Лфк и физиотерапия при бронхите
Аббревиатура «ЛФК» расшифровывается как «лечебно-физкультурный комплекс». ЛФК является методом дополнительной терапии при многих болезнях. ЛФК при бронхите — это одна из наиболее эффективных методик, с помощью которой можно победить заболевание.
Важность проведения ЛФК при бронхите
Основная цель ЛФК при хроническом бронхите — реабилитация функционирования бронхов. Кроме этого, гимнастика имеет следующее положительное действие:
- улучшает поступление кислорода в бронхи и легкие;
- разрабатывает и укрепляет мышцы дыхательной системы;
- предотвращает возможные патологические осложнения;
- улучшает процесс поступления крови в район плевральной области, что способствует лучшему разжижению и выводу мокроты;
- повышает усвояемость организмом лекарственных препаратов;
- способствует регенерации ткани бронхов.
Кроме этого, выполнение упражнений ЛФК при бронхите повышает иммунитет. Организм эффективнее борется с инфекцией — первопричиной бронхита.
Особенности ЛФК для детей и взрослых
При бронхите в полости бронх накапливается немалое количество мокротных масс, что мешает нормальному процессу дыхания. Нередко при этом наблюдается спазмы, отеки, вентиляция легких нарушается. ЛФК эффективен и при обструктивном бронхите. С помощью гимнастики решаются следующие задачи:
- очищение полости бронхов от мокроты;
- усиление активности дыхания;
- улучшение притока крови к бронхам;
- препятствие воспалениям.
Особенно важна ЛФК при бронхите у детей, так как у них недостаточно развита мускулатура дыхательных органов, из-за чего процесс отхода слизи затрудняется. ЛФК помогает справиться с этой проблемой, стимулируя работу мышц.
Внимание! Начинать занятия по ЛФК при бронхите можно только тогда, когда температура уже спала! Первые несколько дней проводится медикаментозное лечение, и только затем назначается ЛФК. Для маленьких детей соблюдение данного условия является обязательным!
Комплекс упражнений
Выполнение комплекса ЛФК при хроническом бронхите начинается с разминки.
Лучше всего, если это будет дренажный массаж. Если занятия проводятся в домашних условиях — то для начала нужно сделать следующее:
- Нос зажать указательными пальцами. В течение 3 минут глубоко вдыхать и выдыхать воздух.
- Губы сделать «трубочкой». Вдыхать и выдыхать воздух через дыхательное горло. Время — 3 минуты.
- Положение губ не менять. Совершить вдох через нос, выдох — через рот. Следующий вдох — наоборот: ртом, выдох — носом. Чередовать 10-12 раз.
Как только разминка завершена — начинается основной этап занятий. Стандартный набор упражнений:
- Поза — лежа на спине, руки вдоль тела. Вдохнуть и неторопливо поднять нижние конечности, заводя их за затылок. Также медленно опустить при выдохе.
- Принять лежачее положение на спине. Одну руку положить под голову, а другую — вдоль тела. Ритм дыхания должен быть ускоренным и глубоким. Чередовать (желательно быстро) положение рук в такт дыханию.
- Упражнение «велосипед». Лежа на спине, нужно поднять ноги и начать «крутить» ими в воздухе воображаемые педали, как при езде на велосипеде.
- Лечь на живот, руки развести и согнуть в локтях, прижать ладони к полу (в области плечевого пояса). Вдох — оторвать от пола торс, выгнуть поясницу. Выдох — вернуться в прежнее положение.
- Лечь на живот, руки — вдоль тела. Вдох — приподнять голову и плечи, стараясь сделать это на максимум. Выдох — первоначальное положение.
- «Мяч». Поза — на животе. Руки за голову. Нужно стараться дотянуться до воображаемого мяча и удержать его, сколько возможно. Дыхание свободное, темп — ритмичный, вдохи и выдохи глубокие.
- Лечь на левый бок, немного свернувшись клубочком. Вдох — поднять правую руку вверх, позвоночник разогнуть и выпрямить. Выдох — первоначальное положение.
- «Лыжи». Встать в позу, как будто на лыжах. В руки «взять» воображаемые палки. Вдох — подняться на носочки, нагнуть корпус вперед так, чтобы колени коснулись живота, руки назад. Выдох — исходное положение.
- «Дровосек». Встать, ноги по ширине плеч. Руки находятся в вытянутом положении, пальцы рук переплетены в «замочек». Вдох — руки над головой, выдох — энергичный взмах вниз, как будто при рубке дров.
Упражнения выполняются по 10-12 раз. Исключение — «велосипед»: его нужно повторять столько раз, насколько хватит сил.
Для детей рекомендуется выполнять фигуры йоги. Вот их перечень:
- «Журавль». Вдох —руками взмахнуть ввысь. Выдох — опустить, одновременно произнести звук «ку» (протяжно).
- «Полет». Имитация полета птицы в виде взмахов руками. Сначала малыш пускается в бег, постепенно переходя на ходьбу.
- «Жук». Сесть на пол, руки кулачками упираются в бока по линии пояса. Вдох — поворот корпуса, рука (в зависимости от направления, параллельно ему) отводится назад. Выдох — прежнее положение.
Каждое упражнение повторять по 5 раз. Чтобы ребенок не капризничал — родителям рекомендуется проделывать упражнения вместе с ним.
