Методическая разработка теоретического занятия бронхиальная астма
«Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно – Ясенецкого)»
РАССМОТРЕНО ЦМК ПМ Лечебное дело протокол № ____от «___»________20__г. Председатель ЦМК _____________ Е.А. Бечевина | УТВЕРЖДЕНО Методический совет протокол №__от «___» _______20___г. Председатель Метод . совета Зам. директора по УМР ___________Э.В. Никитина |
Методическая разработка
для преподавателя к практическому занятию
по ПМ.03 МДК 03.01 Дифференциальная диагностика в терапии
по теме «Бронхиальная астма»
Составила : преподаватель Диф. диагностики внутренних болезней Батова О.В.
Энгельс 2016год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей программой ПМ. 03«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе».
Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма».
На изучение данной темы отводится 6 часов практических занятий согласно рабочей программе.
Материалы данной методической разработки предусматривают получение знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности фельдшера:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В методической разработке сформулированы содержание, цели, знания, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межмодульные и внутримодульные связи, перечень основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов, содержит технологическую карту и приложения. Приложения содержат задания для контроля исходного уровня знаний, материалы для объяснения темы для преподавателя, алгоритмы практических манипуляций, задания для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний.
Методическая разработка предусматривает сопровождение занятия с мультимедийным просмотром, видеофильмами.
Дисциплина: МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.» ПМ 03. Неоложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.
Тема занятия: «Бронхиальная астма».
Специальность: Лечебное дело
Вид занятия: практикум.
Время: (270 минут) 6 часов.
Самостоятельная работа студентов: (135 минут) 3 часа.
Место занятия: кабинет доклинической практики.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения, исследовательский.
Форма обучения: индивидуально-групповая.
Тип занятия: урока усвоения новых знаний и умений.
Методы контроля: тестовый контроль, решение компетентностно-ориентированных заданий, кроссворда, формализованное наблюдение за выполнением практических манипуляций.
Цель занятия:
1. Обучающая: После изучения темы обучающийся должен
иметь практический опыт:
— осуществлять уход за пациентами при бронхиальной астме,
— проводить лечебно-диагностические, профилактические мероприятия при бронхиальной астме;
уметь:
— осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме,
— применять карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, пикфлоуметр,
— консультировать пациента и его окружение по применению ингаляторов,
— осуществлять фармакотерапию по назначению врача при бронхиальной астме,
— оформлять направления и выписывать рецепты;
знать:
— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме,
— пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения бронхиальной астмы,
— правила использования карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра.
2. Развивающая:
— развивать логическое мышление и познавательные процессы,
— развивать мыслительную активность обучающихся,
— развивать умения, применять полученные знания на практике,
— развивать способность к самостоятельной деятельности.
3. Воспитывающая:
— содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине,
— способствовать выработке стиля поведения медицинской сестры при общении с пациентом,
— прививать профессиональные качества: добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, аккуратность, уважение, милосердие.
Результатом освоения темы является подготовка к овладению обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, в том числе профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.9. | Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Межмодульные связи:
ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).
ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий.
ОП 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.
ОП 02 Анатомия и физиология человека.
ОП 03 Основы патологии.
ОП 07 Фармакология.
ОП 08 Психология.
Внутримодульные связи:
Субъективные методы обследования пациента.
Объективные методы обследования пациента.
Лабораторные и инструментальные методы исследования.
Материально-техническое обеспечение занятия
Наглядные пособия:
Видеофильмы:
1. «Бронхиальная астма».
2. «Пикфлоуметрия».
3. «Применение небулайзера».
4. «Применение спейсера».
Презентации:
1. «Устройства для ингаляций лекарственных средств».
2. «Пользование пикфлоуметром».
3. «Пользование карманным ингалятором».
Технические средства обучения:
— компьютер,
— мультимедийный проектор,
— мультимедийный экран.
Медицинская документация:
— бланки направлений, бланки рецептов.
Мебель и медицинское оборудование:
— передвижные манипуляционные столики- 5 шт.,
— шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий,
— ширма – 1 шт.,
— стол для преподавателя- 1 шт.,
— столы учебные- 5 шт.,
— стулья- 10 шт.,
— лотки – 5 шт.,
— карманные ингаляторы – 5 шт.,
— пикфлоуметр – 5 шт.,
— небулайзер – 5 шт.,
— спейсер – 5 шт.,
— мешки для сбора обходов классов А — 5 шт.,
— перчатки медицинские (стерильные) — 5 шт.,
— маски медицинские- 5 шт.
