Лекарственные препараты при лечении анемии курсовая работа
Общие синдромы для всех форм анемии и ее диагностика. Анализ этиологии и патогенеза железодефицитного малокровия. Течение беременности, родов и послеродового периода при сниженном гемоглобине в крови. Особенность лечения данного заболевания у детей.
Подобные документы
Оптимизация диагностики и лечения бактериального кератита на основе анализа этиологии и иммунологических аспектов патогенеза. Выделение клинических форм заболевания. Внедрение дифференцированной терапии с использованием иммунотропных препаратов.
автореферат, добавлен 24.01.2018
Понятие и основные факторы, влияющие на формирование железодефицитной анемии. Ее характеристика и симптомы, клиническая картина и распространенность. Этапы и принципы патогенетического развития железодефицитного состояния, разновидности дефицитов.
презентация, добавлен 25.08.2015
Сущность понятия «анемия». Эволюция препаратов железа, применяемых при железодефицитной анемии в медицине и ветеринарии. Органические ферропрепараты как средство для профилактики и лечения анемии. Развитие фармакологии и фармации во второй половине ХХ в.
реферат, добавлен 05.05.2009
Общее понятие, виды и причины возникновения бронхита. Основные клинические симптомы при бронхите. Лекарственные препараты для лечения различных форм заболевания. Дополнительные методы лечения. Фитотерапия и различные средства нетрадиционной медицины.
реферат, добавлен 25.08.2010
Исследование этиологии и патогенеза фенилкетонурии, тяжелого наследственного заболевания, которое характеризуется главным образом поражением нервной системы. Изучение клинических проявлений, диагностики и методов лечения заболевания у детей и взрослых.
реферат, добавлен 18.12.2011
Общие симптомы для всех форм анемий, возникновение которых связано с гипоксией. Патогеническая классификация анемий. Клинические проявления железодефицитной анемии, обусловленные наличием анемического синдрома и дефицитом железа (гипосидерозом).
курсовая работа, добавлен 03.07.2014
Понятие анемии (малокровия) как снижения общего количества гемоглобина, уменьшения его концентрации в единице объема крови. Чувствительность плода к анемическому состоянию матери. Потребность в железе при беременности. Распределение железа в организме.
реферат, добавлен 05.03.2016
Особенность этиологии и патогенеза недуги. Клиническая картина гестационного пиелонефрита. Основная характеристика возбудителей заболевания почек и пути их передачи. Осложнения, методы лечения и профилактика воспалительной болезни во время беременности.
реферат, добавлен 16.01.2015
Анемия у детей – это патологическое состояние, которое характеризуется сниженным содержанием гемоглобина в крови. Недостаточность питательных веществ в организме и нехватка железа. Показатели уровня гемоглобина в крови у ребёнка. Причины анемии.
реферат, добавлен 14.03.2016
Понятие анемии, ее определение ее содержания и диагноз. Теоретические основы анемии у беременных, профилактика и лечение железодефицитной анемии. Ведение беременных женщин в гинекологическом отделении или в женской консультации для профилактики анемии.
курсовая работа, добавлен 06.01.2018
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Классификация анемий; этиология и причины возникновения железодефицитной анемии, влияние уровня гемоглобина на степень ее тяжести. Лечение анемии; характеристика лекарственных железосодержащих препаратов, показания и противопоказания к их применению.
Подобные документы
Группы патогенетических факторов развития и степени тяжести анемии. Причины потерь железа в пожилом возрасте. Диагностика и лечение железодефицитной анемии. Мероприятия по уходу и поддержке пациентов, страдающих заболеваниями крови и костного мозга.
реферат, добавлен 01.11.2015
Изучение этиологии, разновидностей, клинических проявлений и способов лечения анемий у беременных женщин. Особенности железодефицитной, апластической, мегалобластной и гемолитической анемии. Постановка дифференциального диагноза. Методы профилактики.
презентация, добавлен 10.03.2012
Понятие, этиология, патогенез, классификация, причины, клиническая картина и развитие, лечение и профилактика железодефицитной анемии. Нарушение синтеза гемоглобина вследствие дефицита железа. Нарушение транспорта железа вследствие дефицита трансферрина.
презентация, добавлен 25.03.2014
Патогенетическая классификация анемий: постгеморрагические, гипопластические, гемолитические. Этиология и патогенез железодефицитной анемии у детей: антенатальные, интранатальные и постнатальные причины. Особенности распределения железа в организме.
презентация, добавлен 17.05.2015
Определение и эпидемиология железодефицитной анемии — состояния, характеризующегося снижением количества гемоглобина в единице объема крови. Особенности дефицитных, постгеморрагических, гипопластических и гемолитических анемий. Роль железа в организме.
презентация, добавлен 22.12.2014
Понятие и основные причины возникновения, а также факторы развития анемии как снижения уровня гемоглобина и (или) эритроцитов в единице объема крови, диагностика и лечение. Ее формы: железодефицитная, гемолитическая, апластическая, гипопролиферативная.
разработка урока, добавлен 08.10.2014
Низкие запасы железа при рождении. Избыточные потери или повышенное потребление железа тканями. Клинические проявления железодефицитной анемии. Установление причин и факторов, сопутствующих развитию анемии. Наиболее употребляемые препараты железа.
презентация, добавлен 21.12.2014
Клинические проявления железодефицитной анемии. Установление причин и факторов, сопутствующих развитию анемии. Методика лечения: получение полной клинико-гематологической ремиссии, которая достигается путем возмещения дефицита железа в крови и тканях.