При тяжелом состоянии, когда прописан постельный режим: взять шланг или трубочку, один конец опустить в чашу с водой, другой — у рта. Сесть, вдохнуть максимально глубоко. Выдыхать медленно, с перерывами в течении 15 минут, сплевывая слизь через трубочку.
Правила выполнения упражнений
Для того, чтобы результат от выполнения комплекса ЛФК при бронхите был максимальным — необходимо не отступать от определенных:
- проводить занятия в утренние и в вечерние часы (за 60-90 минут до отхода ко сну);
- предварительно проветрить помещение;
- температура в комнате — +10-180;
- не должно быть посторонних громких, раздражающих и мешающих занятиям звуков;
- не принимать пищу перед занятиями;
- между упражнениями необходим перерыв на полминуты;
- одежда должна быть комфортной и не препятствовать движениям.
Важно! Нельзя приступать к упражнениям при повышенной температуре, общей слабости и головокружении. При обострении болезни, когда пациенту нельзя покидать постель, занятия проводятся в щадящем режиме не дольше 4 минут в сутки.
Дыхательная гимнастика
База дыхательных упражнений — вдохи и выдохи разной интенсивности.
ЛФК при бронхите — а именно комплекс упражнений для дыхания — выполняется в 3 этапа:
- начальный,
- основной,
- заключительный.
Предварительно совершается разминка: 15 раз повторяется вдох-выдох ртом, затем носом.
Если наблюдается постоянное срабатывание кашлевого рефлекса — сначала нужно избавиться от мокроты. Для этого встать, ноги по ширине плеч, мышцы шеи расслаблены, голова чуть опущена. Пальцами слегка надавливать в районе пупка, при этом откашливая мокроту. Вниз можно подставить посуду с водой. Комплекс упражнений:
- Встать, ноги на ширине плеч. Вдох — подтянуться на носках, руки вверху, над головой. Выдох — через дыхательное горло со звуком «у», руки опустить.
- Шаги. Шагать на месте, руки развести. При совершении шага — вдох, стопа на полу — выдох. Длительность — 2 минуты.
- Поза лотоса. На вдохе — сжать ладони в кулачки, руки ввысь. Выдыхать без спешки, со звуком «х», руки на прежнее место.
- Махи руками. Дыхание глубокое, ритмичное, в такт движениям.
- Ноги вместе. Вдох — правая рука ввысь, левая — параллельно полу. Выдыхать не спеша, одновременно меняя руки местами.
- Наклоны. Руки вдоль тела. Вдох — наклон в одну сторону, выдох — в противоположную. Выполнять не спеша, дыхание размеренное.
Махи и шаги исполнять в течение 2 минут. Остальные упражнения исполнить 5-6 раз. Крайнее упражнение — обязательно 6 раз.
Дополнительные рекомендации специалистов
Специалисты советуют совмещать комплекс упражнений ЛФК при хроническом бронхите с дренажным массажем. Рекомендован такой порядок занятий: упражнения, дыхательная гимнастика, массаж.
Ароматерапия — прекрасное дополнение к гимнастике. Отличными дезинфицирующими свойствами обладают хвойные деревья. В комнату можно поставить веточку кедра, пихты, сосны, можжевельника. Также допустимо использование масел этих деревьев в аромалампах.
Внимание! Перед использованием эфирных масел важно убедиться в отсутствии аллергии!
ЛФК при бронхите не заменит основное лечение — но значительно ускорит процесс выздоровления. Установлено, что те, кто придерживается выполнения упражнений, вдвое быстрее справляется с болезнью, чем те, кто от ЛФК отказался. Занятия и после выздоровления помогут избежать рецидива болезни и прекрасно укрепят общее состояние организма.
Приложение: Гимнастика Стрельниковой
Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой как профилактика заболеваний верхних дыхательных путей у детей с нарушениями речи.
Наверх ↑
← Лечебная Физкультура для детей до 1 года
→ Цели и задачи ЛФК при растяжениях связок
Бронхит – это воспалительный процесс, протекающий в слизистых оболочках главных ветвей бронхиального дерева. Если поражаются более мелкие его ответвления, то говорят о бронхиолите.
Бронхит в острой форме выступает довольно часто в качестве спутника любого простудного заболевания, что и способствует широкому распространению этой болезни. Чаще всего возбудителями бронхита становятся вирусы, которые преимущественно вызывают на начальном этапе патологические процессы в верхних отделах дыхательного пути.
На сегодняшний момент бронхиты не считаются поводом для сильного беспокойства, даже в том случае, если к ним присоединяется бактериальная инфекция. Болезнь лечится довольно успешно лекарственными препаратами.
Причин для воспалительных процессов в трахее (дыхательное горло) и главных отделах бронхов две: инфекция и раздражение их слизистой различными факторами. Как правило, они возникают:
Кроме того, климатические условия в местах проживания играют большую роль для приобретения организмом человека склонности к острым бронхитам. Запыленный и сырой воздух с резкими температурными колебаниями вреден для людей в той же степени, что и сухой, затрудняющий увлажнение слизистых оболочек в достаточной мере. Сухой воздух, не успевший достаточно согреться, слишком быстро попадает в бронхи, что для них крайне вредно. В группу риска входят люди с нарушенным и затрудненным носовым дыханием.
Кашель при бронхите
Кашель – защитный механизм организма, и поэтому его, строго говоря, нельзя назвать именно специфическим признаком бронхита, однако отвести ему роль главного признака заболевания следует.
