Методическая разработка теоретического занятия бронхиальная астма

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение саратовской области

«Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно – Ясенецкого)»

РАССМОТРЕНО

ЦМК ПМ Лечебное дело

протокол № ____от

«___»________20__г.

Председатель ЦМК _____________ Е.А. Бечевина

УТВЕРЖДЕНО

Методический совет

протокол №__от

«___» _______20___г.

Председатель Метод . совета

Зам. директора по УМР

___________Э.В. Никитина

Методическая разработка

для преподавателя к практическому занятию

по ПМ.03 МДК 03.01 Дифференциальная диагностика в терапии

по теме «Бронхиальная астма»
Составила : преподаватель Диф. диагностики внутренних болезней Батова О.В.

Энгельс 2016год

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма» в соответствии с рабочей программой ПМ. 03«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе».

Методическая разработка предназначена для преподавателей для подготовки и проведения практического занятия по теме «Бронхиальная астма».

На изучение данной темы отводится 6 часов практических занятий согласно рабочей программе.

Материалы данной методической разработки предусматривают получение знаний и умений, которые являются основой для формирования профессиональной компетентности фельдшера:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.9. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

В методической разработке сформулированы содержание, цели, знания, умения обучающихся, указаны результаты освоения профессиональных и общих компетенций, время и место проведения занятия, форма обучения, тип и вид занятия, материально- техническое обеспечение, межмодульные и внутримодульные связи, перечень основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов, содержит технологическую карту и приложения. Приложения содержат задания для контроля исходного уровня знаний, материалы для объяснения темы для преподавателя, алгоритмы практических манипуляций, задания для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала. Даны критерии оценок, которые позволяют максимально контролировать уровень освоения полученных знаний.

Методическая разработка предусматривает сопровождение занятия с мультимедийным просмотром, видеофильмами.

Дисциплина: МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.» ПМ 03. Неоложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

Тема занятия: «Бронхиальная астма».

Специальность: Лечебное дело

Вид занятия: практикум.

Время: (270 минут) 6 часов.

Читайте также:  В какой стране лечить бронхиальную астму

Самостоятельная работа студентов: (135 минут) 3 часа.

Место занятия: кабинет доклинической практики.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод обучения, метод проблемного изложения, исследовательский.

Форма обучения: индивидуально-групповая.

Тип занятия: урока усвоения новых знаний и умений.

Методы контроля: тестовый контроль, решение компетентностно-ориентированных заданий, кроссворда, формализованное наблюдение за выполнением практических манипуляций.

Цель занятия:

1. Обучающая: После изучения темы обучающийся должен

иметь практический опыт:

— осуществлять уход за пациентами при бронхиальной астме,

— проводить лечебно-диагностические, профилактические мероприятия при бронхиальной астме;

уметь:

— осуществлять сестринский уход за пациентом при бронхиальной астме,

применять карманный ингалятор, спейсер, небулайзер, пикфлоуметр,

— консультировать пациента и его окружение по применению ингаляторов,

— осуществлять фармакотерапию по назначению врача при бронхиальной астме,

— оформлять направления и выписывать рецепты;

знать:

— причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме,

— пути введения лекарственных препаратов, применяемых для лечения бронхиальной астмы,

— правила использования карманного ингалятора, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра.

2. Развивающая:

— развивать логическое мышление и познавательные процессы,

— развивать мыслительную активность обучающихся,

— развивать умения, применять полученные знания на практике,

— развивать способность к самостоятельной деятельности.

3. Воспитывающая:

— содействовать формированию познавательного интереса к дисциплине,

— способствовать выработке стиля поведения медицинской сестры при общении с пациентом,

— прививать профессиональные качества: добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, аккуратность, уважение, милосердие.

Результатом освоения темы является подготовка к овладению обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, в том числе профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

КодНаименование результата обучения
ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3.Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7.Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.9.Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, несчастных случаях.
ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Межмодульные связи:

ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий.

ОП 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.

ОП 02 Анатомия и физиология человека.

ОП 03 Основы патологии.

ОП 07 Фармакология.

ОП 08 Психология.

Внутримодульные связи:

Субъективные методы обследования пациента.

Читайте также:  План сестринского ухода за пациентом с бронхиальной астмой

Объективные методы обследования пациента.

Лабораторные и инструментальные методы исследования.
Материально-техническое обеспечение занятия

Наглядные пособия:

Видеофильмы:

1. «Бронхиальная астма».

2. «Пикфлоуметрия».

3. «Применение небулайзера».

4. «Применение спейсера».

Презентации:

1. «Устройства для ингаляций лекарственных средств».

2. «Пользование пикфлоуметром».

3. «Пользование карманным ингалятором».

Технические средства обучения:

— компьютер,

— мультимедийный проектор,

— мультимедийный экран.

Медицинская документация:

— бланки направлений, бланки рецептов.