презентация, добавлен 31.03.2015
Физиологическая роль железа в организме. Эпидемиология железодефицитной анемии. Диагностика, этиология и патогенез ЖДА у детей, клиническая картина. Подходы к лечению анемии: медикаментозное, ферротерапия, витамины и микроэлементы; профилактика ЖДА.
курсовая работа, добавлен 07.04.2016
Эпидемиология, классификация гемолитических анемий — группы анемий, обусловленных повышенным разрушением эритроцитов. Клинические проявления аутоиммунной гемолитической анемии с неполными тепловыми агглютинами. Лабораторные исследования. Методы лечения.
презентация, добавлен 14.02.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Общие синдромы для всех форм анемии и ее диагностика. Анализ этиологии и патогенеза железодефицитного малокровия. Течение беременности, родов и послеродового периода при сниженном гемоглобине в крови. Особенность лечения данного заболевания у детей.
Подобные документы
Характеристика понятия и сущности анемии, изучение ее этиологии и патогенеза, клиники, особенностей лечения. Описание клинических проявлений железодефицитной, В12-фолиеводефицитной анемии. Анализ роли медицинской сестры в профилактике заболевания.
курсовая работа, добавлен 14.04.2015
Характеристика этиологии и патогенеза железодефицитной анемии. Описание клинической картины развития заболевания, его влияния на беременность. Характеристика диагностики и лечения заболевания. Анализ мер профилактики и прогнозирование осложнений гестации.
дипломная работа, добавлен 14.03.2017
Ведение беременных с высоким риском анемии и пиелонефрита; течение беременности, родов, послеродового периода. Признаки и диагностика анемии при хронических заболеваниях. Железодефицитная анемия: клинические проявления, уровень гемоглобина; лечение.
учебное пособие, добавлен 15.05.2012
Определение понятия анемии, или малокровия. Описание этиологии, патогенеза, основных клинических симптомов заболевания. Особенности диагностики и лечения анемии. Анемия как сопутствующий симптомом внутренних инфекционных и онкологических болезней.
реферат, добавлен 03.06.2019
Особенности кроветворения у детей. Описание этиологии, патогенеза, источников, классификации, клинических симптомов, основных методов диагностики и лечения железодефицитной анемии (малокровия), ревматизма, врожденных и приобретенных пороков сердца.
презентация, добавлен 26.12.2016
Характерные изменения эритроцитов периферической крови при анемии, классификацирующейся по особенностям этиологии и патогенеза. Формы постгеморрагической анемии, желедефицитной и анемии при кровообразовании. Гипопластическая и апластическая анемии.
реферат, добавлен 17.11.2012
Общая характеристика анемии. Анализ видов анемии, развивающихся во время беременности. Классификация анемии по степени тяжести. Анализ способов диагностики заболевания и групп риска. Описание возможных осложнений в родах. Анализ средств лечения анемии.
презентация, добавлен 27.12.2016
Определение понятия анемии – гематологического синдрома, характеризующегося снижением содержания эритроцитов и/или гемоглобина в единице объема крови. Описание этиологии, патогенеза, клинических симптомов, методов диагностики и лечения заболевания.
статья, добавлен 17.02.2019
Причины снижения концентрации гемоглобина в крови. Классификационные признаки анемии, применяемые в медицинской практике. Этиологические факторы железодефицитной анемии. Ее патогенез и клинические проявления. Профилактика и методы лечения малокровия.
реферат, добавлен 20.03.2015
Исследование системы органов дыхания, кровообращения, пищеварения и мочеотделения. Особенность проведения ультразвукового исследования. Анализ лечения железодефицитной анемии средней степени тяжести. Характеристика диагностики и лечения заболевания.
история болезни, добавлен 30.11.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Общие синдромы для всех форм анемии и ее диагностика. Анализ этиологии и патогенеза железодефицитного малокровия. Течение беременности, родов и послеродового периода при сниженном гемоглобине в крови. Особенность лечения данного заболевания у детей.
Подобные документы
Клинические признаки анемии у кошек. Диагностика с помощью расширенного анализа крови. Причины гемолиза эритроцитов. Лечение: переливание крови, кортикостероиды, антигельминтные препараты, иммуностимуляторы или хирургия. Прогноз для кошек с анемией.
статья, добавлен 01.04.2019
Этиология и патогенез анемии, степени ее тяжести, клиническая картина и проявления. Оценка опасности данного заболевания при беременности, его негативное влияние на мать и плод. Подходы к диагностике и лечению, а также мероприятия по профилактике анемии.
контрольная работа, добавлен 08.10.2017
Исследование состояния сердечно-сосудистой системы, системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы, системы крови. Обоснование диагноза железодефицитной анемии легкой степени. Рассмотрение этиологии, патогенеза и лечения заболевания.
история болезни, добавлен 31.03.2019
Причины развития острой железодефицитной анемии у детей, симптомы гипосидероза. Определение уровня железа в сыворотке крови больных. Устранение причин кровотечения, борьба с гипоксией и острой сосудистой недостаточностью. Диагностика и лечение анемии.
реферат, добавлен 03.09.2015
Анализ беременности, родов и послеродового периода у женщин с эпилепсией. Сравнительный анализ течения желанной и незапланированной беременности. Система гемостаза и факторы риска неблагоприятного течения беременности, оценка состояния новорожденных.
автореферат, добавлен 29.11.2017
Знакомство с патологическими формами анемии при беременности. Общая характеристика основных факторов риска развития анемии у беременных: плохие бытовые условия, хронические заболевания, хронические интоксикации. Анализ симптомов анемического синдрома.
реферат, добавлен 27.04.2016
Определение понятия анемии — патологического состояния, характеризующегося снижением содержания гемоглобина в единице объема крови. Ознакомление с классификацией анемий по патогенезу. Анализ основных патогенетических звеньев развития дефицитной анемии.