Раздраженная при воспалении слизистая оболочка бронхов, увеличивающая в этот момент продуцирование секрета для своей защиты, приводит к сильным приступам кашля. И это объяснимо, ведь образовавшаяся слизь и экссудат мелких закупоренных сосудов стенок бронхов, то есть мокрота, являются по сути своей чужеродными для организма веществами, и они удаляются с помощью отхаркивания.
Вначале мокрота появляется в небольшом количестве и консистенция ее очень вязкая, а затем, разжижаясь, она становится обильнее (может доходить до полулитра).
Лечение бронхита в острой форме
Формы бронхита, вызванные вирусами, как правило, не лечатся антибиотиками, но если затем в процесс была вовлечена и бактериальная инфекция, то в лечении обязательно используются специфические антибиотики.
Поскольку кашель – важнейший механизм для вывода из закупоренных дыхательных путей образованного секрета, то его подавление становится необходимым лишь в определенных случаях. Средства для медикаментозного лечения выбираются строго индивидуально, и важным акцентом в нем является сохранение текучести секрета.
Для полного и эффективного излечения острого бронхита необходимы следующие меры:
- строгий постельный режим;
- полный запрет на курение и на прогулки в туманную и холодную погоду;
- прием противовоспалительных, бронхоспазмолитических и отхаркивающих средств;
- дыхательная гимнастика и аэрозольная терапия.
Лечебная физическая культура при остром бронхите
Лфк при остром бронхите назначается после завершения самой бурной фазы болезни и снятия опасных симптомов заболевания. Ее задачей и целью является:
- обеспечение беспрепятственного выхода из бронхов мокроте;
- наращивание интенсивности лимфо- и кровообращения в легочной ткани с целью полного прекращения воспалительного процесса в органе;
- восстановление нарушенного дренажа в тканях;
- повышение защитных сил организма.
Из рекомендованного комплекса вначале выполняются дыхательные упражнения статического характера, и только потом уже переходят к динамическим, уделяя при этом особое внимание тем, которые способствуют именно выводу мокроты на длительном выдохе.
Кроме упражнений для восстановления полноценной дыхательной функции в комплексе лечебной физкультуры предусмотрены и те, которые имеют общеукрепляющий характер. На протяжении всего времени его выполнения необходимо соблюдать медленный темп. При назначении этих оздоравливающих процедур есть и серьезное противопоказание – наличие дыхательной недостаточности.
Если больному еще необходимо соблюдение постельного режима, то упражнения для усиления воздухообмена в легких и укрепления мышц дыхательной группы должны выполняться либо сидя на кровати, либо лежа.
С разрешения лечащего врача для облегчения вывода отходящей мокроты можно перейти затем на режим полупостельного типа. Указанные в методике дыхательные позы и упражнения на усиление мелкой и крупной мускулатуры выполняют в положении стоя или сидя, строго следя при этом за размеренностью ритма. Продолжительность занятий ЛФК не должна превышать 2 часов.
Массаж при остром бронхите
Массаж при остром бронхите столь же благоприятен для улучшения состояния больного, как и ЛФК. Продолжительностью сеанса не должна превышать 12 минут, а областью манипуляций является грудная клетка, спина, живот и ноги.
Желательно проводить массаж в течение всего года курсами (по 20 процедур) каждые три месяца.
Массажист свои руки располагает в плоскости параллельной ребрам, во время вдоха они двигаются к позвоночнику, а при выдохе — по направлению к грудине, что приводит к сжатию грудной клетки. Во время проведения процедуры раздражаются и рецепторы альвеол, и корни легкого, и сама плевра, это помогает усилить активность дыхательного центра и вдох получается более глубоким. Сеансы массажа полезно завершать вдыханием увлажненного кислорода в течение 5 минут.
В чем опасность хронического бронхита?
Обычно бронхит протекает довольно мягко, но полностью излечение достигается за несколько недель. Недостаточно организованное лечение и безответственное отношение больного к выполнению рекомендаций врача могут привести в итоге к дыхательной недостаточности.
О хроническом бронхите приходится говорить уже в том случае, если у пациента воспаление бронхов диагностируется за два года несколько раз подряд, а кашель и катар во время каждого заболевания длятся до трех месяцев.
Курение, смог и инфекция дыхательных путей – три фактора, на которых в большинстве случаев и лежит ответственность за заболевание. Курение и смог – первичные причины усиленного выделения клетками ткани бронхов слизи, а дальнейшие патологические изменения в слизистой и падение ее сопротивления способствуют присоединению ставшей теперь уже грозной для организма инфекции.
Столь же вредны и вещества, содержащиеся в воздухе, а особенно опасны:
- аммиак;
- ацетон;
- производные уксусной кислоты;
- хлористый и фтористый водород;
- пары металлов;
- сероводород;
- двуокись серы.
Ситуация намного осложняется, если у больного есть аллергические проявления по отношению к веществам, содержащимся в воздухе. Случившийся в этом случае спазм бронхов, а особенно бронхиол, еще больше препятствует воздушному потоку, двигающемуся по дыхательному пути.
У больного хроническим бронхитом просветы в органе сужены из-за набухшей слизистой и постоянного присутствия экссудата и секрета. Кроме того, стенки бронхов становятся менее эластичными из-за частичной замены рабочей ткани на волокна соединительной, которая по качеству более жесткая.