Лекарственные средства и медикаменты: β2- адреномиметики, М- холиноблокаторы, спазмолитики короткого действия, α-, β- адреномиметики непрямого действия, глюкокортикоиды, отхаркивающие, муколитики, антигистаминные средства,
— дезинфицирующие средства.
Фантомы, муляжи:
Цифровой манекен – симулятор аускультации легких и сердца Z990, звуков легких и тонов сердца – 1 шт.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Тестовый контроль по теме «Бронхиальная астма»
Вариант 1
1. Ведущий симптом при бронхиальной астме:
а) инспираторная одышка,
б) кашель с гнойной мокротой,
в) кровохаркание,
г) приступ удушья.
2. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы:
а) горизонтальное,
б) горизонтальное с приподнятыми ногами,
в) лежа на боку,
г) сидя, с упором руками на колени.
3. Пациент должен тщательно полоскать рот после приема:
а) вентолина,
б) бекотида,
в) беротека,
г) астмопента.
4. Стекловидная мокрота выделяется при:
а) остром абсцессе легких,
б) бронхиальной астме,
в) пневмонии,
г) экссудативном плеврите.
5. Неспецифическими включающими в мокроте при бронхиальной астме
являются:
а) лейкоциты,
б) эластические волокна,
в) атипичные клетки,
г) эозинофилы.
6. Профилактика приступа бронхиальной астмы:
а) усиление питания,
б) устранение гиподинамии,
в) отказ от алкоголя,
г) прекращение контакта с аллергеном.
7. Приступ удушья при бронхиальной астме купируется:
а) кодеином,
б) дибексином,
в) сальбутамолом,
г) тусупрексом.
8. Для профилактики приступа удушья при бронхиальной астме используется:
а) астмопент,
б) беротек,
в) интал,
г) теофиллин.
9. Пикфлоуметрия — это определение:
а) дыхательного объема,
б) жизненной емкости легких,
в) остаточного объема,
г) пиковой скорости выдоха.
10. К бетта2- агонистам относятся все, кроме:
а) сальбутамола,
б) беротека,
в) эуфиллина,
г) вентолина.
11. В мокроте больного бронхиальной астмой обнаруживается:
а) эозинофилы,
б) спирали Куршмана,
в) кристаллы Шарко – Лейдена,
г) все ответы верны.
12. К аллергенам неинфекционной природы относятся, все кроме:
а) вирусов,
б) бытовых аллергенов,
в) аллергенов животного происхождения,
г) аллергенов растительного происхождения.
13. Во время приступа удушья у больного бронхиальной астмой выслушиваются:
а) везикулярное дыхание, хрипов нет,
б) везикулярное дыхание, влажные хрипы,
в) жесткое дыхание, дистанционные хрипы жужжащего и свистящего характера,
г) ослабленное дыхание, сухие хрипы.
14. Приступ удушья, не купирующийся обычными противоастматическими лекарственными препаратами:
а) одышка,
б) астматический статус,
в) сердечная астма,
г) острый приступ.
15. Приступ удушья при «аспириновой астме» вызывает:
а) контакт с пищевым аллергеном,
б) неспецифические раздражающие факторы окружающей среды,
в) инфекционное заболевание,
г) прием нестероидных противовоспалительных препаратов.
16. Транспортировка больного с приступом удушья:
а) лежа на боку,
б) сидя или лежа с возвышенным головным концом,
в) лежа с повернутой головой на бок,
г) лежа с возвышенными конечностями.
17. Небулайзер – это:
а) прибор, который определяет максимальную скорость прохождения воздуха по бронхам на выдохе,
б) ингалятор индивидуального пользования – пенал,
в) устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества,
г) дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки.
18. К бетта2-агонистам длительного действия относятся все, кроме:
а) сальметерола,
б) формотерола,
в) индакатерола,
г) сальбутамола.
19. При экспираторной одышке затруднен:
1) вдох,
2) выдох,
3) вдох и выдох.
20. Экспираторный характер одышки отмечается при:
1) абсцессе легкого,
2) бронхиальной астме,
3) крупозной пневмонии,
4) отеке легких.