презентация, добавлен 20.11.2016
Понятие анемии как патологического состояния, характеризующегося снижением уровня гемоглобина и уменьшением количества эритроцитов в единице объема крови. Предпосылки ее развития, клиническая картина и распространенность. Принципы диагностики и лечения.
презентация, добавлен 28.09.2018
Наблюдение за показателями гемоглобина в крови во время беременности. Состояние гидремии. Понятие анемии и причины её возникновения. Последствия анемии для беременной женщины и для здоровья ребёнка. Симптомы и лечение анемии при беременности.
статья, добавлен 13.03.2014
Рассмотрение трех, часто встречающихся, видов анемии: железодефицитной, гемолитической и В-12 дефицитной анемии. Их различие по этиологии и предрасполагающим факторам; клиническим картинам и диагностике; по методам обследования, лечению и профилактике.
курсовая работа, добавлен 16.12.2014
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Èññëåäîâàíèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ïðåïàðàòîâ, ïðèìåíÿåìûõ äëÿ åå ëå÷åíèÿ. Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé íà îñíîâå óäîáñòâà, âîçìîæíîñòè ýôôåêòèâíîãî åå ïðèìåíåíèÿ â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå. Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Àíåìèÿ — ãðóïïà êëèíèêî-ãåìàòîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, îáùèì ìîìåíòîì äëÿ êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå êîíöåíòðàöèè ãåìîãëîáèíà â êðîâè, ÷àùå ïðè îäíîâðåìåííîì óìåíüøåíèè ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ (èëè îáùåãî îáú¸ìà ýðèòðîöèòîâ). Òåðìèí «àíåìèÿ» áåç äåòàëèçàöèè íå îïðåäåëÿåò êîíêðåòíîãî çàáîëåâàíèÿ, òî åñòü àíåìèþ ñëåäóåò ñ÷èòàòü îäíèì èç ñèìïòîìîâ ðàçëè÷íûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé.
Ñàìà ïî ñåáå ëþáàÿ àíåìèÿ íå ÿâëÿåòñÿ çàáîëåâàíèåì, íî ìîæåò âñòðå÷àòüñÿ êàê ñèíäðîì ïðè öåëîì ðÿäå çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ìîãóò áûòü ëèáî ñâÿçàíû ñ ïåðâè÷íûì ïîðàæåíèåì ñèñòåìû êðîâè, ëèáî íå çàâèñåòü îò íåãî.  ñâÿçè ñ ýòèì ñòðîãàÿ íîçîëîãè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé íåâîçìîæíà. Äëÿ êëàññèôèêàöèè àíåìèé ïðèíÿòî èñïîëüçîâàòü ïðèíöèï ïðàêòè÷åñêîé öåëåñîîáðàçíîñòè. Äëÿ ýòîãî íàèáîëåå óäîáíî äåëèòü àíåìèè ïî åäèíîìó êëàññèôèêàöèîííîìó ïðèçíàêó — öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ.
Öåëü äàííîé ðàáîòû çàêëþ÷àåòñÿ â èññëåäîâàíèè æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è ïðåïàðàòîâ, ïðèìåíÿåìûõ äëÿ åå ëå÷åíèÿ.
 ñîîòâåòñòâèè ñ óêàçàííîé öåëüþ, ïîñòàâëåíû ñëåäóþùèå çàäà÷è:
1) èçó÷èòü ïîíÿòèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè;
2) èçó÷èòü ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû àïòåêè ãîðîäà Ïîëåâñêîé «Àëüôà Æèâèêà», ïðèìåíÿåìûå äëÿ ëå÷åíèÿ àíåìèè;
3) ïðîàíàëèçèðîâàòü ðàñõîä æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ çà 2013 ãîä.
Íàèáîëåå ïîäðîáíî ïîñòàâëåííûå çàäà÷è ÿ ïîñòàðàëàñü îòðàçèòü â ãëàâàõ 1,2, 5 è 6.  çàêëþ÷åíèè ÿ ïîäâåëà èòîãè ïî ïðîäåëàííîé ðàáîòå è ñäåëàëà âûâîä ïî ïîñòàâëåííûì çàäà÷àì.
1. ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÀÍÅÌÈÉ
Àíåìèè ïîäðàçäåëÿþò íà ãðóïïû ïî ðàçëè÷íûì ïðèçíàêàì. Êëàññèôèêàöèÿ àíåìèé â îñíîâíîì îñíîâûâàåòñÿ íà óäîáñòâå, âîçìîæíîñòè ýôôåêòèâíîãî å¸ ïðèìåíåíèÿ â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå.