Человеку для проявления любой мышечной активности требуется увеличенная поставка легкими кислорода, но с такими бронхами осуществить это проблематично. И тогда появляется одышка (диспноэ) или учащенное дыхание, ведь больной отчаянно пытается компенсировать недостаток воздуха. Но самым опасным в хроническом бронхите является тенденция к ухудшению состояния больного со временем. При отсутствии положительной динамики в процессе становится неизбежна эмфизема легких, что выливается в дыхательную, а затем и в хроническую сердечную недостаточность.
Оценкой состояния бронхов при такой форме заболевания является степень непроходимости (обструкция) – это показатель нарушения их дренажной функции. В случае хронического бронхита, как и при остром, ЛФК и массаж в сочетании с медикаментозной терапией и физиотерапией являются гарантом полного излечения.
В последнее время хорошую эффективность в реабилитации таких больных показала работа со звуком. Звуковые вибрации (произнесение различных звукосочетаний) способствуют вентиляции легочного аппарата, и, в частности, прохождению воздуха по бронхиальным путям. Развивать и восстанавливать дыхательную функцию можно и с помощью игры на инструментах в духовом оркестре.
ËÔÊ è ìàññàæ ïðè áðîíõèòàõ
Îñòðûé áðîíõèò ìîæåò âîçíèêíóòü âñëåäñòâèå ðàçâèòèÿ ãíîåðîäíîé ôëîðû èëè â ðåçóëüòàòå õèìè÷åñêîãî (êóðåíèå, õèìè÷åñêèé ïðîèçâîäñòâåííûé ôàêòîð), ìåõàíè÷åñêîãî ðàçäðàæåíèÿ (èíîðîäíîå òåëî) èëè êàê ïðîÿâëåíèå àëëåðãèè. Ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ çàòðàãèâàåò òîëüêî ñëèçèñòóþ áðîíõîâ èëè, ðåæå, âñå ñëîè ñòåíêè. Îñíîâíûì ïðèçíàêîì áðîíõèòà ÿâëÿåòñÿ êàøåëü ñóõîé èëè ñî ñêóäíîé âÿçêîé ìîêðîòîé. Òåìïåðàòóðà îáû÷íî íîðìàëüíàÿ èëè ñëåãêà ïîâûøåíà (ñóáôåáðèëüíàÿ), âîçìîæåí íàñìîðê, ïåðøåíèå â ãîðòàíè, õðèïû (ëàðèíãîòðàõåèò). Êàøåëü ïîñòåïåííî óñèëèâàåòñÿ. Ïðè ñèëüíîì êàøëå ïîÿâëÿþòñÿ áîëè â ãðóäíîé êëåòêå è âåðõíèõ îòäåëàõ æèâîòà. Ïðè îñòðîì áðîíõèòå ËÔÊ íà÷èíàþò â ïåðèîä ñòèõàíèÿ îñòðîãî ïðîöåññà.
Õðîíè÷åñêèé áðîíõèò ìîæåò áûòü îñëîæíåíèåì îñòðîãî ïðîöåññà èëè ïåðâè÷íî õðîíè÷åñêèì (ó êóðèëüùèêîâ èëè êàê ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïàòîëîãèÿ). Îí õàðàêòåðèçóåòñÿ ìó÷èòåëüíûì ïðèñòóïîîáðàçíûì êàøëåì, ÷àùå ïî óòðàì. Ëå÷åíèå áðîíõèòà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðèåìå ìåäèêàìåíòîâ, â òîì ÷èñëå â ôîðìå èíãàëÿöèé, èñïîëüçîâàíèè ãîð÷è÷íèêîâ, áàíîê, îòõàðêèâàþùèõ ñðåäñòâ. Ïðè õðîíè÷åñêîé ôîðìå â óñëîâèÿõ áëàãîïðèÿòíîãî êëèìàòè÷åñêîãî êóðîðòà ËÔÊ è ìàññàæ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòüþ êîìïëåêñíîãî ëå÷åíèÿ áðîíõèòîâ.
ËÔÊ óñèëèâàåò êðîâî è ëèìôîòîê, óìåíüøàåò èëè ëèêâèäèðóåò âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â áðîíõàõ, âîññòàíàâëèâàåò äðåíàæíóþ ôóíêöèþ áðîíõîâ, ïðåäóïðåæäàåò îñëîæíåíèÿ (ïíåâìîíèÿ) è ïåðåõîä â õðîíè÷åñêóþ ôîðìó, ïîâûøàåò ñîïðîòèâëÿåìîñòü ê ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì.
Ïåðâûå 710 äíåé âûïîëíÿþòñÿ, â îñíîâíîì, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñòàòè÷åñêîãî è äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà, çàòåì âêëþ÷àþòñÿ îáùåóêðåïëÿþùèå óïðàæíåíèÿ. Ðåêîìåíäóåòñÿ ðåãóëÿðíîå çàêàëèâàíèå (áåã òðóñöîé íà âîçäóõå, îáëèâàíèå ïîñòåïåííî ñíèæàÿ òåìïåðàòóðó âîäû ñ 22 °C äî 1316 °C), çàíÿòèÿ êîíüêàìè, ëûæàìè, ïëàâàíèå íå ðàíåå, ÷åì ÷åðåç ìåñÿö ïîñëå îñòðîãî èëè îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêîãî áðîíõèòà.