Кафедра
внутренних болезней и ВПТ
Дисциплина
внутренние болезни
Специальность
060103.65-педиатрия
Факультет
педиатрический
Курс
IV
Семестр VII
Количество
часов ____________ (час)
ЦелИ
занятия
Научиться
распознавать различные формы пневмонии.Научиться
составлять план обследования больных
с пневмонией.Научиться
составлять план лечения больных с
пневмонией.Научиться
распознавать симптомы с пневмонии,
заподозрить у больного осложнения
пневмонии и оказать врачебную помощь.Научиться
проводить дифференциальный диагноз с
синдромосходными заболеваниями (рак
легкого, туберкулез легких, плеврит).Научиться
составлять план лечения больных с
пневмонией, комплекс профилактических
мероприятий.
БАЗИСНЫЕ
ЗНАНИЯ
Анатомию
трахеобронхиального дерева.Механику
дыхания, обмен газов в легких.Особенности
формирования хронического иммунного
воспаления. Реакции гиперчувствительности
и их роль в развитии бронхиальной астмы.Патофизиологию
бронхоспазма. Вентиляционно-перфузионные
нарушения. Мукоцилиарный клиренс и его
роль в формировании хронических
заболеваний органов дыханияюПонятие
о дыхательной недостаточности.
Обструктивный и рестриктивный типы
нарушения вентиляции.Механизмы
бронхообструкции при бронхиальной
астме.Методику
обследования больных с бронхообструктивным
синдромом. Уметь собрать анамнез,
провести внешний осмотр, дыхательные
пробы, топографическая и сравнительная
перкуссия легких, подвижность нижнего
легочного края, аускультация легких.Лабор
аторные и инструментальные методы
исследования при бронхиальной астме
с их интерпретацией: общий анализ крови,
общий анализ мокроты, иммунограмма,
спирография, проба с бронхолитиками,
суточная вариабельность ОФВ1,
рентгенография грудной клетки.Механизм
действия основных групп препаратов:
мембраностабилизаторы, антилейкотриеновые
препараты, В2-агонисты короткого действия
и пролонгированные, М-холинолитики,
метилксантины, глюкокортикоиды,
муколитические средства.Оценку
состояния верхних дыхательных путей.Инфекционные
и неинфекционные аллергены. Роль
различных микробных агентов в развитии
бронхиальной астмы.Методы
диагностики аллергии заболеваний.
Специфическая иммунотерапия.Патоморфологические
изменения при бронхиальной астме.
Вышеуказанные
вопросы изучены ранее на следующих
теоретических кафедрах:
Кафедра
нормальной анатомии
Привес
М.Г. Анатомия человека.-Спб: СПБМАПО,
2004.-720 с.
Кафедра
нормальной физиологии
Нормальная
физиология человека: Учебник.-М., Медицина,
2005.-928 с.
Кафедра
патологической анатомии
Патологическая
анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М.
Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с.
Кафедра
патологической физиологии
Адо
А.Д. Патологическая физиология.-М.:
Триада, 2001.-574 с.
Кафедра
пропедевтики внутренних болезней
Гребенев
А.Л. Пропедевтика внутренних болезней.-М.:
Медицина, 2002.-592 с.
Кафедра
фармакологии
Харкевич
Д.А. Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.
продолжительность
занятия и место его проведения
Место
занятия – учебная комната кафедры и
палата терапевтического отделения.Время
занятия – с 9:00 до 12:15.
методическое
и материально-техническое ОСНАЩЕНИЕ
Схемы,
таблицы, рисунки, слайды по теме
практического занятия.Больные
с пневмонией, история болезни, амбулаторная
карта.Типовые
задачи.Тестовые
задания.Методическая
разработка практических занятий для
студентов.Методическое
пособие «Современная пульмонология».Методическое
пособие «Фармакотерапия внутренних
болезней и их осложнений».
Хронометраж
практического занятия:
30
мин. – текущий контроль – написание
контрольных вопросов, тестов, решение
типовых задач.
20
мин. – курация больных, микрокурация.
10
мин. – перерыв
1
час – клинический разбор больного с
бронхиальной астмой и опрос студентов
по заданной теме на примере курируемого
больного (этиология, патогенез, клиника,
дифференциальный диагноз, осложнения,
обследование, лечение).
15
мин. – перерыв
1
час – тестовый контроль знаний студентов,
решение типовых задачи по теме занятия
содержание
ТЕМЫ «бронхиальная
астма»
Основные
вопросы темы:
Определение
БА.Этиология
БА.Патогенез
БА.Формы
БА.Клинико-патогенетические
варианты БА.Степени
тяжести БА.Основные
клинико – лабораторные и инструментальные
диагностические критерии БА.Дифференциальный
диагноз.Лечение
БА.Осложнения
БА.
Соседние файлы в папке МР_студ_пульмо
- #
- #
- #
- #