1. Ïî öâåòîâîìó ïîêàçàòåëþ
Öâåòîâîé ïîêàçàòåëü (ÖÏ) ïîêàçûâàåò ñòåïåíü íàñûùåíèÿ ýðèòðîöèòà ãåìîãëîáèíîì.  íîðìå îí ðàâåí 0,85 — 1,05.  çàâèñèìîñòè îò íåãî ðàçëè÷àþò òàêèå àíåìèè êàê:
1) Ãèïîõðîìíàÿ àíåìèÿ
· Ãèïîõðîìíûå — ÖÏ < 0,85 (ïî íåêîòîðûì èñòî÷íèêàì íèæå 0,8):
· Æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ
· Òàëàññåìèÿ
2) Íîðìîõðîìíàÿ àíåìèÿ
· Íîðìîõðîìíûå — ÖÏ 0,85-1,05:
· ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè (êîãäà ñêîðîñòü ðàçðóøåíèÿ ýðèòðîöèòîâ ïðåâûøàåò ñêîðîñòü èõ ïðîäóêöèè)
· ïîñòãåìîððàãè÷åñêàÿ (êàê ðåçóëüòàò ïîòåðè êðîâè âñëåäñòâèå êðîâîòå÷åíèÿ èëè êðîâîèçëèÿíèÿ)
· íåîïëàñòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ êîñòíîãî ìîçãà
· àïëàñòè÷åñêèå àíåìèè
· âíåêîñòíîìîçãîâûå îïóõîëè
· àíåìèè âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ âûðàáîòêè ýðèòðîïîýòèíà
3) Ãèïåðõðîìíàÿ àíåìèÿ
· Ãèïåðõðîìíûå — ÖÏ > 1,1:
· âèòàìèí B12-äåôèöèòíàÿ àíåìèÿ
· ôîëèåâîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ
· ìèåëîäèñïëàñòè÷åñêèé ñèíäðîì
2. Ïî ñòåïåíè òÿæåñòè
 çàâèñèìîñòè îò âûðàæåííîñòè ñíèæåíèÿ óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà âûäåëÿþò òðè ñòåïåíè òÿæåñòè àíåìèè:
· ˸ãêàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà íèæå íîðìû, íî âûøå 90 ã/ë;
· Ñðåäíÿÿ — ãåìîãëîáèí â ïðåäåëàõ 90-70 ã/ë;
· Òÿæ¸ëàÿ — óðîâåíü ãåìîãëîáèíà ìåíåå 70 ã/ë.
Êàê ìû ìîæåì çàìåòèòü — âèäîâ àíåìèé ìíîãî è âñå îíè îòëè÷àþòñÿ ïî âûøå èçëîæåííûì ïðèçíàêàì, ñëåäîâàòåëüíî, è ëå÷åíèå êàêîé-ëèáî àíåìèè áóäåò îòëè÷àòüñÿ îò äðóãîé.
Îçíàêîìèâøèñü ñ áîëüøèì êîëè÷åñòâîì àíåìèé ÿ ðåøèëà ïîïîäðîáíåå èçó÷èòü æåëåçîäåôèöèòíóþ àíåìèþ (ÆÄÀ).
2. ÝÒÈÎËÎÃÈß. ÏÐÈ×ÈÍÛ ÂÎÇÍÈÊÍÎÂÅÍÈß ÆÅËÅÇÎÄÅÔÈÖÒÍÎÉ ÀÍÅÌÈÈ
Îäíîé èç ãëàâíûõ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ ÆÄÀ ÿâëÿåòñÿ õðîíè÷åñêàÿ ïîòåðÿ êðîâè.
1. Æåëóäî÷íî-êèøå÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ:
· ÿçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè
· äèâåðòèêóë ïèùåâîäà
· ãðûæà ïèùåâîäíîãî îòâåðñòèÿ äèàôðàãìû
· äèâåðòèêóëû è ïîëèïîç òîëñòîé êèøêè
· ãåìîððîé
· ïðèåì àñïèðèíà, èíäîìåòàöèíà, àíòèêîàãóëÿíòîâ
· íåìàòîäîç
2. Ìàòî÷íûå êðîâîòå÷åíèÿ:
· ïîòåðè â ìåíñòðóàëüíîì öèêëå,
· ôèáðîìèîìàòîç,
· ýíäîìåòðèîç,
· îïóõîëè.
3. Äðóãèå ïðè÷èíû:
· ïàðîêñèçìàëüíàÿ íî÷íàÿ ãåìîãëîáèíóðèÿ
· ãåìîñèäåðîç ëåãêîãî
4. Îïóõîëè:
· ðàê ïðÿìîé è òîëñòîé êèøêè
· ðàê ïèùåâîäà, æåëóäêà, òîíêîé êèøêè
· ðàê ìî÷åâîãî ïóçûðÿ
5. Ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü â æåëåçå:
· áåðåìåííîñòü è ïåðèîä ëàêòàöèè
· ìëàäåí÷åñòâî
· ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò (þâåíèëüíûé õëîðîç)
· äèôèëîáîòðèîç
6. Íåäîñòàòî÷íîå ïîñòóïëåíèå æåëåçà:
· ãàñòðîäóîäåíèò
· êîëèò
· ãàñòðýêòîìèÿ
· àëèìåíòàðíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü æåëåçà, âåãåòàðèàíñòâî, ãîëîäàíèå
· àõëîðãèäðèÿ
Æåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè èìåþò ìíîãî ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ: íåäîñòàòîê ïîñòóïàþùåãî æåëåçà ñ ïèùåé, ïîâûøåíèå ïîòðåáíîñòè â æåëåçå (ïðè áåðåìåííîñòè, ëàêòàöèè), íåäîñòàòî÷íîå âñàñûâàíèå, ãîëîäàíèå (äåôèöèò áåëêîâîé ïèùè ïðèâîäèò ê óìåíüøåíèþ âñàñûâàíèÿ).òàêæå ïðè÷èíàìè ìîãóò íåóñâîåíèå æåëåçà çà ñ÷åò ïîðàæåíèÿ êèøå÷íèêà (ýíòåðèòû, ýíòåðîêîëèòû — íàðóøåíèå òðàíñïîðòà æåëåçà), ïðè äëèòåëüíîé ìàññèâíîé àíòèáèîòèêîòåðàïèè (äèñáàêòåðèîç); êðîâîïîòåðè îñòðûå è õðîíè÷åñêèå. Àíåìèè ìîãóò ñâÿçàíû ñ áûñòðûì ðîñòîì. Òàêæå ïðè÷èíàìè àíåìèé ìîãóò èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ.