Âûïîëíåíèå äèíàìè÷åñêèõ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ ñïîñîáñòâóåò äðåíèðîâàíèþ (î÷èùåíèþ) áðîíõîâ ïðè èõ äâóñòîðîííåì ïîðàæåíèè. Ðåêîìåíäóåòñÿ ñëåäóþùåå óïðàæíåíèå: íà âûäîõå, ñãèáàÿ ðóêè, îïóñòèòü âåðõíþþ ÷àñòü òóëîâèùà ê êóøåòêå, òàç ïîäíÿòü êàê ìîæíî âûøå (èìèòàöèÿ ïîäëåçàíèÿ).  êîíöå âûäîõà ïîêàøëèâàíèå. Îñîáåííî âàæíî ñëåäèòü çà óëó÷øåíèåì âåíòèëÿöèè è ñîñòîÿíèåì áðîíõèàëüíîãî äåðåâà íèæíèõ äîëåé ëåãêèõ, òàê êàê îíè ñàìûå àêòèâíûå â ôóíêöèîíàëüíîì îòíîøåíèè îòäåëû è èìåííî íèæíåäîëåâûå áðîíõîýêòàçû ÷àùå âñåãî âñòðå÷àþòñÿ ïðè ãíîéíûõ çàáîëåâàíèÿõ ëåãêèõ. Ðåãóëÿðíîå âûïîëíåíèå áîëüíûì 45 óïðàæíåíèé ñðàçó ïîñëå ëèêâèäàöèè âîñïàëåíèÿ â ëåãêèõ èëè â áðîíõàõ ïðåäóïðåæäàåò ïåðåõîä îñòðîãî ïðîöåññà â õðîíè÷åñêèé, ñïîñîáñòâóåò áûñòðåéøåé ëèêâèäàöèè ìîêðîòû, âîññòàíîâëåíèþ ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ.
Ñ öåëüþ íîðìàëèçàöèè òîíóñà ãëàäêîé ìóñêóëàòóðû áðîíõîâ ïðîâîäèòñÿ äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà ñ ïðîèçíîøåíèåì çâóêîâ. Ïîñëå óìåðåííîãî âäîõà íà ìåäëåííîì âûäîõå ñäàâëèâàþò ãðóäíóþ êëåòêó â ñðåäíèõ è íèæíèõ îòäåëàõ, ïðîèçíîñÿ çâóêè ïôô, ððð, áððîõ, áðààõ, äððîõ, äðààõ, áððóõ. Âûäîõ ñ êàæäûì çâóêîâûì óïðàæíåíèåì ñëåäóåò ïîâòîðèòü 45 ðàç, ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàÿ ïî ìåðå òðåíèðîâàííîñòè ÷èñëî ïîâòîðåíèé äî 710 ðàç. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü âûäîõà ïî ñåêóíäîìåðó äîëæíà ñîñòàâëÿòü â íà÷àëå 45 ñ, ïîñòåïåííî äîñòèãàÿ 1225 ñ. Åñëè åñòü ìîêðîòà, åå âûâîäÿò ìåäëåííî íàäàâëèâàÿ íà ãðóäíóþ êëåòêó ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè. Êàæäîå ïîêàøëèâàíèå è âûâåäåíèå ìîêðîòû íå äîëæíî ñîïðîâîæäàòüñÿ øóìíûì ãëóáîêèì âäîõîì, òàê êàê ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ñïàçìó ìóñêóëàòóðû áðîíõîâ. Ýòè æå óïðàæíåíèÿ ìîæíî âûïîëíèòü ñ ïîìîùüþ ïîëîòåíöà, êîòîðûì îïîÿñûâàþò ãðóäíóþ êëåòêó (êîíöû ñïåðåäè). Íà ìåäëåííîì âûäîõå êîíöàìè ïîëîòåíöà ñäàâëèâàþò ãðóäíóþ êëåòêó è ïðîèçíîñÿò ïåðå÷èñëåííûå âûøå çâóêè (610 ðàç). Èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ ïîëóñèäÿ (â ïîñòåëè, íà êóøåòêå) ïîñëå óìåðåííîãî âäîõà íà ìåäëåííîì âûäîõå ïîî÷åðåäíîå ïîäòÿãèâàíèå íîã ê áðþøíîé è ãðóäíîé ñòåíêå (ïðè íàëè÷èè ìîêðîòû ïðîâîäÿò ïðóæèíÿùèå íàäàâëèâàíèÿ áåäðîì íà ñòåíêó ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè). Ïîñëå êàæäîãî âûäîõà ñëåäóåò ïîâåðõíîñòíûé âäîõ. Åñëè åñòü ìîêðîòà, òî ïåðâûå 34 äíÿ âûïîëíÿþò óïðàæíåíèÿ äëÿ äðåíèðîâàíèÿ áðîíõîâ. Ïðè ïðåâðàùåíèè ìîêðîòû èç ñëèçèñòî-ãíîéíîé â ñëèçèñòóþ çàíÿòèÿ òîæå íà÷èíàþò ñ äðåíàæà, ïåðåõîäÿ çàòåì ê äèíàìè÷åñêèì äûõàòåëüíûì óïðàæíåíèÿì, íàïðàâëåííûì íà âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ àïïàðàòà âíåøíåãî äûõàíèÿ.
Øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ ìàññàæ, ê çàäà÷àì êîòîðîãî îòíîñÿòñÿ: íîðìàëèçîâàòü êðîâîîáðàùåíèå â áðîíõàõ, îêàçàòü ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå, ñïàçìîëèòè÷åñêîå è ðàññàñûâàþùåå äåéñòâèå, óëó÷øèòü îòõàðêèâàíèå ìîêðîòû.  ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà íà æèâîòå (íîæíîé êîíåö êðîâàòè ïðèïîäíÿò) ìàññèðóþò ñïèíó, ïðèìåíÿÿ ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå, ðàçìèíàíèå, çàòåì äåëàþò ðàñòèðàíèå ìåæðåáåðèé. Ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè âûïîëíÿþò òàêæå â ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà íà ñïèíå. Âíà÷àëå äåëàþò ïëîñêîñòíîå è îáõâàòûâàþùåå ïîãëàæèâàíèå ãðóäíîé êëåòêè (íîãè ñîãíóòû â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ), çàòåì ðàñòèðàíèå ìåæðåáåðèé, ðàçìèíàíèå ãðóäíûõ ìûøö, âèáðàöèþ ãðóäíîé êëåòêè. Ïðè ðàñòèðàíèè ìåæðåáåðèé ðóêè ìàññàæèñòà ðàñïîëàãàþòñÿ ïàðàëëåëüíî ðåáðàì è ñêîëüçÿò îò ãðóäèíû ê ïîçâîíî÷íîìó ñòîëáó. Ïðè ìàññàæå ðàçëè÷íûõ îòäåëîâ ãðóäíîé êëåòêè ðóêè ìàññàæèñòà âíà÷àëå íàõîäÿòñÿ íà íèæíåáîêîâîì îòäåëå åå (áëèæå ê äèàôðàãìå), à âî âðåìÿ âûäîõà äâèæóòñÿ ê ãðóäèíå (ê êîíöó âûäîõà ñæèìàþò ãðóäíóþ êëåòêó). Çàòåì ìàññàæèñò ïåðåíîñèò îáå ðóêè ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì è âûïîëíÿåò òå æå äâèæåíèÿ. Òàêèå ïðèåìû ñëåäóåò ïðîâîäèòü â òå÷åíèå 23 ìèí. Äâèæåíèå äèàôðàãìû è ñäàâëèâàíèå íèæíèõ ðåáåð íà âûäîõå óëó÷øàþò âåíòèëÿöèþ íèæíèõ äîëåé ëåãêèõ. Ïðè âîçäåéñòâèè ìàññàæåì íà ìåæðåáåðíûå ìûøöû è ïàðàâåðòåáðàëüíûå ñåãìåíòû ïîçâîíî÷íèêà âîçíèêàåò îòâåòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíîâ äûõàíèÿ (ìîòîðíî-âèñöåðàëüíûé ðåôëåêñ). Ïðè ñäàâëèâàíèè ãðóäíîé êëåòêè ïðîèñõîäèò ðàçäðàæåíèå ðåöåïòîðîâ àëüâåîë, êîðíÿ ëåãêîãî è ïëåâðû, ÷òî ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ ïîâûøåíèÿ âîçáóäèìîñòè äûõàòåëüíîãî öåíòðà è àêòèâíîãî âäîõà.
Èííîâàöèîííûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ïðè õðîíè÷åñêîì áðîíõèòå (ïîäîñòðûé ïåðèîä)
1. È. ï. î. ñ. Íà âäîõå áðþøíàÿ ñòåíêà âûïÿ÷èâàåòñÿ, íà âûäîõå âòÿãèâàåòñÿ. 810 ðàç.
2. È. ï. î. ñ. Íà âäîõå áðþøíàÿ ñòåíêà âûïÿ÷èâàåòñÿ, ïîäíèìàåòñÿ è ðàñøèðÿåòñÿ ãðóäíàÿ êëåòêà, íà âûäîõå áðþøíàÿ ñòåíêà âòÿãèâàåòñÿ, ãðóäíàÿ êëåòêà ñæèìàåòñÿ. 810 ðàç.
3. È. ï. î. ñ. Íà âäîõå áðþøíàÿ ñòåíêà âòÿãèâàåòñÿ, íà âûäîõå áðþøíàÿ ñòåíêà âûïÿ÷èâàåòñÿ. 810 ðàç.
4. È. ï. ñòîÿ, ðóêè íà ïîÿñå. ×àñòîå äûõàíèå áûñòðûé âäîõ è áûñòðûé âûäîõ (6 öèêëîâ). ×åðåç 12 ñ âûïîëíèòü áûñòðûé âäîõ-âûäîõ (8 ðàç). ×åðåç 12 ñ âûïîëíèòü áûñòðûé âäîõ áûñòðûé âûäîõ (10 öèêëîâ). Òðåíèðîâêà âåðõíå è íèæíåãðóäíîãî äûõàíèÿ. Ìåäèòàòèâíîå äûõàíèå 2025 ñ.
5. È. ï. î. ñ. Ìàêñèìàëüíî ïîäíÿòü ïëå÷è è óñèëèåì ìûøö âåðõíåé ÷àñòè ãðóäè è ïåðåäíåáîêîâîé ïîâåðõíîñòè øåè íà âäîõå ïîäíÿòü ãðóäíóþ êëåòêó (êàê áû ïîäòÿãèâàÿ åå ê ïëå÷àì), ïðè ïðîäîëæèòåëüíîì ñïîêîéíîì âûäîõå ìåäëåííî îïóñòèòü ïëå÷è, ðàññëàáèòüñÿ. 810 ðàç.
