают.
Мышление выявляет существенное, необходимое, то, что оказывается общим при многообразных изменениях несущественного. Поэтому мышлению имманентно обобщение. Обобщая, мышление все более глубоко проникает в сущность явлений действительности.
В ощущениях и восприятиях предметы и явления действительности даны в большей или меньшей непосредственности свойств и особенностей. В мышлении совершается переход к опосредствованному определению этих свойств (ставший хрестоматийным пример перехода от непосредственного ощущения теплоты к понятию температуры) и тем самым выход за пределы чувственного. Однако, отправляясь от чувственного и выходя за его пределы, мышление никогда не отрывается от него.
В литературе специфика мышления традиционно определяется, по крайней мере, тремя структурными характеристиками, которые не обнаруживаются на сенсорно-перцептивном уровне познавательных процессов. Мышление — это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности; специфичность отображения в мышлении, в его обобщенности; мыслительное отображение характеризуется опосредствованностью, что позволяет выйти за рамки непосредственно данного.
Разработка проблемы психологии мышления в нашей стране осуществляется в двух направлениях. Первое исходит из концепции С. Л. Рубинштейна, второе направление связано с развитием идей о поэтапном формировании умственных действий на основе теории интериоризации (переход от внешнего, реального действия к внутреннему, идеальному).
Неразрывная связь мышления и речи отчетливо показывает социальную природу человеческого мышления. Для мышления объективная действительность предстает не только в чувственно данном, но и в общественно выработанной системе знания, объективированной в слове (С. Л. Рубинштейн, 1958).
Указание на процесс мышления как на объект психологического исследования даже при раскрытии основных фаз этого процесса бессодержательно без ответа на вопрос о том, с помощью каких конкретных средств мысль движется к адекватному знанию. Последними являются мыслительные операции: сравнение, посредством которого вскрываются тождество и различия; анализ, или мысленное расчленение объекта; синтез, восстанавливающий расчлененное анализом целое; абстракция и обобщение, с помощью которых выделяются общие признаки, «очищенные» от единичного, случайного; конкретизация, в которой реализуется возврат к полноте индивидуальной специфичности объекта.
К индивидуальным особенностям мышления могут быть отнесены критичность, широта и глубина, гибкость и быстрота мысли. Степень критичности мышления различна у разных людей и зависит от многих факторов. Наиболее очевидно влияние воображения и эмоциально-чувственной сферы. Уровень критичности мышления отчетливо проявляется в такой фазе мыслительного процесса, как проверка гипотез. Критичность является признаком зрелого ума.
Первую классификационную схему патологии мышления предложил W. Griesinger (1845). Он различал два вида аномалий мышления: болезненные представления относительно формы мышления и аномалии представлений относительно их ложного содержания (ложное содержание мыслей). К первой группе расстройств автор относил замедление и ускорение мышления, ко второй — бред. Сам W. Griesinger подчеркивал условность такого деления, указывая, что эти два рода отклонений он выделяет для большей наглядности.
Деление патологии мышления на расстройства по форме и по содержанию сохранилось с небольшими изменениями до нашего времени и вошло в большинство руководств по психиатрии. М. О. Гуревич (1949) различает формальные, непродуктивные расстройства мышления (в смысле патологии процесса мышления) и характеризующиеся патологической мыслительной продукцией (бредом, сверхценными и навязчивыми идеями).
По форме и содержанию делит расстройства мышления Н. J. Weitbrecht (1973). Н. М. Жариков (1978) различает расстройства мышления, связанные с нарушениями ассоциативного процесса, его стойкости и целенаправленности, а также с патологией суждения.
Некоторые классификационные схемы расстройств мышления усложнены дополнительно проводимой дифференциацией группы формальных расстройств его. Так, А. Р. Noyes и L. С. Colb (1963) различают расстройства течения мышления (ускорение, замедление), формы (например, аутистическое мышление) и сущности его (навязчивые, сверхценные и бредовые идеи).