Ãåìîëèòè÷åñêèå àíåìèè ìîãóò áûòü ñâÿçàíû ñ ïðèìåíåíèåì òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ, ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ è äð.
Ãèïåðõðîìíûå àíåìèè ïîÿâëÿþòñÿ ïðè íåäîñòàòêå ôîëèåâîé êèñëîòû è âèòàìèíà Â12. Êàê ïðàâèëî ïðè÷èíîé ýòèõ àíåìèè ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãèÿ æåëóäêà (àòðîôèÿ ñëèçèñòîé, âûñîêàÿ ðåçåêöèÿ æåëóäêà è äð.), ïðè ãëèñòíûõ èíâàçèÿõ (øèðîêèé ëåíòåö), ïðè ìàññèâíûõ ïîðàæåíèÿõ âñåãî ÆÊÒ.
Íàñëåäñòâåííûå àíåìèè. Ñâÿçàíû â äåôèöèòîì òåõ èëè èíûõ ôåðìåíòîâ.
Òàêæå ñóùåñòâóþò àíåìèè ñâÿçàííûå ñ ïàòîëîãèåé ïå÷åíè è ïî÷åê. Ïðè ïàòîëîãèè ïå÷åíè âîçíèêàåò íåäîñòàòîê òðàíñïîðòíûõ áåëêîâ.
Òàêæå åñòü ïñåâäîæåëåçîäåôèöèòíûå àíåìèè — æåëåçà â êðîâè äîñòàòî÷íî, íî îíî íå óñâàèâàåòñÿ â êîñòíîì ìîçãå. Ýòà àíåìèÿ âîçíèêàåò ïðè îòðàâëåíèè ñâèíöîì, ãèïîòèðåîçå, âðîæäåííûõ àíîìàëèÿõ ðàçâèòèÿ. Ïðåïàðàòû æåëåçà ýòèì áîëüíûì ïðîòèâîïîêàçàíû.
3. ÏÀÒÎÃÅÍÅÇ
æåëåçîäåôèöèòíûé àíåìèÿ ëå÷åíèå êëèíè÷åñêèé
Îáùèå çàïàñû æåëåçà â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ñîñòàâëÿþò îò 2 äî 6 ãðàìì, ñîäåðæàíèÿ æåëåçà ó ìóæ÷èí âûøå, ÷òî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ó æåíùèí èìååò ìåñòî ïîñòîÿííàÿ åæåìåñÿ÷íàÿ êðîâîïîòåðÿ. Æåëåçî ñîäåðæèòñÿ â ýðèòðîöèòàõ, öèòîõðîìàõ (ôåðìåíòû), íåêîòîðûõ ãèäðîëàçàõ. Æåëåçî äåïîíèðîâàíî â êîñòíîì ìîçãå.  ñóòêè îðãàíèçì ÷åëîâåêà òåðÿåò 1 ìã æåëåçà.  ïåðèîä ìåíñòðóàöèè æåíùèíà òåðÿåò 15-25 ìã æåëåçà.  ñóòî÷íîé äèåòå ñîäåðæèòñÿ äî 20 ìã æåëåçà, à âñàñûâàåòñÿ 1-3 ìã. Äëÿ ïîêðûòèÿ ñóòî÷íûõ ïîòåðü æåëåçà êîíöåíòðàöèÿ æåëåçà â ïðîñâåòå êèøêè äîëæíà áûòü â 10-15 ðàç âûøå. Åñëè ñîäåðæàíèÿ æåëåçà áóäåò â ïèùå ìåíüøå, òî è âñàñûâàíèå áóäåò ïðîèñõîäèò â ìåíüøåé ñòåïåíè.
Âñàñûâàíèå æåëåçà ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì â 12-òèïåðñòíîé êèøêå. Âñàñûâàåòñÿ â ôîðìå ãåìîâîãî è íåãåìîâîãî æåëåçà. Ëó÷øå âñàñûâàåòñÿ â âèäå äâóõâàëåíòíîãî æåëåçà. Òðåõâàëåíòíîå æåëåçî ïðàêòè÷åñêè íå âñàñûâàåòñÿ, è äîëæíî ïðåâðàùàòüñÿ ïåðåä âñàñûâàíèåì â äâóõâàëåíòíîå æåëåçî. Ýòî ïåðåõîä îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ó÷àñòèåì ñîëÿíîé êèñëîòû, àñêîðáèíîâîé êèñëîòû è äðóãèõ îðãàíè÷åñêèõ êèñëîò.
 ïðîöåññå âñàñûâàíèÿ ó÷àñòâóþò ðàçëè÷íûå áåëêè — ïðè ïåðåíîñå ÷åðåç ñëèçèñòóþ, ïðè ïåðåíîñå èç êèøêè â êðîâåòâîðíûå îðãàíû. Áåëîê, êîòîðûé ïåðåíîñèò æåëåçî ÷åðåç ñëèçèñòóþ ïåðåíîñèò æåëåçî òîëüêî îäèí ðàç, à çàòåì ïîäâåðãàåòñÿ ðàçðóøåíèþ. Äëÿ ñèíòåçà íîâîé ïîðöèè áåëêà íåîáõîäèì ïåðèîä 4-6 ÷àñîâ. Ýòîò ôàêòîð âåðîÿòíî ÿâëÿåòñÿ òåì ôàêòîðîì, êîòîðûé îãðàíè÷èâàåò âñàñûâàíèå æåëåçà èç ÆÊÒ. Ïîýòîìó ñ÷èòàåòñÿ âñàñûâàíèå æåëåçà óëó÷øàåòñÿ ïðè èçìåíåíèè ÷àñòîòû ïðèåìà ïðåïàðàòîâ â òå÷åíèå ñóòîê.