6. È. ï. ëåæà íà ïîëó, ðóêè çà ãîëîâîé, ïîä ëîïàòêàìè âàëèê. Ïàðòíåð, âçÿâ ðóêè çà çàïÿñòüå, ïðóæèíÿùèìè äâèæåíèÿìè îïóñêàåò ðóêè ê ïîëó, à çàíèìàþùèéñÿ îêàçûâàåò ýòèì äâèæåíèÿì óìåðåííîå ñîïðîòèâëåíèå. Àêòèâíûå âäîõè è âûäîõè íå äåëàòü, äûõàíèå äîëæíî áûòü çà ñ÷åò ïàññèâíîãî ðàñøèðåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè. Ïîñëå 56 äâèæåíèé ñëåäóåò ïðîäîëæèòåëüíûé âûäîõ, ðóêè ðàññëàáëÿþòñÿ. Ïîâòîðèòü 46 ðàç. Ìîæíî äåëàòü óïðàæíåíèÿ ñ 12 êã ãàíòåëÿìè.
7. Àêöåíòèðîâàííîå ãðóäíîå äûõàíèå. È. ï. ñèäÿ íà ïîëó (ñòóëå), óïîð ñçàäè. Âûïîëíèòü íåïîëíûé âäîõ, çàäåðæàòü äûõàíèå íà âäîõå è, íå âûäûõàÿ, ïðîèçâåñòè âíîâü íåáîëüøîé âäîõ, ñ çàäåðæêîé äûõàíèÿ, çàòåì âûïîëíèòü ìåäëåííûé ãëóáîêèé âûäîõ, ñâîáîäíîå äûõàíèå â òå÷åíèå 15 ñ.
8. È. ï. î. ñ. Ðóêè çà ãîëîâó, ïðîãíóòüñÿ âûäîõ; è. ï. óäëèíåííûé âäîõ ñ âòÿãèâàíèåì æèâîòà. 810 ðàç.
9. È. ï. ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè îïóñòèòü âíèç. Ðóêè îòâåñòè â ñòîðîíû âäîõ; íàæèìàÿ ëàäîíÿìè íà íèæíèå ðåáðà è íàêëîíÿÿñü âïåðåä, óäëèíåííûé âûäîõ. 810 ðàç.
10. È. ï. ñèäÿ íà ñòóëå èëè ñòîÿ. Âûïîëíèòü ïîâîðîò ãîëîâû íàëåâî, øóìíûé êîðîòêèé âäîõ íîñîì, ïðèíèìàÿ è. ï. íåïðîèçâîëüíûé âûäîõ, çàòåì âûïîëíèòü òî æå ïðè ïîâîðîòå ãîëîâû íàïðàâî. Ïîâòîðèòü 810 ðàç.
11. È. ï. òî æå. Âûïîëíèòü íàêëîí ãîëîâû âïåðåä êîðîòêèé øóìíûé âäîõ íîñîì, ïðèíèìàÿ è. ï. íåïðîèçâîëüíûé âûäîõ, òî æå ïðè íàêëîíå ãîëîâû íàçàä.
12. È. ï. ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè íà êîëåíÿõ. Ïðèïîäíèìàÿ ãîëîâó, ïîòÿíóòüñÿ ââåðõ âäîõ, âåðíóòüñÿ â è. ï. óäëèíåííûé âûäîõ ÷åðåç ðîò, ïðè ýòîì ïðîèçíîñèòü æ-æ-æ. 68 ðàç.
13. È. ï. ñèäÿ íà ïÿòêàõ, ÿçûê ïðèæàò ê íåáó ïîä çóáàìè, «ëåâ èùåò äîáû÷ó» ïàöèåíò ïîâîðà÷èâàåòñÿ â ëåâóþ ñòîðîíó äî ïðåäåëà, îäíîâðåìåííî äâèãàÿ ÿçûê çà çóáàìè â ñòîðîíó ïîâîðîòà, êàê áû çàãëàòûâàÿ åãî. Âîçâðàò â è. ï. Òî æå â ïðàâóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòü 67 ðàç.
14. È. ï. òî æå. «Ëåâ íàøåë äîáû÷ó» ðåáåíîê âñòàåò íà êîëåíè, ïàëüöû ñîãíóòû êàê êîãòè, ñèëüíî íàïðÿæåíû (èëè ñæàòû â êóëàê). Ãëàçà ñìîòðÿò ââåðõ, ëåâ ðû÷èò, äíåì ñî çâóêîì, íî÷üþ áåççâó÷íî (íà âûäîõå). Ïîâòîðèòü 68 ðàç.
15. È. ï. óïîð ñòîÿ íà êîëåíÿõ. «Êîòåíîê» âñòàåò íà êîëåíè è âûãèáàåò ñïèíó ñî çâóêîì ø-ø-ø â òå÷åíèå 15 ñ.
16. È. ï. î. ñ. Ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ (âäîõ), íàêëîí âïåðåä, ðóêè âíèç, ïîëíûé âûäîõ ñ îòêàøëèâàíèåì. 46 ðàç.
17. È. ï. ñèäÿ íà ñòóëå. Ìåäèòàòèâíûå óïðàæíåíèÿ: íåáîëüøîé íàêëîí âïåðåä, âûäîõ ñ îòêàøëèâàíèåì. 2 ìèí.
18. È. ï. ñèäÿ íà ñòóëå, êîëåíè ðàçâåäåíû. Ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû âäîõ. Ïðèæàòü ëîêîòü ëåâîé ðóêè ê íèæíåìó êðàþ ãðóäíîé êëåòêè, áëèæå ê ëåâîìó áîêó ñâåðõó ïîëîæèòü ïðàâóþ ðóêó, íàêëîí âëåâî, óäåðæèâàÿ âûäîõ ñ îòêàøëèâàíèåì. Ïîâòîðèòü â äðóãóþ ñòîðîíó. 46 ðàç.