Мебель и медицинское оборудование:

— передвижные манипуляционные столики- 5 шт.,

— шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий,

— ширма – 1 шт.,

— стол для преподавателя- 1 шт.,

— столы учебные- 5 шт.,

— стулья- 10 шт.,

— лотки – 5 шт.,

— карманные ингаляторы – 5 шт.,

— пикфлоуметр – 5 шт.,

— небулайзер – 5 шт.,

— спейсер – 5 шт.,

— мешки для сбора обходов классов А — 5 шт.,

— перчатки медицинские (стерильные) — 5 шт.,

— маски медицинские- 5 шт.

Лекарственные средства и медикаменты: β2- адреномиметики, М- холиноблокаторы, спазмолитики короткого действия, α-, β- адреномиметики непрямого действия, глюкокортикоиды, отхаркивающие, муколитики, антигистаминные средства,

— дезинфицирующие средства.

Фантомы, муляжи:

Цифровой манекен – симулятор аускультации легких и сердца Z990, звуков легких и тонов сердца – 1 шт.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Тестовый контроль по теме «Бронхиальная астма»

Вариант 1

1. Ведущий симптом при бронхиальной астме:

а) инспираторная одышка,

б) кашель с гнойной мокротой,

в) кровохаркание,

г) приступ удушья.

2. Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы:

а) горизонтальное,

б) горизонтальное с приподнятыми ногами,

в) лежа на боку,

г) сидя, с упором руками на колени.

3. Пациент должен тщательно полоскать рот после приема:

а) вентолина,

б) бекотида,

в) беротека,

г) астмопента.

4. Стекловидная мокрота выделяется при:

а) остром абсцессе легких,

б) бронхиальной астме,

в) пневмонии,

г) экссудативном плеврите.

5. Неспецифическими включающими в мокроте при бронхиальной астме

являются:

а) лейкоциты,

б) эластические волокна,

в) атипичные клетки,

г) эозинофилы.

6. Профилактика приступа бронхиальной астмы:

а) усиление питания,

б) устранение гиподинамии,

в) отказ от алкоголя,

г) прекращение контакта с аллергеном.

7. Приступ удушья при бронхиальной астме купируется:

а) кодеином,

б) дибексином,

в) сальбутамолом,

г) тусупрексом.

8. Для профилактики приступа удушья при бронхиальной астме используется:

а) астмопент,

б) беротек,

в) интал,

г) теофиллин.

9. Пикфлоуметрия — это определение:

а) дыхательного объема,

б) жизненной емкости легких,

в) остаточного объема,

г) пиковой скорости выдоха.

10. К бетта2- агонистам относятся все, кроме:

а) сальбутамола,

б) беротека,

в) эуфиллина,

г) вентолина.

11. В мокроте больного бронхиальной астмой обнаруживается:

а) эозинофилы,

б) спирали Куршмана,

в) кристаллы Шарко – Лейдена,

г) все ответы верны.

12. К аллергенам неинфекционной природы относятся, все кроме:

а) вирусов,

б) бытовых аллергенов,

в) аллергенов животного происхождения,

г) аллергенов растительного происхождения.

13. Во время приступа удушья у больного бронхиальной астмой выслушиваются:

а) везикулярное дыхание, хрипов нет,

б) везикулярное дыхание, влажные хрипы,

в) жесткое дыхание, дистанционные хрипы жужжащего и свистящего характера,

г) ослабленное дыхание, сухие хрипы.

14. Приступ удушья, не купирующийся обычными противоастматическими лекарственными препаратами:

а) одышка,

б) астматический статус,

в) сердечная астма,

г) острый приступ.

15. Приступ удушья при «аспириновой астме» вызывает:

а) контакт с пищевым аллергеном,

б) неспецифические раздражающие факторы окружающей среды,

в) инфекционное заболевание,

г) прием нестероидных противовоспалительных препаратов.

16. Транспортировка больного с приступом удушья:

а) лежа на боку,

б) сидя или лежа с возвышенным головным концом,

в) лежа с повернутой головой на бок,

г) лежа с возвышенными конечностями.

17. Небулайзер – это:

а) прибор, который определяет максимальную скорость прохождения воздуха по бронхам на выдохе,

б) ингалятор индивидуального пользования – пенал,

Читайте также:  Можно ли детям с бронхиальной астмой оформлять группу

в) устройство для проведения ингаляции, использующее сверхмалое дисперсное распыление лекарственного вещества,

г) дополнительное устройство к аэрозольному ингалятору в виде трубки.

18. К бетта2-агонистам длительного действия относятся все, кроме:

а) сальметерола,

б) формотерола,

в) индакатерола,

г) сальбутамола.

19. При экспираторной одышке затруднен:

1) вдох,

2) выдох,

3) вдох и выдох.

20. Экспираторный характер одышки отмечается при:

1) абсцессе легкого,

2) бронхиальной астме,

3) крупозной пневмонии,

4) отеке легких.

Источник

Кафедра
внутренних болезней и ВПТ

Дисциплина
внутренние болезни

Специальность
060103.65-педиатрия

Факультет
педиатрический

Курс
IV
Семестр VII

Количество
часов ____________ (час)

ЦелИ
занятия

  • Научиться
    распознавать различные формы пневмонии.

  • Научиться
    составлять план обследования больных
    с пневмонией.

  • Научиться
    составлять план лечения больных с
    пневмонией.