4. ÏÎÊÀÇÀÍÈß Ê ÏÐÈÌÅÍÅÍÈÞ ÏÐÅÏÀÐÀÒÎÂ ÆÅËÅÇÀ
Ïðåïàðàòû æåëåçà íàçíà÷àþò â îñíîâíîì ïî ñëåäóþùèì ïîêàçàíèÿì:
1. Ñíèæåíèå æåëåçà â ñûâîðîòêå äî óðîâíÿ íèæå 14.3 ìêìîëü/ë, ãåìîãëîáèíà ìåíåå 100 ã/ë, ýðèòðîöèòîâ ìåíåå 4.0 × 1012.
2. Îñòðûå è õðîíè÷åñêèå òÿæåëûå èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ, òàê êàê ïðè íèõ æåëåçî ðàñõîäóåòñÿ íà íåéòðàëèçàöèþ òîêñèíîâ, æåëåçî ôèêñèðóåòñÿ â îáëàñòè âîñïàëåíèÿ, ôàãîöèòèðóåòñÿ ôàãîöèòàìè.
Ëå÷åíèå æåëåçîäåôèöèòíûõ àíåìèé âñåãäà íà÷èíàþò ñ ïåðîðàëüíîãî ïðèåìà æåëåçà. Òîëüêî ïðè îñîáûõ ïîêàçàíèÿõ ïåðåâîäÿò íà ïàðåíòåðàëüíûé ïðèåì.
 àííîòàöèÿõ ê ïðåïàðàòàì ïðîèçâîäèòåëü âñåãäà ïîäðîáíî óêàçûâàåò ïîêàçàíèÿ ê ïðèìåíåíèþ. (Ïðèëîæåíèå 1)
Ðåçóëüòàòû ëå÷åíèÿ îöåíèâàþò ïî:
1) Èçìåíåíèþ ñîäåðæàíèÿ ðåòèêóëîöèòîâ. Ñ÷èòàåòñÿ ðåòèêóëîöèòàðíûé êðèç ïîÿâëÿåòñÿ íà 3-7 ñóòêè îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà. Ñîäåðæàíèå ðåòèêóëîöèòîâ ìîæåò ïðè ýòîì âîçðàñòàòü äî 10-20 ïðîìèëëå. Ìàêñèìàëüíàÿ ðåòèêóëîöèòàðíàÿ ðåàêöèÿ íàñòóïàåò íà 7-10 ñóòêè îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ.
2) Ïðèðîñò ãåìîãëîáèíà íà÷èíàåòñÿ ñ 5 ñóòîê ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèè. Åñëè â òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà ïðèðîñòà ãåìîãëîáèíà íåò, òî ýòî ãîâîðèò î ïëîõîì óñâîåíèè ïðåïàðàòîâ æåëåçà. Íîðìàëüíûì ñ÷èòàåòñÿ ïðèðîñò ãåìîãëîáèíà 1% â ñóòêè, èëè íà 0.15 ã â ñóòêè.
3) Âîññòàíîâëåíèå ÷èñëà ýðèòðîöèòîâ è öâåòíîãî ïîêàçàòåëÿ.
Ïðè ïðàâèëüíîì ëå÷åíèå âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîãî ãåìîãëîáèíà äîëæíî ïðîèçîéòè ê 3-6 íåäåëå îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ. Ïîëíàÿ íîðìàëèçàöèÿ ãåìîãëîáèíà êðîâè ïðîèñõîäèò íà 2-3 ìåñÿöå îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ. Âîññòàíîâëåíèå çàïàñà æåëåçà íàñòóïàåò íà 4-6 ìåñÿö îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, êóðñ ëå÷åíèÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè äîëæåí ñîñòàâëÿòü íå ìåíåå 4-6 ìåñÿöåâ. Åñëè â òå÷åíèå ìåñÿöà ãåìîãëîáèí íå èìååò òåíäåíöèè ê âîññòàíîâëåíèþ, òî íàäî ïðîàíàëèçèðîâàòü âñþ òàêòèêó ëå÷åíèÿ è ñäåëàòü âûâîäû.
Ïîñëå ïðîâåäåíèÿ êóðñà ëå÷åíèÿ ïðåïàðàòàìè æåëåçà ðåêîìåíäóþò äëÿ çàêðåïëåíèÿ ýôôåêòà ïîâòîðÿòü êóðñû 2-3 ðàçà ÷åðåç ïîëãîäà. Òàêèì îáðàçîì, âåñü ïðîöåññ ëå÷åíèÿ àíåìèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 2-õ ëåò.
5. ÏÐÅÏÀÐÀÒÛ ÆÅËÅÇÀ
Âñå ïðåïàðàòû ñîäåðæàò íåñêîëüêî âèäîâ ñîëåé æåëåçà. ×àùå âñåãî ñóëüôàò æåëåçà, àñêîðáèíàò æåëåçà, ëàêòàò æåëåçà, òðåõâàëåíòíîå æåëåçî.
Ñóùåñòâóåò äâà ïîêàçàòåëÿ â âûáîðå äîçû ïðåïàðàòà: îáùåå ñîäåðæàíèå ñîëè æåëåçà è ñîäåðæàíèå ñâîáîäíîãî æåëåçà. Äåëî â òîì, ÷òî ïðè íàçíà÷åíèè ïðåïàðàòîâ æåëåçà äîçà ðàññ÷èòûâàåòñÿ íå ïî ñîëåâîìó ñîñòàâó, à ïî ñîäåðæàíèþ ñâîáîäíîãî æåëåçà.