В. М. Банщиков, Ц. П. Короленко и И. В. Давыдов (1971) различают расстройства мышления в связи с патологией ассоциативного процесса и суждения. Расстройства мышления, относящиеся к первой группе, они делят на патологию по темпу течения ассоциативного процесса, нарушению стройности его течения (разорванность, бессвязность мышления, паралогическое мышление) и целенаправленности (обстоятельное, персевераторное, символическое, аутистическое мышление).. Janik и К. Dusek (1974) различают нарушения динамики мышления (ускоренное, замедленное), структурных механизмов (персеверации в мышлении, ментизм, резонерство, символическое, паралогическое, агглютинирующее, кататимное и голотимное, ананкастическое, интровертированное, аутистическое, инкогерентное мышление и т. д.) и содержания его.
Я. П. Фрумкин, Г. Л. Воронков и И. Д. Шевчук (1977) делят расстройства мышления на нарушения его темпа, формы и содержания.
Лишь A. Janik и К. Dusek включают в свою схему слабоумие, рассматривая его в группе патологии структуры мышления. С известными оговорками с такой квалификацией мышления при слабоумии следует согласиться, так как слабоумие в чистом виде (имеется в виду синдром простого слабоумия) является негативным, дефицитарным симптомокомплексом и не может быть отнесено к расстройствам мышления по содержанию, т. е. к продуктивным, по М. О. Гуревичу.
Разделение расстройств мышления на группы, как и всякая классификационная схема, является условным. Клиническая практика показывает множество примеров этого. Так, известна тесная связь между вязким мышлением и эпилептическим слабоумием. В клинической картине ш
Похожие главы из других работ:
Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
1.4 Особенности психических процессов при ЗПР
…
Влияние супружеских конфликтов на проявление эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста
1.2 Характеристика основных эмоциональных нарушений и особенности их проявления у детей старшего дошкольного возраста
…
Коррекция эмоционального развития ребенка в раннем детстве (от 0 до 3 лет) средствами музыки
1.2 Особенности психических процессов в раннем детстве
Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира…
Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии
1.3 Особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты…
Особенности взаимосвязей агрессивности и психического состояния подростков
1.4 Особенности психических состояний у подростков
О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п…
Особенности мышления у больных с церебральным атеросклерозом
Глава I. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе
…
Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте
1.2 Особенности развития психических процессов
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу…
Период зрелости человека
Особенности развития психических познавательных процессов
В современной психологической литературе можно встретить противоположные точки зрения на развитие когнитивной сферы индивида в период зрелости (22-45 лет). Некоторые авторы полагают…
Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом
1.1. Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств
Необходимость эволюционного (возрастного) рассмотрения личностных нарушений диктовалась всем историческим ходом развития естественно — научных знаний. Влияние идей Ч. Дарвина нашло своё отражение и в психиатрии. Ещё в 1871 г…
Психические состояния личности
3. Особенности познавательных психических состояний
Как мы убедились еще в первой главе данной работы, познавательные процессы тесно связанны с эмоциональными и волевыми процессами и состояниями.
Познавательный процесс — это психический процесс, с помощью которого человек познает мир…
Психологический портрет одаренного ребенка
2.2 Особенности познавательных психических процессов
Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем этом индивидуальном своеобразии есть и общие свойства (качества личности), характерные если не для всех, то для большинства одаренных детей. Особая ценность этих качеств в том…
Развитие психики ребёнка в возрасте 5-7 лет
1.5 Особенности психических процессов в возрасте 5-7 лет
Восприятие. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени…
Речевые нарушения у детей с церебральным параличем
2. Особенности диагностики речевых нарушений у детей с ДЦП
Предполагается, что ранняя диагностика — дело родителей, однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному выявлению речевых нарушений в домашних условиях. Чтобы успешно делать это…
Синдромальные формы нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения
2.2 Особенности эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга
Описания эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга в научной литературе часто носят противоречивый и нечеткий характер.
Т. А. Доброхотова, суммируя клинические представления, пишет о том…
Эклектический подход в психотерапии посттравматического стрессового расстройства при радиационных инциндентах
Глава 1. Посттравматический стрессовый синдром, или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — комплекс психических нарушений, возникающих в связи с экстремальными ситуациями
…