  • Научиться
    распознавать симптомы с пневмонии,
    заподозрить у больного осложнения
    пневмонии и оказать врачебную помощь.

  • Научиться
    проводить дифференциальный диагноз с
    синдромосходными заболеваниями (рак
    легкого, туберкулез легких, плеврит).

  • Научиться
    составлять план лечения больных с
    пневмонией, комплекс профилактических
    мероприятий.

БАЗИСНЫЕ
ЗНАНИЯ

  • Анатомию
    трахеобронхиального дерева.

  • Механику
    дыхания, обмен газов в легких.

  • Особенности
    формирования хронического иммунного
    воспаления. Реакции гиперчувствительности
    и их роль в развитии бронхиальной астмы.

  • Патофизиологию
    бронхоспазма. Вентиляционно-перфузионные
    нарушения. Мукоцилиарный клиренс и его
    роль в формировании хронических
    заболеваний органов дыханияю

  • Понятие
    о дыхательной недостаточности.
    Обструктивный и рестриктивный типы
    нарушения вентиляции.

  • Механизмы
    бронхообструкции при бронхиальной
    астме.

  • Методику
    обследования больных с бронхообструктивным
    синдромом. Уметь собрать анамнез,
    провести внешний осмотр, дыхательные
    пробы, топографическая и сравнительная
    перкуссия легких, подвижность нижнего
    легочного края, аускультация легких.

  • Лабор
    аторные и инструментальные методы
    исследования при бронхиальной астме
    с их интерпретацией: общий анализ крови,
    общий анализ мокроты, иммунограмма,
    спирография, проба с бронхолитиками,
    суточная вариабельность ОФВ1,
    рентгенография грудной клетки.

  • Механизм
    действия основных групп препаратов:
    мембраностабилизаторы, антилейкотриеновые
    препараты, В2-агонисты короткого действия
    и пролонгированные, М-холинолитики,
    метилксантины, глюкокортикоиды,
    муколитические средства.

  • Оценку
    состояния верхних дыхательных путей.

  • Инфекционные
    и неинфекционные аллергены. Роль
    различных микробных агентов в развитии
    бронхиальной астмы.

  • Методы
    диагностики аллергии заболеваний.
    Специфическая иммунотерапия.

  • Патоморфологические
    изменения при бронхиальной астме.

Вышеуказанные
вопросы изучены ранее на следующих
теоретических кафедрах:

  • Кафедра
    нормальной анатомии

Привес
М.Г. Анатомия человека.-Спб: СПБМАПО,
2004.-720 с.

  • Кафедра
    нормальной физиологии

Нормальная
физиология человека: Учебник.-М., Медицина,
2005.-928 с.

  • Кафедра
    патологической анатомии

Патологическая
анатомия. В 2 т. / М.А. Пальцев, Н.М.
Аничков.-М.: Медицина, 2001.-528 с.

  • Кафедра
    патологической физиологии

Адо
А.Д. Патологическая физиология.-М.:
Триада, 2001.-574 с.

  • Кафедра
    пропедевтики внутренних болезней

Гребенев
А.Л. Пропедевтика внутренних болезней.-М.:
Медицина, 2002.-592 с.

  • Кафедра
    фармакологии

Харкевич
Д.А. Фармакология.-М.: ГЭОТАР, 2005.-592 с.

продолжительность
занятия и место его проведения

  • Место
    занятия – учебная комната кафедры и
    палата терапевтического отделения.

  • Время
    занятия – с 9:00 до 12:15.

методическое
и материально-техническое
ОСНАЩЕНИЕ

  • Схемы,
    таблицы, рисунки, слайды по теме
    практического занятия.

  • Больные
    с пневмонией, история болезни, амбулаторная
    карта.

  • Типовые
    задачи.

  • Тестовые
    задания.

  • Методическая
    разработка практических занятий для
    студентов.

  • Методическое
    пособие «Современная пульмонология».

  • Методическое
    пособие «Фармакотерапия внутренних
    болезней и их осложнений».

Хронометраж
практического занятия:

30
мин. – текущий контроль – написание
контрольных вопросов, тестов, решение
типовых задач.

20
мин. – курация больных, микрокурация.

10
мин. – перерыв

1
час – клинический разбор больного с
бронхиальной астмой и опрос студентов
по заданной теме на примере курируемого
больного (этиология, патогенез, клиника,
дифференциальный диагноз, осложнения,
обследование, лечение).

15
мин. – перерыв

1
час – тестовый контроль знаний студентов,
решение типовых задачи по теме занятия

содержание
ТЕМЫ «
бронхиальная
астма»

Основные
вопросы темы:

  • Определение
    БА.

  • Этиология
    БА.

  • Патогенез
    БА.

  • Формы
    БА.

  • Клинико-патогенетические
    варианты БА.

  • Степени
    тяжести БА.

  • Основные
    клинико – лабораторные и инструментальные
    диагностические критерии БА.

  • Дифференциальный
    диагноз.

  • Лечение
    БА.

  • Осложнения
    БА.

Соседние файлы в папке МР_студ_пульмо

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник