Манипуляции выполняемые медицинской сестрой при бронхиальной астме
2.1. Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой
2.1.1. Правила пользования ДАИ
Цель: лечебная
Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией
Противопоказания: непереносимость лекарственного средства
Оснащение: ДАИ
№ | Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | ||
1 | Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. | Установление контакта с пациентом. |
2 | Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. | Мотивация пациента к сотрудничеству. |
3 | Получил согласие пациента. | Соблюдение прав пациента. |
4 | Подготовил оснащение. | Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции. |
II. Выполнение процедуры | ||
5 | Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
6 | Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. | Соблюдение прав пациента. |
7 | Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. | Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции. |
8 | Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). | Более эффективное выполнение манипуляции. |
9 | Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его | Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике. |
10 | Сделал максимальный вдох. | Подготовка дыхательных путей к вдоху. |
11 | Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. | Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости. |
12 | Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. | Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям |
13 | Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. | Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства. |
14 | Сделал спокойный выдох через нос. | Нормализация дыхания. |
15 | Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно | Обучение пациента. |
III. Завершение процедуры | ||
16 | При необходимости повторил п. 7-14. | Обучение пациента. |
17 | Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
18 | Отметил реакцию пациента на обучение. | Документация оценки и реакции пациента на обучение. |
2.1.2. Проведение пикфлоуметрии (ПФМ)
Цель: диагностическая (определение ПСВ)
Показания: диагностика и мониторинг БА
Противопоказания: нет
*Примечание:
Даже у одного и того же человека могут быть существенные расхождения при показаниях пикфлоуметрии. Для каждого человека характерен свой дневной и ночной режим. С практической точки зрения, необходимо определить для каждого пациента его собственную норму. Это можно сделать, используя так называемые лучшие личные показатели пациента.
Оснащение: пикфлоуметр, сменный мундштук, кожный антисептик
№ | Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | ||
1 | Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно, представился. | Установление контакта с пациентом. |
2 | Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий, показал правильное применение пикфлоуметра. | Мотивация пациента к сотрудничеству. |
3 | Получил согласие пациента. | Соблюдение прав пациента. |
4 | Подготовил оснащение. | Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции. |
II. Выполнение процедуры | ||
5 | Сообщил пациенту что при каждом при каждом измерении он должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя). | Более эффективное выполнение манипуляции. |
6 | Установил стрелку на ноль. | Для получения достоверных данных. |
7 | Взял пикфлоуметр так, чтобы пальцы рук не перекрывали выходные отверстия и не мешали движению стрелки. | Для предотвращения погрешностей. |
8 | Попросил принять нейтральное положение шеи (шея не согнута). | Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции. |
9 | Инструктировал пациента вдохнуть максимально глубоко. | Для набора воздуха в легкие. |
10 | Попросил обхватить губами и зубами мундштук пикфлоуметра, избегая закрывания отверстия мундштука языком | Для избегания попадания исходящего воздуха за пределы измерительного аппарата |
11 | Попросил с максимальной силой выдохнуть воздух, акцентируясь на силе выдоха, а не его количестве. | Для получения данных об объеме выдыхаемого воздуха |
12 | Определил показания. | Для получения достоверной информации о ПСВ. |
13 | Повторить пп.7-12 еще 2 раза | Определение максимальный результат. |
14 | Наилучший результат занес в дневник самоконтроля. | Для диагностики или оценки эффективности лечения. |
III. Окончание процедуры. | ||
15 | Продезинфицировал ПФМ, прополоскал проточной водой, высушил. | Профилактика ВБИ. |
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1.Наблюдение из практики 1
Больной А., 36 лет, поступил в пульмонологическое отделение.
Медицинский диагноз: бронхиальная астма инфекционно-аллергического генеза, среднетяжелого течения, обострение.
Жалобы на периодически возникающие приступы удушья, сопровождающиеся ощущением сжатия в области грудной клетки, чувством нехватки воздуха, громкими свистящими хрипами в груди, кашлем с трудно отделяемой мокротой. Приступы возникают до 4 раз в сутки, плохо купируются ингаляциями сальбутамола. Мокрота отходит с трудом, стекловидного характера.
В течение последних 5 лет страдает бронхиальной астмой инфекционно-аллергического генеза. Ухудшение состояния связывает с перенесенным простудным заболеванием.
Объективно:
Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Правильного телосложения. Кожные покровы чистые, бледные. Периферические лимфоузлы не увеличены. Пульс 86 ударов в мин., АД 140/90 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичные, ЧСС 86 в мин. Экспираторная одышка, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 28 в мин. В легких перкуторно — легочный звук с коробочным оттенком, ограничение подвижности нижнего легочного края; аускультативно – жесткое дыхание, рассеянные сухие свистящие хрипы. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена.
Лечащий врач назначил пациенту ингаляции беродуала через ДАИ при приступах, но пациент не умеет им пользоваться, и обращается за помощью к медицинской сестре.
-
Нарушенные потребности пациента:
-
физиологические:
-
есть (необходимость соблюдения гипоаллергенной диеты) -
пить (необходимость приема обильного теплого щелочного питья)
-
дышать (одышка) -
быть здоровым (заболевание)
-
избегать опасности (возможность развития осложнений) -
двигаться (одышка)
-
спать, отдыхать (одышка, кашель)
-
психо-социальные:
-
общаться (кашель, одышка)
-
работать (временная нетрудоспособность)
-
Проблемы пациента:
-
физиологические:
-
приступы удушья -
кашель -
трудно отделяемая мокрота -
экспираторная одышка
-
психологические:
-
неумение пользоваться ДАИ -
дефицит общения
-
социальные:
-
социальная изоляция -
временная нетрудоспособность
-
духовные:
-
дефицит самореализации
Приоритетные:
-
кашель с трудноотделяемой мокротой, -
экспираторная одышка.
Потенциальные:
-
риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, острой дыхательной недостаточности, утраты жизнедеятельности
Приоритетная проблема: экспираторная одышка.
Цель:
краткосрочная: пациент отметит уменьшение одышки к концу 3 суток.
долгосрочная: пациент будет знать причины появления одышки и меры ее предупреждения к моменту выписки.
Сестринские вмешательства | Обоснование |
| Помочь преодолеть психологические проблемы связанные с состоянием |
| Для предупреждения прогрессирования приступа удушья |
| Для улучшения состояния |
| Для облегчения дыхания. |
| Для улучшения дыхания и газообмена в легких |
| Для разжижения мокроты и лучшего ее отхождения. |
| Для оказания квалифицированной помощи. |
| Для профилактики развития осложнений |
| Для контроля эффективности оказываемой помощи и своевременного выявления осложнений. |
| Для профилактики развития осложнений. |
Реализация:
-
зависимые вмешательства: 7 -
независимые: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10
Оценка:
Пациент отмечает уменьшение одышки до 22 в мин. к концу 3 суток.
К моменту выписки пациент знает причины появления одышки и меры ее предупреждения. Цель достигнута.
-
Наблюдение из практики 2.
В пульмонологическом отделении к пациенту Власову Д. 48 лет, страдающему БА смешанного генеза, вызвали дежурную медицинскую сестру в связи с начавшимся у него приступом удушья.
Пациент жалуется на чувство нехватки воздуха, сухой кашель, свистящее дыхание. Ухудшение в течение 10 минут, самостоятельно пользовался беротеком, но без эффекта.
При сестринском обследовании выявлено следующее: состояние пациента тяжелое, положение вынужденное – пациент сидит, опираясь на край кровати, лицо цианотичное, отечное, набухшие вены шеи. Больной испуган, выражает страх смерти, на вопросы отвечает отдельными словами. Дыхание шумное, слышно на расстоянии, «дистанционные» хрипы, экспираторная одышка до 40 в мин. Пульс 105 в минуту, АД 150/90 мм рт. ст.
Неотложное состояние –
приступ бронхиальной астмы.
Информация, позволяющая определить неотложное состояние:
-
внезапное развитие приступа у пациента, страдающего бронхиальной астмой, -
вынужденное положение пациента – сидя с упором на руки, -
экспираторная одышка, ЧДД 40 в мин, -
сухие свистящие хрипы, -
тахикардия, артериальная гипертензия
АО «Медицинский Университет
Астана»
Кафедра «Введение в клинику»
Реферат
На тему: «Алгоритм действия
медицинской сестры при приступе бронхиальной
астмы»
Выполнила: студент гр.244ОМ Жумажан
Н.Ж.
Проверила: Балтабаева Ш.А.
Астана, 2014г.
План:
Бронхиальная астма.
Причины возникновения.
Этапы сестринского процесса
при бронхиальной астме.
Сестринское вмешательство.
Манипуляции выполняемые медицинской
сестрой.
Заключение.
Литература.
Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание,
которое характеризуется повторными приступами
удушья (бронхоспазма). В основе заболевания
лежит стойкое аллергическое воспаление
дыхательных путей от слизистой оболочки
носа до мельчайших бронхов и бронхиол.
Развитие бронхиальной астмы тесно связано
с воздействием различных факторов.
Предрасполагающие факторы:
Атопия: выработка организмом повышенного
количества иммуноглобулинов Е.
Гиперреактивность бронхов — повышенная
реакция на раздражители в виде легкого
и быстрого развития обструкции.
Причинные факторы:
Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные,
пыльцевые, грибковые, лекарственные,
вирусы, химические вещества, вакцины.
Под действием аллергенов у детей формируется
сенсибилизация и аллергия. Формирование
различных видов сенсибилизации происходит
в определенной временной последовательности.
У детей грудного возраста вначале формируется
сенсибилизация к пищевым и лекарственным
аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5
лет формируется сенсибилизация к бытовым,
эпидермальным, грибковым и пыльцевым
аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется
бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией.
Ведущую роль в формировании БА среди
бытовых аллергенов отводят клещам домашней
пыли. Благоприятные условия для их размножения
это влажный воздух, температура воздуха
от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания
являются мягкая мебель и постель, но они
распространяются по всей квартире: мягкие
игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя
обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками
верхнего слоя кожи человека или домашних
животных, плесенью, волосом, пером, растительной
пищей. Аллергенными свойствами обладают
покров и выделения клещей. Живут клещи
около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей
сохраняется месяцами и даже годами. Основной
путь проникновения бытовых аллергенов
в организм ингаляционный. Поэтому БА
с бытовой сенсибилизацией характеризуется
круглогодичным обострением, преобладанием
приступов удушья ночью или при уборке
квартиры.
К эпидермальным аллергенам относятся
шерсть, пух, перо, перхоть, выделения,
слюна домашних животных и насекомых (тараканов),
сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что
неаллергенных животных не бывает.
Пыльцевая сенсибилизация обусловлена
пыльцой растений (дуб, береза, тополь,
клен, ольха, злаки, сорняки и др.).
Действие причинных факторов
усугубляют:
— Респираторные вирусные инфекции — вирусы
повреждают слизистую оболочку, повышают
ее проницаемость для аллергенов, усиливают
гиперреактивность бронхов.
— Патологическое течение беременности
— контакты с аллергенами, профессиональная
вредность, нерациональное питание, инфекционные
заболевания.
— Недоношенность, нерациональное питание
ребенка — раннее искусственное вскармливание,
ранее введение в рацион ребенка пищевых
продуктов, обладающих сенсибилизирующей
активностью.
— Наличие аллергического дерматита и
других аллергических заболеваний.
— Пассивное или активное курение — 20 % детей
из семей, где курит один родитель, заболевают
БА уже в раннем возрасте.
— Факторы (триггеры), вызывающие обострение
БА: Аллергены, вирусные респираторные
инфекции, физические нагрузки, эмоциональные
стрессы, изменение метеоусловий.
— Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая,
нервно-психическая, паторецепторная
и дисгормональная.
Степени тяжести БА:
— легкая — дневные редкие приступы удушья
1-3 раза в месяц при контакте с конкретным
аллергеном. Снимается однократным использованием
бронхолитика;
— среднетяжелая — приступы днем и ночью,
1 раз в неделю. Снимаются после повторного
применения бронхолитика и гормонов:
— тяжелая — приступы несколько раз в неделю
или ежедневно днем и ночью.
Этапы сестринского
процесса при бронхиальной астме:
1 этап. Сбор информации
— Субъективные методы
обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История (анамнез) заболевания: начало
острое с повышения температуры тела.
История (анамнез) жизни: наличие аллергических
заболеваний у или родственников; сопутствующие
аллергические заболевания у больного.(дерматит,
крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся
эпизоды свистящего дыхания, экспираторной
одышки; кашель в ночные и утренние часы.
— Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие
больного нарушено, испуган, вынужденная
поза — сидит с приподнятым плечевым поясом,
опираясь на край стула/постели; экспираторная
одышка, дыхание шумное, дистанционные
свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника.
раздувание крыльев носа, набухание шейных
вен; кашель приступообразный с тягучей,
вязкой мокротой. При аускультации — сухие
свистящие и влажные хрипы.
2 этап. Выявление
проблем пациента.
У пациента с БА нарушаются
потребности: поддерживать общее состояние,
дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные
бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки,
гиперсекрецией слизи в просвет бронхов:
экспираторная одышка, участие в акте
дыхания вспомогательной мускулатуры.
тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза,
эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.
3-4 этапы. Планирование
и реализация ухода за пациентом
в стационаре
Цель ухода: способствовать
наступлению ремиссии, не допустить развитие
осложнений
Сестринский процесс
при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию
и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести
беседу с пациентом или родственниками
о причинах развития заболевания, особенностях
лечения и профилактике осложнений. Убедить
в необходимости лечения в стационаре,
выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения ЦНС и органов
дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию
и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства . Проведение
беседы с пациентом/родственниками об
особенностях гипоаллергенной диеты.
необходимости ее строгого соблюдения
не только в стационаре, но и дома после
выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей.
Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать
родственникам принести ребенку любимые
книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных
условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать
проведение влажной уборки и регулярного
проветривания; регулярность смены постельного
белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей
во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи
в проведении гигиенических мероприятий,
и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести
беседу о необходимости соблюдения гигиены.
Рекомендовать родственникам принести
зубную пасту, расческу, чистое сменное
белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения
врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение
базисной терапии.
Независимые вмешательства : Объяснить
пациенту и/или родителям необходимость
приема лекарственных препаратов. Провести
беседу с пациентом и/или родителями о
возможных побочных эффектах препаратов.
Научить пациента и /или родителей правилам
применения ДАИ и других устройств для
ингаляций, методике проведения пиклоуметрии
и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических
навыков у пациента/родителей. Сопровождать
на диагностические исследования, объясняя
цель и необходимость проведения. Обеспечить
психологическую поддержку пациенту и
родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений
в бронхах и функциональных показателей.
Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление
побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое
наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии,
жалобах, измерение температуры тела утром
и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и
характера одышки и кашля; контроль физиологических
отправлений. При ухудшении общего состояния
срочно сообщить лечащему или дежурному
врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения
и ухода. Раннее выявление и профилактика
осложнений.
5 этап. Оценка
эффективности ухода
При правильной организации
сестринского ухода наступает ремиссия,
пациент выписывается под наблюдение
педиатра, аллерголога, пульмонолога в
детской поликлинике. Пациент и его родители
должны знать об особенностях организации
режима, диеты, элиминационных мероприятиях,
о необходимости диспансерного наблюдения
и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Помощь при неотложных
состояниях
Доврачебная помощь
при приступе БА:
Сестринское | Обоснование |
| Для предупреждения прогрессирования |
| Для облегчения дыхания. |
| Для облегчения дыхания. |
| Уменьшение гипоксии. |
| Для оказания квалифицированной |
| Для разжижения мокроты и лучшего |
| Для снятия спазма гладкой мускулатуры |
| Для оказания квалифицированной |
| Для контроля эффективности |
Манипуляции,
выполняемые медицинской сестрой
Правила
пользования ДАИ
Цель: лечебная
Показания: заболевания дыхательной системы,
сопровождающиеся обструкцией
Противопоказания: непереносимость лекарственного
средства
Оснащение: дозированный аэрозольный
ингалятор
№ | Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к | ||
1 | Поприветствовал пациента уважительно | Установление контакта с пациентом. |
2 | Объяснил пациенту ход и суть | Мотивация пациента к сотрудничеству. |
3 | Получил согласие пациента. | Соблюдение прав пациента. |
4 | Подготовил оснащение. | Обеспечение быстрого и эффективного |
II. Выполнение | ||
5 | Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
6 | Сообщил пациенту о лекарственном | Соблюдение прав пациента. |
7 | Продемонстрировал пациенту | Для лучшего усвоения методики |
8 | Встал (процедуру лучше выполнить | Более эффективное выполнение |
9 | Снял с ингалятора защитный | Лекарственное средство перемешивается |
10 | Сделал максимальный вдох. | Подготовка дыхательных путей |
11 | Мундштук вставил себе в рот, | Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости. |
12 | Сделал глубокий вдох и одновременно | Распыление лекарственного |
13 | Извлек мундштук ингалятора | Необходимое время для лучшего |
14 | Сделал спокойный выдох через | Нормализация дыхания. |
15 | Попросил пациента имитировать | Обучение пациента. |
III. Завершение | ||
16 | При необходимости повторил | Обучение пациента. |
17 | Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
18 | Отметил реакцию пациента на | Документация оценки и реакции |