Ìèíèìàëüíàÿ ñóòî÷íàÿ äîçà ñâîáîäíîãî æåëåçà äîëæíà ñîñòàâëÿòü íå ìåíåå 100 ìã. Îïòèìàëüíîé ñóòî÷íîé äîçîé ÿâëÿåòñÿ 150-200 ìã. Åñëè îïòèìàëüíàÿ äîçà õîðîøî ïåðåíîñèòñÿ òî ìîæíî óâåëè÷èòü äîçó äî 300-400 ìã (ìàêñèìàëüíàÿ ïåðîðàëüíàÿ äîçà). Ïðè ýòîì îáû÷íî, ñêîðîñòü óâåëè÷åíèÿ ïðèðîñòà æåëåçà â êðîâè áóäåò ñîñòàâëÿòü 0.3 — 0.5ã â ñóòêè. Åñëè óâåëè÷èâàòü äîçó åùå áîëüøå ê ïîëîæèòåëüíîìó ýôôåêòó íå ïðèâîäèò òàê êàê âñàñûâàíèå íå óâåëè÷èâàåòñÿ. Òåðàïåâòè÷åñêèé äèàïàçîí äîç ñîñòàâëÿåò 100-400 ìã. Âûáîð çàâèñèò îò èíäèâèäóàëüíîé ïåðåíîñèìîñòè æåëåçà, âûðàæåííîñòè àíåìèè.
Îáû÷íî ñóòî÷íàÿ äîçà äåëèòñÿ íà 3-4 ïðèåìà. Ïðè íàçíà÷åíèè âûñîêèõ äîç (áîëåå 200 ìã), òî öåëåñîîáðàçíî äåëèòü òàêèå äîçû íà 6-8 ïðèåìîâ, òàê êàê ñ÷èòàåòñÿ ÷òî ïåðåíîñèìîñòü âûñîêèõ äîç óëó÷øàåòñÿ ïðè äðîáíîì ïðèåìå. Äëÿ òîãî ÷òîáû óëó÷øèòü ïåðåíîñèìîñòü ïðåïàðàòîâ æåëåçà, óëó÷øèòü èõ âñàñûâàíèå ðåêîìåíäóþò çà ÷àñ äî ïðèåìà ïðåïàðàòîâ æåëåçà ïðèíèìàòü ïàíêðåàòèí, ôåñòàë è äðóãèå ôåðìåíòíûå ïðåïàðàòû. Ìîæíî ïðèìåíÿòü ìåä. Åñëè ïðè ïðèåìå æåëåçà äî åäû ïîÿâëÿþòñÿ äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà òî ìîæíî íàçíà÷àòü æåëåçî ÷åðåç 2 ÷àñà ïîñëå åäû.
Âûøå óêàçàííûå äàííûå ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ íà âñå æåëåçîñîäåðæàùèå ïðåïàðàòû (Ïðèëîæåíèå 1).
Çà âðåìÿ ïðîõîæäåíèÿ ïðàêòèêè ÿ èçó÷èëà ðàñõîä ïÿòè æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ, îòïóñêàåìûõ èç àïòåêè ãîðîäà Ïîëåâñêîãî «Àëüôà Æèâèêà» çà 2013 ãîä. Ýòè èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî íàèáîëüøèì ñïðîñîì ïîëüçóþòñÿ òàêèå ïðåïàðàòû êàê: Ôåíþëüñ êàïñ. ¹30 è Àêòèôåððèí êàï. ä/âí. ïðèì. ôë. 30ìë. Òàáëèöû è ãðàôèêè, ïî êîòîðûì ÿ ñäåëàëà òàêîé âûâîä, ïðåäñòàâëåíû â ïðèëîæåíèè 2.
Òàêæå, íà áàçå àíàëèòè÷åñêèõ äàííûõ, ÿ ïðîàíàëèçèðîâàëà, â êàêîå âðåìÿ ãîäà æåëåçîñîäåðæàùèå ïðåïàðàòû ïîëüçóþòñÿ ñïðîñîì. Ìîè èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî äàííûå ïðåïàðàòû ÷àùå âñåãî ïîêóïàþò âåñíîé (ìàðò, àïðåëü) è ðàííåé îñåíüþ (ñåíòÿáðü, îêòÿáðü). Ýòè ïîêàçàòåëè ñâÿçàíû ñ òåì, ÷òî â óêàçàííûå âðåìåíà ãîäà èäåò íåäîñòàòîê âèòàìèíîâ, ñíèæåíèå çàùèòíûõ ñèë îðãàíèçìà è èììóííîé ñèñòåìû.  ýòîò ïåðèîä íàèáîëåå âîñòðåáîâàí ïðèåì âèòàìèííî-ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ Ñà, à îñîáåííî Fe, êîòîðîå ó÷àñòâóåò â îáùåì îáìåíå âåùåñòâ. Áîëåå ïîäðîáíûå äàííûå ïðèâåäåíû â ïðèëîæåíèè 3.
6. ÂÎÇÌÎÆÍÛÅ ÏÎÁÎ×ÍÛÅ ÝÔÔÅÊÒÛ ÏÐÈ ÏÐÈÌÅÍÍÅÍÈÈ ÏÐÅÏÀÐÀÒΠÆÅËÅÇÀ
Îñòðûå îñëîæíåíèÿ ñâÿçàíû ñ ïåðåäîçèðîâêîé ïðåïàðàòàìè. Ïðè ïðèåìå âíóòðü ìîãóò âûÿâëÿòüñÿ:
· äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (òîøíîòà, ðâîòà, çàïîðû)
· êîëëàïòîèäíûå ñîñòîÿíèÿ, ÷òî ñâÿçàíî ñ èçìåíåíèåì ïðîíèöàåìîñòè òêàíåé, ïðè ââåäåíèè áîëüøèõ äîç æåëåçà
· êîìàòîçíûå ñîñòîÿíèÿ
· íåêðîç ñëèçèñòîé êèøå÷íèêà ïðè íàçíà÷åíèè îäíîìîìåíòíî áîëüøèõ äîç æåëåçà ïåðîðàëüíî
· àöèäîç
· ïîðàæåíèå ïå÷åíè
Ïðè ïàðåíòåðàëüíîì ââåäåíèè:
· òîøíîòà, ðâîòà
· àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè
· áîëè çà ãðóäèíîé, îñîáåííî ïðè áûñòðîì ââåäåíèè ïðåïàðàòà.