19. È. ï. òî æå. Ìåäëåííûé ãëóáîêèé âäîõ ñ îäíîâðåìåííûì íàïðÿæåíèåì ìûøö ðóê è òóëîâèùà, çàäåðæêà äûõàíèÿ íà 56 ñ, áûñòðûé âûäîõ è ìãíîâåííîå ðàññëàáëåíèå ìûøö. Ïîâòîðèòü 8 ðàç.
20. È. ï. òî æå. Áûñòðûé ãëóáîêèé âäîõ, íàïðÿ÷ü ìûøöû òåëà, çàäåðæàòü äûõàíèå íà 23 ñ, ìåäëåííûé âûäîõ è ðàññëàáëåíèå ìûøö. Ïîâòîðèòü 810 ðàç.
21. È. ï. ñåä íà ïÿòêàõ, êîëåíè âìåñòå, ñïèíà ïðÿìàÿ. Ñïîêîéíî íà âûäîõå ïðóæèíÿùèì íàêëîíîì íàêëîíèòüñÿ âïåðåä è ëáîì êîñíóòüñÿ ïîëà, ïîêàøëÿòü, ðóêè ðàñïîëîæåíû âäîëü òóëîâèùà ëàäîíÿìè ââåðõ. Äûõàíèå ñïîêîéíîå. Ïîâòîðèòü 67 ðàç.
22. È. ï. ñòîÿ, ðóêè âíèç. Ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû âäîõ, ðóêè ïîëîæèòü íà êîëåíè, ïðèñåäàÿ íà íîñêàõ, íàêëîíèòü âïåðåä òóëîâèùå òàê, ÷òîáû áåäðà ñäàâèëè ãðóäíóþ êëåòêó óäëèíåííûé âûäîõ ñ îòêàøëèâàíèåì. 46 ðàç.
23. È. ï. òî æå. «Ìÿãêèå ïàëüöû». Íà âäîõå ñæàòü ïàëüöû â êóëàê, ðàçæàòü âûäîõ.
24. È. ï. òî æå. Ìåäèòàòèâíûå óïðàæíåíèÿ: ïîäíèìàÿ ðóêè ââåðõ, ïîòðÿñòè êèñòÿìè, èçîáðàæàÿ «âåòåð». Âåðíóòüñÿ â è. ï. Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå 2 ìèí.
Èííîâàöèîííàÿ ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà äëÿ áîëüíûõ ñ ïîäîñòðûì áðîíõèòîì â ñòàöèîíàðíûõ è äîìàøíèõ óñëîâèÿõ (ïåðèîä âûçäîðîâëåíèÿ)
Ïîäáîð óïðàæíåíèé ïðîèçâîäèòñÿ ïî ñîñòîÿíèþ ïàöèåíòà.
1. È. ï. ëåæà íà ñïèíå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû ãëóáîêèé âäîõ, íà ìåäëåííîì âûäîõå (÷åðåç ãóáû, ñëîæåííûå òðóáî÷êîé) êèñòÿìè ðóê ñäàâëèâàòü ïîïåðåìåííî ñðåäíèå è íèæíèå îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè. 45 ðàç.
2. È. ï. òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîî÷åðåäíî ïîäòÿíóòü ñîãíóòóþ íîãó ê æèâîòó è ãðóäè. Ïðè ñîïðèêîñíîâåíèè ñ ãðóäüþ è æèâîòîì äåëàòü ïðóæèíÿùèå äâèæåíèÿ áåäðîì (48 ðàç), ñèíõðîííî ñ êàøëåì äëÿ ëó÷øåãî îòõîæäåíèÿ ìîêðîòû. 45 ðàç êàæäîé íîãîé.
3. È. ï. òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîäíÿòü òóëîâèùå è íàêëîíèòü åãî âïåðåä, äîñòàâàÿ ðóêàìè ñòîïû. Íàêëîíû äåëàòü ñèíõðîííî ñ êàøëåâûìè òîë÷êàìè. 35 ðàç.
4. È. ï. òî æå. Ïîñëå ãëóáîêîãî âäîõà íà âûäîõå ïîî÷åðåäíî îñóùåñòâëÿòü êðóãîâûå äâèæåíèÿ â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå â îáå ñòîðîíû ïîäíÿòîé äî 45° íîãîé. Ïîî÷åðåäíî 45 ðàç êàæäîé íîãîé. Ïîñëå ìåäèòàòèâíîé ðåëàêñàöèè (1015 ñ) âûïîëíèòü îäíîâðåìåííûå äâèæåíèÿ 68 ðàç.
5. È. ï. ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè ñçàäè. Âûðàáîòêà äèàôðàãìàëüíîãî è ãðóäíîãî äûõàíèÿ. Ìåäëåííûé ãëóáîêèé âäîõ, çàòåì ìåäëåííûé ãëóáîêèé âûäîõ.
6. È. ï. òî æå. Âûïîëíèòü ñâîáîäíîå äûõàíèå.
7. È. ï. òî æå. Íà 3 ñ÷åòà ìåäëåííûé ãëóáîêèé âäîõ, íà 3 ñ÷åòà ìåäëåííûé ãëóáîêèé âûäîõ.
8. È. ï. òî æå. Ïîâòîðèòü ñ çàìåäëåíèåì âäîõà è âûäîõà.