Èíîãäà ïðåïàðàòû æåëåçà âíóòðèâåííî ââîäÿò ïîä ïðèêðûòèåì àíàëüãåòèêîâ — ïðîìåäîë.  òàêîì ñëó÷àå áîëü ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ ìàññèâíûì ïîñòóïëåíèåì æåëåçà â îðãàíû êðîâåòâîðåíèÿ, à èìåííî:
· óñèëåíèå ïîòîîòäåëåíèÿ
· ïîêðàñíåíèÿ øåè è ëèöà
· àðèòìèè — AV-áëîêàäà
· äåïèãìåíòàöèÿ êîæè ïðè äëèòåëüíîì ïðèìåíåíèè
Õðîíè÷åñêèå ïîáî÷íûå ÿâëåíèÿ âîçíèêàþò ïðè èçáûòî÷íîì ââåäåíèè æåëåçà:
· ãåìîõðîìàòîç — îòëîæåíèå æåëåçà â îðãàíàõ è òêàíÿõ — ïå÷åíü, ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà (ôèáðîç, äèàáåò) ïðåæäå âñåãî.
Íàçíà÷àþò ïðåïàðàòû, êîòîðûå âûâîäÿò æåëåçî — êàòàöèí êàëüöèÿ, äèñôåðàë (60 ìã/êã).
 èíñòðóêöèè ïî ïðèìåíåíèþ â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå îïèñûâàþòñÿ âñå âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ (Ïðèëîæåíèå 1).
ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
 ðåçóëüòàòå èññëåäîâàíèÿ äàííîé ðàáîòû áûëè èçó÷åíû âîïðîñû, êàñàþùèåñÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè — ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, ïðåïàðàòû, íåîáõîäèìûå äëÿ ëå÷åíèÿ. Òàêæå ìíîþ áûëè ñäåëàíû ñëåäóþùèå âûâîäû: ÆÄÀ — ìàëîêðîâèå, êîòîðîå îáóñëàâëèâàåòñÿ íåäîñòàòêîì â îðãàíèçìå æåëåçà è ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé. Æåëåçî âõîäèò â ñîñòàâ ãåìîãëîáèíà êðàñíûõ êëåòîê êðîâè — ýðèòðîöèòîâ. Îñíîâíîé ïðè÷èíîé íåäîñòàòêà æåëåçà â îðãàíèçìå ÿâëÿåòñÿ êðîâîïîòåðÿ.
 õîäå ïðîäåëàííîé ðàáîòû ÿ äîñòèãëà ïîñòàâëåííîé ïåðåä ñîáîé öåëè, ïóòåì âûïîëíåíèÿ ñëåäóþùèõ çàäà÷:
· èçó÷èëà ïîíÿòèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè;
· èçó÷èëà ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû, ïðèìåíÿåìûå äëÿ åå ëå÷åíèÿ;
· ïðîàíàëèçèðîâàëà ðàñõîä æåëåçîñîäåðæàùèõ ïðåïàðàòîâ çà âåñíó è îñåíü 2013 ãîäà.
 õîäå âûøåèçëîæåííûõ äàííûõ ÿ ïðèøëà ê âûâîäó î òîì, ÷òî æåëåçîñîäåðæàùèå ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ÿâëÿþòñÿ íåìàëîâàæíûìè äëÿ ñîâðåìåííîé ìåäèöèíû è íåïîñðåäñòâåííî ôàðìàêîëîãèè. Ýòè ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû î÷åíü âîñòðåáîâàíû íà ôàðìàöåâòè÷åñêîì ðûíêå. Ñ äàâíèõ âðåìåí è ïî ñåé äåíü âñå ôàðìàöåâòè÷åñêèå çàâîäû è ôàáðèêè ìèðà ðàçâèâàþò äàííîå íàïðàâëåíèå è áóäóò ðàçâèâàòü åãî â äàëüíåéøåì.
ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÓÅÌÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
1. Øóëóòêî Á. È. Âíóòðåííÿÿ ìåäèöèíà. Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé â 2 òîìàõ. Ñïá.: «Ëåâøà. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã», 2006.
2. Øóëóòêî Á. È., Ìàêàðåíêî Ñ. Â. Ñòàíäàðòû äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ âíóòðåííèõ áîëåçíåé. 3-å èçä. ÑÏá.: «Ýëáè-ÑÏÁ», 2005.
3. Àíýìèÿ // Ýíöèêëîïåäè÷åñêèé ñëîâàðü Áðîêãàóçà è Åôðîíà:  86 òîìàõ (82 ò. è 4 äîï.). ÑÏá., 1890—1907 (èíòåðíåò èñòî÷íèê).
4. Âñ¸ î æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè è å¸ ëå÷åíèè (èíòåðíåò èñòî÷íèê).
5. Áîëåçíè ñèñòåìû êðîâè — Àíåìèè (ìàëîêðîâèå) (èíòåðíåò èñòî÷íèê).
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru